Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ И ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ И ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / БЕЖЕНЕЦ / REFUGEE / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / PERSON WITHOUT CITIZENSHIP / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / POLITICAL AND LEGAL ASPECTS / ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ / PROBLEMS OF REFUGEES / MIGRATORY CRISIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орцханова Татьяна Магометовна, Плотникова Татьяна Владиславовна

Рассматриваются отдельные политико-правовые аспекты защищенности беженцев на общефедеральном и региональном уровне через призму глобальной общемировой ситуации. Кратко проанализировано состояние дел в миграционной сфере на территории Тамбовской области. Изучен вопрос, связанный с количественно-качественными показателями привлечения к ответственности рассматриваемой категории лиц. Конкретизированы отдельные проблемные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal aspects of security of refugees in the territory of the Tambov region in the context of a global and all-Russian situation

Separate political and legal aspects of security of refugees at the all-federal and regional level through a prism of a global universal situation are considered. The state of affairs in the migratory sphere in the territory of the Tambov region is briefly analyzed. The question connected with quantitative qualitative indexes of accountability of the considered category of persons is studied. Separate problem aspects are concretized.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ БЕЖЕНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ И ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ»

Т.М. ОРЦХАНОВА кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина*

Т.В. ПЛОТНИКОВА кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина*

Политико-правовые аспекты защищенности беженцев на территории Тамбовской области в контексте глобальной и общероссийской ситуации

Затрагивая проблематику миграционного кризиса, в особенности проблемы вынужденных переселенцев и беженцев в целом по стране и, более того, во всем мире, российская политико-правовая позиция все также основывается на подходе, позволяющем наладить мировой диалог, так как урегулирование острых экономико-социальных вопросов целесообразно путем достижения консенсуальных договоренностей на правительственном, межправительственном уровнях, зачастую с помощью международных негосу-

* Орцханова Татьяна Магометовна, e-mail: OTMOMIOON @mail.ru

* Плотникова Татьяна Владиславовна, e-mail: [email protected]

" Статья подготовлена при поддержке и в рамках реализации гранта РГНФ - по исследовательскому проекту №15-11-68009 а/р «Опыт и традиции поддержки беженцев местным самоуправлением Тамбовщины в XIX-начале XXI вв.».

дарственных правозащитных организаций. Современная политическая обстановка в мире, и в частности, в России, свидетельствует об обострении миграционного кризиса, на фоне которого защита и укрытие беженцев признаются чуть ли не первоочередными вопросами, требующими немедленного решения. Проблемы данной категории людей, по своей значимости, становятся сопоставимыми с задачами по противодействию организованной преступности, нелегальная деятельность которой связана с серьезными последствиями для национальной безопасности. Конкретизируя названное, подразумевается и организуемый «наркот-раффик», и незаконная торговля оружием, людьми, контрабанда драгоценными металлами, терроризм, экоцид и ряд иных деяний, приносящие прибыль преступным элементам.

По оценке представителей Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве, «в настоящее время вдали от места своего рождения проживает почти 175 млн чел. -

примерно 3% населения Земли. Иными словами, из каждых

1

тридцати пяти человек в мире один является мигрантом» . Ситуация такова, что на сегодня непрекращаемые «потоки» беженцев, в большинстве своем, это причинность происходящих гражданских переворотов в отдельных странах, вооруженные конфликты, радикальный идеологизм на отдельных территориях иностранных государств, захват власти, фактическое социально-экономическое угнетение населения, и, конечно, независящие от человеческого фактора причины при-родно-техногенного, массового разрушающего характера. Последние новостные сюжеты из официальных источников, свидетельствуют, что значительное число лиц-мигрантов - это люди из Сирии, Украины, в которых продолжаются гражданские распри, постоянные вооруженные открытые столкновения. В контексте происходящих событий, таких мигрантов на научно-популярном языке и в ходе политических обсуждений принято условно делить на «экономических мигрантов» и так называемых «действительных мигрантов», иначе «конвенционных», вынужденных бежать из страны происхождения в силу развернувшихся военных действий законного и незаконного характера.

