Научная статья на тему 'Политика стимулирования материального производства в сдерживании инфляции'

Политика стимулирования материального производства в сдерживании инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД В ПОЛИТИКЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / GENERAL PRICE LEVEL / ANTI-INFLATION POLICY / MATERIAL PRODUCTION / SECTORAL APPROACH IN POLICIES TO STIMULATE MATERIAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Эдуард Николаевич

Стимулирование материального производства затребовано, потому что рост его позволяет отвечать на повышение совокупного спроса увеличением товарного потока. Это является фактором, который сдерживает инфляцию. Политику государственного регулирования, направленную на рост материального производства, целесообразно строить исходя из рыночно структурных и других особенностей отраслей реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICIES TU STIMULATE PRODUCTION IN THE REALSECTOR IN CONTAINING INFLATION

Stimulating material production required because it allows growth to meet the increase in aggregate demand increases in trade flows. This is a factor that constrains inflation. The policy of government regulation designed to increase production appropriate to build based on market and other structural features of branches of the real economy.

Текст научной работы на тему «Политика стимулирования материального производства в сдерживании инфляции»

УДК 338.24

Э.Н. ТУМАЛАНОВ

ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СДЕРЖИВАНИИ ИНФЛЯЦИИ

Ключевые слова: общий уровень цен, антиинфляционная политика, материальное производство, отраслевой подход в политике стимулирования материального производства.

Стимулирование материального производства затребовано, потому что рост его позволяет отвечать на повышение совокупного спроса увеличением товарного потока. Это является фактором, который сдерживает инфляцию. Политику государственного регулирования, направленную на рост материального производства, целесообразно строить исходя из рыночно структурных и других особенностей отраслей реального сектора экономики.

E.N. TUMALANOV

POLICIES TU STIMULATE PRODUCTION IN THE REALSECTOR IN CONTAINING INFLATION

Key words: general price level, anti-inflation policy, material production, sectoral approach in policies to stimulate material production.

Stimulating material production required because it allows growth to meet the increase in aggregate demand increases in trade flows. This is a factor that constrains inflation. The policy of government regulation designed to increase production appropriate to build based on market and other structural features of branches of the real economy.

Общая антиинфляционная политика основана на регулировании денежной массы М0 и М2. Осуществляется она денежно-кредитными рычагами изменения процентной ставки по кредиту, изменением ставки обязательных резервов коммерческих банков и обычными операциями с ценными бумагами правительства на открытом рынке.

Однако инфляционный процесс и общий уровень цен тесно связаны с отраслевыми явлениями. И в центре этого процесса - материальное производство. Материальное производство, направленное на удовлетворение спроса, ориентированное на платежеспособный спрос, является, по существу, естественным противовесом инфляции. Это - ответ на возросший спрос потребителей, предоставляющий им равноценный их денежному предложению товар, поглощающий соответствующую часть располагаемых доходов населения, а у предприятий - инвестиционные финансовые средства, предназначенные для приобретения товаров производственного назначения. Когда равноценный по оценке потребителей товар отвечает на возросший спрос потребителей, повышения общего уровня цен с инфляционным эффектом, как правило, не происходит. При этом также и скорость обращения денег не претерпевает заметных изменений. В целом рост потребительских доходов, будь то результат инвестиционного мультипликатора, будь - следствие увеличения денежной массы, если он встречает соответствующий новый товарный поток, фактором повышения общего уровня цен не является, это не источник инфляции, а расширение обмена.

Источником диспропорций в национальной экономике в результате изменения цен является не столько общий уровень цен, сколько изменение соотношения цен между продукцией различных отраслей. Поэтому при выработке политики антиинфляционной направленности требуется исходить из тех возможностей, которые имеются в отношении влияния на цены отрасли. Рассмотренные отрасли и материал по ним позволяют утверждать, что возможность получать выручку, превышающую товарный вклад в рынок, имеют отрасли с олигопольным и монопольным типом строения. Наивыгоднейшие позиции в этом отношении у производителей отраслей с неконкурентной структурой и неэластичным спросом.

