О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗРАБОТКИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА И ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАХ КОНСТИТУЦИЙ СССР И РСФСР В 90-е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА
СТЕПАНЧЕНКО Валерий Иванович
Аннотация: в статье рассмотрены политические и правовые предпосылки разработки действующей Конституции Российской Федерации в 90-е годы прошлого века. Сделан краткий анализ различных вариантов представленных проектов конституций.
Annotation: the article considers political and legal prerequisites for working out the current Constitution of the Russian Federation in the 90-s. It provides a brief analysis of different variants of draft constitution.
Ключевые слова: Конституция СССР, Конституция РСФСР, Конституция РФ, Указ Президента, Съезд народных депутатов, народные депутаты.
Key words: Constitution of the USSR, Constitution of the RSFSR, Constitution of the RF, executive order, The Congress of People’s Deputies, People’s Deputies.
В текущем году исполняется 20 лет со дня принятия Конституции страны. И в этой связи уместно вспомнить, в каких политических и правовых условиях происходило формирование нового демократического Российского государства и его основного закона. Безусловно, рассматривая существовавшие в СССР Конституции можно сказать, что они во многом выражали идеологические желания правящей однопартийной системы, чем являлись главной правовой составляющей строительства и развития государственного устройства того периода. При этом было бы неверным не замечать и их положительную роль в социальном и политическом становлении страны в XX веке. Но их наполняемость и методы руководства вряд ли можно назвать скоординированными и работавшими на единый для населения результат. Это в конечном итоге и вызвало кризис, разразившийся в стране в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. На это, безусловно, повлияло и то, что в этот исторический период политическая обстановка в стане начала меняться. На смену старым вождям, не способным принимать радикальные решения, стали приходить новые, более прогрессивные, не обремененные прошлыми догматическими учениями. Но сформированная за прошедшие десятилетия партийная элита, которая оторвалась от рядовых членов КПСС, прежде всего заботилась о своем благополучии и не желала кардинальных перемен. В этот период и была сделана попытка отказаться от командноадминистративной системы управления стра-
ной, названная впоследствии «перестройкой». Однако можно сказать, что эта попытка зародилась спонтанно, так как сами инициаторы не имели четкой программы действия по созданию «демократического социализма с человеческим лицом». Поэтому свои действия они строили в основном на критике имевшихся ранее негативов. В результате это привело к тому, что руководство страны и партии стало терять нити управления. В народе появились новые лидеры и совершенно иные идеи о дальнейших путях развития страны, которые реализовались прежде всего в начатых конституционных реформах.
Первой в их череде по праву можно назвать союзную конституционную реформу, вызванную принятием 1 декабря 1988 года Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона о выборах народных депутатов в СССР1. Суть этих изменений состояла в том, что высший орган государственной власти теперь состоял из двух органов: Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. При этом Съезд наделялся статусом высшего органа государственной власти и мог решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР (ст. 108). Верховный Совет СССР был ему подотчетен, избирался Съездом из числа народных депутатов СССР и был постоянно действовавшим законодательным и контрольным органом государст-
1 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верхов-
ного Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 727, 729.
венной власти СССР (ст. 111). Тем самым народ через своих представителей стал активно осуществлять свои властные полномочия. Верховный Совет СССР состоял из двух палат -Совета Союза и Совета Национальностей и насчитывал 544 депутата по равному составу в каждой палате. При этом Совет Национальностей отображал прежде всего национально-территориальные особенности Союза. В него избирались депутаты по следующим нормам: от каждой союзной республики - 11 человек, от АССР - по 4 человека, от автономной области -по 2 человека и автономных округов - по 1 человеку (ст. 111).
