Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕСПУБЛИКА / ПРЕЗИДЕНТ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барашков Евгений Олегович

В данной статье исследуется политико-правовые предпосылки и условия принятия конституции Российской Федерации 1993 года. Её принятие способствовало замене устаревшей Конституции РСФСР 1978 года, содержание которой уже не могло объективно отражать все процессы, происходящие в молодом капиталистическом государстве, и предотвратило новый виток политического кризиса. Следствием данных событий, стало закрепление на конституционном уровне доминирующего положения Президента РФ и исполнительной власти по отношению к законодательной ветви власти.This article examines the political and legal prerequisites and conditions for the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993. Its adoption helped to replace the outdated Constitution of the RSFSR of 1978, the content of which could no longer objectively reflect all the processes taking place in the young capitalist state, and prevented a new round of political crisis. The consequence of these events was the consolidation at the constitutional level of the dominant position of the President of the Russian Federation and the executive branch in relation to the legislative branch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА»

УДК 342.33

Юридические науки

Барашков Евгений Олегович, студент, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, Россия

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА

Аннотация: В данной статье исследуется политико-правовые предпосылки и условия принятия конституции Российской Федерации 1993 года. Её принятие способствовало замене устаревшей Конституции РСФСР 1978 года, содержание которой уже не могло объективно отражать все процессы, происходящие в молодом капиталистическом государстве, и предотвратило новый виток политического кризиса. Следствием данных событий, стало закрепление на конституционном уровне доминирующего положения Президента РФ и исполнительной власти по отношению к законодательной ветви власти.

Ключевые слова: разделение власти; Конституция; государство; политическая система; республика; президент; конституционный кризис.

Abstract: This article examines the political and legal prerequisites and conditions for the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993. Its adoption helped to replace the outdated Constitution of the RSFSR of 1978, the content of which could no longer objectively reflect all the processes taking place in the young capitalist state, and prevented a new round of political crisis. The consequence of these events was the consolidation at the constitutional level of the dominant position of the President of the Russian Federation and the executive branch in relation to the legislative branch.

Keywords: separation of powers; Constitution; state; political system; republic; president; constitutional crisis.

Необходимость принятия нового основного закона государства обуславливалось тем, что содержание Конституции РСФСР 1978 года входило в острое противоречие с процессами поздней перестройки. Они включали в себя либерализацию экономики, изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям, а позже и радикальные экономические реформы, значительно изменившие структуру социально-экономических и политических отношений в обществе и государстве.

Важной новеллой в политической жизни государства в период перестройки стало учреждение в 1989 году высшего органа государственной власти РСФСР - Съезда народных депутатов РСФСР (с 16 мая 1992 года -Съезд народных депутатов РФ), при котором функционировал Верховный Совет РСФСР, являвшийся законодательным, распорядительным и контрольным органом Съезда. Две палаты парламента Совет Республик и Совет Национальностей не обладали как таковой независимостью в принятии решений и непосредственно управлялись Президиумом Верховного Совета РСФСР. 24 апреля 1991 года Законом РСФСР «О Президенте РСФСР» был утвержден пост Президента РСФСР на основании результатов всероссийского референдума, проведённого 17 марта 1991 года [2]. 12 июня 1991 г. избирается Президент РСФСР, а 10 июля 1991 г. Б.Н. Ельцин вступает в должность. Глава государства был обязан отчитываться за выполнение социально-экономических программ перед парламентом, назначать главу правительства и министров только с согласия парламента, а также не имел права распускать или приостанавливать деятельность Съезда и Верховного Совета. По мнению М.В. Баглая, главным недостатком Конституции РСФСР 1978 года, при такой организации публичной власти, являлось отсутствие четкого и ясно изложенного принципа разделения властей. Наоборот, действовал принцип концентрации всей власти в руках Советов, которые излишне контролировали

исполнительную власть. Верховный Совет РСФСР и Президент РСФСР неоднократно вмешивались в деятельность друг друга, что не могло не отразиться на стабильности политической ситуации в государстве. Все попытки реформировать систему взаимоотношений разных ветвей власти в сбалансированный парламентаризм не увенчались успехом. Парламент и президент с исполнительной властью не смогли прийти к консенсусу по многим важнейшим вопросам, что в конечном итоге стало одной из важнейших предпосылок к разработке нового проекта конституции, а позднее и к Конституционному кризису [1].

Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году была образована Конституционная комиссия Верховного Совета РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным (тогда председателем Верховного совета РСФСР - высшим должностным лицом РСФСР). Спустя 4 месяца работы комиссии, проект новой конституции был готов. Однако на протяжении долгого времени Съезды народных депутатов РСФСР не могли принять проект, ввиду острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Постепенно работа Конституционной комиссии заходила в тупик. В мае 1993 проект парламентской конституции был, наконец, одобрен Верховным Советом РСФСР и опубликован. Согласно проекту, Правительство РФ подчинялось Президенту РФ, и было обязано нести ответственность перед парламентом, однако сам Президент РФ ставился под его контроль. Было решено созвать на 17 ноября 1993 года Съезд народных депутатов РФ, на котором планировалось принять Конституцию РФ и отрешить от должности Президента РФ. В ответ на эти действия со стороны парламента, 20 марта 1993 года Б.Н. Ельцин выступил с намерениями проведения 25 апреля 1993 года референдума о доверии Президенту РФ. Конституционный Суд РФ и Верховный Совет РФ дали негативную оценку его действиям. Последний поднял вопрос о проведении голосования об отрешении Президента РФ от должности. В конечном итоге, было решено провести референдум по четырем вопросам: доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономических реформ, о необходимости досрочных

выборов Президента РФ и народных депутатов РФ. Итоги референдума подтвердили легитимность власти Президента РФ (58,7%). Б.Н. Ельцин растолковал результаты как подтверждение того, что именно его власть обладает большей легитимностью, чем власть Верховного Совета РФ, поэтому в мае 1993 года он принял решение презентовать свой проект конституции, в которой ведущая роль в системе разделения властей отводилась Президенту РФ, а не парламенту. Таким образом, с этого момента начинается параллельная работа над двумя основными проектами конституций - президентским и Конституционной комиссии.

Важно отметить, что помимо вышеупомянутых двух проектов существовали и альтернативы. В.Л. Шейнис насчитал около 12 различных проектов конституций с октября 1990 года по июль 1993 года. Наиболее известными стали проект «Алексеева-Собчака», проект депутатов-коммунистов, проект «Российского движения демократических реформ» и проект рабочей группы под руководством С.М. Шахрая (Вариант «ноль»). Практически все перечисленные проекты оказали влияние на содержание президентского варианта конституции, который создавался под руководством С.С. Алексеева, С.М. Шахрая, А.А. Собчака.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», а уже в июне 1993 года было созвано Конституционное Совещание. Оно представляло широкий форум, включавший представительство всех органов государственной власти и общественности [5]. 24 июня 1993 года Верховный Совет РФ отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, мотивируя свое решение коррумпированностью происходящих процессов на «форуме». Совещание проработало месяц и 12 июля 1993 года одобрило проект президентской конституции, текст которой содержал наработки Конституционной комиссии. Через несколько дней после одобрения, принимается Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. № 5455-I «О проекте закона Российской Федерации «О порядке принятия Конституции Российской

Федерации»» [4]. Закон устанавливал, что все проекты конституций рассматриваются гласно, допускаются варианты вынесения проектов основного закона государства на Съезд или референдум, которые созывает Съезд народных депутатов РФ. Тексты президентской и парламентской конституций были направлены на рассмотрение в субъекты РФ. Б.Н. Ельцин рассчитывал, что именно его проект рассмотрят и одобрят, однако этого не произошло. Так как, во-первых, представительные органы субъектов РФ учитывали тот факт, что по действующей тогда конституции только Съезд имел необходимые полномочия и компетенции по процедуре принятия нового проекта основного закона государства. Во-вторых, они хотели видеть единый и согласованный текст конституции, и из-за этого не отдавали предпочтения какой-либо одной стороне. С этого момента происходит усугубление Конституционного кризиса, которое вылилось в вооруженное противостояние президента и парламента осенью 1993 года.

Завершающий этап противостояния между двумя ветвями власти начался 21 сентября 1993 года, когда Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который вводил Положение «О выборах депутатов Государственной Думы» и назначал на 11-12 декабря 1993 года выборы в Государственную Думу [6]. Так же им вводилось Положение «О федеральных органах власти на переходный период», которое создавало правовую базу для парламента. В этот же день Президиум Верховного Совета РФ объявил о прекращении полномочий Президента на основании статей 121.6, 121.11 Конституции РСФСР 1978 года и передачи их вице-президенту РФ А.В. Руцкому [3]. Конституционный Суд РФ признал Указ Президента РФ противоречащим основному закону государства, а Верховный Совет РФ расценил действия Президента РФ как государственный переворот.

Кульминацией кризиса стало вооруженное столкновение с многочисленными жертвами на улицах Москвы 3-4 октября 1993 года между сторонниками Президента РФ и оппозиции. В Москве вводилось чрезвычайное положение, были задействованы вооруженные силы РФ, которые совместно со

