УДК 378.180.6
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-2-86-94
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
POLITICAL ANALYSIS OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES
К. В. Трофимов, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
K. Trofimov, Omsk State Pedagogical University, Omsk
Проанализированы методологические подходы к исследованию государственной образовательной политики России. Изучены исследовательские возможности такого методологического инструментария, как системный подход, открывающий перспективу формирования государственной образовательной политики как общенациональной системы социальных приоритетов в образовании и целенаправленной деятельности по их претворению в жизнь; институциональный подход, применение которого в исследовании государственной образовательной политики позволяет, не абсолютизируя роль политических государственных институтов, изучить обособленные, организационно оформленные центры государственной образовательной политики, определить степень соответствия проводимой политики с действующим законодательством. Подчеркивается необходимость взаимообусловленности системного и институционального подходов, как необходимого условия качественного политологического анализа государственной образовательной политики. Выявлены особенности синергетического подхода в исследовании образовательной политики, с позиций которого государство как основной актор образовательной системы выступает в виде системообразующей цели, в которой «сходятся» различные группы интересов, образующие новую целостность — образовательную политику. Применение бихевиористского подхода обусловлено необходимостью изучения поведения акторов государственной образовательной политики, которые выражают определенные группы интересов, стимулирующие принятие определенных политических решений. Сделан вывод о том, что ключевыми методологическими подходами в исследовании государственной образовательной политики выступают системный, институциональный и синергетический подходы, несмотря на их принципиальные противоречия. Плодотворное значение данных подходов определяется тем, что они позволяют полноценно осуществить политологический анализ образовательной системы России, ответить на вопрос, какое место в системе отечественной государственной политики занимает важнейший социальный институт образования в условиях стохастической социально-политической реальности
Ключевые слова: государственная образовательная политика России; политический процесс; политическая система; внутренняя политика государства; политические акторы; системный, институциональный, неоинституциональный, синергетический и бихевиористский подходы; институт образования; интеграция российского образования; интеллектуальный потенциал общества; европейское образовательное пространство
il
The author has analyzed the methodological approaches to the study of the state educational policy in Russia. The possibility of such methodological tools as a systematic approach, which opens the prospect of formation of the state education policy as a national system of social priorities in education and purposeful activity for their implementation; institutional approach, the use of which in the state educational policy research allows, without absolutizing the role of the political institutions of the state, separate study, institutionalized centers of state educational policy, to determine the degree of compliance of policies with the legal norms of the state have been studied. The author emphasizes the need for interdependence and systemic institutional approaches, as a prereq-
© К. В. Трофимов, 2017
86
uisite for high-quality political analysis of the state educational policy. The features of the synergistic approach in education policy research from which positions the state as the main attractor of the educational system, acts as a backbone purpose for which «converge» the interests of different groups that make up the integrity of the new — education policy. Application of the behavioral approach is due to the need to study the behavior of the actors of the state educational policy, which express certain interest groups that promote the adoption of certain policy decisions. The conclusion is that the key methodological approaches to the study of the state educational policy are the systemic institutional and synergistic approaches. Productive value of these approaches is determined by the fact that they allow you to fully implement the political analysis of the educational system in Russia, to answer the question of what place in the system of national public policy has an important social institution of education, in terms of stochastic socio-political reality
Key words: state educational policy of Russia; political process; politic system; internal policy of state; political actors; systemic, institutional, neoinstitutional, synergistic and behaviorist approaches; Institute of Education; integration of Russian education; intellectual potential of society; European educational space
ведение. Определяющим фактором устойчивого развития государства в условиях непредсказуемого глобализирующегося мира выступает гибкая государственная политика, направленная на формирование образовательного института, способного адекватно реагировать на вызовы современности. В связи с этим в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» определена стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач развития образования как важнейшего элемента долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Необходимость формирования и реализации эффективной государственной образовательной политики в условиях социально-политической и экономической неопределенности предполагает выбор адекватного исследовательского подхода к разработке данного понятия.
