Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2995
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПОЛНОМОЧИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальчугина О.С.

В статье предпринята попытка раскрытия понятия, сущности органа государственной власти, проведено соотношение органа государственной власти и государственного органа. Особое внимание автора сосредоточено на системном анализе федеральных органов государственной власти, которые осуществляют свои полномочия в сфере защиты и обеспечения социальных прав граждан. Осмыслены отдельные полномочия действующих на сегодняшний момент федеральных органов государственной власти в социальной сфере, структурированы и обобщены их полномочия. Сделан вывод, что полномочия федеральных органов государственной власти в социальной сфере представляют собой комплексную систему, способствующую достижению максимального уровня социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

УДК 340

О.С. Мальчугина

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье предпринята попытка раскрытия понятия, сущности органа государственной власти, проведено соотношение органа государственной власти и государственного органа. Особое внимание автора сосредоточено на системном анализе федеральных органов государственной власти, которые осуществляют свои полномочия в сфере защиты и обеспечения социальных прав граждан. Осмыслены отдельные полномочия действующих на сегодняшний момент федеральных органов государственной власти в социальной сфере, структурированы и обобщены их полномочия. Сделан вывод, что полномочия федеральных органов государственной власти в социальной сфере представляют собой комплексную систему, способствующую достижению максимального уровня социальной защиты населения.

Ключевые слова: государственная власть, орган государственной власти, государственный орган, социальная сфера, социальная защита, социальные права, полномочия, полномочия государственных органов в социальной сфере, полномочия органов государственной власти в социальной сфере.

Действующая Конституция РФ 1993 г. [1] провозгласила Россию государством правовым и социальным (ст. 1, 7). Если вопрос о провозглашении государства правовым не вызывал каких-либо возражений у участников конституционного совещания, то относительно включения в проект Конституции принципа социального государства велись ожесточенные дискуссии [13, с. 67].

Закон прямо закрепляет основные полномочия федеральных государственных органов социальной поддержки, выражающие необходимость создания достойных условий жизни и развития человека, однако с появлением специализированных органов социальной защиты, принятием необходимых законодательных норм, введением системы адресной помощи людям эффективность социальной защиты остается низкой, о чем говорит анализ проводимых опросов и мониторинга удовлетворенности населения предоставляемыми социальными услугами [6, с. 26].

В системе социальной поддержки граждан особое место принадлежит органам государственной власти, в связи с чем необходим детальный анализ их полномочий, поскольку именно государство выпол-няетпозитивную роль в отношении прав человека в социальной, экономической и культурной сферах [9, с. 34].

В современной правовой литературе рассматриваются следующие признаки государственного органа: а) наличие государственно -властных полномочий; б) экономическая и организационная обособленность и самостоятельность; в) выполнение свойственных государственному органу функций; г) наличие необходимых материальных средств, которыми располагают государственные органы; д) физическим воплощением государственного органа являются чиновники, государственные служащие [10, с. 133].

Отметим также, что принцип разделения властей считается одним из основных критериев классификации органов государственной власти, в зависимости от которого они делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Необходимо подчеркнуть, что понятия «государственный орган» и «орган государственной власти» не следует рассматривать как синонимичные (как это делает ряд авторов), поскольку первое понятие шире и включает второе, то есть не всякий государственный орган является органом государственной власти. Орган государственной власти - это только тот орган, который функционирует в рамках системы разделения властей и в качестве такового поименован в Конституции. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная

© Мальчугина О.С., 2019.

Научный руководитель: Коваль Сергей Петрович - кандидат исторических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Россия

власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Как видим, в данной статье, прямо закрепляющей принцип разделения государственной власти, речь идет об «органах государственной власти». Ряд других статей употребляет термин «государственный орган», например, в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями. Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации.

Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака: каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами; орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства; свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами.

Таким образом, «орган государственной власти» - это структурный элемент механизма государства, предусмотренный Конституцией РФ и иными нормативными актами, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности и осуществляющий их в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами.

Полномочие - это право распоряжаться ресурсами предприятия (материальными, финансовыми) и давать управленческие указания подчиненным. В целом полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания определены ст. 7-8 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [2].

Президентом Российской Федерации утвержден целый ряд программ долгосрочного характера, в том числе и президентский, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан. Была разработана и представлена на утверждение Президенту РФ федеральная концепция по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Важную роль в деле защиты прав и свобод личности играют органы государственной исполнительной власти. Именно на Правительство Российской Федерации возлагается ответственность за проведение социально-экономической политики в стране, которая напрямую влияет на ситуацию с правами и свободами. Основой управления социальным развитием и проводниками государственной политики в области социального обеспечения являются органы исполнительной власти - Правительство Российской Федерации [3], Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а в субъектах Федерации - специально созданные структуры (министерства, управления, главные управления)[7, с. 71].

