I. СТАТЬИ
А.Г. БОЛЬШАКОВ
ПОЛИТОЛОГИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ И ИЗДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
История становления политической науки в России в основном сводится к пятнадцатилетнему периоду. Поэтому при всех успехах, достигнутых в развитии политологических исследований в ряде субъектов Российской Федерации, нет достаточных оснований говорить о «саратовской», «пермской», «дальневосточной», «калининградской», «татарстанской» и прочих школах политологии.
Признание российской школы политологических исследований в мировой политической науке также является проблематичным. Дело в том, что согласно современному науковедению наличие научной школы определяется такими параметрами, как выработка оригинальных теорий и концептов, отсутствующих где-либо за рубежом, разработка новых понятий, оригинальных методов, методик и процедур сбора и анализа информации, появление сообщества ученых, постоянно воспроизводящего новые научные кадры, которые работают в традиции предшественников, развивая и дополняя ее, а также научных открытий. В такой трактовке сообщество даже наиболее продвинутых российских ученых-политологов может быть интерпретировано как совокупность «переводчиков», иногда оригинальных в силу специфики российской культуры, работающих в рамках «североамериканской» или «европейской» традиции политологии.
Политическая наука в Татарстане - лишь составная часть российской политологии со всеми ее преимуществами и недостатками. Она имеет свою специфику, обусловленную особенностями политической и этнокультурной ситуации в республике, традициями развития научной и образовательной деятельности в регионе.
Основные формы институционализации профессионального сообщества политологов в российском регионе - преподавание политологических дисциплин в университетах и других учебных заведениях, научные исследования, проводимые университетскими кафедрами и академическими научными центрами, осуществление аналитической и консультативной деятельности для региональной элиты в рамках организации и проведения избирательных кампаний, формирования имиджа органов государственной власти и политических лидеров и т.п.
Однако авторитарно-клановый характер политической власти в Республике Татарстан объективно не способствует заинтересованности региональной политической элиты в независимых политологических исследованиях и тем самым делает ненужными специалистов-политологов. Все избирательные кампании в пределах республики - местные, региональные, общероссийские - почти полностью контролируются республиканской правящей элитой. Как показывает практика, в республике еще задолго до голосования становится известно точное количество избирателей, которые поддержат Президента Российской Федерации, Президента Татарстана, «партию власти» (под разными названиями). На региональных выборах аппарат президента определяет полный список счастливчиков, которые должны попасть в местный Государственный совет. Этот список реализуется впоследствии не на 100, а на 90-95% только потому, что в целом послушный электорат оказывает все же робкое сопротивление. Система массовых фальсификаций итогов выборов, отсутствие институционализированной оппозиции, контроль власти почти над всеми республиканскими электронными и печатными средствами массовой информации создают объективную ситуацию ненужности какой-либо политической аналитики. В последние годы ситуация только усугубляется в связи с развитием авторитарных тенденций уже на всей территории Российской Федерации.
Уровень развития науки и преподавания в Республике Татарстан достаточно высок. Республика занимает одно из первых мест
по количеству студентов и аспирантов среди субъектов Российской Федерации. На волне суверенитета в регионе была создана Академия наук Татарстана, где гуманитарные науки находятся на одном из ведущих мест. Большинство научных и государственных высших учебных заведений Республики Татарстан сосредоточено в Казани. В средних и малых городах республики также существуют научно-исследовательские учреждения и государственные вузы, но в них преобладают коммерческие высшие учебные заведения. Все это создает достаточно развитую инфраструктуру науки и образования в Республике Татарстан, которая в значительной степени способствует институционализации политологии как новой научной дисциплины. Именно наличие мощной научно-образовательной системы позволяет решать вопрос с политологическими кадрами, которые первоначально рекрутировались исключительно «со стороны», - из специалистов по юридическим наукам, философии, научному коммунизму, истории КПСС, а затем из социологии, политической истории, международных отношений и т.п. Богатые академические традиции научной работы, преподавания гуманитарных дисциплин в Казани и других городах республики создают основу для появления самобытных исследований уже непосредственно в сфере политической науки.
