Научная статья на тему 'Политико-правовая деятельность органов государственной власти по формированию основ системы «Государство - гражданское общество» в современной России'

Политико-правовая деятельность органов государственной власти по формированию основ системы «Государство - гражданское общество» в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
992
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВ / POLITICAL LAW / CIVIL LAW / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пасечников А. С.

В статье предпринимается попытка проанализировать основные направления политико-юридической деятельности исполнительной ветви власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON POLITICAL AND LEGISLATIVE ACTIVITY OF THE STATE AUTHORITIES POINTED AT THE FORMATION OF THE BASIS OF THE «STATE AND CIVIL SOCIETY» MODEL IN MODERN RUSSIA

The article attempts to analyze the main directions of the political and legislative activity of the executive branch.

Текст научной работы на тему «Политико-правовая деятельность органов государственной власти по формированию основ системы «Государство - гражданское общество» в современной России»

14. Abid Hameed, Hammad Ashraf, Muhammed Ali Chaudhary, «External Debt and its Impact on Economic and Business Growth in Pakistan», International Research Journal of Finance and Economics, Is 20 (2008), pp. 132-140.

15. Janice Abilene S. Patenio, Agustina Tan-Cruz, «Economic Growth and External Debt Servicing of the Philippines: 1981-2005», 10-th National Convention on Statistics (NCS), October 1-2, 2007.

УДК 321

Пасечников А.С., асп.

Политико-правовая деятельность органов государственной власти по формированию основ системы «государство - гражданское общество»

в современной России

В статье предпринимается попытка проанализировать основные направления политико-юридической деятельности исполнительной ветви власти.

Ключевые слова: политика право, гражданское общество, государств.

Проблема взаимоотношений государства и гражданского общества в современной России является одной из самых острых и обсуждаемых в научной и публицистической литературе. Многотысячные митинги в Москве, Петербурге и др. городах в связи с недовольством итогов прошедших в декабре 2011 г. выборов в Государственную Думу продемонстрировали всему миру, что в России, по крайней мере, в столицах, присутствует вполне созревшее гражданское общество, которое находится в состоянии относительной конфронтации с существующей властью. Совершенно очевидно, что дело не только в отношении населения к результатам и характеру выборов, а в определенных недостатках и просчетах политики власти по целому ряду ведущих направлений государственной политики, в том числе по отношению к гражданскому обществу. Это обстоятельство актуализирует проблему анализа и оценки деятельности органов власти и политических лидеров их возглавляющих. Взгляд на развитие гражданского общества в России через призму политикоправовой деятельности позволит понять систему объективных и субъективных факторов в механизме влияния власти на формирование всей юридической политики, ее институционализацию на другие процессы в стране. В условиях направленности государственной политики на построение в России правового государства и формирование гражданского общества, коренные изменения затрагивают, прежде всего, сферу правового регулирования общественных отношений. Развитие рыночных отношений стимулировало тенденцию к увеличению роли автономных, независимых от государства форм регулирования общественных отношений. Но при переходе к новой модели, общество столкнулось с проблемой практической реализации прав и свобод граждан, обеспечения эффективного функционирования правовой системы в рамках противоречивого и рискогенного политического процесса.

Среди работ, посвященных проблеме взаимодействия политики и права следует выделить монографию А.С. Автономова «Правовая онтология политики: к построению системы категорий», труды В.С. Нерсесянца «Философия права», «Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости» и др. Взаимодействие политики и права изучалось в работах таких авторов, как С. С. Алексеев, Л.Н. Завадская. В.В. Лазарев. Г.В. Мальцев. М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Г.Ю. Соловьев, Л.С. Явим и др. С 1999 года издается специализированный журнал

218

«Право и политика». Анализу взаимодействия права и политики посвящена монография С.А. Егорова «Политическая юриспруденция и США», которая является примером политологического подхода к праву, и в целом образцом «политической юриспруденции» как междисциплинарного направления науки. В книге показано, что в настоящее время в США сложилась теория «политической юриспруденции», которая основана на принципах реализма и бихевиоризма. С. А. Егоров отмечает, что наибольшее влияние политическая юриспруденция оказала на отрасли конституционного и административного права. В рамках этой системы право юридически оформляет и закрепляет политический строй, структуру, порядок образования и компетенцию органов государственной власти, права и свободы граждан, упорядочивает и регулирует процесс государственного управления, правовая система рассматривается как совокупность упорядоченных юридических средств и институтов для разрешения споров в государстве [1].

