Научная статья на тему 'Политизация кастовой системы в Индии в XX в'

Политизация кастовой системы в Индии в XX в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСТОВАЯ СИСТЕМА / CASTE SYSTEM / КАСТЕИЗМ / CASTEISM / КАСТA / CASTE / POLITISATION / ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / POSITIVE DISCRIMINATION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ИНДИЯ / INDIA / ПОЛИТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Вера Владимировна

В статье анализируется процесс политизации кастовой системы в Индии во второй половине XX в. Подробно рассматриваются причины появления новых функций каст. Также автор изучает проблемы, вызванные позитивной дискриминацией (системой резервирования мест).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politicization of the caste system in India in the XX century

The article analyzes the process of the caste system politisation in India in the middle of XX century. Particular attention is paid to the appearance of the new functions of castes and their reasons. The author also discusses the problems caused by the positive discrimination (the reservation system).

Текст научной работы на тему «Политизация кастовой системы в Индии в XX в»

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

В.В. Лебедева

Политизация кастовой системы в Индии в XX в.

В статье анализируется процесс политизации кастовой системы в Индии во второй половине XX в. Подробно рассматриваются причины появления новых функций каст. Также автор изучает проблемы, вызванные позитивной дискриминацией (системой резервирования мест).

Ключевые слова: кастовая система, кастеизм, каста, политизация, позитивная дискриминация, политика, Индия.

Современное индийское общество является достаточно сложным по своей структуре. Несмотря на модернизацию, оно сохраняет традиционность. На территории современной Индии проживает множество различных народов со своими традициями и обычаями, языком, вероисповеданием. Но всех ее жителей объединяет разделяющая общество на множество групп, именуемых кастами, организация общества - кастовая система.

В научной литературе понятие «каста» до сих пор сформулировано неоднозначно. На основании уже существующих определений можно сказать, что каста - это одна из форм социальной стратификации, социальная группа в составе индийского общества, общность, характеризуемая эндогамией, наследственностью, закрытостью, принадлежностью к одной профессии. Одно из наиболее удачных определений касты предложил Г.Г. Котовский: «Каста -эндогамная наследственная группа, связанная с традиционным занятием и составляющая подвижный элемент сословно-кастовой системы»1. Отсюда мы можем выделить основные характеристики кастовой системы. Во-первых, это эндогамия, означающая, что брак может заключаться только в пределах определенной касты. Эндогамия рассматривается как способ, обеспечивающий чистоту той или иной касты. В работе «Homo hierarchicus» Л. Дюмон определяет, что учение о ритуальной чистоте является причиной кастовой раздробленности общества: «Касты отделяют себя друг

--1 Котовский Г.Г. Касты в

© Лебедева В.В., 2017 Индии. М., 1965. С. 10.

от друга, запрещая браки вне пределов группы, так же как они запрещают бытовые контакты и общение между людьми, принадлежащими к различным группам»2. Вторая черта кастовой системы -наследственность. Каждый человек, родившись в определенной семье, всю жизнь остается членом одной конкретной касты, ни при каких обстоятельствах он не способен перейти на другую ступень кастовой системы. Принадлежность к касте передается только по наследству ровно так же, как и принадлежность к определенной профессии. Благодаря индустриализации и урбанизации некоторые социальные группы изменили свое традиционное занятие. Однако в сельских районах по-прежнему сохраняются традиционные занятия, присущие конкретной касте. За нарушение правил и обычаев той или иной касты человек подвергается изгнанию, это значит, что он теряет все связи с семьей и лишается всего имущества. Кроме этих особенностей кастовой системы, можно выделить ограничения, касающиеся приема пищи. Общим правилом служит запрещение совместной трапезы с представителями низших каст, а тем более с неприкасаемыми3. Но более строго соблюдается другое правило, которое запрещает принимать еду и питье из рук представителя другой касты, а также пищу, приготовленную лицами из других каст. В наши дни такие ограничения размываются с появлением мест общественного питания, различных ресторанов и кафе, где представители разных каст могут как сидеть за одним столом, так и принимать еду из рук человека низшего происхождения. У каждой касты есть свой особый стиль жизни, выражающийся в обычаях, традициях, языке. Представители высших каст используют нормированный язык, тогда как низшие касты общаются, используя лексику разговорного языка.

