Полное собрание законов Российской империи как итог систематизации российского законодательства в XVIII - первой половине XIX вв.
The Complete code of laws of the Russian Empire as a result of the systematization of Russian legislation in the XVIII - first half of the XIX centuries
Фролов В.Б.
Студент 1 курса магистратуры, образовательная программа «Юрист в сфере нормотворчества», Юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет,
РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Frolov V.B.
1st year Master's student, educational program «Lawyer in the field of rulemaking», faculty of law, Saint-Petersburg state university Russia, Saint-Petersburg E-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье анализируется труд отечественных специалистов в области права в целях создания единого кодификационного сборника законов. Подавляющее большинство инициатив по созданию обновленного Соборного Уложения не было реализовано по различным причинам, начиная от низкого уровня членов кодификационных комиссий и заканчивая отсутствием конкретной цели, однако в итоге эти начинания увенчались успехом, в результате чего было издано Полное собрание законов Российской империи, благодаря чему был создан прочный и непротиворечивый законодательный фундамент государства.
Annotation.
This article analyzes the work of domestic specialists in the field of law in order to create a unified codification collection of laws. The vast majority of initiatives to create an updated Council Code were not implemented for various reasons, ranging from the low level of members of codification commissions and ending with the lack of a specific goal, but in the end these initiatives were crowned with success, as a result of which the Complete code of laws of the Russian Empire was issued, thanks to which a solid and consistent legislative foundation of the state was created.
Ключевые слова: Полное собрание законов Российской империи, кодификация, структура, нормативный акт, реестр.
Key words: The Complete code of laws of the Russian Empire, codification, structure, regulatory act, register.
Попытки систематизации российского законодательства в XVIII - начале XIX вв. и причины их
неудач
Попытки систематизации законодательства в России предпринимались на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX вв. За этот период существовало несколько комиссий, ставящих своей целью создание нового сборника законов - Уложения или собрания, однако все они вплоть до XIX столетия терпели неудачи. Среди основных препятствий для издания собрания стоит перечислить наиболее важные: низкая юридическая квалификация участников комиссий, а также отсутствие четкого плана действий у ее членов, стремящихся одновременно соединить действующие законы и сочинить новые, путем заимствования иностранных законов.
Прежде чем перейти к ответу на настоящий вопрос следует указать, что рассмотрены лишь наиболее значимые законодательные преобразования Петра I и Екатерины II. В феврале 1700 г. Петром I был издан указ о создании Палаты об уложении, в которую входили, не считая канцелярского аппарата, 65 человек. «Среди них было 3 главы Палаты: бояре кн. И. Б. Троекуров («первоприсутствующий»), М. Г. Ромодановский и M. H. Львов,
а также 12 думных чинов и 50 стольников» [2]. Данный орган ставил перед собой основной целью приведение в единый свод действовавших нормативных актов. Основной причиной подобного явилось противоречие Соборному Уложению появившейся в последующие полстолетия законодательной массы в виде новоуказных статей, указов, боярских приговоров и т.д., что осложняло применение и действие общей массы законодательства. Результатом деятельности настоящего органа стало издание незавершенного Свода, который соответствовал 3 главам Соборного Уложения, однако работа велась медленно и со своей стороны Петр I, разочаровавшись в темпах и качестве Палаты, отменил лишь все противоречащие Соборному Уложению Новоуказные статьи.
Вторая попытка систематизации была предпринята вновь во время правления Петра I и задачей новой кодификационной комиссии являлось дополнение Соборного Уложения положениями Новоуказных статей, т.е. в составлении Сводного Уложения. С 1714 по 1718 гг. велась работа по поручению Сената, в результате чего было составлено всего 10 глав, но и они не были окончены и остались без рассмотрения. Поэтому к 1720 г. было принято решение отказаться от составления Сводного Уложения и создать Новое Уложение. Так возникла третья по счету кодификационная комиссия. Целью нового органа являлось дополнение отечественного Уложения законодательством Швеции и Дании, однако в этой связи возник ряд проблем: вновь сказался дефицит квалифицированных специалистов в области права, различие правовых традиций и систем государств, а также противоречивость отечественного законодательства и языковые различия.
