Научная статья на тему 'Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах Европейского сообщества'

Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах Европейского сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЗАЩИТА / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРЕДПИСАНИЕ / ЗАДЕРЖАНИЕ / УДАЛЕНИЕ / ЗАПРЕТ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ОРДЕР / ОХРАННЫЙ (ЗАЩИТНЫЙ) ОРДЕР / DOMESTIC VIOLENCE / HUMAN RIGHTS / RESPONSIBILITY OF STATE / PROTECTION / MODEL LAW / POLICE INJUNCTION / APPREHENSION / REMOVAL / PROHIBITION / RESTRICTIVE ORDER / PROTECTIVE ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекетов О. И., Майле А. Д.

анализируются профилактические меры полицейского воздействия, предусмотренные законодательством государств Европейского сообщества и членов СНГ, применяемые в целях предупреждения и пресечения домашнего насилия. Делается вывод о необходимости предоставления российской милиции дополнительных полномочий, направленных на защиту жертв и контроль за поведением семейных агрессоров, на профилактику преступлений в семейно-бытовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive measures of police coercion in system of domestic violence resistance measures in states of European Community

the article analyses preventive measures of police coercion provided by the legislation of the European Community and the CIS countries and applied for the prevention and suppression of domestic violence. The author emphasizes the necessity of granting the Russian militia additional powers aimed at protecting victims, controlling the behavior of domestic aggressors, and preventing domestic crimes.

Текст научной работы на тему «Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах Европейского сообщества»

2009. № 1

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 341.4

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

О. И. Бекетов

Омская академия МВД России А. Д. Майле

Академия государственных служащих (г. Ноймюнстер, ФРГ) Поступила в редакцию 30 марта 2009 г.

Аннотация: анализируются профилактические меры полицейского воздействия, предусмотренные законодательством государств Европейского сообщества и членов СНГ, применяемые в целях предупреждения и пресечения домашнего насилия. Делается вывод о необходимости предоставления российской милиции дополнительных полномочий, направленных на защиту жертв и контроль за поведением семейных агрессоров, на профилактику преступлений в семейно-бытовой сфере.

Ключевые слова: домашнее насилие, права человека, ответственность государства, защита, Модельный закон, полицейское предписание, задержание, удаление, запрет, ограничительный ордер, охранный (защитный) ордер.

Abstract: the article analyses preventive measures of police coercion provided by the legislation of the European Community and the CIS countries and applied for the prevention and suppression of domestic violence. The author emphasizes the necessity of granting the Russian militia additional powers aimed at protecting victims, controlling the behavior of domestic aggressors, and preventing domestic crimes.

420 Key words: domestic violence, human rights, responsibility of State, protection,

----- model law, police injunction, apprehension, removal, prohibition, restrictive

order, protective order.

Домашнее насилие становится все более актуальной проблемой современного общества. Насилие в отношении ближних, особенно направленное на женщин, детей, стариков, инвалидов, не знает географических границ. Эта проблема актуальна для всех стран мира. Росту домашнего насилия способствует не только то, что общество часто не готово открыто обсуждать данную проблему, но и жертвы насилия нередко сами не склонны предавать огласке произошедшее.

© Бекетов О. И., Майле А. Д., 2009

Вплоть до середины XX в. многие виды насилия в быту были фактически узаконены, а женщины и дети долгое время вообще считались бесправными. Только в 60—70-е гг. XX в. насилие в семье получило негативную оценку со стороны общества. Это было связано, прежде всего, с признанием равноправия мужчин и женщин.

Важную роль при этом сыграло принятие таких международно-правовых актов, как «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о политических правах женщин»; «Декларация прав ребенка»; «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»; «Декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»; «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин»; «Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака»; «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»; «Конвенция об охране материнства»; «Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»; «Конвенция о дискриминации в области труда и занятий» и др.

В настоящее время общепризнано, что насилие в семье нарушает ряд прав человека: право каждого(ой) на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья1.

В Европе, благодаря активным действиям международных правозащитных организаций, в последние годы существенно расширились представления о соблюдении прав человека, в том числе изменилось понимание ответственности государства за насилие в семье.

