Научная статья на тему 'Проблемы формирования и регулирования заработной платы в регионе (на примере Республики Калмыкия)'

Проблемы формирования и регулирования заработной платы в регионе (на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заработная плата / оплата труда / регулирование заработной платы / региональная экономика / Республика Калмыкия. / wages / remuneration / wage regulation / regional economy / Republic of Kalmykia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деликова Т. Г.

В статье представлена характеристика системы регулирования заработной платы в Республике Калмыкия. Анализируются тенденции в сфере оплаты труда. По результатам анализа диагностированы проблемы формирования и регулирования заработной платы в Республике Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND REGULATION OF WAGES IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The article characterizes the wage regulation system in the Republic of Kalmykia. Labor remuneration trends are analyzed. Based on the analysis results problems of formation and regulation of wages in the Republic of Kalmykia are diagnosed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и регулирования заработной платы в регионе (на примере Республики Калмыкия)»

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10001 ДЕЛИКОВА Т.Г.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

Аннотация: В статье представлена характеристика системы регулирования заработной платы в Республике Калмыкия. Анализируются тенденции в сфере оплаты труда. По результатам анализа диагностированы проблемы формирования и регулирования заработной платы в Республике Калмыкия.

Ключевые слова: заработная плата, оплата труда, регулирование заработной платы, региональная экономика, Республика Калмыкия.

Оплата труда наемных работников является важнейшим фактором, определяющим характер и интенсивность явлений и процессов, происходящих не только в социальной сфере, но и в экономике. Речь идет о процессах накопления и реализации человеческого капитала, миграции, о росте производительности и общественного благосостояния, о соотношении спроса и предложения на рынке труда, о воспроизводстве населения и даже физическом здоровье и нравственном развитии общества.

Повышение и обеспечение справедливой заработной платы относится к числу наиболее чувствительных проблем, как в масштабе страны, так и на уровне регионов. Причем региональные процессы формирования заработной платы имеют свои особенности, обусловленные законодательством и общим уровнем экономического развития, а региональный уровень регулирования оплаты труда представляет собой важную и специфическую площадку согласования интересов наемных работников, предприятий, профессиональных и бизнес-сообществ, государства. Это позволяет сделать вывод о необходимости и важности изучения тенденций, факторов и механизмов, задействованных в данных процессах.

В основе российской системы регулирования заработной платы лежит принцип сочетания договорного и государственного регулирования. Это значит, что нормы об оплате труда и премировании, индексировании заработной платы и другие вопросы оплаты труда регулируются на уровне организации (предприятия) при условии, что они не ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством [ 1 ]. Подход государства к регулированию заработной платы основывается на системе гарантий, нижняя граница которых определяется централизованно, и которые действуют на всей территории страны. Через механизмы социального партнерства (трехсторонние соглашения и коллективные договоры) на уровне регионов, отраслей и отдельных предприятий могут вырабатываться более высокие гарантии по заработной плате.

Возможности государственного регулирования заработной платы на уровне региона определяются рамками региональных компетенций, установленных федеральным законодательством. Региональные акты не могут вступать в противоречие с федеральными нормами, которые регламентируют базовые условия в сфере оплаты труда. Так, минимальные гарантии в области оплаты труда определены Трудовым кодексом; центральное правительство устанавливает основные принципы правового регулирования оплаты труда, формулирует права и обязанности сторон при заключении и расторжении трудовых договоров, порядок исчисления средней заработной платы и др.

Непосредственно регуляторные функции региональных властей проявляются чаще всего в организации системы социального партнерства на местах (формируют нормативно-правовую базу социального партнерства) и в установлении систем оплаты труда в государственных учреждениях и организациях (см. рис. 1).

Кроме того, регионы вправе разрабатывать собственные целевые программы, которые будут прямо или косвенно способствовать росту уровня оплаты труда. Следует отметить, что более высокий по сравнению с федеральным уровень гарантий по заработной плате обеспечивается за счет бюджета соответствующего региона.

Кроме того, регионы вправе разрабатывать собственные целевые программы, которые будут прямо или косвенно способствовать росту уровня оплаты труда. Следует отметить, что более высокий по сравнению с федеральным уровень гарантий по заработной плате обеспечивается за счет бюджета соответствующего региона.