Преподавание политологии в Республике Татарстан, несмотря на формально завершившийся процесс институционализации, сталкивается с многочисленными проблемами и трудностями. С одной стороны, политология преподается практически во всех государственных и коммерческих вузах республики, в ряде колледжей и лицеев при ву -зах, даже в некоторых средних школах, училищах, гимназиях (правда, их количество незначительно). С другой стороны, почти всегда политология воспринимается как дополнительный курс, некая общая дисциплина, которую может преподавать любой гуманитарий или даже «человек с улицы». В коммерческих вузах сложилась общепризнанная практика: специальные дисциплины правового, экономического характера приглашают читать преподавателей «со стороны» (из государственных вузов), а политология (наравне с социологией, психологией, культурологией) читается своими сотрудниками, очень часто не имеющими даже преподавательской квалификации.
Большинство обществоведческих кафедр Казани и других городов республики не имеют в своем названии слова «политология»,
хотя и преподают данный предмет. На этих кафедрах отсутствуют, как правило, даже политологические секции. Преподаватели, ведущие курс политологии (или основ политологии), не имеют возможности специализироваться в рамках только этого предмета, чаще всего они преподают целый ряд социальных дисциплин. Попытки введения специализаций по политическому менеджменту на экономических и менеджерских специальностях ряда негосударственных вузов (например, в Институте социально-гуманитарных знаний, филиалах Московского государственного университета экономики, статистики и информатики) успеха не имели - абитуриенты и студенты отдают предпочтение экономическим и правовым знаниям.
На современном этапе существование и развитие политологии в Республике Татарстан невозможно без наличия стандартного курса в высших учебных заведениях, который не только бы выполнял функцию просвещения будущих специалистов, но и стимулировал преподавателей к научной деятельности в сфере политических наук.
После того как политология перестала быть обязательной дисциплиной в системе высшего профессионального образования, она стала элективным предметом или факультативной дисциплиной в ряде вузов республики. Судьба преподавания политологии зависит теперь только от желания руководства высших учебных заведений.
Прекращение преподавания политологии может привести к краху регионального научного сообщества в Республике Татарстан. Оно не сможет существовать в регионе только за счет двух специализированных кафедр в классическом университете. В настоящее время практически вся современная инфраструктура политических наук в республике представлена лишь вузовской политологией. Такое положение дел не может не вызывать тревоги, так как вузовская политология в Татарстане является на сегодня чуть ли не единственным более или менее объективным источником политического знания и информации о мире политики. Средства массовой информации в республике выступают в основном инструментом навязывания только тех взглядов, позиций и стандартов, которые выгодны властвующей элите.
Другая проблема - это подготовка будущих профессиональных политологов для Республики Татарстан и других регионов. В 1999 г. в Казанском государственном университете было создано отделение
политологии, а в 2000 г. - факультет международных отношений и политологии. Создание подобных факультетов - это общемировая практика, особенно характерная для США и стран Европы. Вместе с тем эта тенденция создает определенные сложности в процессе формирования единого научно-исследовательского направления для всех кафедр факультета.
На отделении политологии предусмотрены три специализации для студентов: «политика и право», «мировая политика, международные отношения и геополитика», «политический менеджмент и связи с общественностью». В рамках этих специализаций студентам предлагаются оригинальные политологические курсы, которые преподаются не во всех столичных университетах. Речь, прежде всего, идет о таких дисциплинах, как «сравнительный федерализм», «теория политического поведения», «местное самоуправление и муниципальная политика», «ислам и политика», «глобалистика и экополитика», «политика в Интернете», «политический терроризм в современном мире». Сегодня в республике отсутствуют специалисты по таким политологическим субдисциплинам, как «политический маркетинг», «политический менеджмент», «политический анализ и прогнозирование», для преподавания которых необходимы синтез теоретических знаний, практических навыков работы в реальной политике, владение количественными и качественными методами. Это создает трудности в учебном процессе отделения политологии классического университета.
В ближайшем будущем на факультете международных отношений и политологии планируется открытие специальностей «ре-гионоведение», «связь с общественностью», введение новой специализации «политика и право», создание сектора социологии политики, специализирующегося на изучении региональных политических процессов.