Под давлением общественности во многих странах Европы началось государственное субсидирование кризисных центров и приютов для жертв насилия. Так как имевшиеся законы не учитывали специфику и сложность этого вида насилия, то предлагались различные дополнительные меры и поправки к административному, уголовному и гражданскому законодательству2, а многие государства стали разрабатывать специаль-

1 Международные правовые стандарты закрепляются в прецедентных судебных решениях (Европейского суда по правам человека и других региональных судов, международных трибуналов) и рекомендациях, политических заявлениях, докладах о соблюдении прав человека и других документах ООН. Подобные документы не являются обязательными для исполнения, однако служат важными источниками для законотворчества и контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне.

2 Так, например, в Испании и Перу были приняты специальные поправки, устанавливающие наказания за жестокое обращение в семье; во Франции — поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам о том, что общественные организации по борьбе с насилием могут выступать истцами в суде.

О. И. Бекетов, А. Л. Майле. Профилактические меры полииейского воздействия..,

421

2009. № 1

ные законы, цель которых состояла в создании правовой базы для реализации комплексного подхода к решению проблемы насилия в семье.

Теперь такие законы действуют в большинстве государств Европейского сообщества. Не является исключением в этом отношении и Федеративная Республика Германия, где проблема домашнего насилия актуальна как никогда3. Поэтому в числе своих важнейших задач федеральное правительство называет эффективную борьбу с насилием против женщин, помощь жертвам и последовательное наказание пре-ступников4.

Основная профилактическая работа в этом направлении возложена на Министерство по делам семьи (Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend)5.

С 1 января 2002 г. в Германии действует Федеральный закон «О гражданско-правовой защите от насилия и преследования»6 (Gesetz zum

3 Согласно статистическим данным, ежегодно в Германии в так называемых домах защиты женщин находят убежище от насилия в семье свыше 40 000 женщин, в том числе с детьми. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 таких домов. Подробнее см.: Домашнее насилие: Полицейское вмешательство. Мюнхен, 2006.

4 Информацию о программах защиты женщин от домашнего насилия можно получить у любого социального работника в общине, в землячестве, в благотворительных организациях AWO, Caritas, Diakonisches Werk, в Союзе защиты жертв преступлений и их семей (Weisser Ring e.V.) и др. В каждой федеральной земле, в каждом городе и регионе Германии есть службы помощи женщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, круглосуточно работают и телефонные «горячие линии».

5 Проведенные по заданию министерства исследования показали, что ситуация в этой области далека от благополучной. Вот лишь некоторые примеры из доклада министра Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) «Жизненная ситуация, безопасность и здоровье женщин в Германии» («Lebenssituation, Sicherheit und Gesundheit von Frauen in Deutschland») за 2006 г.: «По меньшей мере каждая четвертая женщина в возрасте от 16 до 85 лет, состоящая в браке или живущая в семейном партнерстве, испытала физическое (23 %) или/ и сексуальное (7 %) насилие со стороны супруга (партнера) минимум однаж-

422 ды, но чаще неоднократно. При этом формы физического насилия весьма разнообразны — от толчка или пощечины до избиений, в том числе с применением предметов и даже специально приспособленных орудий. Нередко за этим следует изнасилование. ... При этом образовательный уровень супругов (партнеров), степень их материального благополучия или принадлежность к тем или иным слоям населения не являются определяющими. Женщины подвержены угрозе домашнего насилия больше, чем риску пострадать от других преступлений, например, квартирных краж или ограблений». Еще один драматический показатель в этой и без того трагичной статистике — возраст потерпевших. Данные, приводимые в докладе Министерства по делам семьи, свидетельствуют, что жертвами оказываются не только молодые, но и пожилые женщины. Этой теме в докладе отведена целая глава — «Gewalt gegen ältere Frauen» («Насилие в отношении старых женщин»).

6 Далее — Закон о защите от насилия. Принят 11 января 2001 г.

zivilrechtlichen Schutz vor Gewalttaten und Nachstellungen, сокр. Gewaltschutzgesetz)7.

Толчком для принятия данного нормативного правового акта послужило принятие ООН Модельного закона о насилии в семье. Целью данного правового акта было преодоление несовершенства существующего законодательства и усовершенствование имеющихся законов о насилии в семье8.

В германском законе о защите от насилия впервые было закреплено положение о том, что насильственные действия в домашних и семейных условиях не являются и не могут являться частным делом, и насилие одного человека над другим, даже если оно происходит за закрытыми дверями собственной квартиры (дома), рассматривается как общественно опасное деяние, преследуемое по закону, что соотвеству-ет закрепленному в Основном Законе (Конституции) Германии принципу о том, что брак и семья находятся под особой защитой государства9.

