Научная статья на тему 'О статусе Украинской ССР до начала перестройки'

О статусе Украинской ССР до начала перестройки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1865
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКАЯ ССР / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПЕРЕСТРОЙКА / СССР / УКРАїНСЬКА РСР / ПРАВОВИЙ СТАТУС / ПЕРЕБУДОВА / СРСР / UKRAINIAN SSR / LEGAL STATUS / PERESTROIKA / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Омарова Айсел Азад Кызы

В статье исследуется правовой статус Украинской ССР до начала перестройки. Проводится анализ конституционных актов, законов и других нормативно-правовых актов, которые закрепляли статус Украинской ССР в составе СССР. На основе изучения нормативных источников и монографической литературы сделан вывод о противоречивости юридически закрепленного и действительно существующего статуса Украинской ССР в составе Союза до начала перестройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATUS OF UKRAINIAN SSR BEFORE THE BEGINNING OF PERESTROIKA

The article studies legal status of Ukrainian SSR before the beginning of Perestroika. Constitutional acts, laws and other regulatory acts are analyzed which fixed the status of Ukrainian SSR within USSR. On the basis of study of regulatory sources and monographs we came to conclusion that a contradiction existed between legally fixed and actual status of Ukrainian SSR within USSR before the beginning of Perestroika.

Текст научной работы на тему «О статусе Украинской ССР до начала перестройки»

УДК 340.15 (477)

Айсел Азад кызы Омарова,

аспирантка

Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

О СТАТУСЕ УКРАИНСКОЙ ССР ДО НАЧАЛА ПЕРЕСТРОЙКИ

В статье исследуется правовой статус Украинской ССР до начала перестройки. Проводится анализ конституционных актов, законов и других нормативно-правовых актов, которые закрепляли статус Украинской ССР в составе СССР. На основе изучения нормативных источников и монографической литературы сделан вывод о противоречивости юридически закрепленного и действительно существующего статуса Украинской ССР в составе Союза до начала перестройки.

Ключевые слова: Украинская ССР, правовой статус, перестройка, СССР.

Актуальность темы обусловлена тем, что Украина 23 года является независимым государством, однако начало пути к этой независимости приходится именно на годы так называемой перестройки - 1985-1991 гг. Именно в этот период Украина начинает осуществлять первые шаги как самостоятельное и независимое государство. В связи с этим особое внимание нужно уделить нормативно-правовым актам, действовавшим в указанный период, которые повлияли на возможность становления Украины как суверенного государства.

Целью публикации является определение правового статуса Украинской ССР в составе РСФСР до начала перестройки, а задачами - научно-правовой анализ конституционных актов, законов и других нормативно-правовых актов, которые закрепляли статус Украинской ССР в составе СССР.

Научные проблемы правового статуса Украинской ССР до начала перестройки, нормативно-правовые акты, действующие в указанный период, рассматривались в работах таких правоведов, как: Бурчак Ф. Г., Гончаренко В. Д., Ермолаев В. Н., Кукушкин Ю. С., Кульчицкий С. В., Лазарев Б. М., Мироненко А. Н., Пашко Л. А., Фукс С. Л., Чистяков О. И., Шемшученко Ю. С. и другие.

Как известно, Украина была одной из стран-основательниц СССР, образованного 30 декабря 1922 г. на 1-м съезде советов Союза ССР. Именно на этом съезде принята Декларация об образовании СССР 1922 г. [1] и Договор об образовании СССР 1922 г. [2]. В Декларации об образовании СССР отмечалось, что Союз является добровольным объединением народов, и за каждой из республик сохраняется право свободного выхода из СССР. Договор об образовании СССР в ст. 1 закреплял исчерпывающий перечень вопросов, принадлежащих к ведению Союза. В целом к полномочиям СССР относились вопросы общесоюзного значения, которые не ограничивали права союзных республик в решении внутриполитических вопросов. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г. не содержали прав союзных республик, кроме указанных выше, что давало возможность в дальнейшем решать вопрос объема полномочий союзных республик до максимального сужения.

