ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ДЖОНА ЛОККА
Лезина Елена Петровна*
к. и. н., доцент l@mail.ru
Голов Дмитрий Эдуардович*
магистрант golov-dimka@mail.ru
* ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
В статье авторы рассматривают взгляды Д. Локка на государство, политические процессы, а также предлагаемую им теорию разделения властей. Выводы. Несомненным вкладом в философию права следует признать разделение Д. Локком власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. Для большинства стран западной цивилизации все составные части философского наследия Локка гармонично вписываются в теорию эффективного государственного управления. Мыслитель оставил в наследство теорию человеческого понимания, учение о веротерпимости в религии, разработанные концепции экономики и политики, которые до сих пор влияют на структуру и функционирование современного государственного управления во многих странах мира.
Ключевые слова:
Джон Локк, теория разделения властей, управленческая теория, экономика, государственная власть .
УДК 34.043
Р01: 10.24411/2658-6932-2022-10000
Для цитирования: Лезина Е. П., Голов Д. Э. Политико-правовое учение Джона Локка / Е. П. Лезина, Д. Э. Голов // Контентус. - 2022. - № 1. - С. 20 - 26.
Джон Локк выдающийся английский мыслитель и создатель политической доктрины либерализма. Его трактат «Опыт о человеческом разумении» [3] отразил процесс зарождения моральных норм, раскрыл смысл естественного права, обосновал взаимосвязь церковных догм с требованиями разума [2, с. 33].
Философия политики Локка возникла на основе постулирования и изучения той особой реальности, которую он и другие мыслители называли «естественным состоянием». Впоследствии особое значение для бихевио-ристов имели его идеи, включающие современные представления о религии, добродетели, нравственности и идее добра. Все эти высказывания и убеждения бросали вызов установившемуся порядку. Локк был сдержан в высказываниях и писал об этих вопросах предельно осторожным, выверенным, практически эзоповым языком. Он опасался, что его идеи могут быть поняты как атеистические, что напрямую угрожало бы его жизни и репутации.
Джон Локк повлиял на принципы, на которых была основана государственная власть Соединенных Штатов. Не так уж часто в мировой истории государства создаются и функционируют в соответствии с философскими концепциями.
Идея Джона Локка относительно появления государства исходит из установки страха перед войной, состояния хаоса, в котором погрязнут люди. Чтобы избежать этого создается соглашение: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества» [6, с. 135].
Согласно договору, народ передавал часть своих прав и свобод государству для устранения недостатков, возникших в естественном состоянии. Из этого можно сделать вывод, что главной задачей государства является защита естественных прав человека. Также становится ясно, что государство не перенимает полное право распоряжением прав и свобод человека. Государство и народ несут взаимную ответственность, так же права и обязанности.
Что касаемо формы правления, то Дж. Локк не акцентирует на этом внимание, потому что для него это не столь важно. Главной задачей является гарант прав и свобод народа, их защита и соблюдение общественного договора. Если все пункты соблюдаются, то форма правления ни имеет значения.
Хотя Дж. Локк является продолжателем идеи общественного договора, он не единожды критиковал концепцию Т. Гоббса и полностью ее пересмотрел.
Если сравнивать концепции Т. Гоббса и Дж. Локка, то главным их различием будет то, что у первого мыслителя государство имеет полную власть над обществом, в то время как у второго - лишь часть прав народа передается государству. Томас Гоббс выделяет абсолютную монархию как
правильную форму правления, с чем Дж. Локк не согласен, т.к. целью гражданского общества является подержание естественного порядка, который может быть нарушен, если люди будут выступать в роле судей для самих же себя. Поэтому он считает, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.
Кроме того можно упомянуть, что в теории Томаса Гоббса нет места свержению власти, а Джон Локк отмечает то, что если государство не выполняет свои обязанности перед народом, то люди имеют право начать с ним бороться.
Концепции общественного договора противопоставляется насильственная концепция возникновения государства, представленная немецким экономистом и социологом Францем Оппенгеймером.
Если сравнивать теории Т. Гоббса, Дж. Локка и Ф. Оппенгеймера, то можно отметить их непохожесть: способ образования государства - насилие и общественный договор, тип государственного строя - абсолютная монархия и тирания, классовое неравенство и изначальное равенство людей [1, с.
9].
Но и этих мыслители сходились во мнении о том, что естественное состояние людей - это война против всех. Однако Джон Локк говорит о разумности людей, о праве на свободу, собственность и жизнь, об идеи полной свободы.
В контексте современности государство - это особая политическая организация общества, которая расширяет власть всего населения на территории и делает общеобязательные нормы, имеет специальную административную и правоохранительную систему, взимает налоги и обладает суверенитетом. Данное определение отражает общее представление о современном государстве [9, с. 71].
Государство выполняет все функции отвечающее за управление, сохранения порядка в обществе и является политической организацией общества. Также оно выступает гарантом прав и свобод граждан.
Современное определение имеет схожие черты с концепцией Джона Локка: права на свободу, жизнь, собственность.