С принятием Закона о защите от насилия все федеральные земли Германии приняли ряд законодательных актов, в том числе внесли соответствующие изменения в земельное полицейское право, расширив права сотрудников полиции, с тем чтобы последние могли более эффективно предупреждать и пресекать правонарушения в семейной сфере. Ведь именно полицейские первыми сталкиваются с этим социальным явлением и от того, как они среагируют, зависит порой и жизнь человека. Теперь действия полиции более не ограничиваются разовым воздействием на разбушевавшегося нарушителя — они направлены на долговременную защиту его жертвы.

К наиболее часто применяемым мерам полицейского воздействия относятся:

— удаление из квартиры (дома) лица, от которого исходит опасность (Wohnungsverweisung);

— запрет прихода в квартиру (дом) лицу, от которого исходит опасность (Rückkehrverbot);

— удаление из определенного места лица, от которого исходит опасность (Platzverweis);

7 См.: BGB1. I. 2001. S. 3513.

8 Модельное законодательство регулирует механизм подачи жалоб пострадавших, определяет их права, обязанности полицейских и служащих юстиции, описывает процедуру обращения и выдачи чрезвычайного временного ограничительного ордера и охранного (защитного) ордера, выделяет меры, направленные на оказание помощи экстренного и не экстренного характера и т.д.

9 См.: Статья 6 Основного Закона Федеративной Республики Германия. Необходимо также отметить, что действие законодательного акта распространяется при этом на лиц, заключивших законный брак, совместно проживающих людей без официально зарегистрированного брака, а также для прочих форм совместного проживания людей в одной квартире (доме). Этот Закон применяется как для жертв насилия женского, так и мужского пола и призван в более сжатые сроки покончить с проявлениями насилия в домашних условиях.

О. И. Бекетов, А. Л. Майле. Профилактические меры полииейского воздействия..,

423

2009. № 1

— запрет пребывания (появления) в определенном месте лицу, от которого исходит опасность (Aufenthaltsverbot);

— запрет вступления в контакт лицу, от которого исходит опасность (КоПлк^егЬо^;

— в особо тяжелых случаях лицо, от которого исходит опасность, берется под стражу (Ingewahrsamnahme).

Необходимо отметить, что перечисленные меры, составляющие основу полицейско-надзорной деятельности, являются временными и в каждой федеральной земле установлены свои, максимальные сроки их действия.

Удаление из квартиры (дома) лица, от которого исходит опасность как средство полицейского воздействия на нарушителя, как правило, сопровождается запретом приходить в квартиру (дом), но последняя мера пресечения может выноситься и отдельно (самостоятельно). При этом абсолютно неважно, кто является владельцем квартиры (дома). Запрет действует не только в отношении самой квартиры. Как правило, нельзя появляться и в ее окрестностях, т.е. объявляется также запрет приближаться к ней ближе установленного полицией расстояния.

У нарушителя общественного порядка могут быть отобраны ключи, которые будут храниться в полицейском участке; он получает возможность взять с собой документы, личные вещи, предметы первой необходимости и карманные деньги. Он должен сам и за свой счет позаботиться о своем размещении, например, в отеле, у друзей, знакомых. Если нарушителю позже понадобятся какие-либо вещи, то он может посетить квартиру (дом) только в присутствии полицейского10.

Решение о применении указанных мер полицейские принимают прямо на месте происшествия, и оно выдается в письменном виде. В таких случаях жертве насилия не требуется писать каких-либо заявлений или объяснений. Потерпевшая сторона может даже и не просить

об этом полицейских — они сами вправе применить любую из этих 424 мер, исходя из оценки ситуации. Кроме того, полиция подробно проинформирует пострадавшее лицо о возможностях защиты в гражданском порядке на основании Закона о защите от насилия и о подаче соответствующих заявлений в суд.

Таким образом, жертве не нужно больше убегать и прятаться у друзей или родственников. За те дни, в течение которых будет действовать один из указанных выше запретов, женщина способна прий-

10 В федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн при выселении одной из сторон из квартиры (дома) полиция информирует об этом Центр юридической консультации для женщин, находящийся поблизости. Этот консультационный Центр сам связывается с потерпевшей стороной и предлагает ей помощь и поддержку.

