Научная статья на тему 'Полномочия Банка России в области обращения цифровых финансовых активов и криптовалюты'

Полномочия Банка России в области обращения цифровых финансовых активов и криптовалюты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Банк России / цифровые финансовые активы / финансовый рынок / криптовалюта / цифровизация / транзакция / цифровая валюта / полномочия / Bank of Russia / digital financial assets / financial market / cryptocurrency / digitalization / transaction / digital currency / authority

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Содель Олег Викторович

Введение: актуальность выбранной темы исследования объясняется обсуждением в российском научном и экспертном сообществе роли Центрального банка РФ при осуществлении регуляторных процедур в области цифровых финансовых активов, а также дискуссии о статусе криптовалют: их законодательном запрете либо регулировании. При этом в настоящее время нет единого нормативно-правового подхода к регулированию обращения частных криптовалют. Цель: предметом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу нормативно-правового регулирования цифровых финансовых активов и криптовалюты. Методологическая основа: формально-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования были использованы при анализе основных подходов к классификации полномочий Банка России в области цифровых финансовых активов. Результаты: дан краткий анализ нормативных и программных актов Банка России, касающихся вопросов использования криптовалюты в гражданском обороте. Выводы: в статье предложен авторский подход к классификации полномочий Центрального банка РФ в области обращения цифровых финансовых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of the Bank of Russia in the Circulation of Digital Financial Assets and Cryptocurrency

Background: the relevance of the chosen research topic is explained by the discussion in the Russian scientific and expert community of the role of the Central Bank of the Russian Federation in the implementation of regulatory procedures in the field of digital financial assets, as well as the discussion about the status of cryptocurrencies: their legal prohibition or regulation. At the same time, there is currently no unified regulatory approach to the regulation of private cryptocurrencies. Objective: the subject of the study are the social relations arising from the regulatory and legal regulation of digital financial assets and cryptocurrency. Methodology: formal-logical, comparative-legal and formal-legal methods of research were used to analyze the main approaches to the classification of the powers of the Bank of Russia in the field of digital financial assets. Results: a brief analysis of regulatory and policy acts of the Bank of Russia concerning the use of cryptocurrency in civil circulation is given. Conclusions: the article offers the author’s approach to the classification of the powers of the Central Bank of the Russian Federation in the field of circulation of digital financial assets.

Текст научной работы на тему «Полномочия Банка России в области обращения цифровых финансовых активов и криптовалюты»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-4-208-213 УДК 347.73

О.В. Содель

ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И КРИПТОВАЛЮТЫ

Введение: актуальность выбранной темы исследования объясняется обсуждением в российском научном и экспертном сообществе роли Центрального банка РФ при осуществлении регуляторных процедур в области цифровых финансовых активов, а также дискуссии о статусе криптовалют: их законодательном запрете либо регулировании. При этом в настоящее время нет единого нормативно-правового подхода к регулированию обращения частных криптовалют. Цель: предметом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу нормативно-правового регулирования цифровых финансовых активов и криптовалюты. Методологическая основа: формально-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования были использованы при анализе основных подходов к классификации полномочий Банка России в области цифровых финансовых активов. Результаты: дан краткий анализ нормативных и программных актов Банка России, касающихся вопросов использования криптовалюты в гражданском обороте. Выводы: в статье предложен авторский подход к классификации полномочий Центрального банка РФ в области обращения цифровых финансовых активов.

Ключевые слова: Банк России, цифровые финансовые активы, финансовый рынок, криптовалюта, цифровизация, транзакция, цифровая валюта, полномочия.