1 О миграции. Официальный сайт Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве. URL: http://moscow.iom.int/ russian/raboutmigra-tion.html

Учитывая официальную статистику и экспертные оценки, а также фактические данные, конечная цель значительного числа мигрантов - размещение и получение статуса беженца в странах с благоприятной спокойной социально-экономической обстановкой. В первую очередь, мигранты стараются попасть в страны ЕС. В тоже время проблемы беженцев кардинально помогает решить и российская сторона, принимая на своей территории большое количество вынужденных переселенцев и мигрантов, за последнее время, в особенности из Украины, в которой в начале 2014 г. развернулись серьезные вооруженные действия национально-этнического контекста и фрагментарно продолжают осуществляться. По официальным данным Федеральной миграционной службы РФ, общая количественная миграционная ситуация по состоянию на текущий момент 2015 г. арифметически возросла по сравнению с предыдущими периодами, что подтверждается нижеследующей таблицей 1.

Таблица 1

Число лиц, состоящих на миграционном учете в Российской Федерации

Анализируемый период (год) Число лиц, состоящих на миграционном учете в Российской Федерации

2012 6068437

2013 6477674

2014 501158

на июнь 2015 6626545

Одновременно, Россия продолжает оставаться обеспокоенной ситуацией по дестабилизации стран Европейского союза, связанной с развернувшимся миграционным кризисом, так как она не заинтересована в указанном. Более того, происходящее противоречит интересам России на внешнеполитической арене. Активно продолжающаяся с 2011 г. сирийская ситуация обусловливает тот факт, что «с начала года в страны ЕС только через Грецию въехали 110 тыс. мигрантов, еще 200 тыс. - через Италию.

Таким образом, общая численность беженцев, прибывших с января по июнь, оценивается более чем в 430 тыс. чел., что уже вдвое превышает показатель 2014 г. Причем до конца текущего года эта цифра может удвоиться, поскольку мигра-

ционный поток усиливается с каждым месяцем» . Сирийские беженцы в своем перемещении нацелены на Германию, практически все они, пройдя серийско-ливанский контроль, следуют через Турцию, группируясь и создавая тем самым места временного размещения бегущих людей. По разным оценкам, Германия принимает большее количество мигрантов, чем другие страны Евросоюза, при этом, утверждается, что в большей массе это прибывающие из Балканских стран (из стран бывшей Югославии, в основном из Македонии и Сербии, где очаговым образом велись военные действия, связанные с отделением Косово и бомбардировкой Белграда). В свою очередь, исходя из последних официальных заявлений, власти Венгрии и вовсе прекратили прием мигрантов на свою территорию в силу переполнения страны мигрантами. На фоне обозначенного неспокойная ситуация в Ливии и Ираке также способствует миграционным неконтролируемым потокам в Европу, которых в последнее время нередко отождествляют с процессом, сравнимым с «великим переселением народов». В средствах массовой информации все чаще появляется информация субъективного толка о наступлении того «возмездного» периода для отдельных стран Евросоюза, которые исторически длительно являлись колонизаторами стран третьего мира, из которых постоянно перевозятся мигранты, желающие обустроить заново свой быт в Северной Европе. Так, по заявлению верховного представителя по иностранным делам и внешней политике безопасности ЕС - Федерика Могерини, озвученного в 2015 г., на сегодня двенадцать миллионов людей из стран Северной Африки и Ближнего Востока готовы, а точнее вынуждены покинуть свои места постоянного жительства и пребывания. Эта цифра внушительна, и обязывает задуматься мировое сообщество о возникающих проблемах защиты населения этих стран, которые в целом усугубляют затронутую проблематику. Как понимается, ключевой момент происходящего вовсе не в историческом событийном бумеранге, а в том, что следует кардинально, посредствам общих усилий, разрешать слож-

1 Совет ЕС на экстренной встрече в Брюсселе попытается найти выход из миграционного кризиса / Новостной сюжет от 2015г. URL: http://www.russian-pulse.ru/archive/2015/09/14/bIqurh/sovet-es-na-ekstrennoy-vstreche-v-bryussele-popy-taetsya-nayti-vyhod-iz-migratsion-nogo-krizisa

ные экономические вопросы и причины гражданских войн, желательно, путем мирных переговоров, правового урегулирования сложных аспектов, включая выработку грамотного нормативного подхода к процессам миграции.