Важным итогом этой реформы стало и то, что изменилась избирательная система. Выборы стали состязательными с участием нескольких кандидатур на один депутатский мандат. Вводились ограничения на совмещение депутатской деятельности и работу в составе исполнительных органов власти разных уровней (кроме их председателей). Не могли избираться депутатами и судьи. По сути, эта реформа впервые провозгласила идеи построения правового государства, учредив Комитет конституционного надзора СССР. С этого периода начались конституционные реформы и в союзных республиках. При этом особо следует отметить, что не везде они шли в соответствии с установками союзных властей. Так, единственной союзной республикой, которая учредила высший орган власти в лице Съезда народных депутатов была Россия, которая в ходе своей первой конституционной реформы от 27 октября 1989 года, приняла соответствующие изменения в Конституцию и Закон РСФСР «О выборах народных депутатов в РСФСР»2.
В Республике также был создан Верховный Совет РСФСР, который отражал черты двухпалатного парламента федеративного государства. В состав Совета Республики и Совета Национальностей РСФСР избиралось по 126 депутатов. Автономные единицы представляли 3 депутата, автономную область и автономные округа - по одному депутату, итого - 63 депутата. Столько же представителей имели в совокупности края, области, города Москва и Ленинград. Сам Съезд РСФСР состоял из 1 068 депутатов. Изменения, внесенные в Конституцию и законодательство, в этот период практически повторяли первую конституционную реформу
2 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303, 1304.
СССР. Но этим союзные реформы не завершились. Второй Съезд народных депутатов СССР 20 декабря 1989 года уточнил некоторые положения Конституции СССР по вопросам деятельности Съезда народных депутатов Верховного Совета СССР и их органов (ст. 125), а также изменения в избирательную систему, приняв соответствующий закон3. В частности, согласно ч. 2 ст. 97 и 98 из Конституции были исключены нормы об избрании народных депутатов СССР от общественных организаций. С этой реформой возможности Комитета конституционного надзора СССР в отношении актов Союзных республик существенно ослабли.
Следующим важным этапом в становлении парламентаризма стала реформа 14 марта
1990 года. Реализуя ее, из Конституции СССР было исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС (преамбула и ст. 6), тем самым прекратила существование однопартийная система, на основе которой строилась власть всего предшествующего периода. Важным моментом было и то, что учреждался пост первого Президента СССР, которым впоследствии стал М.С. Горбачёв. 26 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации»4. Для закрепления правового единообразия Закон предписывал исполнение актов СССР на всей территории Союза. При этом они обладали верховенством по отношению к законодательству союзных и автономных республик. Основным этапом конституционного реформирования 1990 года стало принятие Съездом народных депутатов РСФСР «Декларации
0 государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»5, которая провозгласила РСФСР суверенным государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории, за исключением тех, которые она добровольно передаст в ведение СССР и входящим в его состав.
Продолжая реформу уже 16 июня 1990 года,
1 Съезд народных депутатов РСФСР из Конституции РСФСР так же исключает положение о руководящей роли КПСС на территории Республики (ст. 6)6. В постановлении «О механизме народовластия в РСФСР»7, принятом
3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР. 1989. № 28. Ст. 538, 540.
4 Там же. 1990. № 19. Ст. 329.
5 Там же. № 2. Ст. 22.
6 Там же. № 3. Ст. 25.
7 Там же. № 4. Ст. 52.
20 июня 1990 года, подчеркивалось, что государственная власть в РСФСР осуществляется народом непосредственно или через представительные органы власти в центре и на местах, при этом не допускается совмещение для руководителей государственных органов власти с любой другой должностью в политических или общественно-политических организациях. Оценивая его, можно сказать, что оно не безупречно в современном понимании вопроса участия политических партий и общественных организаций в управлении государством. Но в тот период становления российской государственности это постановление было прежде всего направлено против единовластия КПСС во властных структурах.