Конституция СССР 1924 г. в ст. 1 дублировала положения Договора об образовании СССР относительно полномочий Союза и, что важно, этот перечень был исчерпывающим, и в ст. 3 закрепляла, что все другие вопросы решались союзными республиками самостоятельно [3]. Суверенитет союзных республик ограничивался лишь по вопросам, принадлежащим к компетенции СССР. Конституция предоставляла Союзу большие права, которые обеспечивали его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие на пути к социализму. Однако еще больше внимания

Основной Закон уделял гарантиям прав членов Союза - союзным республикам [18, с. 115].

Конституция УССР 1929 г. в ст. 3 подчеркивала, что Украинская ССР вошла в состав Союза как суверенное договорное государство, суверенитет которой ограничивался только полномочиями, переданными в ведение СССР [4]. Бюджет Украинской ССР утверждался ВУЦИК и был самостоятельной частью единого союзного бюджета (ст. 71). Как отмечает Мироненко О. М., Конституция УССР 1929 г. на высшем уровне закрепляла принцип верховенства общесоюзных органов и общесоюзного законодательства, что превращало провозглашенный суверенитет в политический миф [21, с. 40].

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституции СССР [5], согласно ст. 14 которой в перечне вопросов, отнесенных к ведению Союза, появились такие, как: изменение границ между союзными республиками, утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик, управления банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения, установление законодательства о браке и семье. Объем полномочий союзных органов по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. был увеличен, однако он все равно был исчерпывающим. Ст. 20 Конституции СССР 1936 г. подчеркивала, что в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным, действует общесоюзный закон. То есть уже на уровне союзной Конституции был закреплен принцип верховенства общесоюзных законов.

На основе новой союзной Конституции была принята Конституция УССР 1937 г. [6], которая уже не содержала нормы о том, что Украина является суверенным договорным государством в составе СССР. Право свободного выхода сохранилось в ст. 14, однако каким образом осуществлялось это право - не было прописано. Вопросы, которые принадлежали к ведению Украинская ССР, были такими же, как и полномочия Союза, однако на местном уровне в пределах республики. Поэтому при решении тех или иных вопросов Украинской ССР руководствовалась решениями союзных органов. Нормы о том, что бюджет Украинской ССР является самостоятельной частью союзного бюджета, уже не было. Установление границ и районного деления областей Украинской ССР в соответствии со ст. 19 Конституции УССР было в ведении Украинской ССР.

В 1945 г. статус Украинской ССР несколько изменился - Украинская ССР вместе с БССР стали одними из стран-основательниц ООН. Также согласно ст. 18-а Конституции СССР 1977 г. [7] и ст. 74 Конституции УССР 1978 г. [8] Украинская ССР имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договора и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Конституции СССР 1977 г. и Украинской ССР 1978 г. содержали новые нормы, которые влияли на государственный строй. Одной из таких норм было конституционное закрепление единовластного статуса Коммунистической партии в ст. 6 указанных Конституции. КПСС контролировала в государстве абсолютно все: советский аппарат, силовые ведомства, средства массовой информации, профсоюзы и общественные организации. Это была уже не партия, а государственная структура [19, с. 3-4] Любое решение союзного или республиканского характера обсуждалось и принималось соответствующее постановление ЦК КПСС. Так, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве» [12] ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязывали союзные республики разработать и осуществить мероприятия, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан, а также на улучшение организации закупок сельскохозяйственной продукции у населения. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении «О дальнейшем

развитии высшей школы и повышения качества подготовки специалистов» [13] также стремились к улучшению качества образования в коммунистическом направлении. Как видим, даже вопросы республиканского значения решались сначала в ЦК КПСС, а затем уже по решению партии действовали республиканские органы.

Конституция СССР 1977 г. впервые в прямой форме и специальной статье провозгласила на присущем ей высшем юридическом уровне принцип демократического централизма [20, с. 211]. Так называемый демократический централизм означал выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов нижестоящим. Этими вышестоящими органами были союзные органы власти, а не республиканские высшие органы власти, следовательно, отсутствовал настоящий суверенитет в его сущностном понимании. Украинская ССР не была исключением среди других союзных республик и республиканские высшие органы власти были низшими относительно высших союзных органов, поэтому демократический централизм был преимуществом для Союза в целом, а не для Украинской ССР.

