К.А. Кудаяров
ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КИРГИЗИИ
Статья посвящена образовательной политике Турции, являющейся важной составляющей ее внешнеполитической стратегии как в Киргизии, так и во всем Центрально-Азиатском регионе. Цель этой деятельности -создание позитивного имиджа Турции и последовательное лоббирование ее интересов, которое осуществляется с помощью создания совместных научно-образовательных центров. Киргизия является государством с подавляющим тюркоязычным населением и в целом разделяет с Турцией общие религиозные и культурные ценности, что включает ее в сферу интересов турецкой внешней политики на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: внешняя политика Турции, Центральная Азия, Киргизия, гуманитарное сотрудничество, образовательная политика.
С крушением СССР Москва потеряла контроль над бывшими советскими республиками, которые начали проводить независимую от России внутреннюю и внешнюю политику. В результате новообразованные государства стали объектами внешнеполитических устремлений различных государств, в числе которых была и Турция. Внешняя политика Турции была нацелена прежде всего на тюркоязычные республики Центральной Азии и Закавказья, с которыми ее объединяет общее культурно-историческое и языковое родство. Киргизия как одна из этих республик не была исключением. В силу наибольшей экономической несостоятельности республики, она сильнее остальных нуждалась в донорской помощи Турции. Турецкая помощь, являющаяся составной частью ее внешнеполитической деятельности, выразилась в поддержке Киргизии в различных сферах государственной жизни. Эта поддержка заметнее всего в образовательной сфере. Причем образовательная политика Турции в Киргизии осуществляется как с помощью
© Кудаяров К.А., 2015
государственных проектов, таких как создание в Бишкеке Университета «Манас», так и коммерческих образовательных проектов, представленных сетью лицеев, школ и вуза. Суть этой политики сводится к созданию позитивного имиджа Турции в республике путем предоставления высококачественного образования киргизской молодежи, экспорта турецких культурных ценностей и формирования мировоззрения учащихся через призму интересов турецкой политики.
Для раскрытия турецкой образовательной политики необходимо дать всеобъемлющую информацию об имеющихся в Киргизской Республике турецких государственных и частных учебных заведениях, описать деятельность данных учреждений и определить их роль и влияние в образовательном процессе государства.
Важнейшими институтами, реализующими образовательные программы Турции, стали Киргизско-Турецкий университет (КТУ) «Манас» и Международное образовательное учреждение «Себат».
Университет «Манас» начал свою деятельность в 1997/98 учебном году на основании Договора об учреждении в столице Кыргызстана г. Бишкек Киргизско-Турецкого университета «Манас», подписанного 30 сентября 1995 г. правительствами Турции и Киргизии в г. Измир1. На данный момент в вузе учится более 5 тыс. человек2. Университет является юридическим лицом, имеющим, как и университеты Турции, высокую степень академической автономии. Основные языки обучения - киргизский и турецкий. Кроме того, преподаются английский и русский языки3. Обучение предоставляется на бесплатной основе, по востребованным на рынке труда специальностям. В университете существуют два института, девять факультетов и три высшие школы, имеются современные учебные лаборатории, свой технопарк. Уровни образования: средне-специальное, бакалавриат, магистратура, докторантура. Созданы условия для льготного питания и проживания. В вузе работают 527 преподавателей, из них 393 - граждане Киргизии4. Университет финансируется преимущественно за счет средств, выделяемых Турцией. Киргизия оплачивает обучение лишь 240 студентов5. Всего же в вузе обучается 4 700 человек.
Качество образования в «Манасе» подтверждается рейтингом высших учебных заведений Киргизии. По среднему значению баллов общереспубликанского тестирования абитуриентов, зачисленных в вузы на грантовое обучение, в пятерку ведущих вузов вошел КТУ «Манас», а по среднему значению баллов абитуриентов, зачисленных в вузы на контрактное обучение, - другой международный турецкий университет - «Ататюрк-Алатоо»6.
Качество образования, предоставляемого КТУ «Манас», во многом зависит от финансовых возможностей университета и, следовательно, профессионализма его профессорско-преподавательского состава. В связи с этим стоит отметить, что только в 2011-2013 гг. из государственного бюджета Турции университету было выделено 52,7 млн долл. - т. е. более 17,5 млн долл. ежегодно. Для сравнения с 2008 по 2010 г. (в относительно стабильный в финансовом отношении период для Киргизии) Министерство образования республики выделило на финансирование всего высшего образования страны менее 2 млрд сомов7, т. е. около 35 млн долл. ежегодно. Таким образом, очевидно, что Турция уделяет огромное внимание данному вузу, что весьма положительно сказывается на качестве предоставляемого образования.
