В.Б. Скоморовський
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ УКРАИНЫ В СОСТАВ СССР
В статье анализируются особенности государственно-правового статуса Украины в канун создания СССР, рассматривается политика высшего партийного руководства по отношению к советским республикам, в частности УССР, исследуются механизмы и формы их взаимоотношений в контексте развития государственных процессов перед созданием единого союзного государства.
Ключевые слова: федеративные отношения, УССР, государственные процессы, государственно-правовые взаимоотношения, административно-территориальный уклад.
V.B. Skomorovskyi
STATE AND LEGAL INCORPORATION OF UKRAINE INTO THE USSR
In the article the characteristics the state and legal status of the Ukraine Republics are analysed before the creation of the USSR, the policy of the top party management in relation to the Soviet Republics, in particular Ukraine, is examined the mechanisms and forms of their interrelation are researched in the context of development of state formation processes before the creation of the unit stated.
Keywords: federal relations, USSR, state formation processes, State and legal interrelation, administrative and territorial structure.
Государственно-правовые связи советских республик до образования СССР уже имели признаки федеративности (наличие союзных отношений, общих органов власти, единство гражданства, вооруженных сил, финансов и т. д.). Инициаторами такого вида объединения с последующим созданием единого союзного государства выступило руководство советских республик. Определяющую роль в этом процессе сыграло высшее партийное руководство Российской Федерации при содействии соответствующих партийных организаций в советских республиках, в частности в Украине, где объединительные процессы проводились быстрыми темпами.
Как отмечает академик И. Минц, I Всеукраинский съезд Советов (11-12 декабря 1917 г.) принял резолюцию «Об организации власти в Украине», где было официально задекларировано, что Украина провозглашается Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов1. Национальная политика Советского государства заложила в основу принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в «Декларации прав народов России» (1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (1918 г.). На территории бывшей Российской империи национальные правительства некоторых стран вели борьбу за национальную независимость в течение Гражданской войны (Центральна Рада в Украине). Такие процессы привели к провозглашению I Всеукраинским съездом Советов (25 декабря 1917 г.) Украинской Социалистической Советской Республики2.
На сегодняшний день ученые выделяют несколько этапов включения Украины в состав союзного государства. Одним из них было заключение военно-политического союза, который сложился летом 1919 г. 1 июня 1919 г. был под-
© Скоморовський Виталий Богданович, 2014
Кандидат исторических наук, доцент, проректор по научной работе Ивано-Франковского университета 86 права им. Короля Данилы Галицкого (г. Ивано-Франковск, Украина); e-mail: [email protected]
В.Б. Скоморовський • Политико-правовые основы включения Украины в состав СССР
писан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом»3. Отметим, что юридически декрет был актом высшего органа государственной власти РСФСР, который касался также других республик. В документе отмечалось: «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов признает необходимым провести тесное объединение: 1) военной организации и военного командования; 2) Советов народного хозяйства; 3) железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов и 5) комиссариатов труда советских социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма с тем, чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий»4. Объединение должно было осуществляться путем соглашения с Центральным Исполнительным Комитетом и Советами Народных Комиссаров указанных советских республик.
Единство УССР и РСФСР О. Юрченко рассматривал как результат функционирования единой экономической основы советских республик, т.е. социалистической системы хозяйства и социалистической собственности5. Основывалась она также на общей идеологии и единстве политического руководства со стороны партии.
В основу единства республик закладывалась общность союзной территории. Четко различались внешняя граница, единая для всех договорных республик, и границы между республиками, которые не имели международного значения. Территориальные вопросы советских республик решались на совещаниях представителей суверенных советских республик. При этом они исходили из таких факторов, как общность языка и культуры, экономическая жизнь, единство на- с
—I
ционального состава местного населения, экономическая важность этого района к для той или иной республики6. Был выработан порядок, согласно которому ре- р
а
шения по территориальным вопросам подлежали окончательному утверждению с общефедеративных органов. °
В основу определения соотношения территориальных связей федерации у
и договорных республик был заложен принцип их органического единства и с
т
взаимосвязи. С этой целью для Украины и других республик был разработан н
н
принцип их равноправия, который предусматривал равенство прав союзных й республик независимо от величины территории, численности населения, со- и
1Ь
стояния экономики, развития культуры и других факторов7. е
к
Государственные взаимоотношения получили конституционное закрепление в й основных законах советских республик, что стало правовой основой для развития | дальнейших отношений. Пункт 4 первого раздела Конституции УССР 1919 г. кон- | статировал: «Пориваючи ршучо з минулим, намагаючись знищити, разом з подшом №
го
загалу на класи, а також i нащональний гнгг i нащональну ворожнечу, Украшська ( Сощалютична Радянська Республша заявляе свш твердий намiр увшти в склад -г едино! Сощалгстично! Радянсько! Республши»8. Вместе с тем Украина заявляла 4 о полной солидарности с существующими ныне советскими республиками и о намерении вступить с ними в тесное политическое объединение. Д. Златопольский и О. Чистяков по этому поводу утверждают, что отношения между советскими республиками на начальном этапе рассматривались сквозь призму мер по восстановлению народного хозяйства обеих республик. Конкретных механизмов политического объединения республик еще не было выработано9. 87
Итогом процесса, который должен был закрепить советскую власть в Украине, стал заключенный 28 декабря 1920 г. между УССР и РСФСР союзный рабоче-крестьянский договор10. Статья 1 этого документа устанавливала, что РСФСР и УССР вступают в военный и хозяйственный союз, для чего объединяют народные комиссариаты обеих республик: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщений, почт и телеграфов, высший совет народного хозяйства11.
