УДК 323 Юрченко Инна Вадимовна
доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ПОЛИТИКО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА [1]
Yurchenko Inna Vadimovna
D.Phil. in Political Science, Senior Research associate, Institute for Social, Economic Studies and Humanities, Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences [email protected]
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF RESEARCHING EXTREMIST IDEOLOGY IN POLITICAL AND INFORMATIONAL SPACE OF THE MULTI-ETHNIC REGION [1]
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению теоретикометодологических аспектов диагностирования состояния информационной среды полиэтнично-го региона с целью разработки политических и юридических технологий противодействия идеологии экстремизма и обеспечения региональной безопасности юга России.
Ключевые слова:
политико-информационное пространство, информационные угрозы экстремистского характера, полиэтничный регион, информационная среда региона, синергийно-коммуникативная парадигма.
Summary:
The article considers theoretic and methodological aspects of diagnosing the state of a multi ethnical region’s information space for the purpose of development political and juridical technologies of counteracting the extremist ideology and securing the regional safety of the South of Russia.
Keywords:
political and informational space, informational threats of extremist nature, multi-ethnic region, informational sphere of the region, synergetic and communicative paradigm.
В связи с многосоставным, мультикультурным характером российского общества важен не только общенациональный, но и региональный уровень безопасности, особенно для субъектов ЮФО и СКФО, где угрозы безопасности, выраженные в проявлениях терроризма и экстремизма, создают серьезное социальное напряжение и ставят под сомнение процесс демократизации и устойчивого развития всей страны. Важной научной проблемой является рассмотрение ментальных основ безопасности общества, личности и государства, региональной специфики формирования гражданской общероссийской идентичности, а также дискурсивного конструирования политической реальности, выявление политических ресурсов (управленческих, дискурсивных, синергийно-информационных, ментальных, мировоззренческих) и эффективных механизмов обеспечения информационной безопасности как компонента системы национальной и региональной безопасности [2, с. 13-18]. И в научном, и в практическом отношении важно определить источники возникновения экстремистских форм сознания как наиболее опасных угроз безопасности в информационно-сетевом обществе, выявить принципы кооперации индивидов в сетях, оценить их дискурсную активность и направленность тематизации информационно-сетевого дискурса, предложить способы оптимизации политической деятельности на основе разработки эффективных технологий противодействия идеологии экстремизма на ментальном и когнитивном уровнях.
До сих пор остаются не разработанными основные проблемы современной информационной политики, связанные с феноменами «сетевой войны», «сетевой агрессии», «информационного терроризма».
Актуальность проблематики подтверждается заинтересованностью международных организаций и государственных структур в научном сопровождении формирования и развития системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации и других странах мира. В октябре 2008 г. в Москве проводились региональные консультации ООН с участием представителей 15 государств по проблеме «Регулирование военных конфликтов и деятельности частного военного сектора» в целях согласования базовых принципов новой Конвенции ООН по этому вопросу. В работе консультаций и экспертном обсуждении приняли участие профессор В.М. Юрченко, заведующий базовой кафедрой ЮНЦ РАН, и главный научный сотрудник ИСЭГИ ЮНЦ РАН И.В. Юрченко - автор данной статьи. Кроме того, по инициативе
Национального антитеррористического комитета в рамках реализации Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 гг., утвержденного Президентом РФ (№ Пр-955), было организовано проведение серии круглых столов. Так, в ноябре 2010 г. Южный научный центр РАН организовал и провел «круглый стол» по теме «Использование инновационных методов и технологий в практической деятельности по профилактике идеологии терроризма», а кафедра политологии и политического управления КубГУ (базовая кафедра ЮНЦ РАН) - международную конференцию «Политическая безопасность юга России» и круглый стол «Информационное противодействие идеологии терроризма в сфере этноконфессиональных отношений» [3], на которых рассматривались методы и способы профилактики и упреждения экстремистских и террористических проявлений. Проходившие обсуждения и постоянная исследовательская работа по данной проблематике стали поводом для формулирования темы настоящего исследования.
Информационные угрозы со стороны ультрарадикальных сил становится самыми опасными в современном обществе. Экстремистские и террористические проявления в сети Интернет набирают силу и становятся наиболее частыми, а законодательство во многих странах мира не успевает за развитием информационных технологий. В связи с этим средства массовой информации должны разработать систему внутреннего самоконтроля, а проблема свободы и ответственности средств массовой информации перед обществом и государством приобретает особую остроту, сложность и актуальность, особенно в вопросах обеспечения информационной безопасности государства.
Решаемая научная проблема заключается в определении комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности в процессе политических, этнических и конфессиональных коммуникаций в социально-сетевом пространстве полиэтничного общества. Проводимый в исследовании мониторинг и анализ политико-информационных ресурсов различных акторов политического взаимодействия позволит выявлять принципы кооперации групп риска, своевременно регистрировать сигналы экстремистского содержания в социальных сетях и разработать политические технологии упреждающего, профилактического и ответного характера, необходимые для создания эффективной функциональной системы информационной безопасности.
