УДК 340
Е.В. Арзамаскина
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности правового регулирования социальной защиты населения на федеральном уровне. Особое внимание уделяется распределению полномочий социальной защиты на федеральном и муниципальном уровнях, анализируются последние перераспределения полномочий, а также проблематика современного этапа социально-экономического развития России.
Ключевые слова: социальная защита, социальная политика, право, полномочия.
Увеличение степени социальной направленности развития российской экономики является одним из необходимых условий повышения качества жизни населения. В свою очередь, траектория социальной направленности развития в стране зависит от состояния и динамики изменения социальной сферы. Главными целями развития социальной сферы являются: снижение препятствий для действия рыночных рычагов, конкуренции, стимулирование ключевых факторов инновационного развития (приток новых технологий, повышение качества социальных услуг, оптимизация методов финансирования социальных программ) [1].
Вопросы социальной политики имеют широкое правовое регулирование. Так, в Конституции Российской Федерации [2], как в основном источнике права социального обеспечения, закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53). Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, там же устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.
Касаемо законов, следует отметить, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих:
-пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [3]; федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [4]
-обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [5]; Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" [6] и др.
-отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [7]; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" [8]
-систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [9]; Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» [10]; и др.
В данном русле можно говорить и о законах субъектов Федерации, которые, как правило, предусматривают законодательные гарантии по социальной защите различных слоев населения на территории какого-то конкретного субъекта Федерации.
Рассматривая подзаконные нормативные правовые акты, следует говорить о следующих Указах Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" [11]; Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 "Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей" [12], а также о постановлениях Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации): например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 "О приемной семье" [13], Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно
© Арзамаскина Е.В., 2015.
необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами " [14].
Формирование эффективной системы управления развитием социальной сферы, составной частью которой является правовое обеспечение, позволит повысить результативность ее функционирования. Отсутствие такой системы осложняет выбор стратегических направлений развития социальной сферы, усиливает субъективный характер принимаемых решений региональными органами власти при использовании различных ресурсов. В будущем это может спровоцировать конфликтные ситуации при решении практических вопросов обеспечения населения гарантированным объемом социальных услуг.
Формирование современных качеств Российского государства на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года [2] вызвало к жизни процессы переустройства системного характера в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Преобразования в социальной сфере не только связаны с кардинальными изменениями в области экономики, но и предопределены необходимостью воплощения в реальность конституционной установки о признании России социальным государством.
Современный этап развития системы социальной защиты характеризуется активизацией процесса правового регулирования вновь складывающихся общественных отношений. Результатом данного процесса является интенсивное формирование новых норм и институтов, которые отражают особенности правовой регламентации в указанной сфере. Широта охвата правовым регулированием свидетельствует о том, что оно выходит за пределы отрасли права социального обеспечения [15].
Одним из основных правовых актов, определяющих долгосрочное развитие Российского государства, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция) [16]. Концепция была разработана с целью определения путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.), прежде всего устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы следующие положения: характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода; стратегия - способы, направления и этапы - достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции; целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе. Функции системы социальной защиты населения, включая социальное обслуживание на федеральном уровне, реализуются по следующим направлениям различными органами государственной власти:
1) обеспечение деятельности системы социальной защиты населения - департамент развития социальной защиты;
2) реализация федеральных, региональных и других программ в сфере социальной защиты населения - департамент развития социальной защиты; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства; департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы;
3) социальная поддержка инвалидов - департамент развития социальной защиты;
4) модели управления в сфере социальной защиты населения - департамент развития социальной защиты, департамент по вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг населению;
5) социальное обслуживание семьи и детей - департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства.
На уровне субъектов Российской Федерации полномочия по социальному обслуживанию населения распределяются следующим образом. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [17] значительно изменил порядок финансирования полномочий по оказанию социальной помощи и социальному обслуживанию.
Практически все мероприятия в сфере социального обслуживания теперь относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и финансируются из бюджета субъекта Российской
Федерации. Кроме того, оказание социальной помощи также стало расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи малоимущим, одиноким гражданам, многодетным семьям в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В течение переходного периода (2005-2006 гг.) в федеральном бюджете Российской Федерации на эти цели предусматривались фонды софинансирования определенных полномочий в сфере социальной защиты населения.
Оказание социальной помощи на федеральном уровне регулируется Федеральным законом «О государственной социальной помощи» [18]] а именно: правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан. В системе социального обслуживания населения также произошло перераспределение полномочий между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Например, в целях распределения полномочий, переданных Федеральным центром Нижегородской области в сфере социальной защиты населения, был принят Закон от 3 ноября 2006 года № 133-3 «О наделении органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей»9 [19].
Важнейшей проблемой современного этапа социально-экономического развития России является формирование политики, ориентированной на соблюдение интересов большинства граждан, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, сглаживание социального неравенства в обществе, повышение доходов населения, всеобщую доступность и приемлемое качество базовых, гарантированных Конституцией РФ социальных услуг. Речь идет о решении стратегической проблемы - улучшении качества жизни населения страны, чему посвящено немало исследований социологов, экономистов, психологов, физиологов.
Многие авторы отмечают, что понятия «уровень жизни» и «качество жизни» тесно связаны, но если уровень жизни отражает уровень материального благосостояния людей, то качество жизни выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и предполагает оценку прочих (кроме характеризующих уровень жизни) условий человеческого благополучия, качества удовлетворения материальных и духовных потребностей людей[
Социальная сфера нашей страны сегодня нуждается во внедрении инноваций, так как изменившаяся действительность постоянно предъявляет новые требования к ее услугам. Модернизация социальной сферы, в том числе каждой из отраслевых систем, входящих в ее состав, должна естественным образом происходить в русле модернизации всей российской экономики, при этом следует учитывать социальную направленность российской экономической политики, что обусловливается общим положением страны — бедностью значительной части российского населения, а также ухудшением демографической и экологической ситуации.
Библиографический список
1.Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: дисс.докт.юрид.наук. М., 2008. С. 11.
2.Токарская Н.М., Марасанова A.A. Стратегические направления регулирования уровня жизни населения / под ред. В.И. Самарухи. Иркутск, 2010. С. 55.
3.Зуева Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: монография / Н.Л. Зуева; Воронежский государственный университет. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. С. 55.
4.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
5.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 379-ФЗ)
6.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (действующая редакция от 28.12.2013)
7.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
8.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской федерации»
9.Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (02 августа 1995 г.)
10. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 с изменениями, вступившими в силу 13.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
11.Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 04.10.2014) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию реакции вследствие аварии на Чернобольской АЭС»
12.О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1) (с изменениями на 4 октября 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года)
13.Указ Президента РФ от 05.05.92 № 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"
14.Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 (ред. от 19.03.2013) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей"
15.Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 (ред. от 18.08.2008) "О приемной семье" (17 июля 1996 г.)
16.Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 (с изм. от 26.11.2003)"О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами"
17.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
18. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // "Собрание законодательства РФ", 30.08.2004, № 35, ст. 3607
19. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699
АРЗАМАСКИНА Екатерина Вячеславовна - магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.