Из рассматриваемых наиболее характерных отраслей наилучшие позиции в возможности воздействия на предложение и ценообразование имеет

производитель и продавец продукции нефтегазовой отрасли. Продукция этой отрасли для всех других отраслей является обязательной, без нее не может обходиться ни одно производство и потому рост ее цены ложится на цены всех производимых товаров и услуг.

Воздействие основных отраслей народного хозяйства на общий уровень цен и их принадлежность к типам рыночной структуры и эластичности спроса

Отрасль и ее рынок Тип рыночной структуры Тип эластичности спроса Воздействие на рост общего уровня цен

1. Агропромышленный комплекс высококонкурентный неэластичный нет

2. Легкая промышленность монополистическая конкуренция эластичный слабое

3. Машиностроение олигополия малоэластичный, эластичный значительное

4. Рынок жилья и жилищное строительство олигополия эластичный значительное

5. Нефтегазовая промышленность монополия, олигополия неэластичный сильное

Исходя из характера спроса на продукцию и структурных особенностей рынка нефтегазовой отрасли, эффективным способом воздействия на её рынок с целью сдерживания роста общего уровня цен следует считать ограничение в ценообразовании на продукцию отрасли. При этом следует исходить из её себестоимости, прибыли и рентной составляющей.

Необходимо установить строгий контроль над физическим объемом добычи, транспортировки, продажи ресурсов нефтегазовой отрасли. Отслеживать адрес, объем, цену конечной отгрузки добытого ресурса и продукции переработки. Целесообразно установить единые рентные платежи с реального объема продаж (выручки с продаж). При осуществлении экспорта в целях полноценного обеспечения отечественной экономики энергоресурсами целесообразно каждой нефтяной компании устанавливать лимит для вывоза нефти и нефтепродуктов в физических объемах по обычной ставке налога на экспорт. Объем же сверх этого лимита облагается налогом, который изымает всю рентную часть выручки от продажи. Такой же принцип может осуществляться и при вывозе других видов энергоносителей, сырья, полуфабрикатов.

К примеру, если компания Татнефть продает на внешних рынках 1 т нефти по 370 долл. США (7,4 барреля • 50 долл.), себестоимость добычи составляет 74 долл. США (7,4 барреля • 10 долл.), транспортировка 1 т нефти обходится в 20 долл., издержки по хранению, реализации и другим расходам составляют еще 16 долл., и если прибавить прибыль по обычной норме в 20-22 долл., то рентная доля выручки будет составлять

370 - (74 +20 + 16 + 22) = 238 долл. США.

На внутреннем рынке обращения продукции нефтегазовой отрасли должны соблюдаться определённые принципы. В настоящее время, покупая их по ценам мирового рынка, предприятия и домохозяйства оплачивают не только себестоимость, прибыль по норме и налоговую наценку, но и огромную рентную сумму. Это не рационально с точки зрения развития и просто функционирования реального сектора экономики. Поэтому в ценообразовании на нефть (и нефтепродукты) следует исходить из себестоимости и прибыли по средней норме и налоговой составляющей, но рентная часть в обращении продукции отрасли на внутреннем рынке не должна включаться в отпускные цены нефти, газа и продуктов их обработки. При таком подходе внутренние цены на основные энергоносители в стране должны снизиться, по меньшей мере, на 50%. Если эта мера последовательно

будет осуществлена и внедрена в практику ценообразования, то она может стать мощнейшим за последнее двадцатилетие фактором стабилизации общего уровня цен в российской экономике, а инфляционный процесс будет остановлен.

В политике стабилизации цен агропродовольственной продукции в рамках антиинфляционного регулирования необходим иной подход. Закупочные цены на продукцию аграрного сектора должны расти темпами, соответствующими средним темпам роста общего уровня цен. В противном случае аграрное производство становится нерентабельным, и это чревато резкими сокращениями производства и продовольственным кризисом, что в последующем ввиду недостатка предложения на рынке продовольственных товаров окажет сильное воздействие на общий уровень цен в сторону роста.