В дальнейшем наиболее существенной попыткой систематизации законодательства следует считать деятельность Уложенной комиссии при Екатерине II. В 1767 г. была образована Комиссия о сочинении Нового уложения. В основу ее деятельности был положен Наказ императрицы Екатерины II о сочинении Уложения. Комиссия разделялась на Общее собрание (Большую комиссию) и отдельные комиссии. Общее собрание составляли депутаты от дворянства, от городов, от сельских обывателей и от иноверцев - 565 человек. Отдельные комиссии составлялись из тех же депутатов до пяти человек. «Депутатский ценз устанавливался отдельно для каждого сословия. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Для крестьян и низшей курии устанавливались дополнительные требования - наличие собственного дома, семьи, знание грамоты, отсутствие судимости» [1]. Комиссия открылась в Москве 31 июля 1767 г. После ряда заседаний она была закрыта 29 декабря 1768 г. в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Депутаты вынуждены были покинуть свои рабочие места и отправиться на военную службу. По окончании войны заседания Большой комиссии отсрочивались особыми указами, но с 1 февраля 1773 г. подобные указы прекратились. Частные же комиссии продолжали собираться до 1774 г., когда Именным указом от 4 декабря 1774 г. заседания частных комиссий были прекращены.
Создание Полного собрания законов Российской империи
При вступлении на престол новый император Николай I обратил свое внимание на хаотичность и бессистемность отечественного законодательства. В январе 1826 г. своим указом он создал Собственной Его Императорского Величества канцелярии специальное II отделение, которое подчинялось непосредственно императору, что снижало бюрократическое давление на данный орган. Основной задачей II Отделения являлось приведение в порядок законодательной массы, накопившейся почти за два столетия с момента появления Соборного Уложения.
Идейным вдохновителем создания собрания законов являлся М.М. Сперанский (хотя формально руководителем II отделения являлся специалист в области права М.И. Балугьянский), однако именно Сперанский, который не имел никакого официального титула, выработал принципы и основные идеи систематизации законодательства.
Составление Полного собрания законов Российской Империи М.М. Сперанский разделял на три этапа:
1. Осуществление архивных работ, подготовка реестров всех существующих узаконений;
2. Размещение узаконений по специальным реестрам;
3. Осуществление проверки законов.
Основанием для Полного собрания послужил хронологический реестр (в отличие от Свода Законов, где использовался алфавитный реестр). На данном этапе позитивную роль сыграл составленный ранее Комиссией составления законов реестр, насчитывающий 23 433 узаконения. Общее количество нормативно-правовых актов, изданных с 1649 г. по 1825 г., которые были найдены II отделением в архивах (в том числе и в архивах Правительствующего Сената и Святейшего Синода, и Кабинета министров) составило 53 239.
Важнейшей проблемой при создании Полного собрания стало и отсутствие чёткого разграничения, и размытость понятий «закон» и «подзаконный акт», но указанное деление так и не было принято, соответственно, никаких различий между законами и подзаконными актами не делалось. В Полном собрании входящими в понятие закона включались: указы, некоторые приговоры, грамоты, уставы, учреждения, наказы, памяти. Также в Полное собрание вошли как действующие на тот момент нормативно-правовые акты, так и утратившие свою силу.
Стоит добавить, что М.М. Сперанский был противником включения в собрание судебных решений. Но некоторые судебные прецеденты, являющиеся к тому моменту общераспространёнными, служившие образцом для аналогичных дел, всё же были включены в собрание.
Наконец, спустя 4 года в 1830 г. в типографии II отделения была завершена печать первого в истории России систематизированного акта - Полного собрания законов Российской Империи, состоявшего из 45 объёмных томов.
Структура Полного собрания законов Российской империи
Первое Полное собрание законов Российской Империи, как уже было сказано выше, включало в себя 45 томов, объединяя в общей сложности 30 920 актов и охватывая период с Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года по 12 декабря 1825 года [3]. Узаконения печатались в два столбца, их текст полностью повторял оригинальные акты, с указанием дня, месяца и года их издания. Материал располагался в строго хронологическом порядке, а каждый, помещённый в собрание акт, имел свой порядковый номер. По мнению правоведа И.А. Исаева «первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к составлению местных законов для частей империи, где не действуют общие законы» [1].
Следует признать, что Полное собрание состояло из алфавитного и хронологических указателей. Также оно включало в себя книги тарифов, необходимых для торговли в Европе и Азии, указатель имен и фамилий к собранию и книги штатов. В 1843 г. было издано дополнение к Полному собранию в виде Книги чертежей и рисунков, в которой были гербы городов, а в 1859 была издана новая Книга чертежей и рисунков, которая содержала планы городов.
