Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ИНДИВИД / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самситдинов И. З.

Актуальность изучения феномена социальной мобильности населения сохраняется на все времена и на все страны, как в ХХ в. ученые активно исследовали данную проблему, так и сегодня. В настоящее время с развитием экономики постиндустриального типа и особенно в связи с ситуацией на международной арене для общества характерной чертой является возрастающая неопределенность. В условиях неопределенности индивид должен быть готовым ко многому, к любым изменениям ситуации. Это означает, что он должен быть высокомобилен, быть готовым к возможным переменам в организации жизненного цикла. Нужно отметить также детерминанту мобильности - микроэкономические процессы, протекающие в российском обществе. Данная детерминанта является фундаментальной в связи с ее первостепенной, по нашему мнению, значимостью для развития российского общества, так как на ее основе возможно успешное решение ведущих социальных, общественно-политических и культурных проблем. Ситуация неопределенности образовательной деятельности вызывает нетипичные формы адаптации субъекта, которые в дальнейшем становятся значимым вектором его развития и индивидуализации. Для обеспечения высокой мобильности в решении экономических задач индивид, стремящийся добиться успеха в жизни, вынужден проявлять мобильность и в сфере получения и обогащения образовательного потенциала. Важным аспектом являются региональные особенности социальной мобильности населения. Развивающаяся экономическая сфера региона предъявляет свои требования к уровню и качеству образованности рабочего. Население старается вкладывать личные средства в собственное образование, соответственно доля граждан с высшим образованием постепенно возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL MOBILITY OF THE POPULATION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO POST-INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF SOCIETY: THE CASE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Studying the phenomenon of social mobility of the population remains relevant at all times and for all countries. In the twentieth century scholars actively researched this problem, so do they at present. Nowadays, with the development of post-industrial economy and especially due to the situation in the international arena, increasing uncertainty is a characteristic feature of society. Under conditions of uncertainty, an individual has to be prepared for many things, for any changes in the situation. This means that a person has to be highly mobile, to be ready for possible changes in the organisation of the life cycle. We should also note the determinant of mobility - the microeconomic processes taking place in the Russian society. This determinant is fundamental due to its paramount importance, in our opinion, for the development of the Russian society, as it is the basis for successful solution of the pressing social, socio-political and cultural problems. The situation of educational uncertainty causes atypical forms of subject's adaptation, which subsequently become a significant vector of his/her development and individualization. In order to ensure high mobility in solving economic problems, an individual striving for success in life is forced to be mobile also in the sphere of obtaining and enriching educational potential. Regional peculiarities of social mobility are an important aspect. The developing economic sphere of the region imposes its own requirements on the level and quality of education of the worker. The population is trying to invest personal money in their own education, accordingly the proportion of citizens with higher education is gradually increasing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.9 УДК 316.444:316.324.8(450.57)

И.З. Самситдинов

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Актуальность изучения феномена социальной мобильности населения сохраняется на все времена и на все страны, как в ХХ в. ученые активно исследовали данную проблему, так и сегодня. В настоящее время с развитием экономики постиндустриального типа и особенно в связи с ситуацией на международной арене для общества характерной чертой является возрастающая неопределенность. В условиях неопределенности индивид должен быть готовым ко многому, к любым изменениям ситуации. Это означает, что он должен быть высокомобилен, быть готовым к возможным переменам в организации жизненного цикла.

Нужно отметить также детерминанту мобильности - микроэкономические процессы, протекающие в российском обществе. Данная детерминанта является фундаментальной в связи с ее первостепенной, по нашему мнению, значимостью для развития российского общества, так как на ее основе возможно успешное решение ведущих социальных, общественно-политических и культурных проблем. Ситуация неопределенности образовательной деятельности вызывает нетипичные формы адаптации субъекта, которые в дальнейшем становятся значимым вектором его развития и индивидуализации. Для обеспечения высокой мобильности в решении экономических задач индивид, стремящийся добиться успеха в жизни, вынужден проявлять мобильность и в сфере получения и обогащения образовательного потенциала.