Чтобы этого не произошло, в отношении аграрного производства уместно проводить политику поддержания плавного (в соответствии с темпом роста общего уровня цен) роста закупочных цен на его продукцию. Такое поддержание цен и обменных соотношений способна обеспечить система стабилизации рыночных закупочных цен на производство аграрным сектором продукцию (по видам). Стабилизация цен может осуществляться в ходе организованных закупок произведённых в аграрном секторе основных видов продукции (разных видов зерна, картофеля, свинины, говядины, молока).

Но в нынешних условиях отечественной экономики эти стабилизационные меры могут оказаться недостаточными. В необходимых случаях надо прибегать к такому способу поддержания агропроизводителя, как прямое возмещение ему разницы между ценой рыночной реализации им своей продукции и целевой ценой, включающей себестоимость продукции и прибыль по норме:

Соm = ТС + Pf - ТА,

где Сom - сумма компенсации; ТС - общие издержки на производство и реализацию продукции; Pf - прибыль по норме; TA - сумма выручки от рыночной реализации.

Если издержки на производство продукции аграрного хозяйства 20 млн руб. и цена реализации 18 млн руб., то аграрному хозяйству необходимо возместить сумму в 2 млн руб. и, кроме того, сумму, обеспечивающую прибыль по нормы 20%, что составит ещё 4 млн руб., а итоговая сумма компенсации - 6 млн руб.

В политике поддержки аграрного хозяйства могут применяться и ряд других методов и механизмов: субсидии, субвенции, поддержка экспорта.

Иной подход требуется для политики регулирования в машиностроительной отрасли. В этой отрасли политика эта начинается в определении приоритетных отраслей, т.е. отраслей, которые могут стать или уже стали конкурентоспособными по отношению к иностранным компаниям. Эти подотрасли могут стать точками роста отечественной экономики. Исходя из этого, необходимо выбирать направления и способы стимулирования их развития. Если эти компании нуждаются в инвестиционном капитале, то им необходимо оказать поддержку через соответствующие механизмы финансовой системы.

Неоднозначно в регулировании машиностроительной отрасли значение антимонопольной политики. Ограничение слияний, поглощений, безусловно, затребовано, равно, как и регулирование цен. Однако образование крупных объединений в отраслях машиностроения не только дает монопольную власть корпорациям, оно способствует возникновению эффекта масштаба производства, что позволяет производителям значительно сокращать издержки. Это обстоятельство в современной регулирующей политике в машиностроении должно находить соответствующее отражение. Также должно учитываться и то, что ряд отраслей отечественного машиностроения в пределах национальной экономики, по сути, относятся к рыночной категории естественных монополий. Таковыми являются судостроение, производство космической техники, ряд специфических производств

в авиастроении, производство военной техники, производство промышленных тракторов и др. В них масштабы производства, а значит, и количество фирм в отрасли не могут определиться исходя из стандартных положений антимонопольного законодательства. В ряде отраслей машиностроения действует закономерность естественной монополии: появление дополнительной конкурирующей фирмы отрасли резко увеличивает издержки производства единицы продукции.

Регулирующая политика в этих отраслях с рыночной структурой, близкой к естественной монополии, может быть одновременно стимулирующей и ограничивающей. Эти два вида регулирования, стимулирующего и ограничительного характера, лучший результат могут дать в антиинфляционной политике при их комплексном приложении. Отсутствие ограничений в масштабе производства и концентрации на рынке приводят к эффекту масштаба и сокращению издержек в большинстве отраслей машиностроения и сдерживают рост отпускных цен предприятий, а в иных случаях создают условия для их снижения при качественном улучшении изделий. При попытке отдельных компаний необоснованно повысить цены на продукцию их на внутреннем рынке необходимо применять меры контроля за обоснованностью отпускных цен и их регулирования.

