Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОВД КЫРГЫЗСТАНА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ПОЛНОМОЧИЯ ОВД КЫРГЫЗСТАНА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон / демократия / права человека / семейное насилие / государство / органы внутренних дел / Кыргызстан / law / democracy / human rights / domestic violence / state / internal affairs agencies / Kyrgyzstan

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М Ю. Османов, С Ю. Чимаров

В статье представлен анализ нормативных правовых установлений Закона и постановления Правительства Кыргызской Республики, в части обеспечения в указанном государстве прав человека, касающихся предметной области охраны и защиты населения страны от имеющихся проявлений семейного насилия. Апеллируя к указанной проблеме, автор выявляет пределы компетенции национальных органов внутренних дел по реализации своей правоохранительной миссии, ориентированной на поддержание в обществе общественного порядка и обеспечение необходимой гармонии в отношениях между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE INTERNAL AFFAIRS OFFICES OF KYRGYZSTAN TO PROTECT AND PROTECT FROM DOMESTIC VIOLENCE: IN THE CONTEXT OF ENSURING HUMAN RIGHTS

The article presents an analysis of the normative legal provisions of the Law and Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic, in terms of ensuring human rights in the said state, concerning the subject area of protection and defense of the country's population from existing manifestations of domestic violence. Appealing to this problem, the author identifies the limits of competence of national internal affairs bodies in implementing their law enforcement mission, aimed at maintaining public order in society and ensuring the necessary harmony in relations between people.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОВД КЫРГЫЗСТАНА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

ПОЛНОМОЧИЯ ОВД КЫРГЫЗСТАНА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА

М.Ю. Османов, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Кыргызская Республика

Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-254-256

Аннотация. В статье представлен анализ нормативных правовых установлений Закона и постановления Правительства Кыргызской Республики, в части обеспечения в указанном государстве прав человека, касающихся предметной области охраны и защиты населения страны от имеющихся проявлений семейного насилия. Апеллируя к указанной проблеме, автор выявляет пределы компетенции национальных органов внутренних дел по реализации своей правоохранительной миссии, ориентированной на поддержание в обществе общественного порядка и обеспечение необходимой гармонии в отношениях между людьми.

Ключевые слова: закон, демократия, права человека, семейное насилие, государство, органы внутренних дел, Кыргызстан.

Произведенный народом Кыргызской Республики (далее - КР) выбор, в части продвижения своего государства по пути демократических преобразований, соизмерим с необходимостью формирования соответствующей нормативной правовой базы для правовой защиты каждого человека, независимо от его гражданства, от различных видов насилия, включая семейное. Для нашего государства проблема семейного насилия является одной из наиболее значимых, что подтверждается принятием Закона КР от 27 апреля 2017 г. № 63 «Об охране и защите от семейного насилия» [1]. В соответствии со ст. 6 указанного законодательного акта, органы внутренних дел (далее - ОВД) включены в круг субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия. Непосредственно, полномочия ОВД по охране и защите от семейного насилия закреплены в ст. 10 отмеченного Закона КР, согласно которой указанный правоохранительный институт:

1) осуществляет пресечение семейного насилия;

2) контролирует исполнение условий временного охранного ордера, а также со-

действуют исполнению решения суда по фактам семейного насилия;

3) ведет учет лиц, совершивших семейное насилие, и лиц, пострадавших от семейного насилия;

4) уведомляет уполномоченный государственный орган по защите детей о выявленных фактах семейного насилия в отношении несовершеннолетних;

5) уведомляет о фактах семейного насилия субъектов охраны и защиты от семейного насилия, указанных лицом, пострадавшим от семейного насилия, с его согласия;

6) направляет лицо, пострадавшее от семейного насилия, с его согласия на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу;

7) направляет с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, информацию о совершенном насилии по месту работы лица, совершившего семейное насилие;

8) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

9) проводит с населением профилактическую и информационную работу в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

10) осуществляет иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что общие вопросы порядка осуществления охраны и защиты от семейного насилия получили свое закрепление в соответствующем Постановлении Правительства КР от 1 августа 2019 г. № 390 [2], в приложениях к которому содержатся:

а) «Порядок взаимодействия государственных органов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия» (далее - «Порядок взаимодействия») [3];

б) «Порядок оказания помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия» (далее - «Порядок оказания помощи») [4].

