Научная статья на тему 'Политика Турции в образовательной сфере Киргизии'

Политика Турции в образовательной сфере Киргизии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1092
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КИРГИЗИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / TURKISH FOREIGN POLICY / CENTRAL ASIA / КYRGYZSTAN / HUMANITARIAN COOPERATION / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудаяров Каныбек Акматбекович

Статья посвящена образовательной политике Турции, являющейся важной составляющей ее внешнеполитической стратегии как в Киргизии, так и во всем Центрально-Азиатском регионе. Цель этой деятельности создание позитивного имиджа Турции и последовательное лоббирование ее интересов, которое осуществляется с помощью создания совместных научно-образовательных центров. Киргизия является государством с подавляющим тюркоязычным населением и в целом разделяет с Турцией общие религиозные и культурные ценности, что включает ее в сферу интересов турецкой внешней политики на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkey's Policy in Educational Sphere of Kyrgyzstan

The article is devoted to the educational policy of Turkey, which is an important component of its foreign policy strategy in Kyrgyzstan and throughout Central Asia. The aim of this activity is the creation of a positive image of Turkey and consistent lobbying of its interests, which is carried out through the creation of joint scientific and educational centers. Kyrgyzstan is the country with dominated Turkic-speaking population and generally shares common religious and cultural values with Turkey, what includes it in the sphere of influence of Turkish foreign policy in the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «Политика Турции в образовательной сфере Киргизии»

К.А. Кудаяров

ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КИРГИЗИИ

Статья посвящена образовательной политике Турции, являющейся важной составляющей ее внешнеполитической стратегии как в Киргизии, так и во всем Центрально-Азиатском регионе. Цель этой деятельности -создание позитивного имиджа Турции и последовательное лоббирование ее интересов, которое осуществляется с помощью создания совместных научно-образовательных центров. Киргизия является государством с подавляющим тюркоязычным населением и в целом разделяет с Турцией общие религиозные и культурные ценности, что включает ее в сферу интересов турецкой внешней политики на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: внешняя политика Турции, Центральная Азия, Киргизия, гуманитарное сотрудничество, образовательная политика.

С крушением СССР Москва потеряла контроль над бывшими советскими республиками, которые начали проводить независимую от России внутреннюю и внешнюю политику. В результате новообразованные государства стали объектами внешнеполитических устремлений различных государств, в числе которых была и Турция. Внешняя политика Турции была нацелена прежде всего на тюркоязычные республики Центральной Азии и Закавказья, с которыми ее объединяет общее культурно-историческое и языковое родство. Киргизия как одна из этих республик не была исключением. В силу наибольшей экономической несостоятельности республики, она сильнее остальных нуждалась в донорской помощи Турции. Турецкая помощь, являющаяся составной частью ее внешнеполитической деятельности, выразилась в поддержке Киргизии в различных сферах государственной жизни. Эта поддержка заметнее всего в образовательной сфере. Причем образовательная политика Турции в Киргизии осуществляется как с помощью

© Кудаяров К.А., 2015

государственных проектов, таких как создание в Бишкеке Университета «Манас», так и коммерческих образовательных проектов, представленных сетью лицеев, школ и вуза. Суть этой политики сводится к созданию позитивного имиджа Турции в республике путем предоставления высококачественного образования киргизской молодежи, экспорта турецких культурных ценностей и формирования мировоззрения учащихся через призму интересов турецкой политики.

Для раскрытия турецкой образовательной политики необходимо дать всеобъемлющую информацию об имеющихся в Киргизской Республике турецких государственных и частных учебных заведениях, описать деятельность данных учреждений и определить их роль и влияние в образовательном процессе государства.

Важнейшими институтами, реализующими образовательные программы Турции, стали Киргизско-Турецкий университет (КТУ) «Манас» и Международное образовательное учреждение «Себат».

