Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы военно-морской политики в сфере судостроения и кораблестроения'

Теоретико-правовые основы военно-морской политики в сфере судостроения и кораблестроения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ ПОЛИТИКА / MARITIME POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / СУДОСТРОЕНИЕ / SHIPBUILDING / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов Рауф Мамедович

В данной статье представлен анализ состояния и правового обеспечения развития судостроения и кораблестроения Российской Федерации, состояние и развитие законодательства о морской политике в интересах обороны и безопасности государства, а также рассмотрены для сравнения военно-правовые аспекты правового регулирования морской политики в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-legal foundations of naval policyin the field of shipbuilding and shipbuilding

This article presents the analysis of the state and legal development of shipbuilding and shipbuilding of the Russian Federation, the status and development of legislation on Maritime policy in the interests of defense and security of the state, and also considered to compare the military-legal aspects of legal regulation of Maritime policy in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы военно-морской политики в сфере судостроения и кораблестроения»

УДК 359:347.79

ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО - МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СУДОСТРОЕНИЯ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Гасанов Рауф Мамедович

Заместитель директора ФГУП «ЦНИИ «Центр», Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации, Почетный адвокат России, старший советник юстиции, кандидат юридических наук

В данной статье представлен анализ состояния и правового обеспечения развития судостроения и кораблестроения Российской Федерации, состояние и развитие законодательства о морской политике в интересах обороны и безопасности государства, а также рассмотрены для сравнения военно-правовые аспекты правового регулирования морской политики в зарубежных странах.

Ключевые слова:

• морская политика,

• национальная безопасность,

• правовое регулирование,

• геополитика,

• судостроение,

• Военно-Морской Флот.

Gasanov Rauf Mamedovich, deputy director of Central Shipbuilding Research Institute «Centre», honored worker of the procuracy of the Russian Federation, honored lawyer of Russia, senior counselor of justice, candidate of legal sciences, Moscow, Russian Federation.

Theoretical-legal foundations of naval

policyin the field of shipbuilding and shipbuilding

This article presents the analysis of the state and legal development of shipbuilding and shipbuilding of the Russian Federation, the status and development of legislation on Maritime policy in the interests of defense and security of the state, and also considered to compare the military-legal aspects of legal regulation of Maritime policy in foreign countries.

Keywords:

• maritime policy,

• national security,

• regulation,

• geopolitics,

• shipbuilding,

• Navy.

Для определения теоретико-правовых основ военно-морской политики в сфере судостроения и кораблестроения представляется необходимым проанализировать состояние и правовое обеспечение развития судостроения и кораблестроения, состояние и развитие законодатель-

ства о морской политике в интересах обороны и безопасности государства, а также рассмотреть для сравнения военно - правовые аспекты правового регулирования морской политики в зарубежных странах.

Президенты Российской Федерации В.В.Путин, Д.А. Медведев неоднократно отмечали важное значение развития судостроения для России, являющейся крупной морской державой. Так, в 2007 году В.В. Путин подчеркнул: «Мы имеем достаточно развитый рынок собственных морских перевозок. При этом практически перестали строить гражданские суда. За последние 10 лет более 90 процентов новых судов наши судовладельцы заказали и построили на зарубежных верфях. И если не предпринять сегодня никаких действий, отрасль просто деградирует, что, в конечном счете, негативно скажется и на безопасности страны, на военном кораблестроении»1.

Такая оценка положения дел в судостроении не только объективное отражение состояния отрасли, но и вывод, требующий принятия кардинальных мер реагирования.

Россия — одна из ведущих морских держав с выходом в три океана и значительной протяженностью морских границ. До 1992 года наша страна была в первой десятке государств, обладающих кораблестроительной отраслью, имела второй по численности Военно-Морской Флот, однако в настоящее время эти позиции утрачены. Ныне в этой сфере лидируют США, располагающие самыми мощными военно-морскими силами в мире. Общее количество боевых кораблей стран НАТО составляет около 1000 единиц, из них 200 - носители крылатых ракет. Китай и Индия также уделяют серьезное внимание развитию своих военно-морских сил. Это требует принятия действенных мер, направленных на развитие Военно-Морского Флота России, особенно авианосного и подводного

флотов, кораблей охранения, на основе отечественного кораблестроения, отвечающего современным вызовам, создания современной судоремонтной базы. При этом дискуссионным остается вопрос об обоснованности приобретения Россией зарубежной военно-морской техники.

Принятие новой Стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации2 и Военной доктрины Российской Федерации3, а также мер государственной поддержки судостроения и судоходства4 обусловливает актуальность научного исследования современного состояния, выявления потребностей и обоснования возможностей правового регулирования национальной морской политики в сфере судостроительной промышленности в интересах обороны и безопасности России в современных условиях, правового обеспечения политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности5.