В то же время в качестве стороны - участника системы социального партнерства органы власти региона могут ставить и совместно с работодателями и профсоюзами решать самые разные вопросы, касающиеся оплаты труда (конкретизировать общие установки федеральной системы регулирования заработной платы, в том числе для отдельных групп работников, адаптировать их к региональным условиям).

Рис. 1. Механизмы регулирования заработной платы в регионе

На сегодняшний день в Республике Калмыкия (далее - РК) заложены основы системы регулирования заработной платы. Создана нормативно-правовая база, определена организационная структура, разработан и осуществляется ряд механизмов регулирования заработной платы.

К элементам нормативно-правовой базы можно отнести следующие региональные нормативные акты:

1. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г.;

2. Закон РК от 16 февраля 2004 года № 10-Ш-З «О республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

3. Закон РК «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в Республике Калмыкия»;

4. Закон РК от 10 мая 2017 года № 233-У-З «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Калмыкия и отдельных категорий работников территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, государственных унитарных предприятий Республики Калмыкия, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности Республики Калмыкия»;

5. Указ Главы РК от 5 февраля 2018 г. № 5 «О координаторе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

6. Постановление Правительства РК от 29 сентября 2008 года № 328 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»;

7. Постановление Правительства РК от 18.07.2017 г. № 245 «Об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных унитарных предприятий Республики Калмыкия»;

8. Постановление Правительства РК от 17 мая 2016 года № 169 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных организаций системы образования Республики Калмыкия»;

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года (утв. Постановлением Правительства РК от 30 декабря 2008 г. № 465);

10. Республиканское трехстороннее соглашение между Правительством РК, Федерацией профсоюзов Калмыкии и Ассоциацией Регионального Объединения работодателей РК по регулированию социально-трудовых отношений на 2018-2020 гг. и другие.

Согласно принятой Стратегии социально-экономического развития целями развития Республики Калмыкия являются повышение благосостояния и уровня жизни населения и обеспечение устойчивого роста экономики РК. Из этого следует, что повышение заработной платы, создание условий для эффективного материального стимулирования работников, недопущение нарушений в сфере оплаты труда относятся к числу важнейших направлений работы органов власти региона.

Применяемые государственными органами Республики Калмыкия методы регулирования в сфере оплаты труда включают в себя прямые и косвенные методы.

Структуру прямых методов составляют:

1) правовое регулирование отношений по социальному партнерству, складывающихся на региональном уровне (принятие закона о республиканской трехсторонней комиссии и т.п.);

2) установление систем оплаты труда в государственных учреждениях и органах исполнительной власти региона.

К косвенным методам государственного регулирования заработной платы следует отнести макроэкономические меры в рамках целевых программ развития (малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства, туризма и пр.). Нацеленность этих программ на увеличение объемов инвестиций в экономику, модернизацию производства, расширение объемов выпуска подразумевает рост производительности и, следовательно, повышение среднего уровня оплаты труда.

Кроме того, региональные власти совместно с социальными партнерами (профсоюзами и объединениями работодателей) могут прямо влиять на заработную плату в рамках трехсторонних соглашений.

Организационное звено системы регулирования заработной платы в РК представлено Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений [2], Правительством РК (в части установления систем оплаты работников государственных учреждений и организаций), Министерством социального развития, труда и занятости РК, Правительственной комиссии по обеспечению своевременной выплаты, ликвидации задолженности по заработной плате (рис. 2).

Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее Комиссия) является постоянно действующим органом системы социального партнерства в республике и состоит из представителей республиканских объединений профессиональных союзов, объединений работодателей и Правительства РК (по 12 человек от профсоюзов, ассоциации работодателей и госорганов). Для организации деятельности Комиссии Главой РК назначается Координатор Комиссии (не член Комиссии) - руководитель секретариата.

Также существуют территориальные трехсторонние комиссии в районах РК и республиканском центре - г. Элисте.

Оплата труда является предметом особого внимания Комиссии. Так, например, Комиссия рассматривает обеспечение с 1 мая 2018 года государственными (муниципальными) учреждениями и хозяйствующими субъектами повышения МРОТ до 11 163 рублей, достижение целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации («майские» указы). Обсуждаются вопросы совершенствования оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации по повышению оплаты труда [3].

В рамках соглашений о сотрудничестве Комиссия координирует свою работу с Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО «Юг», Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ЮФО и Координационным советом отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Южном федеральном округе (РСПП ЮФО).