Кастовая система появилась более трех с половиной тысяч лет назад. Несмотря на возраст, сохраняется ее сложная структура, в которой на протяжении веков практически отсутствовала социальная мобильность. Кастовая организация общества уникальна в своем роде. Она представляет собой иерархию, которую нельзя выстроить вертикально, так как все касты находятся на разном социальном уровне и неравенство всех каст заложено исторически. Кастовые различия и кастовый режим давно стали препятствием для общественного прогресса Индии. Кастовая дискриминация была официально осуждена и даже запрещена индийской конституцией. Тем не менее кастовая организация не только существует до сих пор, но все еще оказывает сильное влияние на характер общественных отношений в Индии.

За период буржуазной реформации индуизма в кастовой системе произошли некоторые изменения, она приобрела новые функции. Реформация индуизма началась в первой четверти XIX в. и прошла несколько этапов. Первым реформатором или, как принято его называть, отцом индийской буржуазной реформации, был Рам Мохан Рой (1772-1833). Будучи брахманом, Рой осуждал институт брахманов и саму кастовую систему. Он не признавал ритуальной чистоты и тем самым ставил под вопрос необходимость ограничений в общении между людьми из разных каст. Также он подверг

Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст. СПб., 2001. С. 82. Котовский Г.Г. Указ. соч. С. 15.

2

3

резкой критике индуистскую полигамию. В пример он приводил случаи, когда брахманы могли заключать несколько браков и иметь несколько десятков жен. С этим Рой связывал безнравственность и необразованность в среде брахманского общества.

Среди других известных индийских общественных деятелей можно выделить Свами Вивекананду (1863-1902). Начало деятельности Вивекананды ознаменовало второй этап буржуазной реформации индуизма. Большее внимание он обращал на социальные аспекты индуизма, нежели на конкретные ритуалы и обряды. Хотя он негативно относился к засилью брахманов и практике ритуального осквернения, Вивекананду волновали главным образом не религиозные проблемы, а общественно-политическая ситуация в современной ему Индии.

Реформаторская деятельность Вивекананды повлияла на деятельность Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948), которая получила название гандизм. По мнению Р.Б. Рыбакова, нельзя выделить отдельные этапы буржуазной реформации индуизма, так как она заключает в себе черты и первого, и второго этапов4. Главным методом, который использовал Ганди, был метод ненасильственного сопротивления, основанного на принципе выполнения религиозного долга, т. е. активного участия в движении за независимость страны5. Большую часть своей реформаторской деятельности М. Ганди посвятил борьбе с неприкасаемостью. Он считал, что неприкасаемость - это то, что убивает индуизм, он был убежден в том, что всем людям, независимо от их расовой, религиозной или кастовой принадлежности, присуща божественная природа. На этом основании он начал называть всех, в том числе неприкасаемых, хариджанами (людьми бога). Единственным средством борьбы против неприкасаемости Ганди видел личный пример каждого индуса. Это значит, что все кастовые индусы должны идти в народ, выполнять работу неприкасаемых и называть себя их кастовыми именами6. Этот пример Ганди подавал всем остальным. Он допускал хариджан в свой ашрам (место духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления), вместе с ними принимал пищу, ездил в вагонах третьего класса (поэтому его часто называли «пассажир третьего класса»), объявлял в защиту их прав голодовки. Таким образом, вся деятельность реформаторов не могла не сказаться на всеобщем осмыслении значения кастовой системы и ее основных функций. За счет реформации индуизма каста приобрела новые функции, одной из которых является политизация, т. е. усиление политической роли каст. Кастовый фактор стал играть значительную роль в политической жизни страны. Довольно подробно политические функции каст проанализированы в трудах А.А. Куценкова7.