Однако, концептуальные взгляды по этим актуальным проблемам, имеющим важное теоретическое и практическое значение для обеспечения обороны и безопасности России, имеют противоречивый характер и нуждаются в научном обосновании и соответствующем нормативном правовом обеспечении.

Проблемы развития судостроительной промышленности имеют многоплановый характер. Для их решения недостаточно усилий только на федеральном уровне. Необходим системный, комплексный подход по реформированию не только судостроения, но и отраслей, производящих комплектующее оборудование и материалы, созданию благоприятного инвестиционного климата в отраслях, заинтересованности хозяйствующих субъектов в модернизации существующих фондов, создание конкурентоспособной продукции.

Созданная в Российской Федерации правовая база, касающаяся развития

судостроения, в основном позволяет решать задачи обеспечения военной безопасности. Однако законодательство в данной области еще не представляет собой единой целостной системы, в нем имеются пробелы, сохраняются отдельные противоречия, положения некоторых законов продолжают носить декларативный характер. Разнообразная неунифицированная терминология, применяемая в законодательных актах, зачастую затрудняет правоприменительную деятельность, а подчас приводит и к правовым коллизиям.

В законодательстве не в полной мере находят отражение действенные механизмы реагирования на новые вызовы и угрозы военной безопасности Российской Федерации, не достаточно регламентирован процесс строительства и развития военной организации государства в целом, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Одним из приоритетных направлений в области обеспечения военной безопасности является состояние оборонно-промышленного комплекса (ОПК). По данным департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России, 80% основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизировано, а оборудование, средний возраст которого менее 20 лет, составляет около 40%. Большая часть продукции производится на уровне технологий, которые созданы до 1993 года. Треть предприятий ОПК — фактически банкроты. Финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз, а инвестиции в основные фонды в 5 раз меньше, чем в развитых странах. Более 50% уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены либо физически и морально устарели6.

Состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям крайне неудовлетворительно — больше половины станочного парка на многих из них изношено на 100%. Отмечается крайне высокая затратность военного производства. Причиной нынешнего состояния ОПК многие эксперты называют непродуманное его реформирование.

Морская политика во многом определяет национальную безопасность государства в экономической, военной, международной и других сферах, вносит существенный вклад в развитие экономики России и одновременно стимулирует инновационные процессы. В связи с этим активное участие России в освоении морских пространств и ресурсов является долгосрочной стратегической задачей.

В целях обеспечения экономической и военной безопасности национальная морская политика должна быть нацелена на эффективную защиту морских ресурсов, действенную охрану морской экологической среды, обеспечение долговременного пользования морскими ресурсами и морской средой, достижение согласованности в развитии сферы морской деятельности, снижение административных барьеров для реализации прав и свобод граждан, предпринимательской инициативы и раскрытия творческого потенциала людей.

Высшим руководством страны был принят ряд важных решений, направленных на реализацию Морской доктрины Российской Федерации, решение крупных системных проблем сферы морской деятельности. В связи с этим необходимо отметить Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 27 апреля 2007 года, Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация», меры го-

сударственной поддержки судостроения и судоходства, принятые в ноябре 2011 года, решения, принятые на совместном заседаниях президиума Государственного совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заседаниях президиума Государственного совета, заседаниях Морской коллегия при Правительстве Российской Федерации.

Эти решения задали вектор развития национальной морской политики России на среднесрочную перспективу и определили механизмы их реализации. Однако сегодня военно-морская политика России отстает от вызовов времени, существенного продвижения в реализации приоритетных направлений не произошло. Качество ее нормативно-правового обеспечения остается низким и не отвечает современным потребностям. Нерешенность проблем является следствием отсутствия необходимых законов, их несоответствия стратегическим целям развития государства, невозможности их эффективного применения.

Существующее законодательство не обеспечивает проведение эффективной государственной политики по развитию отечественного судостроения. Тяжелое положение, сложившееся сегодня в российском судостроении, вызвано отсутствием стимулов для инвестирования строительства судов на отечественных верфях и неравными с судостроением зарубежных стран экономико-правовыми условиями работы, что требует безотлагательного принятия на государственном уровне решений, способствующих изменению сложившегося положения.

Существующие финансово-

экономические условия заведомо ставят судостроителей в проигрышное положение по сравнению с их зарубежными конкурентами. Законопроекты должны быть направлены, прежде всего, на создание благоприятных экономических

условий для развития отечественной судостроительной промышленности и предусматривать внесение изменений в Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, Закон о таможенном тарифе, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятые в этом направлении решения недостаточны. Неравные финансово-экономические условия работы отечественных судостроителей, по сравнению с иностранными, сохраняются, что сдерживает строительство и модернизацию Военно-Морского Флота России.

