Научная статья на тему 'Роль Джона локка в формировании политической культуры просвещения XVIII века'

Роль Джона локка в формировании политической культуры просвещения XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5564
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ / ВЕРХОВЕНСТВО ПАРЛАМЕНТА / ВИГСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / "БИЛЛЬ О ПРАВАХ" / "СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / CONSTITUTIONAL MONARCHY / PREVALENCE OF PARLIAMENT / WHIG OPPOSITION / "THE BILL OF RIGHTS" / "GLORIOUS REVOLUTION"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифжанов И.И.

В статье подробно рассматривается жизненный путь и философское учение выдающегося британского политического мыслителя XVIII века Джона Локка (1639-1704). Главная цель исследования показать место и роль ученого в формировании идеологии европейского просвещения, его вклад в политическую культуру либерализма, восторжествовавшего по обе стороны Атлантики в XVIII веке. Как убежденный сторонник вигской партии, он принял активное участие в политической жизни Англии своего времени и стал идейным вождем английских вигов в постреволюционный период. Основные постулаты его учения представлены в многочисленных памфлетах, трактатах и очерках, среди которых центральное место занимает его сочинение «Два трактата о государственном правлении» (1690). В нем изложены главные идеи эпохи Просвещения: о разделении властей, общественном договоре, суверенитете народа и т.д. Неслучайно Джон Локк был признан отцом-основателем европейского Просвещения XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

John Locke and the political culture of the Enlightenment in the XVIII th centery

This article examines thoroughly the life and philosophical theory of John Locke (1639-1704), the famous British political thinker of the XVIII-th century. The main aim of the study is to explore the place and the role of the scholar in the forming of ideology of the European Enlightenment and his contribution into political culture of liberalism, which had prevailed in Europe and America during the 18th century. As a devoted supporter of Whig party he took an active part in the political life in England of his time and became an intellectual leader of English Whigs in post-revolutionary England. The basic principles of his teaching were described in numerous pamphlets, tracts and essays among them his writing «Two Treatises of Government» (1960) was occupied a central place. It stated the main ideas of the Enlightenment: the division of powers, social treaty, sovereignty of the people, etc. It is quite lawful that Jahn Locke was recognized as a founding-father of the European Enlightenment of the XVIII-th century.

Текст научной работы на тему «Роль Джона локка в формировании политической культуры просвещения XVIII века»

УДК 008(091)

И.И.Шарифжанов

РОЛЬ ДЖОНА ЛОККА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕКА

В статье подробно рассматривается жизненный путь и философское учение выдающегося британского политического мыслителя XVIII века Джона Локка (1639-1704). Главная цель исследования показать место и роль ученого в формировании идеологии европейского просвещения, его вклад в политическую культуру либерализма, восторжествовавшего по обе стороны Атлантики в XVIII веке. Как убежденный сторонник вигской партии, он принял активное участие в политической жизни Англии своего времени и стал идейным вождем английских вигов в постреволюционный период. Основные постулаты его учения представлены в многочисленных памфлетах, трактатах и очерках, среди которых центральное место занимает его сочинение «Два трактата о государственном правлении» (1690). В нем изложены главные идеи эпохи Просвещения: о разделении властей, общественном договоре, суверенитете народа и т.д. Неслучайно Джон Локк был признан отцом-основателем европейского Просвещения XVIII века.

Ключевые слова: конституционная монархия, верховенство парламента, вигская оппозиция, «билль о правах», «славная революция».

I.I.Sharifzhanov. JOHN LOCKE AND THE POLITICAL CULTURE OF THE ENLIGHTENMENT IN THE XVIII TH CENTERY.

This article examines thoroughly the life and philosophical theory of John Locke (1639-1704), the famous British political thinker of the XVIII-th century. The main aim of the study is to explore the place and the role of the scholar in the forming of ideology of the European Enlightenment and his contribution into political culture of liberalism, which had prevailed in Europe and America during the 18th century. As a devoted supporter of Whig party he took an active part in the political life in England of his time and became an intellectual leader of English Whigs in post-revolutionary England. The basic principles of his teaching were described in numerous pamphlets, tracts and essays among them his writing «Two Treatises of Government» (1960) was occupied a central place. It stated the main ideas of the Enlightenment: the division of powers, social treaty, sovereignty of the people, etc. It is quite lawful that Jahn Locke was recognized as a founding-father of the European Enlightenment of the XVIII-th century.

Keywords: constitutional monarchy, prevalence of parliament, whig opposition, «the bill of rights», «glorious revolution».

