Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ'

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / СОЦИАЛЬНО СИРОТСТВО / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ОПЕКУН / ПОПЕЧИТЕЛЬ / CHILDREN / SOCIALLY ORPHANHOOD / DYSFUNCTIONAL FAMILY / INCOMPLETE FAMILY / SOCIAL SUPPORT / GUARDIAN / TRUSTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погорелова Галина Матвеевна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования профилактики социального сиротства, неблагополучных семей, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей; предлагаются пути решения данных вопросов на федеральном, региональном и местном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF LEGAL REGULATION OF THE ISSUE OF SOCIAL ORPHANHOOD AND DYSFUNCTIONAL FAMILIES AT THE FEDERAL, REGIONAL AND LOCAL LEVELS

The article deals with the issues of legal regulation of prevention of social orphanhood, dysfunctional families, social support of children left without parental care and suggests ways to address these issues at the federal, regional and local levels.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10181

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ

Галина Матвеевна ПОГОРЕЛОВА, профессор кафедры гражданского права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: gala2006@yandex.ru

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования профилактики социального сиротства, неблагополучных семей, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей; предлагаются пути решения данных вопросов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: дети, социально сиротство, неблагополучная семья, неполная семь, социальная поддержка, опекун, попечитель.

Annotation. the article deals with the issues of legal regulation of prevention of social orphanhood, dysfunctional families, social support of children left without parental care and suggests ways to address these issues at the federal, regional and local levels.

Keywords: children, socially orphanhood, dysfunctional family, incomplete family, social support, guardian, trustee.

На современном этапе развития экономики страны проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. При этом более 80% — это так называемые «социальные» сироты, т.е. те, чьи родители (или один родитель) живы, но не могут или не хотят воспитывать своих детей.

Президентом РФ обращается самое пристальное внимание на решение актуальных вопросов поддержки института семьи [11]. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в Конвенции ООН «О правах ребенка», где указывается, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания», а также в СК РФ: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» (п. 2. ст. 54).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты материнства, отцовства и детства, а также социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Для осуществления координации работы, улучшения деятельности органов опеки и попечительства, разграничения полномочий органов исполнительной власти и назначения мер социальной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, и семей с детьми в Санкт-Петербурге принят и реализуется Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 22 ноября 2011 г. (далее — Социальный кодекс), который регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения [4].

В Социальном кодексе определены категории лиц, имеющие право на социальную поддержку, в том числе дети-сироты (главы 3, 6); дети, оставшиеся без попечения родителей (главы 3, 6); лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (главы 3, 6); дети, переданные на усыновление (удочерение), на воспитание в семью под опеку, попечи-

№ 4/2020

тельство, в приемную семью (глава 4); малообеспеченные семьи (главы 5, 6, 18); многодетные семьи (главы 5, 6, 18, 20); неполные семьи (главы 5, 6) и др.

Социальным кодексом урегулированы меры и формы социальной поддержки, прописаны гарантии, предоставляемые государством в отношении этих категорий граждан, определены органы исполнительной власти, ответственные за реализацию данных полномочий, а также приведен перечень мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок предоставления, объем, сроки мер социальной поддержки, указанные в Социальном кодексе, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга путем издания соответствующих постановлений, например:

■ «О государственной программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» [8];

■ «О реализации главы четвертой «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» [9];

■ «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» [10].

В рамках исполнения ст. 153.1 Семейного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» принят Закон Санкт-Петербурга «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» [5], которым установлены случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» от 21 ноября 2007 г. органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге наделяются отдельными государственными полномочиями [7].

В Законе четко установлены полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления по исполнению переданного отдельного государственного полномочия по опеке и попечительству и полномочия Правительства Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, полномочия и финансовое обеспечение на исполнения отдельных государственных полномочий. Подробно описана методика расчета субвенций. Уполномоченным органом, осуществляющим контроль от имени правительства, назначен Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

В рамках возложенных полномочий по опеке и попечительству органы местного самоуправления издают собственные нормативно-правовые акты, составляющие так называемое «местное законодательство», действующие на территории муниципального образования, включающие положения, регламенты, а также постановления, принимаемые по отдельным вопросам.

Как правило, постановления издаются по следующим направлениям:

■ об установлении опеки и попечительства;

■ о проведении плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных;

■ о передаче полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, благотворительным фондам помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

■ об установлении предварительной опеки;

■ о назначении и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи;

■ о разрешении сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему;

■ о разрешении на вступление в брак лицам, не достигшим совершеннолетия, и др.

Подводя итоги, можно утверждать, что в настоящее время требуется урегулирование профилактики социального сиротства в аспекте порядка выявления семей, в которых недобросовестно исполняются родительские обязан-

№ 4/2020

ности, и ведения базы данных таких семей для лучшего контроля и взаимодействия с ними субъектов профилактики. Встречаются случаи, когда не разработаны и не приняты планы долгосрочной работы по сохранению ребенка в биологической семье, а также не определен орган, осуществляющий весь комплекс мер по работе с неблагополучными семьями.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 22.11.2011 г. № 728-132 (ред. от 4.07.2019 г. № 402-88) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2011. № 46. 5 дек.

5. Закон Санкт-Петербурга «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» от 09.03.2010 г. № 93-31 (ред. от 12.03.2018 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. № 10. 22 марта.

6. Закон Санкт-Петербурга «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» от 09.03.2010 г. № 93-31 (ред. от 12.03.2018 г.) // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. № 46. 18 марта.

7. Закон Санкт-Петербурга «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» от 21.11.2007 г. № 536-109 (ред. от 28.03.2019 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. № 38. 3 дек.

8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 г. № 497 (ред. от

14.06.2018 г.) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» // Офиц. сайт Администрации Санкт-Петербурга: http:// www.gov.spb.ru

9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 г. № 561 (ред. от

24.01.2019 г.) «О реализации главы 4 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Офиц. сайт Администрации Санкт-Петербурга: http: //www.gov.spb.ru

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга 22.05.2013 г. № 343 (ред. от 17.12.2018 г.) «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2013. № 5. 20 июня.

11. Волков Д.В., Погорелова Г.М. Проблемы социального сиротства в России / / Социальное и пенсионное право. СПб., 2007. № 1. С. 155—163.

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.