Итак, отмечает Б. Бабий, важнейшие сферы государственного управления были признаны общими для обеих республик и переданы под руководство РСФСР. Объединенные комиссариаты теперь осуществляли свои функции в Украине через своих уполномоченных, кандидатуры которых назначала Москва по согласованию с ВУЦИК. Такие уполномоченные входили в состав Совнаркома УССР на правах народных комиссаров12.
В феврале 1922 г. в Москве на совещании представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики делегации ВЦИК было поручено представлять интересы всех советских республик на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.), заключать от их имени любые договора и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении13.
В августе 1922 г. была создана специальная комиссия для выработки основ тесного объединения республик в новых условиях. В сентябре 1922 г. комиссия приняла «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми 3 республиками», который предусматривал вступление УССР, БССР, Грузинской ? ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР в состав РСФСР на автономных г. правах. 6 октября 1922 г. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) признавалась 2 необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федера-1 цией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских | Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного | выхода из состава Союза. Комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты | Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для об-
1 суждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора о
2 создании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.
° Первый Всесоюзный съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем
« приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик опреде-
0
| лялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была ° российская делегация - 1727 чел. (от Украины - 364)14. Съезд утвердил Декларацию 1 и Договор о создании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ° ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы
3 устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество
1 на основе пролетарского интернационализма. В. Чехович считает, что это стало | логическим итогом объеденительного движения советских республик на пути к
созданию единого государства15. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами. Юридическим закреплением создания 88 нового государства стала Конституция СССР, принятая 31 января 1924 г.16
Д.С. Воробьева • Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка
Таким образом, на основе результатов проведеного исследования можно утверждать:
1. Первой общей базой для оформления государственных связей между РСФСР и УССР служили документы более декларативного содержания, юридическая природа которых была невнятной и лишенной конкретики относительно содержания и объема декларируемых связей между конкретными государственными единицами.
2. Отсутствие четкой и ясно обозначенной общей правовой базы для отношений между РСФСР и УССР компенсировалось наличием тесного организационного единства руководящей политической силы - коммунистической партии России и коммунистической партии Украины как партийной ячейки союзной республики.
3. Законодательство советских республик в исследуемый период было направлено на закрепление и развитие федеративных отношений, что являлось действенным средством на пути к созданию единого государства.
1 См.: Минц И. И. История Великого Октября: в 3 т. Т. 3: Триумфальное шествие советской власти. М., 1979. С. 522.
2 См.: КульчицькийВ. С., НастюкМ. I., ТищикБ. Й. Iсторiя держави i права Украши. Львiв, 1996. С. 192.
3 См.: Там же.
4 См.: Декрет Всеросшського ЦВК про вшськовий союз радянських республш Росп, Украши, Латвп, Литви, Бшорусп для боротьби проти iмперiалiстiв (1 червня 1919 р.) // Хрестоматая з иторп держави 1 права Украши: у 2 т. Т. 2: Лютий 1917 - 1996 р. / В. Д. Гончаренко, А. Й. Рогожин, О. Д. Святоцький. КиГв, 1997. С. 151.
5 См.: Юрченко О. Украшсько-росшсьга стосунки шсля 1917 р. в правному аспекть Мюнхен, 1971. С. 304.
6 См.: Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История и перестройка. М., 1989. С. 34.
7 См.: Советское государственное право / под ред. С.С. Кравчука. М., 1985. С. 241.
8 См.: Конститущя Украшсько! Сощал^тично! Радянсько! Республши (березень 1919 р.) // Хрестома-тая з иторп держави i права Украши: у 2 т. Т. 2: Лютий 1917 - 1996 р. / В.Д. Гончаренко, А.Й. Рогожин, О.Д. Святоцький. Ки!в, 1997. С. 141.
9 См.: Златопольский Д. Л., Чистяков О. И. Образование Союза ССР. М., 1972. С. 122.
10 См.: Луцький I. Iсторiя укра!нського права. Львiв, 2011. С. 220.
11 См.: 1ванов В. Iсторiя держави i права Укра!ни: у 2 кн. Ки!в, 2003. Кн. 2. С. 57.
12 См.: Бабш Б. М. Союз РСР i роль Украши в його утвореннь Ки!в, 1972. С. 101.
13 См.: Златопольский Д. Л. Образование и развитие СССР как союзного государства. М., 1954. С. 107.
14 См.: Кульчицький В. С., Настюк М. I., Тищик Б. Й. Iсторiя держави i права Укра!ни. Львiв, 1996. С. 193.
15 См.: ЧеховичВ. А. Победа великого октября и становление государственного союза советских республик (1917-1922 гг.). Киев, 1986. С. 147.
16 См.: Образование СССР: сборник документов. 1917-1924 / под ред. Э.Б. Генкиной. М.; Л., 1949. С. 310.
Д.С. Воробьева
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА: ОПЫТ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИИ) И РЕСПУБЛИКИ ИРЛАНДИЯ
Статья посвящена исследованию вопроса становления и законодательного регламентирования института уполномоченного по правам ребенка в зарубежных странах - Соединенном Королевстве Великобритании и Республике Ирландия. Анализируется опыт создания и деятельности данного института в этих государствах.
Ключевые слова: права ребенка, институт уполномоченного по правам ребенка, конституционное право зарубежных стран.
© Воробьева Динара Сергеевна, 2014
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]