Характеризуя и изучая сложившуюся непростую российско-украинскую ситуацию, в 2014-2015 гг., российскую границу пересекло огромное количество лиц, нуждающихся в получении политического убежища и статуса беженца. Ниже приведены суммарные официальные цифры, сообщаемые ФМС РФ, позволяющие наглядно сравнить возрастание числового индекса по отношению к аналогичному периоду (рис. 1, 2, диаграмма 1).

1^Цвстаа| 2011Г„49З 2012,-540 2013,.з82 2°Иг..301 2015,. 158

2011,. 197

2012,-31 2013,. о

2014,-1

2015,-0

2011,.ц

2012,.ц

2013,- и 2014,5789

2015Г..186

2011,.314

2012,.2з8

2013,.1з7

2014г.-10б

2015,-37

2°Иг.-7о

2^2,-59

2013,-54 2°14Г.-70 2015,-22

Рис. 1. Число обращений от лиц ряда стран по вопросу получения на территории РФ статуса беженца за период с 2011 г. по июнь 2015 г.

АФГАНИСТАН

2011 г. - 465

2012 г. - 469

2013 г. - 518

2012 г. -114

2013 г. -1776

1 2014 г. 1435

1 2015 г. -514 |

2014 г. -265448

2015 г. - 98307

2011 г. - 312

1 2012 г. 212

| 2013 г. - 193

1 2014 г. 110

2015 г. 36

УЗБЕКИСТАН

2011 г. - 13

2011 г. - 5

2011 г. - 48

2012 г. - 2

2012 г. - 68

2013 г. - 7

2013 г. - 39

2014 г. - 396

2014 г. - 78

2015 г. - 226

2015 г. -30

Рис. 2. Число обращений от лиц ряда стран по вопросу получения на территории РФ временного убежища (за период с 2011 г. по июнь 2015 г.).

Диаграмма 1 Число прибывших и зарегистрированных соотечественников и членов их семей в Российскую Федерацию за период с 2012 г. по июнь 2015 г.

Сопоставляя статистические данные, именно из вышеуказанных государств, пребывает значительное число лиц, надеющихся на прием и защиту в России. В числе иных стран: Египет, Йемен, Киргизия, КНДР, Молдова, Ирак и другие, но приток официально убывающих из них и зареги-

стрированных в России значительно и значительно ниже, поэтому количественно не представлен в отдельности в обозначенных выше вариантах.

Вопросы определения статуса беженца в пределах российской территории, их прав, обязанностей, гарантий защиты регламентированы действующим законодательством, в числе которых, в первую очередь федеральные законы РФ (с изм. и доп.) от 19 февраля 1993 г. № 4528-! «О беженцах» и от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

С учетом положений норм права, беженцем может быть признан в установленном порядке иностранный гражданин или лицо без гражданства. Наряду с обозначенным, в силу закона о беженцах, законодатель предоставил возможность иностранному гражданину либо лицу без гражданства, обратиться только по вопросу получения временного убежища, без получения статуса беженца, если даже у него на то есть законные основания. Данное убежище может быть предоставлено российской стороной с учетом всех фактических обстоятельств из гуманных побуждений (п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона «О беженцах»). Сам механизм получения того или иного статуса строго регламентируется названными законами и иными нормативными актами, с той лишь разницей, что лицо получившее временное убежище не имеет тот спектр прав, предоставляемых лицу, признанному беженцем и членам его семьи в силу ст. 6, 8 Закона о беженцах.

Российское государство проводит серьезную работу по вопросу создания благоприятных условий для размещения, адаптации, повышения уровня защищенности иностранных лиц и лиц без гражданства, признаваемых, признанных беженцами либо желающих получить временное убежище. В России беженец имеет право пользоваться услугами переводчика, получить единовременное денежное пособие, медицинскую и лекарственную помощь, быть уверенным в вопросе обеспечения проезда и провоза к месту пребывания, временного размещения, включающего питание и пользование коммунальными услугами, получить всю необходимую помощь при оформлении статуса и разрешении иных текущих моментов в исполнительных органах власти в сфере миграции по контролю и надзору. Кроме того, может рассчитывать на оказание содействия при необходимости профессионального обучения или трудоустройства, а также на иные права, предусмотренные действующим правом.