Целью данной статьи является комплексный анализ наиболее распространенных в современной политической науке подходов к исследованию государственной образовательной политики. Государственная образовательная политика рассматривается нами как деятельность органов
государственной власти и управления по реализации целей общественного договора, направленная на гармонизацию образовательных интересов всех его участников (личности, гражданского общества, государства), обусловленная внешними (интеграционные процессы в Европе) и внутренними (национальная система ценностей) факторами. Изучаемый нами институт образования выступает как фактор модернизации страны, формирующий интеллектуальный потенциал общества.
Научная новизна статьи заключается в том, что предпринята попытка анализа методологического инструментария к исследованию современной государственной образовательной политики России, выявлены его сильные и слабые стороны; дано определение понятию «государственная образовательная политика» в контексте перспективы интеграции российского образования в европейское образовательное пространство.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение философской, социологической, психолого-педагогической и политологической литературы по проблеме исследования); эмпирический метод (анализ документов, характеризующих образовательную политику). Теоретико-методологическую основу политологических исследований проблем, связанных с государственной образовательной политикой, составили системный и институциональный научные подходы. Прежде всего, осуществим исследование возмож-
ностей системного подхода в рамках предмета данного исследования. Для этого необходимо выявить его специфику как методологического инструментария изучения сложно-многомерного объекта — государственной образовательной политики. Кроме того, необходимо изучить характер взаимосвязи государственной образовательной политики с другими компонентами политики государства и с окружающей социально-политической средой. Системный подход позволяет изучить процесс взаимодействия элементов, условия их стабильности, принципы и методы управления, особенности самоорганизации, что позволяет выявить степень надежности функционирования исследуемой системы [4].
Системный подход для понимания политического мира имеет свою специфику. Так, Д. Истон, опираясь на концептуальные положения системного подхода, выявил смысл политической жизни в ее взаимообусловленности с внешним миром, а сущность системного анализа политической жизни определил как гармонизацию ее отношений с внешней средой. Миссию политической системы в данном аспекте ученый видел в предоставлении равных возможностей индивидам с разными социальными статусами, разрешении социальных и политических конфликтов и противоречий [5. С. 319].
Методологической основой системного анализа государственной образовательной политики выступает «устоявшееся в науке представление о государственной образовательной политике как комплексном направлении внутренней политики государства» [7].
Данный подход в исследовании государственной образовательной политики подчеркивает ее системность как отличительную особенность сложно организованных социально-политических объектов, которая выражается в наличии у них интегральных свойств и качеств, отсутствующих у отдельно взятых элементов.
Например, М. В. Богуславский указывает на методологические возможности системного подхода выявлять при-
чинно-следственные связи при изучении государственной образовательной политики. Отмечая междисциплинарный характер феномена государственной образовательной политики, исследователь обосновывает необходимость применения системного подхода к ее изучению для адекватной оценки взаимозависимости позитивных достижений в сфере государственной образовательной политики и развития соответствующих общественных институтов [2].
В исследовании вопроса института образования А. Эдель убедительно проиллюстрировал возможности системного подхода. В своей книге «Интерпретация образования. Наука, идеология, ценности» автор, опираясь на тезис о том, что образование тесно связано с политикой, обосновывает необходимость применения системного анализа к исследованию института образования в конкретном обществе и выявлению его связей с политическими институтами. Более того, с помощью системного подхода к исследованию образовательной политики в конкретном обществе можно выявить степень ее соответствия нормативной базе, традициям, ценностям данного общества [11].
О. Н. Смолин выявил потенциал системного подхода к исследованию образовательной политики. По мнению исследователя, он позволяет интегрировать комплекс мер, предпринимаемых субъектами политического действия по отношению к образованию и в воздействии государства на развитие системы образования. Вместе с тем автор отмечает влияние самого института образования на другие отрасли государственной политики (экономическую, институциональную, национальной безопасности и т.д.) [9. С. 5].
Способность системного подхода выявлять, гармонизировать и аккумулировать в рамках государственной образовательной политики требования других подсистем общества выявлена в научном исследовании государственной образовательной политики С. А. Дюжикова.