Отделение политологии факультета международных отношений и политологии Казанского государственного университета в ходе своего функционирования и развития сталкивается с такими проблемами, как сложности с трудоустройством выпускников, незнание некоторыми преподавателями и студентами иностранных языков, недостаточная обеспеченность преподавателей и студентов научной и учебной литературой, электронными изданиями, учебными и научными текстами на иностранных языках, отсутствие
возможностей для систематического сбора эмпирической информации для исследовательской и аналитической деятельности студентов, аспирантов и преподавателей (последние отчасти компенсиру -ют этот пробел за счет грантов).
Зарождение вузовской политической науки в республике связано с открытием в январе 1990 г. в Казанском государственном университете кафедры политологии. Это была первая кафедра политологии в Поволжском регионе. Специфика становления политической науки в Татарстане заключалась в том, что, во-первых, кафедра была образована до введения курса политологии в программы вузов страны и, во-вторых, политологические исследования в республике проводились с 80-х годов XX в., хотя и в узких идеологизированных рамках. Так, например, одно из научных направлений кафедры научного коммунизма Казанского университета в кон -це 80-х годов XX в. было связано с исследованием политической системы общества. Основатель и заведующий кафедры политологии - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Татарстана, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан, профессор М.Х. Фарукшин.
Он является признанным за рубежом и в России ученым, на протяжении многих лет занимается исследованием фундаментальных проблем политологии. Круг научных интересов профессора М.Х. Фарукшина охватывает широкую проблематику, от анализа политической культуры, теории политических партий и партийных систем, исследования противоречий демократизации в условиях реформирования общества до изучения политического элитизма и региональных элит современной России. В последние годы профессор М.Х. Фарукшин основное внимание сосредоточил на сравнительном изучении федерализма в российском и зарубежном контексте. Им опубликовано более 200 научных работ, среди которых одиннадцать монографий.
Профессор М.Х. Фарукшин является председателем Научного совета по политологии Академии наук Татарстана, возглавляет специализированный Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций в Казанском государственном университете, входит в состав Научно-методического совета по политологии Министерства образования и науки Российской Федерации. Он неоднократно выступал на международных конференциях и читал лекционные кур-
сы в университетах Бельгии, Германии, Китая, Испании, Италии, США, Франции, Швейцарии и других стран.
Кафедра политологии Казанского государственного университета с 1990 г. ведет подготовку аспирантов и соискателей по специальности «политические институты и процессы» (в 2000 г. специальность 23.00.02 получила другое наименование - «политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии»). В настоящее время на кафедре обучаются девять аспирантов и четыре соискателя. В Казанском университете почти десять лет функционировал специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, а с 1999 г. работает совет по защите докторских диссертаций. Защитившиеся в Совете кандидаты наук пополнили вузы и академические учреждения ряда областей, например, Самарской, Ульяновской, Ярославской, Республики Татарстан. За это время было защищено пять докторских и 32 кандидатских диссертации. В 2002 г. на кафедре открыта докторантура. В настоящее время в ней обучаются три докторанта.
В исследованиях, проводимых на кафедре, широко представлены региональная проблематика, анализ различных аспектов политической жизни Республики Татарстан и ее динамики за последнее десятилетие. В центре внимания ученых - характеристика и состояние правящей элиты Татарстана, выборы, избирательный процесс, политические партии, политическое лидерство на региональном уровне и ряд других тем.
Сотрудники и аспиранты кафедры политологии активно участвуют в конгрессах, проходящих за пределами Татарстана, например, во Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической науки, Всемирном конгрессе Международного совета исследований стран Центральной и Восточной Европы, всероссийских конгрессах политологов, всероссийских конгрессах по политической регионологии и др. За последние пять лет преподаватели кафедры приняли участие почти в ста российских и международных конференциях, семинарах, симпозиумах, школах.
Высокая оценка работы преподавателей кафедры выражается в выделении им целого ряда индивидуальных и групповых грантов на выполнение исследовательских проектов и научные поездки, в том числе от таких престижных фондов, как К. и Дж. Макартуров,
Фулбрайта, Форда, Мирового банка реконструкции и развития, Института «Открытое общество».
За последние пять лет преподаватели кафедры выиграли 29 международных и российских грантов. Среди них гранты на исследования (индивидуальные и коллективные), поездки на зарубежные и отечественные конгрессы, конференции, школы и т.п. по политической науке, приобретение литературы. В частности, в 2001 г. кафедра получила грант от компании Филипп Моррис, на покупку иностранной литературы по политологии для студентов и аспирантов отделения политологии Казанского университета.