O.V. Sodel

POWERS OF THE BANK OF RUSSIA IN THE CIRCULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS AND CRYPTOCURRENCY

Background: the relevance of the chosen research topic is explained by the discussion in the Russian scientific and expert community of the role of the Central Bank of the Russian Federation in the implementation of regulatory procedures in the field of digital financial assets, as well as the discussion about the status of cryptocurrencies: their legal prohibition or regulation. At the same time, there is currently no unified regulatory approach to the regulation of private cryptocurrencies. Objective: the subject of the study are the social relations arising from the regulatory and legal regulation of digital financial assets and cryptocurrency. Methodology: formal-logical, comparative-legal and formal-legal methods of research were used to analyze the main approaches to the classification of the powers of the Bank of Russia in the field of digital financial assets. Results: a brief analysis of regulatory and policy acts of the Bank of Russia concerning the use of cryptocurrency in civil circulation is given. Conclusions: the article offers the

© Содель Олег Викторович, 2022

Соискатель кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: o-novikov@yandex.ru © Sodel Oleg Viktorovich, 2022

Applicant degree, Department of Financial, Banking and Customs Law named after Nina Ivanovna Khimicheva 208 (Saratov State Law Academy)

author's approach to the classification of the powers of the Central Bank of the Russian Federation in the field of circulation of digital financial assets.

Key-words: Bank of Russia, digital financial assets, financial market, cryptocurrency, digitalization, transaction, digital currency, authority.

В эпоху цифровизации и поступательного движения к внедрению в оборот цифровых финансовых активов, а также набирающих популярность крипто-валют, все острее встают вопросы о роли Центрального банка РФ при осуществлении регуляторных процедур и достаточности инструментов регулятора в указанной сфере. Исходя из анализа нормативно-правовой базы, можно сделать вывод о том, что полномочия в сфере обращения цифровых финансовых активов (далее — ЦФА) являются одним из элементов финансово-правового статуса Центрального банка РФ.

Законодательная база, устанавливающая полномочия Банка России в области цифровых финансовых активов, состоит из Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместе с тем важную роль играют принятые Банком России нормативные акты: Положение от 16 декабря 2020 г. №746-П, Указание от 19 ноября 2020 г. № 5625-У, Указание от 3 декабря 2020 г. № 5646-У1.

Безусловно, по мере развития ЦФА будут корректироваться и полномочия Центрального банка РФ как основного регулятора данной сферы общественных отношений. Тем не менее уже сейчас возможно провести классификацию его соответствующих полномочий.

В финансово-правовой науке можно встретить деление полномочий Банка России в сфере обращения ЦФА на регулятивные и контрольно-надзорные [1, с. 187]. Регулятивные полномочия в области цифровых финансовых активов касаются различных видов отношений, связанных с их выпуском, обращением, контрольно-надзорной деятельностью [1, с. 188]. К области контрольно-надзорной деятельности относятся полномочия, связанные с порядком ведения реестров, установлением требований к операторам информационных систем, изменением порядка согласования правил информационной системы, применением императивных требований (выдачей предписаний) Банком России.

Соглашаясь с обозначенной точкой зрения, представляется возможным в свою очередь предложить классификацию указанных полномочий по двум различным основаниям: в зависимости от субъектов, к которым они обращены, и от содержания полномочий.

В зависимости от субъектов, к которым они обращены, полномочия Банка России в области ЦФА предлагается подразделить на направленные в отношении: лиц, выпускающих (выпустивших) ЦФА и их должностных лиц; операторов информационных систем, в которых осуществлен выпуск ЦФА, и их должностных лиц (в информационной системе одновременно могут быть выпущены как ЦФА, так и иные цифровые права);

1 См.: Банк России // Официальный сайт. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/117547/746p. pdf (дата обращения: 22.02.2022). 209

операторов инвестиционной платформы и их должностных лиц (при этом оператором информационной системы и оператором инвестиционной платформы может быть одно и то же лицо, в том случае, когда владелец информационной системы решит создать в ней свою информационную платформу и на ней осуществить выпуск ЦФА, либо различные лица, в том случае, когда инвестиционная платформа находится в информационной системе, принадлежащей другому лицу);

операторов обмена ЦФА и их должностных лиц (закон предусматривает случаи, когда оператором обмена ЦФА могут быть одновременно, как операторы информационных систем, в которых осуществлен выпуск ЦФА, операторы инвестиционных платформ, так и иные лица, внесенные в соответствующий реестр операторов обмена ЦФА);

бенефициарных владельцев ЦФА;

инвесторов ЦФА (квалифицированных и неквалифицированных).

