Научная статья на тему 'Политико-правовые воззрения И. Т. Посошкова на природу правосудия'

Политико-правовые воззрения И. Т. Посошкова на природу правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / СУД / И.Т. ПОСОШКОВ / ПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА / РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / JUSTICE / COURT / I. T. POSOSHKOV / PRINCIPLES OF LEGAL PROCEEDINGS / JUDICIAL SYSTEM REFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аниканов Артем Константинович

Введение: актуальность тематики статьи подтверждается неугасающим инте ресом к творчеству И.Т. Посошкова на фоне постоянного реформирования судебной, следственной и пенитенциарной систем; кроме того, в научном сообществе не утиха ют споры по поводу идентификации политического спектра воззрений И.Т. Посошкова (от консерватизма к либерализму). Цель: исследование политико-правовых воззрений русского публициста о правосудии, выраженных главным образом в двух произве дениях: «Завещание отеческое» и «Книга о скудости и богатстве». Методическая основа: исторический, контекстный методы и сравнительный анализ контекстного анализа. Результаты: анализ произведений И.Т. Посошкова позволяет судить о его отношении к правосудию. Не всякая деятельность по разрешению юридических спо ров в суде является, по мнению И.Т. Посошкова, правосудием: настоящее правосудие опирается на справедливость и открытость. Вывод: воззрения И.Т. Посошкова на природу правосудия отличаются некоторым дуализмом. С одной стороны, интере сующий нас мыслитель предстает бесспорным приверженцем православной веры и сторонником внедрения ее догматов в процесс правосудия. Вместе с тем, И.Т. Посо шков выступает против веками заведенного процесса осуществления правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF I.T. POSOSHKOV ON THE NATURE OF JUSTICE

Background: the relevance of the article topic is confirmed by the unquenchable interest in the work of I. T. Pososhkov against the background of the constant reform of the judicial, investigative and penitentiary systems; in addition, in the scientific community disputes over the identification of the political spectrum of views I. T. Pososhkov (from conservatism to liberalism) are not subsiding. Objective: to study political and legal views of the Russian publicist concerning justice, expressed mainly in two works: “The Father’s Will” and “the Book about Poverty and Wealth.” Methodology: historical-legal and contextual method, comparative contextual analysis. Results: the analysis of I. T. Pososhkov’s works allows us to estimate his attitude to this phenomenon. Not every activity for resolving legal disputes in court according to the point of view of I. T. Pososhkov, is considered as justice: real justice is based on fairness and openness. Conclusions: the views of I. T. Pososhkov on the nature of justice differ in some dualism. On the one hand, the thinker who is interesting for us ap pears to be an undisputed supporter both of the Orthodox faith and the introduction of its tenets in the process of justice. At the same time, I. T. Pososhkov opposes the centuries-old process of justice.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые воззрения И. Т. Посошкова на природу правосудия»

УДК 340.12

А.К. Аниканов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

И.Т. ПОСОШКОВА НА ПРИРОДУ ПРАВОСУДИЯ

Введение: актуальность тематики статьи подтверждается неугасающим интересом к творчеству И.Т. Посошкова на фоне постоянного реформирования судебной, следственной и пенитенциарной систем; кроме того, в научном сообществе не утихают споры по поводу идентификации политического спектра воззрений И.Т. Посошкова (от консерватизма к либерализму). Цель: исследование политико-правовых воззрений русского публициста о правосудии, выраженных главным образом в двух произведениях: «Завещание отеческое» и «Книга о скудости и богатстве». Методическая основа: исторический, контекстный методы и сравнительный анализ контекстного анализа. Результаты: анализ произведений И.Т. Посошкова позволяет судить о его отношении к правосудию. Не всякая деятельность по разрешению юридических споров в суде является, по мнению И.Т. Посошкова, правосудием: настоящее правосудие опирается на справедливость и открытость. Вывод: воззрения И.Т. Посошкова на природу правосудия отличаются некоторым дуализмом. С одной стороны, интересующий нас мыслитель предстает бесспорным приверженцем православной веры и сторонником внедрения ее догматов в процесс правосудия. Вместе с тем, И.Т. Посошков выступает против веками заведенного процесса осуществления правосудия.

Ключевые слова: правосудие, суд, И.Т. Посошков, принципы судопроизводства, реформирование судебной системы.

