Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 80 — 83.
State service and personnel. 2024;(1):80 —83.
Научная статья УДК 342.2
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-80-83 NIION: 2012-0061-01/24-014
EDN: https://elibrary.ru/BOXYNE MOSURED: 77/27-008-2024-01-214
Полномочия органов местного самоуправления в сфере мобилизационной подготовки
Марина Викторовна Конопляникова
Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Московская область, Рузский городской округ, поселок Старотеряево, Россия, konoplyanikova-m@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по проведению мобилизационной подготовки и мобилизации, их вклад в обеспечение национальной безопасности страны. Анализируются особенности деятельности муниципальных органов в период проведения Специальной военной операции, меры поддержки, оказываемые мобилизованным, добровольцам и членам их семей.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные органы, Специальная военная операция, мобилизационная подготовка, мобилизация, полномочия муниципалитетов.
Для цитирования: Конопляникова М.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере мобилизационной подготовки // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 80—83. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-80-83 EDN: https://elibrary.ru/BOXYNE
Original article
Powers of local governments in the field of mobilization training
Marina V. Konoplyanikova
Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia named after V.YA. Kikot, Moscow region,
Ruzsky city district, Staroteryaevo settlement, Russia, konoplyanikova-m@mail.ru
Abstract. The article discusses (examines) the powers of local self-government bodies to conduct mobilization training and mobilization, their contribution to ensuring the national security of the country. Analyzes the specifics of the activities of the municipal bodies during the period of a Special military operation, the measures of support provided to the mobilized, the volunteer and their family members.
Keywords: local government, municipal authorities, Special military operation, mobilization training, mobilization, powers of municipalities.
For citation: Konoplyanikova M.V. Powers of local governments in the field of mobilization training // State service and personnel. 2024;(1):80—83. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-80-83 EDN: https://elibrary.ru/BOXYNE
Российская Федерация, признавая себя государством с демократическими принципами народовластия, закрепила в качестве одной из таких основ местное самоуправление, которое играет огромную роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления не входят в единую структуру органов государственной власти, вместе с тем являются органами публичной власти, представляющими волеизъявление граждан, проживающих на определенной территории.
© Конопляникова М.В. М., 2024.
Особенность деятельности институтов местного самоуправления заключается в том, что они способны выступать инструментами эффективного управления, предоставлять определенную свободу деятельности человека, которая так необходима при решении вопросов локального характера [8].
В ведении муниципальных органов находятся обширные полномочия по осуществлению жизнеобеспечения населения муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом органы местного самоуправления осуществляют обеспечение населения электро-, тепло-, газо- и
№ 1/2024
водоснабжением, дорожную деятельность на автомобильных дорогах местного значения, обеспечивают малоимущих граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. В их полномочия входит организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, организация торговли, общественного питания, они создают условия для транспортного обслуживания населения, использования гражданами средств связи, организуют мероприятия по охране окружающей среды, благоустройству территории, использованию лесов, создают условия и места для массового отдыха населения [1].
Необходимо отметить, что помимо вышеперечисленных полномочий органы местного самоуправления реализуют полномочия по проведению мобилизационной подготовки и мобилизации. Данные полномочия осуществляют в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Мобилизационная подготовка законодательством определяется как комплекс мероприятий, осуществляемых в мирное время и направленных на заблаговременную подготовку экономики государства, ее субъектов, муниципальных образований, органов местного самоуправления, организаций и военных сил к переходу на военное время. Мобилизационная подготовка обеспечивает аккумулирование и координацию сил и ресурсов страны в целях полноаспектного удовлетворения потребностей государства в военное время [2].
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 3Э6-ФЗ [3] мобилизация дифференцируется на общую и частичную. Федеральным законом определен круг полномочий органов местного самоуправления в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации:
■ организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;
■ руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
■ обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
■ разрабатывают мобилизационные планы;
■ проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики муниципальных образований;
■ проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероп-
риятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
■ заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципальных образований;
■ при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
■ в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
■ оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая организацию своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе [2].
В феврале 2022 г. Верховным Главнокомандующим было принято решение о проведении Специальной военной операции на территории Украины. Принятие такого непростого, но вынужденного решения поставило перед органами публичной власти ряд необходимых для разрешения задач. Органам местного самоуправления были открыты новые направления работы, предоставлены иные полномочия.
Во исполнение Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [4] муниципальными органами осуществляется деятельность по оказанию содействия военным комиссариатам. В частности, в проведении своевременного оповещения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и их явки в установленные пункты. Всесторонняя поддержка военных комиссариатов в решении мобилизационных задач также состоит в предоставлении им сооружений, земельных участков, зданий, в организации и обеспечении воинского учета, во внесении предложений по совершенствованию процессов мобилизации.
Стоит отметить, что при проведении частичной мобилизации военные комиссариаты столкнулись с рядом трудностей, в частности, с нали-
№ 1/2024
чием устаревших анкетных данных лиц, состоящих на воинском учете, однако благодаря активной деятельности органов местного самоуправления подобные проблемы удавалось решать в оперативном порядке, в строгом соответствии с законом.
Правительство Российской Федерации с 11 октября 2022 г. в качестве особой меры разрешило муниципальным органам и муниципальным казенным учреждениям приобретать товары для специальной военной операции за счет местных бюджетов [5]. Ранее органы местного самоуправления были правомочны осуществлять лишь привлечение благотворительных средств на нужды Спецоперации. Однако региональные субвенции не подлежат трате по данным пунктам. Правительством был закреплен перечень товаров, допустимых к приобретению за счет местных бюджетов на нужды Специальной военной операции. К таким товарам следует относить, в частности, беспилотные летательные аппараты, средства радиосвязи, электронику, приборы ночного видения, тепловизионные бинокли и прицелы, средства обнаружения беспилотных летательных аппаратов, лекарственные препараты и средства личной гигиены, продовольствие. Муниципальные органы осуществляют данные закупки на основании заявок. Последние направляются уполномоченными органами Минобороны уполномоченному муниципальному органу. Указанные в заявках объекты передаются в федеральную собственность на безвозмездной основе.
