Научная статья на тему 'Политика США в Африке к Югу от Сахары'

Политика США в Африке к Югу от Сахары Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Африка к Югу от Сахары / государственный департамент / Афросоюз / конфликты / урегулирование / события / Украина / антироссийская кампания / санкции / USA / Sub-Saharan Africa / State Department / African Union / partnership / conflicts / settlement / events / Ukraine / sanctions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Урнов Андрей Юрьевич

В связи с событиями на Украине Соединенные Штаты развернули против России в Африке оголтелую клеветническую кампанию. Несмотря на грубое давление около половины (26 из 54) африканских государств отказались голосовать за антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН. Председатель Африканского союза (АС) М. Салл высказался за отмену западных санкций. Публикуемая статья посвящена современной политике администрации Дж. Байдена в Африке к Югу от Сахары (АЮС). США признают растущую роль Африки в мире и используют все имеющиеся в их распоряжении средства для сохранения и укрепления своих позиций на континенте. Право США на глобальное лидерство под сомнение не ставится. Главные враги, как и повсюду – «авторитарные КНР и Россия». В статье рассмотрены позиции и действия Соединенных Штатов в отношении конфликтных ситуаций в Эфиопии, Мали, Сомали, ДРК, Зимбабве и Южном Судане, дан анализ встреч и контактов руководителей госдепартамента США с африканскими лидерами, изложена официальная позиция по задачам, которые ставятся перед африканским командованием США на континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USA Policy in Sub-Saharan Africa

The article is devoted to Biden Administration Policy in Sub-Saharan Africa during the first half of 2022. This policy is carried out in accordance with a keynote speech “The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership” made by Secretary of State Antony Blinken on November 17, 2021 in Abuja, Nigeria. The Secretary identified five spheres of common interest and cooperation – global health, the climate crisis, more stable and inclusive economy, defense of democracy, peace and security. The United States acknowledge a growing role of Africa in the world affairs and use all means at their disposal to preserve and strengthen their positions on the continent. The US “right” to be a global leader remains indisputable. The main enemies, as everywhere, are “authoritarian” China and Russia. The author reviews the US positions and activities in regard to conflict situations in Ethiopia, Mali, Somalia, Democratic Republic of Congo and South Sudan. The meetings and contacts are traced between A. Blinken, his deputies and assistants and African leaders – Chairpersons of African Union and AU Commission, presidents of Angola, Chad, Equatorial Guinea, The Gambia, Malawi, Somalia, Zambia, prime minister of Cote d’Ivoire, foreign ministers of South Africa, Kenia, Nigeria and other countries. The trips of two American delegations are described. One, led by Deputy Secretary of State W. Sherman to South Africa, Angola and Togo (May). The other – “the Department of State economic diplomacy delegation” to Nigeria, Kenia, South Africa and Namibia (February). Some statistics on US – Sub-Saharan Africa trade and investments are provided. The official position concerning the tasks facing Africom is cited. In connection with the events in Ukraine, the United States launched in Africa a frenzied slanderous campaign against Russia. Despite brutal American pressure, about half of the African states refused to vote for the anti-Russian resolution in the United Nations General Assembly (26 out of 54). The African Union Chairperson M. Sall characterized the position of Africa as “very heterogeneous” and insisted on the cancellation of sanctions. His meeting with V. Putin in Sochi on June 3 showed that the African Union is interested in cooperation with Russia and has no intention to quarrel with it. The author analyses in detail “the Congressional Budget Justification” letter which presents the State Department requests of funds for the US policy in Africa in 2023 Financial Year (1 October 2022 – 30 September 2023). Now principle changes in regard to the size of expenditures or vectors of activities are planned.

Текст научной работы на тему «Политика США в Африке к Югу от Сахары»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПОЛИТИКА США В АФРИКЕ К ЮГУ ОТ САХАРЫ

О 2022 А.Ю. Урнов

УРНОВ Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: aurnov@yandex.ru

Аннотация. В связи с событиями на Украине Соединенные Штаты развернули против России в Африке оголтелую клеветническую кампанию. Несмотря на грубое давление около половины (26 из 54) африканских государств отказались голосовать за антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН. Председатель Африканского союза (АС) М. Салл высказался за отмену западных санкций. Публикуемая статья посвящена современного политике администрации Дж. Байдена в Африке к Югу от Сахары (АЮС). США признают растущую роль Африки в мире и используют все имеющиеся в их распоряжении средства для сохранения и укрепления своих позиций на континенте. Право США на глобальное лидерство под сомнение не ставится. Главные враги, как и повсюду - «авторитарные КНР и Россия». В статье рассмотрены позиции и действия Соединенных Штатов в отношении конфликтных ситуаций в Эфиопии, Мали, Сомали, ДРК Зимбабве и Южном Судане, дан анализ встреч и контактов руководителе ft госдепартамента США с африканскими лидерами, изложена официальная позиция по задачам, которые ставятся перед африканским командованием США на континенте.

