Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 80-90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 80-90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПАРЛАМЕНТ / КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беджанов Н.М., Беджанова Т.Е.

В статье рассматриваются проблемы конституционного развития на принципах реформирования политической системы России; освещается процесс формирования содержательной части Конституции РФ 1993 года в условиях острого противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 80-90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

УДК 342.«19»

Н.М. Беджанов, Т.Е. Беджанова

Конституционное развитие России в XX веке (80-90-е годы)

Дагестанский государственный университет, kafedraconst@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы конституционного развития на принципах реформирования политической системы России; освещается процесс формирования содержательной части Конституции РФ 1993 года в условиях острого противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти.

Ключевые слова: конституция, модернизация, парламент, конституционная комиссия, проект.

In article problems of the constitutional development on principles of reforming of political system of Russia are considered; process of formation of a substantial part of the Constitution of the Russian Federation of 1993 in the conditions of sharp opposition of legislative and executive branches of the power is covered.

Keywords: constitution, modernization, parliament, constitutional commission, project.

Рождение содержательной части Конституции новой России проходило довольно сложно, порой драматично. Начавшиеся в стране перестроечные процессы были вызваны глубокими кризисными явлениями в идеологии, экономике и общественно-политической системе. Немало проблем возникало в развитии федерализма и в межнациональных отношениях.

В Верховном Совете СССР разгорались жаркие дискуссии по вопросам приоритета частной собственности и новой формы правления. Сторонники глубоких демократических преобразований в стране поставили вопрос о приоритете прав и свобод человека, плюрализме, многопартийности, выдвинули проблему формирования правового государства и демократического общества.

Многие идеи находили воплощение в конкретных действиях парламентариев по модернизации социально-политической и экономической системы Советского Союза в духе апрельского 1985 г. пленума ЦК КПСС.

Перестройка политической системы СССР проходила под лозунгом «Больше демократии!». В русле перестроечных процессов конституционное закрепление получали многие институты изменяющегося общества. Установилась двухуровневая представительная власть - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, а также Совет Федерации, Совет Безопасности СССР, учреждается пост Президента СССР. В процессе модернизации политической системы СССР Конституция РСФСР 1978 г. также пополнялась новыми новациями, происходит «своего рода» ее «латочный ремонт».

На основе документальных материалов на фоне сложных политических реалий в статье предпринята попытка проанализировать процесс подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Следует особо отметить, что Конституция РСФСР 1978 года по способу внесения изменений и дополнений по своей сути была довольно гибкой. Это позволило еще в советский период развития государства внести в ее текст много важных поправок, отражавших политические изменения в обществе и государстве.

12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о верховенстве законов России над законами СССР, что явно противоречило Конституции СССР 1977 года [1].

В декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой Первым съездом народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.), провозглашалась решимость создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Кон-

ституция исключила положение о социалистическом государстве, «переквалифицировав» Россию в демократическое правовое государство. Съезд отменил конституционное положение о руководящей роли КПСС и принял Постановление «О механизме народовластия в РСФСР», принципиальные изменения были внесены в преамбулу действующего Основного Закона России [2].

Модернизация в сфере государственного управления продолжалась. 24 апреля 1991 года Верховный Совет принял Закон «О президенте РСФСР». Первым президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, вице-президентом военный летчик, герой Советского союза А.В. Руцкой [3]. 6 мая 1991 г. избирается Конституционный Суд в составе 15 судей во главе с профессором В.Д. Зорькиным [3].

С учетом сложившихся общественно-политических реалий М. Горбачев вынужден был инициировать принятие Закона СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», открывшего парады республиканских суверенитетов и правовых конфликтов на национальной основе [4].

Эти и многие другие процессы, вызванные перестройкой, безусловно придавали Конституции РСФСР 1978 года либерально-демократический характер. Однако при этом подрывались государственные устои Советского Союза.

Трудно утверждать, что либеральный М. Горбачев стремился развалить СССР. Он даже инициировал референдум, на котором 17 марта 1991 года более 70 % населения страны высказалось за сохранение СССР. Был подготовлен обновленный Союзный Договор, но перед его подписанием М.С. Горбачев сбежал «на отдых» в Фарос.

Политика Ельцина как Президента России и его славянских «братьев» Кравчука и Шушкевича напоминала борьбу удельных князей против централизованной Киевской Руси за право быть независимым и самому защищать «отчизну свою». Такой сепаратизм князей, как известно, ослабил Древнерусское государство, и этим успешно воспользовались монголо-татарские орды.

Но уроки истории стремящегося к власти и независимости от центра Б. Ельцина не остановили. Он воспользовался преступной нерешительностью М. Горбачева и смог, опираясь на зародившиеся «демократические силы», разгромить Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Известно, что ГКЧП, выразив недоверие М. Горбачеву, издал Постановление № 1 в защиту Конституции СССР и Советского Союза от экстремистских сил. Сторонникам Б. Ельцина удалось подавить «путч», а сам М. Горбачев, доставленный в Москву из крымского заточенья, был подвергнут «допросу с пристрастием» [5, с. 323]. Не выдержав ельцинского напора, М. Горбачев 24 августа 1991 г. подписал указ о роспуске 18-миллионной Коммунистической партии и сложил с себя полномочия ее Генерального секретаря [5, с. 323-324].

Окрыленный победой над ГКЧП и КПСС, подталкиваемый «демократическим» лагерем, Б. Ельцин 18 октября 1991 г. распустил непокорный Верховный Совет СССР. И в этой ситуации первый Президент России, подобно Ленину, разогнавшему в январе 1918 г. законное Учредительное Собрание, совершил антиконституционный акт. Узурпация власти состоялась, за что Б. Ельцин не понес ответственности.

Уничтожение Советского Союза завершилось 8 декабря 1991 года, когда три славянских Президента - Б. Ельцин, Н. Кравчук и М. Шушкевич - вышли из состава СССР и создали рыхлую, безжизненную конфедерацию СНГ [6, с. 414].

Урезанная Россия стала правопреемницей СССР. Из текста Конституции 1978 года была исключена характеристика РСФСР как общенародного социалистического государства. Открылись широкие возможности для принятия радикальных решений социально-экономического характера, в частности: развитие рыночных отношений в обществе, поощрение частной инициативы, уход государства от решения экономических вопросов, идеологический плюрализм. Население страны, одурманенное пропагандой

прелестей свободы, демократии и рыночной экономики, активно поддерживало эти новшества в надежде, что рынок все расставит на свои места и прилавки магазинов наполнятся товарами. В СМИ вновь заговорили об историческом опыте молодой советской власти, которая на рельсах НЭПа восстановила народное хозяйство и решила многие социальные проблемы. Но на рельсы НЭПа новая Россия не встала. Окружение Б. Ельцина в угоду западным «друзьям» готовило для народов России другую судьбу.

В сложной и противоречивой обстановке переходного периода действовала Конституция РСФСР 1978 г. с огромным числом принципиальных поправок. Это не могло продолжаться долго, поэтому в июне 1990 года под председательством Б. Ельцина для подготовки проекта новой Конституции была создана Конституционная комиссия Верховного Совета РСФСР. В проекте Конституционной комиссии закреплялись федеративная форма государственного устройства, республиканская форма правления, принцип разделения властей, предусматривалась рыночная модель экономики.

Россия представлялась как парламентская республика с двухпалатным профессиональным парламентом. Этих позиций придерживалось большинство депутатов Верховного Совета РСФСР, который возглавлял профессор Р. Хасбулатов. Однако именно в этом вопросе у российской политической элиты не было единства.

С первых же дней работы Конституционной комиссии Президент Б. Ельцин не находил общего языка с депутатами Верховного Совета РСФСР и различными политическими силами, которые на волне гласности смело высказывали свое отношение к тем или иным конституционным положениям, чаще в пользу парламентской республики. Это обстоятельство вызывало неприятие у Б. Ельцина и его соратников - ярых противников глубоких демократических, социально-экономических преобразований в интересах широких народных масс. Поэтому не случайно Президент и его сторонники приступили к подготовке своего альтернативного проекта Конституции, который предусматривал президентскую республику.

Президентский вариант проекта Конституции России был обнародован 5 мая 1993 г. 12 июня 1993 г. он был одобрен Конституционным совещанием, состоящим из сторонников Президента РФ. Этот проект предоставлял полную свободу действия Президенту, давал ему неограниченную государственную власть, по полномочиям равную царской.

Конституционная комиссия Верховного Совета была расформирована. Законодательная ветвь власти резко осудила неконституционное поведение Б. Ельцина, и 16 июля 1993 года проект Конституции Российской Федерации, подготовленный Конституционной комиссией во главе с О.Г. Румянцевым, был принят Верховным Советом РФ.

Законодатели пытались конфликт с Президентом и его сторонниками решить в рамках действующей Конституции 1978 года демократическими методами и добиться всенародного одобрения Конституции. С этой целью Верховный Совет разослал свой вариант Конституции во все субъекты Федерации. Стало очевидным, что этот проект будет поддержан народом и Съездом народных депутатов.

И тогда Б. Ельцин, нарушив элементарные конституционные нормы, начинает грубую атаку на Верховный Совет. В свет выходит указ № 1400 от 21 сентября 1993 года, которым прекращается деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Фактически осуществляется антиконституционная акция по разгону парламента. Страхуясь от непредвиденных и непредсказуемых действий, депутаты Верховного Совета заблаговременно включили в действующую Конституцию два важных положения: согласно статье 121-6 «полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

В п. 11 ст. 121-5 закреплялось, что Президент РФ «не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» [7, с. 12]. Руководствуясь этими положениями Конституции, Конституционный Суд РФ осудил указ Президента как антиконституционный.

После кровавых событий 3-4 октября по разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР проект Конституции, подготовленный Конституционным совещанием при Президенте, был значительно доработан с целью усиления конституционных позиций Президента и вынесен на референдум, назначенный на 12 декабря 1993 г.

Этим самым Б. Ельцин, во-первых, в очередной раз переступил закон, поскольку никем не был отменен закон о референдуме 1991 года, согласно которому референдум мог быть назначен только Съездом народных депутатов или Верховным Советом, но никак не Президентом.

Во-вторых, большинство граждан страны не знали содержания Конституции. Подконтрольные Б. Ельцину СМИ усердно нагнетали в стране страх, пропагандировали ее «ценности» и добивались общенародной поддержки Конституции во избежание очередного общественно-политического хаоса.

В-третьих, в референдуме приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 % от общего их числа (более 107 млн). За Конституцию проголосовали 32 937 630 избирателей, принявших участие в голосовании, или 58,4 %, против -23 431 333 избирателя, или 41,6 %. 49 млн граждан вообще не пришли голосовать. Сторонники ельцинской конституции добавили эти 49 млн к 32 937 630, проголосовавшим «за», и заявили, что 82 млн граждан поддержали Конституцию [7, с. 10].

Десятый Чрезвычайный съезд народных депутатов оценил действия Президента Б. Ельцина как «государственный переворот», отстранил его от власти и избрал Президентом России А.В. Руцкого.

Однако реализовать эти законные решения Съезду не удалось, поскольку исполнительная власть, силовые структуры, армия находились в руках Президента. Верховный Совет РФ оказался на деле «властью без силы».

По Конституции 1993 года Президент РФ фактически стоит над ветвями власти, являясь сильной политической фигурой.

Президент РФ обладает огромным аппаратом, которым охвачена вся страна. Он создал систему полномочных представителей в федеральных округах, под его контролем находятся федеральные инспектора. Президент может отрешить от власти главу исполнительной власти субъекта РФ, распустить Государственную Думу, рекомендовать кандидатуры на должности глав субъектов РФ.

Таким образом, в 80-е годы в Конституцию РСФСР 1978 года были внесены значительные поправки, предопределившие содержательную часть Конституции РФ 1993 года. Процесс модернизации политической системы России проходил в условиях сложного противостояния различных общественных движений. На том переломном историческом отрезке времени решался вопрос о перспективах социально-политического и экономического развития страны в XXI веке.

Литература

1. Известия. 1990. 14 июня.

2. Известия. 1990. 26 июня.

3. Известия. 1991. Апрель-май.

4. Известия. 1991. 27 апреля.

5. Моисеев В.В. История государственного управления России: Учебное пособие. -М.: КноРус, 2010.

6. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шеста-ков. - М.: Проспект, 2010.

7. Российская Федерация сегодня. 2003. № 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.