Важным аспектом являются региональные особенности социальной мобильности населения. Развивающаяся экономическая сфера региона предъявляет свои требования к уровню и качеству образованности рабочего. Население старается вкладывать личные средства в собственное образование, соответственно доля граждан с высшим образованием постепенно возрастает.

Ключевые слова: социальная мобильность, регион, индивид, молодежь, рынок труда, экономический потенциал.

Россия в настоящее время переживает сложный переходный период, она устанавливает свои стандарты и ориентиры успешного продвижения вперед. В связи с положением в мире, еще не столь успешная экономика России должна заимствовать отдельные инновационные методы для управления трудовыми ресурсами и, по мере возможности, избегать последствий неудачных решений в области реформирования экономических и социальных отношений. Более того, инновационный процесс стал рассматриваться как один из фундаментальных на уровне Правительства Российской Федерации в решении социально-экономических проблем. Инновационный процесс усиливает тенденцию расширения степени свободы экономического субъекта. При этом понятие «экономический

© Самситдинов И.З., 2023 Самситдинов Ильнур Закиевич - сотрудник Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, е-таУ; ilfat_samsitdino@mail.ru.

субъект» не ограничивается юридическими лицами, такими как фирма и корпорация, но распространяется и на отдельные подразделения, и на отдельных людей. Речь идет прежде всего о людях, выполняющих творческие функции, значимость которых для коммерческого успеха фирмы в современных условиях возрастает. Эта тенденция связана с необходимостью гибкого и оперативного приспособления фирм к новым условиям рынка, характеризуемым быстрыми изменениями структуры спроса и предложения [1, с. 5-6].

В настоящее время в экономических исследованиях специалистов-маркетологов США, Японии и других развитых стран все больше внимания уделяется вопросам совершенствования стратегии организации и управления в условиях нестабильности и непредсказуемости, которые вносит в рыночную экономику инновационный процесс. Многие авторы считают, что в условиях относительно стабильного и предсказуемого экономического развития, наблюдаемого в 1950-60-х гг., преобладала модель «статической оптимизации», основанная на жесткой иерархической организации корпораций, на установлении сверху норм и способов функционирования нижестоящих звеньев структуры, на игнорировании инициативы снизу. В новых условиях хозяйствования такая модель оказывается малоэффективной. Поэтому на смену ей пришла концепция «динамической эволюции», основанная на автономии организационных структур, делегировании права принятия решения низовым ячейкам и всемерном стимулировании инициативы снизу [2]. Это находит выражение в процессах, которые характерны для развития современной экономики: отказ от принципа «экономии на масштабах», децентрализация производства и управления, разукрупнение фирм и создание автономных образований при крупных корпорациях. В рамках указанных выше процессов - обобществления производства и увеличения степени свободы каждого экономического субъекта - и происходит эволюция отношений собственности и распределения. Она проявляется, с одной стороны, в развитии коллективных форм собственности, с другой - в усилении роли личного предпринимательства и антрепренерства в различных его формах.

Возрастающая неопределенность является характерной чертой новой ситуации, складывающейся в связи с развитием экономики постиндустриального типа. В условиях неопределенности индивид должен быть готовым ко многому, к любым изменениям в ситуации. Это означает, что он должен быть высокомобилен, быть готовым к возможным переменам в организации жизненного цикла. Следует рассмотреть и объективную в отношении индивида детерминанту мобильности - микроэкономические процессы, протекающие в российском обществе. Данная детерминанта является фундаментальной в связи с ее первостепенной, по нашему мнению, значимостью для развития российского общества. Именно ей следует отдать приоритет, так как на ее основе возможно успешное решение ведущих социальных, общественно-политических и культурных проблем. Особенность мобильности, обусловленная данной причиной, заключается

в том, что к ее проявлению вынуждают независимые от воли и сознания человека силы. Мобильность, обусловленная стремлением индивида «найти себя» в социуме, реализовать себя, приближена к свободным типам [3, с. 50].