В соответствии с п. 14 отмеченного «Порядка взаимодействия», территориальные подразделения ОВД:

1) уведомляют (в течение 24 часов) о фактах семейного насилия субъекты по охране и защите от семейного насилия с согласия пострадавшего;

2) уведомляют (в течение 24 часов) территориальный уполномоченный орган по защите детей о выявленных фактах семейного насилия в отношении несовершеннолетних, без согласия пострадавшего, выезжают на место происшествия;

3) уведомляют (в 3-х дневный срок) территориальные подразделения органов социального развития, органы местного самоуправления о выдаче и/или продлении временного охранного ордера, с согласия пострадавшего;

4) незамедлительно размещают в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия, совместно со специалистами органа социального развития, уполномоченного органа по защите детей, с участием специалистов исполнительных органов местного самоуправления.

Применительно к «Порядку оказания помощи», ОВД решают следующие задачи:

1) принимают меры по пресечению семейного насилия;

2) выдают и продлевают охранный ордер, разъясняют порядок выдачи и продления охранного ордера, порядок привле-

чения лица, совершившего семейное насилие, к ответственности;

3) контролируют исполнение условий охранного ордера, а также содействуют исполнению решения суда по фактам семейного насилия;

4) по условиям охранного ордера обязывают к прохождению коррекционной программы лиц, совершивших семейное насилие;

5) информируют (в 3-х дневный срок с момента продления охранного ордера) территориальные подразделения органов социального развития, при согласии лица, пострадавшего от семейного насилия;

6) направляют лицо, пострадавшее от семейного насилия, с его согласия, на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу (несовершеннолетние, пострадавшие от своих родителей или иных законных представителей, направляются на медицинское освидетельствование без их согласия);

7) незамедлительно информируют территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей, в случае семейного насилия в отношении несовершеннолетнего;

8) осуществляют незамедлительное помещение в безопасное место либо убежище пострадавшего от семейного насилия, жизни и здоровью которого угрожает опасность;

10) в случае необходимости, организовывают транспортировку лица, пострадавшего от семейного насилия, в медицинское учреждение;

11) предоставляют лицу, пострадавшему от семейного насилия, сведения о социальных службах;

12) направляют, с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, информацию о совершенном насилии по месту работы лица, совершившего семейное насилие.

Таким образом, отмеченные направления деятельности ОВД корреспондируют одному из универсальных принципов правоприменения в работе полиции, сформулированному видным полицеистом Робертом Пилем, смысл которого сводится к

следующему: «полиция - это общество, а чению необходимых правовых условий общество - это полиция» [5, с. 34]. для органов внутренних дел Кыргызстана

Подводя итог изложенному, следует по эффективному решению такой важной указать на наличие в нашем государстве для общества задачи, как охрана и защита качественно разработанной нормативной от семейного насилия. правовой базы, способствующей обеспе-

Библиографический список

1. Закон Кыргызской Республики от 27 апреля 2017 г. № 63 «Об охране и защите от семейного насилия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/111570/edition/1006725/ru (дата обращения: 20.09.2024).

2. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 августа 2019 г. № 390 «О порядке осуществления охраны и защиты от семейного насилия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/14713/edition/960930/ru (дата обращения: 20.09.2024).

3. Yй-бYлeлYк зомбулуктан сактоону жана коргоону ишке ашыруучу мамлекеттик ор-гандардын ез ара аракеттенYY тартиби. Кыргыз Республикасынын 0кмeтYHYн 2019-жылдын 1-августундагы № 390 токтомуна. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/14820/edition/960928/kg (дата обращения: 21. 09.2024).

4. Yй-бYлeлYк зомбулуктан жабыр тарткан адамдарга жардам кeрсeтYY тартиби. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/14826/edition/960926/kg (дата обращения: 22. 09.2024).

5. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№ 3(75). - С. 33-34.

POWERS OF THE INTERNAL AFFAIRS OFFICES OF KYRGYZSTAN TO PROTECT AND PROTECT FROM DOMESTIC VIOLENCE: IN THE CONTEXT OF ENSURING HUMAN RIGHTS

M.Yu. Osmanov, Student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Kyrgyz Republic Supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of the normative legal provisions of the Law and Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic, in terms of ensuring human rights in the said state, concerning the subject area ofprotection and defense of the country's population from existing manifestations of domestic violence. Appealing to this problem, the author identifies the limits of competence of national internal affairs bodies in implementing their law enforcement mission, aimed at maintaining public order in society and ensuring the necessary harmony in relations between people.

Keywords: law, democracy, human rights, domestic violence, state, internal affairs agencies, Kyrgyzstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.