A.K. Anikanov

POLITICAL AND LEGAL VIEWS

OF I.T. POSOSHKOV ON THE NATURE OF JUSTICE

Background: the relevance of the article topic is confirmed by the unquenchable interest in the work of I. T. Pososhkov against the background of the constant reform of the judicial, investigative and penitentiary systems; in addition, in the scientific community disputes over the identification of the political spectrum of views I. T. Pososhkov (from conservatism to liberalism) are not subsiding. Objective: to study political and legal views of the Russian publicist concerning justice, expressed mainly in two works: "The Father's Will" and "the Book about Poverty and Wealth." Methodology: historical-legal and contextual method, comparative contextual analysis. Results: the analysis of I. T. Pososhkov's works allows us to estimate his attitude to this phenomenon. Not every activity for resolving legal disputes in court according to the point of view of I. T. Pososhkov, is considered as justice: real justice is based on fairness and openness. Conclusions: the views of I. T. Pososhkov on the nature of justice differ in some dualism. On the one hand, the thinker who is interesting for us ap-

© Аниканов Артем Константинович, 2019 Заместитель председателя Саратовского областного суда © Anikanov Artyem Konstantinovich, 2019

Deputy Chairman of the Saratov regional court 29

pears to be an undisputed supporter both of the Orthodox faith and the introduction of its tenets in the process of justice. At the same time, I. T. Pososhkov opposes the centuries-old process of justice.

Key-words: justice, court, I. T. Pososhkov, principles of legal proceedings, judicial system reformation.

Русский теоретик-экономист, сторонник реформ Петра Великого Иван Тихонович Посошков (1652-1726 гг.) оставил весьма интересное политико-правовое наследие, главной частью которого явилось сочинение «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Несмотря на то, что основная часть этого социально-экономического трактата посвящена обоснованию русского меркантилизма, в нем нашли отражение оригинальные суждения о правосудии. Весьма созвучные, а в чем-то даже идентичные воззрения на правосудие мы находим в более раннем произведении мыслителя — «Завещание отеческое» (1719 г.). В «Завещании отеческом» И.Т. Посошков дает наставления своему сыну в службе на различных поприщах, в том числе на судейском. Обоснование реформ в судебной сфере, данное в эпоху Петра I, весьма симптоматично, поскольку, как полагает С.А. Магарил, «общество проявило высокий интерес к правовому обеспечению своей жизни» [1, с. 31].

По мысли И.Т. Посошкова, не всякая деятельность суда по разрешению юридического спора может называться правосудием. Этот термин применим лишь к деятельности справедливой, являющейся своего рода «доблестью судей».

2 Именно так она понимается мыслителем в ряду прочих положительных харак-

0

? теристик социальных и профессиональных групп российского общества: «Нам

3 не золотом, ни серебром, ниже накладными волосами подобает себя украшати, Ü но паче подобает нам себя украшати в воинском деле храбростию, в судейском

1 деле — правосудием (выделено нами. — A.A.), в купечестве — праведным и не-| подвижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людям — в тщательном J художестве» [2, с. 259].

§ По отечественной православной традиции И.Т. Посошков отождествляет прав-

ф

| ду с правосудием и в этой связи отводит последнему роль не только формально-

§■ юридическую, но прежде всего — морально-этическую: «Мне думается более

° всякого дела надлежит стараться о правом суде, и, ежели правосудие у нас уста-

1 новится, то все люди будут бояться неправды. Всему добру основание праведный

| и нелицеприятный суд» [2, с. 95]. Следует согласиться с мнением Л.В. Гааг, что

8 «под термином «правда» И.Т. Посошков традиционно понимает «правый суд» и

° соблюдение законов, а под термином «неправда» — нарушение закона, беззако-

° ние» [3, с. 80]. А.В. Черняев видит в политико-правовом наследии И.Т. Посошкова

го

S- взаимообусловленность духовной правды и прогресса в экономике и социальной I сфере [4, с. 35]. Р.М. Нуреевым в этой связи также сделан вывод о вере И.Т. По-$ сошковым в правду как в источник богатства [5, с. 22]. Деятельность суда имеет для И.Т. Посошкова поистине сакральное значение: «А правосудное дело самое святое и богоугодное, и того ради всячески надлежит потщитися...» [2, с. 98]. На наш взгляд, в таком отношении к правосудию сказывается отмеченная А.В. Ло-ниным «приверженность идее гармонии светской и духовной властей» [6, с. 134].