Вместе с тем, оказание помощи беженцам должно учитывать конечные цели их приезда в Российскую Федерацию -временное или транзитное пребывание, а также безвозвратное, предполагающее поселение на территории Российской Федерации.

Несмотря на специфику изучаемой тематики, практический анализ правоотношений в рассматриваемой сфере позволяет обозначить спектр разноплановых дилемм.

Так, из-за обострившейся ситуации на юго-востоке Украины, после государственного переворота 22 февраля 2014 г. возрос поток беженцев в Россию через приграничную Ростовскую область. В семи приграничных с Украиной субъектах было развернуто 248 пунктов временного размещения беженцев1. В связи с указанным, на законодательном уровне последовала целая череда проектных положений в части упрощения миграционных процедур. Особый интерес вызывало проектное положение законодательного характера о сокращении срока рассмотрения ходатайства о получении статуса беженца для лиц, массово пребывающих в Российскую Федерацию из бывших союзных государств, действующих на постсоветском пространстве. Обозначенное было обусловлено тем, что фактически процедура получения статуса беженца затягивается до полугода, вместо установленных законом трех месяцев.

Вместе с тем, чтобы исключить излишнее злоупотребление беженцами, предоставленными в силу закона правами, особое обсуждение заслуживает вопрос об усовершенствовании законодательного механизма реализации права беженца на социальное обеспечение. Ввиду того, что наличие официальной работы для лица, признанного беженцем, влечет утрату статуса нуждающегося и отмену социальных выплат, многие лица специально стремятся ухудшить свое социальное положение и трудоустраиваются без надлежаще оформленных официальных документов. Таким образом, разрешить подобную ситуацию предлагалось путем троекратного, в течение года с момента признания лица беженцем, отказа от предлагаемой работы, что повлекло бы отказ об утрате права на социальное обеспечение, и

1 Проект № 559761-6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 7 Федерального закона «О беженцах» и пояснительная записка к нему, внесенные в ГД РФ 02.07.2014 г.

сэкономило бы средства федерального бюджета1. Одновременно, в целях скорейшего трудоустройства лиц, выразивших желание стать гражданами Российской Федерации, и получить данный статус в сокращенные порядке, на правотворческом уровне, рассматривалось предложение о признании беженцем в специально упрощенном порядке и о пересмотре либо несоблюдении требований, предъявляемых для получения разрешения на работу для иных иностранных граждан2. Анализ данных нововведений проектного плана констатирует, что, в большинстве своем, данные предложения не были утверждены в том виде, котором они обосновывались. Более того, часть законодательных инициатив была отозвана самими субъектами таких инициатив. При этом, учитывая ситуацию украинского открытого вооруженного конфликта и непрерывного «потока» вынужденно пребывающих на российскую территорию, 5 мая 2014 г. законодательными органами страны, было принято решение и подписано в части возможности трудовой деятельности в Российской Федерации без получения разрешения на работу3.

Если же отслеживать постепенную динамику внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие вопросы получения статуса беженца, определения и реализации ими своих прав и обязанностей, то вполне очевидно, что последние кардинальные изменения и проектные положения были продиктованы сложной ситуацией на Украине. До указанного момента рассматривались и разрешались во-

1 Проект № 667298-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и пояснительная записка к нему, внесенные в ГД РФ 02.12.2014 г.

2 Проект № 556196-6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пояснительная записка к нему, внесенные в ГД РФ 27.06.2014 г.; Проект № 533808-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и пояснительная записка к нему, внесенные в ГД РФ 28.05.2014 г.

3 Проект № 445048-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и пояснительная записка к нему, внесенные в ГД РФ 05.02.2014 г.; Федеральный закон РФ № 127-ФЗ.

просы, касающиеся: принятия новой редакции закона «О бе-1 2 женцах» ; жилищных прав ; о взимании пошлин за выдачу

проездного документа беженцам и внесения в них электронного носителя информации, содержащей биометрические характеристики3; об уточнении правил, связанных с порядком предоставления и оформления необходимых документов для получения статуса беженца или вынужденного переселенца4.

