Научная статья на тему 'Политико-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации'

Политико-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1441
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная безопасность / национальная безопасность / военная политика России / правовое регулирование военной сферы / military security / national security / Russian military policy / legal regulation in the military sphere

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузина Светлана Ивановна, Сагирян Инга Григорьевна

Введение. Для всей мировой системы государств в настоящее время сложилась угрожающая военнополитическая ситуация, представляющая глобальную опасность. Сдержать нарастающую угрозу можно только качественно новыми средствами, дополняя дипломатические меры. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации должно осуществляться на основе достижения цели совершенствования военной системы с использованием различных методов государственного управления, в частности — правовых методов. Российская Федерация обеспечивает военную безопасность государства правовыми нормами, однако ход специальной военной операции, начавшейся 24 февраля 2022 года, показал, что требуется корректировка военной политики и правового регулирования военной сферы. В целях повышения эффективности обеспечения военной безопасности страны необходима глубокая теоретическая проработка сущности и содержания военной безопасности. Цель данного исследования — выявить проблемные аспекты в системе политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Материалы и методы. В статье проанализирована политико-правовая основа обеспечения военной безопасности России. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности методы когнитивного анализа сущности военной безопасности, анализ официальных правовых документов, юридически закрепляющих категориальный аппарат исследуемого объекта — военной безопасности, социологический метод исследования общественного мнения на тему военной безопасности и другие. Результаты исследования. Доказано, что уровень поддержки населением военной защиты суверенитета и территории России высок. Военная политика России нуждается в усилении правовой, материальной и идеологической составляющей. Предложены меры по совершенствованию военной политики в соответствии с общественным запросом россиян. Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Задачи военной политики в области обеспечения военной безопасности как составляющей национальной безопасности России по предотвращению распространения потенциальных конфликтов решаются в процессе укрепления правовой основы союзнических отношений с государствами-соседями, а также усиления ресурсной и идеологической составляющей системы военной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузина Светлана Ивановна, Сагирян Инга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and Legal Provision of the Russian Federation Military Security

Introduction. The International System of States is currently facing a threatening political and military situation of a global danger. It is possible to restrain the growing threat only by using the qualitatively new methods, which complement to the diplomatic measures. The Russian Federation military security must be ensured by reaching the goal of military system improvement using various state administration methods, including the legal ones. The Russian Federation provides the state military security by means of the legal rules, however in the course of the Special Military Operation started on February 24, 2022 it has become evident that adjustment of the military policy and the legal regulation in the military sphere is required. To increase the efficiency of the national military security provision, the deep theoretical research into the essence and content of the military security is necessary. The aim of this research is to identify the challenging aspects in the system of political and legal provision of the Russian Federation military security. Materials and Methods. The article analyses the political and legal basis for ensuring the military security of Russia. In the process of the study, the general scientific as well as special scientific methods were used, i.e. the cognitive analysis methods for studying the essence of the military security, the official legal documents analysis providing juridical definition of the categories framework of the military security as the object under research, sociological method of surveying the public opinion on the topic of military security and other methods. Results. It has been proved that the level of support among population of the military defense of Russia’s sovereignty and territory is high. The legal, material and ideological components of the Russian military policy need to be strengthened. Measures to improve the military policy in compliance with the public demand of the Russian citizens are proposed. Discussion and Conclusions. The problems of political and legal provision of the Russian Federation military security have been identified. The military policy goals on provision of the military security in the frame of the Russian national security for prevention of potential conflicts expansion are being solved in the process of strengthening the legal basis for the allied relations with the neighboring states, as well as strengthening the resource and ideological components of the military security system.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации»

УДК 342.1 Научная статья

Политико-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации

С. И. Кузина12 , И. Г. Сагирян1 Ш

1 Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

2 Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

anaex.ru

Аннотация

Введение. Для всей мировой системы государств в настоящее время сложилась угрожающая военно-политическая ситуация, представляющая глобальную опасность. Сдержать нарастающую угрозу можно только качественно новыми средствами, дополняя дипломатические меры. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации должно осуществляться на основе достижения цели совершенствования военной системы с использованием различных методов государственного управления, в частности — правовых методов. Российская Федерация обеспечивает военную безопасность государства правовыми нормами, однако ход специальной военной операции, начавшейся 24 февраля 2022 года, показал, что требуется корректировка военной политики и правового регулирования военной сферы. В целях повышения эффективности обеспечения военной безопасности страны необходима глубокая теоретическая проработка сущности и содержания военной безопасности. Цель данного исследования — выявить проблемные аспекты в системе политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Материалы и методы. В статье проанализирована политико-правовая основа обеспечения военной безопасности России. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные научные методы, в частности методы когнитивного анализа сущности военной безопасности, анализ официальных правовых документов, юридически закрепляющих категориальный аппарат исследуемого объекта — военной безопасности, социологический метод исследования общественного мнения на тему военной безопасности и