Университет «Манас» начал свою деятельность в 1997/98 учебном году на основании Договора об учреждении в столице Кыргызстана г. Бишкек Киргизско-Турецкого университета «Манас», подписанного 30 сентября 1995 г. правительствами Турции и Киргизии в г. Измир1. На данный момент в вузе учится более 5 тыс. человек2. Университет является юридическим лицом, имеющим, как и университеты Турции, высокую степень академической автономии. Основные языки обучения - киргизский и турецкий. Кроме того, преподаются английский и русский языки3. Обучение предоставляется на бесплатной основе, по востребованным на рынке труда специальностям. В университете существуют два института, девять факультетов и три высшие школы, имеются современные учебные лаборатории, свой технопарк. Уровни образования: средне-специальное, бакалавриат, магистратура, докторантура. Созданы условия для льготного питания и проживания. В вузе работают 527 преподавателей, из них 393 - граждане Киргизии4. Университет финансируется преимущественно за счет средств, выделяемых Турцией. Киргизия оплачивает обучение лишь 240 студентов5. Всего же в вузе обучается 4 700 человек.

Качество образования в «Манасе» подтверждается рейтингом высших учебных заведений Киргизии. По среднему значению баллов общереспубликанского тестирования абитуриентов, зачисленных в вузы на грантовое обучение, в пятерку ведущих вузов вошел КТУ «Манас», а по среднему значению баллов абитуриентов, зачисленных в вузы на контрактное обучение, - другой международный турецкий университет - «Ататюрк-Алатоо»6.

Качество образования, предоставляемого КТУ «Манас», во многом зависит от финансовых возможностей университета и, следовательно, профессионализма его профессорско-преподавательского состава. В связи с этим стоит отметить, что только в 2011-2013 гг. из государственного бюджета Турции университету было выделено 52,7 млн долл. - т. е. более 17,5 млн долл. ежегодно. Для сравнения с 2008 по 2010 г. (в относительно стабильный в финансовом отношении период для Киргизии) Министерство образования республики выделило на финансирование всего высшего образования страны менее 2 млрд сомов7, т. е. около 35 млн долл. ежегодно. Таким образом, очевидно, что Турция уделяет огромное внимание данному вузу, что весьма положительно сказывается на качестве предоставляемого образования.

Роль университета возросла в связи с его участием в государственной программе по развитию киргизского языка8, реализация которой была начата в соответствием с указом президента Киргизии А. Атамбаева от 1 июля 2013 г.9 Суть реформы заключается в поэтапном переходе высшего образования на киргизский язык. «Манас» играет в данном процессе большую роль. Говоря об эффективности системы образования вуза, его проректор А. Кулмы-рзаев подчеркнул, что «самым важным является то, что одним из двух языков обучения в университете является киргизский. Второй язык обучения - турецкий. Как известно, в высших учебных заведениях Киргизии киргизский язык как язык обучения не доминирующий. Наши выпускники знают свою профессию на киргизском языке на очень хорошем уровне. Когда они придут работать в государственные и частные структуры, для них не будут стоять вопросы, связанные с проблемами киргизского языка как государственного»10. Такое же мнение высказал и ректор данного вуза, гражданин Турции Себахаттин Балджи, отметив, что помимо предоставления качественного образования на университет возложена важная миссия - выполнение государственной программы по переводу всего делопроизводства в республике на киргизский

язык11.

В настоящее время около 80 % вузов страны предоставляют образование на русском языке. Лишь 27,6 % студентов обучаются на киргизском языке12. Таким образом, «Манас» является флагманом среди вузов республики и ярким примером для Министерства образования Киргизии, которое нацелено на создание качественной образовательной системы на киргизском языке.

В 2009 г. в университете были проведены реформы, в соответствии с которыми вуз возглавляется ректором с турецкой стороны,

главой Попечительского совета также является гражданин Турции. Ранее главу университета назначала киргизская сторона, а его первого заместителя - турецкая. Другие изменения были связаны с освобождением иностранных преподавателей и сотрудников университета от необходимости получать разрешение на работу, отменой ограничений на количество преподавателей - граждан Турции, а также сохранением зарплаты преподавателям и административным сотрудникам, направленным государственными университетами Турции, на срок три года. Поскольку председатель Попечительского совета и ректор теперь назначаются турецкой стороной, все решения принимаются без учета мнения киргизской стороны13.