Однако не все проблемы разрешают нововведения законодательного и подзаконного характера, а также не все доступные для ознакомления и изучения проектные поло-

1 См. подробно: Проект № 98042564-2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 19.05.1998 г.; Постановление Госдумы № 1123-М ГД.; Проект № 96700479-2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах», с пояснительной запиской к нему, внесенные в Гд РФ 23.05.1996 г.; Протокол заседания Совета ГД №36; Проект № 95027969-1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах», с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 02.05.1995 г.; Федеральный закон № 95-ФЗ.

2 См. подробно: Проект № 98058139-2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 07.07.1998 г.

3 См. подробно: Проект № 93566-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и ст. 8 Федерального Закона российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 15.06.2002 г.; Федеральный закон РФ № 186-ФЗ; Проект № 442262-5 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части внедрения биометрических характеристик в проездном документе, выдаваемом беженцу, с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 19.10.2010 г.; Постановление Госдумы № 508-6 ГД.; Проект № 9906048526 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» с пояснительной запиской к нему, внесенные в ГД РФ 11.06.19996 г.; Постановление Госдумы № 4393-И ГД.

4 Проект № 116838-6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и пояснительная записка к нему, внесенныев ГД РФ 25.07.2012 г.; Федеральный закон РФ № 322-ФЗ.

жения, практико-ориентированные обзоры и рекомендации позволяют однозначно разрешить накопившиеся проблемы беженцев и потенциально возможные. Дело в том, что, оценивая в политико-правовой плоскости сегодняшнюю обстановку в стране и мире, очевидно наличие следующих серьезных проблемных аспектов, в их числе:

- повсеместные нападения на беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе на их места массового скопления;

- испытываемые беженцами трудности в ходе их реальной интеграции;

- личностно-психологические дисбалансы пребывающих лиц, обусловленные озлобленностью, «стычками» с коренным населением и т.п.;

- политический менеджмент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышенная активизация преступных структур в миграционной сфере, в особенности в период экономико-политической нестабильности и вооруженных столкновений. Безусловно, данный перечень не следует считать исчерпывающим, если, по меньшей мере, обратить внимание на отдельные российские количественные показатели, приводимые ниже.

Диаграмма 2 Суммарное число лиц обратившихся по вопросу получения статуса беженца на территории Российской Федерации за последние пять лет

Диаграмма 3

Сведения о количестве лиц, предоставленным временное убежище и о числе стоящих на учете на конкретный период в Российской Федерации

уШ УЩ

уШ

3036

У

/ г

у

I стоят на учете

|предоставлено

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Таблица 2

Некоторые статсведения по миграционной ситуации в России

2012 г. 2013 г. 2014 г. по сост. на июнь 2015 г.

всего выехавших ИГ (иностранных граждан) 13831860 158894421 1416509 14367464

число ИГ и ЛБГ (лиц без гражданства), находящихся на территории РФ официал. информация отсутствует 10085049 10495163 10813101

всего лиц, оформивших вид на жительство/ разрешение на временное проживание 247897 346830 19734 369103

всего лиц, получивших гражданство РФ 134983 95737 9261 142847

Вместе с тем, обобщая проблематику получения статуса беженца, и иных тесно взаимосвязанных вопросов, в России до сих пор не в полной мере работает механизм реад-миссии для лиц, которым данный статус со временем становится не нужен. Для многих беженцев, особенно покинувших свою страну в силу ее крайней экономической нестабильности, процедура получения данного статуса это своего рода «простой лабиринт», позволяющий со временем получить гражданство другого государства. Так, ряд западных стран, принимающих «экономических» беженцев, всерьез обеспокоены вопросами постепенного возвращения значительного числа беженцев в страны своего происхождения, так как их приток может превысить или уже превышает в сопоставлении коренное население принимающей страны.