2

другие. з

и

Результаты исследования. Доказано, что уровень поддержки населением военной защиты суверенитета и й

тз

территории России высок. Военная политика России нуждается в усилении правовой, материальной и ^

идеологической составляющей. Предложены меры по совершенствованию военной политики в соответствии с *Н

общественным запросом россиян. *й

ей

Обсуждение и заключения. Выявлены проблемы политико-правового обеспечения военной безопасности ^

Российской Федерации. Задачи военной политики в области обеспечения военной безопасности как ¡5

составляющей национальной безопасности России по предотвращению распространения потенциальных ^

конфликтов решаются в процессе укрепления правовой основы союзнических отношений с государствами- ^

соседями, а также усиления ресурсной и идеологической составляющей системы военной безопасности. £

Ключевые слова: военная безопасность, национальная безопасность, военная политика России, правовое регулирование военной сферы.

© Кузина С. И., Сагирян И. Г., 2023

Для цитирования. Кузина, С. И. Политико-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации / С. И. Кузина, И. Г. Сагирян // Правовой порядок и правовые ценности. — 2023. — Т.1. № 1. — С. 41-53.

Original article

Political and Legal Provision of the Russian Federation Military Security

Svetlana I. Kuzina1'2 , Inga G. Sagiryan1 ED

1 Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

2 South-Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, Russian Federation

El svivk@yandex.ru

Abstract

Introduction. The International System of States is currently facing a threatening political and military situation of a global danger. It is possible to restrain the growing threat only by using the qualitatively new methods, which complement to the diplomatic measures. The Russian Federation military security must be ensured by reaching the goal of military system improvement using various state administration methods, including the legal ones. The Russian Federation provides the state military security by means of the legal rules, however in the course of the Special Military Operation started on February 24, 2022 it has become evident that adjustment of the military policy and the legal regulation in the military sphere is required. To increase the efficiency of the national military security provision, the deep theoretical research into the essence and content of the military security is necessary. The aim of this research is to identify the challenging aspects in the system of political and legal provision of the Russian Federation military security.

Materials and Methods. The article analyses the political and legal basis for ensuring the military security of Russia. In the process of the study, the general scientific as well as special scientific methods were used, i.e. the cognitive analysis methods for studying the essence of the military security, the official legal documents analysis providing juridical definition of the categories framework of the military security as the object under research, sociological method of surveying the public opinion on the topic of military security and other methods. 5 Results. It has been proved that the level of support among population of the military defense of Russia's sovereignty and

« territory is high. The legal, material and ideological components of the Russian military policy need to be strengthened. G

t3 Measures to improve the military policy in compliance with the public demand of the Russian citizens are proposed.

!-h

Discussion and Conclusions. The problems of political and legal provision of the Russian Federation military security have

!-h

t3 been identified. The military policy goals on provision of the military security in the frame of the Russian national security c

£ Л

for prevention of potential conflicts expansion are being solved in the process of strengthening the legal basis for the allied relations with the neighboring states, as well as strengthening the resource and ideological components of the military security system.

Keywords: military security, national security, Russian military policy, legal regulation in the military sphere.

For citation. S. I. Kuzina, I. G. Sagiryan. Political and Legal Provision of the Russian Federation Military Security. Legal Order and Legal Values, 2023, vol. 1, no 1, pp. 41-53.

Введение. Военная безопасность как одно из актуальных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности государства является предметом изучения как общественных, так и естественных наук. К общественным наукам как к смежным наукам, также изучающим область военной безопасности государства с точки зрения ее политико-правового значения и применяемой методологии, относят политологию, социологию, историю, теорию безопасности, юриспруденцию и др. Категориальный аппарат для теоретического анализа национальной безопасности предоставляют и военно-специальные науки. Значение принимаемых государственными органами власти стратегических решений по обеспечению национальной безопасности страны в настоящее время определяет укрепление ее военной составляющей. Цель исследования — выявить проблемные аспекты в системе политико-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В систему механизмов укрепления военной безопасности входят: государственное управление системой обороноспособности страны, внешнеполитические отношения с другими странами. Важным параметром обеспечения военной безопасности является аналитическая деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз национальной безопасности в оборонной сфере. К системе реагирования на угрозы и их парирование относятся не только материально-технические, научно-технические мероприятия, но и политико-правовые, морально-психологические меры предупреждения и отражения атак противника. Для их реализации необходима глубокая теоретическая проработка сущности и содержания военной безопасности, проблем, являющихся вызовами на пути повышения эффективности обеспечения военной безопасности, и разработка направлений обеспечения военной безопасности как части системы национальной безопасности российского государства.

