М.А. Дотдаев ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ*
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.
Однако здесь наблюдается определенное противоречие с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.
В определенной степени вразрез со ст. 132 Конституции идут и следующие положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции»1.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (п. 1 ст. 1 Закона).
Также к основным направлениям деятельности полиции Закон относит обеспечение правопорядка в общественных местах.
При этом полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, значительная часть полномочий в сфере охраны общественного порядка возложена на федеральный орган исполнительной власти, а не органы местного самоуправления.
Тем не менее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.
1 Российская газета. 2011. 8 февр.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2013
управления Российской Федерации»2 упоминает понятие «муниципальная милиция».
В целом к вопросам местного значения поселения в данном Законе отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
К вопросам местного значения муниципального района отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.
К вопросам местного значения городского округа отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Анализируя три вышеуказанных положения в системе вопросов местного значения, И.А. Андреева справедливо полагает, что законодатель в соответствии со ст. 132 Конституции РФ правомерно выделяет охрану общественного порядка, в рамках которой органам местного самоуправления предоставлено право на обеспечение и создание для нее соответствующих условий3.
Она предлагает уточнить положения ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, указав, что в вопросы местного значения входит также и организация муниципальной службы охраны общественного порядка в муниципальных образованиях, предусмотрев принятие на уровне субъектов соответствующих норматив-
2 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3 См.: Андреева И.А. Охрана общественного порядка в системе вопросов местного значения: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 7.
ных актов, определяющих правовой статус лиц, участвующих в охране общественного порядка.
В Ставропольском крае принят Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. № 69-кз «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка»4 (ред. от 7 февраля 2012 г.).
Этот Закон регулирует порядок и условия участия граждан РФ в обеспечении охраны общественного порядка на территории Ставропольского края.
Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным. Оно осуществляется посредством:
1) самостоятельного или совместного с органами внутренних дел участия в обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе во время проведения массовых мероприятий;
2) непосредственной реализации гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
3) организации и участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка;
4) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
5) оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) участия совместно с органами внутренних дел в проведении мероприятий по пресечению хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также сохранности урожая сельскохозяйственных культур;
7) оказания содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по ме-
4 Ставропольская правда. 2007. 22 дек. 54
сту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории РФ и транзитного проезда через территорию РФ;
8) участия в неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятиях в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
9) участия в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
10) оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.
Индивидуальное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в виде внештатного сотрудничества с органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным законодательством.
Коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, к которым относятся:
добровольная народная дружина;
муниципальная казачья дружина;
добровольная студенческая дружина.
Этот Закон Ставропольского края конкретизируется в муниципальных правовых актах. В частности, в городе Кисловодске Ставропольского края принято решение городской Думы от 25 марта 2009 г. № 38-39 «О Положении о добровольной дружине городского округа города-курорта Кисловодска»5.
Это положение устанавливает порядок и условия деятельности добровольной дружины в обеспечении охраны общественного порядка на территории городского округа города-курорта Кисловодска.
Добровольная дружина городского округа представляет собой объединение граждан, желающих принять личное участие в обеспечении общественного порядка, и создается на территории городского округа г. Кисловодска по инициативе граждан по
5 Кисловодская газета. 2009. 15 апр.
месту жительства, а также по инициативе органов территориального общественного самоуправления.
Дружина учреждается на организационном собрании граждан, желающих вступить в дружину, которое созывается по месту проживания граждан и (или) при комитетах территориального общественного самоуправления.
После принятия общим собранием решения о создании дружины и избрания командира дружины командир направляет в администрацию г. Кисловодска обращение (предложение) о создании соответствующей дружины. К обращению (предложению) прилагаются следующие учредительные документы:
1) протокол собрания о создании дружины и выборе командира дружины;
2) заявления от граждан о принятии их в дружину;
3) списки кандидатов в дружинники, согласованные с участковыми уполномоченными милиции по месту проживания;
4) иные документы.
Администрация г. Кисловодска в течение двух недель со дня получения обращения (предложения) принимает решение о создании или об отказе в создании дружины.
Высшим органом дружины является собрание ее членов, правомочное принимать решения простым большинством голосов.
На собрании определяется количественный состав, принимаются планы, утверждаются отчеты и по представлению командира обсуждаются иные вопросы деятельности дружины.
Дружины, созданные по месту жительства граждан и (или) при органах территориального общественного самоуправления, являются структурными подразделениями дружины г. Кисловодска.
Общее руководство городскими дружинами осуществляет штаб добровольной дружины г. Кисловодска.
Компетенция и порядок деятельности штаба определяются в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Кисловодска.
Начальник штаба избирается по рекомендации главы г. Кисловодска и начальника милиции общественной безопасно-
сти ОВД по г. Кисловодску на общем собрании дружинников или представителей добровольных городских дружин. В состав членов штаба обязательно включаются представители правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Состав и регламент штаба утверждается общим собранием городских дружинников или представителей добровольных городских дружин.
Состав штаба дружины избирается на два года.
Штаб в пределах своих полномочий:
1) определяет порядок работы территориальных городских дружин;
2) обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных задач;
3) готовит вопросы для вынесения на обсуждение общего собрания членов дружины;
4) осуществляет планирование работы дружины, инструктирует дружинников, контролирует их работу и т.д.