Академик Б.Н. Топорнин так обозначил значение политико-юридических исследований для России: «...сегодня особенно важно сочетать позитивные результаты как политологического, так и юридического анализа конституционного развития. ... современный конституционализм связывает перспективу развития общества не только с удачей в выборе политического руководства, но и с утверждением и закреплением общепризнанных ценностей демократии, гуманизма, справедливости в жизни общества. Сочетание политологического и юридического подходов способствует созданию такого правового пространства, которое обеспечивает примат названных выше ценностей по отношению к власти, и, следовательно, устанавливает предел функционирования власти, границы действия ее носителей. Тем самым ставится барьер на пути непредсказуемых, зачастую негативных акций государственных руководителей, усиливается защита устоев политики, закрепленных в конституции» [2].

Для исследования данной проблемы, находящейся на стыке политической науки и государствоведения, важными являются общеметодологические разработки политологов. Это работы таких авторов, как М.Н.Афанасьев, Ф.М. Бурлацкий, К.С.Гаджиев, А.А. Галкин, А.В. Дмитриев, В.Б. Кувалдин, Ю.М. Павлов, А.С. Пана-рин, И.К. Пантин, А.М. Салмин, А.В. Торкунов, М.Х. Фаркушин, Л.Ф. Шевцова, Г.Х. Шахназаров и др. Значительный вклад в осмысление проблемы власти в ее методологическом аспекте внесли М.В. Ильин, В.Г. Ледяев, А.И. Соловьев, В. Ф. Хали-пов, А.Ю.Мельвиль, и другие политологи [3]. Широко известны работы таких политологов, как С.Г. Айвазова, Т.А. Алексеева, Е.А.Бойко, И.Н. Гомеров, А.А. Дегтярев, Т.И. Захарова, В.С. Комаровский, А.И. Никитин, С.А. Марков, А. Мигранян,

А.Ю. Мельвиль, С.В. Патрушев, Ю.С. Пивоваров, В.С. Семенов, В.В. Серебрянников, В.В. Смирнов, А.И. Соловьев, И.Г. Тюлин, М.М. Утяшев, Е.Б. Шестопал,

А.И. Щербин и И.Г. Яковлев, в работах которых рассматриваются аспекты проблем разделения властей, развития гражданского общества и совершенствования политико-правовой системы современного российского общества [4]. Предпосылки и условия политического воздействия на право, активно исследуются в трудах, посвященных процессам политической трансформации в современной России и состоянию переходной государственности [5].

Ряд работ посвящен исследованию вопросов политического взаимодействия гражданского общества и государства в рамках политической системы. Несмотря на высокий уровень теоретического осмысления данного вопроса на основе привлечения отечественного и зарубежного опыта, в них не в полном объеме осмыслены особенности переходных процессов, не всегда характеризуются конкретные политические формы развития гражданского общества в контексте государственного права

219

[6]. Проблема взаимовлияния политического и правового начал обнаруживается в исследованиях самой различной проблематики, однако обособилась она в качестве особого предмета политологического анализа сравнительно недавно. В этом плане выделяется монография В.Н.Кудрявцева и А.И.Трусова «Политическая юстиция» (М.,2002), в которой позитивная проблема политического характера правосудия раскрывается через призму разоблачения репрессивного аппарата «террористической» политизации судебных процессов в период сталинизма.

Анализ отдельных сторон политической государственной деятельности в различных формах, прежде всего в юридической, осуществляли С.С. Алексеев, Л.И. Антонова, П.П. Баранов, М.И. Байтин, Ю.Б. Батурина, О.В. Белянская, Г.А. Борисов, A.B. Василенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, H.H. Вопленко, И.А. Галаган, В.М. Горшенев, А.И. Денисов, И.Я. Дюрягин, Т.А. Калентьева, З.М. Кардашенко, В.Н. Карташов, В.В. Копейчиков, В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Марченко, С.Н. Олейников, М.Ф. Орзих, A.A. Поляков, В.Н. Протасов, Ю.С. Решетов, И.С. Самощенко, А.Ю. Саломатин, В.М. Сырых, Ф.Н. Фаткуллин, P.O. Халфина, Ю.В. Чуфаровский, Р.В. Шагиева, К.В. Шундиков и др. Большой вклад в освещение основ политического права внесли Г.С.Працко, А.В.Шпак. В.Ю.Шпак. Отметим диссертационную работу В. Л. Анищенко «Субъекты и объекты политико-властных отношений в современной России» (Ростов н/Д, 2000), диссертацию Д. Н. Сергеева «Конституционное правосудие в России: политико-правовое исследование» (М.РАН.2005).