Ключевые слова: США, Африка к Югу от Сахары, государственный департамент, Афро-союз, конфликты, урегулирование, события, Украина, антироссгшская кампания, санкции

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-60-3-6-25

Администрация Дж. Байдена выступила в 2022 г. с готовой африканской повесткой дня. 19 ноября 2021 г., находясь с визитом в Нигерии, государственный секретарь США Энтони Блинкен выступил с программной речью «Соединенные Штаты и Африка: строительство, партнерства в 21-м веке» [1]. В речи были обозначены пять сфер общих интересов, в которых США и Африке предстоит сотрудничать: глобальное здравоохранение, климатический кризис, строительство более стабильной и инклюзивной экономики, укрепление демократии, продвижение прочного мира и безопасности. Области сотрудничества перечислены в порядке, изложенном Э. Блинкеном 19 ноября. Позже госсекретарь внес в него изменения. На первое место была поставлена демократия, на второе - мир и безопасность, далее - экономика, климат и глобальное здравоохранение [2].

В 2022 г. намечалось провести второй саммит США-Африка и обеспечить участие Африки во втором «Саммите в защиту демократии», созываемом Вашингтоном в рамках его усилий по сколачиванию глобального альянса, противостоящего «авторитаризму» КНР и России.

Продолжалась работа с Афросоюзом. 8 февраля 2022 г. в телефонном разговоре с председателем Комиссии Афросоюза Муса Факи Махаматом Блинкен подтвердил

«приоритетность» для США партнерства с АС [3]. 3 марта предметом разговора госсекретаря с президентом Сенегала, новым Председателем Афросоюза Маки Саллом1 стали приоритетные проблемы, которые последнему предстоит решать, заняв этот пост [4].

11 марта в Вашингтоне состоялся 8-ой ежегодный диалог США - Комиссия Афросоюза на высоком уровне. Делегации возглавляли Энтони Блинкен и Факи Махамат. Обсуждались все сферы сотрудничества, названные госсекретарем в Абудже. Был подписан меморандум о сотрудничестве между Соединенными Штатами и Африканским союзом. Факи Махамат имел встречи с советником президента США по национальной безопасности Дж. Салливаном и администратором ЮСАИД2 С. Пауэр [5].

Повышенное внимание уделялось конфликтным ситуациям в АЮС

Эфиопия. 24 марта Э. Блинкен приветствовал объявленное Федеральным правительством Эфиопии «бессрочное гуманитарное перемирие на севере страны» и призвал Национальный фронт освобождения Тыграя (НФОТ) поддержать инициативу Аддис-Абебы [6]. Реакция НФОТ была позитивной. В начале апреля госсекретарь похвалил центральную и региональные власти за предпринимаемые шаги по прекращению боевых действий и запуск конвоев гуманитарной, прежде всего продовольственной, помощи. США ожидают от сторон «следующих трудных шагов по реализации мира в северной Эфиопии», - заявил Блинкен [7].

Однако перспектива достижения мира еще только наметилась. Обе стороны продолжали совершать насилие против мирного населения. Госдепартамент осуждал и тех и других. 22 февраля обвинения в жестокостях были предъявлены боевикам НФОТ, действовавшим в штате Амхара. В апреле власти Амхара в свою очередь подверглись осуждению за этнические чистки в Западном Тыграе [8].

В середине февраля и в конце марта в Эфиопии находился специальный посланник США по Африканскому Рогу Д. Саттерфилд. Состоялись встречи с высоким представителем председателя Комиссии Африканского союза по региону Африканского Рога О. Обасанджо и главой Комиссии АС по политическим вопросам, миру и безопасности Б. Адеейе. 13 апреля «в продолжение усилий по прекращению боевых действий и достижению урегулирования» Эфиопию вновь посетил Д. Саттерфилд [9].

15 апреля госсекретарь приветствовал доставку в Тыграй 1700 тонн гуманитарной помощи. «Продолжающаяся приверженность правительства Эфиопии и властей Тыграя прекращению боевых действий сохраняет критическое значение для достижения примирения и мира», - заявил Блинкен [10].

