Научная статья на тему 'Лицо и маска (заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг. ). (реферат)'

Лицо и маска (заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг. ). (реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицо и маска (заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг. ). (реферат)»

ФАРУКШИН М.Х.

ЛИЦО И МАСКА (Заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 19892005 гг.). [Электронный ресурс]. - Казань, 2005. -Режим доступа: http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library/books/0033

(Реферат)

Книга профессора Казанского университета М.Х. Фарукшина, автора известных работ по проблемам политической системы и политических партий, федерализма, региональной политики, выдержана в жанре научной публицистики и посвящена анализу личности президента Республики Татарстан М. Шаймиева, характерным особенностям политической ситуации, сложившейся в условиях длительного руководства им республикой. Следует отметить, что специфика политической, а вернее сказать, идеологической обстановки непосредственно повлияла на способ существования этой книги. Как отмечает один из рецензентов книги1, почти сразу после выхода из печати она исчезла из продажи в Казани и практически недоступна в бумажном варианте, но благодаря современным технологиям текст существует в электронном виде2.

Оценки и суждения, высказанные автором реферируемой книги, ее судьба не только вызывают научный интерес, но и заставляют задуматься об особенностях региональной политической жизни.

К созданию портрета президента Республики Татарстан (РТ) М. Шаймиева на фоне эпохи автора побудили две причины. Первая - огромное количество книг, статей и речей, восхваляющих «гениальность вождя» М. Шаймиева. Вторая - осознание необходимости объективного анализа и оценки деятельности президента в политической жизни республики. Но содержание книги не исчерпывается

1 Режим доступа: http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library/books/0033

2 Электронный вариант книги предоставлен одним из составителей и авторов сборника проф. В.А. Ковалевым.

только этим. В предисловии Фарукшин пишет: «Разумеется, в книге речь пойдет не об одном политическом лидере, но и о политических процессах, происходивших и происходящих как в самой республике, так и в Российской Федерации в целом с ударением на том, как протекал и что стало с процессом демократизации в Татарстане, как шло становление и последующее разрушение ростков федерализма в России. Именно через призму этих процессов, как мне казалось, легче проследить характер и роль политического лидерства в Республике Татарстан»1.

О том, как политическое мировоззрение, риторика общественных выступлений первого секретаря Татарского обкома КПСС, а затем президента РТ изменялись в «правильном» направлении, т. е. в том, которое позволяло удержаться у власти, несмотря на кардинальные политические перемены в стране, рассказывается в первой и второй главах.

В конце 80-х - начале 90-х годов М. Шаймиев как верный член КПСС защищал и отстаивал верность и правильность идеологической доктрины социализма: «Ленинизм остается живой и действенной теоретической, идейной и нравственной силой. Сегодня как никогда остро встал вопрос о том, чтобы защищать и пропагандировать ленинизм, его идеи и положения, являющиеся теоретической основой перестройки».

В 90-е годы, когда начался «парад суверенитетов», Шаймиев неоднократно выступал за суверенизацию Татарстана и прилагал определенные усилия для достижения этого.

Основной анализ сосредоточен, однако, на событиях современности или недавнего прошлого (гл. 3-5). Рисуя психологический портрет президента РТ, автор подчеркивает такие черты, как стремление к власти, склонность к политической риторике, личная нескромность, нетерпимость к критике. Фарукшин пишет: «Под маской якобы безразличного к власти человека скрывается алчность к власти, и не только потому, что она связана с огромными жизненными благами и комфортом, дает удовлетворение ощущением своего могущества над подчиненными, предоставляет возможность по собственному усмотрению распределять общественные блага, но и потому, что она нужна для сохранения собственности, нажитой чле-

1 Для реферирования используется электронный вариант книги, поэтому при цитировании не указаны номера страниц.

нами шаймиевского клана. И когда Президент Татарстана выступает с заявлениями типа: “Я не держусь за власть”, никто в это не верит, как и он сам». При этом автор находит и положительные черты как в личности, так и в деятельности президента РТ. Никто не сможет оспорить его заслуг в стабилизации социально-экономической ситуации в регионе, в сохранении и развитии АПК, в активной поддержке региональных культурных и исторических традиций. Речь, таким образом, идет о сложном, неординарном политике, действующем в непростой изменчивой политической обстановке.