Возможности обеспечения национальной безопасности у различных государств на разных этапах исторического развития зависят от целого комплекса условий, связанных с вероятностью военных угроз, характером отношений с сопредельными государствами, силами, численностью, оснащенностью и боеготовностью вооруженных сил и других силовых структур. Возрастание роли военных аспектов обеспечения национальной безопасности различных государств напрямую зависит от складывающегося в определенное время соотношения между формами геополитического противоборства на глобальном и региональном уровнях.

Наибольший интерес для совершенствования правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации представляет учет опыта законодательного обеспечения национальной безопасности в военной сфере 4 постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладающих ядерным оружием: США, Франции, Великобритании и Китая.

Рассмотрение военных аспектов правового обеспечения морской политики этих стран показывает возрас-

тание роли и зависимости военных аспектов обеспечения национальной безопасности различных государств от складывающегося в определенное время соотношения между формами геополитического противоборства на глобальном и региональном уровнях.

США в современных условиях основное внимание сосредотачивает на достижении конкретных целей в политической, экономической и военной областях в интересах официальной стратегии доминирования США в современном мире.

В условиях глобализации происходит трансформация Военно-морских сил США. Согласно принятым в США взглядам на военное строительство, ключевые вызовы военно-морским силам в ближайшие 10-25 лет будут исходить от развития асимметричных военных способностей противника, позволяющих предотвратить доступ американских сил к портам, летным полям, базам, инфраструктуре прибрежных районов морей и океанов, доступность которых определяет эффективное применение сил флота на отдаленных театрах военных действий.

Американский опыт показывает, что даже в устоявшейся рыночной экономике проблемы экономического обеспечения национальной безопасности сохраняют свою актуальность и требуют постоянного совершенствования механизма ее обеспечения. На основе проведенного сравнения можно выделить ряд концептуальных различий между отечественной и американской системами обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере. К таким различиям можно отнести следующее:

- американская стратегия обеспечения экономической безопасности предусматривает реализацию экономических интересов на всем пространстве

коммерческой деятельности своих предприятий, фактически по всему миру;

- американское законодательство предусматривает наличие четко выраженной экономической цели, полагающей в качестве территории, на которую распространяются национальные экономические интересы, территорию всей планеты.

Главная цель оборонной политики Франции состоит в защите национальных интересов, которые носят «имущественный» характер и связаны с собственностью: территорией, экономическими богатствами, коммуникациями, присутствием граждан страны за границей. Основная цель - защита собственности, где бы она ни находилась, и возможность беспрепятственного доступа к ней. Французский флот намерен использовать подводные лодки для выполнения самых разнообразных задач -разведки, минирования, ведения боевых действий против надводных кораблей и наземных целей.

Целью политики обеспечения национальной безопасности Великобритании является сохранение суверенитета и территориальной целостности, а также способность отстаивать свои национальные интересы внутри страны и за ее пределами. После окончания «холодной войны» Великобритания изменила свои приоритеты в защите национальных интересов в военной сфере, сделав ставку на использование сил мгновенного и быстрого реагирования. Главная базовая задача для британских ВМС состоит в обеспечении безопасности морских линий коммуникаций и способности ВМС свободно использовать акваторию Мирового океана для проведения различных операций.

Стратегия национальной безопасности Китая в отличие от других стран (например, США) лишена явной активной наступательной направленности. Со-

временные военно-морские силы Китая являются наибольшей в количественном отношении величиной в восточноази-атском регионе. Китайский флот пока сохраняет боевую структуру, ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Преобладающей тенденцией в области военного строительства КНР является совершенствование качественных параметров оборонного потенциала. Перед вооруженными силами ставится задача повышать возможности ведения боевых действий при внезапных изменениях обстановки в условиях использования современной техники, в том числе высоких наукоемких технологий.

Рассмотрение состояния и развития законодательства о морской политике в интересах обороны и безопасности свидетельствует о том, что в нашем законодательстве не в полной мере находят отражение механизмы реагирования на новые вызовы и угрозы военной безопасности Российской Федерации, не достаточно регламентирован процесс строительства и развития военной организации государства, морской деятельности и военно-морской политики, что обусловливает потребность приведения комплек-

са нормативных правовых актов, регламентирующих морскую деятельность в соответствие с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктрины Российской Федерации.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.200.URL: http://archive.kremlin.ru

2. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»//СЗ РФ 2009, №20, Ст.2444

3.Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 №146 «О военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета, федеральный выпуск 10.02.2010, № 5106

4. Федеральный закон от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства».иКЬ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121269/

5. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года//Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2000.

6. Материалы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.