29 апреля Э. Блинкен выступил с новым заявлением по Эфиопии, в котором призвал стороны воспользоваться «ободряющими акциями» для продвижения к заключению соглашения о прекращении огня путем переговоров [11].

В начале июня на посту спецпосланника США по Африканскому Рогу Д. Саттер-филда сменил посол Майкл Хаммер. Согласно заявлению Блинкена, это назначение подчеркивало «твердую приверженность США дипломатическим усилиям в регионе». Посол, по словам госсекретаря, «сфокусируется на прекращении враждебных действий, беспрепятственном доступе к гуманитарной помощи, прозрачном расследовании нару-

1 Избран на эту должность 5 февраля 2022 г.

2 Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USA ID) - высший федеральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. В соответствии с уставом, основные направления работы Агентства включают в себя поддержку торговли, сельского хозяйства, экономического роста, здравоохранения, экстренную гуманитарную помощь, содействие в предотвращении конфликтов и поддержку демократии в развивающихся странах мира

шений прав человека всеми сторонами, урегулировании конфликта путем переговоров» [12]. Несколько дней спустя после назначения Хаммера Блинкен счел нужным еще раз отметить продуктивность взаимодействия правительства Эфиопии, властей штатов Тыграй и Амхара в обеспечении доставки гуманитарной помощи. Он подчеркнул, что за последние 7 дней в Тыграй прибыло 1700 грузовиков с продовольствием и медицинским имуществом [13].

Мали. В начале апреля, воспользовавшись сообщениями о ликвидации вооруженными силами Мали 200 экстремистов-боевиков, пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс запустил фейк о «массовой резне», якобы устроенной в этой стране российской частной военной компанией (ЧВК) «Вагнер» [14]. Из Бамако последовало опровержение: «Мали не располагает на своей территории никакими частными охранными компаниями, как об этом сообщают там и сям». «Сотрудничество с Россией развивается на государственном уровне», - заявил министр иностранных дел А. Диоп [15, 14.04.2022].

В начале мая 2022 г. правительство Мали объявило о решении аннулировать заключенный в 2014 г. договор о сотрудничестве с Францией в сфере обороны, а также соглашение, регулирующее деятельность оперативной антитеррористической группы «Таку-ба», участниками которой являются 15 стран ЕС и Великобритания [15, 03.05.2022].

20 мая в Москве состоялись переговоры С. Лаврова с министром иностранных дел Мали А. Диопом. По итогам состоявшихся бесед был констатирован обоюдный настрой на дальнейшее укрепление традиционных дружественных связей, не подверженных международной конъюнктуре. С российской стороны было подтверждено намерение продолжать оказывать комплексную поддержку усилиям Бамако по нормализации обстановки в стране, в том числе, в повышении боеспособности малийских вооруженных сил, подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов [16].

С. Лавров отметил, что решения Франции и ее западных союзников свернуть миротворческие операции «Бархан» и «Такуба» «не способствуют восстановлению безопасности в стране», тогда как их недовольство обращением Мали за помощью к внешним структурам «является ничем иным, как рецидивом колониального мышления».

Российский министр раскритиковал антималийские рестрикции и ограничительные меры Евросоюза и Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), которые ложатся тяжелым бременем на малийскую экономику, существенно ухудшают положение народа и осложняют решение острых проблем Мали. Министры обсуждали вопросы экономического сотрудничества, особое внимание было уделено практическим аспектам поставок из России в Мали пшеницы, минеральных удобрений и нефтепродуктов.

«Мы высоко ценим Россию, как стратегического партнера в области безопасности, защиты нашего населения и территориальной целостности», - заявил А. Диоп. Военно-техническое сотрудничество с Россией «дает реальные результаты на местах». Многие территории освобождены, люди возвращаются в свои дома [15, 20.05.2022].

Спор между Мали и ЭКОВАС о сроках переходного периода к гражданскому правлению продолжался. 7 июня 2022 г. президент А. Гоити издал указ о сокращении длительности это периода до 24 месяцев - с 26 марта 2022 г. по март 2024 г. [15, 07.06.2022]. Первая реакция ЭКОВАС - Бомако поторопился принять решение о сроках, не дождавшись достижения договоренности на ведущихся переговорах. Санкции пока сохраняются [15, 08.06.2022].

Из заявления госдепа следовало, что Вашингтон считает 24 месячный срок приемлемым. Правительству надлежит разработать детальный поэтапный план завершения переходного периода и обеспечить принятие закона о выборах. ЭКОВАС и Мали нужно создать механизм мониторинга за соблюдением установленного графика [17].