К объективным детерминантам мобильности в условиях развития экономики постиндустриального типа следует отнести следующие факторы:

• неопределенность общей экономической ситуации;

• высокая скорость изменений;

• нелинейность изменений и их результатов;

• конкурентность как неизбежное препятствие при достижении цели, требующая проявления конкурентоспособности и самой личности;

• постоянное возникновение новых вызовов, требующих инновационного подхода для их решения;

• увеличение вероятности проявления диспропорций и дисбаланса между отдельными элементами социально-экономической системы;

• возросшая значимость нетипичных видов занятости и организации труда;

• • увеличение фактора рисков на микроуровне и макроуровне.

Разумеется, активные перемещения индивида в экономической сфере необходимы экономике для ее успешного функционирования. Экономически активное население составляет экономический потенциал региона. Утечка потенциала негативно сказывается на возможностях экономического роста. Поэтому воспроизводство потенциала выступает стратегической целью региона. Производство специалистов высокого класса образовательной системой региона само по себе есть факт положительный, но если специалисты не находят применения профессиональному и образовательному потенциалу, то они вынуждены искать удовлетворение в труде в местах, где их труд будет максимально эффективен с этих позиций, утечка специалистов получает свое закономерное и логичное объяснение [4, с. 11-12].

Эти специалисты в новых условиях получают возможность найти применение своего потенциала, не покидая региона проживания, применяя принципы предпринимательства. Инновационное развитие изменило спектр возможностей для реализации способностей у лиц с высоким научным и образовательным потенциалом.

Производство специалистов, не востребованных данной региональной экономикой, порождает процессы перемещения трудового потенциала. Региону нет нужды добиваться повышения качества подготовки специалистов. Специалисты должны соответствовать потребностям (данному ее состоянию) региональной экономики. Однако, с точки зрения государственных интересов, эта же ситуация выглядит иначе, если подготовка специалистов высокого уровня необходима экономике страны в целом. И тогда перемещение специалистов из региона в другой необходимо расценивать как позитивное явление.

Сфера образования претерпела существенные изменения в новых условиях российской действительности. Классическая система жесткого управления образовательными учреждениями с гарантиями финансирования и установленными принципами будущего развития сменилась новой парадигмой: учреждения профессионального образования предоставляют населению лишь образовательные услуги. Экономическая эффективность вступила в конкуренцию с одной из главных целей образования - вооружение обучаемого необходимыми для успешной профессиональной и социальной жизни знаниями [5].

В условиях советской действительности главным мотивом в деятельности преподавателя было осознание себя в качестве ведущего элемента общества, ощущение, что от него лично зависит успех в решении государственных и народных задач обеспечения качественного образования населения. Детерминанта была всецело во многом идеологической и политически обоснованной. Никто и не помышлял об экономической эффективности, о материальной выгоде. Предпринимательство как неотъемлемая черта капиталистической общественной системы законодательно отрицалось.

Все кардинально изменилось после распада СССР, в рыночных условиях России экономическая детерминанта неизбежно конфликтует с идеологической и в целом составляющей жизни. Для обеспечения высокой мобильности в решении экономических задач индивид, стремящийся добиться успеха в жизни, вынужден проявлять мобильность и в сфере получения и обогащения образовательного потенциала. Высокая мотивация на получение образования определяет выбор индивидом уровня желаемого образования, формы обучения и его требования к качеству. Вместе с этим необходимо учитывать другой фактор, влияющий на мобильность индивида, - показатели демократических изменений, произошедших в стране. Государство отказалось гарантировать человеку, получившему образование в государственном учебном заведении, рабочее место на производстве. Новая политика государства заключается в том, чтобы каждый индивид самостоятельно выбирал образовательную направленность, а образовательные учреждения сами заботились о своем существовании, набирая абитуриентов самостоятельно. Это привело к тому, что сегодня индивид выстраивает трудовые и образовательные стратегии все более свободно. Экономические институты и организации, образовательные учреждения становятся узловыми пунктами в выстраивании собственного интеллектуального капитала [6, с. 94].