В течение 1990 года прошла еще одна реформа от 15 декабря, которая, можно сказать, радикально изменила Конституцию РСФСР. Во-первых, была сокращена преамбула Конституции, с исключением из нее исторического и идеологического описания пути, пройденного Россией при советской власти. Во-вторых, определено, что РСФСР есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами (ст. 2), и тем самым изменена характеристика РСФСР и ее власти. В-третьих, с исключением упоминания о социалистической собственности как основы экономической системы изменено отношение к ней. Появился термин «собственность граждан» (ст. 10, 14, 16). В-четвертых, из текста исключены «идеологизмы», по-другому стала трактоваться ст. 50 о свободе совести и вероисповедания. В ней уже не стало упоминания об атеистической пропаганде (ст. 37, 45, 48, 49, 57, 59). В-пятых, Конституция установила, что действия актов СССР на территории РСФСР, ущемляющих суверенные права РСФСР, приостанавливаются (ст. 76). Кроме того, в Конституции претерпели изменения новеллы, связанные с автономными образованиями. Так, из ст. 82 было исключено указание о вхождении автономной области в край. Что касается автономных округов, то в ст. 83 было записано, что автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область. Следует заметить, что эта запись ясности в правовое положение этих образований не внесла. В-шестых, взамен так и не созданного в Республике конституционного надзора, учреждался Конституционный суд РСФСР. В-седьмых, была введена должность Г енерального прокурора РСФСР, который назначался Верховным Советом РСФСР (ст. 177). Исходя из сложившейся в 1990 году
правовой ситуации, были приняты и важные нормативные правовые акты. К ним можно в первую очередь отнести постановление I Съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 года «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР»8, законы РСФСР «О действии актов органов СССР на территории РСФСР», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села», «О земельной реформе», «О референдуме РСФСР»9.
Следующий этап конституционной реформы в РСФСР начался с мая 1991 года и касался вопросов государственного строительства и президентства. После проведения референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР и о введении поста Президента РСФСР и его итогов10 III Съезд народных депутатов РСФСР 24 мая 1991 года внес изменения и дополнения в Конституцию РСФСР и установил, что высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР является Президент. Здесь же были определены и его полномочия, с достаточно широкими правами. Но Съезд и Верховный Совет оставили за собой и определенную возможность влияния на Президента от внеочередного доклада Президента (ст. 121-5 п. 3) по волнующим депутатов вопросам, до его отрешения в случае нарушения Конституции РСФСР и ее законов (ст. 121-8). Тем самым законодательная власть имела возможность контролировать и влиять на действия Президента. Этими же дополнениями была учреждена и должность Вице-президента, появился исполнительный орган власти - Совет Министров - Правительство РСФСР, подотчетное Президенту. А также произошел ряд изменений в области национально-государственного устройства и местного самоуправления. Так, термин «автономная Республика» был заменен на «Республика в составе РСФСР». Тем самым статус этих субъектов федерации значительно повышался. На уровне местного самоуправления местные Советы впервые были исключены из системы органов государственной власти (ст. 137). Конституция этого периода устанавливает в стране единую судебную систему и необходимость в законодательном порядке определять статус столицы
8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 4. Ст. 63.
9 Там же. № 21. Ст. 237 ; № 26. Ст. 324 ; № 30. Ст. 326, 411, 416, 418.
10 Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе
народовластия. М. : Манускрипт, 1995.
РСФСР. На фоне этих нововведений 12 июня
1991 года прошли и выборы первого Российского Президента, которым стал Б.Н. Ельцин. Появление президентской системы власти в РСФСР в дальнейшем приводит к борьбе за власть между союзной и республиканской президентской властью, которая завершается памятными августовскими событиями 1991 года и созданием группой руководителей СССР и КПСС Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)11. В Постановлении № 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР объявлялись недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие Конституции СССР и законам СССР, приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Этим же постановлением реформировались структуры власти и управления, которые, по мнению ГКЧП, действуют вопреки Конституции СССР. Постановлением от 19 августа 1991 года № 2 ограничивался перечень издаваемых печатных изданий, за исключением газет, которые издавались КПСС. Все это и ряд других жестких и диктаторских мер должно было принести, как указывалось в Обращении к советскому народу ГКЧП от 18 августа 1991 года, к выводу страны из кризиса12.
