Научная статья на тему 'Поливариативное звучание лексемы красный и ее производных в поэтической системе Варлама Шаламова'

Поливариативное звучание лексемы красный и ее производных в поэтической системе Варлама Шаламова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ЦВЕТОВОЕ СЛОВО / ЛЕКСЕМА / АНТИНОМИЯ / КОНТЕКСТ / СТИХОТВОРНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макевнина И.А.

Рассмотрено семантическое поливариативное использование лексемы красный, формирующей психологическую и эстетическую «модель мира» Варлама Шаламова. Проанализирована амбивалентная природа красного, формирующего как положительную, так и отрицательную стихотворную тональность. Выявлено функционирование новых эмоционально-психологических смыслов красно-синей антиномии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поливариативное звучание лексемы красный и ее производных в поэтической системе Варлама Шаламова»

Макевнина И.А. ©

Канд. филол. наук, преподаватель ГБПОУ «Волгоградский медицинский колледж»

ПОЛИВАРИАТИВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ЛЕКСЕМЫ КРАСНЫЙ И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫХ В ПОЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА

Аннотация

Рассмотрено семантическое поливариативное использование лексемы красный, формирующей психологическую и эстетическую «модель мира» Варлама Шаламова. Проанализирована амбивалентная природа красного, формирующего как положительную, так и отрицательную стихотворную тональность. Выявлено функционирование новых эмоционально-психологических смыслов красно-синей антиномии.

Ключевые слова: амбивалентность, цветовое слово, лексема, антиномия, контекст, стихотворная тональность.

В поэтических циклах Шаламова цветовое слово красный и его оттенки являются важнейшим семантическим компонентом, формирующим стихотворную цветопалитру.

Как известно, символика цвета базируется на полярности двух цветовых групп. Теплые цвета отвечают за процессы динамики, ассимиляции (красный, оранжевый, желтый); холодные координируют процессы пассивности, диссимиляции (голубой, синий, фиолетовый). Не случайно автор современной эстетики цвета В. Кандинский акцентирует внимание на различных эмоциональных реакциях на явления, связанные с цветом и светом.

Примечательно, что в искусстве цвет «играет» лишь тогда, когда несет на себе психологическую нагрузку, сила которой зависит от его образности. Использование красного цвета как средства психологической характеристики основано на его свойстве амбивалентности - существование у красного цвета противоположных и даже взаимоисключающих значений - положительных и отрицательных.

Продуктивное использование Шаламовым одного из магистральных теплых цветов спектра вполне оправдано его психофизиологическим и социальным происхождением. В данном контексте уместно вспомнить М. Люшера, который полагал, что основные цвета соотносятся с определенным «индивидуально-философским содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности»[6, с. 31].

Выбор красного как одного из лидирующих ассимилирующих цветов у Шаламова служит выражением жизненной силы, нервной активности, внутреннего протеста. Интуитивное использование красного демонстрирует стремление поэта к полноте бытия, творческую активность, наконец, амбициозность.

В поэтических текстах Шаламова амбивалентная природа красного цвета выстраивает как положительную, так и отрицательную стихотворную тональность. Положительные коннотации красного, сопряженные с темой памяти, отчетливо слышны в стихотворении «Я забыл погоду детства...»:

Я забыл погоду детства,

Теплый ветер, мягкий снег.

На земле, пожалуй, средства

Возвратить мне детства нет. [7, с.125].

Воспоминания детства, окутывая поэтическую ткань «меланхоличной расслабляющей аурой», органично выстраивают безмятежный стихотворный ритм. Здесь мы не встретим отчаянной динамичности и безысходности, свойственной многим стихам Шаламова.

© Макевнина И. А., 2016 г.

Гармоничные «осязательно- обонятельные» тактильные воспоминания формируют целостную гармоничную душевную парадигму.