Тем не менее, основная задача Комиссии - подготовка проекта и контроль выполнения республиканского трехстороннего Соглашения между Правительством Республики Калмыкия, Федерацией профсоюзов Калмыкии и объединением работодателей Калмыкии (далее - Соглашение).

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства Республики Калмыкия и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на республиканском уровне и коллективных договоров в организациях.

Анализ содержания Соглашения обнаруживает слабость института коллективно-договорного регулирования в РК. В сфере регулирования заработной платы действующее Трехстороннее соглашение [4] не устанавливает каких-либо дополнительных обязательств сторон, кроме тех, что вменяются им существующим законодательством. Так, стороны соглашаются проводить политику повышения реальной заработной платы, увеличения доли работников с уровнем оплаты труда выше прожиточного минимума трудоспособного населения; осуществлять контроль за полнотой и своевременностью выплаты

Рис. 2. Организационная структура системы регулирования заработной платы в РК

заработной платы и др. Однако конкретные показатели по уровню оплаты труда и защите ее покупательной способности не указаны. Тогда как в экономически более благополучных регионах трехсторонние соглашения зачастую содержат согласованную величину минимальной заработной платы, конкретные значения темпов роста, индексации. Например, это наиболее важная часть трехсторонних соглашений по Московской области [5].

Среди обязательств Правительства РК: выплачивать своевременно и в полном объеме зарплату работникам бюджетных учреждений, выполнять указы Президента РФ о повышении заработной платы работников бюджетной сферы [6; 7], индексировать зарплаты в соответствии с инфляцией, но при наличии «финансовой возможности республиканского бюджета». Работодатели со своей стороны не допускают «теневых» схем оплаты труда, натуральных выплат, задержек и т.д.; предусматривают в локальных нормативных актах индексацию зарплат, но опять-таки с оговоркой: «при наличии финансовых средств». В целом в части регулирования заработной платы содержание Соглашения базируется на исполнении положений Трудового Кодекса.

С 2007 года регионам предлагается заключать отдельное соглашение о минимальной заработной плате [8]. На 01.05.2018 г. более 40 регионов имеют такое соглашение (при этом лишь в 12-ти установленный соглашениями минимум заработной платы (без учета районных коэффициентов) выше федерального МРОТ) [9]. В Республике Калмыкия соглашение о минимальной заработной плате не заключалось, а значит по умолчанию действует федеральный МРОТ.

Таким образом, коллективно-договорное регулирование заработной платы в регионе развито слабо, что может объясняться отсутствием крупных и успешных предприятий (организаций) частнопредпринимательского сектора, которые могли бы брать на себя дополнительные обязательства по повышению уровня оплаты труда. По этой же причине скуден объем налоговых поступлений в региональный бюджет и, следовательно, ограничены возможности установления более высоких зарплат бюджетникам. Кроме того, недостаточна активность профсоюзов (известно, что профсоюзы наиболее сильны в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте [10], в то время как в РК основная масса работников занята в торговле, сфере услуг, бюджетном секторе).

В области государственного регулирования заработной платы одним из ведущих направлений на сегодняшний день является оплата труда в бюджетной сфере. Ключевые ориентиры регулирования оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений представлены в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 [11] и Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях [12]. Согласно Указу зарплаты бюджетников

должны к 2018 году в зависимости от категории составлять от 100 до 200% размера средней заработной платы в регионе.

В рамках работы по данному направлению проводится совершенствование систем оплаты труда работников бюджетных учреждений: актуализация трудовых функций, повышение роли стимулирующих выплат, обеспечение связи заработной платы с показателями эффективности работы (переход на систему эффективных контрактов). К 2018 году Правительством Республики Калмыкия были утверждены 16 новых отраслевых Положений по оплате труда работников государственных учреждений. В соответствии с ними изменены Положения по оплате труда во всех бюджетных, автономных и казенных государственных учреждениях республики.

Ряд функций в региональной системе регулирования заработной платы выполняет Министерство социального развития, труда и занятости РК. Это деятельность по мониторингу и разработке проектов нормативных актов в сфере труда; Министерство социального развития регулирует вопросы оплаты труда работников казенных, бюджетных и автономных учреждений; занимается организационно-методическим сопровождением субъектов социального партнерства; координирует деятельность органов исполнительной власти РК по осуществлению внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях[13].

