УДК 321:351/354 Ю831
Юрченко Наталья Николаевна
кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии и политического управления
Кубанского государственного университета [email protected]
К ПОСТРОЕНИЮ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАКТИК В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ [1]
Аннотация:
В статье, посвященной проблемам современного политического и государственного управления, речь идет о построении научно-теоретической модели исследования оптимальных административных практик на основе принципа дополнительности и углубленного раскрытия содержания традиционных и новых подходов в науке об управлении.
Ключевые слова: политическое и государственное управление, оптимальные административные практики, научно-теоретическая модель.
Понятие «административные практики» рассматривается как способ действия административных структур в ситуациях необходимости выбора оптимальных моделей реализации политико-управленческих решений, их достаточно жесткой формализации, официального нормативного утверждения и разработки практических и технологических мероприятий по осуществлению. Содержательно политико-идеологические технологии основываются на идеях справедливости, общегражданской идентичности и сильного социального государства как гарантов защиты интересов личности, этносов и общества, с учетом приоритета морально-этических принципов в решении социально-политических проблем [2, с. 297-305].
Функциональное поле деятельности акторов администрирования определяется возможностями влияния и объемом властных полномочий, которые должны соответствовать необходимому уровню понимания существующих ограничений и объему и степени ответственности субъекта управления, и в идеале обеспечивать координацию и взаимодополняемость интересов и приоритетов государства с интересами и приоритетами граждан полиэтнического социума. При этом субъект-объектные отношения в административных практиках сопровождаются процессом самокоррекции и делиберации, обусловливающими оптимизацию характера их взаимодействия прежде всего на основе принципа обратной связи. О значении субпроцесса принятия и реализации государственнозначимых решений для теории и практики эффективной политики одним из первых писал в своей работе «Административное поведение» Г. Саймон [3, с. 14-29]. Поскольку жесткая регламентация компетенции не может быть абсолютной, присутствует личноч-ностно-инициативный фактор, определяющий конкретное воплощение политико-идеологической технологии, наиболее важным аспектом оптимизации административных структур является эффективная кадровая политика, обеспечивающая креативную модель селективной ротации специалистов в области организационной культуры и управленческой диагностики и создающую необходимый кадровый сегмент воспроизводства эффективной государственности.
Этот процесс невозможен без морально-этической составляющей в создании комплекса новаторских приемов и инструментария политико-идеологической направленности. Формирование ментальных взаимоотношений в области духовно-нравственной сферы полиэтнического общества характеризуется взаимопроникновением относительно устойчивых представлений и когнитивных особенностей понимания условий жизненного мира субъектами интеракции, которые проявляются в характере творческой деятельности людей и в способностях создания новых материальных и духовных ценностей.
Изучение детерминирующей роли ряда параметров оптимизации административных практик в целях осуществления инновационной политики государства предполагает выявление значимости политико-идеологических технологий в процессе формирования нооменталитета. Среди политико-идеологических факторов, влияющих на менталитет, следует выделить ценно-
стные установки, имидж лидеров общественного мнения, электорат политических партий, семантическое пространство политического дискурса, используемые суггестивные технологии, а также проявления авантюризма, волюнтаризма, бюрократизма, и микрополитических интриг и других специфических проявлений конфронтационной политической деятельности. Практическую и теоретическую значимость имеет также разработка способов диагностирования ментальной составляющей в управленческом процессе и межсекторном взаимодействии, модернизация организационной культуры и освоение методов применения инновационных технологий в госслужбе.
Существующие в политической науке концепции анализа административного управления оказались недостаточно полными с точки зрения учета принципиально новых тенденций развития социума в процессе глобализации и информатизации социального пространства, что подтверждается кризисом управляемости. Например, так называемый деятельностный подход, основывающийся только на идеях производства и воспроизводства социальных отношений, конструируемых, обеспечиваемых и реализуемых человеком [4, с. 14-15], является несколько абстрактным, недостаточно учитывающим новые вызовы глобализирующегося общества. Как показывают наблюдения, в процессе госуправления могут воспроизводиться как конструктивные, функциональные способы регуляции общественных отношений, так и деструктивные, дисфункциональные феномены, являющиеся продуктом ценностных рассогласований и социальной аномии, приводящие к социальной деградации. Поэтому деятельностный подход может иметь эвристическую значимость только в совокупности с аксиологической системой критериев, а также с учетом биотических взаимодействий, характеризующихся в соответствии с теорией социальной экологии, рассматривающей биопсихосоциальные факты детерминации адаптивных аспектов взаимодействия управляющей подсистемы и управляемой подсистемы.
С точки зрения концепции социального самочувствия и социального доверия можно предложить клиническую парадигму исследования административных практик, устанавливающую принципы и методы диагностирования негативных и разрушительных тенденций деградации социальной среды. Управленческая диагностика ориентируется на структурнофункциональный и системный анализ степени управляемости, технологий и механизмов, обеспечивающих относительную устойчивость функционирующей на основе сложившихся естественно-исторически тех административных практик, которые в настоящее время приходят в противоречие с ожиданиями граждан, и новыми вызовами глобализирующегося социального пространства.
