15. РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.913. Л.Л. 69, 80; Д.908. Л.Л. 11, 16.
16. РГАЭ. Ф.1562. Оп.36. Д.376. Л.Л. 6, 37; Д.317. Л.6.
17. РГАЭ. Ф.1562. Оп.36. Д.376. Л.Л. 25, 29; Д.317. Л.Л. 25, 28.
18. РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.497. Л.5; Д.551. Л.5.
19. РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.257. Л.Л. 28, 48, 63.
20. РГАЭ. Ф.1562. Оп. 336. Д.237. Л.13; Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / Под ред. Ю.А. Полякова. - М.: Наука, 1992.- С. 22, 59, 64, 65, 70, 71.
21. Сенявский А.С. Великая Октябрьская революция: взгляд из 2007 г. // Октябрь 1917 года в судьбе мировой цивилизации (к 90-летию Октябрьской революции): материалы Международ. науч.-практ. конф., Минск, 2 ноября 2007 г. /редкол.: М.П. Костюк (гл. ред.), Н.В. Смехович [и др.]. - Минск: Беларус. наука, 2008. - С. 65-67.
СТАРОВОЙТОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Республика Беларусь, Гомель ([email protected]) STAROVOITOV, MIKHAIL I. - Ph.D. in History, Associate Professor of the history of Belarus in Gomel State University named after F. Skoryna. The Republic of Belarus, Gomel
УДК 94(476)199/200
КАРАБУЩЕНКО П.Л. ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭЛИТА БЕЛОРУССИИ
1990-2000-е гг.
Ключевые слова: элитология, элита, политический лидер, политическая история, коррупция, демократия, выборы, санкции, консерватизм, самодостаточность
Правящие элиты всегда являются витриной политической системы любого государства, по которой судят об уровне его уважения, доверия и престижа. Элиту составляют первые лица государства, обладающие высшими властными полномочиями и принимающие ответственные стратегические решения. Политическая история белорусской элиты последнего двадцатилетия неразрывно связана с ее национальным лидером, личность которого имеет в мире неоднозначные оценки. Автор ставит пред собой задачу показать общую картину состояния белорусской политико-административной элиты и ее руководства в решении важнейших политических вопросов этого периода.
KARABUSHENKO, P.L. POLITICAL AND ADMINISTRATIVE ELITE OF BELARUS 1990-2000
Keywords: elitology, elite, political leader, political history, corruption, democracy, elections, sanctions, conservatism, self-sufficiency
The ruling elites are as display case of the political system of any country and this showcase helps to judge on the level of respect, trust and prestige. Elite is made up of thechief executives of the country, has the highest authority and make responsible strategic decisions. The political history of the Belarusian elite for the last twenty years is inextricably linked to its national leader, whose identity has rather mixed reviews all over the world. The author's task is to show the overall picture of the Belarusian political and administrative elite and its leadership in solving the most important political issues of this period.
Республика Беларусь на рубеже веков демонстрирует всему миру упорную непохожесть на европейский стандарт, коим многие опрометчиво прельстились. Главная особенность Белоруссии заключается в ее непохожести ни на одну из современных европейских стран, включая ее ближайших по духу и крови соседей Россию и Украину. Белоруссия никогда никому никаких проблем не создавала. Европа ей проблемы создавала, потому что считала установившийся здесь политический режим не вполне демократическим. Но Беларусь это особый европейский путь, который не давал спокойно спать западным либералам и демократам, помешанным на политкорректности и толерантности в отношении кого угодно, но только не независимой от них Республики Беларусь (РБ). Для нас очевидно, что каждый народ устанавливает ту меру демократии, которую понимает и приемлет в своей политической системе. И требовать от него большего или меньшего понимания демократии, по меньшей мере, некорректно. В самой демократии мы усматриваем суверенитет народа, его честь и достоинство. И каждый народ заслуживает ту меру демократии, какую он понимает и реализует в своей повседневности.
Политическая элита. Уровень развитие современной политической элитологии позволяет идентифицировать национальные элиты по самым различных основаниям (качеству образования, уровню профессиональной подготовки, культуре, этики и т.д.) [См.: 1; 24; 25] Большинство современных исследователей сходятся на том, что в современной политической элите Белоруссии преобладают старые еще советские партийно-хозяйственные кадры, сохранившие определенные культурные ценности. Политиков новой волны регенерации мало. Властям удалось удержать ведущую роль государства в контроле над государственной собственностью и не допустить ее передела в интересах «молодых олигархов».