Российская Федерация, в силу своей социальной ориентированности, в экстренных ситуациях всегда старается идти по пути скорейшей охраны прав и свобод человека и гражданина, так как основной закон отсылает к обязанности государства заботиться, а равно всячески способствовать защите основополагающих социальных правомочий человека на всей территории России, и в отдельных ее субъектах. Так, события на Украине повлияли на принятие важных внутренних решений относительно принятия и размещения массового потока беженцев из Украины на российской стороне. Перед органами власти всех территориальных субъектов страны разрешался целый спектр первоочередных мероприятий в отношении данной категории лиц. Исключением не стала и Тамбовская область, в городских и районных поселениях которой было принято значительное число постановлений местных органов власти, регламентирующих перечень и реализацию мероприятий по медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению беженцев, по содействию занятости, подготовке жилищного фонда для временного размещения граждан Украины в случае их массового прибытия на территорию области, по обустройству, социализации и адаптации, и кроме того, по информационному и организационному обеспечению реализации таких мероприятий. В контексте указанного в области были созданы специальные рабочие группы; аккумулятивно по городским и сельским районам создан банк данных о наличии свободного жи-

лищного фонда; создан и действует внебюджетный фонд «Оказание помощи беженцам из Украины»; активно ведется работа по всем направлениям оказания помощи, вплоть до предоставления земельных участков в аренду или собственность под индивидуальное жилищное строительство, для организации фермерского и личного подсобного хозяйства, организации культурно-развлекательных и экскурсионных мероприятий для граждан Украины и многое другое.

Так, по данным специалиста УФМС России по Тамбовской области, «всего с начала конфликта на Украине поступило обращений от 3862 семей в количестве 5379 чел., (из них 1517 детей). Предоставлено временное убежище 3826 семьям (5 336 чел.). С учетом вернувшихся на постоянное проживание в Украину, выбывших в другие субъекты количество состоящих на учете в УФМС составляет 1951 семей в составе 2599 чел. выходцев из Украины»1. Если сравнивать, то подобный пик притока беженцев и вынужденных переселенцев в Тамбовской области наблюдался в 1994-1995 годах.

Между тем, события последних лет на Украине обусловили более детальный подход к вопросу принятия на территории области людей, ищущих убежище, к обеспечению их прав и защиты. Так, полагаем, что на основании постановления администрации Тамбовской области от 25.09.2014 № 1156 «Об оказании в 2014 году адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получивших временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Тамбовской области в жилых помещениях граждан Российской Федерации» администрациями муниципальных районов области были разработаны и приняты соответствующие постановления о создании рабочих групп по организации оказания помощи гражданам Украины, покинувшим места своего постоянного проживания в связи с угрозой здоровью и жизни, и прибывшим на территорию, и о созда-

1 Жабина И.В. Защита прав и свобод беженцев: исторический опыт и современные реалии // Вопросы обеспечения общественной безопасности и правопорядка в рамках системы национальной безопасности: мат-лы Междунар.науч.-практ. семинара (Тамбов, 19 февраля 2016 г.). Тамбов, 2016. с. 150-154.

нии соответствующих комиссий по подтверждению факта проживания граждан Украины, имеющих статус беженца или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, и членов их семей, совместно проживающих с ними в жилых помещениях граждан Российской Федерации.

С учетом данных постановлений, да и в целом, на сегодня в регионе, в обобщенном виде, ведется планомерная, блоковая, но в тоже время централизованная работа в части медико-социального сопровождения беженцев.

В числе задействованных субъектов:

- территориальные отделы Комитета по управлению имуществом и землеустройству администраций районов и городов области;

- отделы экономики, труда, сферы услуг и защиты прав потребителей администраций муниципальных районов, в том числе городских;

- отделы организационной, кадровой работы, взаимодействия с органами местного самоуправления и общественностью администраций муниципальных районов области;

- отделы образования администраций муниципальных районов области и непосредственно - Управление образования;

- Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения»;

- Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения муниципальных районов области»;

- Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения в лице районных, городских больниц;

- территориальные пункты управления Федеральной миграционной службы России по Тамбовской области в районах и городах области;

- Управление пенсионного фонда по Тамбовской области;

- органы местного самоуправления.

Между тем, анализируя весь балласт имеющихся постановлений, в обобщенном виде следует выделить следующие основные направления работы, связанные с

медико-социальным и иным обеспечением беженцев, в частности:

- создание банков данных о наличии жилищного фонда и наличии мест в детских учреждениях соответствующего профиля;

- проведение консультаций по телефонам «горячей линии» по вопросам приема и размещения на территории районов и городов области;

- проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации пенсионных (социальных) прав;

- организация учета ИГ и ЛБГ по месту пребывания, документирование и оформление их правового статуса;

- устройство детей, предоставление им мер медицинского, образовательного и социального характера, обеспечение их льготами и гарантиями;