Нами образовательный потенциал индивида рассматривается через призму главной детерминанты мобильности - структуру экономической системы общества. В этом случае образование следует рассмотреть только как средство для решения задачи обеспечения материального существования и для многих -обеспечение выживания. В конце 1980-х гг. новые цели развития общества, как известно, создали новую жизненную перспективу, в которой деньги стали сильнейшим конкурентом культурного престижа, а доходы перестали даже симво-

лически соотноситься с профессионально-образовательной квалификацией [7, с. 32]. Быстрее многих социальных групп на этот вызов отреагировала молодежь, кардинально переориентировавшая свои интересы [8, с. 152]. При этом для них образование стало функциональным приложением к механизму достижения новых ценностей, что сказывается на системе образования в целом.

Однако до сих пор господствующее отношение к образованию есть отношение к нему как средству. Поэтому для понимания сущности мобильности населения в вопросах образования, прежде всего, необходимо учитывать, что оно выбирается по значимости специальности для будущей материально обеспеченной жизни. Здесь потребители образовательной услуги в своих рациональных решениях ориентируются на размер заработной платы.

Отметим, что наиболее высокая среднемесячная заработная плата в Республике Башкортостан наблюдается в сферах, которые не связаны с рабочим трудом: сферы кредитования, финансов и страхования. Хотя если сравнить эту информацию с состоянием дел в 1990-х гг., то там такой значимой дифференциации мы не увидим. Это отразилось на выборе молодыми людьми предпочтений при решении своих образовательных проблем.

Данный факт явился причиной нарушения баланса в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием в сторону увеличения лиц с экономическим образованием и проявления процессов неблагоприятной для экономики республики мобильности выпускников высших учебных заведений. Данный факт неоднократно отмечался представителями государственной власти республики в последние годы. Но проблема не поддается разрешению ввиду того, что граждане в новых социально-политических условиях российской действительности самостоятельно решают вопрос о специальности получаемого образования.

Учитывая тот факт, что преимущество при поступлении в вузы имеют жители крупных городов, например Уфы в Республике Башкортостан, то большая часть экономически активного населения получает высшее образование. Рабочие же места занимают жители сельской местности и иммигранты из ближнего зарубежья.

Общая тенденция в определении приоритетов молодежи заключается в том, чтобы получить образование, которое будет конкурентным на рынке труда, высокооплачиваемым и престижным. Таковым сегодня выступает факт получения высшего образования. Данная мотивация сильно повлияла на систему начального профессионального образования. Но начиная с 1990 г. подготовка рабочих специальностей существенно сокращается практически по всем профессиям.

Большая часть рабочих с полученной новой специальностью - актуальной и необходимой для предприятий - появляется за счет целенаправленной сознательной инициативы со стороны заинтересованного работодателя, что делает такой способ обучения максимально эффективным. Хорошие показатели в Республике Башкортостан сложились в городах Туймазы, Бирске, Белорецке, в

Татышлинском, Благоварском и Бураевском районах. Подготовка рабочих к 2015 г. по целевым договорам в республике начиная с 1992 г. увеличилась в семь раз. Увеличение произошло главным образом за счет индивидуальных договоров с отдельными гражданами, что свидетельствует об их свободном сознательном решении получить престижную рабочую профессию и отчасти как результат обучения службы занятости. Практически нет прогресса в этом вопросе со стороны работодателя, которым, видимо, не выгодно вкладывать собственные средства в рабочий потенциал. Отсутствие потребности у предприятий в рабочих косвенно свидетельствует об ориентации на традиционную экономику рабочих с новыми специальностями [9].