Вместе с тем, анализ общественного мнения, проведенный Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 20 августа 1991 года, говорил о другом13. А именно, на поставленные ВЦИОМ вопросы население отреагировало следующим образом (%):
Считаете ли вы деятельность Комитета по чрезвычайному положению законной?
Считаю Воро- неж Красно- ярск Ленин- град Львов
деятельность комитета незаконной Считаю 49 76 54 71
деятельность комитета законной 28 12 23 13
Затрудняюсь ответить 23 12 23 16
11 Заявление советского руководства // Известия. 1991.
20 авг. № 197.
12 Там же.
13 Аргументы и факты. 1991. Авг. № 33.
Как вы считаете, приход к власти ГКЧП приведет к улучшению или ухудшению экономического положения в стране?
Воро- Крас- Ленин- Львов
неж ноярск град
К улучшению 24 9 19 12
К ухудшению 38 77 46 59
Затрудняюсь 38 14 35 29
ответить
Как вы думаете, могут ли сейчас начаться массовые репрессии?
Да, могут 57 61 71 62
Нет, не могут 26 23 19 21
Затрудняюсь ответить 17 16 10 17
Как вы относитесь к призыву Ельцина
к бессрочной забастовке?
Поддерживаю 30 57 40 42
Не поддерживаю 49 33 31 38
Затрудняюсь ответить 21 10 29 20
В итоге люди отвергли методы ГКЧ
и в результате неудавшейся попытки государственного переворота действие КПСС было приостановлено, а затем на основании соответствующих указов Президента РСФСР партия была ликвидирована14. События «августовского путча» фактически стали катализатором распада Советского Союза. Республики, которые входили в состав СССР, начали провозглашать независимость. Призывы к независимости в этих республиках стали звучать буквально, начиная с 20 августа. Так, премьер-министр Литвы заявил, что события в СССР являются «проблемой другого государства»15. Руководство Молдовы подтвердило свой курс на независимость республики16. Перемены происходили и в РСФСР. Н. Назарбаев заявил о выходе компартии Казахстана из состава КПСС17. Уже до 31 августа о своей ликвидации заявили Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Азербайджан18. Важным документом этого периода следует отметить принятие Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 го-
14 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1035 ; № 35. Ст. 1149, 1164 ; № 45. Ст. 1537.
15 Известия. 1991. 20 авг. № 197.
16 Там же. 1991. 21 авг. № 198.
17 Там же. 1991. 23 авг. № 200.
18 Там же. 26 авг. 1991. № 202 ; от 27 авг. 1991. № 203 ; 28 авг. 1991. № 204 ; 31 авг. 1991. № 207.
да «Декларации прав и свобод человека и гражданина»19, которая, в отличие от действовавших на то время норм Конституции РСФСР, по-новому трактовала статус личности.
Исходя из того, что Россия является федеративным государством, и статус субъектов возрастает, очередной V Съезд народных депутатов РСФСР 1 ноября 1991 года ввел в Конституцию понятие главы исполнительной власти (Президента) Республики в составе РСФСР. При этом для сохранения единства страны Президент РСФСР наделялся полномочиями приостанавливать действие актов высшего должностного лица СССР (ст. 121-8 п. 4.2.). В систему судопроизводства вводится возможность создания института присяжных заседателей и некоторые другие формы судопроизводства. Меняется государственная символика. В РСФСР вводится трехцветный российский флаг (ст. 181), учрежденный еще Петром I и возвращенный России 21 августа 1991 года чрезвычайной сессией Верховного Совета РСФСР20.
