Научная статья на тему 'Политико-идеологические процессы в информационном обществе: Российская специфика'

Политико-идеологические процессы в информационном обществе: Российская специфика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ СОЦИУМ / POLITICAL AND IDEOLOGICAL PROCESSES / INFORMATION SOCIETY / CONFLICT OF INTERPRETATIONS / INFORMATION SECURITY / MULTIETHNIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юрченко Михаил Викторович

В статье рассматриваются процессуальные проблемы политико-идеологических взаимодействий в информационном пространстве современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юрченко Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND IDEOLOGICAL PROCESSES IN INFORMATION SOCIETY: RUSSIAN SPECIFICITY

The article deals with procedural issues of political and ideological interactions in the information space of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Политико-идеологические процессы в информационном обществе: Российская специфика»

УДК 32:316.75(470+571)

Юрченко Михаил Викторович

Yurchenko Mikhail Viktorovich

кандидат политических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой политологии и политического управления по грантовой деятельности Кубанского государственного университета тел.: (918) 152-27-14

Candidate of Political science, associate professor, deputy head the chair of politology and political management in grant activity Kuban State University tel.: (918) 152-27-14

ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА [1]

POLITICAL AND IDEOLOGICAL PROCESSES IN INFORMATION SOCIETY: RUSSIAN SPECIFICITY [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются процессуальные проблемы политико-идеологических взаимодействий в информационном пространстве современной России.

The article deals with procedural issues of political and ideological interactions in the information space of modern Russia.

The summary:

Ключевые слова:

политико-идеологические процессы, информационное общество, конфликт интерпретаций, информационная безопасность, полиэтничный социум.

political and ideological processes, information society, conflict of interpretations, information security, multiethnic society.

Keywords:

Для исследования политико-идеологических процессов в информационном обществе большое значение имеют концепции, в которых рассмотрение политики связано с динамическими аспектами политической системы. О разнообразии социальных процессов писали Р. Будон, П. Штомпка, Адам Б. и др. [2]. Незапланированным результатам политических процессов, а также циклическим или ограниченным процессам в больших системах посвятили свои статьи авторы книги «Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза» [3, с. 257-368; 579-729]. Рассматриваемые в данной работе политико-идеологические процессы понимаются как разновидность социальных процессов, имеющих свою специфику: они могут быть направленными, ненаправленными, постепенными восходящими (линейными) или следующими по нескольким альтернативным траекториям. Необходимость создания фундаментальной научной основы для исследования политико-идеологических процессов предполагает выход на проблемы обеспечения информационной безопасности в полиэтничной среде и разработку эффективных механизмов противодействия деструктивным информационным потокам.

Следует подчеркнуть, что в условиях информационно-сетевого общества существенные трансформации претерпевают федеральные, региональные и этнические политические элиты, административные структуры, вынужденные приспосабливаться к новым социальным и управленческим технологиям, таким как он-лайн конференции, электронное правительство, пиар-коммуникации и медиаобщение с институтами гражданского общества и их представителями, в том числе и с оппозицией. В новых условиях социальные институты (например, СМИ), формирующие информационно-политическое пространство, стали приоритетными носителями властного влияния в современном мультикультурном социуме. Однако дефицит креативных социально-гуманитарных технологий, которые бы обеспечивали социальную солидарность и перспективы творческого освоения сложного мира политики в интересах подлинного духовнонравственного совершенствования и достижения общего блага, приводят к выхолащиванию культурного наполнения медиапространства, снижению уровня эффективности дискурсных практик и распространению «идеалов» массового потребления и утилитаризма.