Выдающийся британский философ и политический мыслитель, по праву считающийся одним из отцов-основателей европейского Просвещения, Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Урин-гтон графство Сомерсет в семье стойких пуритан. Его отец участвовал в гражданской войне на стороне парламента в чине капитана. Благодаря службе отца и его связям с правительством Локк получил блестящее образование. В 1647 г. он был зачислен в привилегированную Вестминстерскую школу в Лондоне, а после ее окончания в 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где в течение 4 лет обучался в самом престижном его колледже: Crist Church-College. Здесь же в Оксфорде два года спустя после окончания университета, он получил степень магистра. Наряду с философией, метафизикой, древними языками Локк активно занимался медициной и даже в 1647 г. стал бакалавром по медицинским наукам. В самом начале своей медицинской практики он познакомился с лордом Эшли (позднее графом Шефтсбери), что явилось знаковым событием в последующей его жизни. Лорд Эшли был видным общественным деятелем эпохи Реставрации, основателем и вождем вигской партии, которая выступала за конституционную монархию в Англии и стояла в оппозиции к тори.

Став в 1667 г. домашним врачом лорда Эшли, Локк избавил своего патрона от опасного недуга и фактически сумел спасти ему жизнь. Тем самым он прославил своё имя не только как выдающийся философ, но и как выдающийся ученый-врач. В 1672 г. лорд Эшли (к тому времени граф Шефтсбери) был назначен лордом-канцлером Англии, и Джон Локк стал официальным секретарем его ведомства. Начался новый период в жизни английского философа, когда он включается в активную политическую жизнь страны. Он поддерживал графа Шефтсбери и его сторонников-вигов в борьбе за установление в Англии конституционной монархии, ограничение влияния католицизма, расширение гражданских свобод, укрепление верховенства парламента в британской политической системе. Деятельность Локка на службе у графа Шефтсбери не ограничивалась сугубо ведомственными делами, он готовил доклады для выступлений лорда-канцлера в парламенте по важнейшим вопросам общественной и политической жизни в стране. К сожалению, работа Локка в должности секретаря Шефтсбери не была продолжительной. Из-за болезни астмой он вынужден был покинуть Англию и уехать во Францию, где прожил 4 года (16751679).

Вернувшись на родину, Локк оказался в эпицентре острых политических коллизий в столице. Король Карл II не имел законных наследников, поэтому на английский престол начал претендовать его брат Яков, ревностный католик. Виги во главе с графом Шефтсбери решительно выступили против притязаний Якова, опасаясь усиления влияния католицизма в стране. В ответ правительство обвинило их в организации антигосударственного заговора с целью убийства короля и его брата (Rye House Plot). Начались аресты. Шефтсбери в коне концов удалось бежать в Голландию, где он через год умер. Тень подозрения в причастности к заговору пала и на Локка, которому пришлось также эмигрировать в 1683 г. в Голландию. Здесь он сблизился с окружением штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, женатого на дочери Якова и претендента на английский трон.

В 1688 г. король Яков II был свергнут с престола, и английская корона была вручена Вильгельму Оранскому и его жене Марии. Так свершилась бескровная «Славная революция», в результате которой виги добились того, за что так долго боролись: верховенства парламента в государственном устрой-стве Англии. В принятом в 1689 г. новым парламентом «билле о правах» говорилось, что без согласия парламента король не может приостанавливать законы, собирать налоги, созывать армию в мирное время, вмешиваться в дела парламента и правосудия, которое должно совершаться свободно и неза-висимо на основе существующих законов [1, с.338-340]. «Билль о правах» был вторым важнейшим политическим документом, закреплявшим либеральные принципы современного государственного устройства Англии. Первым документом можно считать «The Habeas Corpus Act», принятый в 1679 г. Он ограждал подданных страны от произвольного ареста и заключения в тюрьму, провозглашал прин-цип неприкосновенности личности и верховенство закона и правосудия [2, р. 430-432]. В 1689 г. Джон Локк триумфально возвратился на родину. Он был провозглашен вигами своим интеллектуальным лидером, наделен многочисленными административными должностями и включен в активную государственную деятельность. Настал «звездный час» и для публикации всех главных трудов ученого, которые он писал в течение долгих лет жизни, но которые до сих пор лежали невостребованными. В 1690 г. выходит в свет его фундаментальный труд «Опыт о человеческом разуме» («Essay concerning Human Understanding») в 3-х книгах, здесь автор развивал теорию познания в традициях британского эмпиризма и рационализма, давал обстоятельную критику учений о врожденных идеях и доказывал приоритет человеческого знания во всей общественно-политической практике. Книга сразу вызвала живой интерес английских читателей. Один из современников в связи с данной публикацией писал: «Это одна из самых благородных, самых полезных и самых оригинальных книг, которые только видел свет» [3, с.16]. В том же году были напечатаны «Два трактата о государственном правлении» и «Второе письмо о веротерпимости»; «Третье письмо о веротерпимости» увидело свет в 1692 г., как и его «Мысли о воспитании», а в 1695 г. была опубликована его последняя работа «Разумность христианства». В эти же годы Локк напечатал несколько своих экономических очерков, а также ряд других мелких работ.