Помимо личных качеств лидера, склоняющих его к авторитарным, а не демократическим методам правления, выделены три важных фактора, определяющих ситуацию в республике. Первый -стремление администрации к контролю над всеми ветвями власти, включая СМИ; второй - специфический способ рекрутирования политической элиты и бизнес-элиты; третий - аульный (от слова «аул») менталитет. Администрация президента контролирует списки назначений не только высших должностных лиц, но и депутатов всех органов власти, даже директоров акционерных обществ, что дает не только политические, но и финансовые дивиденды: «В процессе приватизации власти оставляли себе такое количество акций новорожденного акционерного общества, которое дает им возможность полностью контролировать ситуацию».

Не менее активно использовался и используется административный ресурс при выборах депутатов в местные органы власти. Речь идет не только о банальных подтасовках результатов, но и о том, что в администрации президента заранее составлялись списки депутатов. В книге приводятся два характерных примера. «Вспоминается разговор с одним из депутатов Госсовета, избранного в 1995 г. В преддверии новых выборов в республиканский парламент я спросил его, намеревается ли он снова баллотироваться в депутаты Госсовета. Ответ его характеризует ту обстановку, в которой формируется у нас высшая законодательная власть. Он сказал: “Не знаю. Ведь бабай (так он назвал М. Шаймиева. - М.Ф.) еще не дал отмашку”».

А «бывший председатель Союза писателей Татарстана, депутат Государственной Думы, депутат Госсовета Татарстана 19951999 гг. Р. Мухамадиев выдвинул свою кандидатуру на выборах в Госдуму нового состава по Нижнекамскому избирательному округу. Когда он пришел на прием к руководителю аппарата Президента РТ Э. Губайдуллину, между ними состоялся примечательный диалог:

Э.Г.: Тебя нет в списке. Так что на этот раз не будешь депутатом. Ни в Госдуму, ни в Госсовет.

Р.М.: А почему?

Э. Г.: Потому что ты теперь не руководитель.

Р. М.: Сейчас лишь конец октября, а вы что, уже всех депутатов знаете?

Э.Г.: За что мы здесь сидим! Тебе уж объяснять, думаю, не надо, не первый год живешь в Татарстане. Сам знаешь, все будет так, как мы скажем.

Когда писатель отказался от ультимативного предложения снять свою кандидатуру, руководитель аппарата заявил: “Смотри сам, но у тебя не будет шансов, депутатом станет Зиятдинова”.

Р. М.: Я не уверен, что в сельских районах ее знают больше, чем меня.

Э.Г.: Какое это имеет значение. Достаточно того, что мы ее выдвигаем.

Руководитель аппарата оказался прав - избрали Флеру Зият-динову, шефа протокола Департамента внешних связей аппарата Президента РТ, писатель остался при своих интересах».

Что касается политической элиты и бизнес-элиты республики, то местные социологи (А. Сагалева и С. Сергеева) выделяют в ней несколько уровней. Первый круг - естественно, ближайшие родственники президента, стремящиеся извлечь максимальную прибыль, контролируя соответствующие области жизни в республике. Второй круг элиты - друзья семьи, следующий - высокопоставленные функционеры, как правило, это этнические татары, выходцы из деревень, и, наконец, четвертый - функционеры, приближенные за деловые качества и политическую лояльность. Отсутствие реальной политической оппозиции, действующих самостоятельных групп влияния, маргинальность политических партий еще более осложняют ситуацию и позволяют эффективно функционировать сформировавшимся элитным кругам, решающим по преимуществу частные, а не республиканские проблемы.

Третий специфический татарстанский фактор - аульная ментальность, определяющая стиль и метод политического руководства. Аульная ментальность, по Фарукшину, «включает в себя традиционные нормы чинопочитания, непререкаемое отношение к руководителю, внутреннее неприятие оппозиции, благоволение к выходцам из собственной среды, еще больше к землякам, и подоз-

рительность к “чужакам”, особенно из городских и образованных слоев населения, недоверие к интеллигенции». Характерными чертами являются и неприятие демократических ценностей, недоверие и неверие в демократические институты и способы управления. Эти факторы и определили политическую жизнь региона, которую Фарукшин характеризует как «режим авторитарной ситуации», в условиях которого политическая жизнь сера и монотонна.

Серьезную тревогу вызывают не столько слабость и неразвитость демократических начал в республике, молчаливая покорность и соглашательская позиция элиты и населения, сколько тот факт, что любые попытки пробить стену молчания и чинопочитания пресекаются в духе авторитарных традиций недавнего прошлого.

Поэтому, отдав должное научной смелости автора книги «Лицо и маска», отметим и роль Интернета, помогающего сохранить и распространять научное знание.

Ю. Дунаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.