Научная статья на тему 'Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени'

Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10094
1085
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУЛАТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ЭМАНИРУЮЩИЙ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ / ДУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абукарова Мейрам Узеровна

Джон Локк - видный политический деятель своего времени. В своих социально-политических взглядах Локк исходил из концепции естественного права. Красной нитью через всю его философию проходит проблема становления человеческого интеллекта и роль воспитания в этом процессе. Основной его труд «Два трактата о государственном правлении». Ключевое место во всём учении Локка занимает проблема свободы отдельного человека и подданных в целом. Причем он не просто декларировал желательность такой свободы, но и стремился теоретически обосновать ее необходимость в своей концепции неотчуждаемых естественных прав. Смысл учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени»

УДК 340

Абукарова Мейрам Узеровна

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства abukarova.maryam@mail.ru

Политико-правовое

УЧЕНИЕ ДЖОНА ЛОККА В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ

Meiram U. Abukarova

lecturer of state and legal disciplines Department Dagestan State Institute of National Economy abukarova.maryam@mail.ru

Political and legal

DOCTRINE OF JOHN LOCKE IN THE MIRROR OF TIME

Аннотация. Джон Локк - видный политический деятель своего времени. В своих социальнополитических взглядах Локк исходил из концепции естественного права. Красной нитью через всю его философию проходит проблема становления человеческого интеллекта и роль воспитания в этом процессе. Основной его труд «Два трактата о государственном правлении». Ключевое место во всём учении Локка занимает проблема свободы отдельного человека и подданных в целом. Причем он не просто декларировал желательность такой свободы, но и стремился теоретически обосновать ее необходимость в своей концепции неотчуждаемых естественных прав. Смысл учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами.

Ключевые слова: постулат, общественный договор, эманирующий, конституционная монархия, дуализм.

Annotation. John Locke - a prominent political figure of his time. In his socio-political views Locke starts from the concept of natural law. The common thread running through all of his philosophy is the problem of human intellect formation and the role of education in this process. His main work is «Two Tractate on State Governance». A key place in the whole doctrine of Locke takes the issue of freedom of the individual and citizenry in general. Besides, he does not just declare the desirability of such freedom, but also seeks to theoretically justify its necessity in his conception of inalienable natural rights. The meaning of John Locke’s teaching is that it is necessary to set limits on state activities and restrict them by certain rules in the name of human rights and the interests of the society.

Keywords: postulate, social contract, emanating, constitutional monarchy, dualism.

Джон Локк (1632-1704) был профессиональным преподавателем «нравственной философии», был активным участником политической жизни, занимал некоторое время высокие должности. Главной темой через всю его философию проходит проблема становления человеческого интеллекта, возможности воспитания в этом становлении. Собственно этому посвящен основной его труд - «Опыт о человеческом разуме». Свои политико-правовые взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». В своих социально-политических взглядах Локк исходит из концепции естественного права. В этом он во многом созвучен с Томасом Гоббсом, но это тема отдельного исследования. Согласно Джону Локку, до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. В естественном, т.е. догосударственном, состоянии господствует естественный закон, закон природы. Идея «естественного состояния» у Локка - это чисто абстрактная конструкция, а не характеристика определенной исторической стадии становления общества. Главной особенностью жизни в этом состоянии является «со-

стояние полной свободы» в отношении людей. То есть люди в естественном состоянии свободно распоряжаются своей жизнью. Наверное, здесь нужно отметить, что состоянию «полной свободы» соответствует состояние равенства, причём равенства во всём. Из этого равенства вытекают основы социальной нравственности, прежде всего справедливость. Тем самым Локк постулировал очень важную вещь: справедливость как основа нравственности дана человеку от п р и роды. Для того, чтобы преодолеть все имеющиеся недостатки естественного состоя-н ия, л юди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство путем заключения общественного договора. Для этого, согласно Локку, каждый член общества передает ч а сть св о их п р и р од н ых п р а в в ру ки государства. И, таким образом, осуществляемая ранее самозащита каждым человеком своих естественных п р а в з а м еняется публичной защитой прав и свобод личности. Избежать состояния войны -вот главная причина того, что люди отказываются от «естественного состояния» и «образуют общество».

