Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННО-МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL SAFETY / NAVAL ACTIVITY / NUCLEAR SAFETY / RADIATION SAFETY / RATIONAL NATURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плотникова Юлия Анатольевна, Тарасова Елена Анатольевна

В статье анализируются правовые основы регламентации сферы обеспечения экологической безопасности при осуществлении военно-морской деятельности Российской Федерации как важнейшей составляющей военной деятельности государства в Мировом океане. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также внедрение новейших технологических разработок в целях обеспечения соответствия военно-морской деятельности современным политическим и экономическим мировым обстоятельствам при реализации национальных интересов страны являются неотъемлемыми звеньями обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плотникова Юлия Анатольевна, Тарасова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE IMPLEMENTATION OF NAVAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyses the legal basis for regulating environmental safety in the conduct of naval activities of the Rus sian Federation as an essential component of the military activities of the State in the oceans and seas. The study concluded that nuclear and radiation safety in use, Manufacture, testing, operation, storage and disposal of nuclear weapons and military nuclear power plants, As well as the introduction of the latest technological developments in order to ensure compliance of naval activities with modern political and economic world circumstances in the realization of the national interests of the country are integral elements of ensuring the environmental safety of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛОТНИКОВА Юлия Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». E-mail: plotn-yulya@yandex.ru; ТАРАСОВА Елена Анатольевна,

старший преподаватель кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». E-mail: plotn-yulya@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье анализируются правовые основы регламентации сферы обеспечения экологической безопасности при осуществлении военно-морской деятельности Российской Федерации как важнейшей составляющей военной деятельности государства в Мировом океане. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также внедрение новейших технологических разработок в целях обеспечения соответствия военно-морской деятельности современным политическим и экономическим мировым обстоятельствам при реализации национальных интересов страны являются неотъемлемыми звеньями обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Abstract: The article analyses the legal basis for regulating environmental safety in the conduct of naval activities of the Russian Federation as an essential component of the military activities of the State in the oceans and seas. The study concluded that nuclear and radiation safety in use, Manufacture, testing, operation, storage and disposal of nuclear weapons and military nuclear power plants, As well as the introduction of the latest technological developments in order to ensure compliance of naval activities with modern political and economic world circumstances in the realization of the national interests of the country are integral elements of ensuring the environmental safety of the Russian Federation.

Ключевые слова: экологическая безопасность, военно-морская деятельность, ядерная безопасность, радиационная безопасность, рациональное природопользование.

Keywords: ecological safety, naval activity, nuclear safety, radiation safety, rational nature management.

Военно-морская деятельность является составной частью (видом) военной деятельности государства, осуществляемой в Мировом океане в целях предотвращения агрессии против России и реализации ее национальных интересов, указанная деятельность относится к категории важнейших государственных приоритетов.

В области военно-морской деятельности выделяются две основные задачи государственной политики в сфере экологической безопасности и рационального природопользования:

- создание условий для поиска на перспективу экологически чистых возобновляемых источников энергии в целях энергообеспечения боевых кораблей и судов, вооружения, военной и специальной техники. В дальнейшем такие источники энергии могли бы с успехом применяться в различных сегментах экономики, повышая экономическую эффективность производства;

- обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования при эксплуатации в мирное время военных кораблей и судов, оружия и объектов военно-морской инфраструктуры[1 ].

Описанный подход к осуществлению военно-морской деятельности наиболее полно отражается в Положении об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. К числу ключевых задач служб экологической безопасности: Штаба МТО Вооружен-

ных Сил, военных округов, флотов (Каспийской флотилии), объединений и соединений, региональных экологических центров военных округов и воинских частей следует отнести разработку мероприятий по снижению и предотвращению негативного воздействия от деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий. Особое внимание уделяется формированию эффективной системы управления обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации за выполнением требований нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности[2].

Очевидно, что существенным звеном обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии целях обороны страны. Речь идет об изготовлении, испытаниях и эксплуатации, хранении ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Пристальное внимание уделяется ликвидации и утилизации выведенных из эксплуатации особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, восстановлению радиационно-загрязненных участков территории Российской Федерации[3].