Подчас ностальгическая тематика разворачивается в диаметрально противоположную сторону и преподносит множество пересекающихся завуалированных смыслов и кровавых воспоминаний. Минорную красно-синюю тональность задает стихотворение «Вернувшись в будни деловые», в котором автор испытывает парадоксальную беспредельную тоску о прошлом, о тайге:

Где руки мне - мне, прощаясь, жали Мои умершие друзья, Где кровью налиты скрижали Старинной книги бытия... [7,с. 153].

Длительное двухмерное пребывание героя на пограничной черте колымского выживания и таимого в подсознании творческого бытия определяет контекстуально-красный Шаламова. «Стихотворный контекст, пропитанный кровью, обрамляют синие обледеневшие скалы, как символ прошлого анабиотического промозглого инобытия»[5, с.77]. Живая пульсирующая кровавая «книга жизни» ассоциируется у автора с темой зла, смерти, скупых мужских слез, придавая стихотворению безысходно-лапидарную тональность. В тон парадоксально звучащим строкам «я о тайге затосковал» вторит цветовой дуализм. Красно-синий языковой тандем до предела повышает стихотворный градус. Таким образом, красно-синяя фаталистическая антиномия формирует эмоциональное напряжение, создает ощущение драматизма.

В стихотворение «Вся земля как поле брани» цветовое слово красный («брызжущая кровь»), предопределяя драматическую тональность, также контрастирует с лексемой синий. Шаламов использует «предельную экспрессивность этого колористического контраста, контекстуально усиливая заложенную в нем антиномию, соотнеся цветовые образы с контрастными реалиями мира» [4, с.487]. Стихотворное полотно воссоздает незаметный переход одного цветового тона в другой, посредством, так называемой градации тонов: Вся земля, как поле брани, Поле битвы вновь. Каждый куст как будто ранен, Всюду брызжет кровь.[7,с. 21].

Весьма характерно, «что красно-синий симбиоз формирует и пространственную стихотворную модель. Красная как поле брани земная горизонталь тревожно противопоставлена синеве небес, которую окружили, обернули, «набухшей ватой»». В свое время В. Кандинский, исследуя взаимоотношения в живописи цвета и формы, пришел к выводу, что форма может существовать самостоятельно, а цвет не может. По словам художника, цветовое поле не распространяется бесконечно, происходит неизбежное взаимоотношение формы и краски, причем, с воздействием именно формы на краску. При этом художник, как утверждает В. Кандинский, должен выбрать цветовой тон, то есть субъективно охарактеризовать его, добавив к нему объективную оболочку. Отталкиваясь от слов В. Кандинского и возвращаясь к стихотворению «Вся земля как поле брани», заметим, что, красный цвет («кровь») как некий художественный объект, «существо», вступает в живой диалог со стихотворными формами («кровавая земля», «кровавый куст»), воссоздавая творческий надрыв, психологическую драму.

Порой красным цветом «полыхает» весь стихотворный контекст. Примером служит стихотворение «Рыцарская баллада», в которой кроваво- красный пронизывает своей энергией все стихотворное пространство. Красная лексема буквально «заливает» текст, плотно прилегая к плоскости стихотворного полотна, создавая при этом внутренний драматический накал. Баллада динамично разворачивает кровавую тему борьбы за любимую женщину, подспудно реализуя глубинный христианский символ извечной борьбы добра и зла:

Разрублен мой толедский шлем, Мое лицо открыто. И залит кровью, слеп и нем, Валюсь я под копыта ...[7, с.39]

Шаламов воссоздает динамику битвы, накаляя ее до невиданных пределов, когда «зной полуденного жара делается холодным». Не случайно интерпретируется именно конная баталия, явно ассоциирующаяся с эсхатологической тетрадой из апокалипсиса. На эмблематическом уровне шаламовский конь - знак войны и благословенной победы. В итоге, кровавая стихотворная баталия разрешается «белой» Божьей благодатью.