Данная реформа вызвала протесты в киргизском парламенте. Депутат Б. Мамырова высказалась по этому поводу следующим образом: «Студенты из Турции могут учиться в данном вузе в неограниченном количестве. Также они освобождены от таможенных и налоговых пошлин. В представленном договоре главой Попечительского совета должен быть только представитель Турции. А что, если совет возглавит представитель киргизской стороны, уровень снизится?.. У нас тоже должна быть гордость, патриотизм. Мы всех своих гостей сажаем на самое почетное место, и что в итоге? Посмотрите, как мы живем»14. А вот глава профильного комитета, член партии «Ар-Намыс» К. Осмоналиев посетовал лишь на то, что ректором вуза может быть только представитель турецкой стороны. В противовес вышесказанному выступил депутат К. Рыспаев, который считает, что во главу угла нужно ставить качество образования и уровень инвестиций. Таким образом, среди парламентариев нет единого мнения по поводу проводимой Турцией образовательной политики в Киргизии. В целом представители власти республики отзываются об этой политике положительно. Однако есть и те, кто не разделяет таких взглядов. К ним относится бывший посол Киргизской Республики в Турции М. Абылов и ряд депутатов киргизского парламента, включая упомянутых выше.

Другим свидетельством активности Турции в образовательной сфере Киргизии является деятельность Международного образовательного учреждения «Себат», которое объединяет 14 киргизско-турецких лицеев, Международный университет «Ататюрк-Алатоо», Международную школу «Silk Road», а также Центр изучения языков и компьютерной грамотности. В качестве инвестиций в образовательную сферу Киргизской Республики «Себат» вложил более 50 млн долл. Важно отметить, что лицеи «Себат» и Университет «Ататюрк-Алатоо» подконтрольны Ф. Гюлену, оппоненту премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана. Однако этот факт

не смущает руководство Киргизии и никак не отражается на двусторонних отношениях. Данные образовательные учреждения являются коммерческими. Прием в лицеи осуществляется на основе конкурсного отбора. Стоимость обучения варьируется от 200 до 1 000 долл. в год в зависимости от социального статуса учащегося и географического расположения учебного заведения15. В лицеях обучаются 9 636 человек16. Продолжительность обучения составляет пять лет. Преподаются предметы, в целом совпадающие с программой средних школ. Важным отличием является то, что большое внимание уделяется точным наукам. Преподавательский состав насчитывает 831 человека, из них 154 - граждане Турции. Языками обучения являются английский и турецкий. В меньшей мере ведется преподавание на киргизском и русском языках. Техническая оснащенность лицеев довольно высокая. Имеется 25 лабораторий по информатике, 16 лабораторий по физике и по 15 лабораторий по химии и биологии. Образовательные учреждения также располагают 1 763 компьютерами, 277 устройствами мультимедиа и 76 интерактивными досками. Качество оказываемых образовательных услуг весьма высокое, что ежегодно подтверждается успехами учащихся на международных олимпиадах по точным наукам. К примеру, они завоевали 46 % призовых мест на киргизской республиканской олимпиаде 2009/10 учебного года17.

Университет «Алатоо-Ататюрк», функционирующий с 1996 г., является коммерческим образовательным проектом и проводит независимую от Министерства образования Турции политику. Языком обучения является английский. Стоимость обучения варьируется от 1 000 до 1 700 долл. в год в зависимости от специ-альности18. При этом в университете действует широкая система скидок. Вуз готовит специалистов по малому количеству направлений, в которые входят: сфера торговли, педагогическая деятельность, офисный менеджмент, компьютерные технологии, пере-водоведение, ведение семейного хозяйства и телекоммуникации. Выпускники вуза показывают высокую конкурентоспособность на рынке труда, результатом которой является быстрое трудоустройство специалистов.

