Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Т. ПОСОШКОВА НА ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Т. ПОСОШКОВА НА ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
697
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ / МЫСЛИТЕЛЬ / ПУБЛИЦИСТ / ЭКОНОМИСТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щанкина Любовь Николаевна

В фокусе исследования - политические и правовые взгляды Ивана Тихоновича Посошкова. Автором подчеркивается, что многие идеи, выраженные мыслителем, находят свое отражение и в современном мире. Мыслитель одним из первых сформулировал проблемы преодоления отсталости России и обосновать условия ее процветания и прогрессивного развития. На основании своих убеждений, жизненного и делового опыта предпринял попытку сформулировать предложения по государственному устройству, совершенствованию церковной жизни, в сфере правосудия, изменения прав и обязанностей сословий, а также регулированию экономических отношений как внутри страны, так и с зарубежными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF I.T. POSOSHKOV ON PROBLEMS OF THE STATE AND RIGHTS

The focus of the study is the political and legal views of Ivan Tikhonovich Pososhkov. The author emphasizes that many ideas expressed by the thinker are reflected in the modern world. The thinker was one of the first to formulate the problems of overcoming Russia’s backwardness and justify the conditions for its prosperity and progressive development. Based on his beliefs, life and business experience, he made an attempt to formulate proposals on the state structure, improvement of church life, in the field of justice, changes in the rights and obligations of estates, as well as regulation of economic relations both within the country and with foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Т. ПОСОШКОВА НА ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

УДК 340 DOI 10.47б29/2074-9201_2022_1_б4_б9

Щанкина Любовь Николаевна,

доктор исторических наук, профессор кафедры Гражданско-правовых дисциплин, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, schanckina@yandex.ru

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Т. ПОСОШКОВА НА ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Аннотация. В фокусе исследования - политические и правовые взгляды Ивана Тихоновича Посошкова. Автором подчеркивается, что многие идеи, выраженные мыслителем, находят свое отражение и в современном мире. Мыслитель одним из первых сформулировал проблемы преодоления отсталости России и обосновать условия ее процветания и прогрессивного развития. На основании своих убеждений, жизненного и делового опыта предпринял попытку сформулировать предложения по государственному устройству, совершенствованию церковной жизни, в сфере правосудия, изменения прав и обязанностей сословий, а также регулированию экономических отношений как внутри страны, так и с зарубежными странами.

Ключевые слова: Посошков Иван Тихонович, мыслитель, публицист, экономист, политические и правовые взгляды, государство, право.

Lyubov N. Shchankina,

Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Civil Law, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, schanckina@yandex.ru

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF I.T. POSOSHKOV ON PROBLEMS

OF THE STATE AND RIGHTS

Abstract. The focus of the study is the political and legal views of Ivan Tikhonovich Pososhkov. The author emphasizes that many ideas expressed by the thinker are reflected in the modern world. The thinker was one of the first to formulate the problems of overcoming Russia's backwardness and justify the conditions for its prosperity and progressive development. Based on his beliefs, life and business experience, he made an attempt to formulate proposals on the state structure, improvement of church life, in the field of justice, changes in the rights and obligations of estates, as well as regulation of economic relations both within the country and with foreign countries.

Keywords: Pososhkov Ivan Tikhonovich, thinker, publicist, economist, political and legal views, state, law.

Российский мыслитель, публицист, купец и промышленник Иван Тихонович Посошков (16521726) родился в крестьянской семье, в подмосковном дворцовом селе Покровское. О биографических аспектах жизни И.Т. Посошкова до наших дней дошло мало информации. Первое упоминание о нем содержится в документах, переданных Петру I строителем Андреевского монастыря Аврамием, где говорится о привлечении к ответу крестьян «Ивашки да Ромашки Посошковых».

В начале XVIII века, после издания указа Петра I о введении в обращение медных монет, И.Т. Посошков организовал монетное производство. Был денежным и оружейным мастером Оружейной палаты и Московского денежного двора, изобрел приспособления и

приборы для чеканки монет. После этого посвятил себя торговому делу, построил несколько собственных винокуренных (водочных) заводов, а в 1724 году открыл производство полотняных и шерстяных тканей.

