Научная статья на тему 'Политико-правовое обеспечение социально-трудовых интересов населения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения'

Политико-правовое обеспечение социально-трудовых интересов населения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров П.М.

В данной статье рассматривается политико-правовое обеспечение социально-трудовых интересов населения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения. Привлечение местных рабочих кадров, вопросы охраны и безопасности труда в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое обеспечение социально-трудовых интересов населения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения»

8. Библиотека ответов на вопросы о градостроительной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urbaneconomics.ru/news/7mat_ 1а=1083 (дата обращения: 10.05.2015).

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ

© Егоров П.М.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

В данной статье рассматривается политико-правовое обеспечение социально-трудовых интересов населения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения. Привлечение местных рабочих кадров, вопросы охраны и безопасности труда в современных условиях.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), трудовые отношения, промышленное освоение, занятость, трехстороннее соглашение.

Одним из важнейших социально-экономических вызовов, стоящих перед государством на современном этапе, является проблема занятости населения. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляют задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

В исследовании политико-правого обеспечения интересов населения органами государственной власти отмечены различные конфликты во взаимоотношениях жителей Республики Саха (Якутия) с промышленными корпорациями, в частности, в сфере привлечения местных трудовых ресурсов, между общественными экологическими движениями и практикой добывающих компаний, когда зачастую органы государственной власти защищают интересы корпораций, а не местного населения.

Корпорация «Мечел» после приобретения компании «Якутуголь» провела массовые сокращения работников, что создало напряженную ситуацию в г. Нерюнгри, где основная масса трудоспособного населения была занята в угольной компании. Нерюнгринцы рассчитывали, что их привлекут к строи-

* Младший научный сотрудник сектора этносоциологии, кандидат политических наук.

тельству нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Однако их надежды не оправдались, т.к. компания «Транснефть» привлекла к строительству нефтепровода около 800 китайских рабочих фирмы СРР. Хотя только официальный уровень безработицы в Нерюнгри составлял - 15,4 %, в Алдане - 11,9 % [1].

В 2010 году завершила реализацию межотраслевая целевая программа по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 20072010 годы. Общий объем финансирования Программы составляет более 1,5 млрд. рублей, в том числе более 506,0 млн. рублей из республиканского бюджета, 10,076 млн. рублей из бюджета ГУ РО ФСС РФ по РС(Я) и порядка 1,0 млрд. рублей за счет собственных средств организаций. Участниками данной Программы выступили практически все отраслевые министерства республики, Госкомитет РС(Я) по геологии и недропользованию, Гос-комспорт РС(Я), Департамент по делам печати и телерадиовещания РС(Я), ГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Главное управление МЧС России по РС(Я), Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) - филиал ФГУП «Почта России». Предусмотренные на программу средства освоены 100 %. В рамках программы проведены следующие мероприятия: обеспечение безопасного производства строительно-монтажных работ на объектах строительства, приобретение сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, научное обеспечение охраны труда, аттестация рабочих мест и др.

С целью регулирования социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) в 2004 г. Была создана Межведомственная комиссия по охране труда РС(Я) под председательством заместителя Председателя Правительства РС(Я) А.В. Власова, в которой рассматривались вопросы:

1) ведение коллективных переговоров, разработка и утверждение проекта республиканского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) (далее - республиканское трехстороннее соглашение);

2) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, региональных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социальной защиты;

3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

4) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения республиканского трехстороннего соглашения;

5) предотвращение коллективных трудовых споров, принятие участия в примирительных процедурах [2].

В целях координации работы министерств, ведомств, организаций муниципальных образований и городских округов, в области охраны труда и в связи с изменением кадрового состава Правительства РС(Я) утвержден новый состав Межведомственной комиссии по охране труда РС (Я).

В 2010 году в гг. Якутске и Нерюнгри были проведены республиканские семинары-выставки «Безопасность и охрана труда - 2010», в которых приняли участие более 680 руководителей и специалистов организаций, муниципальных образований и профсоюзов.

В 2005 г. органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями в области охраны труда.

Проводится активная работа по контролю за исполнением муниципальными образованиями переданных отдельных государственных полномочий в области охраны труда, благодаря которому в 25 муниципальных приняты и реализуются целевые программы по улучшению условий и охраны труда, в которых из местных бюджетов предусмотрены более 95,0 млн. руб., в том числе из средств местного бюджета более 45 млн. рублей. В 24 улусах приняты системы управления охраной труда.