- организация с участием некоммерческих организаций получения ИГ и ЛБГ добровольных пожертвований;

- организация культурно-развлекательных и экскурсионных мероприятий;

- организация поиска членов семей ИГ и ЛБГ на территории Российской Федерации;

- оказание психологической консультативной помощи;

- осуществление первичного медицинского осмотра, оказание необходимой скорой и неотложной медицинской помощи, проведение иммунизации прибывших;

- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с постановлением администрации области от 25.12.2013 № 1544 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

- организация медицинского обслуживания в местах временного размещения;

- оказание мер социальной поддержки нуждающейся категории;

- оформление в специализированные учреждения людей-беженцев из числа инвалидов, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

- направление в установленном порядке на медико-социальную экспертизу нуждающихся;

- обеспечение в установленном порядке техническими средствами реабилитации;

- развертывание мобильных центров занятости населения;

- определение перечня рабочих мест для трудоустройства, предоставление банка вакансий;

- информирование и консультирование о возможности участия во временных, общественных работах;

- организация мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки в местах временного размещения, проверка пожарной безопасности.

- организация и выполнение мероприятий усиления охраны общественного порядка и охраны имущества в местах размещения беженцев;

- информирование граждан о возможности их участия в государственной программе Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

Одновременно в целях реализации указанных направлений, органами миграционного учета и иными исполнительными органами были разработаны (порядка более восьми) и получили определенное распространение среди широкого круга обратившихся за помощью памятки, изложенные в доступной форме, обеспечивающие легкое усвоение правых аспектов порядка постановки на учет мигрантов, получения статуса беженца, временного убежища, конкретизации и реализации прав и обязанностей, социальных гарантий.

Кроме того, за анализируемый период неоценимую помощь на территории Тамбовского региона оказала и продолжает оказывать общественная палата области, на одном из организационных совещаний которой было принято решение о создании общественной комиссии по работе с беженцами, структурно состоящей из консультационного пункта для обращений и пункта приема гуманитарной помощи. В числе основных задач были определены следующие:

- оказание консультационной помощи вынужденным переселенцам из Украины, находящимся на территории Тамбовской области;

- прием заявлений на выдачу гуманитарной и материальной помощи.

В указанную общественную комиссию вошли члены Общественной палаты Тамбовской области, представители

благотворительных, культурно-просветительских и правозащитных организаций региона.

Безусловно, на территории региона в определенный период велась активная работа отдельных организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Украины, в их числе, в первую очередь, ТОГКУ «Государственное юридическое бюро Тамбовской области», Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России»; некоммерческое партнерство «Центр правовой помощи»; автономная некоммерческая организация «Юридический Центр «Гарант»; негосударственный центр бесплатной юридической помощи Тамбовской областной Коллегии адвокатов «Юридическая фирма «Приходько»; юридическая клиника «Студенческая правовая приемная» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный технический университет», студенческая правовая консультация «Юридическая клиника» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», юридическая клиника Тамбовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; юридическая клиника «Правовед-РосНОУ» Тамбовского филиала Российского нового университета высшего образования «РосНОУ» и многие другие, функционирующие в том числе за пределами областного центра - на иных муниципальных и городских территориях области.

Так, по данным ТОГКУ «Государственное юридическое бюро Тамбовской области»1, и согласно положениям части 1 статьи 2 Закона Тамбовской области от 02.10.2012 №188-З «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан Тамбовкой области», в 2014 г. совместно с представителями отдельных федеральных органов государственной власти, областных учре-

1 Справка по беженцам. Официальный сайт ТОГКУ «Государственное юридическое бюро Тамбовской области». URL. http:// gub.tmbreg.ru/24.html

ждений, администраций городов и районов области проведено 55 мероприятий, где вынужденным переселенцам из Украины, находящимся на территории области, была оказана помощь по интересующим их вопросам (обратилось 343 гражданина Украины, из них 93 оказана юридическая помощь)».

И в заключении, при всех положительных сторонах работы в рамках освещаемого вопроса, обращает внимание динамика совершаемых правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации. Так, общее число лиц-мигрантов, привлеченных к административной ответственности в Российской Федерации на 2015 г. составляет чуть больше 1 711 528 чел., что в разы превышает показатель 2014 г.