Такой подход к регулированию важного для экономической системы страны, обширного, чрезвычайно разнообразного по составу рынка отраслей машиностроения, с одной стороны, будет способствовать их быстрому развитию с инновационной направленностью. С другой стороны, это будет большим вкладом в дело сдерживания роста общего уровня цен в национальной экономике.

В отрасли жилищного строительства и на рынке жилья регулирующая политика должна быть направлена, прежде всего, на антимонопольные меры. Этот рынок в российской экономике первоначально сложился высокорентабельным и с низкой концентрацией. В последние годы он меняется в сторону монополизации. В резком повышении цен на жильё (в несколько раз за последние годы) это движение к монополизации рынка играет немалую роль. Поскольку сфера эта является социально важной по причине того, что продукция жилищного строительства является жизнеобеспечивающей для населения, необходимо в ней предотвратить монопольную власть групп и объединений, введя соответствующие дополнения и поправки в законодательство.

Немаловажна в этой отрасли роль жилищных программ, осуществляемых ныне, и тех, что будут осуществляться в дальнейшем. Исключительно неблагоприятная демографическая ситуация в стране должна побуждать к резким переменам в этой важнейшей сфере для совершенствования совокупного спроса. Настало время для осуществления программы, предоставляющей бесплатное жильё семьям, имеющим трёх и более детей. Детали этой программы хорошо просматриваются потому, что сама жизнь, её социальная сфера привели к этому.

Осуществление мероприятий в жилищной отрасли при последовательном его исполнении способно существенно снизить цены на рынке жилья и тем самым воздействовать на общий уровень цен в макроэкономике в сторону его снижения.

Таким образом, исследование макроэкономической сущности инфляции и возможностей выработки политики, направленной против инфляции, подтверждает необходимость обратить внимание на отраслевую сферу этой проблемы. Именно там обнаруживаются те истоки, откуда более всего получает импульсы для развития инфляционный процесс. Высокие цены (а значит, недостаток товарной массы) на рынке топливно-энергетического комплекса, продукции в машиностроении, а также на рынке жилья ложатся тяжким бременем на развитие экономики, что внешне формируется как инфляция. По существу, отечественная экономика не производит в необходимом количестве товары лёгкой и пищевой

промышленности. И спрос удовлетворяется импортом. Это характерно в той или иной степени почти для всех отраслей. Недостающие товары поступают из-за границы на деньги, полученные от продажи сырья и энергоносителей, что уже само по себе является побудителем инфляции, потому что сокращает объём предложения базовых для производственной деятельности ресурсов, повышает их цену. Это ложится на все остальные цены, и инфляция набирает темпы по второму кругу.

Предотвратить такое развитие товарных и ценовых соотношений может только комплекс механизмов регулирования, во главу угла которого должно быть поставлено регулирование вывозимых потоков сырья и энергоносителей и внутренних цен на них, а также ввозимых потоков потребительских товаров. Такая политика, осуществляемая последовательно, может остановить инфляцию, свести её к допустимым 4-6% годовых.

Литература

1. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ. 1999. 352 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К.; Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т.

М.: Изд-во полит. лит. 1987. Т. 7. 810 с.

3. Смирнов В.В. Методика оценки конкурентоспособности региона: история и практика / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 470-480.

4. Тумаланов Э.Н. Ограниченное предложение факторов производства как причина повышения общего уровня цен / Э.Н. Тумаланов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 512-516.

5. Фишер И. Покупательная сила денег / И. Фишер. М.: Изд-во «Дело». 2001. 320 с.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 454 с.

ТУМАЛАНОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - старший преподаватель, филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета г. Чебоксары, Россия, Чебоксары ([email protected]).

TUMALANOV EDUARD NIKOLAYEVICH - senior teacher, Cheboksary Branch Saint-Petersburg State University of Engineering and Economic, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.