Роль университета возросла в связи с его участием в государственной программе по развитию киргизского языка8, реализация которой была начата в соответствием с указом президента Киргизии А. Атамбаева от 1 июля 2013 г.9 Суть реформы заключается в поэтапном переходе высшего образования на киргизский язык. «Манас» играет в данном процессе большую роль. Говоря об эффективности системы образования вуза, его проректор А. Кулмы-рзаев подчеркнул, что «самым важным является то, что одним из двух языков обучения в университете является киргизский. Второй язык обучения - турецкий. Как известно, в высших учебных заведениях Киргизии киргизский язык как язык обучения не доминирующий. Наши выпускники знают свою профессию на киргизском языке на очень хорошем уровне. Когда они придут работать в государственные и частные структуры, для них не будут стоять вопросы, связанные с проблемами киргизского языка как государственного»10. Такое же мнение высказал и ректор данного вуза, гражданин Турции Себахаттин Балджи, отметив, что помимо предоставления качественного образования на университет возложена важная миссия - выполнение государственной программы по переводу всего делопроизводства в республике на киргизский
язык11.
В настоящее время около 80 % вузов страны предоставляют образование на русском языке. Лишь 27,6 % студентов обучаются на киргизском языке12. Таким образом, «Манас» является флагманом среди вузов республики и ярким примером для Министерства образования Киргизии, которое нацелено на создание качественной образовательной системы на киргизском языке.
В 2009 г. в университете были проведены реформы, в соответствии с которыми вуз возглавляется ректором с турецкой стороны,
главой Попечительского совета также является гражданин Турции. Ранее главу университета назначала киргизская сторона, а его первого заместителя - турецкая. Другие изменения были связаны с освобождением иностранных преподавателей и сотрудников университета от необходимости получать разрешение на работу, отменой ограничений на количество преподавателей - граждан Турции, а также сохранением зарплаты преподавателям и административным сотрудникам, направленным государственными университетами Турции, на срок три года. Поскольку председатель Попечительского совета и ректор теперь назначаются турецкой стороной, все решения принимаются без учета мнения киргизской стороны13.
Данная реформа вызвала протесты в киргизском парламенте. Депутат Б. Мамырова высказалась по этому поводу следующим образом: «Студенты из Турции могут учиться в данном вузе в неограниченном количестве. Также они освобождены от таможенных и налоговых пошлин. В представленном договоре главой Попечительского совета должен быть только представитель Турции. А что, если совет возглавит представитель киргизской стороны, уровень снизится?.. У нас тоже должна быть гордость, патриотизм. Мы всех своих гостей сажаем на самое почетное место, и что в итоге? Посмотрите, как мы живем»14. А вот глава профильного комитета, член партии «Ар-Намыс» К. Осмоналиев посетовал лишь на то, что ректором вуза может быть только представитель турецкой стороны. В противовес вышесказанному выступил депутат К. Рыспаев, который считает, что во главу угла нужно ставить качество образования и уровень инвестиций. Таким образом, среди парламентариев нет единого мнения по поводу проводимой Турцией образовательной политики в Киргизии. В целом представители власти республики отзываются об этой политике положительно. Однако есть и те, кто не разделяет таких взглядов. К ним относится бывший посол Киргизской Республики в Турции М. Абылов и ряд депутатов киргизского парламента, включая упомянутых выше.
Другим свидетельством активности Турции в образовательной сфере Киргизии является деятельность Международного образовательного учреждения «Себат», которое объединяет 14 киргизско-турецких лицеев, Международный университет «Ататюрк-Алатоо», Международную школу «Silk Road», а также Центр изучения языков и компьютерной грамотности. В качестве инвестиций в образовательную сферу Киргизской Республики «Себат» вложил более 50 млн долл. Важно отметить, что лицеи «Себат» и Университет «Ататюрк-Алатоо» подконтрольны Ф. Гюлену, оппоненту премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана. Однако этот факт
не смущает руководство Киргизии и никак не отражается на двусторонних отношениях. Данные образовательные учреждения являются коммерческими. Прием в лицеи осуществляется на основе конкурсного отбора. Стоимость обучения варьируется от 200 до 1 000 долл. в год в зависимости от социального статуса учащегося и географического расположения учебного заведения15. В лицеях обучаются 9 636 человек16. Продолжительность обучения составляет пять лет. Преподаются предметы, в целом совпадающие с программой средних школ. Важным отличием является то, что большое внимание уделяется точным наукам. Преподавательский состав насчитывает 831 человека, из них 154 - граждане Турции. Языками обучения являются английский и турецкий. В меньшей мере ведется преподавание на киргизском и русском языках. Техническая оснащенность лицеев довольно высокая. Имеется 25 лабораторий по информатике, 16 лабораторий по физике и по 15 лабораторий по химии и биологии. Образовательные учреждения также располагают 1 763 компьютерами, 277 устройствами мультимедиа и 76 интерактивными досками. Качество оказываемых образовательных услуг весьма высокое, что ежегодно подтверждается успехами учащихся на международных олимпиадах по точным наукам. К примеру, они завоевали 46 % призовых мест на киргизской республиканской олимпиаде 2009/10 учебного года17.