Запаздывающий, инертный характер деятельности административного сегмента «профессиональных политиков», с одной стороны, закономерен и объясняется спецификой администрирования как стиля мышления и деятельности [5, с. 98] в рамках установленной компетенции, следующей за принятыми решениями в ходе борьбы политических пониманий в сфере парламентской и публичной полемики лидеров общественного мнения соответствующих разнородных разнонаправленных групп интересов. Но с другой стороны, инерционность административного аппарата, воспроизводящая стереотипные образцы поведения, провоцирует «кризис доверия» и является определенным смысловым парадоксом, заключающимся в противоречии позиций административной управленческой элиты как группы, обязанной обеспечивать общественный прогресс [6, с. 52-54], но оказывающейся в реальности основным «тормозом» этого прогресса. Ведь хорошо известно, что основные препятствия модернизации связаны с отсталостью, архаичностью управленческой сферы.
Таким образом, научно-теоретическая модель исследования административных практик не может быть ограничена какой-то одной или несколькими привычными теориями (структурнофункциональной, системной, деятельностной, ситуационной и др.), перечисляемыми в традициях «хорошего тона» в любых темах. Принцип дополнительности и углубленного раскрытия содержания теоретико-методологических оснований исследования, базирующегося на структурно-функциональной и деятельностной парадигмах, включая аспекты системного анализа, кибернетического и ситуационного подходов, позволяют вывести корреляционные ряды методологических детерминант, которые в совокупности можно рассматривать как компоненты научно-теоретической модели исследования административных практик.
Так, на примере теории структурно-функционального анализа можно проследить, как будут конкретизироваться методологические подходы к углубленному осмыслению сущности, содержания и основных характеристик административных практик, что схематично можно изобразить следующим образом:
Используя алгоритм определения коэффициента полезного действия, можно перейти к конкретному обоснованию критериев, индикаторов и пороговых значений эффективных и неэффективных административных практик и на этой основе попытаться выявить подходы, механизмы и технологии оптимизации тех административных практик, которые востребованы в управленческом процессе, но не являются оптимальными и адекватными модернизационному характеру социальных трансформаций. Таким образом, последовательный междисциплинарный процесс исследования управленческой деятельности позволит вычленить «оптимальную административную практику» как теоретическую конструкцию, соотнесение с которой как с неким идеальным типом даст возможность определить характеристики реальной деятельности (или бездеятельности) административных структур в аспекте функциональности / дисфункцио-нальности сложившихся макро- и микроадминистративных взаимодействий. В этом плане немалое значение имеет научная проблема ресурсосберегающих технологий в управленческой деятельности и информационно-аналитических подходах к созданию эффективных селективных механизмов оптимизации административных практик в сфере политического и государственного управления.
Для оптимизации административных практик значимым является аспект прагматически-реалистического подхода к определению политического курса в контексте решения проблемы защиты государственных интересов, не противоречащих индивидуальным и групповым интересам граждан, а способствующих их реализации. В предметной области темы работы центральное место занимает идейное содержание процесса модернизации, как важнейшего государственного приоритета, осуществляющегося в мультикультурном конфликтном пространстве разнонаправленных групп интересов. В этих условиях оптимизация административных практик предполагает обеспечение неконфликтного управленческого действия, а также выработку рациональных стилей поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия с целью конструктивного урегулирования противоречивых взаимоисключающих интересов сторон и перевода деструктивных тенденций в консенсусное русло.
Важным теоретико-методологическим аспектом является проблема обоснования сущностного содержания профессиональной этики как нормативного основания регулирования поведения людей в соответствии с их статусом, в их особом качестве, определяемом принадлежностью к конкретной профессиональной группе. В классическом дюркгеймовском понимании эти правила исполнения социальной роли предназначены для тех, кто в данную группу входит, однако они не простые технологические инструкции, а «общие предписания» относительно пре-
делов допустимого для членов данной группы и «общие принципы», регулирующие отношения между ними [7, с. 3-8].
Таким образом, в научно-теоретическую модель исследования административных практик необходимо включить аналитическую проблему системных составляющих профессиональной этики, которую можно рассматривать как обобщенное выражение условий воспроизводства изучаемой административной группы. Наиболее релевантная для данного исследования интерпретация административных практик соответствует понятию «функциональный стиль», проявляющемуся в выборе и применении средств реализации управленческих решений, в использовании методов оперативного управления, включающих совокупность технологий, приемов и процедур для достижения уже намеченных стратегических целей и осуществления на практике социально значимых политических программ.
Ссылки:
1. Исследование выполнено в процессе работы над проектом «Оптимизация административных практик в области политического и государственного управления в современной России» по программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (20092013 годы)», № 16.740.11.0285 и в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на юге России», проект № 10-03-38318а/Ю (2010-2011).
2. Юрченко М.В., Юрченко Н.Н. Легитимирующая функция идеологии административнополитического режима // Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. СПб., 2010.
3. Simon H. Administrative Behavior: The Study of Decision Making. Processes in Administrative Organizations. N.Y., 1997.
4. Giddens A. New rules of sociological method. Cambridge: Polity Press, 1994.
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
6. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2 ч. Часть 1. М., 1989.
7. Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. Ch. 1. Tr.C. Brookfield. L.;N.Y., 1992.