Как политический мыслитель, Джон Локк прославился, прежде всего, благодаря своему сочинению «Два трактата о государственном правлении». Оно было написано с практической целью - оправдать парламент в его борьбе с королем Яковым II, защитить свободы граждан и упрочить престол нового короля Англии Вильгельма Оранского. В предисловии к книге сам автор писал, что он надеялся своим трудом «укрепить трон нашего Великого восстановителя, нашего нынешнего короля Уильяма; сделать надежным его статус монарха при добром согласии народа... чья любовь к своим справедливым и естественным правам вместе с решимостью сохранить их, спасла страну, когда она была на краю рабства и погибели» [4, р. 171].

Трактат состоял из двух книг: первая книга была полностью посвящена критике взглядов «величайшего поборника абсолютной власти» в Англии Роберта Филмера, а вторая -обстоятельному изложению собственной теории государства и государственного правления автора. Оправдывая своё обращение к учению покойного Р. Филмера, Локк писал, что «в последнее время среди нас появилась порода людей, которые готовы льстить монархам, утверждая, что они обладают божественным правом на абсолютную власть», а церковные проповедники, со своей стороны, провозгласили его книгу «Патриарх» «божественным откровением нашего времени» [4, р. 172-176].

В учении Р. Филмера автор выделял две главные идеи:

- всякое правление есть абсолютная монархия;

- ни один человек не рождается свободным.

Именно вокруг этих постулатов Локк выстраивал свои критические рассуждения. Он считал, что все утверждения Р. Филмера в целом были абсолютно несостоятельны, так как ни Писание, ни Разум «нам этого не говорят, что будто божественная власть подчинила нас неограниченной воле другой власти» [4, р. 177]. Касаясь конкретных вопросов истории, английский философ указывал в своей книге, что Р. Филмер не только не представил ничего, что подтверждало бы его «великий тезис» о том, что «Адам был абсолютными монархом» и поэтому «люди от природы несвободны», но даже его собственные доказательства свидетельствовали против него [4, р. 227]. Так, автор «Патриарха» в своём знаменитом труде не столько опирался на авторитет Писания, сколько излагал «измышления собственного ума», ибо уверенно утверждал как неоспоримый факт то, о чем умалчивали источники [4, р. 286].

Подвергнув обстоятельной критике доктрину патриархального абсолютизма Р.Филмера, Дж. Локк подробно изложил своё собственное понимание государства во второй части сочинения. Она получила название «Опыт об истинном происхождении, границах и цели государственного правления». Здесь он тщательно разрабатывал основополагающие принципы политического учения английских революционных демократов XVII века об общественном договоре, разделении властей, суверенитете народа и т.д. Чтобы понять политическую власть и её происхождение, говорилось уже в самом начале второй книги, надо рассмотреть вопрос о том, каково было естественное состояние людей. «Естественное состояние есть состояние совершенной свободы, в котором каждый сам распоряжается собой и своими поступками, как ему угодно. Он связан только законом природы, но ничьей иной волей.

Естественное состояние есть состояние полного равенства, в котором вся власть и юрисдикция взаимосвязаны, и никто не имеет больше, чем другой» [4, р. 307]. Английский философ особо оговаривался, что состояние полной свободы не есть состояние произвола или войны, как это утверждал Т. Гоббс. «Естественное состояние есть состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности» [4, р. 321].

Ключевым понятием в учении Локка о государстве выступало понятие собственности, которому придавался весьма расширительный смысл. В книге подчеркивалось, что собственность создается тру-дом человек и ее право регулируется взаимным согласием людей, «положительным договором» между ними [4, р. 329, 341]. Появление государства в обществе было связано с задачами охраны собственности от возможных посягательств на её неприкосновенность. В главе «О целях политического общества и правительства» Локк прямо писал: «Великой и главной целью людей, объединяющихся в государства и отдающих себя под власть правительства, является сохранение своей собственности» [4, р. 395].