Суд, осуществляемый царским именем (по выражению Е.Н. Леонтьевой и 30 Е.А. Сизой, «деятельность правосудия непосредственно связана с авторитетом

«царева имени» [7, с. 119]) и по Божьей воле, требует от судьи наибольшей концентрации умственных способностей и следования голосу совести: «...того ради всячески судье подобает ни о чем тако не старатися, яко о правде, дабы ни Бога, ни царя не прогневити» [2, с. 76]. Учитывая чрезвычайно высокие требования к судьям, их ответственность, И.Т. Посошков почитает правосудие не только почетным, но и крайне тяжелым занятием: «.никакому человеку, не токмо малоосмысленному, но и самому разумному не подобает судейства или начальства искать, но всячески от него отрицатися, понеже весьма тяжелоносно оно» [2, с. 92].

Понимая правосудие не столько как формально регламентированную деятельность, сколько как поиск правды от лица Бога и царя, И.Т. Посошков предъявляет к судьям чрезвычайно высокие моральные требования не только в связи с исполнением должностных обязанностей, но и вообще в жизни, в быту: «И аще кто возхощет богу угодити, то подобает ему во всяком деле правда творити. Наипаче всех чинов надлежит судьям правда хранити не токмо в одних делах, но и в словах лживо ничего не говорити, но что прилично к правде, то и говорить, а лживых слов судья никогда б не говорил» [2, с. 75].

Как для «Завещания отеческого», так и для «Книги о скудости и богатстве» характерно отсутствие указаний на конкретные нормы материального или процессуального права. Вместе с тем, оба произведения, а особенно первое, изобилуют ссылками на Евангелие. А.А. Васильевым в этой связи справедливо отмечено, что мыслитель «уповал не на силу закона в судебном процессе, а на правду — следование справедливости и милосердию как ценностям правды» [8, с. 19]. На наш взгляд, это еще раз подтверждает понимание судейской должности е

п

прежде всего в качестве служения почти в религиозном смысле. и

Во многом схожие требования выдвигаются и в отношении помощников су- а дей — служащих приказов: «А в приговоре так бойся неправды, чтобы ее и следу о

в

тут не было, понеже Бог суд Свой вручил Царю, а Царь судьям, а судьи вручили § тебе» [2, с. 369]. Большие требования предполагают и большую ответственность, з налагаемую на служителя закона. При этом в «Завещании отеческом» речь идет, | прежде всего, о Божьей каре за несправедливый приговор: «И есть ли ты по- е

ползнешися ко взятку, или и безо взятку, да станешь виноватово поправливати, о

§

а праваго привинивати, то ты судей очистиши и весь тот грех падет на тебя; ты р

в нем постраждеши и на оном свете горши всех мучен будеши» [2, с. 369]. Ч

Добросовестное выполнение судейского долга позволяет, по мнению И.Т. По- о

сошкова, рассчитывать на поощрения от светской власти и на Божью милость: К

«.то от царя будет ему честь и слава, а от бога милость и царство небесное» [2, м

с. 76]. Вынесение неправосудных приговоров чревато, в представлениях мысли- •ии

теля, царским наказанием и карой небесной: «Буде судья суд поведет неправой, 1

то от царя примет времянную казнь, а от бога вечную не токмо на теле, но и на 2

души казнь вечную понесет» [2, с. 76]. Здесь мы отмечаем религиозную основу ^

политико-правовых воззрений И.Т. Посошкова, который земное наказание («вре- 9 мянную казнь») представляет гораздо менее суровой санкцией по сравнению с наказанием, принимаемым от Бога («души казнь вечную»).