Однако о суверенитете союзных республик говорилось и в Конституциях, как союзной, так и республиканской. В ст. 76 Конституции СССР 1977 г. отмечалось, что все союзные республики являются суверенными. Ст. 68 Конституции Украинской ССР 1978 г. также закрепляла положение о том, что Украинская ССР является суверенным советским социалистическим государством. То есть юридически Украина признавалась государством, способным самостоятельно решать как внутригосударственные вопросы, так и вопросы взаимоотношений с другими государствами. О суверенитете Украины отмечалось и в Декларации Верховного Совета Украинской ССР от 20 апреля 1978 г. «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Украинской Советской Социалистической Республики» [11], которая закрепляла, что Украинская ССР принимает Конституцию 1978 г., выражая суверенную волю народа Украинской ССР. Однако Конституция Украинской ССР 1978 г. разрабатывалась и принималась сразу после принятия Конституции СССР 1977 г. и в полном соответствии с ней. Анализ республиканской Конституции показывает, что даже большинство статей являются продублированными с союзной Конституции. Поэтому утверждение, что Конституция Украинской ССР «выражала суверенную волю народа Украинской ССР» на самом деле было фиктивным.

По ст. 70 Конституции СССР 1977 г. государства, входившие в Союз, признавались равноправными, а их объединения - добровольным. Ст. 72 закрепляла право каждой союзной республики свободно выходить из Союза. Ограничение добровольности объединения союзных республик и право выхода союзной республики из состава СССР также закреплялось в Конституции Украинской ССР 1978 г. В ст. 69 отмечалось, что Украинская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Однако отсутствовал механизм выхода союзной республики из состава СССР, который не был прописан ни в Конституции СССР, ни в специальном законе. Все это делало право выхода из состава союза фикцией. Поэтому фактически после создания СССР Украинская ССР перестала быть независимым государством, потеряла свой суверенитет и возможность возврата к этой независимости, т. е. выход из Союза. Украинская ССР, как и другие союзные республики, фактически была одним из регионов СССР, а не равноправным членом союза.

Конституция Украинской ССР 1978 г. предоставляла соответствующие полномочия, относящиеся к ведению высших органов государственной власти и управления в Украине, а Конституция СССР 1977 г. закрепляла те полномочия, которые принадлежали к исключительному ведению Союза. Именно в союзной Конституции 1977 г. перечень полномочий Союза не был исчерпывающим. Это давало возможность для злоупотребления властью высшими союзными органами государственной власти и управления. Их детальный анализ приводит к выводу, что решения республиканских

органов власти или дублировали решения соответствующих союзных органов власти, или вообще действовали по прямому указанию высших союзных органов власти.

Статья 73 Конституции СССР 1977 г. все важнейшие вопросы жизнедеятельности государственного организма исключала из компетенции УССР и других союзных республик. Что касается полномочий, принадлежавших Украине, то и они не могли предоставляться без разрешения ЦК КПСС [21, с. 44].

Конституция Украинской ССР почти полностью дублировала союзную Конституцию. В ст. 4 украинской Конституции закреплялось, что все государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Украинской ССР и советские законы. То есть приоритетность союзной Конституции была закреплена на конституционном уровне.

Союзная Конституция в п. 1 ст. 73 устанавливала, что образование автономных областей в составе союзных республик является полномочием Союза, тогда как в Конституции Украинской ССР 1978 г. таких полномочий за ее органами государственной власти закреплено вообще не было. Такое полномочие давало возможность союзным органам иметь доступ к управлению административно-территориальным устройством Украинской ССР. Однако согласно п. 6 ст. 108 Конституции Украинской ССР 1978 г. определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР, установление и изменение границ и районное деление областей, образование районов и районов в городах, превращение поселков в города, установка подчиненности городов, проведение переименование районов, городов, районов в городах, поселков и других населенных пунктов входило в компетенции украинских органов государственной власти.

Союзные органы определяли общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления. Органы государственной власти Украинской ССР осуществляли свое управление в республике четко в соответствии с общими началами и любой выход за пределы этих указаний был недопустимым.