Безусловно, военная безопасность обеспечивается системой государственного и военного управления, поэтому теоретическая и практическая составляющие данной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Военная безопасность во все исторические времена имела решающее значение для обеспечения суверенитета и сохранения любых государственных образований, но в настоящее время данная функция государства подкрепляется выделением ее информационного сопровождения, научного осмысления и обоснования. Этот аргумент становится важной составляющей процесса разработки теории военной безопасности и вклада в нее правовой науки.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 в Разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» в числе национальных приоритетов, подлежащих защите, в части «Оборона страны» военная безопасность представлена пунктами 38 и 39:

«38. Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и ^

неприкосновенности ее территории организуется оборона страны. -Р

й

39. Целями обороны страны являются создание условий для мирного социально-экономического развития .о

Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности»1. Стратегия обеспечения военной безопасности <5

тз

Т-, „ >-1

России в настоящее время становится одной из важнейших приоритетов государственной политики.

Основы военной науки, отраслевые военные знания, военно-специальные науки составляют базис теории §

1

военной безопасности. В эти основы также входят теория вооружения и развития средств вооруженной борьбы, —2

£

военно-техническая политика, компьютерные технологии в военном деле, военная педагогика, военная психоло- ^ гия, военное право, военная история и многие другие. Но обеспечение национальной безопасности и ее состав- ^

и

ляющей — военной безопасности — является сложным, многоплановым процессом, требующим комплексного

Зз

подхода.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 20.12.2022)

и

£ -Й

Создание законодательной базы обеспечения военной безопасности России представляет собой сложный и трудозатратный процесс. От того, насколько полно будет проработано законодательство в области военной безопасности, зависит эффективность и действенность структур системы обеспечения в данном виде национальной безопасности. Не менее важное значение имеют механизмы реализации принятого законодательства, согласование деятельности государственных и иных органов, организаций всех видов собственности. Государство обеспечивает национальную безопасность совокупностью всех ресурсов — природных, человеческих, духовно-нравственным потенциалом общества, военной силой и пр.

Российское законодательство, регулирующее отношения в военной сфере, имеет три уровня: федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ и акты Правительства РФ, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Возможно, необходим кодифицированный акт как основополагающий документ в сфере военной безопасности, принятие которого позволит устранить имеющиеся нестыковки актов различных ведомств, касающихся военной сферы, о чем говорит ряд экспертов [1, 2]. К сожалению, предлагаемый и разработанный Федеральный закон «О вооруженных силах Российской Федерации» так и остался на проектной ста-

дии2.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации должно осуществляться на основе достижения цели совершенствования военной системы, военной организации для эффективного отражения угроз и ответа на вызовы современного мира. Критерием военной безопасности является строительство такой военной сферы, которая могла бы обеспечить обороноспособность России. Основным элементом системы обеспечения военной безопасности являются Вооруженные Силы России, в которые входит вся совокупность войск, находящихся на службе государства. Вооруженные силы выполняют внутренние и внешние функции: внутренние — это сохранение существующей общественно-политической системы, территориальной целостности, суверенитета, воспитание у молодежи готовности защищать свою Родину и др. Внешние — это сохранение границ государства неприкосновенными, отражение внешней агрессии, помощь союзническим государствам и пр.

Военной политике посвящены как отечественные, так и зарубежные исследования. Теоретический вклад в современную военную науку внесли российские ученые С. М. Аминов, М. С. Барабанов, Е. И. Жук, А. И. Карпов, А. И. Омелькин, А. И. Поздняков, В. И. Шерпаев [3, 4, 5, 6, 7, 8] и другие. О военной безопасности писали В. К. Белозеров, О. А. Бельков, А. И. Владимиров, И. С. Даниленко и В. А. Двуреченских, И. Б. Кардашова, О. М. Михайленок [9, 10, 11, 12, 13, 14] и другие. Вопросы военной безопасности исследовали зарубежные политики и ученые, такие как З. Бжезинский, Г. Киссинджер, Б. Клинтон, Р. Макнамара [15, 16, 17, 18] и другие.

й Материалы и методы. В исследовании использованы методы когнитивного анализа сущности военной без-

о

опасности, анализ официальных правовых документов, юридически закрепляющих категориальный аппарат исследуемого объекта — военной безопасности, социологический метод исследования общественного мнения на

тз

!-н

<и ТЗ

!-н

О

тему военной безопасности и другие.

ъ

Представляется логичным рассмотреть нормативную базу, которую приняло государство для защиты своих интересов в военной сфере. Законодательную базу, регулирующую деятельность элементов системы обеспечения военной безопасности государства, и в целом национальной безопасности Российской Федерации, наряду с Конституцией РФ3 составляют следующие нормативные правовые акты:

2 О Вооруженных Силах Российской Федерации : Проект № 392028-3 Федерального закона. URL: https://docs.cntd.ru/document/901887089 (дата обращения: 12.09.2022)

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399 (дата обращения: 20.08.2022)

- Военная доктрина Российской Федерации от 25.12.20144 (далее — Военная доктрина РФ);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.20215;

- Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.20166;

- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.20067;

- Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.19968;

- Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.19939;

- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.201010;

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.199811;

- Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.199312 и другие.