Подчас определение красный обрамляет стихотворный контекст, раскрашивая переходные метаморфозы суток (зори и закаты), рождая калейдоскопически-насыщенные пейзажи: «Я все еще люблю рассвет чистейшей акварели», ««Будто кистью маховою / Пробежав по облакам, Красит киноварью хвою /И в окошко лезет к нам».

Мастерски вырисовывая стихотворные реалии, Шаламов прибегает к синонимичным моделям цветовой лексемы красный, используя багровый, черно-красный, оранжевый: Еще на темном небе тлеют Зари багровые остатки, Но все светлеет и белеет Вокруг брезентовой палатки [7,с.280].

Вслед за импрессионистами Шаламов научился выносить из наблюдений за колымской природой впечатления, и именно поиск впечатлений объясняет его особый интерес к стихотворным пейзажным зарисовкам. Автор стремится уловить природные нюансы. В стихотворных строках Шаламова цвет оживает, претерпевая светотеневые метаморфозы.

Оперируя живописным эффектом «сфумато» (разумеется, на уровне ассоциаций), Шаламов вырисовывает светотеневые переходы, («светлеющие, тлеющие»), затушевывая четкие пейзажные контуры и создавая живое взаимодействие багровых остатков зари и светлеющего неба. Благодаря размытым стихотворным цветоочертаниям и полутонам, одна реалия плавно перетекает в другую, формируя завораживающую картину тлеющей зари. В данном контексте вспоминаются слова Д. С. Лихачева, полагавшего, что сочетание цветов в нетронутой человеком природе - всегда эстетически приемлемо. «Пейзажист открывает вольно или невольно красоту, создаваемую надприродным сознанием, которое в этом случае мы должны признавать» [2, с.195].

В стихотворении «Пройдя оледенелой тропинкой» производная от красного лексема рыжий также формирует особую авторскую экспрессию, что вполне объяснимо, так как рыжий цвет является синтетическим смешением красного и желтого, а символическая трактовка красно-желтого тандема связана, подчас, с интенсивностью, страстью, обманом, ложью. «Кроме того, в определении рыжий заложена сема порчи, указывающая на то, что предмет потерял первоначальную чистоту тона» [3, с.21]: Пройдя оледенелой тропинкой Средь рыжей осенней травы. Найди нам живую травинку Под ворохом грязной листвы [7,с.9-10].

Цветовой диапазон стихотворного полотна, смещаясь от «рыжей травы» до «грязной листвы», формирует экспрессию, слегка смещенную в сторону минорной. Синтетические цветообразования - «рыжий» и «грязный» - воссоздают двуликое маргинальное стихотворное настроение (тоска о безвозвратно ушедшем лете подразумевает тоску о безвозвратно потерянном времени).

Итак, цветовое слово красный и его заменители приобретают лирике Шаламова как функционально-изобразительное, так и символическое звучание, создавая особый поэтический «идиостиль».

Литература

1. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 109 с.

2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. /Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. Изд. 3-е. М.: Дет. лит.,1989. 238 с

3. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: автореф. дис...к.ф.н. Волгоград, 2006. 28 с.

4. Макевнина, И. А. Пространственные цветомодели в поэзии Варлама Шаламова / И. А. Макевнииа Восток — Запад: пространство русской литературы: материалы Междунар. науч. конф. (заоч.). г. Волгоград, 25 нояб. 2004. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 485—490.

5. Макевнина, И. А. Цветоконтрасты в поэзии Шаламова / И. А. Макевнина Русская поэзия: проблемы стиховедения и поэтики: материалы Междунар. науч. конф. 15—17 дек. 2005 г. Орел: Изд-во ОГ-ПУ: ООО Полиграф, фирма «Картуш», 2006. Т. IV. С. 76—78.

6. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2007. 128 с.

7. Шаламов, В. Т. Собр. соч. [Текст]: в 4 т./ В. Т. Шаламов; М.: Худож. лит, 1998. Т. 3. 311 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.