Оно также осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по обеспечению своевременной выплаты, ликвидации задолженности по заработной плате [14] (далее - Правительственная комиссия). Работа данного органа направлена на минимизацию рисков роста задолженности по оплате труда в Республике Калмыкия. В него входят представители Государственной инспекции труда в РК, территориального органа ФНС, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РК, Управления ФССП в РК, муниципалитетов.

Правительственная комиссия изучает причины образования задолженности по заработной плате в организациях, имеющих задолженность более двух месяцев, и разрабатывает комплекс мер для ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда работников. Для этого она заслушивает на своих заседаниях должностных лиц, представителей работников, иных заинтересованных лиц; запрашивает от органов государственной власти РК, иных организаций и должностных лиц необходимые документы и информацию; привлекает к работе экспертов.

При Правительственной комиссии действует Рабочая группа по обеспечению своевременной выплаты, ликвидации задолженности по заработной плате, которая позволяет решать вопросы задолженности по заработной плате более оперативно и целенаправленно.

Кроме того, вопросы погашения задолженности по заработной плате также рассматриваются на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целом систему регулирования заработной платы в Республике Калмыкия можно описать как стандартную для большинства субъектов Федерации (исключение составляют старопромышленные регионы с сильными профсоюзами и финансово обеспеченные регионы). Ведущая роль в ней принадлежит государству. Коллективно-договорное регулирование заработной платы имеет преимущественно формальный характер, что обусловлено дефицитом финансовых ресурсов и недостаточной активностью профсоюзов в условиях низкого промышленного потенциала региона.

Рассмотрим тенденции в сфере оплаты труда в Республике Калмыкия.

Следует отметить, что республика относится к категории регионов с низким уровнем экономического развития. По величине номинальной заработной платы республика находится на 80-ом месте среди 85 субъектов РФ (данные Росстата - [15]). В среднем зарплата жителя Калмыкии на 40% ниже общероссийского показателя.

С одной стороны, это объясняется традиционно аграрной специализацией и низким уровнем урбанизации региона [16]. С другой стороны, произошедший в 1990-е гг. производственный спад, фактическое отсутствие государственных программ экономического развития региона и неблагоприятный инвестиционный климат уже в новом тысячелетии привели к резкому отставанию размера оплаты труда населения РК от среднего по стране.

Значения и динамика основных индикаторов оплаты труда представлены в таблице 1 и на рис. 3.

Таблица 1.

Индикаторы оплаты труда в Республике Калмыкия [17]

[а] данные за январь-март 2018г.;

[б] стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг характеризует покупательную способность населения субъектов РФ. В отличие от прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины инструмент для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;

[в] данные обследования по проблемам оплаты труда на апрель соответствующего года.

ЧО

В целом за 2010-2018 гг. средняя номинальная заработная плата в республике выросла более чем в 2 раза (2,1 р.) с 11 601 рубля до 23 043 рублей. В 2,2 раза за этот период увеличился МРОТ. При этом прожиточный минимум стал дороже в 1,8 раза, т.е. динамика роста оплаты труда все же опередила динамику стоимости прожиточного минимума. Это свидетельствует о том, что покупательная способность заработных плат (реальная заработная плата) повысилась. Действительно, прирост реальной заработной платы составил 13,8% по сравнению с 2010 г., что превышает аналогичный показатель в среднем по стране (12,1%).

В РК действует установленный федеральным законодательством МРОТ. Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений никогда не устанавливала повышенный по сравнению с федеральным уровень минимальной заработной платы, несмотря на то, что МРОТ не обеспечивал прожиточный минимум работника (не говоря уже о членах семьи, которые могут быть на иждивении у работника).

В начале 2018 г. МРОТ наконец достиг и превысил прожиточный минимум трудоспособного населения (см. табл. 1). Введенный с 1 мая 2018 г. нижний порог оплаты труда составляет уже почти 1,2 от прожиточного минимума I квартала текущего года, что должно существенно снизить долю работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума в РК (региональные статданные о доле работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума за последние годы отсутствуют в открытом доступе).