В перечисленных документах зафиксированы также основные принципы и направления военной политики Российской Федерации. Согласно Военной доктрине РФ, «военная политика — деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников» (п. 8)13.

Россия как субъект военной политики обладает достаточными реальными и потенциальными возможностями для защиты своих национальных интересов. Военная политика российского государства строится на основе анализа внешних и внутренних условий жизнедеятельности страны, работы социальных институтов, учета степени военной угрозы безопасности государства. Главными векторами государственной военной политики России, определяющими ее содержание и механизмы реализации, являются политические и экономические интересы нации, в том числе создание благоприятных экономических, культурных, научных и прочих отношений с другими странами, особенно с пограничными. А также установление такого мирового порядка, чтобы он действовал не по правилам одной страны (или военно-политического блока стран), даже с мощным военным потенциалом, а на основе взаимовыгодных и равноправных отношений с другими странами.

Военная политика включает в себя несколько составляющих. К основным, концептуальным, элементам военной политики, определяющим ее стержневые принципы и стратегические цели, необходимо отнести Военную доктрину Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сл

- Й

. О

4 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976. URL: "ö

!-н

<и ТЗ

!-н

О ТЗ

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172989/ (дата обращения: 20.08.2022)

5 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://base.garant.ru/401425792 (дата обращения: 20.08.2022)

6 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640. й URL:https://base.garant.ru/71552062 (дата обращения: 20.08.2022)

7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

(ред. от 14.07.2022). URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798 (дата обращения: 20.08.2022) Sj

8 Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 04.11.2022). URL: | http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10591 (дата обращения: 20.11.2022)

9 О государственной тайне : Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 10.11.2002). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 2481 (дата обращения: 20.08.2022) Л

10 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 09.11.2020). URL: £ http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108546 (дата обращения: 20.08.2022)

11 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 14.07.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 18260 (дата обращения: 20.08.2022)

12 О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 3140 (дата обращения: 20.08.2022)

13 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976.URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172989 (дата обращения: 20.08.2022)

и

Военно-политическая ситуация в мире меняется постоянно и с первого, поверхностного, взгляда — непредсказуема. Между тем она затрагивает жизненно важные интересы народов государств, втянутых в военный конфликт, и всегда требует немедленного ответа путем принятия решительных мер реагирования и проведения военных действий в соответствии с военной политикой страны. В соответствии с Военной доктриной успешная военно-политическая деятельность России свидетельствует об эффективности доктринального документа.

Положения Военной доктрины РФ реализуются в практической деятельности через строительство военного потенциала страны во взаимосвязи с эффективной экономической и научно-технической политикой. На военную политику также влияют государственная демографическая, культурная, образовательная, идеологическая, социальная и другие отрасли политики властей всех уровней — от федеральной до местной.

В связи с осложнением военно-политической ситуации в последнее время в общественном дискурсе актуализировался вопрос об угрозе ядерной войны. По этому поводу необходимо процитировать п. 22 Военной доктрины РФ: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации»14.

В 2020 году вышел Указ Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», где в п. 19 указаны условия применения российским государством ядерного оружия:

«а) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;

б) применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;

в) воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;

г) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда подугрозу поставлено само существование государства»15.

Данный Указ фиксирует, что Россия как ядерная держава провозглашает исключительно оборонительный характер применения ядерного оружия.

й В мире сложилась угрожающая военно-политическая ситуация, несущая глобальную опасность для всей

о

мировой системы государств. Сдержать нарастающую угрозу можно только качественно новыми средствами, дополняя дипломатические меры, которые в настоящее время показывают свою недостаточную эффективность.

тз

!-н

и ТЗ

!-н

О

Международные документы об ограничении гонки вооружений, подписанные советским государством, стали иг-

^ норироваться некоторыми державами. Так, США в 2019 году в одностороннем порядке вышли из Договора о

р£ ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенного в 1987 г. между СССР и США и ограничиваю-

Ц щего создание и распространение ракет с обычным и ядерным зарядом [24]. Такие факторы ставят перед руко-

и водством страны задачи создания принципиально новых подходов для решения возникающих военно-политиче-а

£ ских проблем.

14 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976.ЦКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172989 (дата обращения: 20.08.2022)

46 15 Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания : Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 № 355. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45562 (дата обращения: 20.09.2022)

Результаты исследования. Исследователи военной безопасности дают разные определения рассматриваемого термина. Так, по С. А. Вершилову, это «.. .состояние репрезентативной практики социума, регистрирующее его качественную жизнеспособность в границах устойчивого бытия, динамичного развития и продуктивного реагирования на предотвращение опасностей, вооружённого насилия, урона материальным и духовным ценностям мирными значениями, а также те обстоятельства, которые содействуют подобному» [19, с. 20].