Рассмотрев данные концепции можно сделать вывод, что государство возникает при объединении людей в группы, связанных определенной целью: объединение для завоевания новых территорий, получение больших ресурсов; для реализации своих естественных прав; для защиты и т.д. Также можно отметить, что на протяжении всей истории взгляд на государства менялся, но все же имел схожие черты. А современное определение вобрало в себя идеи из различных концепций: свобода, равенство, опора на налоговую систему.
Локк предусматривал разделение властных полномочий между исполнительной и законодательной ветвями государственной власти.
Государственная власть создается для обеспечения общественного блага, идея которого красной нитью проходит через второй трактат [7]. Общественное благо включает в себя устоявшиеся законы. Эти законы не естественны, а условны, потому что они являются частью общественного согласия, на котором основана государственная власть. Естественные или религиозные законы чужды концепции человеческого понимания Локка, поэтому он двигался к консенсуальной основе права, разрывая классические философские и религиозные основы права, подобно тому, как он разрывал эти основы для государственной власти в целом. Локк также осознал необходимость в независимых судьях. Эти судьи должны быть могущественными, но они не должны стремиться взять на себя властные полномочия исполнительной и законодательной власти. Судьи выполняют функции посредников, которые разрешают споры, дабы избежать применения силы.
Локк рассматривал и осознавал ведущую роль законодательной власти. После «славной революции» 1688 года парламент стал законодательным органом, получившим значительную власть. Это явилось важнейшим событием, поскольку до этого времени в мире не существовало такого мощного и наделенного столь широкими полномочиями законодательного органа. Для Локка действенное разделение властей и защита гражданских прав требовали наличия действенной законодательной ветви власти, способной уравновесить сильную исполнительную власть. Законодательная власть -это единственный сдерживающий фактор для исполнительной власти, который не позволяет ей стать полновластным диктатором.
Что касается управленческой теории, то концепция Локка о том, что правительство необходимо для защиты людей - для защиты первого и главного права - права на жизнь - является напоминанием о том, что сильная власть необходима, в том числе и такая власть, которая может быть понята как власть полицейского государства.
По Локку, каждый индивид в естественном состоянии обладает возможностями осуществлять исполнительную власть. Каждый человек должен следовать справедливому стандарту закона и наказания; поэтому Локк ожидал, что люди будут действовать гораздо более ответственно и морально.
Обсуждение Локком исполнительной власти государства в некоторой степени зависит от нашего признания того, что люди имеют право сами наказывать преступления, пребывая в естественном состоянии, осуществлять физическое наказание. Суд Линча и другие формы самосуда можно понимать как рецидивы естественного состояния. Люди, которые причиняют
вред другим, навлекают на себя всю ярость гнева, который только может вызвать со стороны общества человек, демонстрирующий свое животное поведение. Этот гнев может иметь следствием смертную казнь, если преступление было экстремальным.
Для Локка мир в социуме может быть достигнут только через сильную и дееспособную государственную власть. Государственная власть создает условия для мирного существования и обеспечивает его. Поэтому она является единственным средством достижения истинной свободы, потому что свобода возникает только в состоянии мира.
Локк также выступает в качестве одного из основоположников современной политической экономии.
Локк связал экономику и политику, потому что сам экономический успех связан с Общественным договором. Он считал, что частная собственность является способом стабилизации человеческого существования, поскольку люди, имеющие собственные источники богатства, способны позаботиться о себе сами. Для того чтобы любая система работала, она должна обеспечивать индивидов механизмом защиты собственности и, следовательно, гарантировать достигнутый ими уровень богатства и благосостояния.
В естественном состоянии, по Локку, каждый человек сам себе судья. Тем не менее, чисто индивидуальное суждение и личные интересы не всегда будет соответствовать интересам коммерческих организаций.
Коммерческие интересы и их реализация порой расходятся с интересами частных лиц. Если же речь идет об интересах государственной власти, то личные интересы должны отходить на второй план.
Государственная власть устанавливает правила, в соответствии с которыми суды рассматривают конкретные дела, в том числе устанавливая правила, согласно которым определяется, имеют ли отдельные лица право подавать иски, когда их права находятся под угрозой. Власть также устанавливает правила исполнения и реализации заключенных контрактов. Кроме того, Локк считал, что для того, чтобы люди приобретали и защищали частную собственность, правительство должно гарантировать исполнение сложившихся законов.
Эти исторически сложившиеся законы являются законами, созданными обществом, плодом коллективной воли и договоренности людей между собой. Для защиты частной собственности крайне важно следовать букве закона.
Наиболее часто упускаемая из виду точка зрения Локка - это его убежденность в том, что помимо важности того, что мы сегодня назвали бы «политической социализацией» (термин введен американцем Гербертом
Хайменом), существует необходимость высокого образовательного ценза у политической власти. Для Локка образованная элита была необходима, чтобы действия правительства были осмысленными и находили поддержку среди образованных слоев [8, с. 80].
Джон Локк наиболее очевидно отличается от других мыслителей тем, что связывает свою образовательную теорию, которая кажется метафизической, со своей политической теорией, которая привязана к жизни и на самом деле довольно радикальна. То, что мы сегодня называем «политической социализацией», интересовало и Локка.