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 2(182)

Безаварийная эксплуатация атомных судов и внедрение промышленных технологий безопасной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками оказывает целесообразный результат в целом и на состоянии окружающей среды, и на здоровье населения государства. В связи с этим следует отметить, что Главным государственным санитарным врачом РФ в феврале 2004 г. было принято Постановление «О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04», вместе с Санитарными правилами СП 2.6.1.2154-04[4].

Модернизация Военно-Морского Флота Российской Федерации стимулирует динамичное развитие наукоемких производств и внедрения новейших технологических разработок в целях обеспечения соответствия военно-морской деятельности современным политическим и экономическим мировым обстоятельствам при реализации национальных интересов страны. Например, Государственной корпорацией «Росатом» был принят Приказ 29 декабря 2015 г. № 1/27-НПА (редакция от 22 декабря 2017 г.) «Об утверждении типового государственного контракта на выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота»[5]. В рамках правового регулирования деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами, которые образуются в результате утилизации атомных подводных лодок Госкорпорация «Росатом» 21 марта 2017 г. принимает приказ № 1/8-НПА «О внесении изменений в типовой государственный контракт на выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота»[6].

Возросшая антропогенная нагрузка на окружающую среду стимулирует государства, в том числе и Россию, к активной координации экологической политики. Необходимо отметить значение опыта Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере военно-морской деятельности. Останавливаясь на истории вопроса выведе-

ния атомных подводных лодок из состава Военно-морского флота России в Арктической зоне, В.Р. Авхадеев выделяет Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о взаимодействии в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок (г. Москва. 1998 г.). В Соглашении сторонами отмечалась необходимость сохранения окружающей среды на территориях, сопредельных российско-норвежской границе. Перспективы двусторонней Российско-Норвежской деятельности базировались на принятии принципов и приоритетов важнейших международных актов (Декларация о защите окружающей среды Арктики 1991 г., Программы действий Совета Баренце-ва/Евроарктического региона в области охраны окружающей среды 1994 г. и др.). Тем самым определялась стратегия сотрудничества: Баренцево море (Евроарктика) - субрегион и Арктика в целом - регион[7].

Сложившееся настоящая кризисная ситуация мирового масштаба (военно-политическая, экономическая, природно-климатическая) выдвигает на передний план проблему правового регулирования военно-морской деятельности, других видов морской деятельности в России. В этой связи российского государство продолжит выполнять свои обязательства по следующим направлениям:

- контроль радиационной обстановки в местах захоронения (архипелаг Новая Земля) радиоактивных отходов и атомных реакторов атомных подводных лодок и атомных ледоколов [8];.

- безопасность промышленной утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов их обслуживания, выведенных из состава Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Защита государственных интересов Российской Федерации распространяющихся на пространства Мирового океана, находящегося за пределами юрисдикции прибрежных государств в настоящее время стремительно возрастает вследствие изменения геополитической ситуации в мире и возникновения современных угроз безопасности, в т.ч. экологической безопасности в сфере военно-морской деятельности.

Таким образом, достижение приоритетных целей государства возможно в результате реализации долгосрочной национальной политики, направленной на обеспечение безопасности жизнедеятельности народов страны, защиту и воспроизводство природных богатств, а также экологизации военно-морской деятельности России и ее методов с учетом опыта зарубежных стран, его изучением и применением.

Библиография:

1. Указ Президента РФ от 20.07.2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года // Собрание законодательства РФ. 2017. № 30, ст. 4655.

2. Приказ Министра обороны РФ от 14.09.2015 г. № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 13.10.2018 г. № 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу // Собрание законодательства РФ. 2018. № 42 часть II), ст. 6447.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.02.2004 г. № 5 «О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04» (вместе с «СП 2.6.1.01-04. Санитарные правила...», утв. Главным государственным врачом РФ 28.01.2004) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2004 г. № 5607) // Российская газета. 2004. № 78. 15 апреля.

5. В данном виде документ опубликован не был. Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.06.2016 (дата обращения: 10.12.2019).

6. Официальный Интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2017 (дата обращения: 10.12.2019).

7. Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 138 - 145.

8. Морская доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 26.07.2015 г.) // Документ опубликован не был. Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.