На этом же съезде Президент РСФСР получил особые полномочия на период проведения экономической реформы, что давало право Президенту регулировать своими указами практически все вопросы хозяйственной деятельности страны, чем он и пользовался в дальнейшем практически без всяких ограничений. Отсюда и зародились первые ростки «указного права». Как отмечает судья Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучин в своей монографии «’’Указное право” в России»21, «Народные депутаты РСФСР, находясь в эйфории всеобщей демократии и суверенизации, на V Съезде народных депутатов России предоставили Президенту право издавать в течение года указы в экономической области, даже в том случае, если те не соответствовали закону, с последующим утверждением их на сессии Верховного Совета. Опасаясь, что депутаты в своем большинстве не поддержат такой стремительной перестройки, угрожающей экономической безопасности страны, ”шокотера-певты” стали действовать в обход законодателя, инициируя беспрерывный поток указов,
19 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
20 Степанченко В.И. Геральдические символы Ямала в законах, постановлениях, решениях и распоряжениях. Салехард : Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа. 2-е доп. изд. 2004. С. 8.
21 Лучин В.О. «Указное право» в России. М. : ХГЦ «Ве-
лес», 1996. С. 4.
захлестнувших правовое поле Российской Федерации, что нашло свое юридическое выражение в подмене Закона - Указом, и в ряде случаев поставило Указ выше Закона и даже самой Конституции». Это стало одним из поводов к осложнению отношений законодательной власти и Президента РСФСР. В этот период стали обостряться отношения и между республиками СССР. В декабре 1991 года с согласия Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии СССР ликвидируется и создается Содружество Независимых Государств (СНГ), которое по своей сути не может считаться даже конфедерацией. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика становится самостоятельным, суверенным государственным образованием и с 25 декабря 1991 года получает новое наименование «Российская Федерация -Россия»22. Продолжением конституционной реформы стало подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора, который, по сути, стал отправной точкой в начале работы над новой Конституцией. Она должна была отразить суть перемен и закрепить новые основополагающие принципы государственного устройства Российской Федерации.
Итог, несомненно, важных конституционных реформ 1992 года можно с уверенностью охарактеризовать тремя этапами. Во-первых, это крупные изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации 21 апреля 1992 года, в связи с распадом СССР и подписанием Федеративного договора. Они касались как нового государственного устройства, так и прав субъектов федерации, органов исполнительной и законодательной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, местного самоуправления. В ходе этой реформы VII Съезд народных депутатов отказал Президенту Российской Федерации в продлении его особых полномочий. Во-вторых, декабрьская конституционная реформа23 усилила позиции законодательной власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации по отношению к Президенту и Правительству. Народные депутаты РСФСР установили, что возможности Президента слишком широки и это не позволяет осуществлять соответствующий контроль над его деятельностью, что и вызвало ряд изменений норм Конституции. В ст. 121-6 особо
22 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.
23 Там же. Ст. 55.
отмечалось, что полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, что случилось в дальнейшем в октябре 1993 года и, к сожалению, до сих пор не получившее должной правовой оценки. Последним в 1992 году этапом в изменении Конституции Российской Федерации в 1992 году стало преобразование Чечено-Ингушской Республики в отдельные - Ингушскую и Чеченскую Республики, которое было принято Съездом народных депутатов Российской Федерации 10 декабря 1992 года24.
Не менее сложные этапы государственность России прошла и в последующем до принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года. Но курс, взятый в эти годы на реализацию общепринятых принципов построения правового государства на основе разделения ветвей власти, внедрения международных критериев прав и свобод человека и гражданина, превращения России в суверенное федеративное государство, все же выдерживался, несмотря на трагические события, которые предстояло пройти Российской Федерации в октябре 1993 года. Поэтому, безусловно, что начавшийся 1993 год целиком был посвящен разработке принципов новой Конституции Российской Федерации. Хотя еще 16 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР эта работа была начата с образованием Конституционной комиссии из 102 депутатов. Председателем ее тогда был избран Б.Н. Ельцин, заместителем - Р.И. Хасбулатов. Обязанности секретаря были возложены на О.Г. Румянцева, который и вел всю практическую работу по подготовке текста Конституции. И уже осенью 1990 года был подготовлен ее первый вариант. Но последующие события, происшедшие в государстве и обществе, требовали ее переработки. В связи с этим появляются варианты проектов 1991, 1992 и 1993 годов. Вместе с тем, наряду с официальной разработкой проекта Конституции Конституционной комиссией в 1992-1993 годах интенсивно велась работа и над альтернативными проектами. Среди них следует отметить проекты рабочей группы под руководством С.М. Шахрая, Рос-
сийского движения демократических реформ (РДДР), а также проект депутатов-коммунис-тов (май 1993 года)25.