Но развивающаяся экономическая сфера региона накладывает свои требования к уровню и качеству образованности рабочего. Население готово вкладывать личные средства в собственное образование, поэтому доля граждан с высоким уровнем образования возрастает [10]. В сравнении с общероссийской тенденцией в Республике Башкортостан удалось в основном сохранить систему начального и среднего профессионального образования [11, с. 89-92].

Социальная мобильность планомерно трансформируется в зависимости от технико-технологического состояния общества. Характер работы, который выполнялся крестьянами, настолько примитивен, что не требует от него образованности, квалификации и особых способностей за пределами способностей выносить тяжелый рутинный физический труд. Положение меняется в индустриальном обществе, основанном на работе машин и механизмов. Постепенно общество начинает нуждаться в интеллектуальных служащих и операторах. Люди, обладающие этими качествами, должны были преодолевать барьеры, установленные социумом в виде прежних традиций, социальных норм, ценностей. Прежние каналы мобильности совершенно не удовлетворяли складывающимся новым условиям экономического бытия [12, с. 43]. Поэтому технические революции нацелены на разрушение каналов отжившей мобильности и формирование новых каналов, требующих индивидуальной мотивации. Наиболее способные люди должны были занять то место в социуме, где их способностям найдется максимально эффективное применение. Стала ясна и очевидна проявившаяся зависимость социальной мобильности населения от степени научно-технического развития отдельных отраслей экономики. Научно-техническое состояние общества становится главным фактором мобильности. Понятие «фактор» обозначает такую причину какого-либо явления, представленную в обстоятельствах реальности, которые напрямую не вызывают следствие, а лишь увеличивают вероятность его возникновения. Подобное смысловое содержание следует применять и в отношении научно-технического развития как фактора. Научно-техническое развитие общества не вызывает прямого линейного влияния на рост мобильности, но опосредованно создает условия для неизбежного изменения в

структуре мобильности. Способности к мобильности передаются по наследству механически, не связаны отдельно взятой субкультурой и даже прямо не зависят от материального благосостояния семьи [13, с. 198-199].

Новым требованиям мобильности соответствует переходная форма рынка труда, в которой происходит дробление функций, появление уникальных типов трудовой деятельности. Особенно развитие сферы информационных технологий на сегодняшний день создает спрос на специалистов высокой квалификации [14, с. 67]. Большое внимание уделяется изучению профессиональной карьеры и проблемы профессиональной мобильности (изменению статуса индивида в социально-профессиональной структуре общества). Актуальными становятся исследования видов и причин мобильности, ее социальной обусловленности.

Это требует от субъекта высокой образовательной и профессиональной мобильности [15]. Другая тенденция проявляется в формировании нетипичных видов занятости, когда в производстве появляется необходимость во временных работниках, не на постоянной основе. Скорость изменений в технологиях делает производство сферой значительной неопределенности, к которой вынуждены адаптироваться субъекты. Это требует от них развития особого творческого инновационного мышления, и высокая мобильность является единственным гарантом адаптации к этим условиям. Данный факт отразился на образовательной мобильности экономически активного населения Республики Башкортостан.

Также отмечается тенденция увеличения доли лиц с высшим образованием и отказ молодого поколения связывать будущую жизнь с рабочими специальностями, что породило определенный дисбаланс в потребности рабочей силы на рынке труда [16, с. 93-98]. Однако если абстрагироваться от качества высшего образования, то очевидна тенденция субъектов совершенствовать образовательный и профессиональный потенциал, развивать способности, которые требуют отрасли постиндустриального этапа экономики. Являясь важнейшей стороной общественного организма, нацеленной на решение задач общественного развития и индивидуального благополучия, мобильность индивида, социальных групп выполняет функцию быстрой реализации целей в экономической, политической и социокультурной областях. Максимально сокращая время достижения успеха в деятельности, мобильность стимулирует внедрение инноваций в жизнь общества, обеспечивает многостороннюю гармонизацию процессов общественного бытия, становясь фактором развития способностей человека, стимулируя их на полную реализацию сущности сил индивида в различных видах деятельности [17, с. 57]. В свою очередь, достигнутый более высокий уровень развития общества становится необходимой базой для последующего совершенствования мобильности как способности и как необходимости прогрессивного развития индивида и социальных групп. Мобильность, по своей сути, является тем катализатором, который ускоряет развитие вещественных и личностных компонентов общественной системы, способствует прогрессивному развитию сфер общественной жизни [18, с. 127-134].