Очевидна направленность политологической мысли на исследование демократических институтов в политико-правовом пространстве в трудах Д.Н. Бахраха,

Н.С. Бондаря, А.И. Ковлера, СВ. Коданя, Ю.И. Козлихина, В.Н. Ломатина,

A.В. Малько, Л.С Мамута, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, С. Роккана, О. Хеффе,

B.Е. Чиркина, А.И. Экимова и др. Политико-правовые проблемы рассматриваются в связи с процессами становления гражданского общества, гражданского контроля со стороны гражданского общества в публикациях Ф. М. Бурлацкого, Г. Г. Водолазова,

A. Г. Володина, А. А. Галкина, М. В. Ильина, Б. В. Кузьменко, А. С. Панарина,

B. В. Руденкина, А. И. Уткина, Л. В. Шевцовой, Т.А. Алексеевой, М. Афанасьева,

О.Ю. Бойцовой, А.Г. Володина, О.В. Гаман-Голутвиной, К.С. Гаджиева, А.И. Демидова, М.В. Ильина, В.В. Лапкина, А.С. Панарина, В.И. Пантина, Ю.С. Пивоварова, СП. Перегудова, А.И. Соловьева.

Проблематикой взаимоотношений государства и гражданского общества занимались ростовские специалисты Н.И.Бусленко, С.А.Кислицын, А.В.Понеделков, А.М.Старостин, М.Б.Смоленский, и др. В рамках данного направления были выпущены коллективные монографии под редакцией С.АКислицына с участием А.С.Ароян, Е.И.Дулимова, Смоленского, В.А.Заярного, И.К.Коломиец, П.Г.Лощилова, С.В.Петровой, Н.П.Леоненковой, Е.А.Стуровой и др. [7]. Несмотря на большое количество публикаций, связанных с изучением взаимодействия государственно-политических институтов России и гражданского общества, политико -юридическая политика в этом направлении только становится на современном этапе полноценным предметом политических исследований.

В центре дискуссий политологов и правоведов находится проблема политической детерминации права. Это связано с тем, что действие политических факторов на правовую систему имеет в России свои особенности, позволяющие говорить об особом типе политического воздействия на право. Этот тип обусловлен имманентными характеристиками переходного процесса в развитии Российского государства, которое восприняло от советского прошлого правовой нигилизм, высокую интенсивность волюнтаристской деятельности, а также динамизм и альтернативность

220

ее результатов. «Зигзагообразное» становление новой демократической государственности в России и специфический авторитарно-либеральный характер политического руководства, влияние факторов политической борьбы власти и оппозиции взаимно обусловливают друг друга. Процесс постоянного изменения и подчинения права реальным политическим целям в контексте очередной стратегической «целесообразности» является традиционным элементом российского политикотрансформационного процесса. На современном этапе целесообразность определяется переходом от постсоветской политической системы к либеральнодемократической. Однако, развитие государственно-правовых институтов, обусловленное переходным состоянием политической системы, привело к появлению противоречивых тенденций, в частности, укрепление всеохватывающей вертикали управления государством, с одной стороны, и противопоставление формальноюридических установлений и политико-правовой практики, с другой. Формальное признание права как основы нового государства в реальных российских условиях совмещается с весьма низкой конкурентоспособностью юридических механизмов регуляции общественных отношений по сравнению с политическими. Хотя политика в идеале должна находиться под его воздействием, в условиях переходного периода в России приоритет принадлежит именно политике. На практике провозглашенная связанность политики правом может формально реализовываться, но как только возникают очередные чрезвычайные условия (крупный теракт, локальная война, межнациональный конфликт, дефолт и т.д.), правовые нормы сразу радикально меняются или просто игнорируются под воздействием политической конъюнктуры. Политика в современных условиях России выступает абсолютно решающим фактором и мотивом создания новых правовых норм, обслуживающих власть традиционно с позиций политической целесообразности. Таким образом, в России сформировался особый тип политико-правовой деятельности, который обусловлен особенностями переходного процесса в развитии государства и права.

