Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ'

ПОЛНОМОЧИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗАКОННОСТЬ / СЛЕДСТВИЕ / ДОЗНАНИЕ / ПРОКУРОРСКИЕ ПРОВЕРКИ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савченко Антон Евгеньевич

В представленной статье рассматриваются полномочия, компетенции сотрудников прокуратуры при организации и проведении проверок деятельности органов предварительного следствия и дознания. Рассматриваются основные направления и специфика проведения прокурорских проверок, особенности и акты прокурорского реагирования.The presented article discusses the powers, competencies of prosecutors in organizing and conducting inspections of the activities of bodies of preliminary investigation and inquiry. The main directions and specifics of conducting prosecutorial checks, features and acts of prosecutorial response are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ»

УДК 347

Юридические науки

Савченко Антон Евгеньевич, магистрант 2 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак

ПОЛНОМОЧИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Аннотация: в представленной статье рассматриваются полномочия, компетенции сотрудников прокуратуры при организации и проведении проверок деятельности органов предварительного следствия и дознания. Рассматриваются основные направления и специфика проведения прокурорских проверок, особенности и акты прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокуратура, Конституция РФ, законность, следствие, дознание, прокурорские проверки, прокурорский надзор.

Annotation: the presented article discusses the powers, competencies of prosecutors in organizing and conducting inspections of the activities of bodies of preliminary investigation and inquiry. The main directions and specifics of conducting prosecutorial checks, features and acts of prosecutorial response are considered.

Keywords: prosecutor's office, the Constitution of the Russian Federation, legality, investigation, inquiry, prosecutor's checks, prosecutor's supervision.

В настоящее время среди приоритетных целей и задач государственной политики в области предупреждения и пресечения преступности в стране занимает необходимость совершенствования правовой регламентации государственных органов власти, повышения эффективности их функционирования, обеспечения соблюдения принципа законности и справедливости при расследовании преступления и привлечения к уголовной

ответственности виновных лиц. Особое место в системе защиты прав и свобод личности выступают органы предварительного следствия и дознания, которые призваны своевременно реагировать на поступающие заявления о совершенном преступлении, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, раскрывать и расследовать совершенное противозаконное деяние. Именно стадия предварительного расследования имеет ключевое значение для законного, справедливого и обоснованного разрешения уголовного дела на последующей стадии судебного слушания, поскольку предоставляет возможность установить все факты и обстоятельства совершенного преступления, выявить соучастников преступления, а по итогам предварительного расследования собрать всю доказательственную базу виновности лица в совершении преступления и предъявить обвинение со стороны государства [4, с. 82].

В качестве гаранта соблюдения прав и свобод личности при осуществлении предварительного расследования преступления выступает прокурорский надзор, который является основным механизмом обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Исходя из этого, прокуроры должны быть наделены необходимым объёмом полномочий, в рамках которых осуществляется выявление, пресечение и устранение нарушений законодательства, которые допущены на стадии предварительного следствия или дознания.

На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания является самостоятельной отраслью прокурорского надзора и основным направлениям надзорной функции прокуратуры. Ст. 29 обозначенного федерального закона закрепляет предмет надзорной деятельности прокуратуры, который заключается в обеспечении порядка разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, обеспечении защиты прав и свобод личности, гарантии законности выносимых решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия [6, с. 174].

Полномочия прокурора при осуществлении надзора на стадии

предварительного расследования и дознания закреплены ст. 37 УПК РФ. Так, прокуроры имеют право:

- требовать от органов дознания и предварительного следствия устранения допущенных правонарушений на стадии предварительного расследования;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- проверять законность выносимого решения органов предварительного расследования об отказе в возбуждении уголовного дела, его приостановлении или прекращении;

- рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

- принимать участие на предварительном судебном заседании о решении вопроса избрания меры пресечения;

- ходатайствовать о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

- при выявлении нарушений норм уголовно-процессуального законодательства дознавателем отстранять его от дальнейшего расследования преступления;

- при наличии оснований изымать уголовное дело у органов дознания с последующей его передачей следователю;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

- утверждать обвинительное заключение, акт или постановление по расследуемому делу;

- возвращать материалы уголовного дела органам предварительного расследования с требованием устранения допущенных ошибок и неточностей

Основной характеристикой прокурорского надзора на досудебной стадии

уголовного судопроизводства является отсутствие ведомственной заинтересованности в исходе дела. В отличие от должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное расследование, основная задача прокурора - обеспечение законности уголовного судопроизводства. Целесообразно обозначить, что учёные сходятся во мнении о противоречивости полномочий прокурора и руководителя следственного органа. Как отмечают И. Г. Рогава и Е. Д. Романова, прокурор имеет право вернуть материалы уголовного дела для осуществления дополнительных следственных мероприятий. Тем не менее, руководитель следственного органа наделён правом отклонять подобные требования прокурора. Помимо этого, прокурор может отменять решения руководителя следственного органа. Вместе с этим, на основании ч. 4 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа наделён правом выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору [8, с. 18].

Исходя из этого, можно заключить, что органы прокуратуры фактически лишены возможности применять незамедлительные действия по устранению допущенного нарушения закона на стадии предварительного расследования. В данном случае требуется предоставить прокурору право на дачу согласия следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения или производстве каких-либо процессуальных действий [7, с. 239].

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия представляет собой урегулированную нормами законодательства Российской Федерации деятельность прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса и направленную на реализацию принципа законности при осуществлении предварительного расследования. Исходя из этого, в основании прокурорского надзора находятся две ключевые задачи. Так, именно надзорная деятельность выступает в качестве гаранта соблюдения норм Конституции РФ, системы федеральных законов, обеспечения законных прав и свобод личности, а с другой стороны является действенным механизмом обеспечения эффективного предварительного расследования

преступления, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства.

Библиографический список:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Гарант [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 14.09.2021).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 1996. - № 113.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 2001. - № 249.

4. Беляй В.В. Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие // Молодой ученый. - 2021. - № 36 (378). - С. 82-86.

5. Генералов Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 182-185.

6. Кожевников О.А. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 11/2. - С. 174-180.

7. Мурсалимов Ф.И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 1 (53). - С. 239-244.

8. Рогава И. Г., Романова Е. Д. Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 26. -С. 18-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.