Профессором М.Х. Фарукшиным на период с апреля 2000 по сентябрь 2001 г. был получен грант на реализацию исследовательского проекта от Фонда К. и Дж. Макартуров, доц. О.И. Зазнае-вым - стипендия Далгиш на 2000 г. от Университета Глазго (Великобритания) на проведение исследований в Институте центрально-и восточноевропейских исследований Университета Глазго по проблемам региональной политики в России, доц. А.Г. Большаковым на период с сентября 2003 по апрель 2004 г. - индивидуальный грант в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», проводимой ИНОЦЕНТРом (финансовая поддержка четырех зарубежных фондов) по теме: «Политика "укрепления вертикали власти" и кризис квазифедерализма в современной России (на примере Республики Татарстан)».
В настоящее время профессор М.Х. Фарукшин осуществляет исследование в рамках полученного им в 2005 г. гранта РГНФ по теме: «Субъекты федерации: сравнительное исследование. На опыте Австралии, Канады, Российской Федерации, США, ФРГ, Швейцарии». Доценты А.Г. Большаков и О.И. Зазнаев участвуют в коллективном гранте «Построение демократии в многонациональных обществах», осуществляемого консорциумом университетов Рат-герса (Нью-Джерси, США) и Казанского государственного университета при участии журнала «Ab Imperio», который финансируется Государственным департаментом США.
В связи с открытием отделения политологии в Казанском государственном университете одним из важнейших приоритетов в деятельности кафедры стало приобщение ее преподавателей, аспирантов, студентов к новейшим научным достижениям и методическим разработкам современных зарубежных ученых-политологов. В 2000-
2004 гг. кафедра политологии совместно с кафедрой конституционного и международного права Казанского университета участвует в международном образовательном проекте по гранту Европейского союза (Tempus Joint European Project CD_JEP - 21209-2000 / RF «Магистерская программа по международному праву и политике в КГУ»). В ходе этого проекта ряд преподавателей и аспирантов кафедры стажировались в университетах Бельгии, Германии, Франции. Для студентов отделения политологии в рамках данного проекта было приобретено несколько сотен наименований монографий и учебников на русском и иностранных языках по политическим наукам. Одним из главных результатов деятельности кафедры в проекте стало издание несколько учебных пособий ее преподавателей1.
Основное научное направление кафедры политологии - «динамика политических систем и современные политологические концепции». В рамках этого направления ведется разработка категориального аппарата и методологии науки. В 1996 г. в Казани была издана коллективная монография «Методологические проблемы политической науки»2. В монографии исследуются генезис категорий политологии, понятие «политическое», политический процесс и политические институты как категории науки, а также проблемы теории этнополитики. Особого внимания заслуживает глава, посвященная сравнительной политологии и сравнительному методу. Размышления автора строятся на основе обобщений зарубежных теорий и традиций проведения сравнительных политологических исследований в Татарстане. Речь, в частности, идет об опыте кафедры политологии Казанского университета по реализации научного проекта «Сравнительное исследование политической динамики в бывших автономиях Российской Федерации (институционально-нормативный аспект)» в 1993-1994 гг.
1 См.: Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм: Учебник по спецкурсу. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003; Большаков А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции: Курс лекций. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004; Зазнаев О.И. Политическая система Великобритании: институциональные основы: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004.
2 См.: Методологические проблемы политической науки. - Казань: Изд-во «Kazan - Казань», 1996.
Среди работ, посвященных анализу политических процессов в Татарстане, выделяется коллективная монография «Политическая система Республики Татарстан: (Институционально-нормативный анализ)»1, написанная преподавателями кафедры политологии. В монографии проведен анализ конституционно-правовых принципов и прослежена их реализация в политической практике. Внимание авторов сосредоточено на проблемах, связанных с отступлениями от принципа разделения властей в Татарстане (дисбаланс власти, монополизация исполнительной власти, формирование слабого парламента, снижение контрольных функций легислатуры). В книге исследуются различные аспекты политической системы Республики Татарстан: политические партии и общественно-политические движения, парламентаризм, институт президентства и исполнительная власть, судебная система, местные органы государственной власти, избирательная система, права человека. Монография сфокусирована на трудностях, проблемах и недостатках становления и функционирования политической системы Татарстана. На сегодняшний день данная монография (1995 г. издания) является единственной комплексной политологической работой, исследующей институциональный срез татарстанской политии.