Так, по мнению автора, применение системной методологии к исследованию государственной образовательной политики
обусловлено необходимостью ее гармонизации с экономической и социальной подсистемами общества [10. С. 8], согласования интересов основных ее акторов — личности, общества и государства.
Наличие в исследуемой системе системообразующего фактора как обстоятельства, создающего и поддерживающего целостность, устойчивость и неповторимость системы, взаимосвязанность и взаимообусловленность совокупности институтов, предполагает органическую связь системного и институционального подходов. Итак, наличие в системном подходе, в качестве основных субъектов (элементов) политической системы институтов (системно-институциональный аспект) порождает необходимость применения и институционального подхода.
Данное решение объясняется следующей позицией, раскрывающей сущность институционального подхода. Нами выявлено, что роль отдельных субъектов политики, степень их влияния на политическую реальность неодинакова. Так, главным актором государственной образовательной политики выступает государство. И это оправдано. Ведь государство по сравнению с другими акторами имеет принципиально иной политический вес и несет основную ответственность за результаты реализации своей политики.
Для подробной характеристики институционального подхода к политологическим исследованиям осуществим анализ научной литературы.
С позиций институционального подхода политический мир, жизнь всех общественных подсистем исследуется при помощи изучения функционирующих в ней социальных и политических институтов. «Институциональный подход является одним из определяющих методологических подходов к познанию политической реальности», так как любое социально-политическое явление или процесс так или иначе связаны с деятельностью политических институтов [8. С. 3].
Американские политологи Дж. Марч и Дж. Олсен, определяя роль институтов в
общественной жизни, отмечают: «Многие из основных акторов в современных политических системах являются формальными организациями, а легальные и бюрократические институты играют доминирующую роль в современной жизни» [13. С. 1].
На организационной форме институтов свое внимание акцентировал М. Леви. Он определял их как «организации, поведение которых регулируется применением четко определенных правил и процессом принятия решений и подкреплено полномочиями одного лица или группы лиц, формально обладающих властью» [12].
Итак, с учетом позиции авторов, освещающих институциональные аспекты политики, нами сформулированы следующие выводы.
Институты — это исторически сложившиеся и обусловленные культурной средой правила поведения в обществе, являющиеся общеобязательными нормами, функциями которых выступают реализация властных отношений, выработка общественных норм поведения и контроль над их соблюдением, организация той или иной сферы общественной жизни.
Однако классический институциона-лизм абсолютизировал роль формальных политических институтов в государственной политике, что побудило институци-оналистов не рассматривать равновесие групп интересов как справедливый критерий формирования и реализации государственной политики с классовых, гендерных и других социально-политических позиций. С этим связано появление новой институциональной концепции — неоинституцио-нализма.
Дж. Марч и Дж. Ольсен — одни из основателей неоинституционализма — выступали против формального подхода в изучении институтов вне влияния на них неформальных аспектов [14. С. 734]. Это утверждение обосновано тем, что институты выступают в качестве политических акторов, которые артикулируют интересы социальных групп и структурируют свои отношения по поводу власти с другими группами интересов на основе взаимосвязи
формальных норм и неформальных правил игры.
По утверждению А. В. Рыбакова, институциональный подход позволяет комплексно рассмотреть становление и содержание политических и социальных институтов на институциональном, организационном и индивидуальном уровнях, но требует своего дополнения подходом, который поможет раскрыть неповторимое и особенное в существовании социальных институтов [8].
Считаем, что таким подходом должен быть социокультурный анализ. Именно с помощью социокультурного анализа, учитывающего социокультурный контекст, определенные политические традиции и менталитет, можно преодолеть объективизм и формализм институционального подхода, которые не являются его сильной стороной.
Итак, с помощью институционального подхода мы, не абсолютизируя роль политических государственных институтов, исследуем обособленные, организационно оформленные центры государственной образовательной политики: государство (в лице своих органов), политические партии, государственные и общественные организации, а также нормы, детерминирующие политическое поведение акторов образовательной политики России.