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере направлены на: обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, развитие социального обеспечения и благотворительности; принятие мер по реализации трудовых прав граждан; разработку программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ; обеспечение проведения единой государственной миграционной политики; содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятие мер по реализации молодежной политики.

Реализация государственной политики в области социального обеспечения пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин, а также других групп населения, которые нуждаются в государственной помощи и поддержке, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития. Главной целью Министерства является формирование и проведение в жизнь государственной политики в сфере социальной защиты населения, совершенствование механизмов ее реализации и выработка мер, направленных на ее улучшение, поддержание отношений справедливости в обществе, обеспечение условий для повышения благосостояния граждан.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 [3], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и иных сфер жизни общества.

Законодательство Российской Федерации указывает на ряд иных органов и учреждений, в компетенцию которых входит осуществление мероприятий в сфере социальной защиты населения: Минобороны России, МВД России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения социальной защиты населения, другие общественные организации.

Федеральные органы государственной власти в социальной сфере исполняют, согласно ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4], следующие общие полномочия:

— устанавливают основы государственной политики по вопросам обеспечения социальных прав граждан;

— утверждают методические рекомендации по расчету нормативов финансирования в целях обеспечения социальных прав граждан;

— утверждают перечень социальных услуг;

— утверждают порядок размещения и обновления информации о поставщиках социальных услуг, в том числе и в сети Интернет;

— разрешают вопросы по управлению федеральной собственностью в сфере обеспечения социальных прав граждан;

— ведут единый общегосударственный статистический учет по различным направления в сфере социального обеспечения населения.;

— проводят федеральный государственный контроль и надзор) по вопросам обеспечения социальных прав граждан;

— осуществляют международное сотрудничество с другими государствами по вопросам обеспечения социальных прав граждан РФ и др.

На органы государственной власти также возложены полномочия по утверждению примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, утверждению методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания, примерного порядка предоставления социальных услуг, порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга, рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг и правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений [12, с. 96].

Исполнительная власть в социальной сфере имеет право на утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [11, с. 160].

Федеральная служба по труду и занятости, например, осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных; регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным; проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к административной ответственности; содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержки и пр.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития. В частности, оно занимается вопросами оказания медицинской помощи; предоставления услуг в области курортного дела; организации судебно-медицинских и судебно-психиатриче-ских экспертиз; оказания протезно-ортопедической помощи; реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан; социального обслуживания инвалидов; проведения медико-социальной экспертизы и др. Для выполнения поставленных задач это агентство организует деятельность государственной службы МСЭ, государственной службы реа-

билитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии; занимается установлением причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации, связи заболевания с профессией, организует деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф и пр. [8, с. 3]

Итак, государственные органы, компетенция которых связана с реализацией именно социальных функций государства, достаточно много. Их можно классифицировать на: общие органы, компетенция которых распространяется на все наиболее важные сферы общественной жизни, в том числе и на социальную; органы, компетенция которых связана с социальной защитой населения: общеобязательным государственным социальным страхованием населения; пенсионным обеспечением граждан; предоставлением социальной помощи населению (конкретным категориям граждан); обеспечением высокого жизненного уровня населения. Положительной чертой работы государственных органов власти в России является тенденция роста государственных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

В связи с этим следует подытожить, что в Российской Федерации существует разветвленная система органов государственной власти и их полномочий с подведомственными им организациями, осуществляющих управление в социальной сфере, которые осуществляют общее руководство и направление социальной политики государства. Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013.

- № 52 (часть I). - Ст. 7007.

3.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712

4.Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013.

- № 52 (часть I) . - Ст. 7007.

5.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 24.04.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2899.

6.Берела М.П.Социальная защита населения как механизм государственной политики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-6. - С. 26-27.

7.Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. - 2011. - № 1 (169). - С. 69a-75.

8. Деменьтева О., Деменьтев А. Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в социальной сфере // Муниципальное право. - 2017. -№ 3. - С. 2-9.

9.Ижаев О.А. Правовая природа социальноэкономических прав человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы права. - № 1. - 2015. - с. 31-35

10. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп.

- М.: Юристъ, 2017. - 433 с.

11. Филоровская И.М. Сущность и содержание публичной службы в Российской Федерации // Worldscience: problemsandinnovations сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 159162.

12. Цыбиков Б.Б. Некоторые вопросы государственного управления социальной сферой // Проблемы юридической науки и практики материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и магистрантов юридического факультета ВСГУТУ. - 2016. - С. 94-98.

13. Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности.

- М.: Норма, 2014. - 312 с.

МАЛЬЧУГИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Ивановский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.