Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка: некоторые теоретические и правоприменительные проблемы'

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка: некоторые теоретические и правоприменительные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дотдаев Марат Алиевич

Cтатья посвящена доктринальным и практическим проблемам регламентации компетенции местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дотдаев Марат Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about the powers of local self-government in the field of ​​public order some theoretical and enforcement problems

This article is devoted to doctrinal and practical problems related to the competence of the local self-government in the field of public order.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка: некоторые теоретические и правоприменительные проблемы»

М.А. Дотдаев ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ*

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.

Однако здесь наблюдается определенное противоречие с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

В определенной степени вразрез со ст. 132 Конституции идут и следующие положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции»1.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (п. 1 ст. 1 Закона).

Также к основным направлениям деятельности полиции Закон относит обеспечение правопорядка в общественных местах.

При этом полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, значительная часть полномочий в сфере охраны общественного порядка возложена на федеральный орган исполнительной власти, а не органы местного самоуправления.

Тем не менее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.

1 Российская газета. 2011. 8 февр.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2013

управления Российской Федерации»2 упоминает понятие «муниципальная милиция».

В целом к вопросам местного значения поселения в данном Законе отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

К вопросам местного значения муниципального района отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.

К вопросам местного значения городского округа отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

Анализируя три вышеуказанных положения в системе вопросов местного значения, И.А. Андреева справедливо полагает, что законодатель в соответствии со ст. 132 Конституции РФ правомерно выделяет охрану общественного порядка, в рамках которой органам местного самоуправления предоставлено право на обеспечение и создание для нее соответствующих условий3.

Она предлагает уточнить положения ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, указав, что в вопросы местного значения входит также и организация муниципальной службы охраны общественного порядка в муниципальных образованиях, предусмотрев принятие на уровне субъектов соответствующих норматив-

2 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3 См.: Андреева И.А. Охрана общественного порядка в системе вопросов местного значения: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 7.

ных актов, определяющих правовой статус лиц, участвующих в охране общественного порядка.

В Ставропольском крае принят Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. № 69-кз «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка»4 (ред. от 7 февраля 2012 г.).

Этот Закон регулирует порядок и условия участия граждан РФ в обеспечении охраны общественного порядка на территории Ставропольского края.

Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным. Оно осуществляется посредством:

1) самостоятельного или совместного с органами внутренних дел участия в обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе во время проведения массовых мероприятий;

2) непосредственной реализации гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;

3) организации и участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

4) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;

5) оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) участия совместно с органами внутренних дел в проведении мероприятий по пресечению хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также сохранности урожая сельскохозяйственных культур;

7) оказания содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по ме-

4 Ставропольская правда. 2007. 22 дек. 54

сту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории РФ и транзитного проезда через территорию РФ;

8) участия в неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятиях в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

9) участия в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

10) оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.

Индивидуальное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в виде внештатного сотрудничества с органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным законодательством.

Коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, к которым относятся:

добровольная народная дружина;

муниципальная казачья дружина;

добровольная студенческая дружина.

Этот Закон Ставропольского края конкретизируется в муниципальных правовых актах. В частности, в городе Кисловодске Ставропольского края принято решение городской Думы от 25 марта 2009 г. № 38-39 «О Положении о добровольной дружине городского округа города-курорта Кисловодска»5.

Это положение устанавливает порядок и условия деятельности добровольной дружины в обеспечении охраны общественного порядка на территории городского округа города-курорта Кисловодска.

Добровольная дружина городского округа представляет собой объединение граждан, желающих принять личное участие в обеспечении общественного порядка, и создается на территории городского округа г. Кисловодска по инициативе граждан по

5 Кисловодская газета. 2009. 15 апр.

месту жительства, а также по инициативе органов территориального общественного самоуправления.

Дружина учреждается на организационном собрании граждан, желающих вступить в дружину, которое созывается по месту проживания граждан и (или) при комитетах территориального общественного самоуправления.

После принятия общим собранием решения о создании дружины и избрания командира дружины командир направляет в администрацию г. Кисловодска обращение (предложение) о создании соответствующей дружины. К обращению (предложению) прилагаются следующие учредительные документы:

1) протокол собрания о создании дружины и выборе командира дружины;

2) заявления от граждан о принятии их в дружину;

3) списки кандидатов в дружинники, согласованные с участковыми уполномоченными милиции по месту проживания;

4) иные документы.

Администрация г. Кисловодска в течение двух недель со дня получения обращения (предложения) принимает решение о создании или об отказе в создании дружины.

Высшим органом дружины является собрание ее членов, правомочное принимать решения простым большинством голосов.

На собрании определяется количественный состав, принимаются планы, утверждаются отчеты и по представлению командира обсуждаются иные вопросы деятельности дружины.

Дружины, созданные по месту жительства граждан и (или) при органах территориального общественного самоуправления, являются структурными подразделениями дружины г. Кисловодска.

Общее руководство городскими дружинами осуществляет штаб добровольной дружины г. Кисловодска.

Компетенция и порядок деятельности штаба определяются в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Кисловодска.

Начальник штаба избирается по рекомендации главы г. Кисловодска и начальника милиции общественной безопасно-

сти ОВД по г. Кисловодску на общем собрании дружинников или представителей добровольных городских дружин. В состав членов штаба обязательно включаются представители правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Состав и регламент штаба утверждается общим собранием городских дружинников или представителей добровольных городских дружин.

Состав штаба дружины избирается на два года.

Штаб в пределах своих полномочий:

1) определяет порядок работы территориальных городских дружин;

2) обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных задач;

3) готовит вопросы для вынесения на обсуждение общего собрания членов дружины;

4) осуществляет планирование работы дружины, инструктирует дружинников, контролирует их работу и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.