Сфера политики как основная арена коллективных действий имеет идеологическую природу. Идеологии же представляют собой эквивалент политического мышления коллективных деятелей, акторов политического процесса, обладающих ресурсом влияния. Можно сказать, что идеологии и производятся, и потребляются коллективно, сообществами. Следовательно, сторонники всякой политической теории, изучающие этот аспект политического, не могут не признать, что изучение идеологий даёт наиболее непосредственный и значимый доступ к кластерам политического мышления коллективных акторов. Политические понятия - это продукты различных идеологий, которые определяют доступные субъекту политического действия перспективы восприятия и описания окружающего мира. Основной тенденцией не только в российском, но и глобальном информационном пространстве, является потеря доверия ко многим финансовым, политическим и медиа- институтам. Публичная политика в нашем исследовании рассматривается как информационно-коммуникативное пространство конфликта и согласования различных групповых интересов (политико-экономических бизнес интересов, этнических и конфессиональных интересов, территориальных и корпоративных интересов и др.), и все они имеют идеологическую природу и при этом артикулируются конкретными индивидами - политическими лидерами, идеологами, то есть политикоидеологический процесс имеет человеческое измерение. В интерпретации Н. Лумана, коммуникация осуществляется посредством трех различных селекций: «селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания или непонимания этого сообщения и его информации» [4, с. 26]. Все эти компоненты производят коммуникацию лишь вместе - комплексно. Если раньше в условиях административно-командной системы, в практике информационной политики обычно реализовывались модели строгого разделения на субъект и объект с четко выраженными функциями: субъекту предписывалась задача формулирования смыслов и тиражирования политической формулы, то объекту - готовность вы-

- 1B7 -

полнять поставленные задачи. Хотя объекты информационной политики могли по-разному реагировать на поступавшую информацию, им всем вменялась обязанность без каких-либо рассуждений принимать на веру истинность, исходящих «сверху» идей. В современном открытом информационном пространстве такая схема коммуникативного взаимодействия не работает и работать не может. В частности, это связано с распространением интернет-технологий. Став значимым элементом политико-идеологических процессов, российский сегмент Интернет создал возможности свободного обмена любой информацией оперативно и с многовекторной подачей, когда простые граждане в блогах, форумах или социальных сетях обсуждают политические события, персоналии, высказывают свои идеи без всяких ограничений. Публичным политикам приходится осваивать интернет-пространство, вести свои электронные дневники, отвечать на обращения интернет-пользователей по их запросам, просьбам и предложениям. Пропаганда этого способа коммуникации стала отличительной чертой институционализации новых моделей развития политикоидеологического процесса в современном российском обществе. Подтверждением этому могут служить многочисленные выступления Президента РФ Д.А. Медведева по поводу того, что сетевые дневники являются хорошей формой прямого общения должностных лиц с гражданами, инструментами мониторинга общественных настроений [5]. Безусловно, формирование принципиально новой информационной среды не могло не повлиять на ролевые функции акторов политико-идеологического процесса и на субъект-объектные отношения в коммуникативном пространстве современного российского общества. Наиболее сложной является проблема, которую можно обозначит как кризис доверия. Феномен доверия в каждом конкретном обществе формируется как результат длительной эволюции и способности государства обеспечивать эффективную управляемость, а его уровень является основой стабильности социальной системы. И в этих условиях информация, информационная политика служат мощным основанием власти и стратегическим национальным ресурсом. Для ее изучения нами предлагается феноменологогерменевтическая парадигма [6] в качестве метода истолкования процесса смыслообразования. Она актуализирует проблему понимания политико-идеологических процессов и его роли в интерпретации действительности, событий повседневности, имеющих отражение и преломление в сообщениях прессы. Политико-идеологическая проблематика в общественном дискурсе представляет собой соединение разнонаправленных векторов оценочных суждений: от архаических образов и метафор к желаемому и идеализируемому образу будущего. Эти разнонаправленные интерпретации имеют противоречивый, конфликтный, а порой и взаимоисключающий характер. Идеологические построения в трансформирующейся России периода 90-х гг. не смогли справиться со своими функциями, что, в частности, выражалось в кризисе понимания смыслов и идеологической деконструкции символических систем. Это проявлялось в защите позиций и теорий деидеологизации в научных кругах и попытках обосновать возможность политики без идеологии. Последующее осмысление этих тенденций показало ошибочность такого подхода к идеологическим механизмам в политической сфере, что было вызвано необходимостью применения социальногуманитарных технологий формирования ментальных оснований возрождения единой государственности и российской общегражданской идентичности. Поиск эффективных способов и методов, адекватных национальным интересам общества, типов взаимодействия самых разнообразных субъектов политического процесса по выходу из существующих конфликтов и предупреждению новых, сопряжен с изучением реально существующих политических и идеологических механизмов и конструированием таких моделей развития, которые будут выполнять адаптивные функции и основываться на концепциях ментальной динамики, учитывающих культурное разнообразие полиэтнического социума.