За годы своей работы турецкое образовательное учреждение «Себат» снискало доверие и высокую оценку со стороны населения. Так, например, количество желающих учиться в его лицеях по сравнению с 1992 г. увеличилось к 2011 г. в десять раз и составило 50 500 человек19. Одной из причин, по которой деятельность этих учреждений оценивается весьма позитивно, является то, что в них существует гибкая система скидок на оплату обучения. Так, 32 % от

общего количества учащихся имеют различные скидки на оплату образовательных услуг. К данной категории учащихся относятся дети из малообеспеченных, многодетных семей и отличники учебы. Из них 100-процентную льготу имеют 279 человек, скидку 75 % -167, 50 % - 473, 25 % - 911, 15 % - 252 и 10 % - 857 человек20.

Образование, предоставляемое Университетом «Ататюрк-Ала-тоо» является весьма востребованным, благодаря тому, что критерии оценки знаний в данном вузе, как и в других турецких учебных заведениях, не занижаются, поскольку здесь отсутствует коррупция, которой подвержена практически вся система высшего образования Киргизии. В связи с этим далеко не все учащиеся вуза способны пройти полный цикл четырех- либо шестигодичного обучения.

Университет «Манас» является флагманом среди подобных проектов Турции на постсоветском пространстве. Предоставляя образовательные услуги на безвозмездной основе, он действительно реализует ее «мягкую силу» и призван сформировать прослойку высококвалифицированных специалистов, видящих в Турции не просто надежного партнера, но и пример успешного государства. Культурно-религиозное родство и близость языков, подкрепляемые ощутимым вкладом в дело развития системы образования в Киргизии и экономической помощью Турции формируют ее позитивный образ среди учащихся. Согласно данным социологического исследования, проведенного Фондом Ф. Эбер-та, с утверждением «турецкий язык помогает познавать мир», согласились 36,4 % опрошенных студентов, а с утверждением «Турция является моделью для Кыргызстана» - 21 %, что говорит о хороших результатах политики «мягкой силы». Большинство студентов Университета «Манас» (83,6 %) довольны местом своего обучения по ряду причин: 1) качественное и бесплатное образование; 2) хорошее материально-техническое оснащение; 3) отсутствие коррупции21.

Выводы

Практически во всех сферах двустороннего образовательного сотрудничества Турция является донором Киргизии, что позволяет турецкому государству проводить довольно интенсивную политику «мягкой силы». Существующие в республике турецкие высшие учебные заведения заслужили высокую оценку у местного населения, доказательством чего является огромный поток желающих в них учиться.

Финансируя подготовку местных специалистов в КТУ «Ма-нас», Турция помогает киргизскому государству реформировать национальную систему образования, прежде всего путем расширения в вузе преподавания на киргизском языке. До последнего времени в стране наблюдалась парадоксальная ситуация: школьное образование предоставлялось лишь на 15-20 % на русском языке, а высшее - на 90 %. Теперь же зона распространения русского языка постепенно сокращается. Система высшего образования начинает претерпевать изменения, и год от года увеличивается объем преподавания на киргизском языке. Понимая нежелание киргизского населения учить турецкий язык, Турция вполне осознанно вводит преподавание в своих учебных заведениях в Киргизии от 40 до 50 % предметов на киргизском языке, тем самым восполняя недостающий киргизско-тюркский языковой компонент в системе образования Киргизии. Данная стратегия представляется весьма эффективной для Турции, поскольку таким образом она избегает повода для упреков со стороны России в пантюркистских устремлениях.

Отсутствие противоречий во взаимоотношениях между двумя странами лишь усиливает турецкое присутствие и, соответственно, влияние в Киргизии. Однако Киргизия в силу своей экономической, политической и демографической слабости не в состоянии обеспечить тот же объем кооперации, что ставит республику перед необходимостью «отрабатывать» предоставляемые блага. Таким образом, сотрудничество в области образования не выглядит равноправным.

Примечания

См.: Общая информация // Кыргызско-Турецкий университет «Манас». [Электронный ресурс] URL: http://www.manas.edu.kg/index.php/ru (дата обращения: 20.08.2015).

См.: Общая информация. О Манасе // Там же. [Электронный ресурс].

См.: Образование // Там же. [Электронный ресурс] URL: http://www.manas.

edu.kg/index.php/ru/образование (дата обращения: 12.10.2015).