Сомали. 25 февраля, затем 16 марта США ввели визовые рестрикции в отношении официальных лиц и индивидуумов, препятствующих завершению сформирования парламента Сомали, которому предстояло избрать нового президента страны. В стране сложился «политический тупик». Необходимо «быстро завершить» парламентские и президентские выборы, заявил Э. Блинкен [18]. 14 апреля 2022 г. депутаты нового парламента были, наконец, приведены к присяге. В конце апреля спикерами обеих палат большинством голосов были избраны политические противники президента [15, 28.04.2022].

5 мая совместный комитет двух палат принял решение провести выборы президента 15 мая [15, 05.05.2022]. Выборы проходили на территории международного аэропор-

^ з

та Могадишо под охраной миротворцев АМИСОМ . Из зала заседании велась прямая телетрансляция. Победил 66-летний Хасан Шейх Махмуд, лидер партии «Союз во имя мира и развития», уже занимавший пост президента Сомали в 2012-2017 гг. Действующий президент признал поражение, и новый глава государства был сразу же приведен к присяге [19].

Реакция Вашингтона была конструктивно-наставнической. Поздравив сомалийский народ с «завершением процесса национальных выборов, а Ш. Махмуда с избранием», Э. Блинкен в качестве «приоритетов» обозначил обеспечение демократического управления, укрепление сил безопасности для борьбы с терроризмом, принятие федеральной властью полной ответственности за решение задач, стоящих перед миротворческой миссией АС, осуществление экономических реформ, облегчение условий для доставки гуманитарной помощи миллионам сомалийцам, страдающим от засухи. Необходимо «примирение, компромисс и диалог между всеми уровнями правительства и всеми сообществами», указал госсукретарь. Что касается США, то они готовы к тесному сотрудничеству с президентом и новым правительством, сформирования которого они ждут с нетерпением [20].

25 мая госсекретарь в телефонном разговоре с Ш. Мохамеом вновь поздравил его с избранием, подтвердив установки, высказанные в предыдущем поздравлении. Отдельно было сказано о недавно принятом Дж. Байденом решении «возвратить силы США в Сомали», разместив их там «на постоянной основе» [21]. Американский контингент был выведен из Сомали администрацией Д. Трампа в январе 2021 г. и с тех пор периодически размещался в стране на временной («ротационной») основе. В Пентагоне посчитали эту систему «неэффективной и все более ненадежной». Угроза аш-Шабаб4 «не только сохраняется», но и «нарастает», заявил представитель Пентагона Дж. Кирби. Поддержка национальным силам Сомали будет оказываться путем военной подготовки и выдачи рекомендаций. Непосредственно участвовать в боевых операциях американцы не будут. Численность контингента около 500 человек (было 700) [22].

9 июня на церемонии инаугурации в Могадишо Ш. Махамуд заявил, что будет проводить внешнюю политику, «основанную на принципах нейтралитета», и «отказывается участвовать в глобальном соперничестве» [15, 09.06.2022].

13 июля заместитель госсекретаря В. Нуланд посетила Могадишо. Согласно сообщению Госдепартамента, на встрече с Ш. Махамудом она «предложила президенту поддержку в реализации его повестки дня в вопросах безопасности, примирения и реформ». В. Нуланд объявила, что правительство США планирует предоставить Сомали продовольственную и другую гуманитарную помощь в счет $105 миллионной помощи, дополнительно выделенной для стран Африканского Рога [23].

3 АМИСОМ (AMISOM, African Union Mission in Somalia) - миротворческая региональная миссия, проводимая под мандатом Африканского союза с одобрения ООН.

4 Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин (Молодёжное движение моджахедов) - группа сомалийских террористов-исламистов, действующих в Сомали.

Гуманитарная ситуация в Сомали тяжелая. Вследствие разразившейся в конце 2021 г. самой сильной за последние 40 лет засухи 6,1 млн человек (40% населения) не хватало пищи, 330 тыс. детей жили в впроголодь, 771 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища [15, 30.05.2022].

Демократическая Республика Конго. В начале 2022 г. обострилась ситуация в восточной части Демократической Республики Конго (ДКР), где действовали около трех десятков повстанческих вооруженных групп. Заглавную роль играли формирования выходцев из Уганды (АДС) и Руанды (М23).