Исследование федерализма - другое крупное направление политологических разработок. Заметной работой явилась монография профессора М.Х. Фарукшина «Современный федерализм: российский и зарубежный опыт», изданная в 1998 г.2 В ней на основе большого фактического материала исследуется проблема общего и специфического в опыте российского и зарубежного федерализма. Автор анализирует теоретические и практико-политические вопросы, ставшие в последние годы объектом многочисленных дискуссий в политической публицистике и отечественной политологии: суверенитет в федеративном государстве, симметрия и асимметрия в федерации, политическая культура и федерализм, федерализм и демократия, федерализм в полиэтническом обществе, разграничение предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации, сотрудничество федеральной и региональной
1 См.: Политическая система Республики Татарстан: (Институционально-нормативный анализ). - Казань: Изд-во «Kazan - Казань», 1995.
2 См.: Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998.
власти, бюджетный федерализм, участие субъектов федерации в международных отношениях.
Вышедшая в 2004 г. в Москве в издательстве «Юристъ» книга проф. М.Х. Фарукшина «Федерализм: теоретические и прикладные аспекты» является продолжением и развитием идей данной моно-графии1. В новой работе рассматриваются основные вопросы теории и практики федерализма. На основе анализа отечественной литературы и зарубежных источников раскрываются понятие, типы и принципы федерализма, показаны предпосылки и причины формирования федераций, значение федерализма и федеративной формы государственного устройства. Исследования содержательного и нормативного аспектов разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов, содержание и формы взаимодействия субъектов федеративных отношений, конституционные гарантии их прав проводятся с учетом российского и зарубежного опыта. В работе большое внимание уделено федеративным межбюджетным отношениям, а также участию субъектов федерации в международных отношениях.
Значительное внимание кафедра уделяет учебно-методическому обеспечению курса политологии. За время существования кафедры было издано четыре коллективных учебных пособия и один учебник по политологии, из них два издания получили гриф Министерства образования РФ.
В 1992 г. в условиях дефицита учебной и научной литературы по политической науке кафедрой политологии было подготовлено учебное пособие «Введение в политологию»2. В 1994 г. был издан «Курс лекций по политологии» - новое пособие, в котором значительно расширен круг рассматриваемых тем3. В 1999 г. появился учебник «Политология», тематика которого определена в соответствии с государственными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки вы-
1 См.: ФарукшинМ.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. -М.: Юристъ, 2004.
2 См.: Введение в политологию: Учеб. пособие / Науч. ред. Фарукшин М.Х. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998.
3 См.: Курс лекций по политологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Политология» / Науч. ред. Фа-рукшин М.Х. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1994.
пускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»1. В 2005 г. кафедрой подготовлен к изданию обновленный вариант учебника «Политология».
Все преподаватели кафедры являются членами Российской ассоциации политической науки, проф. М.Х. Фарукшин и доц. О.И. Зазнаев - члены Международной ассоциации политической науки (IPSA), несколько членов кафедры - действительные члены и члены-корреспонденты Академии политической науки РФ.
Политология развивается и в других научных и образовательных учреждениях республики. Так, в рамках Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана несколько лет существовал отдел права и политологии (руководитель - д-р филос. наук, профессор А.Г. Воржецов). К сожалению, в 2004 г. в связи с нехваткой средств на финансирование научных учреждений республики институт был реорганизован, а отдел права и политологии прекратил свое существование.
Федералистская проблематика находится в центре исследовательских интересов директора Института истории Академии наук Татарстана, советника по политическим вопросам президента Республики Татарстан Р. С. Хакимова. В рамках полученного им и его сотрудниками гранта была создана автономная некоммерческая неправительственная организация Казанский институт федерализма, который осуществил серию оригинальных публикаций в рамках указанной тематики2. Заслугами данных исследователей, безусловно, являются перевод иноязычной литературы по федерализму на русский язык, издание собственного журнала «Казанский федералист».