Кратко рассмотрим каждый из них. В проекте Конституции рабочей группы под руководством С.М. Шахрая государственное устройство хотя и решалось на принципах федерализма, но достаточно нечетко. Государственную власть, по мнению этой группы разработчиков, должен осуществлять двухпалатный Парламент. Подчеркнем при этом, что он наделялся достаточно сильными полномочиями. Особенностью проекта было то, что он не предусматривал самостоятельного федерального Правительства отдельно от Президента. Последний по этому проекту наделялся большими полномочиями, чем ранее предусматривалось в проекте Конституционной комиссии. Проект РДДР разрабатывался при активном участии мэров городов Москвы и Санкт-Петербурга Г.Х. Попова и А.А. Собчака. Авторская проработка осуществлялась С.С. Алексеевым (спецкор РАН) и другими учеными, бывшими народными депутатами СССР. Государственное устройство, по мнению авторов этого проекта, должно быть федеративным в составе республик, губерний и автономных национальных сообществ. В их концепции Конституции республики - это государственные образования, губернии - государственно-административные образования, автономные национальные сообщества - это автономные округа, национальные районы, образованные в составе республик, губерний на началах территориальной или этнической (национально-культурной) автономии. Статус и права этих сообществ определяются законом, а в отношении входящих в республики еще и Федеративным договором. Высшим представительным органом власти предусматривалось Федеральное законодательное собрание, состоящее из двух палат -Государственной Думы и Сената. Правительство в этом проекте было более самостоятельно и менее завязано на Президента. Муниципальное самоуправление должно было осуществляться в границах территориальных единиц. При этом население своим решением могло образовывать краевые, областные, районные земства, казачьи округа и другие объединения с установлением для них единой системы самоуправления .
24 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 52. Ст. 3051.
25 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. : РЮИД, 1997. С. 124-192.
От депутатов-коммунистов существовало три проекта Конституции, которые отражали эволюцию взглядов и принципов их разработчиков от категоричного непризнания имевших место перемен до учета в проектах многих реформ того времени. По этим проектам государственное устройство было федеративным, на основании Федеративного договора между субъектами федерации. Основу структуры государственной власти, по мнению этих групп разработчиков, должны составлять органы советской власти, при этом Верховный Совет наделялся весьма обширными полномочиями и властью. Пост Президента не предусматривался вообще.
Работа в 1993 году над проектами Конституции Российской Федерации вновь обострила отношение законодательной власти и Президента Российской Федерации, что вызвало организацию и проведение им общероссийского референдума. Результаты референдума, несомненно, расценивались Б.Н. Ельциным в свою пользу. Но по итогам референдума конституционно-правовой статус, с точки зрения повышенной легитимности, Президент не получил. После референдума Президент представил свой вариант Конституции Российской Федерации, по которому Российская Федерация определялась как демократическое, правовое, светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы. Федеративное устройство в этом проекте несло усиление позиций субъектов федерации. Этим «подыгрыванием» субъектам Президент явно желал получить их поддержку его политики, так как в проекте была отражена позиция сильного Президента. Парламент Республики состоял из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации при этом наделялся большими полномочиями, чем Государственная Дума. В данном проекте был и ряд других новых подходов. В частности, предлагался новый институт в судебной системе, а именно Высшее судебное присутствие, состоящее из руководителей судов, их первых заместителей и трех федеральных судей, назначаемый по представлению Президента Советом Федерации. Этот орган судебной власти наделялся правом толкования Конституции Российской Федерации, определения возможности отречения от власти Президента, отрешения от должности федеральных судей, предлагал Президенту кандидатуру Генерального прокурора и решал ряд других вопросов.