По мнению члена Нью-Йоркской академии наук Ж. Грищенко, «демократические элиты перестроечной волны, самонадеянно решив, что можно одним махом трансформировать коммунистическое государство в типичную европейскую демократию, сели в лужу. Они не сумели предложить
обществу более или менее продуманную модель социальных преобразований. Отсутствие последней компенсировалось тактикой проб и ошибок, вогнавшей как общество, так и саму власть в разрушительный системный кризис» [6]. В этом доставшаяся в наследство РБ от БССР политическая элита оказалась не способной самостоятельно сформулировать ответ на вызов своего времени.
Анализ развития за 1990 - 2000 гг. ценностных ориентаций политической элиты Белоруссии показывает снижение уровня конфликтности, политического равенства, политического участия и увеличение недоверия к западным капиталистическим ценностям. Напротив, наблюдается рост таких ориентаций, как экономическое равенство, локализм, открытость (честность) и экономическое развитие [6]. Свою национальную самоидентичность элита РБ объясняет тем, что имеется принципиальная невозможность быстрой трансформации политической культуры элиты (она якобы по разным причинам не может быстро освоить демократический путь развития) [6].
Одним из главных и общепринятых критериев элитности политического правящего класса является уровень его коррумпированности. Политические критики РБ считают, что к началу 2010-х гг. «уровень коррупции в Беларуси за время правления Лукашенко вырос до масштабов, угрожающих национальной безопасности страны. Однако чиновники, включая высшее руководство страны, в лучшем случае предпочитают эту проблему не замечать, в худшем - активно противостоят любым попыткам изменить ситуацию» [3]. В 1994 году А.Г. Лукашенко пришел к власти на гребне волны риторики борьбы с коррупцией, обещая искоренить «это зло» быстро и навсегда. Оппоненты «батьки» считают, что в результате его многолетней «борьбы» с коррупцией Беларусь стала одним из самых коррумпированных государств мира (в 2012 г. страна занимала 155 место из 163 государств мира, войдя в десятку стран с самыми благоприятными условиями для развития коррупции). Критики считают, что именно это и следует считать главным достижением его двадцатилетнего президентства, поскольку «социально-ориентированное государство» оказалось лишь пустым звуком, а «белорусское экономическое чудо» - мыльным пузырем, который живет за счет перепродажи российских углеводородов на Запад [3].
Вторым важнейшим показателем уровня и качества элитности признается признак ее демократичности. Считается, что политические элиты РБ не могут самостоятельно решить вопрос о демократической перспективе Беларуси (это вопрос о ее общественной целесообразности в глазах элиты и основных социальных групп). Жизнеспособность белорусской демократии зависит от того, насколько ценностное сознание национальной элиты, ее правящего слоя нуждается в радикальных социальных реконструкциях и демократических трансформациях. В этой потребности или отсутствии ее состоит один из основных источников той политической реальности, которая сегодня характеризует белорусское общество. Больше всего правящий класс Беларуси вдохновил китайский опыт общественной модернизации: белорусская элита ведет себя крайне осторожно - перспективу демократического обустройства не
отвергают, но предпочитают держаться принципа: поспешай не торопясь. Белорусские политологи отмечают, что необходима смена ряда поколений, чтобы сформировалась региональная управленческая структура, которая будет работать на функциональное обеспечение демократии. При этом непременное условие демократической трансформации ценностных предпочтений элиты -поступательные реформы общества в направлении его демократизации [6].
Качество демократии часто оценивается по уровню развития реальной оппозиции и возможности свободных альтернативных выборов. Отсюда столь пристальное внимание к парламентаризму и гражданскому обществу. Наиболее влиятельные политические партии и общественные объединения Белоруссии достаточно отчетливо делятся на две группы: 1) так называемая антилукашенковская оппозиция (Объединенная гражданская партия, Белорусский народный фронт, Белорусская социал-демократическая партия «Народная Грамада», «Белорусская социал-демократическая Грамада», Либерально-демократическая партия, Партия коммунистов Беларуси, движение «Молодой фронт» и др.); 2) лояльные режиму (Белорусское патриотическое движение, Федерация профсоюзов Белоруссии, Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусский республиканский союз молодежи и др.).