Существуют и субъективные факторы, детерминирующие применение норм права, - личностные моменты, характеризующие особенности психических процессов правоприменителя (ощущения, восприятие, эмоции, характер, память, опыт, знания. мышление, воля), а также специфика воззрений и политических лидеров. Достаточно привести пример двух политических лидеров - М.С.Горбачева, который безвольно сдал Советский Союз его беловежским разрушителям, и В.В.Путина, который решительно и бескомпромиссно укрепил вертикаль власти и допустил развала Российской федерации в конце 1990-х гг. Личностные и профессиональные качества президента и премьер министра В.В. Путина как кадрового работника органов государственной безопасности во многом предопределили его подход к укреплению Российского государства. Преподаватель университета и юрисконстульт в прошлом Д.А.Медведев на посту президента продемонстрировал качества юриста-цивилиста, сосредоточив внимание на взаимодействии государства с гражданским обществом.

Политико-правовая деятельность как властно-управленческая деятельность органов власти, направлена на определение стратегии и тактики развития юридической сферы и совершенствование институтов, связанных с государственным управлением, политико-территориальным устройством, определением системы взаимоотношений с гражданами. Политико-юридические формы государственной деятельности под влиянием волеустановленных факторов развиваются в зависимости носят, тем не менее, процедурно-процессуальный характер и осуществляется в правотворческой, конкретно-управленческой, правоохранительной и контрольной формах.

Все вышеназванные факторы действуют в отношении развития системы «гражданское общество-государство» В рамках политико-юридической деятельности государственных органов происходит расширение способов правового регулирования отношений за счет нового «общественного договора» разностатусных субъектов, который способствует единению и повышению эффективности публично-правовой деятельности. Эта объективно проявляющаяся деятельность в процессе политико-правовой модернизации общества направлена на упорядочение государственной деятельности и перевод ее в новое качественное состояние, соответствующее поставленным целям и задачам и основанное на толерантном понимании сущности властеотношения. В тоже время это не означает отказа от властного оперативного и правоприменительнго процесса охраны правопорядка и общественной безопасности, от реальной защиты путем пресечения нарушения и от волевого восстановления нарушенных прав и свобод всего общества. Под политико-правовой стратегией государства следует понимать единую в масштабах страны системную деятельность государства по поддержанию, совершенствованию и комплексному развитию эффективного функционирования политико-юридической сферы, режимов законности и правопорядка. Политико-правовая форма означает способ осуществления государственной деятельности, который получает развитие в ходе основанного на законах и направленного на реализацию нормативных правовых актов процесса осуществления органами государственного управления функций государства по оказанию населению помощи по развитию структур гражданского общества. Послания Президента РФ и его Указы по административной реформе и поддержке правозащитного движения, программы социально-экономического развития России, соответствующие федеральные законы создают реальную правовую основу для поддержки и развития гражданского общества.

Общепринятая концепция гражданского общества, базирующаяся на представлении о естественно-правовой автономии личности и договорном взаимодействии с государством, предполагает взаимную ответственность государства, гражданского общества и личности, которая гарантируется высоким уровнем правосознания и политико-правовой культуры, участием широких масс населения в политической жизни, наличием эффективных правовых механизмов осуществлдения государственной власти. Политико-правовая модернизация означает дальнейшую укрепление форм государственной деятельности в целях повышения уровня гарантированности соблюдения законных прав и интересов граждан, их объединений и юридических лиц

Основной характеристикой российского политического процесса является доминирование государственной власти в сочетании с отсутствием приоритета автономии личности, с низким статус права как регулятора политического процесса. В результате обобщения опыта функционирования гражданского общества в современной России можно сделать вывод, что, несмотря на многообразие его форм и институтов, характер и степень интенсивности их участия в общественно-политическом процессе остаются незначительными.

Современный российский политический процесс, характеризующийся слабой представленностью, сегментарностью и разобщенностью структур гражданского общества, низким уровнем реальной гласности ограничивает движение к прогрессу. В подобных условиях массы населения не имеют возможности отстаивать и транслировать свои интересы государственной власти, в свою очередь, государство не имеет возможности осуществлять эффективную социально одобряемую политику. Государство как главный актор политического процесса должно поддерживать конструктивные, готовые к диалогу и сотрудничеству организации гражданского общества. Это

222

позволит российскому государству консолидировать наиболее влиятельные общественно-политические силы страны, сформировать эффективную систему прямых и обратных связей с ними. Слабая представленность институтов гражданского общества в политическом процессе и недостаточная развитость правовых начал в функционировании государственных структур наряду с кризисом политических ценностей является ключевым фактором политической пассивности россиян. В итоге происходит выпадение повседневных массовых социальных практик из сферы государственной регламентации.