Восточноафриканское сообщество (ЕАС), в состав которого ДРК вошла, сохранив свое членство в Южноафриканском сообществе развития (САДК), выступило с миротворческой инициативой. В апреле 2022 г. в Найроби состоялись переговоры между правительством ДРК и представителями 23-х вооруженных оппозиционных группировок. Обсуждались условия отказа повстанцев от вооруженной борьбы. Ясности с участием М23 не было. АДС как террористическую организацию не пригласили. Первый раунд переговоров длился пять дней. Было решено их продолжить. Накануне встречи руководители Кении, ДРК, Бурунди, Уганды и Руанды объявили о решении создать объединенные силы вторжения, которые предполагалось использовать для подавления повстанцев, отказывающихся сложить оружие [24].

2 июня Э. Блинкен встретился в Вашингтоне с вице-премьером и министром иностранных дел ДРК К. Лутундула. Заявив, что США «аплодируют дипломатическим усилиям в рамках инициативы Найроби», государственный секретарь подчеркнул «важность продолжения регионального диалога» по разрешению конфликта и необходимость «прозрачного и эффективного планирования национальных выборов 2023 г.»

А. Лутундула признал, что ДРК переживает «трудные времена», но выразил уверенность, что при поддержке США, «которые всегда были с нами», страна сумеет укрепить демократию и обеспечить верховенство закона [25].

Зимбабве. 4 марта еще на один год было продлено введенное в 2003 г. чрезвычайное положение в отношениях с Республикой Зимбабве, которая рассматривалась как государство, «создающее экстраординарную угрозу внешней политике США» [26].

Южный Судан. В конце марта Государственный департамент выразил обеспокоенность по поводу растущей напряженности в Южном Судане, включая недавние стычки между Южно-суданскими силами народной обороны, подчиненными президенту С. Кииру, и Южно-суданской народно-освободительной армией в оппозиции, поддерживающей первого вице-президента Р. Мачара. Ответственность за ухудшающуюся ситуацию возлагалась на обе стороны. В заявлении Госдепа подчеркивалось, что ни С. Киир, ни Р. Мачар не предприняли добросовестных усилий по осуществлению обязательств, взятых в соответствии с мирным соглашением 2018 г. Необходимо наладить «инклюзивный процесс выработки новой конституции и принятия электорального законодательства и механизмов». К Межправительственной организации по развитию (ИГАД) и другим гарантам соглашения был адресован призыв предпринять срочные шаги по возобновлению мирного процесса до истечения в 2023 г. срока переходного периода [27].

Со странами АЮС поддерживались активные политические контакты

14-15 февраля помощница Госсекретаря по делам Африки Моли Пи вместе с представителями Совета национальной безопасности США и АФРИКОМ5 посетила Эквато-

5 Африканское командование Вооруженных сил США (United States Africa Command, USAFRICOM, AFRICOM) - межвидовое единое командование, зона ответственности которого охватывает весь Африканский континент с соседними островами, за исключением территории Египта. Официально действует с 1 октября 2008 г.

риальную Гвинею, где обсудила с президентом Н. Мбасого вопросы морской безопасности и торгового сотрудничества. 20-22 марта М. Пи побывала в Чад. Состоялась беседа с президентом переходного Военного Совета И. Деби.

14 марта Э. Блинкен встретился в Вашингтоне с премьер-министром Кот-д'Ивуара П. Ачи, 18 марта - с президентом Малави Л. Чаквера. 23 марта госсекретарь переговорил по телефону с министром иностранных дел ЮАР Н. Пандор.

14-17 марта помощник госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Лиза Петерсон нанесла визит в Бурунди и Уганду.

Заметным событием стали визиты в ЮАР, Анголу и Габон_2-6 мая 2022 г. делегации в составе заместителя госсекретаря Венди Шерман, М. По и старшего директора по вопросам Африки Совета национальной безопасности США Д. Бэнкс. Официальные сообщения Госдепа о встречах делегации были краткими и в большинстве своем ограничивались перечислением обсуждавшихся вопросов. Лейтмотив - стремление сторон к развитию и углублению партнерства. Общая тональность - позитивная и оптимистическая.

В ЮАР делегация была принята министром иностранных дел Н. Пандор и ее заместителем А. Боте. Встречи характеризовались как «теплые и продуктивные». Отмечалась «важность партнерства США-ЮАР». Среди приоритетов - здравоохранение, климат, региональная и глобальная безопасность. В беседе с экономическим советником президента ЮАР затрагивались сферы взаимных интересов, включая торговлю, инвестиции и инфраструктуру [28]. С. Рамафоса делегацию не принял.