Американо-швейцарский исследователь А. Уолферс считает безопасность отсутствием угроз интересам государства и страха перед этими угрозами [20]. И для обеспечения безопасности государства «.деятельность политиков, определяющих взаимоотношения своей страны с другими странами и действующих от лица государства, должна опираться на беспристрастную оценку национальных интересов.» [21, с. 348].

Военная безопасность — это умение государства защитить свои национальные интересы и предотвратить военную агрессию, считает Б. Бюзан [22].

И. К. Макаренко и В. С. Морозов дают определение военной опасности. Это «.состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений» [23], и, соответственно, военная безопасность — это состояние защищенности государства от военной опасности. Стратегической целью военной безопасности авторы называют предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, которые не допустят любое внешнее воздействие на Россию с целью ослабления ее положения в мировой системе государств, остановки развития страны, нанесение ущерба ее национальным интересам. При этом необходимо поддерживать политическое, международное и военно-стратегическое состояние страны на должном уровне. В военном терминологическом словаре дается следующее определение: «Безопасность военная (оборонная) — военная составляющая государственной безопасности, которая обеспечивается состоянием вооруженных сил и других институтов общества, поддерживающих оборонную мощь государства на необходимом (достаточном) уровне для установления благоприятных взаимоотношений с другими государствами и исключения конфронтации с использованием «аргумента силы». Гарантирует защищенность (способность к защите) жизненно важных интересов гражданина, общества, нации и государства от внутренних и внешних угроз применением военной силы или угрозой ее применения».

Статья 8 Военной доктрины Российской Федерации содержит следующее толкование: «военная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и ^ государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее

й

применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» . .о

Существуют и другие определения военной безопасности как сформулированные в официальных докумен- <5

тах, так и в научных трудах, но все они касаются государства и его национальной безопасности. Представляется, что наиболее расширенным является определение, данное в терминологическом словаре «Война и мир в терми- § нах и определениях».

£

Военная безопасность государства является важнейшей составляющей национальной безопасности и ^ направлена на обеспечение защиты ресурсов государства (человеческих, природных, нравственных, историче- //

и

ских и др.) от внутренних и внешних угроз, агрессии, нанесения ущерба путем нанесения военного насилия со

стороны других государств. Уровень военной безопасности определяется способностью государства, его Вооруженных сил противодействовать нанесению ущерба военными средствами, нейтрализовать военную угрозу, гарантированно ей противостоять.

Вооруженные силы, в том числе силовые структуры государства, являются главным фактором и гарантом обеспечения военной безопасности. Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) 3 марта 2022 года проводился опрос по поводу отношения российских граждан к специальной военной операции (СВО) по демилитаризации и денационализации Украины. Анализ результатов опроса показал, что 71% опрошенных россиян, т.е. подавляющее большинство поддерживают СВО, не поддерживает 21%, затруднились с ответом 8% . Результаты опроса выявили преобладание духовно-нравственных начал в менталитете россиян над материальными благами, стремление к справедливому устройству мира, к защите своей родины. На вопрос о целях СВО респонденты назвали следующие цели: 40% из них — «Защитить Россию, разоружить Украину и не дать разместить военные базы НАТО на ее территории», 19% — «Изменить политический курс Украины, очистить ее от нацистов», 18% — «Защитить население Донбасса (ДНР и ЛНР)».

Левада-Центр в ноябре 2022 года провел опрос общественного мнения на тему «Российская армия» . Один из вопросов был направлен на выяснение отношения к призыву на военную службу граждан России. Ответы даны в динамике за ряд лет, начиная с аналогичных опросов в 1997 году (рис. 1):

и Й О тз

!-н

<и ТЗ

!-н

о

ТЗ й CÖ

Л £ -Й

Рис. 1. Ответы на вопрос Левада-Центра о российской армии16

Как можно увидеть из результатов данного опроса, подавляющее большинство опрошенных считает, что настоящие мужчины должны отслужить в армии, отдать свой гражданский долг Родине, т.е. быть готовыми защищать свою страну, семью с оружием в руках в случае военной опасности.

Военная безопасность характеризует уровень обороноспособности страны и состояние внутригосударственной военно-политической сферы общества, обеспечивающих вооруженную защиту государства. На систему

16 Российская армия / Опрос Левада-Центра 24-30.11.2022. URL: https://www.levada.ru/2022/12/09/rossijskaya-aimiya4/?utm source=maüpoet&utm medium=email&utm campaign=glavnye-publikacii-nedeli 85 (дата обращения:

11.12.2022)

обеспечения военной безопасности влияют такие качественно-количественные характеристики системы государственного управления, как надежность защиты конституционного строя, социальной стабильности в государстве. Обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением государственной политики правительства Российской Федерации. Целью российской государственной политики по обеспечению военной безопасности является предотвращение и парирование военных угроз государству.