В изменчивом мире, в котором социальные кризисы становятся естественным явлением, а перспективное планирование оказывается затрудненным, особую актуальность приобретает стратегическое мышление как ценность в обществе риска. Необходимо найти баланс между стратегиями прошлого и стратегиями, ориентированными на использование возможностей для социального и духовного развития. Стратегическое мышление как эвристическая управленческая деятельность направлено на формирование пути устойчивого развития к долговременной цели, формирует стратегическое действие. Поэтому задачи исследования гармонизации интересов личности с тактическими и стратегическими интересами социальной организации связаны с сохранением стратегического мышления, развитием гуманитарной культуры, формированием процесса самореализации [19, с. 15].

Мобильность получает свое развитие в процессе разрешения противоречия между субъективными особенностями личности и объективными условиями его реализации в жизнедеятельности [20, с. 23-33]. Совпадение объективного и субъективного обеспечивает мобильному поведению дополнительный экономический и социальный эффект. Мобильность как социальное явление представляет собой процесс, который воспроизводится всякий раз, когда человек, решая вставшую перед ним задачу, в достаточной степени свободен как от внешних, так и от внутренних зависимостей. Общество, развиваясь естественно-историческим путем, создает объективные предпосылки для проявления мобильности. С новым уровнем общественного развития появляются условия, которые обусловливают реализацию мобильного поведения в качественных единственно эффективных программах самореализации. Вместе с тем мобильность возникает на основе совокупности необходимых для этой деятельности субъективных качеств личности. Сами по себе качества есть нечто безотносительное для мобильности, они даны человеку изначально. Стимулом к их «оживлению» выступает личностный интерес как осознанная необходимость, которая запускает сложный и противоречивый механизм реализации различных видов мобильности субъекта.

Список литературы

1. Бикметов Е.Ю., Галиханова Ю.Р., Салихова Э.М. Трудовая мобильность научно-педагогических работников негосударственных вузов: социальные проблемы и механизм регулирования / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. -Уфа, 2010. - 262 с.

2. The Competitive challenge : Strategies for industrial innovation a renewal / Ed. by David J. Teece. - Cambridge (Mass.): Ballinger publ. co., 1987. - XII. - 256 p.

3. Самситдинов И.З. Факторы мобильности в социально-экономическом и культурном развитии региона // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 5 (71). - С. 50-56.

4. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 3-11.

5. Самситдинов И.З. Образовательная деятельность учителей в контексте перехода к стандартам третьего поколения // Учитель Башкортостана. - Уфа. -2014. - № 1. - С. 90-92.

6. Самситдинов З.Г., Самситдинов И.З. Процесс реформирования системы образования Республики Башкортостан // Роль родных языков в развитии национальных культур Республики Башкортостан: материалы регион. науч.-практ. конф. - Бирск, 2013. - С. 92-95.

7. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 29-40.

8. Козалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. - Новосибирск, 1989. - 152 с.

9. Самситдинова А.Ш. Инновационное развитие профессионального образования // Учитель Башкортостана. - 2014. - № 7. - С. 75-78.

10. Беляева Л.А. Доходное неравенство в российском обществе: социальные последствия и проблемы // Вестник Института социологии. - 2018. -№ 26. - С. 83-100.

11. Булатова З.А., Самситдинов И.З. Менеджмент в сфере образования: учеб.-метод. пособие / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2016. - 138 с.

12. Голенкова З.Т., Игитханян К.Д. Наемные работники: некоторые черты формирующегося класса // Социологические исследования. - 2002. - № 9. -С.41-50.

