Научная статья на тему 'Республика Башкортостан в государственно-правовой системе России'

Республика Башкортостан в государственно-правовой системе России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1575
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПРЕЗИДЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / CONSTITUTION / FEDERALISM / PRESIDENT / STATE GOVERNMENT / REGION / POLITICAL AND LEGAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самситдинов Ильфат Закиевич

В статье освещаются политико-правовые аспекты государственного статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции и проблемы развития федерализма, трансформации современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Bashkortostan in Russia’s state-legal system

This article has been lighted political and legal aspects of the state status of Republic of Bashkortostan as a subject of the Russian Federation. It has been considered the main trends and problems of developing of federalism, the transformation of the modern political and legal foundations of the state status of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Республика Башкортостан в государственно-правовой системе России»

Экономика регионов и региональное развитие

Республика Башкортостан в государственно-правовой системе России

И.З. Самситдинов

В статье освещаются политико-правовые аспекты государственного статуса Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции и проблемы развития федерализма, трансформации современных политико-правовых основ государственного статуса Республики Башкортостан.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, конституция, федерализм, президент, государственное управление, регион, политико-правовое развитие

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 3 (16). С. 81-86.

Система власти в России с 1985 г. находится в процессе перехода от модели, в которой «народ» и «власть» составляли единый и единственный «одноклеточный» политический организм, к новой, в которой государство выступает в качестве самостоятельного актора, находящегося в системе политических отношений с институтами гражданского общества [1, с. 52]. Российская Федерация, как известно, имеет трехуровневую структуру организации исполнительной власти, в которой федеральный и региональный уровни имеют чисто государственную природу.

Большинство субъектов РФ имеет структуру, сходную с федеральной. В то же время федеральное законодательство допускает определенную самостоятельность регионов в вопросах определения структуры исполнительных органов государственной власти (ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). В результате российские регионы получают возможность, во-первых, устанавливать ту модель исполнительной власти, которая лучше всего им подходит, а во-вторых, корректировать существующую структуру в ту или иную сторону [2, с. 366].

На открывшейся 4 апреля 1990 г. первой сессии Верховного Совета Башкирской АССР состоялись выборы его председателя. На этот пост претендовали 8 народных депутатов, и результаты выборов отнюдь не были предрешены (о чем говорит, в частности, тот факт, что в первом туре голосования никто не набрал нужного количества голосов). Во втором туре как

Самситдинов Ильфат Закиевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Белорецкого филиала Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].

М.Г. Рахимов, так и М.К. Ресбаев имели шансы на победу, и в итоге председателем был избран производственник М.Г. Рахимов [3].

В это время распад СССР, конец всевластия КПСС, курс администрации Б.Н. Ельцина на дальнейшую демократизацию общества и создание основ правового государства способствовали развитию суверенных прав республик - субъектов РФ, в том числе Республики Башкортостан (РБ). Движение по этому пути, однако, было очень сложным и противоречивым. Значительным шагом стало подписание 31 марта 1992 г. между руководством России и органами власти суверенных республик в ее составе Федеративного договора; в тот же день было подписано приложение к нему от Республики Башкортостан.

Федеративный договор укреплял договорные отношения республик с федеральным центром. В Приложении было зафиксировано обоюдное согласованное право РБ иметь самостоятельную систему законодательства, суда и прокуратуры. В нем было также закреплено право регулирования всех общественных вопросов, кроме тех, которые передавались в ведение соответствующих органов Российской Федерации. Особые модели суверенитета были созданы республиками Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Тыва, Ингушетия и Бурятия. Такое положение дел было обусловлено недооценкой в региональном законотворчестве такого важнейшего требования суверенитета РФ, как территориальная целостность страны, что означает, в частности, прерогативу российского государства на установление единой государственной границы в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права [4, с. 157, 569].

Сразу же после принятия Декларации наступил непродолжительный период «двоевластия» в республике. Исходя из действующего на тот момент регламента Верховного Совета, его президиум и Совет Министров обладали практически равновеликими полномочиями и одинаковой ответственностью перед законодательным собранием. Это юридическое несоответствие привело к формированию в республиканской системе власти двух центров, отражением чего и стал конфликт между председателем Совмина М.П. Миргазя-мовым и М.Г. Рахимовым [5, с. 69].