Нельзя не упомянуть и иные меры поддержки, осуществляемые органами местного самоуправления. Так, по итогам 2022 г. Тульская область заняла почетное 1-е место в нашей стране по общему объему мер поддержки участников специальной военной операции и их семей [6]. Для военнослужащих предусмотрены региональные меры поддержки по улучшению жилищных условий, которые реализуются в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Показательным является то, что за каждой семьей участника Спецоперации закреплен социальный работник. Данные кураторы при хорошо отлаженном взаимодействии с администрациями муниципалитетов организуют социальную и психологическую помощь бойцам и членам их семей, помогают разрешать хозяйственно-бытовые вопросы. В регионе действует порядка 230 таких социальных работников, которые действительно оказывают необходимую помощь с индивидуальным подходом к каждому нуждающемуся.
В Московской области было создано свыше 60 общественных муниципальных штабов, в основу деятельности которых входит поддержка и забота о семьях участников Спецоперации. Му-
ниципальные органы совместно с волонтерами осуществляют весь спектр необходимых услуг.
В Дмитровском округе Московской области имеют место встречи старост населенных пунктов с главой администрации. Руководитель муниципалитета пояснил, что в их городском округе создан и функционирует Центр поддержки семей мобилизованных, в котором им оказывается квалифицированная юридическая и социальная помощь.
В Самарской области функционирует система социального паспорта, согласно которой муниципалитеты оказывают оперативную поддержку нуждающимся участникам Специальной военной операции и членам их семей. Органами местного самоуправления во многих регионах нашей страны организуются пункты сбора обмундирования, продовольствия и иного имущества для мобилизованных граждан.
Таким образом, перед муниципальными органами возникли новые направления работы, которые в настоящих условиях являются более чем необходимыми. Муниципальные органы действительно являются незаменимым элементом обеспечения национальной безопасности современной России.
Главной целью и содержанием государственной политики Российской Федерации в настоящее время стало укрепление властной вертикали [7]. Консолидация общественных усилий, объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления позволила эффективно решить поставленные задачи. Только полномасштабная интеграция органов местного самоуправления в государственную систему формирования мобилизационных сил и обеспечение их всем спектром полномочий позволяет осуществить защиту населения от внешних и внутренних угроз.
Список источников
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Гл. 3. Вопросы местного значения. // Парламентская газета. 2003. № 186. 8 окт. (Дата обращения:
25.03.2023)
2. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-ФЗ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW (Дата обращения: 29.05.2023)
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 51 Федерального закона «О воинской
№ 1/2024
обязанности и военной службе» от 14.07.2022 № 336-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW (Дата обращения: 29.05.2023)
4. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 39. Ст. 6590. (Дата обращения: 25.05.2023)
5. Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616» // СЗ РФ. 2022. № 41. Ст. 7078. (Дата обращения: 26.03.2023)
6. В Тульской области с семьями участников СВО работают 230 социальных кураторов // URL: https://mintrud.tularegion.ru/press_center/news/ v-tulskoy-oblasti-s-semyami-uchastnikov-svo-rabotayut-230-sotsialnykh-kuratorov/ (Дата обращения: 26.03.2023)
7. Конопляникова М.В. Трансформация местного самоуправления в России // International Law Journal. 2022. Т. 5. № 8. С. 12—16.
8. Шульгина И.В. Основы местного самоуправления // Вестник ТГУ. 2008. № 9 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovy-mestnogo-samo-upravleniya (Дата обращения: 25.03.2023)
References
1. Federal Law № 131-FZ of 06.10.2003 «On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation». Chapter 3. Issues of local importance // Parliamentary Newspaper. 2003. №. 186. 08.10. (Accessed: 25.03.2023)
2. Federal Law № 31-FZ of 26.02.1997 «On mobilization training and mobilization in the Russi-
an Federation» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW (Accessed: 29.05.2023)
3. Federal Law № 336-FZ of July 14, 2022 «On Amendments to the Federal Law «On Mobilization Training and Mobilization in the Russian Federation» and Article 51 of the Federal Law «On Military Duty and Military Service» // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW (Accessed:
29.05.2023)
4. Decree of the President of the Russian Federation № 647 dated 21.09.2022 «On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. .2022. № 39. Art. 6590. (Accessed: 25.05.2023)
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.10.2022 № 1745 «On a special measure in the field of economics and amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of April 30, 2020 №. 616» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2022. №. 41. Art. 7078. (Accessed: 26.03.2023)
6. In the Tula region, 230 social curators work with the families of ITS participants // URL: https:// mintrud.tularegion.ru/press_center/news/v-tulskoy-oblasti-s-semyami-uchastnikov-svo-rabotayut-230-sotsialnykh-kuratorov/ (Accessed:
26.03.2023)
7. Konoplyannikova M.V. Transformation of local self-government in Russia // International Law Journal. 2022. Vol. 5. № 8. Pp. 12—16.
8. Shulgina I.V. Fundamentals of local selfgovernment // Bulletin of TSU. 2008. № 9 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-mest-nogo-samoupravleniya (Accessed: 25.03.2023)
Информация об авторе
Конопляникова М.В. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин
Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the author
Konoplyanikova M.V. — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of state, civil and law disciplines
The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication
14.02.2024.
№ 1/2024