В Академии наук Татарстана действует Научный совет по политологии (проф. М.Х. Фарукшин, проф. А.Г. Воржецов, проф. Н.М. Мухарямов, проф. Э.В. Черняк, доц. В.А. Беляев, доц. А.Г. Большаков), который занимается систематизацией научных исследований в республике в сфере политики.
1 См.: Политология: Учебник / Под ред. Фарукшина М.Х.. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1999.
2 См., напр.: Федерализм в России / Под ред. Хакимова Р.С. - Казань: Казанск. ин-т федерализма, 2001; Федерализм: российское и международное измерение: Опыт сравнительного анализа / Под ред. Р. Хакимова Р.С. - Казань: Казанск. ин-т федерализма, 2004 и др.
Существенный вклад в развитие политологии в Татарстане вносят отделения Академии политической науки (АПН) и Российской ассоциации политической науки (РАПН), которые являются инициаторами различных конференций, «круглых столов», семинаров. С 2003 г. в их деятельности принимает участие местное отделение Молодежной ассоциации политической науки (МАПН), представленное преимущественно студентами отделения политологии Казанского государственного университета.
В вузах Казани и других городов республики есть ряд кафедр, которые разрабатывают политологическую проблематику и осуществляют преподавание политологии для неспециалистов. Наибольшую активность в данных направлениях проявляют кафедра государственного, муниципального управления и социологии (проф. А.Г. Воржецов, проф. К.С. Идиатуллина, проф. Э.В. Черняк, доц. С.А. Сергеев), кафедра социального менеджмента, социологии и политологии (заведующий кафедрой, доц. В.А. Беляев, доц. Л.О. Миргазизова, ст. преподаватель А.В. Богачев) Казанского го -сударственного технического университета им. А.Н. Туполева, кафедра права, истории и политологии Института государственной службы при президенте Республики Татарстан (проф. О.В. Несме-лов, доц. Г. М. Мансурова).
В 2003 г. решением ученого совета Казанского университета из состава кафедры политологии была выделена отдельная кафедра прикладной политологии (заведующий кафедрой - д-р экон. наук, профессор Г.В. Морозова). Методические разработки политологов этой кафедры являются оригинальными и могут быть использованы за пределами республики. Так, на протяжении нескольких лет доц. Т.Т. Сидельникова и возглавляемый ею творческий коллектив занимаются разработкой и внедрением новых информационных технологий в процесс преподавания политологии. Ими созданы мультимедийные обучающие программы по курсу политологии и ряду политологических дисциплин, которые получили высокую оценку не только в Татарстане, но и на всероссийском уровне. Результаты их работы можно смело назвать новым словом в методике преподавания политологии в России1.
1 Подробную информацию о мультимедийных курсах по политологическим дисциплинам смотрите на официальном сайте Казанского государственного университета в Интернете (www.ksu.ru). Результаты своей работы Т.Т. Сидельникова неодно-
Заслуживают внимания и разработки политологов Казанского государственного энергетического университета в развитии политической лингвистики, дискурс-анализа, проблем политической власти (проф. Н.М. Мухарямов, проф. М.А. Крашенинников и др.), исследования теоретических и практических аспектов выборов и избирательных кампаний в Татарском государственном гуманитарном педагогическом университете (проф. А.Х. Халитова).
Таким образом, тесная интеграция университетских политологов и академических ученых обогащает изучение политики в Республике Татарстан, что неоднократно подчеркивалось в качестве позитивного фактора в аналитических обзорах известными российскими учеными-политологами1.
Несмотря на большие потенциальные возможности и реальные успехи в становлении и развитии вузовской и академической политологии в Татарстане, можно говорить и о ряде издержек процесса ее институционализации. К слабым местам развития региональной политологии можно отнести:
- небольшое количество работ методологического плана, недостаточное участие татарстанских политологов в разработке понятийного аппарата политической науки;
- незнание значительной частью региональных политологов зарубежной политологии (прежде всего из-за незнания языков), отсюда наличие некоторого провинциализма в целом ряде исследований;
- слабое обеспечение новейшей политологической литературой научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов татарстанских вузов (книгами, изданными за рубежом, в Москве, Санкт-Петербурге, российских регионах), причем современные возможности зарубежных и российских стажировок, ресурсы Интернета не всегда компенсируют «информационный голод»;
- концентрация фактически всех политологических исследований республики в Казани; преподаватели политологии неказанских вузов республики в них почти не задействованы.