Одновременно с предпринимательской деятельностью И.Т. Посошков писал различные труды, трактаты, заметки, в которых выражал свое мнение о государственном устройстве и иных сферах общественной жизни. Наиболее важные и актуальными и сегодня являются следующие работы: Записка Петру I «О ратном поведении»; «Завещание отеческое к сыну»; «Книга о скудости и богатстве» и другие.

В январе 1725 года умер российский император Петр I, а в конце августа или начале сентября того же года И.Т. Посошкова арестовали и препроводили

в Петропавловскую крепость, где и завершилась его жизнь. Причина его ареста не известна до сих пор, официальные документы повествуют, что его уличили «важной криминальной вине» и заключили под стражу по «важному секретному государственному делу» [3, с. 252-253]. Некоторые историки полагают, что причиной ареста послужило обнаружение его «Книги о скудости и богатстве», вследствие чего ее автор попал в опалу к вице-президенту Синода Феодосию.

Взгляды И.Т. Посошкова о богатстве и бедности. Политические и правовые взгляды И.Т. Посошкова были выражены им в его главном произведении «Книга о скудости и богатстве». Сам мыслитель заявлял, что данный труд - это собрание его мыслей по поводу того, «каким образом истребить из народа неправду и неисправности и как насадить прямую правду и во всяких делах исправление и как водрузить любовь и беспечное житие народное» [6, с. 8]. Третью главу этого произведения - о правосудии - один из исследователей творчества И.Т. Посошкова считает обвинительным актом петровской эпохе. Мыслитель привел критику всей системы и порядка управления империей при Петре I, указал на «всяческие неисправности» (произвол, волокита, взяточничество и отсутствие заботы об интересах как страны, так и населения) в работе центральных и местных административных и судебных органов, увязывая их с засильем «великородных» и «знатных» [2, с. 122].

И.Т. Посошков выделял богатство вещественное (богатство казны и народа, или, в современном выражении, валовой внутренний продукт) и невещественное [1, с. 31-32]. Источником вещественного богатства он справедливо считал труд людей, утверждая, что «никто не должен даром есть хлеб, всякий человек своим трудом должен производить нужное для своего существования и давать прибавочный продукт» [6, с. 18].

По И.Т. Посошкову, «правда» - это главное невещественное богатство любого государства, нравственные устои и незыблемый правопорядок (законы, эффективное управление страной, правовые условия). Он полагал, что главнее богатства духовного нет ничего, ибо правда исходит от самого Бога, правда дает духовное богатство и силы, она может исцелить от смерти: «Правде - отец Бог, и правда велми богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде - отец Диавол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит и смерть наводит» [6, с. 14].

В числе причин бедности мыслитель выделял недостаточное развитие промышленности, отсталость сельского хозяйства и проблемы торговли. Он предлагал избавить страну от бесчисленных налогов и установить единый государственный сбор и единую пошлину с товара. Впоследствии Екатериной II была

введена гильдейская подать взамен отмены уплаты с купцов подушной подати, а также введены косвенные налоги, уплачиваемые с продажи товара.

Из других причин бедности крестьян Иван Тихонович выделял неграмотность. Он приводил примеры, когда крестьян обманывали, пользуясь их неумением читать: они просто слепо верили в якобы изданные указы о повышении оброка, отдавали последнее, оставаясь ни с чем. И.Т. Посошков выдвинул идею о создании системы обучения для крестьянских детей с целью повышения уровня их грамотности. Суть данной системы заключалась в том, что детей до десяти лет нужно было отдавать «дьячкам» для изучения грамоты и обучения письму [6, с. 171]. Обученных крестьян можно было назначать на такие должности, как управитель в деревне, чтобы представлять интересы крестьянской общины в отношениях с иными сословиями.

Часть идей нашла отражение в проекте об учреждении деревенских школ 1769 года и в дальнейшем, более полно, в Указе императрицы Екатерины II об учреждении в Российской империи государственных народных училищ, где образование от начального до высшего мог получить каждый житель страны, включая крепостных. Кроме того, существовали приходские и частные крепостные школы. С 1769 по 1804 годы в России была создана система школьного образования разных уровней, в учреждениях которых могли получить образование дети всех сословий, включая беднейшие.