Университет «Алатоо-Ататюрк», функционирующий с 1996 г., является коммерческим образовательным проектом и проводит независимую от Министерства образования Турции политику. Языком обучения является английский. Стоимость обучения варьируется от 1 000 до 1 700 долл. в год в зависимости от специ-альности18. При этом в университете действует широкая система скидок. Вуз готовит специалистов по малому количеству направлений, в которые входят: сфера торговли, педагогическая деятельность, офисный менеджмент, компьютерные технологии, пере-водоведение, ведение семейного хозяйства и телекоммуникации. Выпускники вуза показывают высокую конкурентоспособность на рынке труда, результатом которой является быстрое трудоустройство специалистов.
За годы своей работы турецкое образовательное учреждение «Себат» снискало доверие и высокую оценку со стороны населения. Так, например, количество желающих учиться в его лицеях по сравнению с 1992 г. увеличилось к 2011 г. в десять раз и составило 50 500 человек19. Одной из причин, по которой деятельность этих учреждений оценивается весьма позитивно, является то, что в них существует гибкая система скидок на оплату обучения. Так, 32 % от
общего количества учащихся имеют различные скидки на оплату образовательных услуг. К данной категории учащихся относятся дети из малообеспеченных, многодетных семей и отличники учебы. Из них 100-процентную льготу имеют 279 человек, скидку 75 % -167, 50 % - 473, 25 % - 911, 15 % - 252 и 10 % - 857 человек20.
Образование, предоставляемое Университетом «Ататюрк-Ала-тоо» является весьма востребованным, благодаря тому, что критерии оценки знаний в данном вузе, как и в других турецких учебных заведениях, не занижаются, поскольку здесь отсутствует коррупция, которой подвержена практически вся система высшего образования Киргизии. В связи с этим далеко не все учащиеся вуза способны пройти полный цикл четырех- либо шестигодичного обучения.
Университет «Манас» является флагманом среди подобных проектов Турции на постсоветском пространстве. Предоставляя образовательные услуги на безвозмездной основе, он действительно реализует ее «мягкую силу» и призван сформировать прослойку высококвалифицированных специалистов, видящих в Турции не просто надежного партнера, но и пример успешного государства. Культурно-религиозное родство и близость языков, подкрепляемые ощутимым вкладом в дело развития системы образования в Киргизии и экономической помощью Турции формируют ее позитивный образ среди учащихся. Согласно данным социологического исследования, проведенного Фондом Ф. Эбер-та, с утверждением «турецкий язык помогает познавать мир», согласились 36,4 % опрошенных студентов, а с утверждением «Турция является моделью для Кыргызстана» - 21 %, что говорит о хороших результатах политики «мягкой силы». Большинство студентов Университета «Манас» (83,6 %) довольны местом своего обучения по ряду причин: 1) качественное и бесплатное образование; 2) хорошее материально-техническое оснащение; 3) отсутствие коррупции21.
Выводы
Практически во всех сферах двустороннего образовательного сотрудничества Турция является донором Киргизии, что позволяет турецкому государству проводить довольно интенсивную политику «мягкой силы». Существующие в республике турецкие высшие учебные заведения заслужили высокую оценку у местного населения, доказательством чего является огромный поток желающих в них учиться.
Финансируя подготовку местных специалистов в КТУ «Ма-нас», Турция помогает киргизскому государству реформировать национальную систему образования, прежде всего путем расширения в вузе преподавания на киргизском языке. До последнего времени в стране наблюдалась парадоксальная ситуация: школьное образование предоставлялось лишь на 15-20 % на русском языке, а высшее - на 90 %. Теперь же зона распространения русского языка постепенно сокращается. Система высшего образования начинает претерпевать изменения, и год от года увеличивается объем преподавания на киргизском языке. Понимая нежелание киргизского населения учить турецкий язык, Турция вполне осознанно вводит преподавание в своих учебных заведениях в Киргизии от 40 до 50 % предметов на киргизском языке, тем самым восполняя недостающий киргизско-тюркский языковой компонент в системе образования Киргизии. Данная стратегия представляется весьма эффективной для Турции, поскольку таким образом она избегает повода для упреков со стороны России в пантюркистских устремлениях.
Отсутствие противоречий во взаимоотношениях между двумя странами лишь усиливает турецкое присутствие и, соответственно, влияние в Киргизии. Однако Киргизия в силу своей экономической, политической и демографической слабости не в состоянии обеспечить тот же объем кооперации, что ставит республику перед необходимостью «отрабатывать» предоставляемые блага. Таким образом, сотрудничество в области образования не выглядит равноправным.