Белорусская оппозиция является неоднородной, основные течения в ней -национальное, либеральное, коммунистическое. Показательна актуализация исторических и политических аспектов спорных вопросов, однако более востребована «антилукашенковская», а не «антироссийская» тема. [2, с.33] Деятельность белорусской оппозиции тесно связана с проблемой, важной с точки зрения национальных интересов России, а именно - с так называемым экспортом демократии, а зачастую - и с реализацией внешнеполитического выбора. Идеологическое обоснование «экспорта демократии» в Белоруссию наталкивается на серьезную позицию, связанную с позицией государства относительно идеи «суверенной демократии», разделяемой и Россией.
Начиная с 1996 г. ЕС и США не признавали результатов избирательных кампаний, обвиняя белорусскую власть в злоупотреблениях и фальсификации. Именно претензии западных стран к белорусским выборам служили причиной введения различных санкций против Минска и правящей политической элиты. Запад постоянно обвиняет Минск в нарушении демократии, не понимая, что у Белоруссии имеется свое понимание ее сущности и формы (белорусская политическая элита просто индифферентна к некоторым ценностям демократии, которым на Западе придают особое значение) [6].
Полторы сотни высших чиновников Белоруссии не смогли из-за этого посещать Европу, поскольку в Брюсселе их стали считать причастными к нарушению фундаментальных прав человека, преследованию оппозиционеров и активистов гражданского общества. Среди «невъездных» был и сам Президент А.Г. Лукашенко, и двое его старших сыновей (Виктор и Дмитрий). Однако такое право сохранили министр иностранных дел (2003 - 2012 гг.) С.Н. Мартынов и первый вице-премьер В.И. Семашко (с 2003 г. по н.в.). Таким
образом, Евросоюз давал понять, что оставляет возможность для «сохранения диалога» с Белоруссией. Евросоюз также замораживал счета упомянутых в санкционном списке чиновников в европейских банках [17, с.8].
Для справедливости отметим, что в отличие от наиболее известных субъектов политических элит, подавляющая масса белорусов свободно передвигается по странам ЕС, не испытывая при этом никаких политико-юридических преград. Комментируя санкции ЕС, А.Г. Лукашенко расценил их как попытку оказать давление на белорусское государство, чтобы «сделать его подручным во всех отношениях». Он в очередной раз пообещал, что Минск будет жестко реагировать на ограничительные меры [11], и не допустит ущемления интересов РБ.
Что касается оппозиционных элит, то они в целом неоднородны и весьма аморфны. Некоторые лидеры белорусской оппозиции пришли в политику из академических или университетских структур. Так, лидер «Народной Громады» (Белорусская социал-демократическая партия) А.В. Козулин является бывшим ректором Белорусского государственного университета, бывший спикер Парламента (2000 - 2003 гг.) А.П. Войтович был до этого президентом Национальной академии наук. [См.: 23; 22] Но ни на одних президентских или парламентских выборах 1990-2000-х гг. оппозиции не удавалось заявить о себе как о серьезной политической силе.
Следует особо подчеркнуть, что в Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты, и весьма распространено мнение о том, что республике следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия будет одним из векторов [См.: 12; 20]. Аналитики отмечают, что политическая элита РБ формируется крайне медленно. В 1990-2000-е г. политических лидеров, пользующихся авторитетом у электората, было значительно меньше, чем в других европейских странах, сравнимых по численности населения, экономическому развитию и политическим традициям с Беларусью [13, с.34-35].
Внутри самого политического класса консолидирующим фактором выступает личность национального лидера, который смог не только подчинить своей воле амбициозные поползновения отдельных субъектов белорусской элиты, но и весьма эффективно управлять ее профессиональной деятельностью, исключив острую конкурентную борьбу. Такую элиту можно охарактеризовать как вождистскую, т.е. воля такой элиты полностью подчинена воле ее лидера. Такая элита может функционировать только в тени своего начальства. Она не «высовывается» за рамки Белоруссии: у нее нет заграничных банковских счетов, нет закордонной собственности, да и дети в большинстве своем учатся в белорусских вузах. Подобная скромность делает ей честь, особенно на фоне нескромной политической элиты России и Украины.