Рис. 3. Динамика реальной и номинальной среднемесячной заработной платы в РК

в 2010-2018 гг. [18]

Прирост номинальной заработной платы в рассматриваемом периоде происходил во всех отраслях экономики. Наибольшее увеличение средней зарплаты в годовом выражении наблюдалось в «добыче полезных ископаемых» (423%), «строительстве» (249%), «обрабатывающих производствах» (237,2%). В 2 и 2,1 раза выросли зарплаты в здравоохранении и образовании соответственно. Наименьший прирост в интервале 70-86% отмечен в сельском хозяйстве, сферах торговли и услуг населению - суммарно наиболее многочисленных в структуре занятости населения РК. Среди возможных причин - широкое распространение неформальной занятости и «серых зарплат» в данных видах хозяйственной деятельности.

Особенности структуры занятости в РК: большой удельный вес работников организаций бюджетной сферы (более 30% от общей численности занятых) и низкая доля промышленности, - обусловили, по всей видимости, опережающую динамику реальной заработной платы в Калмыкии по сравнению со средней по стране (см. рис. 4). С одной стороны, в регионе почти нет предприятий и организаций, пострадавших от введения экономических санкций, и, следовательно, негативный эффект для работников проявился относительно неярко. С другой стороны, заработная плата «бюджетников» все же росла благодаря реформированию систем оплаты труда. Работники «бюджетных» отраслей получают суммарно до половины всей заработной платы (фонд оплаты труда органов госуправления - 23%, образования -

13%, здравоохранения - 11%). Таким образом, на фоне внешних экономических потрясений большой удельный вес государственного бюджета в составе совокупного фонда оплаты труда становится фактором стабилизации уровня заработной платы в республике.

^—Реальная заработная плата в РК, б % к 2010 году ^^ Реальная заработная плата в РФ, в%к 2010 году

Рис. 4. Темпы роста реальной заработной платы в РК и в РФ (нарастающим итогом, 100% - 2010 г.) [19]

При этом заработная плата является основным источником доходов населения РК, ее доля составляет 33,8%. Однако удельный вес оплаты труда в составе всех денежных доходов населения снижается. Так, еще в 2014 г. он был на уровне 38,3% (в 2010 г. - 39,4%). Указанная тенденция свидетельствует о негативной динамике экономического потенциала РК.

В связи с этим рассмотрим тенденции занятости населения РК. Доля занятого населения в общей численности населения республики в течение последних лет сохранялась примерно на уровне 40%. Вместе с тем, общая среднегодовая численность занятых в экономике республики сократилась с 2010 года на 2,3%. Создание новых рабочих мест сдерживается инвестиционной непривлекательностью региона вследствие недостаточности транспортной инфраструктуры (железные дороги, порты, трубопроводы), отсутствия крупных городов, засушливого климата, неэффективности госуправления и др. Сокращения штатов и низкий уровень оплаты труда выдавливают наиболее активную часть населения на заработки в другие регионы [20].

Наиболее высокими темпами происходило снижение численности занятых в сельском хозяйстве. В 2010 году в сельском хозяйстве работало 29,1 тыс. человек, в 2016 году - 23,3 тыс. человек. В итоге каждый пятый работник сельского хозяйства за последние 6 лет потерял оплачиваемую работу. При этом основные места приложения труда в сельской местности сосредоточились в личных подсобных хозяйствах (в республике имеется около 66 тыс. единиц личных подсобных хозяйств граждан) и в целом частном (в том числе и неформальном) секторе сельского хозяйства.

Выравнивание уровня жизни работающего населения выступает одним из важных условий ликвидации диспропорциональности экономики РК. Дифференциация заработных плат в Республике Калмыкия несколько слабее, чем в масштабе всей страны. Зарплаты 10-ти процентов наиболее высокооплачиваемых работников больше заработков 10-ти процентов самых низкооплачиваемых работников в 8,5 раз (в среднем по стране - 14,1 раз).

Зарплаты в добывающем и финансовом секторах более чем в 2 раза превышают средний по РК уровень оплаты труда (рис. 5). И лишь 56-ти процентам от среднего по региону уровня равняется среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве и торговле, в которых занято почти 40% населения республики. Всего по данным за 2016 год в сферах деятельности со средней заработной платой ниже общереспубликанского уровня трудится до 85 тыс. человек или 3/4 занятого населения, что больше, чем при аналогичных сопоставлениях в масштабах страны.