ти в себя, в спокойной обстановке все обдумать и решить, как поступить в дальнейшем11.

Запрет вступления в контакт означает воспрепятствование лицу, от которого исходит опасность, вступать с пострадавшей стороной в словесный контакт на улице, по телефону, по факсу, посылать письма, СМС, электронные сообщения и др. При этом может быть также вынесен запрет на контакт с детьми. Если лицо нарушит один из вынесенных ему запретов, то оставшиеся до конца установленного срока дни он проведет в камере полицейского участка.

Необходимо отметить, что в таких федеральных землях как, например, Бавария, полиция отдельно проверяет, отпали ли предпосылки для продления вынесенной меры пресечения, находится ли жертва еще в опасности и отменяет свои меры, если аналогичные меры вынесены судом. Кроме того, такие меры, как удаление из квартиры (дома) и запрет вступления в контакт, автоматически теряют свою силу, если жертва насилия снова пустило лицо, от которого исходила опасность, в свою квартиру (дом) или само вступило с ним в контакт.

Для многих женщин, в особенности для тех, у кого есть дети, лучшим решением вопроса было бы, если применяющий насилие покинул бы общую квартиру (дом). Однако лишь в самых редких случаях такие люди действительно готовы сами пойти на это. В этом случае возможен переезд в Дом защиты женщин12.

Адреса этих домов держатся, как правило, в секрете. Там работают обученные и компетентные сотрудники, которые проконсультируют жертву насилия и будут оказывать помощь в налаживании нормальной жизни. Находясь в Доме защиты женщин, можно продолжать ходить на работу, подыскивать новое жилье13, а также наладить посещение детьми школы.

Если лицо, от которого исходит опасность, не желает удалиться из квартиры (дома) или если, по-мнению полицейских, это необходимо, так как существует непосредственная угроза безопасности для жертвы насилия ввиду того, что данное лицо находится в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием наркотических средств, то лицо

11 Так, например, в 2004 г. в 2470 случаях женщины в земле Шлезвиг-Гольштейн вынуждены были вызывать полицию из-за домашнего насилия. При этом в 500 случаях виновные были выдворены из общей квартиры. 7814 женщин обратились за поддержкой в Центры юридической консультации. В том же 2004 г. 1152 женщины нашли вместе со своими детьми приют в Домах защиты женщин. Подробнее см.: Главное — не терять мужества. Киль, 2006.

12 Это благоустроенные общежития или отдельные квартиры, в которых жертвы домашнего насилия и их дети получают временное убежище, а также помощь психологов, социальных работников и адвокатов.

13 Для безопасности может потребоваться сохранение в тайне адреса новой квартиры. С этой целью необходимо подать заявление в адресный стол (Einwohnermeldeamt) или в гражданское бюро (Bürgerbüro) городской администрации (Stadtverwaltung) о блокировании выдачи информации.

О. И. Бекетов, А. Л. Майле. Профилактические меры полииейского воздействия..,

425

2009. № 1

может быть подвергнуто полицейскому задержанию14. При наличии признаков тяжкого или опасного преступления полиция может применить задержание в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.

Тем не менее следует сказать, что большинство уголовных дел по фактам насилия в семье возбуждается по заявлению, поданному потерпевшей стороной лично или через своего адвоката в полицию или непосредственно в прокуратуру. При этом необходимо точно описать случившееся с указанием дня, часа, хода преступления, назвав возможных свидетелей или приложив вещественные доказательства, к примеру врачебное свидетельство.

После того как о каком-либо деянии заявлено в полицию, полиция и прокуратура начинают расследование. Расследованием насильственных преступлений занимается специальное отделение прокуратуры. В обязанности полиции как вспомогательного органа прокуратуры входит первичный сбор информации и доказательств. Окончательное решение по имеющемуся материалу принимает прокуратура15.