Появление кастеизма он связывает со стремлением каст добиться реализации собственных интересов как социальной группы при помощи включения в качестве политической силы в систему власти или посредством давления на власть вне правил действия государственных политических институтов. Таким образом, участие в

4 Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. С. 126.

5 Там же.

6 Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М., 1983. С. 171.

7 Там же. С. 268.

политической жизни государства для определенной кастовой группы является способом улучшить свои социальные позиции.

Проявление кастового фактора в политике уже было отмечено на первых всеобщих выборах в парламент Индии в 1952 г. Влияние касты первыми заметили видные политики того времени. Они выступали главным образом против возрастающей роли кастового фактора в политической жизни страны. Особенно критиковали «кастеизм» радикало-когрессисит К.Д. Малавия8, консерватор С.К. Патил, известный деятель Социалистической партии Д. На-раян9 и многие другие. В своих выступлениях влияние кастового фактора на политику не мог не отметить и Дж. Неру. В 1952 г. он говорил: «Как показали выборы, мы слишком сильно подвержены влиянию касты и сектантским собраниям»10. Многие политики того времени считали, что каста на политической арене занимает временную позицию, поскольку участие в политической жизни государства для избирателей являлось новым, они не были знакомы с демократическими процедурами, ведь Индия получила независимость лишь в 1947 г. Поэтому все избиратели в своем выборе опирались на кастовый фактор, это значит, что они отдавали предпочтение представителям своей касты, несмотря на то, какие программы или платформы выдвигались другими кандидатами. Но эта позиция оказалась ошибочной, так как влияние касты на политической арене с каждым годом лишь возрастало. Позже каста как важнейший фактор индийской политики получила всеобщее признание. Видный политический обозреватель Индии Кулдип Наяр заметил, что накануне шестых всеобщих выборов 1980 г. произошла «политизация» каст и появился «кастеизм в политике». А также он заявил, что «каста, скорее всего, будет крупным фактором, влияющим на голоса предстоящих выборов»11.

Изначально термин «кастеизм» стал употребляться в СМИ, позже и в научной литературе. «Кастеизм» определяют как политические действия людей, основанные главным образом на их принадлежности к касте вне зависимости от того, насколько они совпадают или расходятся с их классовыми или другими интересами. «Кастеизм» рассматривается как социальная проблема, так как он нарушает смысл правительственной политики и демократии, а также является причиной общественных конфликтов. «Кастеизм» проявляется в виде столкновений между различными кастовыми группами для получения широкого спектра социально-экономических привилегий, а также власти.

Одной из главных причин «кастеизма» является неразвитость классовых отношений, отсталая экономика. Все это влияет на развитие политики, которая в первую очередь ориентируется на класс. В Индии классов и классовых отношений в традиционном представлении не существовало, общество было представлено кастами.

Так как каста для каждого индийца является привычной и понятной формой социальной группы, то и в организации политики она начинает играть важнейшую роль. Считается, что в основе «кастеизма» лежат ценности и мотивы кастовой личности, именно они оказывают сильнейшее влияние на поведение в политике раз-

8 Malaviya K.D. An Election Review: Dangers and Lessons. New Dehli, 1962. P. 6.

9 Prasad N. The Myth of the caste System. Patna, 1957. P. 11.

10 Gould H.A. The Adaptive Functions of Caste in Contemporary Indian Society // Asian Survey. 1963. №9. P. 434.

11 The Indian Express. Bombay. 29.08.1979.

личных групп. Участвовать в политике каста может самостоятельно или объединившись с другими кастами и группами, организуя таким образом союз. Одним их таких кастовых союзов можно назвать антибрахманское движение, которое охватило практически весь юг Индии. Для того чтобы лишить монополии брахманов в государственном аппарате и образовании, объединилось множество каст среднего и низкого уровней12.