Проповедуя беспристрастность, или — в современной И.Т. Посошкову терминологии — «нелицеприятный» суд, мыслитель призывает к смелому вершению дел без опасений перед «сильными мира сего»: «И буде из них один силен и честен

и словесен, а другой беден или не беден, да безсловесен, к тому же аще и мало- 31

смыслящь, то судье надобно на сильное лицо, не стыдяся, востати, коли во убогом или и неубогом, да безсловесном исце или ответчике призначится правость» [2, с. 81-82].Самый высокий стандарт беспристрастности в суде — это решение дела так, «чтобы во второе пришествие господь Бог не стал пересуживати» [2, с. 83]. Недобросовестное, предвзятое отношение к вершению суда, по мнению И.Т. По-сошкова, преступно еще и тем, что само по себе способствует росту преступности: «И разбоев и иного воровъства множество чинитца и всякие обиды содеваются в людях не от чего иного, токмо от неправнаго суда» [2, с. 104].

При этом, исходя из понимания правосудия как поиска правды, И.Т. Посошков выступает резко против участия в судебном процессе профессиональных представителей сторон. Последние скорее запутывают дело, чем способствуют его справедливому разрешению: «И чтобы на суде и в допросах были исцы и ответчики, а не наемные ябедники, понеже ябедники ябедничеством своим и многословесием и самую правду заминают и праваго виноватым поставляют, а виноватого правым, и так правду заминают, что и судьи слов своих разобрать не могут» [2, с. 375]. Вероятно, по убеждению И.Т. Посошкова, судья сам в состоянии найти правду, которая не нуждается в украшении. Активную позицию должен занимать сам судья в зависимости от того, на чьей стороне правда: «А за обидимаго и самому судье надлежит быть стряпчим, обидъникому же быть жестоким судьею и немилостивым» [2, с. 82].

В произведениях И.Т. Посошкова присутствует также принцип гуманизма или, если быть более точным — милосердия [9, с. 116]. Разумеется, он проявляется тогда, когда это допустимо и не идет вразез с представлениями о правде. а К примеру, осознавая, что отсрочка смертного приговора сама по себе является ? мукой, мыслитель выступает за казнь в течение короткого срока: «Буде же кои я люди повинны будут смерти, то и их держать долго не надлежит, токмо для покаяния неделя мести или дней десять, дабы в тыя дни постился и молиться и о

1 грехах своих каялся» [2, с. 86].

& Из этого следует, что религиозное сознание, любовь к Богу, который в пони-

го

| мании мыслителя и есть правда, и страх Божий — основа правосудия. В этой

| связи — как в «Завещании отеческом», так и в «Книге о скудости и богатстве» —

| содержится достаточно много рекомендаций о соблюдении религиозных обря-

2 дов судьями и об их молитвенном общении с Богом. Так, начинать судейскую ° деятельность нужно с большого благодарственного молебна: «...егда кто его и. в. « определен будет ко управлению судному, то подобает ему умолить презвитера, | дабы господу богу всенощное бдение отправил и литургию ж молебнов пение богу

0 отцу нашему небесному б возъпел» [2, с. 76]. Основной целью этого мероприятия

1 является не только и даже не столько благодарность Всевышнему за карьерный ° успех, сколько моление о помощи в сложном деле поиска правды: «.просил бы

го

3 о откровении в делах у господа Бога со слезами, еже бы Бог подал ему познава-1 ти правость и винность во всяком деле» [2, с. 76]. Такие просьбы, обращенные | к Богу, должны всегда быть у судьи на первом месте. Желание осуществлять

правосудие в соответствии с представлениями о правде не должны конкурировать с другими потребностями судьи: «.ни о доме своем, ни о вотчинах, ни о жене, ни о детях своих такова попечения не имей, яко о управлении судейском, како бы тебе людей Божиих разсудити в правду» [2, с. 37]. Предполагалось, что во всем остальном добросовестному судье и так должен помочь Бог. Стремление