Одной из задач, на решение которых направлена государственная политика по обеспечению военной безопасности, является соблюдение принципов равноправного партнерства в международных отношениях, формирование системы международной безопасности. Россия обеспечивает военную безопасность страны всеми имеющимися у нее ресурсами и средствами, в том числе наличием ядерного потенциала, гарантирующего отпор любому агрессору в любых условиях.

Политика может типологизироваться по разным основаниям. Одним из них является военная сфера: политика в этой сфере формулируется как военная политика, имеющая свою природу, структуру, факторы и условия реализации, нормативное регулирование, внутреннее и внешнее проявления, тенденции развития. Военная политика является частью государственной политики в военной области, проводимой во внутренней и внешней среде и непосредственно связанной с применением средств вооружений для достижения определенных целей. Назначение военной политики — применение военной силы для достижения политических целей (с учетом возможностей и необходимости), определение направлений развития военной отрасли, разработка методов применения военной силы для противодействия противнику, руководство военными действиями и др.

Военная политика интегрирует деятельность различных областей национальной экономики — производственной, оборонной, научно-технической, политической, законодательной и других, представляя собой сложный и многоуровневый комплекс, предназначенный для решения определенных задач по обеспечению военной безопасности государства. Для осуществления военной политики создаются специализированные государственные институты, решающие задачи и общегосударственной политики, и военной стратегии. Военная политика разрабатывает и реализует методы и средства вооруженной и невооруженной борьбы в условиях ведения войн и вооруженных конфликтов, а также их предупреждения. Военная политика — сложный комплекс жизнедеятельности любого государства.

Глобализация создала тесные взаимосвязи между государствами всего мира, что создало условия для превращения локального вооруженного конфликта в очередную мировую войну. Предпосылками такой угрозы яв- ^

ляется политическая интеграция в региональные коалиции, которые обладают большими военными и материаль- -Р

й

ными ресурсами. Вступление в вооруженный конфликт все большего числа государств увеличивает риск приме- .о

нения оружия массового поражения. Сложившийся после окончания «холодной войны» и распада коалиции <5

стран Варшавского договора однополярный мир во главе с лидером западноцентричного мира Соединенными

Штатами Америки (США) одним из основных средств удержания своего лидерства использует военные дей- й

1

ствия. Наличие военной силы считается символом мощи государства, позволяющим вмешиваться во внутренние —2

£

дела других государств, используя их в дальнейшем для прокси-войн в целях реализации агрессивной колони- ^ альной политики. //

и

К примеру, США используют методы экономического и военного давления, поддерживают внутренние

Зз

силы, находящиеся в оппозиции к правительству другого государства. Для обеспечения своих интересов используются и другие тактические механизмы, например, информационная война в форме «мягкой силы». Но основным методом США является государственный терроризм — вооружение антиправительственных сил в том или ином государстве. Для этого в США поддерживается высокий уровень военной мощи. 49

и

Таким образом, аналитические исследования правовой обеспеченности военной безопасности Российской Федерации нуждаются в комплексном, обширном подходе на фоне осложнившейся внешнеполитической ситуации. Военная безопасность страны обеспечивается за счет мобилизационных мер, принимаемых во всех сферах народного хозяйства: экономической, политической, информационной и прочих, и, конечно, в оборонной, и в сфере военно-промышленного комплекса. Меры эти должны включать не только меры реагирования на возникшую опасность, но и преэмптивные действия по уничтожению опережающим образом как самой военной угрозы, так и всех обстоятельств данной угрозы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение и заключения. Государственная военная политика и военная безопасность в государстве взаимосвязаны. Государственная политика формулирует цели войны, определяет средства и ресурсы ведения войны. В современной системе национальных государств стремлению большинства ее участников к интеграции в рамках многополярного мира противостоит гегемонизм с его силовой политикой, разжигающей региональные и территориальные конфликты по всему миру с целью получения собственной выгоды, к примеру, от продажи оружия.

Гибкая военная политика российского государства позволит ему отстоять свой суверенитет, право на свой исторический путь, национальную идентичность, неприкосновенность границ, самостоятельную, независимую внешнюю политику. Межгосударственные отношения с внешним миром, особенно на дипломатическом уровне играют важную роль в области военной политики России. Координация военной политики с политикой союзных государств при использовании совместных сил позволяет организовать решительное противодействие противнику, в том числе по предотвращению войны и стабилизации обстановки внутри союзных государств.