Безликость белорусской элиты компенсируется яркостью и самобытностью личности единственного политического лидера последнего двадцатилетия. Именно лидер играет здесь роль политической элиты. По
существу политическая элита РБ находится в процессе своего оформления, поскольку слишком авторитетна личность лидера, приостановившего естественный ход ее развития. Селекция элиты превратилась в протекцию главного начальника земли Белорусской. Противоречивость и кулуарность отличает характеристику элиты РБ больше всего как административно-чиновничью привилегированную группу по указке своего лидера играющую роль политической элиты. Насколько вообще законно в этой связи применять к этой группе лиц термин «элита»? Мы использовали его условно, как некий формальный признак политической системы; как некую статусную группу, на которую непосредственно опирается национальный лидер РБ.
Особенности политического лидерства. О политическом лидерстве новейшей политической истории Белоруссии можно говорить только в единственном числе. Еще в середине 1990-х власть определилась со своим политическим лидером. Оппозиции не удалось этого сделать, что и определило ее раскол и политическое прозябание на всём протяжении 2000-х гг. Следует особо подчеркнуть, что и в самой Белоруссии, и в России образ А.Г. Лукашенко не стал однозначно одиозным. О «Всебелорусском батьке» чаще отзываются по-доброму, даже с некоторой симпатией. Как «диктатор» А.Г. Лукашенко не стал отрицательной фигурой, а сохранил вполне привлекательное человеческое лицо. Данный тезис подтверждают и политические анекдоты, которые являются криком народной души. О личности самого А.Г. Лукашенко все чаще отзывались как о «автократоре» («монархе»), тем более что сам «белорусский батька» не раз давал повод к подобного рода умозаключениям [8, с.5].
Анализ белорусских политических анекдотов о Лукашенко показывает их доброжелательность и обывательскую поддержку
(http://anigdoty.ru/pro/lukashenko). Вместе с тем они высмеивают желание президента быть руководителем во всех происходящих в стране процессах, в том числе, и в сортировке картошки. В завершении нашей работы приведем один из таких анекдотов, иллюстрирующего вышесказанное:
«Лукашенко прочитал в книге, что один король любил одеваться простым крестьянином, чтобы ходить по деревням и узнавать, что люди думают о нем. По его примеру Лукашенко сбрил усы, одел джинсы и пошел пивной бар. За стойкой он спросил мужика, что тот думает о президенте. Отвечает:
- Я бы тебе сказал, что я о нем думаю, но тут много людей вокруг, это опасно. Давай выйдем на улицу, и я скажу тебе.
Вышли на улицу, мужик посмотрел по сторонам и говорит:
- Нет-нет, здесь еще не могу сказать тебе, а вдруг, кто услышит, что потом будет со мной? Пойдем в лес, и я скажу тебе.
Зашли в глухой лес... у Лукашенко кончилось терпение:
- Ну, так что же ты думаешь о нашем президенте???
Мужик, оглядываясь по сторонам, шепотом:
- Ты знаешь... он мне нравится... Только Тсс!»
А.Г. Лукашенко повезло не только с тем, что вокруг его персоны возник миф о харизматическом лидере, но еще и с тем, что среди его оппонентов не нашлось ни одного политика, равного по своим лидерским качествам. Лидерство «белорусского батьки» было неоспоримым, поскольку у оппозиции в это время не нашлось даже видимого политического единства.
Для большинства белорусов власть А.Г. Лукашенко считается вполне демократической (это тот уровень понимания демократии, который свойственен народному сознанию). Критики видят в политическом режиме А.Г. Лукашенко свидетельство авторитарного развития в СНГ, подобно тем режимам, которые еще недавно вытаскивали из нищеты и отсталости Южную Корею, Малайзию или Тайвань. [8, с.5] Оппоненты же называют сложившийся режим «лукашизм» и считают его антинародным, реакционным и недемократическим [21].