148

Джон Локк не говорил о полном отказе людей от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства. По договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы, а он отождествляется с законом разума, продолжает действовать и при государстве. Именно этот закон определяет цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти. Личность от рождения обладает, согласно Локку, тремя основными правами: 1)право на жизнь; 2) право на свободу; 3) право на собственность. Все эти права неотчуждаемы. Человек их не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. По словам А.В. Галу-хина, «естественные и неотчуждаемые права человека в однородных нормативно закрепляемых положениях выражаются единой тройственной формулой «собственности»: право на жизнь, свободу и имущество. Единосущность естественных прав, эмалирующих из непреложной в себе целостности природного достояния, удостоверяется тем, что единым основанием их является естественный закон - вместилище истины» [2, с. 243]. Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную монархию, необходимо соответствующее разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную. То есть, Локк определил разделение властей как необходимость. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной властей. На закон и законность Джон Локк возлагал очень большие надежды. Закон в подлинном смысле - это не любое предписание, исходящее от законодательного органа. Законом может считаться только тот акт, который указывает человеку поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если же закон противоречит этому, то он не может считаться законом.

Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Локка. Причем, он не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость в своих концепциях неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, разделения властей и т.д. Локк развил юридическую концепцию правопонимания. Значение учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Локк связывает свободу с законом, наделяя тем самым понятия закона юридической характеристикой.

Таким образом, согласно Локку, в создаваемом людьми государстве люди не теряют «естественного состояния» свободы, то есть эта свобода, преобразуясь, сохраняется и в условиях

государства. Свобода в государстве приобретает вид законности. Вместе с тем, как отмечает М.М. Айбатов, все они, по Джону Локку, вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее довольно активное влияние. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма, в частности, они были под-хв а ч е н ы и развиты Ш. Монтескье [1, с. 182]. «Конечно, нужно понимать, - отмечает Рассел Бертран, что когда он [Локк] говорит о законодательной власти, то имеет в виду парламент, а когда говорит об исполнительной власти, то подразумевает под этим короля; по крайней мере эмоционально именно это проявляется у него, независимо от того, что он стремился выразить путем логических рассуждений, соответственно этому законодательную власть он считает добродетельной, а исполнительную - обычно безнравственной» [4, с. 721].

Джон Локк ставил суверенитет народа значительно выше, чем суверенитет созданного им государства. Мне бы хотелось особо подчеркнуть, что во взглядах Джона Локка реализованы основные положения правового государства, говоря современным языком. Он говорит и о праве народа на революцию - всегда, везде и при любых обстоятельствах, когда нарушаются изначальные права народа. Вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь закона, свободы, движения к общему благу Локк считал совершенно правомерным. В русле этих положений Локк решал вопрос о наилучшей форме правления. Абсолютную монархию Локк считал вообще нецелесообразной, не совместимой с гражданским обществом и, следовательно, абсолютная монархия вообще не может быть формой гражданского правления. Главное, по Локку, чтобы любая власть применялась сообразно изначальной цели - благу народа.

Что касается вопроса отношения государства и цер нви, а также индивида и церкви, Локк считал, что церковь не может иметь принудительной власти в отношении индивида. Церковь вправе разорвать отношения с тем, кто нарушает установленные ею законы в делах веры, но все это не может иметь никаких правовых последствий в сфере гражданского правления. Взаимная и обязательная терпимость провозглашена непременным принципом отношений в делах веры и, как следствие, невмешательство государства в дела веры, церкви.

Смысл учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами. Если говорить в целом, то Локк был одним из первых мыслителей, кто осознал назревшую и уже фактически проявившуюся необходимость становления государственности нового типа.

149

Литература:

1. Айбатов ММ. История политических и правовых учений : Курс лекций. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2005.

2. Галухин А.В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983

3. Рассел Бертран. История западной философии. Ростов н/Д. : «Феникс», 2002.

Literature:

1. Aibatov M.M. History of political and legal studies : lectures. Makhachkala : DSU press, 2005.

2. Galuhin A.V. The ideal of law and order in John Locke's teachings // Philosophy of early bourgeois revolutions era. M., 1983.

3. Rassel Bertrand. History of Western Philosophy. Rostov-on-Don : Feniks, 2002.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.