В Анголе американцев приняли президент Ж. Лоуренсу и министр иностранных дел Т. Антониу. На обеих встречах речь шла об «углублении наших крепких двусторонних отношений» и важности наращивания торговли и частных инвестиций США. Затрагивался вопрос о расширении сотрудничества стран Атлантического бассейна в области морской безопасности [29].

В. Шерман выступила на церемонии запуска выдвинутой Соединенными Штатами инициативы «Глобальная вакцинация». Ангола была включена в число 11 стран-участниц этой инициативы по причине ее давнего сотрудничества с США в сфере здравоохранения. В течение двух десятилетий США помогали Анголе бороться с ВИЧ, малярией и другими заболеваниями. Общая сумма оказанной помощи - $630 млн. За период эпидемии (КОВИД) Анголе было передано 8,5 млн доз вакцины и предоставлено $39 млн на поддержку работы медучреждений [30].

Кроме того, 26 мая Э. Блинкен встретился в Вашингтоне с Т. Антонио. Министры отметили, что «крепкие двусторонние отношения основываются на общей заинтересованности в борьбе с коррупцией и поощрении инвестиций» [36]. Новые американские инвесторы - телекоммуникационная компания «Африсел» и «Сан Африка», ведущая строительство 7 солнечных электростанций мощностью 370 Мвт [37].

В Габоне, согласно сообщению Госдепа, президент Али Бонго Ондимба и В. Шерман провели «продуктивную беседу о новых потенциальных путях углубления наших крепких отношений». Из всех информационных материалов о поездке делегации это сообщение оказалось единственным, в котором говорилось о поддержке сторонами народа Украины перед лицом «российской агрессии» [31]. Делегация была также принята министром иностранных дел М. Адамо и министром обороны Ф. Нгубили. С последним обсуждался вопрос о безопасности в Гвинейском Заливе [32].

9-13 мая ЮАР и Замбию посетил заместитель госсекретаря по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды Хосе Фернандес [33].

В Кейптауне он выступил на международной конференции, посвященной инвестициям в горнодобывающую промышленность Африки в условиях перехода к «зеленой энергетике» и постепенному отказу от углеводородов. X. Фернандес рассказал о работе

в Африке на этом направлении американских правительственных программ и корпораций («Процветай, Африка», «Африка - энергетика», «Корпорация вызов тысячелетия», «Международная финансовая корпорация развития США»). Наибольшая активность - в Анголе, Ботсване, ДРК, Замбии, Кении, Кот-д'Ивуар, Уганде, ЦАР, ЮАР [34].

В Замбии Фернандес был принят президентом X. Хичилема. Обсуждались вопросы экономического сотрудничества [33]. 19 мая В. Шерман встретилась в Вашингтоне с министром иностранных дел Замбии С. Какубо и министром финансов Н. Нкурунзиза.

Гана. Помощник госсекретаря по конфликтным и миротворческим операциям А. Витковски посетила в конце мая Гану (25-27 мая). Главная тема - обсуждение региональных подходов к наращиванию способности стран прибрежной Западной Африки осуществлять «Стратегию США по предотвращению конфликтов и укреплению стабильности» [35].

11-17 июня заместитель госсекретаря по политическим вопросам В. Нуланд посетила Джибути, Мозамбик и Нигерию [38].

Ежегодно публиковались доклады о положении дел с соблюдением прав человека, о ситуации с терроризмом и соблюдением религиозных свобод в отдельных африканских странах. В 50 докладах о правах человека рассматривалось положение в Анголе, Бенине, Ботсване, Буркина-Фасо, Бурунди, Габоне, Гамбии, Гане, Гвинее, Гвинее Бисау, Джибути, ДРК, Замбии, Зимбабве, Кабо-Верде, Камеруне, Кении, Каморах, Конго (Браззавиль), Кот-д'Ивуаре, Лесото, Либерии, Маврикий, Мавритании, Мадагаскаре. Мали, Малави, Мозамбике, Намибии, Нигере, Нигерии, Руанде, Сан Томе и Принсипи, Сейшелах, Сенегале, Сомали, Судане, Сьерра-Леоне, Танзании, Того, Уганде, ЦАР, ЧАД, Экваториальной Гвинее, Эритрее, Эсватини, Эфиопии, ЮАР, Южном Судане. Докладами о правах религиозных меньшинств были охвачены 49 стран: Ангола, Ботсвана, Бенин, Бурунди, Буркина-Фасо, Гамбия, Габон, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, ДРК, Замбия, Зимбабве, Кабо Верде, Камерун, Кения, Коморы, Конго, Кот-д'Ивуар, Лесото, Либерия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан Томе и Принсипи, Сейшелы, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра Леоне, Танзания, Того, Уганда, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эсватини. Доклады по терроризму были посвящены ситуации в 19 странах -Буркина-Фасо, Джибути, ДРК, Камерун, Кения, Мавритания, Мали, Мозамбик, Нигерия, Нигер, Сенегал, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, ЧАД, Эритрея, Эфиопия, ЮАР.