Серьезной теоретико-методологической задачей является обоснование основных научных концептов исследуемой проблемы: «политико-информационное пространство», «сетевые сообщества», «политические технологии», «информационные технологии», «идеология экстремизма», «информационные угрозы экстремистского характера», «информационная среда региона», «информационная безопасность как элемент системы региональной безопасности» и др. Необходимы также разработка системы оценок и индикаторов угроз идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве, определение параметров его мониторинга и диагностирование состояния информационной среды региона, выявление, оценка и классификация информационных угроз субъектам ЮФО и СКФО.
Важными теоретико-методологическими аспектами являются определение и характеристика в формате «социального портрета» влиятельных сетевых сообществ как акторов публичной политики исследуемого региона, выявление принципов кооперации индивидов в сетях, оценка их дискурсной активности конструктивной и деструктивной направленности.
Проведение дискурс-анализа социально-сетевых коммуникаций в контексте обеспечения региональной безопасности основывается на определении способов повышения персуазивно-сти текстов, методических приемов подмены понятий, манипулирования сознанием, исследования «лингвистики лжи» и «семиотики искажения истины» [4, с. 10]. На основе такого анализа возможно определение модельных параметров эффективных политических технологий предотвращения, профилактики и упреждения идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве, систематизация оценочных характеристик информационной среды, опасности экстремизма и политических рисков в конкретных субъектах ЮФО и СКФО, а также определение способов применения политических технологий противодействия этой идеологии.
Концептуализация научных положений по специфике политических технологий обеспечения безопасности политико-информационного пространства в контексте проблем устойчивого развития юга России формулируется в соответствие с синергийно-коммуникативной парадигмой, разрабатываемой рядом ученых, в том числе и в рамках проекта «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)», выполненного кафедрой политологии и политического управления Кубанского госуниверситета - базовой кафедрой ЮНЦ РАН [5].
В ходе исследовательского проекта на первом этапе необходимо провести теоретикометодологическое обоснование основных научных концептов и эмпирических методов исследуемой проблемы. В рамках этого этапа разрабатывается общая программа прикладного социологического исследования, создается база данных и разрабатывается научный инструмента-
рий. В этом плане особенно важна система оценок и индикаторов угроз идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве, что предполагает осуществление научной экспертизы отобранных для исследования методик определения угроз экстремистского характера в социальных сетях, отбор экспертов и проведение экспертных опросов. Затем определяются параметры мониторинга политико-информационного пространства и диагностирования состояния информационной среды региона посредством проведения контент-анализа и дискурс-анализа коммуникаций в социально-сетевом пространстве. По итогам анализа политикоинформационного пространства проводится диагностирование состояния и определение сценарных прогнозов развития системы коммуникационных взаимодействий, из всего массива собранного материала осуществляется выборка и классификация информационных сообщений конструктивной и деструктивной направленности, касающиеся ЮФО и СКФО. На основе глубокой теоретико-методологической проработки и анализа эмпирических материалов определяются и характеризуются в формате «социального портрета» влиятельные сетевые сообщества.
Таким образом, в рамках комплексного изучения политико-информационного пространства полиэтничного региона можно провести систематизацию оценочных характеристик информационной среды, определить уровни опасности экстремизма и политических рисков в субъектах ЮФО и СКФО, определить причины дискурсной агрессивности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в конфликтном социуме и модельные параметры эффективных политических технологий предотвращения, профилактики и упреждения идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве.
Ссылки и примечания:
1. Статья выполнена в рамках работы над проектом: «Технологии противодействия идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве (на материалах юга России)» по программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. № 8561.
2. См.: Юрченко И.В. Обеспечение национальной безопасности на региональном уровне: основные концепты и проблемы методологии // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. С. 13-18.
3. См.: Политическая безопасность юга России: материалы Международной научно-практической конференции и круглого стола. Краснодар, 2010.
4. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. М., 2006.
5. См.: Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах юга России). Краснодар, 2011.
References (transliterated) and notes:
1. The paper was performed as a part of the project “Technologies of counteraction of the extremism in the political and informational space (case study of South of Russia)” within federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013 №8561
2. See: Yurchenko I.V. Obespechenie natsional'noy bezopasnosti na regional'nom urovne: osnovnie kontsepty i problemy metodologii // Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2012. № 1. P. 13-18.
3. See: Politicheskaya bezopasnost' yuga Rossii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii i kruglogo stola. Krasnodar, 2010.
4. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa. M., 2006.
5. See: Problemy ustoychivogo razvitiya regiona: informatsionnaya bezopasnost' polietnichnogo sotsiuma (na materialakh yuga Rossii). Krasnodar, 2011.