32

судьи заручиться Божьей помощью в своей работе не должно ограничиваться

единоразовым молебном, оно должно проявляться в традиционных утренних православных молитвах. Такая молитва у судьи, в отличие от других верующих, должно отличаться определенной спецификой: «А не худо бы и на всякой день, востав от ложа своего, тот новосочиненной Богу Отцу нашему небесному канон прочитовати с богомыслием, дабы дела его судные строились по воли его Божией и не допустил бы Бог до какова либо искушения и избавил бы от всякаго лукаваго дела» [2, с. 76-77]. Канон, о котором говорится в «Книге о скудости и богатстве», в самом произведении не содержится, он воспроизводится в более раннем «Завещании отеческом». Сочиненная И.Т. Посошковым молитва содержит, кроме прочего, традиционные для христианина признания в собственной слабости, а в рассматриваемом случае — некомпетентности: «.Не мое было сие дело, еже судити ми люди Твоя, но дело сие благородных людей и высокоразумных, кии в делах сицевых искусны.Кто есмь аз? токмо червь, а не человек, и поношение человеческое.» [2, с. 371]. Основная часть и суть молитвы, сочиненной И.Т. Посошковым — это просьбы наставлении в судейском деле: «Господи, отверзи ми ум, да возмогу ноне и от малыя частицы разумети в делах правость и неправость человеков прящихся..И сего ради всю свою надежду на Тя, Господа Бога моего, возлагаю и припадая молю: помилуй мя и поели ми святую Свою помощь, како ми правду с неправдою разсудити!» [2, с. 371]. Финальная часть молитвы содержит благодарность, но не за судейскую должность, а за дарованную возможность отделять правду от неправды: «И аще и от малыя частицы даси ми правду с неправдою познавати, потщуся труд, елико возмогу, полагати; за Твое же такое великое дарование должен во вся дни живота моего хвалити и благо-дарити Тя, Бога моего!» [2, с. 371]. е

п

Правосудие в понимании И.Т. Посошкова не всегда должно знаменоваться и победой одной стороны над другой. Достижение мира представляется наиболее ¡?

Т5

предпочтительным вариантом разрешения дела, что вероятно, наиболее сооб- о

в

разуется с христианской моралью. Так, склонив стороны к миру, судье при- о

й

личествует обратиться к ним с речью, содержащей образы, приближающие ее с проповеди: «Бог мира да будет с вами, идита в мир, и впредь живите хорошен- | ко!...Диаволу в себе вогнеждатися не допускайте, и егда ссора какая учинитца, е

долго не тяните ее, но днем или другим и порывайте ю, дабы враг, ненавидяй в о

й

мирности живущих, не радовался» [2, с. 374]. р

Вопросам правосудия и судоустройства посвящена третья глава «Книги о ску- Ч

дости и богатстве», вместе с тем подобные проблемы затрагиваются мыслителем |

и в других разделах работы. В частности глава 7 «О крестьянстве» содержит обо- К

снование возможности крестьян обращаться в суд с жалобой на своего помещика м

в том случае, если тот требует больше положенного. В случае подтверждения I

судом таких злоупотреблений крестьяне переходили во владение монарха. Если 1

же судья вынесет незаконное решение по делу, что будет установлено вышестоя- 2

щим судом, И.Т. Посошков предлагал передавать имущество судьи крестьянам 2

в качестве компенсации. Мы можем в данном случае увидеть укладывающееся 9 в рамки абсолютистской концепции стремление укрепить материальную основу царской власти. Вместе с тем стремление установить режим законности, основанный на равных гарантиях прав для различных сословий, явно невыгодный для дворянства, было для начала XVIII века проявлением идеализма: «.суд устрои-ти един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому,

таков и солдату, таков и афицеру, ничим же отменен, полковнику и генералу, и 33

чтоб и суд учинить близостной, чтобы всякому и нискочинному человеку легко было ево доступить» [2, с. 74].

И.Т. Посошков проводит через свои произведения принцип равенства перед законом и судом, который не вполне органично сочетающийся с признанием сословного строения общества и глубокого имущественного расслоения: «А буде же судья поведет суд самой правдивой и нелицеприятный по самой истинно яко на богатаго и славнаго, тако и на самаго убогаго и безславного...» [2, с. 76]. Вместе с тем, логика такого подхода к правосудию кроется в народном (не следует забывать, что И.Т. Посошков — купец, вышедший из крестьян) понимании права как правды, а также православных представлений о равенстве перед Богом.

С одной стороны, И.Т. Посошков в своих взглядах на принципы правосудия опережал свое время более чем на 100 лет, следуя за выдающимися мыслителями Европы, открывшими эпоху Нового времени, Г. Гроцием и Б. Спинозой. С другой стороны он являлся сыном России, где в период его жизни активно формировался абсолютизм и И.Т. Посошкову необходимо было адаптировать свои передовые взгляды о юридическом равенстве и всесословном правосудии к реалиям российской политико-правовой действительности, характеризовавшейся сословным строем, крепостничеством и судом, получившим юридическое оформление и в Соборном Уложении 1649 г. и в указах Петра I и его преемников.