Основными направлениями политико-правовой деятельности государственных органов власти в процессе формирования гражданского общества являются, во-первых, демократизация системы государственного управления, гуманизация уголовно-процессуальной системы, создание совещательных и консультативных органов, согласительных структур, совещаний и съездов структур гражданского общества; во-вторых, создание условий для функционирования легальных и легитимных политических партий, общественно-политических движений и объединений, в-третьих, учет требований специфических групп, составляющих политическую и неполитическую гражданскую оппозицию, протестного движения всех видов, не предусмотренного действующим законодательством.

Большое значение в установлении содержания и приоритетности направлений политики государства в правовой сфере деятельности имеют личностные качества и мировоззрение носителей верховной государственной власти, которые в силу своего статуса сосредоточили в своих руках всю полноту государственной власти, формировали высшую бюрократию и принимали окончательные решения в формировании правительственного курса, в подготовке законодательных актов и политических решений. Основными характеристиками российского политического процесса являются доминирование государственной власти, неразвитость договорного начала и низкий статус права как регулятора политического процесса. В результате обобщения опыта функционирования гражданского общества в современной России можно сделать вывод, что, несмотря на многообразие его формирований, характер и степень интенсивности их участия в общественно-политическом процессе остаются фрагментарными.

Литература

1. Егоров С.А. Политическая юриспруденция в США. М.: Наука, 1989. С.9-10.

2. Топорнин Б.Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990. С. 8.

3. Ильин М.В., Мельвиль А. Ю. Власть. // Полис, 1997. № 6; Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН, 2001; Введение в политологию. Учебное пособие / В.Пугачев, А.Соловьев. 3-е издание. М., 1999; Халипов В. Власть: кратологический словарь. М., 1997; Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. - М., 1999.

4. Жаде 3. А. Некоторые аспекты взаимодействия права и политики // Научные труды РАЮН. Вып. 2. В 2 томах. Т. 1. М., 2002; Матвеев Р. Политические процессы в правовом поле //Власть.2003.№ 1; Верещагина А. Д. Механизм взаимодействия права и политики современной России (теоретико-правовой аспект): Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2000; Козлихии И. Ю. Право и политика. СПб., 1996; Политика и право современной России. М., 1996; Кожевникова Ю.С. Право в политической системе современного российского общества: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002; Васильев С. В Право, политика, экономика на этапе становления правового государст-

223

ва в России: проблема отношений: Дис. ...канд. юрид. наук. СПб., 1997; Маль-ко А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999.

5. Аюпов М. А. Политико-трансформационный процесс и его структура//Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4; Гавршов О. А. Право и политика в поеттотлитарный период // Теория права: новые идеи. Выи.2. М., 1996; Жеребкин М. Группы интересов в трансформационном процессе // Власть. 2002. № 3; Идри- сова М.А. Трансформация политической системы общества в эпоху глобализации (теоретико-правовое исследование): Дис. ...канд. юрид. наук. Казань, 2003; Выпряжкина Ж. Н. Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации: Дис. ...канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005; Кожевников С.И. Некоторые особенности государства и права современной России в переходный период// Вести. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Право. Вып. (1)3. Государство и право: итоги 20 века. П. Новгород. 2001; Его же. Российское государство переходного периода: понятие, содержание//Вести. Волж. госуд. акад. водного транспорта. Вып. 7. Актуальные проблемы российского права, философии, экономики и финансов. Н. Новгород, 2004; Сорокин В. В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул, 2000. 4 Исаков И. В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ...докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004; Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Маль- ко. М., 2003; Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. М., 1995; Коробова А.П.. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Дис. ...канд. юрид. наук. Самара, 2000; Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н. И. Матузова и А.В.Малько. М., 2004; Мтько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право (далее - ГП). 2001. № 7; Рыбаков О. Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки//Журнал российского права (далее-ЖРГ1). 2002. № 3.

6. Працко Г.С.. Шпак А.В., Шпак В.Ю.Введение в политическое право. Учебное пособие. Ростов н/Д. изд. ЮФУ2008. - 431 С. Отметим лекцию №16. «Институциональные основы порядка в условиях формирования гражданского общест-ва».с.276-313.

7. Кислицын С.А. Лощилов П.Г. Проблемы формирования гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д 2004.; Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д. 2005; Дулимов Е.И., Кислицын С.А.. Смоленский М.Б. и др. Становление гражданского общества и правовой государственности в процессе демократических преобразований в России. Ростов н/Д 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.