Политическая культура белорусского лидерства действительно является весьма своеобразной. «Общебелорусский батька» позволяет себе весьма острые и даже некорректные высказывания, подчас оскорбительного личностного характера. В конце апреля 2011 г. на международной конференции в Киеве, посвященной 25-й годовщине Чернобыльской катастрофы, разразился очередной политический скандал. Президент Украины В.Ф. Янукович под давлением Запада не пригласил на мероприятие Президента Белоруссии А.Г. Лукашенко. Обиженный Президент РБ в сердцах заявил: «К сожалению, вшивости хватает у нынешнего руководства Украины... Напрашиваться я ни к кому не собираюсь. И быть каким-то подпевалой я тоже не собираюсь ни у одного президента, ни у другого». А комментируя высказывание председателя Еврокомиссии Ж. Баррозу о том, что он не поедет в Киев, если там будет А.Г. Лукашенко, последний сказал: «Что касается таких козлов, как Баррозу, ну был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию. Я меньше смотрю, что там, кто, где ляпнул из европейских чиновников» [5, с.1]. Личная обида привела А.Г. Лукашенко к новому скандалу, не принесшему его политической репутации никаких дивидендов. Недипломатические выражения А.Г. Лукашенко стали нормой его политической деятельности.
Сугубо патриархальные отношения «батьки» с элитой напоминали порой именно «семейные» разборки - «батька» грозил «снять головы» с провинившихся VIP-чиновников и не стеснялся в своих «отеческих» выражениях. Те, в свою очередь, всеми правдами и неправдами стремились выполнить его «мудрые решения», вступая подчас в конфликт с их собственными интересами и интересами своего народа (как, например, это было в случае «молчаливой революции» в июне 2011 г.) [19, с.6]. На Западе А.Г. Лукашенко имеет неофициальный титул «Последнего диктатора Европы». По данным американского журнала «Parade», он приобрел неограниченную власть в результате политических махинаций. Западными СМИ он подозревается даже в уничтожении политических противников. Неудивительно, что в 2008 г. А.Г. Лукашенко занял 10-е место в рейтинге
самых худших для США диктаторов мира (в 2003 г. он был всего лишь на скромном 16-й позиции) [15].
Политику А.Г. Лукашенко чаще всего определяют как умелое лавирование между Западом и Россией. Когда это ему выгодно он успешно использует связи Союзного государства с России и Евразийского экономического союза [См.: 26; 27]. Но при этом оставляет за собой право критики, когда она тоже выгодна для проводимой им политики. Его, конечно, нельзя считать ангелом. «Но при всех эскападах и лавировании Президент Лукашенко знает: все, что может дать ему Запад, - это камера Милошевича. Как и Хусейн, тот успел побывать другом США, но демократии, не желая воевать друг с другом, нуждаются во врагах за пределами своего круга и назначают их по мере надобности» [7]. Являясь записным врагом Запада, А.Г.Лукашенко умело использует этот имидж для продвижения национальных интересов РБ. Особенно среди тех стран, которые тоже не жалуют внешнюю политику США.
А.Г. Лукашенко весьма искусно использует теорию внешнего заговора и обвиняет во всех внутренних трудностях РБ ее внешних недоброжелателей. Так, в мае 2011 г. белорусские власти упорно не желали признавать, что к катастрофическому обвалу белорусского рубля привели ошибки правительства. Вместо этого власти страны пытались свалить всю ответственность за девальвацию на заговорщиков извне. Как обычно, А.Г. Лукашенко не сомневается, что главная причина экономических проблем, с которыми столкнулась его страна, - это внешний заговор.
Президент РБ производит впечатление здравомыслящего и немного провинциального директора совхоза, который не продается за деньги и свято верит в свои идеалы. У него нет ни яхт, ни вилл. Он работает на благо страны и народа. С жестокостью, с прямотой и честностью давя несогласных, нарушая, по сути, закон, он не дает скупить свою страну и разорить свой народ. Пример достойный подражания для российских интеллигентных службистов [4, с.3]. А.Г. Лукашенко весьма преуспел в политической риторике и старается с ее помощью компенсировать свои указанные базовые недостатки (так, по мнению белорусского политолога В. Карбалевича, он «боится показаться слабым, поэтому пытается демонстрировать силу даже тогда, когда для этого нет никаких оснований») [Цит. по: 19, с.3]. Вместе с тем политическая лексика белорусского «батьки» проста, но весьма выразительна и нестандартна. Многие его афористические выражения («лукашки») вошли в «сборник современного политического языка Белоруссии».