Несмотря на требование доступности обращения в суд для всех, И.Т. Посошков утверждает о необходимости установления сословного суда, контролируемого царем через верных ему людей: «А аще суд будет по нынешнему и разной, служивым особливой, а прочиим чинам особливые ж, да будут единой главной а канторе подсудны и во всем послушны» [2, с. 74], возглавляемой «верным царю ? управителем» [2, с. 77]. Так, ответственность перед данной инстанцией, по за-я мыслу И.Т. Посошкова, должна последовать в случае, если обвиняемый длитель-» ное время без достаточных оснований будет находиться под стражей: «И аще I кой судья сего смотрить не будет, то взыщется на нем вина в главной канторе, | коя на управу неправым судьям учинена будет» [2, с. 77]. Подобные претензии ! И.Т. Посошкова были основаны на собственном печальном опыте взаимодействия § с судебной властью, когда он обратился к князю Д.М. Голицыну с челобитной об | открытии винокуренного завода и был по воле аристократа водворен на неделю | в тюрьму, а затем без объяснений освобожден.

Воззрения И.Т. Посошкова относительно правосудия отличаются «хозяй-| ственным уклоном», т.е. мыслитель желает организовать судебную власть та-| ким образом, чтобы она не требовала излишних средств казны, материально заинтересовывала судей в своевременном рассмотрении дел, не отлучала бы без необходимости от хозяйственной деятельности трудоспособных правона-| рушителей, не разоряла бы те слои населения, которые приносят государству § материальную пользу.

| В заключение отметим, что воззрения И.Т. Посошкова на природу правосудия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| отличаются некоторым дуализмом. С одной стороны, интересующий нас мыслитель предстает бесспорным приверженцем православной веры и сторонником внедрения ее догматов в процесс правосудия. Его совершенно справедливо указывают в качестве одного из основоположников отечественного консерватизма с другой стороны [4, с. 32-38]. И.Т. Посошков также предстает со страниц своих книг как сторонник абсолютной монархии и лично Петра I [8, с. 18; 10, с. 11; 34 11, с. 199; 12, с. 63-64; 13, с. 62 и др.]. Нельзя не отметить некоторую, если не

противоречивость, то значительное своеобразие его политико-правовых позиций. Так, он выступает за развитие частной инициативы, уравнивание сословий в правах на судебную защиту и, главное, за ограничение монополии дворянства на государственную службу вообще и замещения должности судей в частности. Подобная «раздвоенность», вероятно, объясняется происхождением и сословной принадлежностью И.Т. Посошкова (выходец из крестьян, а впоследствии купец), а также осведомленностью в вопросах общественно-политической жизни Европы.

Библиографический список

1. Магарил СА. Идея права в российской государственной традиции: историософские заметки // Современная научная мысль. 2014. №5. С. 28-55.

2. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое / И.Т. Посошков; [сост., авторы вступ. ст. и коммент. Н.В. Козлова, Л.Н. Вдовина]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 529 с.

3. Гааг Л.В. Идея законности в философско-правовых воззрениях русских мыслителей XI-XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Право. 2012. № 2. С. 75-81.

4. Черняев А.В. У истоков русского консерватизма: Иван Посошков // Тетради по консерватизму. 2014. № 3. С. 32-38.

5. Нуреев Р.М. «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова как образец «государевой литературы» // JournalofInstitutionalStudies. 2014. Т. 6. № 1. С. 13-29.

6. Лонин А.В. Роль лучших людей в развитии общества и идейных исканиях российских мыслителей петровской эпохи // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 134.