Вместе с тем, следует отметить определенное сближение уровней заработных плат по отраслям экономики, произошедшее за последние годы: коэффициент фондов (соотношение размеров средней заработной платы 10-ти процентов наиболее высокооплачиваемых работников и 10-ти процентов самых низкооплачиваемых работников) снизился с 9,1 в 2011 г. до 8,5 в 2017 г.

Рис. 5. Среднемесячная номинальная заработная плата в РК по видам деятельности, руб. [21]

Еще один важный аспект исследования заработной платы - своевременность выплаты заработной платы. Устойчивой динамики по сокращению объема просроченной задолженности по оплате труда в РК не наблюдается. Объем суммарной просроченной задолженности по заработной плате на начало 2018 г. остался почти неизменным по сравнению с началом 2017 года (сократился лишь на 33 тыс. рублей).

Таблица 2.

Просроченная задолженность по заработной плате, млн. рублей [22]

на 1 января 2012 года на 1 января 2013 года на 1 января 2014 года на 1 января 2015 года на 1 января 2016 года на 1 января 2017 года на 1 января 2018 года

3,0 1,5 3,9 1,9 0,9 1,3 1,2

При этом задержек выплат со стороны бюджетов всех уровней в 2012-2017 гг. по официальным данным не было. Таким образом, 100% задолженности связано с отсутствием собственных средств у предприятий и организаций частного сектора. Как правило, наиболее серьезные проблемы со своевременной выплатой зарплат имеют предприятия сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности.

В течение 2017 года для организации работы по сокращению долга перед работниками проведено 3 заседания Правительственной комиссии по обеспечению своевременной выплаты, ликвидации задолженности по заработной плате и 3 заседания Рабочей группы при республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Серьезной проблемой экономики РК является неформальная занятость. По подсчетам В. Салина и В. Нарбут доля занятых в теневой экономике РК находится в интервале 20-30% [23]. В результате удельный вес «серой» заработной платы («в конвертах») достигает 44% [24] выплат. И хотя не все, кто занят неформально, имеет низкие доходы, большинство рабочих мест для наемных работников в этом секторе низкооплачиваемы [25].

Необходимо отметить, что неформальная занятость распространена, прежде всего, на уровне малого бизнеса, который, испытывая постоянную нехватку финансовых ресурсов, решает таким образом задачу оптимизации собственных издержек. Поэтому борьба с этим явлением требует от органов управления нахождения баланса между стремлением повысить обязательный нижний порог оплаты труда и максимально

легализовать зарплаты. В регионах с относительно низкой средней заработной платой, к которым относится Республика Калмыкия, любое повышение МРОТ создает дополнительные стимулы для бизнеса «уйти в тень», т.к. многие работодатели не смогут его платить.

Как уже отмечалось, пристальное внимание государства сегодня приковано к вопросу повышения оплаты труда в бюджетной сфере. Ключевой проблемой практики реализации Указа Президента № 597 от 12 мая 2012 г. является нехватка финансовых средств у бюджетов, которая толкает их на разного рода эксперименты по оптимизации сети и численности работников бюджетных учреждений. Это становится фактором, препятствующим решению задачи повышения оплаты труда и стимулирования персонала в полной мере.

Как следует из данных таблицы 3, в целом прирост средней заработной платы работников бюджетных организаций РК за 3 последних года произошел почти в равной мере благодаря росту фонда оплаты труда (на 9,9%) и сокращению штатов (на 8,8%).

Таблица 3.

Изменение показателей численности и оплаты труда работников в организациях социальной сферы и науки за 2015-2017 гг. [26]

Изменение показателей 2017/2015

Прирост средней заработной платы, % Прирост Прирост

фонда оплаты труда, % численности, %

Все целевые категории работников +20,5 +9,9 -8,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций +13,6 +27,9 +12,6

Педагогические работники образовательных организаций общего образования +12,2 +11,9 -0,3

Педагогические работники организаций дополнительного образования детей +36,2 +27,2 -6,6

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и СПО +20,6 +10,8 -8,1

Преподаватели образовательных организаций ВПО +11,6 +14,4 +2,5

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или

иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) +19,3 +13,2 -5,2

Средний мед. (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) +12,8 +7,6 -4,6

Младший мед. персонал (персонал, обеспечивающий

условия для предоставления медицинских услуг) +32,7 -23,5 -42,3

Социальные работники +44,4 +41,9 -1,8

Работники учреждений культуры +35,5 -8,3 -32,3

Научные сотрудники +20,4 -3,3 -19,6

Педагогические работники образовательных,

медицинских организаций или организаций,

оказывающих социальные услуги детям-сиротам и

детям, оставшимся без попечения родителей +14,3 +2,2 -10,6

Максимальное сокращение численности произошло в категории младший медицинский персонал (42,3%) (при этом им также значительно урезан фонд оплаты труда), серьезное сокращение коснулось работников учреждений культуры (-32,3%), науки (-19,6%).