К середине 1991 г. Верховным Советом были внесены соответствующие поправки в Конституцию БАССР. Повышение статуса руководящих органов Верховного Совета мотивировалось необходимостью укрепления самостоятельности республиканских органов власти и в целом было созвучно процессам, происходящим в других республиках, в которых именно в это время учреждался институт президентства [6]. В прошедших 12 декабря выборах Президента РБ приняли участие 62% общего числа избирателей. За кандидатуру М.Г. Рахимова было отдано 64% голосов, за Р.Ф. Кадырова - 28%. Вновь избранный президент принес присягу и вступил в должность [7, с. 206].

К 1993 г. был подготовлен проект новой Конституции РБ, и 24 декабря 1993 г. она была принята на очередной сессии Верховного Совета РБ. Эта

Конституция закрепила то новое, что было наработано за предшествующие годы в государственно-правовом развитии РБ. Она зафиксировала достигнутый уровень самостоятельности Башкортостана, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон его жизни, а также социально-экономического развития [4, с. 570].

Большое значение в общественно-политической жизни республики имело подписание 3 августа 1994 г. Договора РФ и РБ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий как важнейшей части отношений между федеральным центром и субъектом РФ. Данный документ подтвердил новый государственно-правовой статус республики, признал право многонационального народа Башкортостана самому решать многие вопросы, связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, внешнеэкономической деятельностью республики [9].

В соответствии с новой Конституцией РБ в республике был создан двухпалатный парламент (Государственное собрание - Курултай), состоящий из палаты представителей и законодательной палаты. Выборы в новый парламент состоялись 5 марта 1995 г., в палату представителей было избрано 154 депутата, в законодательную - 40 [5, с. 113].

Общественно-политическая жизнь республики, как и всей Российской Федерации, была тесно связана с выборами в Государственную Думу РФ в декабре 1995 г. и Президента РФ в 1996 г. Эти выборы показали, что большинство населения республики поддерживает коммунистов, чьи позиции в регионе были всегда сильны. Другие партии, такие как «Яблоко» и ЛДПР, набрали лишь 4,42% и 4,73% соответственно. Подтверждением доверия к действующему Президенту РБ стало избрание 14 июня 1998 г. М.Г. Рахимова на второй срок. Его соперник, министр лесного хозяйства Р.Г. Казаккулов, получил лишь 9% голосов избирателей, в то время как за М.Г. Рахимова было отдано 70% [7, с. 208].

Приход к власти в 2000 г. В.В. Путина ознаменовал начало нового этапа в российской политической жизни, что отразилось и на отношениях Башкортостана с федеральным центром. Получив однозначный мандат доверия от народа, В.В. Путин продолжил выстраивание «вертикали власти», упорядочивая систему федеративных отношений, замыкая ее на политический центр и лишая властных полномочий региональную элиту, попытавшуюся конкурировать с ним путем создания федеральных общественно-политических движений «Отечество» и «Вся Россия». 12 мая 2000 г. В.В. Путиным был подписан Указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», установивший семь федеральных округов и существенно изменивший структуру территориального управления в стране [9].

Процесс приведения законодательных актов Башкортостана в соответствие с федеральными законами был очень долгим и болезненным. Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкор-

тостан», принятый 3 ноября 2000 г., позволил привести некоторые принципиальные положения Конституции РБ в соответствие с Конституцией РФ. Эти изменения, однако, не вполне удовлетворили федеральный центр, и противостояние республиканского руководства с центральными властями продолжалось более года. При этом в обществе высказывались различные, порой диаметрально противоположные мнения. Москву не устраивали пункты, где говорилось о добровольности, договорном характере отношений и ряд других. В ходе реформы были учтены пожелания федерального центра по основным положениям, касающимся государственно-правового статуса республики, о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов, по другим спорным вопросам [10].

К 2005 г. политический процесс в России полностью потерял какие-либо черты, типичные для федеративного государства. Более 50 губернаторов (глав регионов) получили власть из рук главы государства путем «наделения их полномочиями» [11. В Башкортостане концентрация власти в руках главы субъекта РФ достигалась за счет того, что он являлся «дважды своим» в регионе: территориально (как земляк) и национально (как башкир). В результате М.Г. Рахимов в октябре 2006 г. досрочно был наделен республиканским парламентом полномочиями главы исполнительной власти Башкортостана сроком на 5 лет [12].