Полномочия Банка России в области обращения ЦФА в зависимости от их содержания можно подразделить на следующие: регулятивные (нормативно-правовое и экономическое регулирование); контрольно-надзорные (функция контроля, надзора); мониторинговые (отслеживание финансовой устойчивости операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также операторов обмена ЦФА); экспериментальные (по введению экспериментальных правовых режимов в сфере инноваций на финансовом рынке).

Следует отметить, что предложенные классификации полномочий Банка России в области обращения ЦФА не являются исчерпывающими как по самим основаниям (поскольку могут быть предложены и другие основания для соответствующих классификаций), так и внутри предложенных классификаций. В частности, отношения в области обращения ЦФА только формируются, и внутри указанных отношений могут появляться иные субъекты либо существующие субъекты могут наделяться дополнительным правовым статусом. Также может расширяться либо сужаться и содержание самих полномочий Банка России, с помощью которых он может осуществлять и иные дополнительные функции, помимо ранее указанных.

Некоторые представители научного сообщества, понимая цифровые финансовые активы в широком смысле и включая в них криптоввалюту, предлагают закрепить за Банком России следующие полномочия: «квалифицировать цифровые валюты в порядке, установленном Банком России, и определять их виды; устанавливать порядок осуществления операций с цифровыми валютами; устанавливать требования к субъектам, эмитирующим цифровые валюты и организующим их обращение» [2, с. 49]. Существует мнение, что организационных мер, принимаемых Центральным банком РФ для обеспечения комплексного развития индустрии, недостаточно, поскольку рынок альтернативных финансов, представленный криптовалютами, используемыми как для инвестирования, так и для расчетов, является одним из сегментов международного рынка финансовых технологий. При этом обобщая зарубежный опыт по регулированию рынка криптовалют и выпуску рядом стран национальных цифровых валют и фиатных криптовалют, некоторые авторы, в том числе и со ссылкой на Доклад для общественных консультаций «Цифровой рубль» Центрального банка Российской Федерации, делают вывод о том, что власти в России заинтересованы в выпуске «крипторубля» [2, с. 49].

Однако в настоящее время делать вывод о том, что власти России заинтересованы в выпуске «крипторубля» как прямого средства расчетов, без финансовых посредников по типу модели В, представляется преждевременным, так как в настоящее время одобрена и с 2022 года начнет тестироваться концепция цифрового рубля по типу модели D. Модель В, при которой Банк России взял бы на себя функцию клиентского обслуживания, включая ведение клиентских счетов и расчетно-кассовое обслуживание, была отвергнута Банком России, поскольку по сути эта модель формирует одноуровневую финансовую систему1.

При этом в рамках реализации имеющихся полномочий, представленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», Банку России следует более активно использовать и внедрять в реальную жизнь экспериментальные правовые режимы на финансовом рынке в целях активного роста финансовых технологий в экономике России. Отмечая недостаточную активность Банка России на данном направлении, К.Б. Раздорожный предлагает создать под руководством Центрального банка РФ «специальный кластер финансовых технологий», основой которого мог бы стать научно-технический инновационный комплекс «Сколково». Видится правильной позиция, согласно которой в рамках полномочий по введению экспериментальных правовых режимов Банку России было бы целесообразно начать прорабатывать и пилотировать по типу одноуровневой розничной В-модели платформу цифровой фиатной криптовалюты — «крипторубля» на основе технологии распределенного реестра. В этих целях в Проект Основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 гг. Банка России следовало бы внести изменения, отразив указанное направление и начать составлять перечень мероприятий дорожной карты одновременно с разработкой дорожной карты цифрового рубля по типу D-модели. Одновременная разработка указанных направлений позволит на практике, в реальных условиях экспериментальных правовых режимов финансового рынка понять преимущества и недостатки модели, и в будущем, на основе их анализа, выработать либо оптимальный режим их совокупного использования, либо соединить их в одну, но более совершенную модель.

Однако исходя из вышедшего в январе 2022 г. Доклада для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры»2, Центральный банк РФ предлагает ограничить операции с криптовалютами в России.