кратно презентировала на международных и всероссийских конференциях, проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и других городах России.
1 См., напр.: Ильин М, Малинова О, Мелешкина Е. Развитие политической науки в современной России // Политология в постсоветских государствах: Сб. науч. тр. / ИНИОН РАН; Отв. ред. и сост. Мелешкина Е.Ю., Смирнов В.В. - М.; 2004. - С. 196. (Политическая наука; 2004, № 2)
В Республике Татарстан нет негосударственных, независимых аналитических центров, консалтинговых фирм, РЯ-агентств в сфере политики, которые были бы заинтересованы в квалифицированных специалистах. Не делают погоды и относительно независимые социологические службы (например, «Фонд общественное мнение - Татарстан», Центр аналитических исследований и разработок) или РЯ-агентства в сфере экономики (например, «РЯ - Союз»). Первые замкнуты, в основном, на коммерческие маркетинговые исследования, вторые занимаются политикой лишь эпизодически, не имея подготовленных специалистов в этой сфере.
Поэтому даже когда республиканская власть не контролирует напрямую выборы по отдельному избирательному округу, кандидаты ищут помощи за пределами республики. Так, на довыборах в Государ -ственный совет Республики Татарстан в 2001 г. в одном из избирательных округов на территории Кировского района г. Казани одним из кандидатов была приглашена команда политтехнологов из Ульяновска, которая успешно работала на выборах губернатора Ульяновской области. В Татарстане их усилия не привели к желаемому результату -кандидат в депутаты даже не прошел во второй тур, сработал административный ресурс, примененный администрацией Кировского района Казани. В этом примере показателен сам факт действий кандидата в депутаты, который предпочел обратиться к технологам из соседнего субъекта федерации, а не искать специалистов в пределах республики.
Работа в органах государственной власти и управления Республики Татарстан (особенно в их аналитических подразделениях) проблематична для молодых специалистов-политологов, уже имеющих профессиональное образование. В управленческих структурах республики доминируют закрытость и клановость, отсутствует понимание необходимости политических наук для аналитики в сфере принятия управленческих решений, многие чиновники просто никогда не слышали о таком феномене, как политология.
Часть современных аналитиков от власти - настоящие профессионалы (Г А. Исаев, М.Ю. Несмелова, А.Н. Юртаев и др.), но в условиях авторитарного режима в республике вынуждены работать преимущественно на оправдание проводимой республиканской элитой политики. Другая часть «номинальных аналитиков» не имеет соответствующей профессиональной подготовки и к аналитической деятельности не приспособлена. Так, отдел по связям с обще-
ственностью аппарата президента Республики Татарстан в основном состоит из историков или «технарей», которые имеют очень слабое и поверхностное представление о методах и технологиях, приемах, используемых современными социальными науками, о прикладных политических исследованиях и т.п. Однако рекрутирование новых кадров практически не осуществляется.
И это при наличии в Казани трех мощных центров подготовки и переподготовки государственных служащих: Института государственной службы при президенте Республики Татарстан, двух отделений в классическом и технологическом университетах, обучающих студентов по специальности «государственное и муниципальное управление». Выпускники этих организаций призваны работать именно во властных структурах.
В идеале политологи-аналитики и чиновники-профессионалы не должны конкурировать, так как занимают разные ниши в органах государственной власти и управления. На практике аналитические структуры в органах власти республики развиты недостаточно или вообще расформированы. Профессиональные политологи вынуждены конкурировать с выпускниками отделений социологии, психологии, журналистики, международных отношений, с будущими специалистами в сфере PR, экономистами, юристами и др. за возможность попадания в систему государственной службы. При всем обилии чиновничьих структур в республике сегодня они не в силах принять на работу всех желающих1.
Всем республиканским средствам массовой информации присущ чрезвычайно низкий уровень политической аналитики, как таковая она отсутствует. Журналисты либо комментируют последние высказывания президента Республики Татарстан, либо пересказывают то, что они услышали по CNN, федеральным каналам или нашли на сайтах новостей в Интернете, выдавая это за собственную аналитику. Как правило, журналисты не имеют никакой специальной подготовки для ведения поли-
1 О проблемах трудоустройства специалистов-политологов, прохождения ими практик, конкуренции со стороны других профессионалов-гуманитариев в Татарстане см. более подробно: Большаков А.Г. Некоторые аспекты преподавания политологии и подготовки специалистов-политологов в вузах региона: на примере Республики Татарстан // Политология в российских регионах, 1991-2000: Сб. материалов. - М.: РОССПЭН, 2001. - С. 209-216.