Примечания
См.: Общая информация // Кыргызско-Турецкий университет «Манас». [Электронный ресурс] URL: http://www.manas.edu.kg/index.php/ru (дата обращения: 20.08.2015).
См.: Общая информация. О Манасе // Там же. [Электронный ресурс].
См.: Образование // Там же. [Электронный ресурс] URL: http://www.manas.
edu.kg/index.php/ru/образование (дата обращения: 12.10.2015).
См.: Турдубаева Э. Кыргызско-турецкое сотрудничество в сфере образования //
Роль и восприятие Турции в Кыргызстане. Бишкек: Фонд им. Фридриха Эбер-
та, 2012. С. 40.
См.: Тимофеенко А. Минобразования оплачивает обучение 240 студентов в КТУ «Манас» // Вечерний Бишкек. [Электронный ресурс] URL: http://www.vb.kg/
4
doc/273675_minobrazovaniia_oplachivaet_obychenie_240_stydentov_v_kty_ manas.html (дата обращения: 21.05.2015).
6 См.: Условия студентов в университетах и реформа высшего образования в Кыргызстане // Министерство образования и науки Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://edu.gov.kg/ru/presscentr/ novosti/869-ksadykov-predstavil-itogi-priema-v-vuzy-i-jetapy-reformirovanija-vuzov-kr.html (дата обращения: 16.10.2014).
7 См.: Образование и наука в Кыргызской Республике // Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики. Бишкек, 2012. С. 30.
8 Кыргыз Республикасында 2014-2020 - жылдары мамлекеттик тилди ещк-TYPYYHYH жана тил саясатын еркYндетYYHYн УЛУТТУК ПРОГРАММАСЫ [Национальная программа Кыргызской Республики по развитию государственного языка и языковой политике на 2014-2020 гг.] // Президент Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http:// www.president.kg/files/til_boyuncha_uluttuk_programma.pdf (дата обращения: 12.07.2015).
9 См.: Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Кыргызской Республике» // Президент Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/2337_almazbek_atam-baev_podpisal_ukaz_o_merah_po_razvitiyu_gosudarstvennogo_yazyika_i_sover-shenstvovaniyu_yazyikovoy_politiki_v_kyirgyizskoy_respublike (дата обращения: 12.10.2015).
10 Интервью первого проректора КТУ «Манас» Асылбека Кулмурзаева // Мини-стерствo образования и науки Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://edu.gov.kg/ru/presscentr/intervju/263-intervju-pervogo-prorektora-ktu-manas-asylbeka-kulmyrzaeva.html (дата обращения: 13.11.2014).
11 Козубекова Т. Есть надежда на будущее своего языка // Gezitter.org. [Электронный ресурс] URL: http://www.gezitter.org/politic/20575_est_nadejda_na_budus-chee_svoego_yazyika/ (дата обращения: 14.07.2015).
12 См.: Распределение численности студентов образовательных организаций высшего профессионального образования по языкам обучения // Образование и наука в Кыргызской Республике: Статистический сборник. Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014. С. 293.
13 См.: Осмонгазиева Т. Мамырова раскритиковала вариант договора об Университете «Манас» // Вечерний Бишкек. [Электронный ресурс] URL: http://www. vb.kg/doc/268530_mamyrova_raskritikovala_variant_dogovora_ob_yniversitete_ manas.html (дата обращения: 09.04.2015).
14 Бодош Мамырова раскритиковала вариант договора об университете «Манас» // Каш-.kg. [Электронный ресурс] URL: http://kant.kg/2014-04-09/
bodosh-mamyirova-raskritikovala-variant-dogovora-ob-universitete-manas/ (дата обращения: 18.12.2014).
15 См.: Турдубаева Э. Указ. соч. С. 44.
16 См.: Количество учащихся в учебных заведениях // Международное образовательное учреждение «Себат». [Электронный ресурс] URL: http://www.sebat. com.kg/Sunumlar/sunum_RU/ (дата обращения: 13.10.2014).
17 См.: Республиканская олимпиада // Там же. [Электронный ресурс]
18 Стоимость обучения в 2015-2016 учебном году // Международный Университет Ататюрк Алатоо. [Электронный ресурс] URL: http://www.iaau.edu.kg/view/ public/pages/page.xhtml?id=70 (дата обращения: 13.10.2015).
19 См.: Количество желающих учиться в кыргызско-турецких лицеях «Себат» // Международное образовательное учреждение «Себат». [Электронный ресурс]
20 См.: Распределение льгот // Там же. [Электронный ресурс]
21 См.: Турдубаева Э. Указ. соч. С. 50.