Военную политику можно определить, как систему руководящих идей, принимаемых властью общезначимых стратегических решений и действий, а также деятельность государственных институтов, направленную на создание и сохранение высокого военного потенциала страны для достижения политических целей военными средствами. Главным субъектом военной политики является государство. Оно готовит военные средства для достижения поставленных им стратегических целей. Соответствие военных средств поставленным целям определяет эффективность проводимой военной политики государства. При их несоответствии необходима корректировка или целей, или средств достижения целей. Дисбаланс между ними может привести к кризису не только системы обеспечения военной безопасности, но и к социально-политическому кризису государства в целом.

Под воздействием усложняющейся внешнеполитической обстановки в области военной политики и ее части — военно-технической политики России — происходят революционные изменения: пересматриваются все прежние положения военной стратегии и тактики. Изменение форм и методов ведения войн (в их числе — информа-

й ционные, кибер-, прокси- и другие новые формы ведения войн, к числу которых можно отнести и «цветные ре-о

волюции») приводит к разработке новейших вооружений и прекращению процесса ограничения и сокращения военных арсеналов, к увеличению значения оборонного, военно-промышленного комплекса во внешней поли-

тз

!-н

и ТЗ

!-н

О

тике иностранных государств. Реагирование на эти трансформации является важнейшей задачей России.

й

^ Некоторые государства и их союзы используют любой предлог для применения силы в случаях заявления

р£ каких-либо субъектов мировой системы о своем суверенитете и национальных интересах своего народа. По всему ^ миру вспыхивают уже затухшие старые конфликты и возникают новые, стимулируемые желающими сохранить и однополярный мир, построенный на управлении ослабленными войной остальными государствами. „й Военная политика развивается в двух направлениях: внутренним как деятельность государства по обеспе-

чению обороноспособности страны и внешним как использования военной силы во взаимоотношении с другими государствами. Военная политика обеспечивается научно-аналитическим инструментарием в разработке перспектив и стратегий своего развития и практическими механизмами управления и организации военного обеспечения.

Социально-политические интересы России, потребности народностей, социальных групп, субъектов федерации, зафиксированные в официальных документах по обеспечению национальной и военной безопасности государства, определяются содержанием военной политики. Другими словами, суть, содержание и цели военной политики Российской Федерации определяются национальными интересами страны. Залогом успешной военной политики России становятся благоприятные экономические, политические, научные и другие условия, взаимовыгодные отношения с другими странами, особенно с соседними.

Главные цели военной политики прописаны в Военной доктрине России. К ним относятся:

- нейтрализация военных провокаций, предотвращение по возможности вооруженных конфликтов между Россией и другими государствами;

- обеспечение военной безопасности, территориальной целостности, защита суверенитета России;

- выполнение военных обязательств перед союзными государствами;

- участие в миротворческих операциях;

- поддержка международных организаций по поддержанию безопасности в мире;

- обеспечение оборонного потенциала в стране и др.

Военная безопасность РФ по своему содержанию опирается на следующие принципы:

- проведение единой государственной политики по обеспечению военной безопасности;

- поддержание общественно-политической стабильности, защита суверенитета российского государства;

- союзнические отношения с государствами-соседями;

- укрепление обороноспособности страны;

- совершенствование вооружённых сил РФ, их готовности к противодействию внутренним и внешним угрозам;

- охрана государственной границы России и др.

Таким образом, повышение эффективности военной политики является жизненно необходимым условием обеспечения национальных интересов и военной безопасности российского государства, при этом наше государство может рассчитывать только на собственные ресурсы. Наличие потенциальных конфликтов по периметру границ российского государства ставит перед военной политикой новые задачи по обеспечению ее ресурсной, правовой и дипломатической поддержкой во имя сотрудничества между соседними державами. Успешная военная политика, высокий уровень военного потенциала являются действенными инструментами для сохранения суверенитета, территориальной целостности и обеспечения военной и национальной безопасности России. ^

3

и

Й

Библиографический список .о

1. 1. Евтушенко, С. Г. Правовое обеспечение военной безопасности России : дис. ... канд. юрид. наук : <5

тз

20.02.03 / Евтушенко Сергей Георгиевич. — Москва, 2000. — 199 с. о

2. Алванян, Н. М. Теоретико-правовые основы военной безопасности РФ / Н. М. Алванян // Евразийский й

1

научный журнал. — 2016. — № 10. — С. 239-240.