Также стоит отметить, что Полное собрание являлось хронологической инкорпорацией всего законодательного пласта в России, появившегося после Соборного Уложения, однако собрание не являлось в достаточной мере полным. Во-первых, акты, принятые до Соборного Уложения не были включены в собрание. Для них было выделено отдельное издание: собрание древнейших законов русского государства. Во-вторых, в собрание не были включены нормативные акты, являющиеся секретными. Среди них были: манифесты о наследных правах принца и о незаконности правления Ивана VI Антоновича, а также манифест Екатерины II о ее восшествии на престол в 1762 г.
Также были иные акты, которые по объективным причинам не были своевременно найдены в архивах, или доставлены во II отделение канцелярии. Наконец, имелись акты которые были не учтены II отделением по тем или иным основаниям.
Продолжение Полного собрания законов Российской империи: собрание второе и третье
По завершении издания Первого Полного собрания законов в 1830 г. Российской империи начались подготовительные работы для издания новых томов - второго собрания законов. Следует признать, что тома издавались ежегодно с 1830 по 1884 и охватывали период с 12 декабря 1825 по 1 марта 1881 гг., т.е. время правления Николая I и Александра II. Всего же за этот период было издано 55 томов и указателей к ним [4].
Примечательным отличием от первого Полного собрания было указание Николая I, который в апреле 1843 издал указ о необходимости всем государственным ведомствам доставлять во II отделение узаконения, которые подлежали «к общему сведению и исполнению» [5]. Безусловно, секретные акты не подлежали печати в Полном собрании поскольку по своей природе они не подразумевали публичного обнародования. В итоге из ведомственных актов к 1855 г. были составлены 2 дополнительных тома - первый с 1825 по 1843 гг. и второй -с 1844 по 1850 гг.
После убийства Александра II наследие Второго Полного собрания составило 61 928 акта (без учета приложений и дополнений). Однако после этого было принято решение продолжить издание Полного собрания, но уже Третьего по счету, который охватывал период с 1 марта 1881 по 1913 г. (публикация томов производилась вплоть до 1916 г.) и содержащий в себе 33 тома или 40 846 актов [6]. Третий том также претерпел изменения относительно правил публикации актов. Среди них:
- В Третье Полное собрание подлежали внесению лишь обнародованные соответствующим образом акты сферы гражданского и военного управлений;
- Секретные акты могли публиковаться с царского позволения ввиду настоятельной государственной необходимости;
- Публикация актов осуществлялась в хронологическом порядке;
- Акты министерств и ведомств, а также уставы акционерных обществ не подлежали публикации.
Историческое значение Полного собрания законов Российской империи
Таким образом, можно заключить, что Полное собрание законов Российской империи являло собой важнейшую веху в развитии не только отечественного законодательства XIX столетия, но и науки истории отечественного государства и права. Систематизация законодательства решала многие проблемы, которые накопились, почти, за два столетия, ибо противоречие Соборному Уложению последующих актов поставило под сомнение прочность правовой системы российского государства, внося дисбаланс и ставя под сомнение действенность и эффективность нормативных актов.
Несомненно, Полное собрание законов являло собой благое начинание времен Николая I, о чем детально указано выше, однако у Полного собрания были и недостатки. Невзирая на достаточно филигранную работу, собрание не учитывало отраслевого деления законодательства. Например, гражданские и военные узаконения печатались вместе и подряд в хронологическом порядке, что явно не облегчало работу юристов XIX-XX вв., а наоборот усложняло и ставило под иной час их в тупик своим разнообразием законодательной массы. Тем не менее, это мнение из XXI столетия, когда процесс получения доступа к законодательным актам возможен путем нажатия пары клавиш на клавиатуре и доступа в Интернет. В этой связи не следует ни в коем случае умалять достижения правовой науки XIX в.
Список используемой литературы:
1. История государства и права России [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению "Юриспруденция" / И. А. Исаев. - Москва : Юрист, 1998. - 608 с.
2. Советская историческая энциклопедия онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ras-sov-istoria-enc.slovaronline.com/13414
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3130/
4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3136/
5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XVIII. Отделение 1. 1843 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://runivers.ru/bookreader/book9894/#page/193/mode/1up
6. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. 1 марта 1881 — 1913 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3139/