По своему политическому мировоззрению А.Г. Лукашенко еще больший консерватор, чем В.В. Путин. Особенно это проявилось в его взглядах на гомосексуализм, ныне столь популярный среди ведущих политиков Западной цивилизации. Если российский президент по этому поводу корректно нигде публично не высказывается, то белорусский президент даже и не скрывает своего презрения. Особенно досталось министру иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, который в 2010 г. открыто заявил о своем гомосексуализме,
официально зарегистрировав гражданское партнерство. Не скрывая своей гомофобии, А.Г. Лукашенко заявил, что «не понимает, как мужчина может жить с мужчиной», а также что он «не имеет ничего против лесбиянок, но геев с удовольствием выслал бы в совхозы [10]. При этом президент Белоруссии подтвердил, что не приемлет нетрадиционные сексуальные отношения: «Это за гранью моего понимания, как думаю, большинства, если не всех, кто здесь присутствует» [9]. В 2012 г., отвечая на очередные обвинения Г. Вестервелле в «диктаторстве», А.Г. Лукашенко заметил: «Что касается... не то розового, не то голубого, который там о диктатуре кричал. Услышав это, я подумал: лучше быть диктатором, чем голубым» [11]. Понятно, что гомосексуализм не может быть обязательным признаком западных политических элит. Но критика этого явления обязательно подпадает под классификацию консерватизма. И в этом плане российские, украинские и белорусские политические элиты являются вполне консервативными. Содомизм нерукопожатен в высших российско-белорусских политических кругах, чем страшно разочаровывает демократические ценности Запада и потому «страны изгои» оказываются не на той «стороне истории» (т.е. по ту сторону гей сообщества).
В будущем немаловажным станет вопрос о том, что будет с белорусской политической элитой уже после А.Г. Лукашенко. Вопроса о приемнике к началу 2010-х гг. так и не возникло. Однако открытость этого вопроса создает неопределенные риски для будущего (особенно в случае резкого смена лидера). Но уже сегодня можно говорить о том, что 1990-2000-е гг. это целая эпоха Лукашенко в политической истории Белоруссии. Запад продолжает упорно называть его «последним европейским диктатором». Но, откровенно говоря, «диктатором» он стал лишь потому, что не позволил Западу разграбить национальные богатства Беларусь, наподобие ее балтийских соседей. О таком «диктаторе» эти страны могли лишь мечтать, ибо имеют совершенно безликую и бездарную административно-политическую элиту и убитую ЕС экономику. Но безликая (серая) элита всегда оказывается «элитой капитуляции», ибо привыкла всегда прятаться за спину своего лидера, отучившего ее принимать ответственные решения.
В перспективе возникает еще одна угроза - угроза того, что после Украины Вашингтон может приступить к осуществлению аналогичных проектов по ликвидации суверенитета в Белоруссии и Казахстане. Однако, отсутствие активной и самодостаточной националистической оппозиции ныне правящим элитам и их лидерам, делает реализацию этих проектов весьма затруднительными.
* * *
Белорусская политическая элита уже привыкла жить в условиях изоляции и под давлением западных санкций, но при крайне низком (по официальным данным) уровне коррупции [3] и относительной политической стабильности (отсутствии острой конфликтности). Этот бесценный опыт выживания, который поможет РБ адекватно ответить на вызов своего времени. Для Запада
Белоруссия - это заповедник социалистического авторитаризма; для России -страна, не допустившая олигархического сценария развития социально-экономической сферы и при этом успешно наладившие самобытную систему хозяйственно-административного руководства. Как самое лучшее элиты олицетворяют собой высшие достижения в профессии. Достижения белорусской элиты весьма скромны. Но на фоне тотального обрушения качества, доверия и престижа мировых элит, они выглядят как вполне конкурентоспособная политическая корпорация, рационально использующая ресурсы своей страны. Это элита сбережения, а не расточительства. И этим она выгодно отличается от элит потребления, алчущих новых геополитических конфликтов и социальных потрясений, ради удовлетворения своих непомерных стандартов.