тических программ и не считают это необходимым, бравируя иностранной терминологией и собственной некомпетентностью.
Несмотря на отмеченные трудности, нельзя говорить об отсутствии экспертного сообщества политологов в Республике Татарстан. В меру своих сил и возможностей политологи пытаются заниматься консультированием государственных структур, дают аналитические комментарии для всероссийских и республиканских средств массовой информации, социологических центров и фондов, пытаются повлиять на формирование структур гражданского общества, выступают в каче -стве экспертов при подготовке законов Республики Татарстан и т.п.
Так, например, кафедра политологии Казанского университета осуществляет разработку проблем, имеющих прикладной характер, анализирует и прогнозирует процессы политической жизни Республики Татарстан. В эпицентре внимания находятся такие вопросы, как становление и эволюция политической системы республики, методологические вопросы управления ее социально-политическим развитием, практика избирательного законодательства и выборы, анализ социального самочувствия и отношения к государственной власти, системе местных органов власти и местного самоуправления различных социальных групп и др. В частности, в 2001-2003 гг. преподавателями и аспирантами кафедры был осуществлен мониторинг работы городской администрации Казани, проведено масштабное исследование функционирования и развития республиканских СМИ. По заказу казанской городской администрации осуществлено исследование на тему «Состояние и перспективы малого предпринимательства в Казани» (2003).
Профессор М.Х. Фарукшин в качестве члена Конституционной комиссии Республики Татарстан участвовал в разработке Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», как руководитель временного творческого коллектива осуществлял подготовку аналитической записки Академии наук Татарстана в Государственный совет республики о соответствии Конституции Республики Татарстан международно-правовым нормам и Конституции Российской Федерации, выступал в качестве эксперта на заседании Конституционного суда Российской Федерации по вопросу о суверенитете республик в составе России.
В 2002 г. кафедрой политологии Казанского университета был организован «круглый стол» политологов г. Казань с обсужде-
нием проекта новой редакции Конституции Республики Татарстан с направлением рекомендаций в Государственный совет республики.
Активно сотрудничают с органами власти и управления и органами местного самоуправления Республики Татарстан целый ряд татар-станских политологов (А.Г. Воржецов, Г.В. Морозова, Н.М. Мухарямов, Л.М. Мухарямова и др.).
Регулярные выступления в печати, в том числе и центральной, аналитические материалы в Интернете, интервью местному телевидению с разъяснением текущих событий и процессов политической жизни России и ее регионов, политологическая экспертиза в рамках различных международных и российских проектов и грантов являются обычной практикой для некоторых политологов республики (М.Х. Фарукшина, А.Г. Воржецова, Н.М. Мухарямова, В.А. Беляева, А.Г. Большакова, Ф.М. Гиниятова, О.И. Зазнаева, Н.П. Игнатьева, Г.М. Мансуровой, С.А. Сергеева).
Объективный анализ происходящих в стране и республике политических процессов ведет к критике властной организации и деятельности правящей элиты, что очень часто влечет за собой административные санкции «правящего класса» по отношению к исследователям-политологам и требует от них гражданского мужества. Однако, несмотря на все препятствия, республиканские политологи остаются преданными своему делу - поиску научной истины.
Подводя итоги, необходимо отметить, что институционализация профессионального политологического сообщества в Республике Татарстан в основном завершилась. Вместе с тем реальная интеграция политологов в политический процесс до сих пор не произошла, содействуя оторванности теоретических и прикладных исследований от политической практики. Разрешить данную ситуацию само сообщество татарстанских политологов вряд ли способно. Необходимы существенные изменения в сторону демократизации как в республике, так и в стране в целом. Тем не менее академические исследовательские традиции и относительная развитость научной инфраструктуры в Республике Татарстан, активность татарстанских политологов за пределами республики и России позволяют говорить о региональной политологии как одной из «точек роста» в российском масштабе.