13. Институциональное изменениям в экономике российских регионов: моногр. / под ред. В.Л. Тамбовцева. - М.: Проспект, 2017. - 240 с.

14. Рыбьякова А.В. Социологическая трактовка идеи социальной мобильности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2020. - № 2. - С. 59-71.

15. Ковалева А.И. Профессиональная мобильность // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 298-300.

16. Бурдье П., Пассерон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: Просвещение, 2007. - 267 с.

17. Файзуллин Ф.С., Самситдинов И.З. Проблемы социальной мобильности в современном обществе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: в 5 ч. - Екатеринбург, 2008. - Ч. 1. - С. 56-60.

18. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов / пер. с фр. О.В. Ковеневой. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 576 с.

19. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В. Проблема гармонизации стратегического и тактического действия в современном обществе риска: социально-

методологический аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2022. - № 3. - С. 8-19.

20. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 269 с.

References

1. Bikmetov E.Iu., Galikhanova Iu.R., Salikhova E.M. Trudovaia mobil'nost' nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov negosudarstvennykh vuzov: sotsial'nye problemy i mekhanizm regulirovaniia [Labor mobility of scientific and pedagogical workers of non-state universities: Social problems and mechanism of regulation]. Ufa, USATU, 2010, 262 p.

2. The competitive challenge: Strategies for industrial innovation a renewal. Ed. D.J. Teece. Cambridge (Mass.), Ballinger publ. co., 1987, XII, 256 p.

3. Samsitdinov I.Z. Faktory mobil'nosti v sotsial'no-ekonomicheskom i kul'turnom razvitii regiona [Mobility factors in socio-economical and cultural regional development]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 5 (71), pp. 50-56.

4. Zaslavskaia T.I. Sotsiostrukturnyi aspekt transformatsii rossiiskogo obshchestva [Sociostructural aspect of the transformation of Russian society]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2001, no. 8, pp. 3-11.

5. Samsitdinov I.Z. Obrazovatel'naia deiatel'nost' uchitelei v kontekste perekhoda k standartam tret'ego pokoleniia [Educational activities of teachers during transition to third generation standards]. Uchitel' Bashkortostana, Ufa, 2014, no. 1, pp. 90-92.

6. Samsitdinov Z.G., Samsitdinov I.Z. Protsess reformirovaniia sistemy obrazovaniia Respubliki Bashkortostan [Process of reforming education system in the Republic of Bashkortostan]. Rol' rodnykh iazykov v razvitii natsional'nykh kul'tur Respubliki Bashkortostan. Proc. Regional Acad. Cond. Birsk, 2013, pp. 92-95.

7. Arutiunian Iu.V. O sotsial'noi strukture obshchestva postsovetskoi Rossii [On the social structure of post-Soviet Russian society]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2002, no. 9, pp. 29-40.

8. Kozals L.Ia. Sotsial'nyi mekhanizm innovatsionnykh protsessov [Social mechanism of innovation processes]. Novosibirsk, 1989, 152 p.

9. Samsitdinova A.Sh. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniia [Innovative development of vocational education]. Uchitel' Bashkortostana, 2014, no. 7, pp. 75-78.

10. Beliaeva L.A. Dokhodnoe neravenstvo v rossiiskom obshchestve: sotsial'nye posledstviia i problemy [Income inequality in Russian society: Social consequences and issues]. VestnikInstituta sotsiologii, 2018, no. 26, pp. 83-100.

11. Bulatova Z.A., Samsitdinov I.Z. Menedzhment v sfere obrazovaniia [Management in the field of education]. Ufa, USATU, 201б, i3S p.

12. Golenkova Z.T., Igitkhanian K.D. Naemnye rabotniki: nekotorye cherty formiruiushchegosia klassa [Wage workers: Some features of the emerging class]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2002, no. 9, pp. 41-50.