И.Т. Посошков о проблемах сословий. И.Т. Посошков предлагал изменить правовой статус сословий, среди которых он выделял: духовенство, купечество, дворянство и крестьянство. «Чин», по его разумению, должен соотноситься с характером основной деятельности человека, а не просто принадлежать ему: «Как жить, так и надлежит и слыть». Мыслитель предусматривал право перейти из одного сословия в другое: «...записатца в купечество и промышлять уже прямым лицом, а не пролазом» [6, с. 114]. Позднее право перехода дворянства в купечество двух первых гильдий было установлено Манифестом 1 января 1807 года, а с 1827 года - в третью.

Дворянство, по И.Т. Посошкову, - высшее сословие, имеющее почетные привилегии. Мыслитель призывал Петра I существенно поменять правовой статус этого сословия для блага государства: наложить на дворянство новые обязанности, вместо того чтобы закреплять за ним очередные права. Например, дворянин, живущий в собственном доме на собственной земле, владеющий крестьянами, но не имеющий заслуг перед царем, должен быть лишен земли и крестьян в пользу того, кто действительно служит царю и государству. Дворянам требовалось воздерживаться от основания предприятий и ведения тор-

говли, а урожай со своих поместий они должны оптом продавать купцам.

Известно, что И.Т. Посошков был православным человеком, придерживавшимся высоких моральных идеалов. В своем труде «Завещание отеческое к сыну» он призывал сына не грешить и строго соблюдать христианские заповеди [5]. Мыслитель отмечал, что не золото и серебро красят человека, а храбрость - в воинском деле, правосудие - в судейском, «праведное, неподвижное слово» и хороший товар - в купечестве, «тщательное художество» - в ремесленном мастерстве, благочестивая христианская вера, ум, грамотность, знание - в духовном деле.

И.Т. Посошков считал духовенство основой жизни общества своего времени. В духовенстве он видел спасение человечества и оплот чести и достоинства общества, но при этом замечал, что на практике духовенство очень далеко от его идеалов и представлений. Мыслитель писал, что многие священники не могут выполнять должностные обязанности, так как уровень их общего и церковного образования крайне низкий: они не знали истинного значения веры, не умели проводить церковные службы. И.Т. Посошков нашел выход из данной ситуации и предложил обучать будущих священнослужителей «книжному разуму» (грамоте), Священному Писанию и Божественной Литургии, а тех, кто не смог освоить школьную программу, мыслитель предлагал вовсе не допускать к церковной службе.

Кроме того, И.Т. Посошков выдвинул предложение, чтобы расходы на содержание церквей и священнослужителей взяли на себя прихожане, отчисляя одну десятую своих доходов в пользу церкви. Эта мера должна была избавить духовенство от ненужных ему «мирских» забот, связанных с поиском постоянного заработка в целях обеспечения достойных условий жизни. И.Т. Посошков считал, что священнослужитель должен все силы отдавать государству, а указанные выше недостатки могли вызвать возникновение в России ересей, которые разрушили бы сложившиеся традиции и раскололи церковное единство.

Поскольку мыслитель был человеком религиозным, то проводил аналогии между монархом и Богом: «Яко Бог всем светом своим владеет, тако и царь с своем владении имеет власть» [6, с. 219], считая абсолютную монархию наилучшей формой государственного правления для России.

Как видим, идеи И.Т. Посошкова отражают общую тенденцию развития истории государства и права в России того периода, а также отношений государства и церкви, заложенные реформами Петра I.

Сам мыслитель, являясь купцом, понимал проблемы русского купечества. Он считал купеческое сословие основой государственной экономической системы: «Без купечества... ни великое, ни малое царство стояти не могут. Купечество воинству това-

рищ, воинство воюет, а купечество помогает и всяки потребности им уготовляет» [6, с. 122-123].

Иван Тихонович, будучи сторонником активного государственного контроля в области внешней торговли, полагал, что государственная власть должна защищать внутренний рынок, пресекая обман и недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств. Не все, но многие иностранные товары И.Т. Посошков считал «безделками», которым несправедливо завышают цену, что негативно отражается на стоимости российских качественных товаров и приводит к низким доходам [6, с. 113]. Следует закупать для внутреннего пользования лишь те иностранные товары, которые не производятся в России, без которых невозможно представить существование, а дорогие и некачественные иностранные аналоги продукции, производимой на территории России, на внутренний рынок не следует допускать.