Сложившаяся к настоящему времени система разделения власти между Российской Федерацией и ее субъектами далека от совершенства; это касается как правовой базы, громоздкой и во многом противоречивой, так и неэффективной системы институционального обеспечения федерализма. Совместные усилия федерального центра и субъектов Федерации были направлены на поиск и реализацию оптимального соотношения процессов централизации и децентрализации [13]. К концу 2008 г. фигуры глав регионов стали предметом острых конкурентных отношений между группами политического влияния в федеральном центре. Тонкость ситуации состояла в том, что механизм консолидации, обеспечения региональной политической лояльности и партнерства в разных субъектах Федерации строился по-разному [1, с. 56-57].

Начальный период руководства республикой был, пожалуй, наиболее сложным для Р.З. Хамитова. С первых недель им был провозглашен курс на модернизацию республики, которая должна была проявиться как в политической, так и в социально-экономической сфере. В области политики предполагалось оживить институты гражданского общества, в том числе через повышение открытости самой власти. Изменилась модель регионального правительства, в котором функции премьер-министра почти целый год выполнял сам действующий глава региона (ранее подобная практика была не характерна для политической системы республики). Впрочем, в мае 2011 г. премьер-министр все же был назначен (им стал А.Ф. Илимбетов) [14].

В регионах Приволжского федерального округа в настоящее время существуют две различные базовые модели региональной исполнительной вла-

сти: в большинстве республик должности губернатора и председателя регионального правительства разделены, а в большинстве областей эти должности совмещаются одним должностным лицом. Оба подхода вполне вписываются в общую модель организации исполнительной власти, в которой четко, хотя и с различными вариациями, различаются глава региона (президент или губернатор) и собственно исполнительная власть (правительство) [2, с. 369].

На выборах депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2011 г. и Президента РФ в марте 2012 г, а также в Государственное Собрание - Курултай РБ большинство населения республики поддержало партию «Единая Россия». Другие партии (КПРФ, ЛДПР, РПНУ «Патриоты России», «Альянс зеленых») набрали лишь незначительное число голосов.

Государственное управление на основе законодательно выверенной системы и современных технологий остается важнейшей целью для Башкортостана. Ее достижение - объективно сложный и длительный процесс, но времени для него отпущено очень мало. Если европейские модели власти формировались веками, то современная российская система государственного управления - за считанные годы. Она может измениться в той мере и в том направлении, в какой это необходимо для достижения значимых результатов при условии сохранения большинства характерных для нее управленческих инструментов.

Литература

1. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис. - 2009. - № 2. - С. 52-59.

2. Иванов А. С. Основные институциональные модели организации региональной исполнительной власти (на примере регионов Приволжского федерального округа) // Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2011. - С. 366-369.

3. Буранчин А.М., Бадранов А.Ш. Республика Башкортостан в системе российского федерализма. - Уфа, 2009. - С. 41.

4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. - Уфа, 2006. - Т. 2.

5. Буранчин А.М. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. - Уфа, 2006.

6. Азнагулов В.Г., Хамитова З.Г. Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. - Уфа, 2005. - С. 174.

7. История Башкортостана. 1917-1990-е годы: в 2-х тт. - Уфа, 2005. - Т. 2: 1945-1990.

8. Еникеев З.И. Конституционно-правовое развитие Башкортостана. - Уфа, 2008. - С. 33-37.

9. Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. - Уфа, 2003. - С. 165-166.

10. Бускунов А.М. Социально-политическое развитие Республики Башкортостан. - Уфа, 2012. - С. 143-144.

11. Аюпов М.А. Союзно-российский контекст перемен // История башкирского народа: в 7 тт. Уфа, 2012. - Т. 7. - С. 41.

12. Республика Башкортостан. - 2006. - 17 окт.

13. Гайдук В.В. Политико-правовые проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов // Социально-экономические и политические аспекты развития субъектов Российской Федерации. Сборник научных статей. - Уфа, 2005. - С. 6.

14. Евдокимов Н.А. Современные политико-властные изменения // История башкирского народа. В 7 тт.- Уфа, 2012. - Т. 7. - С. 110.

The Republic of Bashkortostan in Russia's state-legal system

Samsitdinov Il'fat - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the International Institute of Economics and Law (Beloretsk Branch)

This article has been lighted political and legal aspects of the state status of Republic of Bashkortostan as a subject of the Russian Federation. It has been considered the main trends and problems of developing of federalism, the transformation of the modern political and legal foundations of the state status of the Republic of Bashkortostan.

Key words: Republic of Bashkortostan, Constitution, federalism, President, state government, region, political and legal development

Address for correspondence: [email protected]

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 3 (16). P. 81-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.