13. Institutsional'noe izmeneniiam v ekonomike rossiiskikh regionov [Institutional changes in the economy of Russian regions]. Ed. V.L. Tambovtsev. Moscow, Prospekt, 2017, 240 p.

14. Ryb'iakova A.V. Sotsiologicheskaia traktovka idei sotsial'noi mobil'nosti [Sociological interpretation of the idea of social mobility]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2020, no. 2, pp. 59-71.

15. Kovaleva A.I. Professional'naia mobil'nost' [Professional mobility]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2012, no. i, pp. 29S-300.

16. Bourdieu P., Passeron J.C. La reproduction Eléments pour une théorie du système d'enseignement (Russ. ed.: Burd'e P., Passeron Zh.-K. Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniia. Moscow, Prosveshchenie, 2007, 2б7 p.).

17. Faizullin F.S., Samsitdinov I.Z. Problemy sotsial'noi mobil'nosti v sovremennom obshchestve [Problems of social mobility in modern society]. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiia, opyt empiricheskogo issledovaniia, Yekaterinburg, 200S, prt. i, pp. 5б-б0.

iS. Boltanski L., Thévenot L. À propos de De la justification (Russ. ed.: Boltanski L., Teveno L. Kritika i obosnovanie spravedlivosti: Ocherki sotsiologii gradov. Moscwo, Novoe literaturnoe obozrenie, 2013, 57б p.).

19. Bikmetov E.Iu., Luk'ianov A.V. Problema garmonizatsii strategicheskogo i takticheskogo deistviia v sovremennom obshchestve riska: sotsial'no-metodologicheskii aspekt [The problem of harmonization of strategic and tactical actions in the modern risk society: Socio-methodological aspect]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. S-i9.

20. Parsons T. The system of modern societies (Russ. ed.: Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv. Moscow, Aspekt Press, i99S, 2б9 p.).

Оригинальность 90 %

Поступила 13.01.2023 Одобрена 0S.02.2023 Принята к публикации 11.05.2023

I.Z. Samsitdinov

FEATURES OF SOCIAL MOBILITY OF THE POPULATION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO POST-INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF SOCIETY: THE CASE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Studying the phenomenon of social mobility of the population remains relevant at all times and for all countries. In the twentieth century scholars actively researched this problem, so do they at present. Nowadays, with the development of post-industrial economy and especially due to the situation in the international arena, increasing uncertainty is a characteristic feature of society. Under conditions of uncertainty, an individual has to be prepared for many things, for any changes in the situation. This means that a person has to be highly mobile, to be ready for possible changes in the organisation of the life cycle.

We should also note the determinant of mobility - the microeconomic processes taking place in the Russian society. This determinant is fundamental due to its paramount importance, in our opinion, for the development of the Russian society, as it is the basis for successful solution of the pressing social, socio-political and cultural problems. The situation of educational uncertainty causes atypical forms of subject's adaptation, which subsequently become a significant vector of his/her development and individualization. In order to ensure high mobility in solving economic problems, an individual striving for success in life is forced to be mobile also in the sphere of obtaining and enriching educational potential.

Regional peculiarities of social mobility are an important aspect. The developing economic sphere of the region imposes its own requirements on the level and quality of education of the worker. The population is trying to invest personal money in their own education, accordingly the proportion of citizens with higher education is gradually increasing.

Keywords: social mobility, region, individual, youth, labour market, economic potential.

Ilnur Z. Samsitdinov - Employee of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan, e-mail: ilfat_samsitdino@mail.ru.

Received 13.01.2023 Approved 08.02.2023 Accepted for publication 11.05.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов по отношению к статье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Самситдинов, И.З. Особенности социальной мобильности населения в условиях перехода к постиндустриальному развитию общества: на примере Республики Башкортостан / И.З. Самситдинов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 2. -С. 119-130.

Please cite this article in English as:

Samsitdinov I.Z. Features of social mobility of the population in the conditions of transition to post-industrial development of society: the case of the Republic of Bashkortostan. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 2, pp. 119-130 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.