На внутреннем рынке требуется ввести запрет на торговлю всем сословиям, кроме купечества. Необходимость подобных радикальных мер обоснована тем, что беспошлинная торговля другими сословиями наносит ущерб государственной казне: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры, и солдаты, и крестьяне» [6, с. 117]. Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой, заводам и фабрикам надо предоставить право задерживать «навечно» у себя бездельников, нищих и беглых. Кроме того, И.Т. Посошков предлагал организовать кредитование промышленности, активно субсидировать низшие формы производства при переходе к более высоким формам, призывал к изучению недр земли (полезных ископаемых).

Армию И.Т. Посошков мыслил защитной стеной для государства и считал, что ратный труд должен быть высокооплачиваемым, а солдаты должны быть обеспечены едой и одеждой, чтобы исключить практику торговли среди «военного люда». Открывать предприятия (заводы и фабрики), торговать (оптом и в розницу, с внутренними покупателями и внешними), использовать государственные кредиты для расширения прежних и открытия новых предприятий должны только купцы.

Своевременность и справедливость идей И.Т. Посошкова, опередивших на десятилетия свое время, в 1760 году подтвердил Указ Правительствующего Сената о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами». В настоящее время идеи И.Т. Посошкова воплотились в установленных законами преференциях российским производителям продукции и предприятиям перед иностранными производителями, обязательной процедуре лицензирования торговой деятельности и запрете военнослужащим заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не связанной с прохождением военной службы.

И.Т. Посошков считал крестьянство основным производительным классом, но в России крестьянство было бедным, что мешало процветанию государства. Выделялось несколько причин нищеты среди крестьянского сословия: правительство не обращает внимания на проблемы крестьянства; повсеместный произвол помещиков; неграмотность крестьян; лень самих крестьян.

Мыслитель считал, что именно государство должно заниматься регулированием большинства спорных вопросов в отношениях помещика и крестьянина. Царским указом необходимо было установить процедуру определения размера оброка, который помещик мог брать с крестьян, а также количество дней в неделе, когда крестьяне должны работать на своего помещика, при этом чтобы крестьянам было что отдавать помещику, и они бы могли спокойно прокормить самих себя. Размер повинности определял бы съезд дворян с последующим его утверждением царем.

В осуществление указа о крестьянских повинностях И.Т. Посошков предлагал ввести институт доносительства, в соответствии с которым крестьяне жаловались бы на самоуправство помещиков в отношении увеличения размера оброка, за что крестьянам бы даровались свобода и 50 рублей, а помещики бы лишались всех прав в отношении своих крестьян и своей земли. Однако не только ответственность помещиков была бы предусмотрена в предлагаемых И.Т. Посошковым новых нормах, но и ответственность крестьян за недоносительство: если крестьянин не доносил на своего помещика, то должен был понести наказание в форме истязания кнутом. Проблема ленивых крестьян решалась помещиком самостоятельно, методом принуждения. От помещика требовалось следить, чтобы крестьяне не сидели без дела в рабочие дни, а произвол помещика в отношении своих крестьян ограничивался бы упомянутым царским указом. Кроме того, И.Т. Посошков предлагал закрепить за крестьянином его надел, утверждая, что тот тщательнее станет обрабатывать землю.

Таким образом, земельный вопрос в России всегда занимал исключительное место в социальной политике государства независимо от строя. Можно отметить, что наиболее полное развитие идеи И.Т. По-сошкова по земельному вопросу получили в Столыпинских реформах XX века.

И.Т. Посошков о законодательстве и судопроизводстве. Не выступая против крепостного права в России и не требуя его отменить, И.Т. Посошков, однако, верил в возможность установить режим законности, заменив действующее Соборное уложение 1649 года на новое. По мнению И.Т. Посо-шкова, на первой стадии по два или три представителя от каждого сословия российского общества, в

том числе крестьянские старосты и холопы, должны были участвовать в разработке нового уложения. На второй стадии проект обсуждался бы всеми сословиями: «всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением. дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги.» [6, с. 83], но при этом царь сохранял бы право отклонить или внести свои поправки в документ и только после этого судебник (уложение) утверждался бы царским указом.

Новизна и революционность изложенной идеи И.Т. Посошкова состояла в законодательном закреплении процедуры принятия «основного закона» страны с привлечением к законотворчеству широких слоев населения из разных сословий, а его принятие - всеобщим голосованием. В современности идея нашла отражение в институте депутатства, законодательных собраниях различного уровня и всеобщем голосовании по принятию или изменению Конституции (Основного закона государства).