По сути, для него такого рода социализация являлась процессом усвоения индивидом политических знаний, принятых норм и существующих ценностей определенной политической культуры. Эти ценности способствуют формированию необходимых качеств, необходимых для приспособления индивида к существующей политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей. Именно разностороннее и гармоничное образование британского джентльмена способствует такой социализации, которая невозможна без действенного участия в политической жизни империи.
В своих размышлениях по поводу идеи, ее врожденности или приобретении Д. Локк пришел к оригинальному философскому осмыслению закона и законодательства. «Без понятия о законодательстве, - писал Д. Локк, -нельзя иметь понятия о законе и об обязательности его соблюдения» [4, с. 137-138]. Заложенные в этом тезисе идеи философского взгляда на законодательство и закон еще не обладают признаками философии права, но в разделах трудов Д. Локка, отражающих его социальные идеи, есть утверждение о том, что естественное состояние людей - это состояние полной свободы и это такое «состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными» [5, с. 263]. Тем самым Д. Локк сделал еще один шаг в развитии взгляда на юриспруденцию в рамках философской парадигмы. Признаком наличия гражданского общества, когда человек «сам является судьей и палачом», Д. Локк считал ситуацию, когда люди «объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебные учреждения, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними». «Началом любому законному управлению в мире» Д. Локк считал «способность свободных людей образовать большинство и создать политическое общество» [6, с. 311].
В принципе в творчестве Д. Локка философия предстает как глобальное учение и воспринимается как оригинальная философская теория. Вместе с тем в это учение как бы вкрапливаются те идеи, которые, накапливая гносеологический капитал, в XIX в. приобретут форму философии права.
В завершении хотелось бы отметить, что в своих трудах Д. Локк обосновал тесную связь экономики, политики и права, утверждал, что труд является главным источником собственности и считал естественным состоянием человека как человека трудящегося. Из этой формулы он выводил понятие «трудящихся собственников», которые могут предъявлять естественные права на результаты своей деятельности. Философия Д. Локка включала в себя постулаты, близкие к марксистским. В частности, он видел проявление власти народа в законодательстве и в контроле за исполнительной властью. Абсолютную монархию Д. Локк считал не совместимой с гражданским государственным устройством. Несомненным вкладом в философию права следует признать разделение Д. Локком власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. При этом особого значения такому разделению властей он не придавал.
Для большинства стран западной цивилизации все составные части философского наследия Локка гармонично вписываются в теорию эффективного государственного управления. Мыслитель оставил в наследство теорию человеческого понимания, учение о веротерпимости в религии, разработанные концепции экономики и политики, которые до сих пор влияют на структуру и функционирование современного государственного управления во многих странах мира.
Список использованных источников
1. Ванчиков С. А. Сравнительный анализ договорных теорий Т. Гоббса и Д. Локка / С. А. Ванчиков // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 1147-1157.
2. Жуков В. И. Идеи философии права в эпоху Возрождения и первых буржуазных революций (XIV-XVII вв.) // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 11-43.
3. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / пер. и предисл. А.Н. Савина. Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1898. 736 с.
4. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1 / ред. и примеч.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; пер. с англ. А. Н. Савина. Москва: Мысль, 1985. 621 с.
5. Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 2 / ред. и примеч.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; пер. с англ. А. Н. Савина. Москва: Мысль, 1985. 559 с.
6. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3 / ред. и примеч.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; пер. с англ. А. Н. Савина. Москва: Мысль, 1988. 668 с.
7. Локк Дж. Два трактата о правлении / пер. с англ. Е. С. Лагутина и Ю. В. Семенова. Москва; Челябинск: Социум, 2014. 480 с.
8. Мрочко В. Л., Ковалев А. А. Джон Локк и влияние его идей на теорию и практику государственного управления в начале XXI столетия. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 2(26). С. 77-92.
9. Полякова С. А. Философский анализ различных концепций возникновения государства: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Оппенгеймер. // Актуальные проблемы современной науки: исторические, философские, методологические аспекты: сборник статей Региональной научной конференции молодых ученых, Курск, 07 мая 2021 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2021. С. 69-72.
THE POLITICAL AND LEGAL TEACHINGS OF J. LOCKE
Lezina E. P.**
Candidate of History, Associate Professor lezina_l@mail.ru
Golov D. E.**
master student golov-dimka@mail.ru
** Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russia
Abstract:
In the article, the authors consider J. Locke's views on the state, political processes, as well as his proposed theory of separation of powers. Conclusions. J. Locke's division of power into three branches: legislative, executive and federal should be recognized as an undoubted contribution to the philosophy of law. For most countries of Western civilization, all the components of Locke's philosophical heritage harmoniously fit into the theory of effective public administration. The thinker inherited the theory of human understanding, the doctrine of religious tolerance in religion, developed concepts of economics and politics, which still affect the structure and functioning of modern public administration in many countries of the world.
Keywords:
John Locke, separation of powers theory, management theory, economics, state power.