См.: Турдубаева Э. Кыргызско-турецкое сотрудничество в сфере образования //

Роль и восприятие Турции в Кыргызстане. Бишкек: Фонд им. Фридриха Эбер-

та, 2012. С. 40.

См.: Тимофеенко А. Минобразования оплачивает обучение 240 студентов в КТУ «Манас» // Вечерний Бишкек. [Электронный ресурс] URL: http://www.vb.kg/

4

doc/273675_minobrazovaniia_oplachivaet_obychenie_240_stydentov_v_kty_ manas.html (дата обращения: 21.05.2015).

6 См.: Условия студентов в университетах и реформа высшего образования в Кыргызстане // Министерство образования и науки Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://edu.gov.kg/ru/presscentr/ novosti/869-ksadykov-predstavil-itogi-priema-v-vuzy-i-jetapy-reformirovanija-vuzov-kr.html (дата обращения: 16.10.2014).

7 См.: Образование и наука в Кыргызской Республике // Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики. Бишкек, 2012. С. 30.

8 Кыргыз Республикасында 2014-2020 - жылдары мамлекеттик тилди ещк-TYPYYHYH жана тил саясатын еркYндетYYHYн УЛУТТУК ПРОГРАММАСЫ [Национальная программа Кыргызской Республики по развитию государственного языка и языковой политике на 2014-2020 гг.] // Президент Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http:// www.president.kg/files/til_boyuncha_uluttuk_programma.pdf (дата обращения: 12.07.2015).

9 См.: Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Кыргызской Республике» // Президент Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/2337_almazbek_atam-baev_podpisal_ukaz_o_merah_po_razvitiyu_gosudarstvennogo_yazyika_i_sover-shenstvovaniyu_yazyikovoy_politiki_v_kyirgyizskoy_respublike (дата обращения: 12.10.2015).

10 Интервью первого проректора КТУ «Манас» Асылбека Кулмурзаева // Мини-стерствo образования и науки Кыргызской Республики: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://edu.gov.kg/ru/presscentr/intervju/263-intervju-pervogo-prorektora-ktu-manas-asylbeka-kulmyrzaeva.html (дата обращения: 13.11.2014).

11 Козубекова Т. Есть надежда на будущее своего языка // Gezitter.org. [Электронный ресурс] URL: http://www.gezitter.org/politic/20575_est_nadejda_na_budus-chee_svoego_yazyika/ (дата обращения: 14.07.2015).

12 См.: Распределение численности студентов образовательных организаций высшего профессионального образования по языкам обучения // Образование и наука в Кыргызской Республике: Статистический сборник. Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2014. С. 293.

13 См.: Осмонгазиева Т. Мамырова раскритиковала вариант договора об Университете «Манас» // Вечерний Бишкек. [Электронный ресурс] URL: http://www. vb.kg/doc/268530_mamyrova_raskritikovala_variant_dogovora_ob_yniversitete_ manas.html (дата обращения: 09.04.2015).

14 Бодош Мамырова раскритиковала вариант договора об университете «Манас» // Каш-.kg. [Электронный ресурс] URL: http://kant.kg/2014-04-09/

bodosh-mamyirova-raskritikovala-variant-dogovora-ob-universitete-manas/ (дата обращения: 18.12.2014).

15 См.: Турдубаева Э. Указ. соч. С. 44.

16 См.: Количество учащихся в учебных заведениях // Международное образовательное учреждение «Себат». [Электронный ресурс] URL: http://www.sebat. com.kg/Sunumlar/sunum_RU/ (дата обращения: 13.10.2014).

17 См.: Республиканская олимпиада // Там же. [Электронный ресурс]

18 Стоимость обучения в 2015-2016 учебном году // Международный Университет Ататюрк Алатоо. [Электронный ресурс] URL: http://www.iaau.edu.kg/view/ public/pages/page.xhtml?id=70 (дата обращения: 13.10.2015).

19 См.: Количество желающих учиться в кыргызско-турецких лицеях «Себат» // Международное образовательное учреждение «Себат». [Электронный ресурс]

20 См.: Распределение льгот // Там же. [Электронный ресурс]

21 См.: Турдубаева Э. Указ. соч. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.