Вместе с тем, противостояние усиливалось. К сожалению, Президент Российской Федерации избрал антиконституционный путь разрешения конфликта, издав 21 сентября 1993 года Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»26. Этот Указ нарушал Конституцию, что было признано и Конституционным судом Российской Федерации27. Грубейшее попрание действовавших норм Конституции мотивировалось в Указе Президента тем, что существует и более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданных законодательной властью. Завершилось это трагическими событиями - расстрелом парламента на глазах у всей страны и мировой общественности.
Таким образом, в истории конституционного развития страны завершился советский период. В то же время не следует недооценивать опыт советского «парламентаризма» 1989-1993 годов. Нужно отдать должное и тому, что именно в этот период шло первичное накопление парламентского опыта и понимание того, что парламент - это не единая масса, всегда голосующая «за», а орган представительства различных социальных и политических сил. Распространенное в те годы мнение, что парламент является главной из существовавших властных структур, соединилось с чисто большевистской идеей полновластия Советов. В результате в 1992-1993 годы все очевиднее становилась повсеместность двух концепций власти, а именно - идей полновластия Съезда народных депутатов и системы разделения властей. Возможно, конфликт между двумя этими концепциями мог протекать по-иному и без применения военной силы, но в принципе он был неизбежен.
В связи с происшедшими в сентябре-октябре 1993 года трагическими событиями, явственнее проявилась проблема соперничества исполнительной и законодательной ветвей власти. Между тем конфликты между исполнительной и законодательной властями - явление отнюдь не уникальное, присущее только России. В этом отношении достаточно показателен опыт Французской Республики28. Аналогичное происходило и в других странах мира до того, как была разработана и внедрена в жизнь современная
26 Российская газета. 1993. 23 сент.
27 Авакьян С.А. Указ. соч. С. 175.
28 Очерки конституционного права иностранных госу-
дарств / отв. ред. Д.А. Ковачев. М. : Спарк, 1999. С. 230-235.
теория разделения властей. Вместе с тем, убежден, что созданная в определенных исторических периодах, социальных и географических условиях Запада, модель разделения властей и объемы их полномочий вряд ли можно автоматически переносить на российскую действительность. Это, несомненно, подтверждает опыт строительства парламентаризма в России, который говорит о том, что критические напряжения в системе государственной власти начинают прорастать при обострении соперничества между исполнительной и законодательной ветвями власти, побуждая исполнительную власть к ограничению или прекращению полномочий представительной (законодательной) власти. В этой связи и требовалось найти баланс этих двух ветвей власти, которого бы придерживались не только эти последние, но и вся система государственных институтов, политических и культурных сообществ страны29.
В этот сложный период Президент и его администрация возобновили работу над проектом новой Конституции с учетом многих предпосылок, отмеченных выше. Это делалось в спешном порядке. 15 октября 1993 года Президентом издается Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»30. Уже 10 ноября 1993 года проект был опубликован31, а 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование. За Конституцию проголосовало 32 937 630 человек32. Конституция Российской Федерации была принята. К сожалению, она не решила всех проблем и не устранила ошибочные конструкции, из-за чего на практике и в настоящее время возникают проблемы. Но все же можно отметить, что здравомыслие сегодняшней власти сводится к отказу от ревизии и замене Конституции.
29 Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. М., 1996. С. 11-12.
30 Российская газета. 1993. 19 окт.
31 Там же. 1993. 10 нояб.
32 Бюллетень ЦИК РФ. 1994. № 10. С. 5.