Кратко об экономике

Товарооборот США со странами Африки к Югу от Сахары (АЮС) в 2020 г. составил $32,7 млрд (экспорт - $13,5 млрд, импорт - $19,2 млрд), в 2021 г. - $44,8 млрд ($16,5 и $ 27,9 млрд) [39]. На США приходится около 6% общего импорта Африки. По этому показателю они уступают ЕС (28%) и КНР (16%) [40].

Прямые американские инвестиции в страны АЮС: 2000 г. $11,9 млрд, 2014 г. $69 млрд, 2019 г. $46 млрд, 2020 г. $47,5 млрд [41]. Доля Африки в глобальных капиталовложениях США - менее одного процента [42]. Во второй половине февраля 2022 г. «делегация экономической дипломатии» Госдепа совершила поездку в Нигерию, Кению, ЮАР и Намибию. В ее состав входили руководящие деятели проекта «Процветай, Африка», координирующего деятельность ориентированных на Африку экономических подразделений 17 правительственных агентств США, и Финансовой корпорации международного развития США (МФК). Созданы они были в рамках «Новой африканской стратегии» администрации Д. Трампа. С 2019 г. «Процветай, Африка» способствовала заключению более 800 сделок в 45 странах континента на сумму $50 млрд МФК вложила $9 млрд в более чем 300 проектов на континенте [43].

В конце апреля США объявили, что предоставят странам Африканского Рога дополнительную гуманитарную помощь на сумму $200 млн. Общий объем помощи в 2022 финансовом году составил $361 млн [44].

Об Африканском командовании

В марте 2022 г. командующий Африком С. Таунсенд заявил, что перед вооруженными силами США в Африке стоят 4 главные задачи:

- обеспечение стратегического доступа и влияния США на континенте;

- противодействие исходящим из Африки угрозам США. Создают их прежде всего террористические организации, такие как Аль-Каида и ИГИЛ;

- противостояние стратегическим конкурентам - Китаю и России;

- готовность реагировать на кризисы (гуманитарные, природные, защита посольств США).

С. Таунсенд признал, что Африка «не хочет быть полем соперничества великих держав». Поэтому, по его словам, США «не стремятся заставлять африканцев выбирать между США, Китаем или Россией». Выбор за самими африканцами. «Мы просто знакомим их с фактами», чтобы они могли «увидеть различие между нами». «Различие» это, разумеется, в пользу США, а значит, выбор будет сделан правильный.

«Русские не принимают близко к сердцу интересы ни единого африканского государства». «Они нехорошие люди и не стремятся улучшить судьбу африканских стран и народов». Повсюду они оказывают «плохое влияние», утверждал генерал. Действуют русские через частные военные компании, прежде всего, ЧВК «Вагнер». Россия «доминирует» в Ливии, Судане, ЦАР и Мали. Такие вот «факты»!

Отношение к Китаю чуть более снисходительное. С ним хотя бы проводятся совместные маневры против пиратства [45].

Африка и события на Украине

Вопрос об отношении Африки к событиям на Украине и проводимой Россией Специальной военной операции требует отдельного рассмотрения. Констатируем, что со стороны США на Афросоюз и отдельные страны континента оказывалось разного рода давление с целью вынудить их присоединиться к осуждению России. «Аргументация» традиционная - во всем виновата Россия. Давалось понять, что отказ присоединиться к антироссийской компании чреват политическими и экономическими последствиями.

Уже 4 марта М. Пи на базе Африканского регионального центра Госдепа в Кейптауне провела пресс-конференцию для африканских журналистов о пагубном воздействии на ситуацию в Африке «вторжения России в Украину». Вопрос об Украине поднимался представителями США практически на всех двусторонних и многосторонних встречах. В сообщениях о состоявшихся обсуждениях Госдепартамент неизменно использовал такие формулировки, как «война», «вторжение», «неспровоцированная и неоправданная агрессия». Вопрос о согласии или несогласии собеседников с такого рода оценками оставался открытым.

