УДК 342.547
Политико-правовые особенности развития Республики Башкортостан в 1990-2000-е годы: формирование управленческой элиты
Самситдинов Ильфат З.
Уфимский университет науки и технологий; Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Уфа, Российская Федерация
Самситдинов Ильнур З.
Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы политико-правового статуса и социальная мобильность управленческой элиты Башкортостана на рубеже 1990-2000-х годов. Разбираются структура и полномочия органов управления и местного самоуправления региона. Дается анализ нынешнего положения Республики Башкортостан и ее образований.
Ключевые слова: Республика Башкортостан, исполнительная власть, парламент, модель управления, федерализм.
Для цитирования: Самситдинов Ильфат З., Самситдинов Ильнур З. Политико-правовые особенности развития Республики Башкортостан в 1990-2000-е годы: формирование управленческой элиты // Право и государственность. 2024. № 2 (3). С. 14-19.
Political and legal features of development Republic of Bashkortostan in the 1990s-2000s: formation of the management elite
Samsitdinov Ilfat Z.
Ufa University of Science and Technology;
Bashkir Academy of Public Administration
and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan,
Ufa, Russian Federation
Samsitdinov Ilnur Z.
Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russian Federation
Abstract. The article examines the current problems of the political and legal status and social mobility of the managerial elite of Bashkortostan at the turn of the 1990-2000s. The structure and powers of the governing bodies and local self-government of the region are being analyzed. The current situation of the Republic of Bashkortostan and its entities is being analyzed.
Keywords: Republic of Bashkortostan, executive power, parliament, management model, federalism.
For citation: Samsitdinov Ilfat Z., Samsitdinov Ilnur Z. Political and legal features of development Republic of Bashkortostan in the 1990s-2000s: formation of the management elite // Law and statehood. 2024. № 2 (3). P. 14-19.
Система власти в России с 1985 года находится в процессе перехода от модели, в рамках которой «народ» и «власть» составляли единый и единственный «одноклеточный» политический организм, к модели, в рамках которой предполагается
выделение института государства в качестве самостоятельного политического актора, находящегося в системе политических отношений с институтами гражданского общества [1, с. 52].
Работа в высших органах власти при-
обрела большую упорядоченность и регулярность, стала несколько более открытой. Обозначилось некое подобие дискуссий, обмена мнениями. Часть властных полномочий была передана из центра на места на республиканский, областной, районный уровни. В данном случае можно использовать словосочетание «диктуемая необходимость» [2, с. 18].
Весь длительный период, вплоть до августа 1991 года, политическая ситуация в России характеризуется ожесточенной борьбой между центральной и российской властью за влияние на госаппарат. Российское руководство пытается сформировать свои собственные силовые структуры, наладить прямые контакты непосредственно с руководителями армии, Министерством внутренних дел и Комитетом государственной безопасности на среднем уровне. Оно старается внести раскол в директорский корпус, привлечь на свою сторону «новую буржуазию», постоянно «торпедируя» жесткую налоговую политику центра и предлагая более льготные условия хозяйствования, чем союзное правительство.
В этот же период российское руководство делает попытку сформулировать концепцию государственной власти, отличную от той, на которой зиждилась государственная власть СССР. Прежде всего, оно старается последовательно воплотить в законодательстве идеи, актуализированные перестройкой, но так и не реализованные колеблющимся горбачевским руководством (разделение властей, верховенство закона и т. д.). Верховный Совет России успевает за год создать довольно внушительный массив законодательства, в котором эти идеи воплощены, но в силу того, что органы власти были прочно изолированы от реальной власти, весь их труд носил скорее теоретический, «академический» характер. Никакого качественного сдвига в деле практического строительства новой государственности достигнуто не было.
Динамика эволюции модели управления Башкортостана, начиная с 1990 года и до настоящего времени, прослеживается достаточно четко и разделяется на четыре этапа. Первый этап - 1990-1993 годы, второй -1993-2010 годы, третий - 2010-2018 годы, чет-
вертый - с 2018 года. На каждом из них имели место политические события, обусловившие изменения башкирской модели управления. Первый этап характеризовался наличием «двоевластия» в системе высших органов государственного управления. Нужно также иметь в виду тот факт, что в начале 1990-х годов в республике создалась своеобразная ситуация: стали возникать партии и самодеятельные объединения различных направлений. Но они еще переживали стадию становления, были малочисленны, недостаточно высоким был уровень активности их членов. Не сложились отношения с коммунистической партией, которая в этот период сама переживала нелегкий этап. Люди массово выходили из нее. За один только 1990 год в республике из рядов КПСС вышло около 23 тыс. человек [3, с. 41]. Первым «полюсом силы» являлся Верховный Совет Башкирской АССР XII созыва, состоящий из 267 депутатов. Его большим недостатком являлось то, что парламент не был профессиональным, то есть депутатам разрешалось совмещение с основным местом работы: некоторые депутаты постоянно отсутствовали на заседаниях сессии.
Исполнительный орган - Президиум Верховного Совета - являлся высшим органом власти в перерывах между сессиями и состоял из председателя (М.Г. Рахимов), первого заместителя (С.Ю. Демин), заместителя (Р.С. Мусин, затем вместо него Э.Ф. Шаретдинов) и председателей постоянных комиссий. Иногда Президиум шел против воли парламентского большинства, если речь шла о принципиальном решении. Вторым «полюсом силы» выступал высший исполнительный орган власти - Совет Министров Башкирской АССР. Состав правительства утверждался Верховным Советом. С 1985 по 1992 год Совет Министров возглавлял М.П. Миргазямов.
С 12 декабря 1993 года начался новый этап (второй) в становлении модели управления. Ключевым элементом властных отношений стал Президент, который являлся главой республики и исполнительной власти.
Следует отметить, что внутренние процессы неизбежно вели государство к краху
политической власти, конституционной нестабильности и разрушению федеративных отношений. Подтверждением сказанному служил следующий факт: в 1996 году среди относительно развитых стран Россия оказалась на последнем месте по показателю поддержки населением политического режима. В списке из 48 наиболее конкурентоспособных стран Россия по уровню политической стабильности стояла на последнем, 48-м месте. Башкортостан, будучи субъектом Российской Федерации, включенным в общие экономические и политические процессы, испытывал те же проблемы, которые переживала Россия, и готов был взять на себя основную часть ответственности за их решение на своей территории.
В системе источников формирования капиталовложений Башкортостана сокращалась доля бюджетных и увеличивалась доля внебюджетных средств. Однако существующая налоговая политика не способствовала улучшению финансового положения предприятий. Значительным резервом для инвестиций являлось вовлечение в процесс воспроизводства богатых земельных ресурсов через сельскохозяйственные кредиты под залог земельных участков, что могло дать толчок расширению рынка недвижимости и привлечению иностранного капитала. Социальная сфера отличалась относительной стабильностью, что являлось следствием экономической самостоятельности, позволившей республике обеспечить поэтапность в осуществлении рыночных реформ и в определенной степени сгладить их негативные социальные последствия.
Одним из приобретенных направлений внутриполитической жизни Башкортостана являлось укрепление межнационального и межрегионального согласия. В республике последовательно осуществлялся курс на удовлетворение культурных запросов людей всех национальностей, проживавших на ее территории. Были созданы все условия для изучения воспитанниками детских садов, школьниками и студентами русского языка как языка межнационального общения. Обучение в школах велось на 13 языках народов республики.
В Башкортостане не было экономических, политических и других причин для национальных противоречий.
Приход к власти В.В. Путина в 2000 году ознаменовал начало нового этапа в российской политической жизни. С этого момента начался новый этап в истории взаимоотношений Башкортостана с федеральным центром.
В 2003 году действующий в республике политический режим вошел в период бифуркации в связи с выборами Президента Республики Башкортостан. Другим не менее важным фактором явилось включение в выборный процесс федеральных политических (экономических) акторов. До этого за место главы республики боролись лишь местные политики, которые не могли составить реальной конкуренции М.Г. Рахимову, поскольку у них не было административного ресурса и был относительно слабый экономический потенциал. Прошедшие в декабре 2003 года выборы Президента Республики Башкортостан, в отличие от других лет, были ознаменованы жесткой и беспрецедентной политической борьбой действующего Президента М.Г. Рахимова с претендентами на этот пост управляющим крупнейшим российским банком «Межпромбанк» С.А. Веремеенко и бывшим вице-президентом компании «Лукойл» Р.Р. Сафиным. Выборы, в ходе которых М.Г. Рахимов был избран на третий срок, показали, прежде всего, крайнюю слабость внутриреспубликанской оппозиции, лидеры которой выглядели незаметно на фоне практически до этого в республике неизвестных, но за короткий срок умело распропагандированных Р.Р. Сафина и С.А. Веремеенко [4, с. 75-76].
Государственная модель управления, восторжествовавшая в Республике Башкортостан с конца 1993 года, просуществовала до 2010 года. Каковы ее особенности? Являлась ли она эффективной? Главная особенность заключается в том, что центральной фигурой данной модели управления являлся первый президент М.Г. Рахимов, личностные мотивы и черты характера которого оказывали решающее влияние на государственную политику. У первого главы республики за длительный срок
правления сформировался деловой стиль работы. Наиболее стабильно сформировалась исполнительная и парламентская модели контроля за исполнением наиболее важных решений [6, с. 44]. Вместе с тем возникли и проблемы с соответствием региональных правовых актов нормам федерального законодательства [7, с. 49].
В июле 2010 года полномочиями Президента Республики Башкортостан был наделен Р.З. Хамитов, и с этого момента начался третий этап в становлении модели управления. Как на предыдущим, так и на данном этапах ключевым элементом властных отношений стал президент, который является главой исполнительной власти. Фактическое отсутствие фигуры председателя регионального правительства на политической арене в Республике Башкортостан может служить примером временной коррекции структуры исполнительной власти [5, с. 369]. В качестве следующей особенности башкирской модели управления можно назвать усиление роли надзорных и контрольных органов государственной власти по сравнению с остальными органами управления [8, с. 54]. Особенностью республики было то, что нередко выступления приобретали национальную окраску - это было связано со сложными процессами обретения башкирами своей государственности и недопониманием центральными и местными властями проблем, связанных с многоэтнич-ностью региона.
В целом хотелось бы отметить, что проблема сохранения государственности и обеспечения государственной безопасности в рассматриваемый период была актуальной и для России, и для ее регионов. Российской Федерации удалось сохранить свою целостность на новой основе, соединить мозаичную в национальном отношении территорию и обеспечить ее безопасность. Однако этот процесс нигде не проходил гладко, его противоречивость и неоднозначность соответствовали ситуации и эпохе. Исходя из этого, кажется не лишним напомнить некоторые его уроки: движения социальных процессов здесь закономерно переплетаются с движением по созданию и укреплению национальной государственности.
С октября 2018 года начался новый этап (четвертый) в становлении модели управления. 11 октября 2018 года, бесспорно, вошло в историю не только как священная для многих башкирских элит дата образования республики, но и момент смены власти в Башкирии. Считаем, следует «отдать должное» политтехнологам Кремля, задумавшим политические перестановки в регионе в день, который имеет символичное значение для всех правителей республики.
Одним из первых нововведений Р.Ф. Хабирова было создание Управления Главы Республики Башкортостан по социальным коммуникациям и системы «Инцидент менеджмент» - автоматизированной системы отслеживания негативных комментариев в социальных сетях для выявления «больных точек». Сотрудники Управления занимаются отслеживанием в соцсетях комментариев местных жителей по определенным проблемам и их последующим решением. Для того чтобы эта система работала, Радий Хабиров поручил всем членам правительства и главам муниципалитетов создать личные страницы в разных соцсетях. Это, по его мнению, должно приблизить чиновников к «народу»: люди смогут напрямую обращаться к ним в сети Интернет и оперативнее решать проблемы. Естественно, за комментариями пользователей следят работники системы «Инцидент менеджмент».
Р.Ф. Хабиров инициировал введение еженедельных тематических часов. Кроме основного мероприятия, оперативного совещания с членами правительства, он ввел «Инвестиционный час», «Промышленный час», «Здравчас», «Образовательный час», «Сельский час», «Строительный час». Впоследствии подобные оперативные совещания и тематические часы начали еженедельно проводить руководители городов и районов Башкирии.
Очевидно, что федеральному центру и регионам, государству и обществу нужно еще долго учиться по-настоящему слышать друг друга, устанавливать диалог. Важно понимать, что подлинный диалог - это очень эффективная современная технология управления, которая позволяет не только согласовать действия
всех участников процесса, но и разделить ответственность за их результат. Выбор Россией кооперативной модели федерализма, где федеральный центр находится в постоянном взаимодействии и диалоге с активными самостоятельными регионами - это признак силы, а не слабости Федерации, поскольку цивилизованное решение проблем всегда требует от сторон гораздо больше мудрости и терпения, чем силовые решения [5, с. 6]. Государственное управление на основе законодательно выверенной системы и современных техноло-
гий является для Башкортостана желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс, на осуществление которого дано очень мало времени. Если европейские модели формировались веками, то на развитие российской модели государственного управления отводятся годы. Система изменится в той мере и в том направлении, насколько это необходимо для достижения значимых результатов, при условии сохранения большинства характерных для нее управленческих инструментов.
Список литературы
1. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис. 2009. № 2. С. 52-59.
2. Малый А.Ф. О тенденциях развития законодательства субъектов Российской Федера-ции // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 18-26.
3. Буранчин А.М., Бадранов А.Ш. Республика Башкортостан в системе российского федерализма. Уфа, 2009. 96 с.
4. Иванов А.С. Основные институциональные модели организации региональной исполнительной власти (на примере регионов Приволжского Федерального Округа) // Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2011. 450 с.
5. Гайдук В.В. Политико-правовые проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов // Социально-экономические и политические аспекты развития субъектов Российской Федерации : сборник научных статей. Уфа, 2005. С. 6-14.
6. Каримов А.С. К вопросу о совершенствовании правового регулирования парламент-ского контроля: прошлое и настоящее // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 44-48.
7. Сунагатуллин Д.Р. Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъ-ектах Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 49-52.
8. Набаталиев Д.И. О некоторых вопросах контрольной деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 53-57.
References
1. Dahin A.V. Sistema vlasti v Rossii v 2000-h godah i modeli politicheskogo upravleniya regionami // Polis. 2009. № 2. S. 52-59.
2. Malyj A.F. O tendenciyah razvitiya zakonodatel'stva sub"ektov Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 18-26.
3. Buranchin A.M., Badranov A.Sh. Respublika Bashkortostan v sisteme rossijskogo federalizma. Ufa, 2009. 96 s.
4. Ivanov A.S. Osnovnye institudonaTnye modeli organizacii regional'noj ispolnitel'noj vlasti (na primere regionov Privolzhskogo Federal'nogo Okruga) // Rossiya i ee regiony v poiske grazhdanskogo edinstva i mezhnacional'nogo soglasiya : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2011. 450 s.
5. Gajduk V.V. Politiko-pravovye problemy vzaimootnoshenij federal'nogo centra i regionov // Sodal'no-ekonomicheskie i politicheskie aspekty razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federacii : sbornik nauchnyh statej. Ufa, 2005. S. 6-14.
6. Karimov A.S. K voprosu o sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniya parlamentskogo kontrolya: proshloe i nastoyashchee // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 44-48.
7. Sunagatullin D.R. Problemy ispolneniya i soblyudeniya federal'nyh zakonov v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 49-52.
8. Nabataliev D.I. O nekotoryh voprosah kontrol'noj deyatel'nosti zakonodatel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 53-57.
Информация об авторе (авторах): Самситдинов Ильфат Закиевич, доцент кафедры истории России, историографии и источниковедения Уфимского университета науки и технологий; доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32), кандидат исторических наук, доцент.
Информация об авторе (авторах): Самситдинов Ильнур Закиевич, соискатель кафедры социологии и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологий (450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32).
Information about the author(s): Samsitdinov Ilfat Zakievich, Associate Professor of the Department of Russian History, Historiography and Source Studies of the Ufa University of Science and Technology; Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan (450076, Ufa, Zaki Validi St., 32), Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Information about the author(s):Samsitdinov Ilnur Zakievich, applicant for the Department of Sociology and Youth Work of the Ufa University of Science and Technology (450076, Ufa, Zaki Validi St., 32).
Статья поступила в редакцию 27.05.2024; одобрена после рецензирования 19.06.2024; принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 27.05.2024; approved after 19.06.2024 review; accepted for publication 15.07.2024.