В сложном переплетении различных субкультур в процессе коммуникативного взаимодействия акторов политического процесса в плюралистичном этно-конфессиональном информационном пространстве и различных интерпретативных измерениях создаются особые параметры идеологического контекста, который необходимо выявлять и классифицировать. Все это создает дополнительные сложности для исследования, но без такого анализа невозможно формулировать принципы и основные направления как национальной, так и информационной политики. Ситуацию в информационной сфере современного российского общества можно охарактеризовать как конфликт интерпретаций [7]. Таким образом, для изучения угроз и рисков информационной безопасности в полиэтничном социуме необходима процессуальная сторона анализа символического пространства как своего рода текста. В отличие от статичной структуры сложившихся отношений идеологических элементов, таких как идеи, понятия, оценочные суждения, образы и др., процессуальный подход более адекватен дикурсивной концепции политической идеологии, в которой артикуляция идеологических элементов имеет более подвижный, многомерный, нелинейный, гибкий характер, отражающий подвижность и открытость современного информационного общества.

Ссылки: References (transliterated):

1. Исследование выполнено в рамках работы над проектами «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)» по программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» № 2.1.3./3824 и «Оптимизация административных практик в области политического и государственного управления в современной России» по программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (20092013 годы)» № 16.740.11.0285.

2. Boudon R. Theories of Social Change: A Critical Appraisal. Cambridge: Polity Press, 1986 ; Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. М., 1998 ; Adam B. Time and Social Theory. Cambridge: Polity Press, 1990 ; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 и др.

1. This research was done in the frames of the work under the projects “Information security in the multiethnic society (based on the materials SFD)” on the program “The development of Scientific Potential of Higher Education (20092011)” No. 2.1.3./3824 and “Optimization of administrative practices in the field of political and public administration in contemporary Russia” on the program “Scientific and scientific and pedagogical personnel of innovative Russia (20092013 years)” No. 16.740.11.0285.

2. Boudon R. Theories of Social Change: A Critical Appraisal. Cambridge: Polity Press, 1986 ; Budon R. Mesto besporyadka: kritika teoriy sotsial'nogo izmeneniya. M., 1998 ; Adam B. Time and Social Theory. Cambridge: Polity Press, 1990 ; Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmeneniy. M., 1996, et al.

- 1BB -

3. Теория и методы в современной политической науке: первая попытка теоретического синтеза / под ред. С.У. Ларсена. М., 2009.

4. Луман Н. Что такое коммуникация? // Проблемы теоретической социологии. СПб., 2003. Вып. 4.

5. Красилова Н. Мода от блога // Новые известия. 2009. 11 декабря.

6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1993.

7. Там же.

3. Teoriya i metody v sovremennoy politicheskoy nauke: per-vaya popytka teoreticheskogo sinteza / ed. by S.U. Larsen. M., 2009.

4. Luman N. Chto takoe kommunikatsiya? // Problemy teoret-icheskoy sotsiologii. SPb., 2003.Issue 4.

5. Krasilova N. Moda ot bloga // Novye izvestiya. 2009. December 11.

6. Riker P. Konflikt interpretatsiy. M., 1993.

7. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.