Рис. 3. Сведения о количестве лиц-мигрантов, привлеченных к административной ответственности в Российской Федерации

Относительно числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности, наблюдается тенденция спада, в частности, в 2014 г. всего было осуждено 30558 иностранных граждан и лиц без гражданства, а уже в 2015 г. число привлеченных к уголовной ответственности составило меньше, а именно -28115 чел. (табл. 3).

Таблица 3

Сведения о числе осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства

отчетный год категория осужденных всего осуждено/ чел. осуждено к лишению свободы / чел. оправдано/ чел. осуждено за неоконченное преступление / чел.

2015 иностранные граждане, лица без гражданства 28115 12165 32 6160

2014 иностранные граждане, лица без гражданства 30558 12757 35 5564

С учетом официальной статистической информации, в числе наиболее часто совершаемых деяний иностранными гражданами и лицами без гражданства превалируют грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, и в особенности - кражи, незаконное обращение наркотических средств и психотропных веществ, в том числе их хищение и вымогательство, дача взятки, совершение незаконных действий в отношении официальных документов, государственных наград, печатей, штампов, бланков (табл. 4).

Таблица 4

Число осужденных лиц, в зависимости от их гражданской принадлежности, по конкретным статьям УК РФ

Статья УК РФ граждане СНГ граждане иных государств (кроме СНГ и РФ) лица без гражданства

2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.

умышленное причинение тяжкого вреда 696 578 221 219 101 78

1 Официальные статистические сведения Судебного департамента при Верховном суде РФ по утвержденной форме 10.1 «Отчеты о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2014, 2015 годы», и форме 11 «Отчеты о составе осужденных , месте совершения преступления за 2014, 2015 годы». Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. 11Р1_. 11Йр://мм^сс1ер.ги/1пс1ех.р11р?1с1=79

2 Там же.

граждане иных лица без гражданства

Статья УК РФ граждане СНГ государств (кроме СНГ и РФ)

2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.

здоровью (111)

кража (158) 4288 4574 1388 1532 769 826

мошенничество (159159.6) 275 299 156 144 46 31

грабеж (161) 1220 1092 458 435 155 103

разбой (162) 674 611 259 253 61 40

незаконное

обращение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркотических

средств и психотропных 2376 2451 888 1046 344 288

веществ, в том числе

их хищение и

вымогательство (228-

234.1)

дача взятки (291) 1067 1257 309 388 14 12

незаконные действия

в отношении

официальных

документов, государстве нных 6007 3680 1437 926 45 21

наград, печатей, штампов, бланков

(324-327.2)

Учитывая наличие отдельных нерешенных социально-правовых проблем беженцев и других категорий вынужденных мигрантов, да и в целом криминогенную обстановку, сохраняет свою актуальность вопрос усиления потенциала неправительственных организаций, в том числе в свете недавно принятого распоряжения Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Орцханова Т.М., Плотникова Т.В. Политико-правовые аспекты защищенности беженцев на территории Тамбовской области в контексте глобальной и общероссийской ситуации. Рассматриваются отдельные политико-правовые аспекты защищенности беженцев на общефедеральном и региональном уровне через призму глобальной общемировой ситуации. Кратко проанализировано состояние дел в миграционной сфере на территории Тамбовской

области. Изучен вопрос, связанный с количественно-качественными показателями привлечения к ответственности рассматриваемой категории лиц. Конкретизированы отдельные проблемные аспекты.

Ключевые слова: национальная безопасность, миграция, миграционный кризис, беженец, иностранный гражданин, лицо без гражданства, политико-правовые аспекты, проблемы беженцев.

Ortskhanova T.M., Plotnikova T.V. Political and legal aspects of security of refugees in the territory of the Tambov region in the context of a global and all-Russian situation.

Separate political and legal aspects of security of refugees at the all-federal and regional level through a prism of a global universal situation are considered. The state of affairs in the migratory sphere in the territory of the Tambov region is briefly analyzed. The question connected with quantitative qualitative indexes of accountability of the considered category of persons is studied. Separate problem aspects are concretized.

Key words: national security, migration, migratory crisis, refugee, foreign citizen, person without citizenship, political and legal aspects, problems of refugees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.