Представляется, что институциональный подход в формировании государственной образовательной политики является наиболее оптимальным в рамках системной парадигмы, поскольку в аспекте системного подхода учет всех институциональных трансформаций современного общества в единую композицию целей образовательной политики жизненно необходим. Поэтому концепции системного и институционального подходов находятся в состоянии диалектической, взаимодополняемой целостности.
Возможности системного и институционального подходов позволяют рассматривать государственную образовательную политику в различных аспектах: как элемент политической системы, выполняющий
определенные функции, и как самостоятельную систему (институт), системообразующий фактор, подверженный влиянию среды, но и сам во многом видоизменяющий ее. Авторы, применяя ресурсы указанных методологических и концептуальных подходов, исследуют государственную образовательную политику как элемент и структурную единицу политической системы. Государственная образовательная политика, таким образом, представляет собой самостоятельную систему, которой свойственны изменения, затрагивающие политическую систему как внешнюю сложную систему.
Л о о
С данных позиций современный исследователь государственной образовательной политики Е. А. Кузьмин использует ресурсы системного и институционального подходов, которые позволяют автору рассматривать государственную политику в области образования как составную структурную единицу политической системы [6].
В данном исследовании образовательной политики нашли отражение положения и синергетического подхода, используемого в авторской исследовательской концепции для решения поставленных задач. Основоположниками синергетики справедливо считают И. Пригожина и Г. Хакена. Теоретической основой синергетической парадигмы стали идеи И. Пригожина о самоорганизации, которая является определяющим понятием в эволюционных процессах.
Применение в исследовании синерге-тического подхода определяется тем, что «...сама политическая реальность, развертывающаяся как стохастическая (вероятностная), неопределенная и нелинейная, поливариантная, все больше требует синер-гетических подходов к ее анализу».
Такие характеристики политической системы, как нелинейность, взаимосвязь случайности и необходимости, связанные с потребностью выбора путей дальнейшего развития общества, обуславливает применение синергетической методологии в исследовании образовательной политики. А возможность самоорганизации через си-
нергию нескольких социально-политических факторов дает основания для применения потенциала синергетики в процессе формирования государственной образовательной политики в условиях нестабильности политического мира.
Интересен вывод, сформулированный С. К. Буряковым [3]. Исследователь, опираясь на ресурс синергетической методологии, определил, что особенностью модернизации российской образовательной политики является ее неустойчивое, неравновесное состояние, что приводит к разба-лансированности системы образования и к методологическому хаосу при формировании и реализации государственной образо-
о /По
вательнои политики. С одной стороны, это вызвано противостоянием политических элит и групп интересов в российском политическом процессе, а с другой — следствием «многосоставности» российского общества.
Как видно, синергетический подход позволяет учитывать все возможные условия, влияющие на жизнеспособность образовательной системы. Именно такая методология выступает адекватным инструментом при моделировании государственной политики в области образования, целью которой является не только создание эффективной образовательной системы, но и развитие социально-экономического потенциала страны. Синергетический подход в этом смысле помогает выявить степень адаптивности и адекватности современной образовательной политики России к новым институциональным условиям (Болонский процесс) и возможностью ее сосуществования с традиционной российской, ориентированной на державную вертикаль, моделью государственно-патерналистской образовательной политики.
Полагаем, что эвристический потенциал синергетической методологии поможет нам выявить новые аспекты процессов, влияющих на формирование и реализацию государственной образовательной политики.
При оценке образовательной политики авторы часто прибегают к бихевиористскому подходу. В отличие от формально-юридического анализа социальных и
политических институтов, бихевиористский анализ сосредоточен на исследовании различных аспектов поведения акторов политического процесса.
Обоснованность применения идей бихевиоризма впервые доказал А. Бент-ли, который призывал изучать поведение заинтересованных групп в политическом процессе [1]. В процессе изучения общественных давлений» А. Бентли пришел к выводу, что несовпадение групп интересов побуждает акторов оказывать давление на принятие политического решения. Эти внешние стимулы, по мнению автора, и детерминируют процесс политического управления. Применение данного подхода способствовало превращению политологии в строго научную дисциплину и привлечению эмпирических методов в политологии.