Литература и источники
1. Ашин Г.К. Элитология: история, теория, современность: монография. - М.: МГИМО (У), 2010. - 600с.
2. Бахлова О.В. Политические механизмы и технологии российско-белорусской интеграции: Автореферат дисс.... докт. полит. наук. - М., 2007.
3. «В Беларуси коррупции нет».18.05.2012. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //newsland. com/news/detail/id/959024/- Загл. с экрана. Рус.яз
4. Веллер М.И. Евангелие от батьки Луки: диктатура спасает Беларусь от распродажи национального богатства // Независимая газета. - 2011. - 10 июня.
5. Волянюк В. Президент: унижаться и просить никого не будем // Советская Беларусь. - 2011. - 27 апреля. - С. 1.
6. Грищенко Ж.М., Оргиш В. Мифы и реальность демократии // Советская Белоруссия. - 2011. - 20 января.
7. Делягин М.Г. Союзное государство трещит по швам: России и Белоруссии нужны новые посредники // Независимая газета. - 2010. - 25 ноября.
8. Красильщиков В.А. Белорусская развилка: режим Лукашенко в свете авторитарных модернизаций // Независимая газета. - 2011. - 19 января. - С. 5.
9. Лукашенко сожалеет, что обидел главу МИД ФРГ высказываниями о геях. 07.10.2011. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/world/20111007/451916559.html - Загл. с экрана. Рус.яз.
10. Лукашенко заявил Вестервелле, что гомосексуалистов надо высылать в совхозы. 14.02.2011. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1374465.html - Загл. с экрана. Рус.яз.
11. Лукашенко: Лучше быть диктатором, чем голубым. 05.03.2012. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2012/03/05/101/ -Загл. с экрана. Рус.яз.
12. Розанов А. Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности // Pro et contra. - 1998. - Т. 3.
13. Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правдинец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 34-35.
14. Садовская Ю. Политические анекдоты на службе оппозиции // Независимая газета. - 2011. - 1 февраля. - С.2.
15. «Ужасная десятка». Самые плохие диктаторы современного мира -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bcetyt.ru/science/people/ugasnaa-10.html. - Загл. с экрана. Рус.яз.
16. Федякина А. Лукашенко готов к военному положению: Президент Белоруссии обвинил российские СМИ в нагнетании обстановки // Российская газета. - 2011. - 30 мая. - С.5.
17. Фещенко В. Чиновников не пустят в Брюссель: Евросоюз ввел санкции против Белоруссии // Российская газета. - 2011. - 1 февраля. - С. 8.
18. Ходасевич А. Лукашенко думает о мести: Минск готовит ответ Евросоюзу и США // Независимая газета. - 2011. - 3 февраля. - С. 6.
19. Ходасевич А. Молодые интеллектуалы против Лукашенко: к осени к ним может присоединиться голодный пролетариат // Независимая газета. - 2011. - 24 июня. - С. 6.
20. Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ. - М., 2000.
21. Шарецкий С. Трагедыя Беларуси або Што такое сапраудны лукашызм. -Мн., 1998.
22. Шарецкий С. Кто есть кто в Беларуси (1999) // Энцыкляпэдыя электронная. 1999 // URL: http://slounik.org/80306.html.
23. Шушкевич С. Кто есть кто в Беларуси (1999) // Энцыкляпэдыя электронная. 1999 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slounik.org/80318.html; -Загл. с экрана. Рус.яз.
24. Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием, 7-8.10.2013 г. Ростов-на-Дону. Ред.-из. В.В. Рудой (руков.) и др. - Т.1. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013.
25. Элитология: Энциклопедический словарь. /Под ред. проф. П.Л. Карабущенко. - М.: Экон-информ, 2013. - 618 с. (77,5 п.л.)
26. Гаврилина Н.Е. Возможные пути развития и перспективы Евразийского экономического Союза // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2012. - №4 (33). - С.158-162.
27. Гаврилина Н.Е. Новая модель экономического развития России в рамках Единого экономического пространства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - №1 (38). - С.108-112.
КАРАБУЩЕНКО ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры политологии и международных отношений Астраханского государственного университета ([email protected]) KARABUSHENKO, PAUL L. - Doctor of Philosophy, professor, of the chair of political science, Astrakhan state university. Russia, Astrakhan.