Аналогичные нормы по защите от домашнего насилия действуют в Австрии. Закон об улучшении защиты лиц, страдающих от насилия в

14 Данный вид задержания предусмотрен практически всеми законами федеральных земель об охране общественного порядка и безопасности. Так, например, в соответствии с § 32 Гессенского закона «Об общественной безопасности и порядке» полицейское задержание может быть применено:

— если это необходимо для защиты лица против опасности, угрожающей его жизни или здоровью (телу), в особенности если это лицо явно находится в состоянии, исключающем свободное волеизъявление или в другом беспомощном положении;

— если это необходимо для предотвращения или прекращения преступления или нарушения общественного порядка (административного правонарушения), имеющего большое значение для общественности;

— если это необходимо для удаления с определенного места лица, от которого исходит опасность;

— если это необходимо для того, чтобы защитить частные права, если задержание и привод в соответствии со ст. 229 и ч. 3 ст. 230 Гражданского Уложения Германии были бы допустимы без полицейского вмешательства;

— в отношении несовершеннолетних, если они находятся без присмотра или уклонились от присмотра правомочных на то граждан, с целью их передачи последним или их передачи в ведомство по делам молодежи;

— в отношении лица, которое сбежало из мест предварительного заключения, скрылось от исполнения наказания или других мер, связанных с лишением свободы, или находится без разрешения администрации исправительного учреждения вне учреждения, чтобы доставить его обратно.

15 В земле Шлезвиг-Гольштейн прокуратура может возложить на лицо, в отношении которого ведется расследование, обязанность принять участие в курсах тренировки для правонарушителей. В рамках этих курсов данное лицо должно научиться тому, как изменить свое поведение и больше не прибегать к насилию. Если лицо успешно проходит этот курс, то прокуратура может приостановить уголовное расследование против него, в противном случае, расследование уголовного дела продолжается.

собственных семьях (далее — Закон о защите от домашнего насилия) был принят и вступил в силу 1 мая 1997 г. В процессе его применения в него несколько раз вносились изменения, направленные, в первую очередь, на улучшение эффективности деятельности правоохранительных органов16.

Данный Закон защищает всех лиц, проживающих в одной квартире или в одном доме с правонарушителем (например, жену, сожительницу или партнершу, детей, родственников, а также квартирантов, компаньонов и др.)17.

В соответствии с законом, полиция обязана при каждом выезде, связанном с семейным насилием, оценить ситуацию и составить подробный протокол о случившемся18. Далее составляется прогноз о возможной дальнейшей опасности. Если в ходе оценки ситуации выяснится, что имеется опасность посягательства на жизнь, здоровье и свободу, то полиция обязана лицо, от которого исходит опасность, немедленно удалить из квартиры (дома) и вынести ему запрет на приход в квартиру, а если необходимо, объявить также запрет появляться в ее окрестностях в течение 10 дней19. При этом абсолютно неважно, кто является владельцем квартиры (дома). Полиция имеет право принудительно удалить из квартиры или из дома любого, от кого исходит серьезная опасность для близких или окружающих, в том числе и самого владельца жилья.

Действие запрета распространяется на квартиру или дом и на прилегающую к ним территорию. Под прилегающей территорией подразумеваются подходы и подъездные пути к месту проживания потерпевших. Полиция должна определить охранную зону для потерпевших и указать ее правонарушителю. Охранная зона определяется, исходя из потребности жертвы насилия в эффективной защите и предотвращения возможного насилия в дальнейшем20. Отменить запрет на приближение к месту нахождения потерпевших может только полиция.

16 Bundesgesetz zum Schutz vor Gewalt in der Familie — GeSchG (NR: GP XX RV 252 AB 407 S. 47. BR: 5300 AB 5311 S. 619).

17 Так, согласно статистическим данным, в Австрии в 2004 г. в 4764 случаях лица, совершившие акты насилия в семье, были выдворены из места нахождения потерпевших. В 2005—2007 гг. полицейское удаление применялось соответственно 5618, 7235 и 6347 раз (см.: Bundeskriminalstatistik Österreich. 2008).

18 См.: § 38а Закона о полиции безопасности. — Bundesgesetz über die Organisation der Sicherheitsverwaltung und die Ausübung der Sicherheitspolizei (Sicherheitspolizeigesetz - SPG) StF: BGBl. Nr. 566/1991 idF BGBl. I Nr. 151/2004, 100/2005, 158/2005, 56/2006, 113 /2007, 114/2007 und 4/2008.

19 Полиция должна тут же на месте изъять у него ключи от дома и потребовать, чтобы он назвал адрес, по которому ему можно присылать судебные уведомления и постановления. Правонарушитель, удаляемый из дома, может взять с собой только личные вещи и предметы первой необходимости (например, документы, одежду, лекарства).

20 См.: § 38а п. 1 Закона о полиции безопасности.