С позиции бихевиористского подхода процесс формирования и реализации государственной образовательной политики исследуется в связи с системой ценностей, потребностей и стимулов ее акторов — личности, образовательной организации, общества и государства. С помощью данного подхода появляется возможность выявить социально-политическую роль института образования как актора устойчивого развития российского общества в связи с обще-цивилизационными процессами.
В результате выявлены специфические качества исследовательских подходов, адекватное применение которых поможет изучить многомерную структуру и сущность государственной образовательной политики России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и выводов данной работы при изучении государственной образовательной политики: определении ее курса, тенденций, конкретного содержания реформ в области образования и т.д.
Таким образом, краткий анализ методологических подходов к исследованию государственной образовательной политики позволяет нам сделать следующие выводы:
1) выбор той или иной методологии исследования во многом зависит от многомер-
ной структуры изучаемого объекта. Именно особенности объекта исследования — государственной образовательной политики и необходимость ее рассмотрения как системы принципов, лежащих в основе осуществления государственной власти и реализуемых в условиях социально-политической и экономической неопределенности, перманентной трансформации политических институтов, обусловили выбор определенного методологического инструментария;
2) ключевыми методологическими подходами данной работы выступают системный, институциональный и синергети-ческий подходы. Плодотворное значение данных подходов определяется тем, что они позволяют полноценно осуществить политологический анализ образовательной системы России, ответить на вопрос, какое место в системе отечественной государственной политики отводится важнейшему социальному институту образования в условиях стохастической социально-политической реальности;
3) определенную методологическую нагрузку несет и прогностический подход,
Список литературы_
который позволит оценить в политическом контексте перспективы интеграции российского образования в европейское образовательное пространство;
4) применение элементов бихевиористского подхода поможет рассматривать образовательную политику в аспекте взаимодействия и конкуренции групп, стремящихся к обладанию властью;
5) количественные методы позволяют получить эмпирические данные, использование которых поможет получить объективное представление о государственной образовательной политике, выявить скрытые механизмы ее формирования и обогатить практику ее реализации.
Перспективой дальнейшего политологического исследования государственной образовательной политики России нам представляется работа по выявлению и обоснованию форм и механизмов сотрудничества в данной сфере институтов государства, профессионального сообщества и гражданского общества, адекватных мировым процессам модернизации.
1. Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. М.: Перо, 2012. 408 с.
2. Богуславский М. В. Стратегии модернизации российского образования XX века: Теоретико-методологические подходы к исследованию Проблемы современного образования // Науковедение. 2013 № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naukovedenie.ru/sbornik (дата обращения: 19.12.16).
3. Буряков С. К. Государственная политика и управление процессом модернизации российского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-protsessom-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.12.16).
4. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2012. 679 с.
5. Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология. М.: Гардарики, 2000. 331 с.
6. Кузьмин Е. А. Государственная политика в области образования в современной России: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cheloveknauka.com/ gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 16.12.16).
7. Милованов К. Ю. Проблемы современного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmedu.ru http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-analizu-obrazovatelnoy-politiki-v-kontekste-reform-rossiyskogo-obrazovaniya-hh-veka (дата обращения: 16.12.16).
8. Рыбаков А. В. Основы институциональной теории государственной политики и управления // Universum: Общественные науки. 2015. № 4 (14) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.7universum.com/ru/social/archive/item/2103 (дата обращения: 15.12.2016).
9. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки // Философские науки. 2006. № 1. С. 5—27.
10. Стратегия современного российского государства в сфере образования: опыт системного социально-философского анализа / С. А. Дюжиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.
com/content/strategiya-sovremennogo-rossiiskogo-gosudarstva-v-sfere-obrazovaniya-opyt-sistemnogo-sotsial (дата обращения: 19.12.2016).
11. Edel A. Interpreting education: science, ideology and values. New Brunswick, N. J: Transction Book, 1985, vol. 3.
12. Levi M. A logic of institutional change / / The limits of rationality. Chicago; University of Chicago Press. 1990, р. 405.