Напротив, в основном за счет увеличения фонда оплаты труда росли заработные платы социальных работников, педагогов дошкольного и дополнительного образования детей, преподавателей вузов.

В разрезе форм собственности наиболее стабильной оказалась численность работников муниципальных учреждений (см. табл. 4), тогда как федеральные и региональные учреждения чаще сокращали штаты. Также муниципальные учреждения в большей степени наращивали фонд оплаты труда.

Таблица 4.

Изменение показателей численности и оплаты труда работников в организациях социальной сферы и науки по формам собственности за 2015-2017 гг., % [27]

Организации социальной сферы и науки Изменение показателей 2017/2015

Прирост средней заработной платы Прирост фонда оплаты труда Прирост численности

федеральная собственность +20,2 +3,2 -14,1

собственность субъектов РФ +23,5 +5,1 -14,8

муниципальная собственность +17,1 +16,5 -0,5

Повышение заработных плат бюджетников обеспечивалось также переходом на новые системы оплаты труда, в основе которых лежит «эффективный контракт», призванный максимально связать оплату труда с его результатами. Вопросы определения критериев оценки качества и результатов работы еще возможно требуют доработки, тем более что в республике не достигнуты ориентиры по повышению зарплат по таким ключевым категориям работников как врачи, средний и особенно младший медперсонал, социальные работники и др. (см. табл. 5).

Таблица 5.

Отношение средней заработной платы работников бюджетных организаций к средней заработной плате в РК, % [28]

Категории работников Отношение средней заработной платы к средней заработной плате по РК, % Ключевой ориентир к 2017 году Ключевой ориентир к 2018 году

всего в том числе по формам собственности организаций

федераль ная Субъек тов РФ Муници пальная

Все целевые категории работников 105,6 139,0 101,2 105,7 - -

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций 95,6 - - 95,6 100,0 100,0

Педагогические работники образовательных организаций общего образования 111,7 - 95,6 112,9 100,0 100,0

Педагогические работники организаций дополнительного образования детей 91,2 - 89,1 92,3 95,0 100,0

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и СПО 104,9 120,2 100,6 - 95,0 100,0

Преподаватели образовательных организаций ВПО 165,2 165,2 - - 175 200,0

Врачи и работники мед. организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) 163,2 150,6 164,6 - 200,0 200,0

Средний мед. (фармацевтический)

персонал (персонал, обеспечивающий условия для 90,3 97,0 90,7 69,9 100,0 100,0

предоставления медицинских услуг)

Младший мед. персонал (персонал, обеспечивающий условия для 68,3 78,6 67,7 - 100,0 100,0

предоставления медицинских услуг)

Социальные работники 82,8 - 82,8 - 89,5 100,0

Работники учреждений культуры 88,8 - 89,2 88,4 85,0 100,0

Научные сотрудники 135,1 124,1 165,6 - 179,0 200,0

Педагогические работники образовательных, медицинских

организаций или организаций, оказывающих социальные услуги 101,8 - 101,8 - 95,0 100,0

детям-сиротам и детям, оставшимся

без попечения родителей

Представляется, что на региональном уровне ответом на вопрос повышения оплаты труда в бюджетной сфере может быть активное регулирование процессов формирования систем оплаты труда в тесной связке органов власти, экспертного сообщества и профсоюзов/коллективов работников.