О. И. Бекетов, А. Л. Майле. Профилактические меры полииейского воздействия..,

427

2009. № 1

Запрет на приближение первоначально устанавливается на 10 дней. Если жертве насилия нужна защита и по истечении этого срока, то она может обратиться в районный суд по месту жительства с заявлением о выдаче временного охранного ордера. Сам факт подачи такого заявления автоматически продлевает срок запрета до 20 дней. Если вопрос по заявлению решается положительно, то по истечении этого срока жертве насилия выдается охранное свидетельство по решению суда21.

Если налицо признаки преступления, то полиция обязана принять заявление, а также применить, в случае необходимости, задержание в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Необходимо отметить, что в Австрии любая форма причинения телесных повреждений является преступлением публичного преследования. По таким преступлениям уголовное расследование возбуждается независимо от воли потерпевшего.

Даже если правонарушитель взят под стражу, полиция правомочна вынести постановление о запрете на приближение к месту нахождения потерпевших, так как задержанного в любой момент могут освободить из-под стражи. Вопрос о заключении правонарушителя в следственный изолятор и о продолжительности пребывания в нем решает прокуратура и уголовный суд.

О каждом факте принудительного удаления правонарушителя из места проживания потерпевших полиция обязана в течение суток проинформировать соответствующий Интервенционный центр по противодействию семейному насилию. Если происшествие затрагивает и детей, то в обязательном порядке уведомляется попечительский центр по работе с несовершеннолетними.

Вплоть до начала 90-х гг. в законодательстве Швейцарии отсутствовали правовые нормы, предусматривавшие ответственность за насилие в браке и семье22. Лишь с принятием в 1993 г. Закона о помощи жертвам преступлений23, началась активная работа и по оказанию помощи жертвам домашнего насилия, стали создаваться консультацион-

.ос ные центры и приюты для жертв насилия. Со временем стала возоб-428 -

ладать точка зрения о том, что общество и государство должны в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Суд обязан известить полицию о поданном заявлении лица, подвергшегося насилию. Полиция, в свою очередь, обязана проверять, соблюдается ли полицейское предписание об удалении из квартиры. В случае его нарушения может быть наложен денежный штраф. При дальнейшем нарушении предписания нарушитель может быть взят под стражу.

22 Согласно статистическим данным, из числа всех убийств и покушений на убийство 45 % совершается в быту (см. подробнее: Tötungsdelikte. Fokus: häusliche Gewalt. Polizeilich registrierte Fälle 2000—2004. Bundesamt für Statistik, 2006).

23 С 23 марта 2007 г. данный Закон действует в новой редакции. URL: http:/ /www.admin.ch/ch/d/sr/3/312.5.de.pdf.

равной степени нести ответственность за насилие в семье. Это нашло отражение в последующих реформах уголовного, уголовно-процессуального и полицейского законодательства24. Так, например, принуждение к сексуальным действиям и изнасилование стали преступлениями публичного преследования. К ним же были отнесены причинение легких телесных повреждений, повторное применение физической силы (рукоприкладство) и угрозы, если они совершены в семье или во время проживания в гражданском браке. Несмотря на то, что сохранилась возможность прекращения уголовного преследования по заявлению или согласию с жертвой насилия, расследование возбуждается вновь, если потерпевшая сторона в течение шести месяцев устно или письменно отзовет его. Уголовные дела по факту изнасилования или сексуального принуждения по заявлению потерпевшей стороны не могут быть приостановлены.

Обладая самостоятельной компетенцией в области полицейского права, многие Кантоны приняли самостоятельные законы о предупреждении домашнего насилия25. Некоторые Кантоны наделили свои полиции дополнительными правами в отношении лиц, нарушающих общественный порядок в семье и быту. В большинстве данные законодательные акты схожи и предусматривают в отношении лиц, совершающих насилие, право на их удаление (высылку) из квартиры (дома), запрет на появление и пребывание в квартире (доме), запрет на вступление в контакт с пострадавшей стороной, а также право на полицейский арест (превентивное задержание) с целью обеспечения полицейского предписания в отношении нарушителя26.