13. March J., Olsen J. Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics. New York-London, 1989,p. 160.
14. March J. G., Olsen J. P. The new institutionalism: Organizational factors in political life / / American political science review. Wash., D.C., 1984, vol. 78, no. 3, pp. 734—749.
References_
1. Bentley A. Protsess gosudarstvennogo upravleniya. Izuchenie obshhestvennyh davleniy [Governance process. The study of public pressure]. Moscow: Pero, 2012. 408 p.
2. Boguslavsky M. V. Naukovedenie (Science study), 2013, no. 4 Available at: http://www.naukovedenie. ru/sbornik (date of access: 19.12.2016).
3. Buriakov S. K. Gosudarstvennaya politika i upravlenie protsessom modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya (Public policy and management of the Russian education modernization process) Available at: http://www.cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-protsessom-modernizatsii-rossiys-kogo-obrazovaniya (date of access: 19.12.2016).
4. Volkova V. N., Denisov A. A. Teoriya sistem i sistemny analiz [Systems theory and systems analysis]. Moscow: Yurayt, 2012. 679 p.
5. Easton D. Kategoriisistemnogo analizapolitiki [Categories of systemic policy analysis]: Politics. Moscow: Gardariki, 2000. 331 p.
6. Kuzmin E. A. State policy in the field of education in modern Russia [Gosudarstvennaya politika v oblasti obrazovaniya v sovremennoy Rossii ]: Abstract dis. ... cand. political sciences Available at: http://www. cheloveknauka.com/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (date of access: 16.12.2016).
7. Milovanov K. Yu. Problemy sovremennogo obrazovaniya (Problems of modern education) Available at: http://www.pmedu.ru http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-analizu-obrazovatelnoy-politiki-v-kontekste-reform-rossiyskogo-obrazovaniya-hh-veka (date of access: 16.12.2016).
8. Rybakov A. V. Universum: Obshhestvennye nauki (Universum: Social Sciences), 2015, no. 4 (14) Available at: http://www.7universum.com/ru/social/archive/item/2103 (date of access: 15.12.2016).
9. Sotsialno-filosofskie osnovaniya strategii modernizatsii Rossii: rol obrazovaniya i nauki (Socio-philosophical foundations of Russia's modernization strategy: the role of education and science): Philosophical sciences, 2006, no. 1, pp. 5—27.
10. Strategiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva v sfere obrazovaniya: opyt sistemnogo sotsialno-filosofskogo analiza (The strategy of the modern Russian state in the field of education: the experience of the system of socio-philosophical analysis); S. A. Dyuzhikov Available at: http://www.dissercat.com/content/ strategiya-sovremennogo-rossiiskogo-gosudarstva-v-sfere-obrazovaniya-opyt-sistemnogo-sotsial (date of access: 19.12.2016).
11. Edel A. Interpreting education: science, ideology and values [Interpreting education: science, ideology and values]. New Brunswick, N. J: Transction Book, 1985, vol. 3.
12. Levi M. A logic of institutional change [A logic of institutional change]: The limits of rationality. Chicago: University of Chicago Press. 1990, р. 405.
13. March J., Olsen J. Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics [Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics]. New York-London, 1989, p. 160.
14. March J. G., Olsen J. P. American political science review (American political science review), 1984, vol. 78, no. 3, pp. 734-749.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Трофимов Константин Викторович, аспирант, ст. преподаватель кафедры «Управление развитием образования», Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия. Область научных интересов: политические процессы, институты:, технологии, региональные аспекты государственной политики, государственная образовательная политика
Konstantin TTofimov, postgraduate student, senior teacher, Management of the Education Development, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia. Sphere of scientific interests: political processes, institutions, technology, regional aspects of public policy, public education policy
Образец цитирования _
Трофимов К. В. Политологический анализ государственной образовательной политики России: теоретико-методологические подходы // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 2. С. 86—94. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-2-86-94
Trofimov K. Political Analysis of the state educational policy of Russia: theoretical and methodological approaches // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 2, pp. 86—94.
Дата поступления статьи: 17.01.2017 г. Дата опубликования статьи: 28.02.2017 г.