Так, Банк России предлагает:

ввести меры ответственности за факты нарушения запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа резидентами Российской Федерации (физическими и юридическими лицами);

ввести запрет на организацию выпуска и собственно выпуск криптовалюты, а также запрет на организацию криптообменниками, криптобиржами, Р2Р-платформами и другими лицами обращения и обмена криптовалюты на территории Российской Федерации и установления ответственности за нарушение указанного запрета;

1 См.: Концепция цифрового рубля // Центральный банк Российской Федерации. М., 2021. С. 8. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

2 См.: Доклад для общественных консультаций: «Криптовалюты: тренды, риски, меры» // Центральный банк Российской Федерации. Москва, 2022. URL: cbr.ru/Content/Document/ File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 22.02.2022). 211

ввести запреты для всех финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и в финансовые инструменты, связанные с ними; на осуществление функций финансовых посредников при осуществлении любых операций с криптовалютами и для способствования осуществления операций с ними (осуществление переводов и платежей с помощью криптовалют, их приобретение и отчуждение, оказание услуг по хранению и содействие принятию рисков через деривативы и другое).

При этом следует отметить, что в данном Докладе Центральным банком РФ сделана оговорка, что предметом в нем выступают необеспеченные криптовалю-ты и стейблкойны. Цифровые банковские валюты Центрального банка (ЦВЦБ) не входят в указанные предложения для запрета. Кроме того, Банком России указывается, что в октябре 2021 г. выпущенное в 2019 г. Руководство ФАТФ по рискориентированному подходу к виртуальным активам и деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов было обновлено. ФАТФ предложены два подхода: 1) регулирование деятельности с виртуальными активами (ВА) и деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов (ПУВА); 2) запрет/ограничение такой деятельности.

Очевидно, что Банком России выбран курс на второй подход запрета деятельности, о чем свидетельствуют указанные предложения и вопросы для консультаций.

Однако, как представляется, применять подход запрета обращения крип-товалют в России — не выход из сложившейся ситуации. Достаточно проблематично будет правоохранительным органам наработать практику выявления нарушений таких запретов в случае их принятия на законодательном уровне. Более продуктивно и целесообразно следовать по первому предложенному ФАТФ пути регулирования деятельности с ВА и деятельности ПУВА, одновременно при этом разрабатывая, апробируя и осуществляя внедрение на практике не только проект ЦВЦБ — электронного рубля, но и проект центробанковской криптовалюты — крипторубля, на основании технологий распределенного реестра, без участия в схеме финансовых посредников, как это предложено в проекте электронного рубля.

В завершение хочется добавить, что несмотря на то, по какому направлению продолжат развиваться цифровые финансовые активы и криптовалюты в нашей стране, в данный момент полномочия Центрального банка РФ в этой области находятся в стадии становления и формирования. Процесс этот небыстрый, займет не один год, и для того, чтобы он завершился как можно быстрее, руководству, стоящему во главе финансового блока нашей страны, следует завершить формирование стратегии и приступить к ее реализации.

Библиографический список

1. Беликов Е.Г. Финансово-правовые аспекты выпуска и обращения цифровых финансовых активов // Научные труды по финансовому праву «Деньги: цифровая перезагрузка»: материалы восьмой Международной научно-теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому праву». Алматы: ТОО Налоговый эксперт, 2021. С.185-191.

2. Раздорожный К.Б. Банк России как регулятор на рынке финансовых технологий // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3. С. 45-51.

References

1. Belikov E.G. Financial and Legal Aspects of the Issuance and Circulation of Digital Financial Assets. Collection of scientific papers on financial law "Money: Digital Reset". Materials of the eighth international scientific-theoretical conference "Khudyakov's readings on financial law". Almaty: Tax Expert LLP, 2021. P. 185-191.

2. Razdorozhny K.B. The Bank of Russia as a Regulator in the Financial Technology Market. Actual Problems of Russian Law, 2021, No. 3. P. 45-51.

с

о

го о ж О

Sc о

о g

ÛJ

тз

0 —I

го ф

1 I

О Sc

5

тз s Д s

X ф

о

X

о

Sc а ж ш Д

Ф §

ю —

4

)

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.