Общая обстановка с охраной труда и условиями труда в Республике Саха (Якутия) остается напряженным, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям. В среднем по республике численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих составил 2 человека. Данный показатель самый низкий по Дальневосточному федеральному округу (например - в Магаданской области - 5 человек).

Статистические данные Госкомстата РС (Я) свидетельствуют, что в период с 2003 по 2009 годы в организациях, охваченных статистическим наблюдением (организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, организации строительства, транспорта и связи), произошло уменьшение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Так, к началу 2010 года на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 38559 человек (в 2005 г. - 33238 человек, в 2007 - 37062 человек, в 2008 г. - 40037). При этом произошло уменьшение списочной численности работников с 127,7 тыс. человек в 2005 году до 110 тыс. человек на конец 2009 года.

В то же время, по сравнению с данными 2005 года, удельный вес занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился с 26 % до 35 % на конец 2009 года.

Компенсации за вредность получили 64,6 тыс. граждан (58,8 % от общего количества занятых на работах с вредными условиями труда).

В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и снижение профессиональных заболеваний, средства индивидуальной защиты занимают важное место. Снижение и

устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов за счет применения средств индивидуальной защиты еще длительное время будет первостепенной задачей в системе охраны труда, решение которой во многом зависит от их качества и эффективности.

Общая сумма фактических расходов на компенсации и средства индивидуальной защиты работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, составила 1,1 млрд.рублей из них наибольшую часть составили расходы на оплату труда в повышенном размере (35,1 %), расходы на дополнительные отпуска (34,4 %) расходы на спецодежду и другие средства индивидуальной защиты - 20,1 %;.

Численность работников, получающих бесплатную спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, составила 75,4 % от списочной численности работников [3].

23 ноября 2010 г. на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключено Республиканское (региональное) соглашение «О минимальной заработной плате в РС(Я)». В соответствии с документом с 1 декабря 2010 года в Республике Саха (Якутия) минимальная заработная плата установлена в размере 6062 рубля в месяц. Соглашение опубликовано в газете «Якутские ведомости» от 04.12.2010 г. №77, а также на официальном сайте Министерства труда и социального развития РС(Я).

Всего в республике действовало 17 отраслевых соглашений, 42 коллективных договора крупных предприятий, органов государственной власти РС(Я), федеральных и республиканских государственных учреждений.

В целях реализации Закона РС(Я) «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в РС(Я)» [4] территориальные соглашения за отчетный период заключены в 9 районах: Мирнинском, Мегино-Кангаласском, Момском, Нюрбинском, Олекминском, Хангаласском, Сунтарском, Кобяйском, Таттинском.

Таким образом, в настоящее время действуют 27 территориальных соглашений о регулировании социально-трудовых отношений, территориальные трехсторонние комиссии созданы в 27 районах.

По состоянию на 1 октября 2010 г. в разрезе муниципальных районов коллективные договоры заключены и зарегистрированы в 2144 предприятиях, что составило 57 % от количества крупных и средних предприятий в республике, колдоговорным регулированием социально-трудовых отношений охвачено около 215 тыс. человек, или 65 % от среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий.

Как показало исследование, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) предпринимаются различные меры в сфере трудовых отношений. Эти меры заключаются в принятии специальных нормативно -правовых актов регулирующих социально-трудовые отношения, создаются специальные трехсторонние трудовые комиссии.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей социально-экономической политики государства. Рассмотрев статистические данные, касающиеся промышленных районов Якутии, можно сделать вывод о том, что проблема безработицы населения на сегодняшний день довольно острый актуальный вопрос. Главным в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места, поэтому его потеря становиться серьезной проблемой. Для большинства людей заработная плата -единственный источник доходов. Кроме того, работа приносит моральное удовлетворение, и ее потеря приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, возникновению чувства собственной неполноценности и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным обществу.

Список литературы:

1. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): Федер. служба гос. статистики по РС(Я). - Якутск: Якут. край, 2007. - 644 с.; Основные показатели экономики муниципальных образований за январь-декабрь 2009 года. Оперативные данные. Статистический бюллетень №67/70. - Якутск, 2010. - 510 с.

2. О республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений: Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 З N 234-Ш

3. Итог работы Министерство труда и социального развития РС(Я) за 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/32148.

4. О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. 665-З N 213-1У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.