£

3. Аминов, С. М. Чужие войны: новая парадигма / С. М. Аминов, М. С. Барабанов и другие. — Москва: ^ Центр анализа стратегий и технологий, 2022. — 160 с. ^

и

4. Жук, Е. И. Военно-политические аспекты пилотируемой космонавтики / Е. И. Жук // Вестник Академии военных наук. — 2009. — № 1 (26). — иЯЬ: Ьйр8://тШ1агуай1с1е.ги/уоеппо-ргош18Ыепп11-кигег/2009-урк/10881-voenno-po1iticheskie-aspekty-pilotiruemoj (дата обращения: 12.12.2022)

5. Карпов, А. Н. Военно-политическая деятельность Российской Федерации в условиях глобализации : мо-ногр. / А. Н. Карпов. — Москва: ВАГШ, 2004. — 176 с. 51

и

6. Омелькин, А. И. Политический механизм и сценарии развязывания войн и вооруженных конфликтов : моногр. / А. И. Омелькин. — Москва: ВАГШ, 2001. — 170 с.

7. Поздняков, А. И. Военная политика современных государств: сравнительный анализ содержания и коренных целей / А. И. Поздняков. — Москва: ВАГШ, 1991. — 138 с.

8. Шерпаев, В. И. Военная политика в политическом процессе современной России : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 / Шерпаев Владимир Иванович. — Екатеринбург, 2007. — 348 с.

9. Белозёров, В. К. Военная безопасность России как объект государственного регулирования / В. К. Бело-зёров // Безопасность Евразии. —2008. — № 1. — С. 456-462.

10. Бельков, О. А. О военной политике России / О.А. Бельков // Безопасность. — 1993. — № 6. — С. 27-31.

11. Владимиров, А. И. Концептуальные основы национальной стратегии России: военно-политический аспект : автореф. дис. . канд. полит. наук : 20.01.02 / Владимиров Александр Иванович. — Москва, 2004. — 50 с.

12. Даниленко, И. С. Военная безопасность и проблемы военной политики государства / И. С. Даниленко, В. А. Двуреченских // Военная мысль. — 1992. —№ 1. —С. 27-30.

13. Кардашова, И. Б. Военная безопасность в системе национальной безопасности / И. Б. Кардашова // Военное право. — 2018. — №1 (47). — С. 26-31.

14. Михайленок, О. М. Военно-политические проблемы национальной безопасности России в переходный период : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 / Михайленок Олег Михайлович. — Москва, 2003. — 290 с.

15. Бжезинский, З. Великая шахматная доска / З. Бжезинский. — Москва: Международные отношения, 2010.

— 256 с.

16. Киссинджер, Г. Ядерное оружие и внешняя политика / Г. Киссинджер. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 511 с.

17. Клинтон, Б. Стратегия национальной безопасности США для нового столетия. Предисловие / Б. Клинтон // НГ - Сценарий. — 1999. — № 2. — С. 9-13.

18. Макнамара, Р. С. Путем ошибок — к катастрофе: Опыт выживания в первом веке ядерной эры / Р. С. Макнамара. — Москва : Наука, 1988. — 149 с.

19. Вершилов, С. А. Военная безопасность государства (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Вершилов Сергей Анатольевич. — Москва, 2016. — 49 с.

20. Wolfers, A. «National security» as an ambiguous symbol / A. Wolfers // Political Science Quarterly. — 1952.

— Vol. 67, No. 4 (December). — Р. 481-502.

й 21. Уолферс, A. Противоборство и сотрудничество: очерк международной политики // Теория международ-

ен

ных отношений: Хрестоматия / сост., науч. ред. и коммент. П. А. Цыганкова. — Москва: Гардарики, 2002. — С. 338-348. — URL: http://grachev62.narod.ru/tmo/chapt32.html (дата обращения: 15.12.2022)

тз

!-н

<и ТЗ

!-н

О

22. Buzan, B. People, states, and fear, an agenda for international security studies in the Post-cold War Era: 2nd ^ edition / B. Buzan. — Colorado: Lynne Rienner Publishers Inc, 1991. — P. 277.

pi 23. Макаренко, И. К. Военная безопасность государства: сущность, структура, пути обеспечения на совре-

Ц менном этапе / И. К. Макаренко, В. С. Морозов. — Москва: РАГС, 2003. — 60 с.

и 24. США вышли из договора по ракетам. Чем важен ДРСМД и какие риски создаст его развал / РБК.

Лз 02.08.2019 : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2019/5d42b0929a794772e68c66ec (дата обращения: 21.12.2022).

Поступила в редакцию 01.02.2023 Поступила после рецензирования 17.02.2023 Принята к публикации 20.02.2023

Об авторах:

Кузина Светлана Ивановна, профессор кафедры «Уголовное право и публично-правовые дисциплины» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор политических наук, профессор, ОЯС'Ю. 8у1ук@уаМех.гц

Сагирян Инга Григорьевна — доцент кафедры «Уголовное право и публично-правовые дисциплины» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат филологических наук, доцент, РЯСЧР. 8аацуап@уаМех.гц

Заявленный вклад соавторов:

С. И. Кузина — формирование основной концепции, методология исследования, подготовка текста, формирование выводов. И. Г. Сагирян — анализ результатов исследования, доработка текста, корректировка выводов.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.