Таким образом, проблема предупреждения домашнего насилия является комплексной, отдельными разрозненными нормами УК, УПК и КоАП ее не решить. Следовательно, подходить к ее разрешению необходимо системно, в том числе и в общем профилактическом, и сугубо правоохранительном плане. Подобный подход наметился в государствах-членах СНГ. Как правило, в этих странах уже приняты либо разрабатываются отдельные законы о домашнем насилии, отража-

24 Каждая пятая женщина (20,7 %) состоящая в браке или живущая в семейном партнерстве испытала в своей жизни физическое насилие; каждая четвертая из десяти женщин (40,3 %) подвергалась в своей жизни психическому насилию со стороны супруга (партнера) (подробнее см.: Schwander Marianne. Häusliche Gewalt : Situation Kantonaler Maßnahmen. Bern, 2006).

25 К примеру, профилактические меры в отношении жертв домашнего насилия в Кантоне Нойенбург закреплены в Законе о предупреждении домашнего насилия от 30 марта 2004 г., включая право на удаление из квартиры (дома).

26 В Кантоне Цюрих Луцерн правовые предпосылки удаления из квартиры предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Кантона (см. § 89 Уголовнопроцессуального кодекса), а в Кантоне Граивюнден профилактические меры против домашнего насилия закреплены в Законе о полиции Кантона (§ 15, 16 Закона о полиции).

О. И. Бекетов, А. Л. Майле. Профилактические меры полииейского воздействия..,

429

2009. № 1

ющие основные положения Модельного закона ООН и учитывающие опыт законотворчества и правоприменения государств Европейского сообщества. Так, 15 ноября 2001 г. принят Закон Украины «О предупреждении насилия в семье», 1 марта 2007 г. — Закон Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье». Активно идет и широко обсуждается работа над законопроектами в Республике Беларусь «О предупреждении и пресечении насилия в семье», Кыргызской Республике «О мерах социально-правовой защиты от насилия в семье», Республике Казахстан «О противодействии бытовому насилию». Откликаются на нее и в российских регионах. Так, известна работа над проектом закона Ростовской области о предупреждении домашнего насилия27.

В 1996 и в 1999 гг. в российскую Государственную Думу также вносился законопроект «О предотвращении насилия в семье». Однако, как ни странно, он даже не дошел до первого чтения. Его противники и сегодня говорят, что такой закон не нужен, что он будет дублировать уже существующие законодательные нормы и статьи Уголовного кодекса об умышленном причинении вреда здоровью, о побоях, об угрозе убийством, об истязании, под которые подпадает домашнее насилие.

В России в реформенный период установился порядок, закрепленный ныне в УПК РФ, в соответствии с которым пострадавшие, которым причинены побои и легкий вред здоровью, должны непосредственно, минуя милицию, обращаться в мировой суд. Это означает, что жертва сама решает, подавать ли ей заявление, сама собирает доказательства против насильника и сама добивается его наказания, выполняя функции прокурора, в то время как «семейному дебоширу» в установленном законом порядке предоставляется бесплатный адвокат. Причем в большинстве случаев жертва домашнего насилия находится в глубоком эмоциональном кризисе.

Уже сейчас ясно, что нужно совершенствовать действующее законодательство, исходя из того, что недостаточно прямого указания в УК или УПК на соответствующий состав преступления. Считаем, что 430 российским законодательством милиции должны быть предоставлены дополнительные полномочия, направленные на защиту жертв и контроль за поведением семейных агрессоров, на профилактику преступлений в семейно-бытовой сфере. Очевидна необходимость принятия программ реабилитационного, в том числе терапевтического характера. Уголовное наказание за домашнее насилие должна предусматривать специальная норма Уголовного кодекса, учитывающая зависимый характер отношений между жертвой и обидчиком и систематический характер насилия.

Правовое государство неотделимо от гражданского общества. Полагаем, что для создания в России эффективной системы предупреж-

27 См.: URL: http://www.rg.ru/2008/06/25/reg-jugrossii/zakon.html.

дения домашнего насилия, соответствующей стандартам правового демократического государства, будет полезным дальнейший детальный анализ законодательства зарубежных государств, регулирующего данные вопросы, и практики его применения.

Омская академия МВД России Бекетов О. И., кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Omsk Academy of Internal Affairs of Russia

Beketov O. I., Candidate of Law, Professor, Honoured Lawer of Russian Federation

Академия государственных служащих (г. Ноймюнстер, ФРГ)

Майле А. Д., кандидат юридических наук (Российская Федерация), доктор права, магистр административно-пра-вовы1х наук (Федеративная Республика Германия)

Maile A. D., Candidate of Law (Russian Federation), LD, Master of Administrative Law (Academy of State Service Neumunster, Germany)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.