Как только кастовый фактор стал решающим в индийской политике, многие индийские и зарубежные ученые решили выяснить, в чем же заключается закономерность политического поведения тех или иных групп. Исследования показали, что поведение касты в политике зависит от множества факторов, а именно от численности и характера расселения каст, уровней политики (низший уровень (решение местных проблем), локальный уровень, национальный уровень и международный), основанных на кастовых противоречиях конфликтов и социальной среды, от сплоченности касты, эффективности ее руководства и многого другого. Было выяснено, что крупные касты, живущие компактными группами, характеризуются хорошей организацией и имеют склонность к самостоятельным действиям в отличие от малых и территориально рассредоточенных кастовых групп. Различные кастовые объединения могут требовать от правительства решения проблем разного уровня. На первичном уровне предпочтение отдают локальным проблемам, среди них - доступ в храмы, право пользования колодцами или дорогами, строительство школ и т. д. На более высоком уровне требования более серьезны и приобретают политизированный характер, а именно квоты в правительстве, государственном аппарате, ассигнования на различные цели и многое другое13.

Результатом политической борьбы кастовых групп и организаций можно считать установление системы резервирования мест в органах власти, на государственных предприятиях, в учебных заведениях. Это получило название позитивной дискриминации, которая гарантировала помощь и пособия неприкасаемым и местным племенам.

После принятия Конституции в 1950 г. власти начали составлять списки, по которым резервировались места на госпредприятиях, вузах, в органах власти и т. д. На сегодняшний день на федеральном уровне в список внесено около 1100 каст. Например, в парламенте страны 15,47% зарезервировано за списочными кастами и 8,66% -за списочными племенами, т. е. 131 место из 543 предоставлены представителям низших каст и племен. Также резервируются места на уровне штатов. Процент зарезервированных мест здесь зависит от числа членов списочных каст и племен, проживающих в регионе. Например, в штате Тамилнад до 70% рабочих мест в органах власти и учебных заведениях зарезервированы для представителей неприкасаемых каст.

Несмотря на то что система квотирования была введена, чтобы помочь страдавшим от дискриминации группам населения, она вызывает ряд противоречий, и многие ее критикуют. В СМИ писали, что из-за системы резервирования образовалась особая далит-

12 Fuhrer-Heimendorf S. Caste and Politics in South Asia // Politics and Society in India. L., 1963. P. 56-57.

13 Куценков А.А. Указ. соч. С. 274.

ская элита, которая направляет в престижные вузы и устраивает на оплачиваемые рабочие места представителей своих каст. Представители среднего класса не имеют таких привилегий, поэтому в их среде часто возникает недовольство. Также стоит отметить, что на некоторых предприятиях не набирается необходимого числа кандидатов на резервируемые места, поэтому чаще нанимают первых попавшихся людей, а это, безусловно, сказывается на эффективности работы государственных учреждений. Предпосылки для этого закладываются еще в учебных заведениях. В некоторых штатах резервирование распространяется на школы и вузы, что ведет к снижению уровня подготовки специалистов. Так, например, в штате Уттар-Прадеш почти половина мест в медицинских и технических колледжах закреплена за представителями низших каст. Согласно требованиям правительства для поступления в высшее учебное заведение абитуриент должен получить минимум 60% от максимальной суммы, в то же время только 40% нужно набрать для поступления на резервируемые места14. Это также вызывает недовольство у молодежи из чистых каст.

Итак, можно отметить, что за последнее столетие каста приобрела новые функции. Анализ показывает, что каста очень подвижна и эластична, поскольку может приспособиться к новым социальным условиям. Одной из основных функций, приобретенных кастой, является ее политизация - вовлечение граждан Индии в политику, борьбу за участие в политической жизни страны. В результате политизации многие представители низших слоев населения получили большое количество привилегий: доступ к участию в управлении страной, возможность получения высшего образования. В этих условиях в современной Индии возникают конфликты, в решении которых требуется внимательный подход.

Зайцев Б. Социальная справедливость или узаконивание системы каст? // Азия и Африка сегодня. 1991. № 1. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.