Подытожим. В сфере формирования и регулирования заработной платы в Республике Калмыкия нами диагностированы следующие взаимосвязанные проблемы:

- коллективно-договорное регулирование заработной платы в Республике Калмыкия имеет преимущественно формальный характер, что обусловлено дефицитом финансовых ресурсов и недостаточной активностью профсоюзов в условиях низкого промышленного потенциала региона;- низкий уровень заработной платы, широкое распространение «работающих бедных». Это стимулирует трудовую миграцию в другие регионы и ограничивает рост производительности труда (а значит и заработной платы) за счет высокой квалификации работников;

- деградация экономики и сужение перспектив реализации трудового потенциала жителей республики (снижение доли зарплаты в структуре доходов населения, сокращение занятости). Создание новых, в том числе высокопроизводительных, рабочих мест сдерживается инвестиционной непривлекательностью региона;

- наличие достаточно большого теневого сегмента экономики и, соответственно, «серых зарплат» в ключевых для экономического и социального развития отраслях (сельское хозяйство, торговля и услуги населению). Причем, дальнейшее повышение МРОТ может привести к увеличению доли теневых выплат;

- оптимизация сети и численности работников бюджетных учреждений не привела к достижению ориентиров роста зарплат по ключевым категориям работников бюджетной сферы.

1. Сошникова, Т. А. Социальное партнерство и его роль в решении социально-экономических проблем в современной России // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 175-176.

2. Закон Республики Калмыкия от 16 февраля 2004 года № 10-Ш-З «О республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (в ред. Законов Республики Калмыкия от 26.12.2006 № 323-III-3, от 21.12.2007 № 398-III-3, от 03.11.2011 № 305-IV-3, от 20.11.2015 № 145-V-3, от 04.07.2016 № 188-V-3). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/24913316/; http:// docs.cntd.ru/document/802007340 (дата обращения: 22.10.2018).

3. Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc.kalmregion.ru/novosti/utverzhden-plan-raboty-na-2018-god-respublikanskoy-trekhstoronney-komissii/ (дата обращения: 16.05.2018).

4. Республиканское трехстороннее соглашение между Правительством РК, Федерацией профсоюзов Калмыкии и Ассоциацией Регионального Объединения работодателей РК по регулированию социально-трудовых отношений на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kalmregion.ru/upload/iblock/ 96e/3storonnee-soglashenie.pdf (дата обращения: 22.10.2018).

5. Слюсаренко, Л. П. Практика регулирования оплаты труда в регионе (оценочный анализ на примере Московской области) // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 5. С. 117-128.

6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru>70170950/ (дата обращения: 22.10.2018).

7. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс].иКЬ: http://base.garant.ru>70291040/ (дата обращения: 22.10.2018).

8. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57821/(дата обращения: 22.10.2018).

9. Размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации: Материал подготовлен специалистами Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291114/ (дата обращения: 04.05.2018).

10. Вечканов, Г. С. Микроэкономика: для бакалавров и специалистов: учебник для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. 4 изд. СПб: Питер. 2012. С. 236.

11. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.garant.ru>70170950/(дата обращения: 22.10.2018).

12. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 г.г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru>70269234/ (дата обращения: 22.10.2018).

13. Положение о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (утв. Постановлением Правительства РК от 19 ноября 2013 г. № 527) [Электронный ресурс]. URL: http:/ /base.garant.ru>24927496/ (дата обращения: 22.10.2018).

14. Постановление Правительства РК от 25 мая 2010 года № 145 «О Правительственной комиссии по обеспечению своевременной выплаты, ликвидации задолженности по заработной плате» [Электронный ресурс]. URL: http://garant.ru>hotlaw/kalmyk/251936/ (дата обращения: 22.10.2018).

15. Росстат (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

16. Федосеева, Ю.А. Дифференциация и методы финансового регулирования заработной платы в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132). С. 472.

17. Росстат (официальный сайт) ...

18. Росстат (официальный сайт) ...

19. Росстат (официальный сайт) ...

20. Деликова, Т.Г. Демографические факторы формирования трудовых ресурсов Республики Калмыкия // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2017. № 1 (34). С. 23.

21. Росстат (официальный сайт) ...

22. Росстат (официальный сайт) ...

23. Салин, В.Н., Нарбут, В.В. Неформальная занятость населения России: оценка масштаба и влияния на государственные финансы страны // Финансы: Теория и Практика. 2017. № 6. Том 21. С. 65.

24. Зарплаты в конверте - мина замедленного действия // Известия [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/319017 (дата обращения: 20.05.2018).

25. Петрова, Н. Благая тень: почему неформальная занятость полезна для экономики // Коммерсантъ. Деньги. 2017. 25.03. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/ doc/3235002 (дата обращения: 20.05.2018).

26. Росстат (официальный сайт) ...

27. Росстат (официальный сайт) ...

28. Росстат (официальный сайт) ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.