спецподразделениями при поддержке танков осуществили штурм блокированного Дома Советов. В конечном итоге, оппозиционные силы были подавлены, вице-президент РФ, и Председатель Конституционного Суда РФ были освобождены от занимаемых должностей. Отменялись все нормативно-правовые акты Верховного Совета и Съезда, изданные после 21 сентября 1993 года, а правовое регулирование основных вопросам, отнесенных к компетенции этих органов, регулировались Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Проект новой Конституции РФ было решено вынести на референдум 12 декабря, предварительно совершив в нём доработки при формальном участии общественности. В октябре - ноябре 1993 г. «президентский» проект Конституции РФ прошел окончательную доработку в укрупненных органах Конституционного совещания: Общественной и Государственной палатах, а также в Комиссии конституционного арбитража Конституционного совещания. Активно велись работы, связанные с определением порядка формирования Совета Федерации РФ, с установлением численности депутатов Государственной Думы РФ, с корректированием полномочий Конституционного Суда РФ, с усилением позиций Президента РФ, определением статуса Правительства РФ и включением текста Федеративного договора от 31.03.1992 года в Конституцию РФ [8]. Результатом работы Конституционного совещания стало внесение нескольких сотен поправок в первоначальный «президентский» проект Конституции РФ. Проект, который планировали вынести на всенародное голосование, был опубликован 10 ноября 1993 года. Последний месяц был очень напряженный, шла подготовка к выборам, всенародному голосованию, была прекращена работа Советов всех уровней, была запрещена деятельность политических партий, выступавших на стороне оппозиции в октябре 1993 года, а вся власть концентрировалась в руках исполнительной ветви. Референдум состоялся 12 декабря, на котором за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4 % избирателей. Важно заметить, что с юридической точки зрения, Президент РФ не имел права созывать

референдум, именно поэтому в Указе Президента РФ от 15.10.1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», говорится о «всенародном голосовании» [7]. Также путем голосования были избраны депутаты обеих палат парламента, что явилось интересной особенностью этого референдума, так как Федеральное Собрание, как орган государственной власти был предусмотрен еще не принятой Конституцией. Президент РФ предусмотрел альтернативный вариант развития событий, поэтому правовую основу для парламента он решил обеспечить подзаконными актами, вступившими в силу еще в сентябре. 25 декабря 1993 Конституция РФ официально вступила в силу. 28 апреля 1994 года по инициативе Б.Н. Ельцина был подписан Договор об общественном согласии. Его суть заключалась в том, что отныне все высшие государственные органы, высшие должностные лица государства, представители и организации гражданского общества, обязуются решать политические разногласия мирно, без применения насильственных методов, в рамках действующей конституции. Этот шаг ознаменовал примирение ветвей власти после затяжного Конституционного кризиса [9].

Неспособность конституции РСФСР 1978 года объективно отражать и нормативно регулировать существенно изменившиеся условия функционирования всех сфер общественной жизни, имеющие место пробелы в законодательстве, острый политический кризис, вызванный противостоянием законодательной и исполнительной властями, отсутствие компромисса между ними по важнейшим вопросам развития государства и права, а также неудачные социально-экономические реформы стали важнейшими предпосылками для принятия Конституция РФ 1993 года. Подготовка нового основного закона государства велась в напряженной обстановке сразу двумя ветвями власти, каждая из которых стремилась закрепить за собой больше власти и полномочий по отношению друг к другу. Противостояние закончилось вооруженными столкновениями сторонников Президента РФ и оппозиции, в ходе которых, президентская власть доказала, что она сильнее. 12

декабря 1993 года был принят проект конституции, который закреплял доминирующее положение Президента РФ и исполнительной власти по отношению к парламенту. В случае непринятия проекта на всенародном голосовании, страна могла получить новый виток политического кризиса, но с еще более трагичными последствиями.

Библиографический список:

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай - Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - С. 101. -ISBN 978-5-91768-877-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/918093(дата обращения: 02.02.2023). -Режим доступа: по подписке.

2. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 О Президенте РСФСР: [Введен в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР 24 апреля 1991 года] // Ведомости ВС РСФСР. - 1991 г., № 17, ст. 512. - Текст: непосредственный.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: текст с изменениями и дополнениями на 10 декабря 1992 года: [принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года] // Ведомости ВС РСФСР. - 1978., № 15, ст. 407. - Текст: непосредственный.

4. Российская Федерация. Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. № 5455-I О проекте закона Российской Федерации О порядке принятия Конституции Российской Федерации. Гарант [сайт информ. -правовой компании]. - URL: https://base.garant.ru/6312660/. - Режим доступа: сеть Интернет.

5. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ № 660 [подписан Президентом РФ 12 мая 1993 года] // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 17 мая

1993 г., № 20, ст. 1757. - Текст: непосредственный.

6. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1400: [подписан Президентом РФ 21 сентября 1993 года] // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г., № 39, ст. 3597. - Текст: непосредственный.

7. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1633: [подписан Президентом РФ 15 октября 1993 года] // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 18 октября 1993, № 42, ст. 3995. - Текст: непосредственный.

8. Российская Федерация. Федеративный договор от 31.03.1992 г. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120322/. -Режим доступа: сеть Интернет.

9. Умнова-Конюхова, И. А. Конституция Российской Федерации 1993 года: оценка конституционного идеала и его реализации сквозь призму мирового опыта / И. А. Умнова-Конюхова // Lex russica (Русский закон); учредитель Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА): Москва, 2018. - № 11(144). - С. 23-39. - ISSN: 1729-5920. -Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.