Пункт 4 ст. 73 Конституции СССР 1977 г. гласил, что высшие органы государственной власти и управления СССР обеспечивают единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливают основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Верховный Совет СССР принимал основы законодательства СССР и союзных республик, что давало ему возможность контролировать и правовую систему Украины. Более того, все основы законодательства, которые принимались Верховным Советом СССР, полностью дублировались союзными республиками, в том числе и Украинской ССР.

Проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой СССР, определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов, общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения было компетенцией союзных органов власти в соответствии с п. 5 ст. 73 Конституции СССР 1977 г. Совет Министров Украинской ССР разрабатывал и вносил в Верховный Совет Украинской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Украинской ССР. Однако административно-командная экономическая система, которая предусматривала жесткий централизм хозяйственной деятельности на основе государственной собственности и использования скорее идеологических методов управления, чем экономических, приводила к жесткому контролю республиканской экономики центром.

Согласно п. 7 ст. 72 Конституции Украинской ССР ее высшие органы государственной власти и управления разрабатывали и утверждали государственные планы экономического и социального развития Украинской ССР. Именно на основе этих государственных планов осуществлялось руководство экономикой Украины.

Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР был составной частью государственного плана экономического и социального развития СССР и должен был соответствовать основным задачам и направлениям экономического и социального развития СССР. Такие планы принимались союзными органами, а уже на их основе принимались соответствующие республиканские планы развития. В соответствии со ст. 1 Положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплан СССР), утвержденном Постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплан СССР)» [14], Госплан СССР был союзно-республиканским органом, который осуществлял общегосударственное планирование социального и экономического развития СССР. В самом положении в ст. 2 закреплялось, что деятельность этого органа основывалась на Программе КПСС, решениях съездов КПСС, а также постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Этот орган осуществлял координацию деятельности Советов Министров союзных республик. Для полного контроля над союзными республиками в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении положения об уполномоченном Госплана СССР по экономическим районом СССР» [15] Госплан СССР имел своих уполномоченных с определенным аппаратом в экономических районах (ст. 1). Согласно Постановлению Совета Министров Украинской ССР «Об утверждении положения о государственном плановом комитете Украинской ССР (Госплан УССР)» [16] Госплан создавался и в Украинской ССР, и его деятельность также основывалась на Программе КПСС, решениях съездов КПСС, а также постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ст. 2). В своей деятельности Госплан УССР даже руководствовался постановлениями Верховного Совета СССР и его Президиума (ст. 3). Все это приводило к тому, что разработка планов экономического и социального развития в союзных республиках осуществлялось под жестким контролем Союза и ни о какой инициативе или независимости в этой области государственного управления не могло быть и речи.

Порядок пользования землей, недрами, водами, лесами, охрана окружающей среды также определялся по указанию союзных органов. В 1977 г. были утверждены Основы лесного законодательства СССР и союзных республик в соответствии с Законом СССР «Об утверждении лесного законодательства СССР и союзных республик» [9], и на основе этого Закона был принят Лесной кодекс Украинской ССР, который утверждался Законом Украинской ССР «Об утверждении Лесного кодекса Украинской ССР» [10]. Лесные отношения в Украине регулировались в первую очередь Основами лесного законодательства СССР и союзных республик и принятыми на их основе иными актами лесного законодательства, то есть Лесным кодексом Украинской ССР. Как видим на примере лесных отношений, вопросы пользования природными ресурсами также диктовалось союзными органами, и республиканские органы государственной власти не были способны принимать решения по своему усмотрению.

Финансово-бюджетная система Украинской ССР также не была самостоятельной, она была одним из звеньев большой цепи союзной финансово-бюджетной системы. Ст. 145 Конституции Украинской ССР закрепляла, что государственный бюджет Украинской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР. Именно к ведению Союза принадлежала разработка и утверждение единого государственного бюджета СССР, управление единой денежной и кредитной системой, установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР, определение политики в области цен и оплаты труда (п. 6 ст. 73 Конституции СССР 1977 г.). Только после принятия соответствующих решений органами государственной власти СССР Украинская ССР принимала на их основе решения по этим вопросам на республиканском уровне. Даже вопрос о местных налогах и сборах регулировалось Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР «О местных налогах и сборах» [17].