Большие надежды И.Т. Посошков возлагал на становление праведного суда в России как главного инструмента для исправления пороков общества. Он хотел искоренить взяточничество и кумовство среди судей введением казней и штрафов. Он не боялся того, что судей могло остаться очень мало в результате таких репрессий, ведь в достижении цели по установлению «правды» в судебной системе того времени он считал жестокие меры наилучшей формой борьбы. При этом суды должны были стать всесословными, дела следовало рассматривать в них быстрее, в пользу государственной казны с истцов и ответчиков предлагалось взимать пошлину. Судьи должны самостоятельно контролировать законность содержания под стражей находящихся под следствием лиц, поскольку в те времена в тюрьме могли держать как виновных, так и невинных людей по пять-шесть лет без какого-либо следствия, и многие из них не выдерживали тяжелых условий содержания и умирали, не дождавшись суда. Наряду с прогрессивными И.Т. Посошков предложил ввести достаточно регрессивную меру: назначать жалованье судьям соответственно количеству рассмотренных ими дел. Данную меру он объяснял тем, что государственная казна зря бы не тратилась на «пустые» заработные платы.

Идеи судебной реформы и высказанные И.Т. Посошковым принципы работы судебной системы государства предвосхитили судебную реформу 1861 года, однако часть идей была весьма радикальна и не получила дальнейшего развития.

И.Т. Посошков о совершенствовании налоговой системы. И.Т. Посошков затрагивал вопросы, связанные с налоговой системой, считал, что налоговая реформа необходима для оздоровления финансовой системы Российского государства. Налого-

вая реформа должна базироваться на двух главных принципах: не разорять население и сохранять уже собранные налоги. Первой из проблем И.Т. Посошков называет правильный выбор объекта и единицы податного обложения. Земля, по его словам, является богатым «данником» царя. Податная реформа тесно связывалась им с аграрными реформами: выдвигалась идея о всеобщем поземельном налоге, а также подоходных налогах с владельцев обрабатываемой земли [4, с. 80].

И.Т. Посошков, чтобы провести налоговую реформу, предлагает устроить всеобщую всесословную земельную перепись, а потом, основываясь на ее результатах, определить размеры налогов. Предлагаемый к введению подоходный налог по обрабатываемой земле закреплял бы институт частной собственности помещиков и крестьян. Если аграрная реформа санкционирует крестьянскую собственность, то в итоге повысится урожайность, а увеличившийся экономический потенциал сделает возможным аренду земли земледельцами у помещиков.

Всеобщая земельная перепись должна затронуть все российские земли без исключения. И.Т. Посошков предлагает осуществлять сбор со всех земель, в том числе с сенокосных, болотных, необработанных полей и глухих лесов. Введение поземельного налога будет способствовать созданию системы учета и описания земли (земельного кадастра), это поможет выявлять пустующие или утаенные земли.

Предлагаемые к введению подати были бы к тому же всесословными. Так, даже крестьяне должны будут платить налог с обрабатываемой земли. По мнению Д.Н. Платонова, «новая налоговая политика превратила бы земельные налоги в основной финансовый ресурс государства», а существовавшие «канцелярские сборы» при Петре I И.Т. Посошков считал мелочными сборами, которые «неприличны для царского величества» [4, с. 82].

В различные годы налоговая политика корректировалась, но поземельный налог был введен только во второй половине XIX века.

В области внешней торговли И.Т. Посошков предлагал ввести таможенный тариф: высокие таможенные пошлины на вывозимые из России сырье и продукты сельского хозяйства, а также «отпускная пошлина». Продажная цена товара для иностранцев складывалась бы из единой цены у купцов при одинаковом качестве изделий и накладной пошлины, соответствующей «отпускной». Россия должна вывозить готовую продукцию.

И.Т. Посошков был сторонником «металлического» содержания денег, по его мнению, только монарх мог определять политику выпуска денег, и он предлагал поднять пробу металла, чтобы избежать обесценивания рубля во внешнеэкономических от-

ношениях и укрепить паритет серебряного рубля, это было связано с идеями запрета на вывоз благородного металла за рубеж.