7. Леонтьева Е.Н., Сизая ЕА. Политико-правовые идеи мыслителей XVII в. на Руси ш как источник права // Вестник Чебоксарского кооперативного института. 2008. № 2. н С. 115-120. а

8. Васильев АА. Традиционалистские политико-правовые взгляды И.Т. Посошкова Т // История государства и права. 2012. № 12. С. 17-20. К

9. Андреев Н.Ю. О некоторых идейных источниках славянофильского общественно- Г политического течения (середина XIX в.) // Известия Юго-Западного государственного д университета. 2014. № 2(53). С. 111-117. Т

10. Ирошников М.П. «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова памятник е общественно-политической мысли России начала XVIII в. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. ° 2013. Вып. 2. С. 10-24. р

и

11. Огнева В.В. Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая Ч динамика // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 4. С. 195-207. g

12. Фролова НА. Актуальность политико-правовых взглядов мыслителей Петров- а

к

ской эпохи для современной эпохи // Юридическая мысль. 2014. № 6(68). С. 62-65. |

13. Чекурда Е.А. Принцип законности как основа реформы государственного | управления Петра Великого // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. №

№ 3(32). С. 25-28. 1

2

)

References g

1. Magaril S.A. The Idea of Law in the Russian State Traditions: Historiosophical Notes 9 // Modern scientific thought. 2014. No. 5. P. 28-55.

2. Pososhkov I.T. The Book about Poverty and Wealth. The Testament of Fatherly / I.T. Pososhkov; [comp., authors Intro. art. and comment. N.V. Kozlova, L.N. Vdovina] M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEHN), 2010. 529 p.

3. GaagL.V. The idea of Legality in the Philosophical and Legal Views of Russian Thinkers of XI-XVII Centuries. / / Bulletin of Tomsk State University. Law. 2012. No. 2. P. 75-81. 35

4. Chernyaev A.V. At the Origins of Russian Conservatism: Ivan Pososhkov / / Notebooks on Conservatism. 2014. No. 3. P. 32-38.

5. Nureev R.M. «The Book about Poverty and Wealth» by I. T. Pososhkov as a Pattern of «Sovereign Literature» // Journal of Institutional Studies. 2014. Vol. 6. № 1. P. 13-29.

6. Lonin A.V. The Role of the Best People in the Development of Society and the Ideological Quest of the Russian Thinkers of the Peter Era // Modern problems of science and education. 2011. No. 5. P. 134.

7. Leonteva E.N., Sizaya E.A. Political and Legal Ideas of Thinkers of XVII Century in Russia as a Source of Law. Bulletin of Cheboksary Cooperative Institute. 2008. No. 2. P. 115-120.

8. Vasilev A.A. Traditionalist Political and Legal Views of I. T. Pososhkov // History of state and law. 2012. No. 12. P. 17-20.

9. Andreev N.Y. On Some Ideological Sources of the Slavophile Socio-political Trend (mid-XIX century) // News of the South-Western State University. 2014. № 2 (53). P. 111-117.

10. Iroshnikov M.P. «The Book about Poverty and Wealth» by I.T. Pososhkov- monument of Socio-political Thought of Russia in the Early XVIII century // Bulletin of St. Petersburg. Ser. 2. 2013. Issue. 2. P. 10-24.

11. Ogneva V.V. Political Thought in Russia: Sources, Traditions and Historical Dynamics // Central Russian Messenger of Social Sciences. 2009. No.4. P. 195-207.

12. Frolova N.A. Relevance of Political and Legal Views of Thinkers of the Peter Era for the Modern Era // Legal Thought. 2014. No. 6 (68). P. 62-65.

13. Chekurda E.A. Principle of Legality as the Basis of Peter the Great Public Administration Reform // Bulletin of Omsk University. Series "Law". 2012. No. 3 (32). P. 25-28.

УДК 340.10

А.Ю. Барсуков

ЦИКЛИЧНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Введение: в общей теории государства и права одной из наиболее актуальных и по настоящее время нерешенных задач, выступает выявление закономерностей, обусловливающих цикличность развития государства, права и правовой системы общества. Одновременно требует всестороннего анализа проблема установления места и роли кризисных явлений в циклах государственно-правового развития российского общества. Цель: поиск наиболее адекватного теоретико-методологического подхода в определении классификационной принадлежности цикличности развития государства, права и правовой системы в единой совокупности государственно-правовых закономерностей. Методологическая основа: диалектический материализм, системный и циклический подходы в оценке динамики трансформации государства, права и правовой системы общества, формально-юридический и логический методы в определении понятия, классификационной принадлежности цикличности государственно-

© Барсуков Анатолий Юрьевич, 2019

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: barsukovau@mail.ru © Barsukov Anatoly Yurievich, 2019 36 Саndidate of Law, Associate professor, Theory of state and law department (Saratov State Law Academy)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.