Таким образом, при образовании СССР Украинская ССР считалась суверенным государством, а присоединение к Союзу - добровольным. Полномочия, которые принадлежали к ведению Союза, имели общесоюзный характер и могли быть эффективно выполнены лишь на союзном уровне. Украинская ССР после объединения в СССР передала часть своего суверенитета Союзу. За Украинской ССР, как и за другими союзными республиками, оставалось право свободного выхода из Союза. Конституция СССР 1924 г. устанавливала, что союзные республики за пределами полномочий, которые предоставлялись Союзу, осуществляли государственную власть самостоятельно. Суверенные права Украинской ССР охранялись СССР. Однако, как и в Договоре об образовании СССР 1922 г., так и в Конституции СССР 1924 г. не был очерчен круг полномочий союзных республик, что в дальнейшем привело к злоупотреблению властью высшими союзными органами власти, а также возможности свести компетенцию союзных республик к минимуму, а полномочия Союза продолжать увеличивать.

Конституция УССР 1929 г. подчеркивала добровольность вхождения Украинской ССР и ее суверенный статус. Бюджет Украинской ССР входил как самостоятельная часть в единый государственный бюджет СССР. Конституция Украинской ССР 1937 г. уже не содержала нормы о том, что Украина вошла в состав СССР как суверенное договорное государство. Право свободного выхода из СССР оставалось. Однако, нормы о том, что бюджет Украинской ССР - самостоятельная часть единого союзного бюджета, - уже не было. С принятием Конституции СССР 1936 г. полномочия Союза увеличиваются, и так же, как и в предыдущих конституционных актах, подчеркивается верховенство союзных органов и союзных законов. Как отмечал Ю. С. Шемшученко, Конституция УССР 1937 г. безапелляционно устанавливала, что законы СССР обязательны на территории Украинской ССР (ст. 16). Такая жесткая формулировка исключала контроль и опротестование высшими органами государственной власти и управления республики тех или иных нормативных актов органов власти и управления СССР, как это предусматривалось Конституцией СССР 1924 г. и Конституции Украинской ССР 1929 г. Это, в свою очередь, свидетельствовало о дальнейшей централизации в СССР государственной власти и государственного управления, ограничения суверенных прав Украины [22, с. 154].

По Конституциям 1977 г. и 1978 г. Украинская ССР в лице высших органов государственной власти имела широкий круг полномочий, большинство из которых имело декларативный характер. Как и предыдущая, Конституция 1978 г. ограничивала республику в ее суверенных правах указанием на то, что законы СССР обязательны на территории Украинской ССР (ст. 71 Конституции 1978 г.) [22, с. 156]. Однако хотя и номинально, но статус Украинской ССР отличался от других союзных республик. Она была одной из стран-основательниц ООН. Некоторые же нормы в Конституциях прямо указывали на единовластие Союза на территории всех союзных республик. Анализ конституционных документов до начала перестройки свидетельствует, что в течение почти 60 лет неустанно сужались права Украинской ССР, и она превратилась из суверенной договорной республики фактически в область СССР.

Список литературы: 1. Декларация об образовании СССР / Советское содружество народов: Объединительное движение и образование СССР : сб. док. 19171922 гг. / ред. кол. : Л. С. Гапоненко, др. и. - М. : Политиздат, 1972. - 336 с. 2. Договор об образовании СССР / Советское содружество народов: Объединительное движение и образование СССР : сб. док. 1917-1922 гг. / ред. кол. : Л. С. Гапоненко, др. и. - М. : Политиздат, 1972. 3. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик / Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936 гг.) : сб. док. / под ред. акад. И. П. Трайнина. - М. : Изд-во «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1940. 4. Конститущя УСРР 1929 р. / Збiрникiв закошв та розпоряджень робггничо-селянського уряду Украши. - 1929. - № 14. - Ст. 100. 5. Конституция СССР 1936 г. /

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (основные законы) Советских Социалистических Республик. - М. : Юрид. лит., 1956. 6. Конституция УССР 1937 г. / Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (основные законы) Советских Социалистических Республик. - М. : Юрид. лит., 1956. 7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 г. // Ведом. Верх. Совета СССР. - 1977 г. - № 41. - Ст. 617. 8. Конститущя (Основний Закон) Укра!нсько! Радянсько! Сощалютично! Республши вщ 20 квггня 1978 р. // Вщом. Верх. Ради УРСР. -1978. - № 18. - Ст. 268. 9. Об утверждении лесного законодательства СССР и союзных республик : Закон СССР от 17 июня 1977 г. // Ведом. Верх. Совета СССР. - 1977. - № 25. - Ст. 388. 10. Про затвердження Люового кодексу Укра!нсько! РСР : Закон Укра!нсько! РСР вщ 13 грудня 1979 р. // Вщом. Верх. Ради УРСР. - 1979. - № 52. - Ст. 673. 11. Про прийняття i оголошення Конституцп (Основного Закону) Укра!нсько! Радянсько! Сощалютично! Республши : Декларащя Верховно! Ради Укра'!нсько! РСР вщ 20 квгтня 1978 р. // Вщом. Верх. Ради УРСР. - 1978. - № 18. - Ст. 267. 12. О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1977 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. - М. : Изд-во полит. лит. ; 1979. - Т. 12 : июль 1977 - март 1979 г. 13. О дальнейшем развитии высшей школы и повышение качества подготовки специалистов : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. - М. : Изд-во полит. лит. ; 1981. - Т. 13 : апрель 1979 - март 1981 г. 14. Об утверждении положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплан СССР) : постановление Совета Министров СССР от 17 июня 1982 г., № 544 // СП СССР. - 1982. - № 20. - Ст. 102. 15. Об утверждении положения об уполномоченном Госплана СССР по экономическим районам СССР : Постановления Совета Министров СССР от 29 сентября 1982 г., № 900 // СП СССР. - 1982. - № 28. - Ст. 145. 16. Про затвердження положення про державний плановий комгтет Укра!нсько! РСР (Держплан УРСР) : постанова Ради МЫс^в Укра!нсько! РСР вщ 16 листопада 1982 р., № 552 // ЗП УРСР. - 1982. - № 11. - Ст. 95.

17. О местных налогах и сборах : Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 января 1981 г. // Ведом. Верх. Совета Союза ССР. - 1981. - № 5. - Ст. 121.

18. Кукушкин Ю. С. Очерк истории Советской Конституции / Ю. С. Кукушкин, О. И. Чистяков. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1987. 19. Кульчицький С. В. Знищення тоталитаризму - головний тдсумок горбачовсько! перебудови / С. В. Кульчицький // Перебудова : задум i результати в Укра!ш (до 10^ччя проголошення курсу на реформи) : мат. наук.-теорет. семшару. - К. : 1нститут ютори Укра!ни НАН Укра!ни, 1996. 20. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки / Б. М. Лазарев. - М. , 1988. 21. Мироненко О. М. Iсторiя Конституцп Укра!ни. - К. : 1н Юре, 1997. - 60 с. 22. Укра!нський парламентаризм: минуле i сучасне : монографiя / за ред. Ю. С. Шемшученко. - К. : Парлам. вид-во, 1999. - 304 с.

ПРО СТАТУС УКРАШСЬКО1 РСР ДО ПОЧАТКУ ПЕРЕБУДОВИ

Омарова А. А.

У статл дослщжуеться правовий статус Укра!нсько! РСР до початку перебудови. Проводиться аналiз конституцшних акпв, закошв та шших нормативно-правових акпв, яю закршлювали статус Укра!нсько! РСР у складi СРСР. На основi вивчення нормативних джерел й монографiчноi' л^ератури зроблено висновок про суперечливють юридично закршленого та дшсно юнуючого статусу Укра!нсько! РСР у складi Союзу до початку перебудови.

Ключов1 слова: Укра!нська РСР, правовий статус, перебудова, СРСР.

ON THE STATUS OF UKRAINIAN SSR BEFORE THE BEGINNING OF

PERESTROIKA Omarova A. A.

The article studies legal status of Ukrainian SSR before the beginning of Perestroika. Constitutional acts, laws and other regulatory acts are analyzed which fixed the status of Ukrainian SSR within USSR. On the basis of study of regulatory sources and monographs we came to conclusion that a contradiction existed between legally fixed and actual status of Ukrainian SSR within USSR before the beginning of Perestroika. Key words: Ukrainian SSR, legal status, perestroika, USSR.

nocmynuna e редкonnегuw 09.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.