Дошедшие до нас письменные работы русских мыслителей свидетельствуют о стремлении наиболее прогрессивных граждан во все времена к справедливому устройству власти и общественных отношений. Одним из таких мыслителей является Иван Тихонович Посошков.

И.Т. Посошков являлся абсолютным воспитанником своей эпохи. Каноническое православное воспитание и петровские преобразования России, богатый жизненный опыт в различных сферах государственной и коммерческой деятельности, личные качества и образование позволили ему предложить обществу ряд идей, являющихся для того времени безусловно революционными, затрагивающими жизненно важные интересы дворянства, духовенства, помещиков и зарождавшегося нового класса купцов и промышленников.

И.Т. Посошков признается одним из первых экономистов в истории России, чьи предложения, теории и идеи легли в основу российской экономической науки. Изложенные выше взгляды мыслителя на отдельные аспекты экономического процветания государства, его налоговой политики и взаимоотношений с церковью нашли воплощение в последующие исторические периоды. В частности, идея об упорядоченности сословных обязанностей и прав в современном прочтении является обязанностями и правами граждан России, закрепленными в Конституции. В 1755 году, уже после смерти И.Т. Посошкова, была проведена гильдейская реформа с установлением фиксированных пошлин в зависимости от объявленного капитала. В церкви рукоположение в сан священника стало происходить только после обучения в духовной семинарии и сдачи экзаменов.

Наиболее существенными идеями И.Т. Посо-шкова, которые нашли отражение в принимаемых законодательных актах Российского государства, можно считать: требование избавить страну от бесчисленных налогов и установление единого государственного сбора и единой пошлины с товара; право перехода из одного сословия в другое; предложение закупать для внутреннего пользования лишь те иностранные товары, которые не производятся в России, без которых невозможно представить существование, а дорогие и некачественные иностранные аналоги продукции, производимой на территории России, на внутренний рынок не допускать (реализовано частично); введение земельного налога; предложение законодательного закрепления процедуры принятия «основного закона» страны с привлечением к законотворчеству широких слоев населения из разных сословий, принятие законов всеобщим голосовани-

ем; создание всесословных судов, быстрое рассмотрение дел в судах, введение судебных пошлин, которые бы взимались с истцов и ответчиков в пользу государственной казны; таможенный тариф в области внешней торговли, отличающийся высокими тамо-

женными пошлинами на вывозимые из России сырье и продукты сельского хозяйства, а также «отпускная пошлина»; предложение создать систему народного образования независимо от сословия и имущественного состояния.

Список литературы

^.Будкевич Г.В. Иван Посошков - первый российский экономист // Журнал институциональных исследований. 2014. Т. 6. № 1. С. 30-35.

2. Ирошников М.П. Из истории зарождения раннебуржуазной идеологии в России начала XVIII в.: И. Т. Посошков «Книга о скудности и богатстве»// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Сер. 2. Вып. 4. С. 117-135.

3. Козлова Н.В. Посошков // Большая российская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 2015. Т. 27. 766 с.

4. ПлатоновД.Н. Иван Посошков. М.: Экономика, 1989. 143 с.

5. ПосошковИ.Т. Завещание отеческое к сыну. Сочинение Ивана Пересветова. М.: Тип. А. И. Мамонтова и К°, 1878. 247 с.

6. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. 409 с.

References

1. Budkevich G.V. Ivan Pososhkov- pervyj rossijskij jekonomist//Zhurnal institucional'nyh issledovanij. 2014.T. 6. № 1. S. 30-35.

2. Iroshnikov M.P. Iz istorii zarozhdenija ranneburzhuaznoj ideologii v Rossii nachala XVIII v.: I. T. Pososhkov «Kniga o skudnosti i bogatstve» // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2005. Ser. 2. Vyp. 4. S. 117-135.

3. Kozlova N.V. Pososhkov // Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija. M.: Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija, 2015. T. 27. 766 s.

4. PlatonovD.N. Ivan Pososhkov. M.: Jekonomika, 1989. 143 s.

5. Pososhkov IT. Zaveshhanie otecheskoe k synu. Sochinenie Ivana Peresvetova. M.: Tip. A. I. Mamontova i K°, 1878. 247 s.

6. Pososhkov IT. Kniga o skudnosti i bogatstve i drugie sochinenija. M.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1951. 409 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.