Английский философ защищал и развивал либеральную теорию общественного договора. В книге решительно отвергались все утверждения о том, что государство возникло в результате завое-вания или угнетения одних людей другими. По словам автора, это произошло вследствие взаимного согласия и во имя всеобщего блага. «Во всяком случае, государственная власть образовалась из согласия свободных людей... И общая цель государственной власти есть мир, безопасность и общественное благо народа, а других целей у власти не должно быть» [3, с. 40, 42]. Говоря о структуре государ-ственного управления, Локк выделял в нем наличие трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и федеративной, которая ведала вопросами войны и мира, а также отношениями с зарубежными странами. При этом он особо подчеркивал, что хотя законодательная власть является главенствующей и ей подчиняются все остальные, она по природе представляет собой лишь доверенную власть, так как верховная власть остаётся у народа, который может устранять и заменять законодательный орган, когда он находит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверия. Английский философ не выражал никакой веры ни в исполнительную, ни в законодательную власть государства, когда речь шла о защите высших интересов народа, поэтому он открыто провозглашал право народа на восстание, на борьбу против несправедливости и угнетения. «Когда законодатели пытаются отнять и уничтожить собственность народа, - говорилось в заключительной части книги, - или ввергнуть его в рабство деспотической власти, то они приводят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения и свободен обратиться к общему прибежищу, которое Бог предусмотрел для всех людей против силы и насилия» [4, р. 413].

Проблемы свободы слова, веротерпимости, гуманности также затрагивались в «Двух трактатах о государственном правлении» Дж. Локка. Более подробное и полное освещение они

получили в его последующих сочинениях «Письма о терпимости», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». Здесь Локк выступал ярким поборником свободы совести, конституционализма, верховенства закона, неограниченной власти разума и просвещения. Неудивительно, что его взгляды оказали самое непосредственное влияние на учение английских и французских просветителей XVIII в. «Локк был предшественником Руссо и во многом его учителем», - говорится в предисловии к книге Дж. Локка «О государстве» [3, с. 9]. Касаясь вопроса о разделении властей в государственном управлении, автор предисловия отмечал, что Монтескье, разработавший данный вопрос до тонкостей и поставивший этот принцип в основу своей государственной системы, «шел в сущности по стопам Локка» [3, с.22]. Становление демократии в Америке также испытало воздействие идей английского философа. Джон Локк был «вдохновителем конституции США», - подчеркивается в «Новой энциклопедии Британника» [7, р. 221].

Деятельность Дж. Локка в Лондоне после возвращения из эмиграции не была продолжительной. По состоянию здоровья он вынужден был оставить все свои государственные должности и, несмотря на просьбу короля Вильгельма, покинуть британскую столицу. Последним пристанищем философа стал Эссекс, где в 1704 г. в доме друзей завершилась его жизнь.

Литература

1. Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. еост. Н.П. Дмитриевский. - М.-Л., 1946. - С. 338-340.

2. J.P. Kenyon, ed. The Stuart Constitution 16031688. Documents and Commentary. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1966. - 523 pp.

3. Локк. О государстве. - СПб., 1902.

4. John Locke. Two Treatises of Government. - N.Y.,

1975.

5. Filmer R. Patriarcha; or the Natural Power of King. - London: Richard Chiswell, 1680. - 141 pp.

6. The Struggle for Sovereignty: Seventeenth-Century English Political Tracts: in 2 vols. Ed. J.L. Malcolm. - Indianapolis: Liberty Fund, 1999. - Vol. 1. - 525 pp.

7. The New Encyclopedia Britannica Vol. 23. Macropedia. - Chicago, 1994.

1. Zakonodatel'stvo Anglijskoj revoljucii 16401660 gg. Cost. N.P. Dmitrievskij. - M.-L., 1946. - S. 338-340.

2. J.P. Kenyon, ed. The Stuart Constitution 1603 -1688. Documents and Commentary. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1966. - 523 pp.

3. Lokk. O gosudarstve. - SPb., 1902.

4. John Locke. Two Treatises of Government. -N.Y., 1975.

5. Filmer R. Patriarcha; or the Natural Power of King. - London: Richard Chiswell, 1680. - 141 pp.

6. The Struggle for Sovereignty: Seventeenth-Century English Political Tracts: in 2 vols. Ed. J.L. Malcolm. - Indianapolis: Liberty Fund, 1999. - Vol. 1. -525 pp.

7. The New Encyclopedia Britannica. Vol. 23. Macropedia. - Chicago, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.