«Украина нависла над саммитом США-Африка» - под таким заголовком хорошо информированная газета «Африка репорт» опубликовала статью о пребывании в Вашингтоне в марте 2022 г. делегации комиссии АС. В ходе встреч с официальными лицами США, включая Дж. Салливана и С. Пауэр, на председателя Комиссии АС Муса Факи «постоянно оказывалось давление по вопросу о прекращении нападения России на своего соседа», писала газета [5].

Откровенно антироссийские цели преследовала встреча Э. Блинкена с министрами иностранных дел 10 африканских стран (Габон, Гана, ДРК, Египет, Замбия, Кения, Мавритания, Нигерия, Сенегал, ЮАР), организованная в штаб-квартире ООН 18 мая 2022 г. накануне созываемой Соединенными Штатами в качестве текущего председателя СБ ООН Министерской встрече по глобальной продовольственной безопасности. Для Африки эта тема больная. Ведь из 39 стран мира, которым угрожает наиболее острый продовольственный кризис, 32 страны являются африканскими.

Речь госсекретаря изобиловала лживыми утверждениями. США, оказывается, предприняли «сотню попыток предотвратить войну, но «Путин пошел на вторжение» и именно это до предела обострило глобальную ситуацию с продовольствием, горючим и удобрениями. Россия препятствует экспорту украинского зерна, блокируя черноморские порты. И так далее и тому подобное.

Надо, однако, признать, что Э. Блинкен располагал данными, которые произвели впечатление на коллег. В 2022 г. на дополнительную продовольственную помощь зарубежным странам планировалось выделить $5 млрд, в т.ч. $760 млн - на продовольственную безопасность. В день встречи с министрами было объявлено о предоставлении дополнительной срочной помощи в сумме $215 млн Алжиру, Камеруну, Уганде, Зимбабве, Мавритании, Нигерии, Буркина Фасо, Руанде, Танзании, Кении. В американский проект «Накормим будущее» предполагалось в предстоящие 3 года дополнительно вложить $5 млрд. О выступлениях африканских министров ничего не сообщалось [46].

На основной министерской встрече 19 мая в качестве заключительного документа было одобрено «Заявление председателя: дорожная карта к глобальной продовольственной безопасности - призыв к действиям». В констатирующей части среди прочего отмечалось, что «тяжелейшая ситуация», вызванная конфликтами, климатом, засухой, наводнениями и КОВИДом «еще более обострилась из-за российского вторжения в Украину» [47].

В своей антироссийской лихорадке американская дипломатия в отношениях с африканскими партнерами прибегала к действиям, которые нельзя назвать иначе как оскорбительными. В беседе с председателем Совета Федерации В. Матвиенко 2 июня 2022 г. президент Зимбабве Э. Мунангагве «информировал, что недавно получил письмо из правительства США, в котором было жестко рекомендовано не развивать связи с Россией». Ни экономические, ни военно-технические, ни политические! Ответ был «адекватным». «История отношений России и Зимбабве продолжительная и взаимовыгодная». Зимбабве «неизменно занимает взвешенную независимую позицию, не поддается давлению», - подчеркнул президент [15, 02.06.2022].

В связи с ростом критики Запада за антироссийские санкции Э. Блинкен в телефонном разговоре с Муса Факи 7 июня 2022 г. предпринял неуклюжую попытку дистанцироваться от союзников заявив, что Соединенные Штаты санкций на экспорт российского и украинского зерна и удобрений не вводили и запретов на оформление сделок по их продаже и на транспортировку морем не накладывали [48]. О том, что все это делается Евросоюзом с благословения и по команде Соединенных Штатов, госсекретарь умолчал.

Какую позицию занимала Африка?

24 февраля 2022 г. М. Салл и М. Факи выступили с заявлением, в котором призвали Россию уважать международное право, территориальную целостность и национальный суверенитет Украины. К обеим сторонам был обращен призыв «незамедлительно прекратить огонь» и «без промедления начать открытые политические переговоры» под эгидой Организации Объединенных Наций [5].

По антироссийской резолюции Генассамблеи № А/РЕБ/ЕБ-ПЛ от 2 марта: «за» проголосовали 28 африканских стран, в том числе, к сожалению, Египет и Нигерия; воздержались - 17, включая Алжир, Анголу, Мозамбик, Мадагаскар, Намибию, Сенегал, Танзанию, Уганду, оба Судана и ЮАР. Не участвовали в голосовании - 8, в том числе Эфиопия и Марокко. