Научная статья на тему 'Феноменолого-герменевтическая методология исследования политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве [1]'

Феноменолого-герменевтическая методология исследования политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве [1] Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / ПОЛИЭТНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PHENOMENOLOGICAL AND HERMENEUTICAL METHODOLOGY / POLITICAL IDEOLOGY / SOCIAL TRUST / MULTI-ETHNICAL SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Инна Вадимовна, Юрченко Михаил Викторович

В статье содержится анализ феноменолого-герменевтической методологии исследования политической идеологии, фундаментирующим основанием которой является социальное доверие. Авторами делается вывод, что герменевтика является не только методом познания, но, прежде всего, способом бытия, а соединение герменевтики и феноменологии выступает необходимым основанием методологии анализа политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological and hermeneutical methodology of reserch of political ideology of social trust in multi-ethnical space

In article consists analysis of the phenomenological and hermeneutical methodology of the investigation of political ideology, fundamental basic of which is social trust. Authors made conclusion about hermeneutics is not only the epistemological method but the most of all the approach to the existence and conjunction of phenomenology and hermeneutics is the basic needed in methodology of analysis of political ideology of social trust in multi-ethnical space.

Текст научной работы на тему «Феноменолого-герменевтическая методология исследования политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве [1]»

УДК 32:316.75:323.1:101.8 Ю83

Юрченко Инна Вадимовна

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

тел.: (928) 270-63-87

Юрченко Михаил Викторович

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета тел.: (918) 152-27-14

ФЕНОМЕНОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ [1]

Аннотация:

В статье содержится анализ феноменолого-герменевтической методологии исследования политической идеологии, фундаментирующим основанием которой является социальное доверие. Авторами делается вывод, что герменевтика является не только методом познания, но, прежде всего, способом бытия, а соединение герменевтики и феноменологии выступает необходимым основанием методологии анализа политической идеологии социального доверия в полиэтничном пространстве.

Ключевые слова: феноменолого-герменевтическая методология, политическая идеология, социальное доверие, полиэтничное пространство.

Актуальность исследуемой проблемы связана с необходимостью определения способов мирного сосуществования, взаимного доверия и интеграции этнических общностей в рамках единого национального государства и эффективных методов урегулирования конфликтов, возникших на этнической почве, в результате дезинформации, разжигания вражды, агрессии и так называемого «информационного терроризма».

К началу XXI в., по некоторым данным, в мире насчитывается около 160 зон этнополити-ческого напряжения [2, с. 63]. Сфера политики как основная арена коллективных действий, имеет идеологическую природу. Идеологии же представляют собой эквивалент политического мышления коллективных деятелей, акторов политического процесса, обладающих ресурсом влияния. Можно сказать, что идеологии и производятся, и потребляются коллективно, сообществами. Следовательно, всякая политическая теория, намеревающаяся изучать этот аспект политического, не может не признать, что изучение идеологий дает наиболее непосредственный и значимый доступ к кластерам политического мышления коллективных акторов. Политические понятия - это продукты различных идеологий, которые определяют доступные субъекту политического действия перспективы восприятия и описания окружающего мира.

Предмет нашего исследования можно определить через изучение влияния информационной среды социума на поведение людей в сфере этнических взаимодействий в поле политики, медиапростарнстве и в повседневной жизни. Информационная сфера активно влияет на все составляющие национальной безопасности. Трансграничная информационная среда качественно видоизменяет социально-политическое пространство, формирует новый стиль взаимодействия общества и власти. Наднациональные и внутригосударственные информационные потоки оказывают существенное воздействие на социокультурное поле плюралистического, фрагментарного, во многом разорванного коллективного, группового и индивидуального сознания. В процессе постсоветского политогнеза символические конструкции в виде доктрин, учений и концепций интенсивно дополнялись различного рода верованиями, традициями, обычаями и ритуалами в параметрах различных религиозных матриц, которые «также исходя из целостного мировосприятия мира политики, закладывали в основание символизации совершенно определенные нравственноэтические картины мира, активизируя таким образом в качестве основного способа диагностики действительности человеческую веру» [3, с. 349-350]. Идеологии, призванные выступать способами консолидации социальных общностей, формировать консенсус по поводу смысложизненных ценностей, в условиях социальной аномии и мировоззренческих рассогласований не способны были справиться со своими функциями, что в частности выражалось в кризисе понимания смы-

слов и идеологической войне компроматов, вытеснении групп и индивидов, способных к преобразованию действительности, деструктивными потребительскими, порой и криминальными элементами, навязывающими обществу свои интерпретации мира. Это вызывает необходимость активизировать поиск эффективных способов и методов формирования ментальных оснований возрождения единой государственности и российской общегражданской идентичности, адекватных национальным интересам общества, типов взаимодействия самых разнообразных субъектов политического процесса по выходу из существующих конфликтов и предупреждению новых. Следует подчеркнуть, что в условиях информационно-сетевого общества существенные трансформации претерпевают региональные и этнические политические элиты, административные структуры, вынужденные приспосабливаться к новым социальным и управленческим технологиям, таким как «он-лайн» конференции, «электронное правительство», пиар-коммуникации и медиаобщение с институтами гражданского общества и их представителями, в том числе и с оппозицией. В новых условиях социальные институты (например, СМИ), формирующие информационно-политическое пространство, стали приоритетными носителями властного влияния в современном мультикуль-турном социуме. Однако дефицит креативных социально-гуманитарных технологий, которые бы обеспечивали социальную солидарность и перспективы творческого освоения сложного мира политики в интересах подлинного духовно-нравственного совершенствования и достижения общего блага, приводят к выхолащиванию культурного наполнения медиапространства, снижению уровня дискурсных практик и распространению «идеалов» массового потребления и утилитаризма.

Предполагается, что в информационном гражданском обществе политические коммуникации должны стать основным механизмом реализации политических возможностей, намерений и интересов, которые и будут выражаться в реальных властных статусах, тиражирующих установки на ценностные ориентиры, определяющие способы распределения ресурсов и определяющие стратегию развития полиэтнического социального пространства. Информационнокоммуникативное сущностное содержание политических процессов в этом пространстве обусловливает необходимость исследовать сферу этнополитики как сложный комплекс противоречивых дискурсных практик различных акторов коммуникативно-синергийного процесса, реализующих как конструктивные функции, так, к сожалению, и деструктивные (то есть «дисфункции»).

Информационная безопасность зависит от возможных выгод и издержек использования интеллектуальных ресурсов, новых информационных технологий и сетевых механизмов в политико-информационном пространстве многосоставного полиэтничного социума, от способности смыслопроизводящей элиты преодолевать тенденции возобладания в социальном поле так называемой «искаженной коммуникации» и суррогатных ценностей, угрожающих процессу формирования общегражданской идентичности.

Социальное доверие - это основное условие неискаженной коммуникации и принципиального политического консенсуса в обществе, так как оно обеспечивается осознанным пониманием значимости «повестки дня» и стратегии, которую выбирает властная элита. Влиятельный и эффективный политический курс легитимируется моральными принципами и основывается на взаимном рациональном восприятии действий, интересов и ценностей общающихся субъектов. Нормальное функционирование экономики и конструктивно развивающейся политической системы требуют оптимального уровня социального доверия. Однако ключевыми элементами современного общества являются отчуждение и подозрительность. Давление на личность в открытом информационном пространстве постоянно усиливается, в связи с диктатом медиараспорядителей, определяющих социальную и политическую повестку и тематизацию дискурса в публичной сфере. Дополнительная организационная сложность для власти связана с тем, что информационно-коммуникативные сети становятся центральным элементом структуры общества и являются во многом определяющими акторами формирования, артикуляции и тиражирования смыслов. Представители интеллектуальной элиты не проявляют необходимой активности в этом процессе, не всегда демонстрируют реальную продуктивность своего политического участия, и в этом феномене - определенный парадокс современной политики, что сказывается и на идеологической составляющей.

Особенно большое значение в мультикультурном обществе имеют этнические аспекты социального доверия, которые весьма специфичны и малоизученны с точки зрения консенсусного и конфликтного, конструктивного и деструктивного содержания социально-политических коммуникаций в информационном пространстве России. Если учитывать ментальную специфику различных этносов, то тогда нужно говорить о более сложных корреляционных структурах, характеризующих состояние социального самочувствия и доверия в многосоставном обществе, его динамику и параметры определения. Так, этнопсихологическая внутренняя интенсивность менталитета характеризует общий настрой эмоционально-этнического состояния, социального самочувствия, доверия, отчуждения или даже агрессивности, а также духовно-нравственного расположения исследуемой общности. Длительное напряжение, возникающее при наличии социальной опасности в необычайно трудных ситуациях затяжных войн, стихийных бедствий, действия тех или иных раздражителей на психологию народа, резко обостряет непосредственные переживания, связанные с сочувствием,

пониманием или непониманием, и может выражаться во внешней интенсивности негатива по отношению к другим. Доверие связано с риском, а его противоположностью является недоверие. Если в обществе размывается доверие к СМИ, к властным институтам, к различным источникам информации, а также этнических групп друг к другу, то возникает опасность системного кризиса (включающего кризис доверия, кризис легитимности, кризис управляемости, кризис идентичности). Доверие или недоверие возникает лишь к тому, что людям до определенной степени известно, поэтому именно информированность является базой доверия. В многонациональных регионах межэтническая напряженность очень опасна, а значит, нужны механизмы, с помощью которых можно регулировать состояние отношений между национальными группами, поддерживать атмосферу толерантности и социального доверия. Данные механизмы имеют непосредственное отношение к обеспечению неискаженной коммуникации и региональной безопасности, поскольку именно через информационные источники становится возможным формирование позитивных межэтнических установок.

Считается, что в современном обществе есть системы с низким и высоким уровнем доверия. Соответственно, системы с низким уровнем доверия воспроизводят максимальную степень отчуждения человека, который в ситуации фрустрации может демонстрировать агрессию или проявлять ее латентно, что становится благоприятной почвой для распространения экстремистских и радикальных настроений. Феномен доверия формируется как результат длительной эволюции и способности государства обеспечивать эффективную управляемость, а его уровень является основой стабильности социальной системы. В обществах с низким уровнем доверия очень сложно осуществлять позитивные перемены на всех уровнях [4, p. 155-156]. Поэтому властным структурам важно видеть и при необходимости изменять характер и направленность как политического курса, так и информационного воздействия на общественное сознание с целью формирования позитивных социальных и межэтнических установок. Доверие содержит в себе свойство предсказуемости, оно обычно не формируется как результат разового взаимодействия, а имеет некие базовые предпосылки, но в обществе постоянно присутствует опасность возникновения кризиса доверия. И в этих условиях информация, информационная политика являются мощным основанием власти и стратегическим национальным ресурсом. А доверие - это важнейшая проблема власти, правящей элиты, правительства, стремящихся к консолидации социальных групп и созданию условий для осуществления стратегии развития. Феноменолого-герменевтическая парадигма в качестве метода истолкования процесса смыслообразования актуализирует проблему темпорально-сти и ее роли в интерпретации, которая представляет собой соединение разнонаправленных векторов: в сторону архаических образов и к желаемому будущему. Эти разнонаправленные интерпретации имеют противоречивый, конфликтный, а порой и взаимоисключающий характер.

Герменевтика является не только методом познания, но, прежде всего, способом бытия, а соединение герменевтики и феноменологии выступает необходимым основанием методологии анализа политической идеологии. Трактовка жизненного мира как опыта, предшествующего субъект-объектным отношениям в политике, позволяет проанализировать процессы формирования различных стилей мышления, но при этом признается относительная непрозрачность человеческой экзистенции и невозможность знать о политическом акторе все без исключения. Социальная картина мира - многогранное и многозначное понятие, позволяющее с той или иной степенью адекватности прояснить отношение теории к жизни, таким образом, данный теоретический конструкт может использоваться как инструмент познания духовно-теоретического и духовно-практического освоения мира.

В интерпретации присутствуют два герменевтических подхода: экзистенциальный, основанный на том, что есть, и деонтологический, нацеленный на то, что должно быть. Понятия, являющиеся структурными элементами этих подходов, выступают в качестве продуктов множественности идеологем, определяющих доступные субъектам политического процесса перспективы восприятия, описания и изменения окружающего мира.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено в рамках работы над научно-исследовательским проектом РГНФ «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на юге России», проект №10-03-38318а/Ю (2010-2011) и в рамках работы над проектом «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)» по программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», № 2.1.3./3824.

2. Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна // Миропорядок после Балканского кризиса: новые реальности меняющегося мира. М., 2000.

3. Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. М., 2007.

4. Fukuyama F. Trust. The social virtues and the creation of prosperity. N.Y.: Free Press, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.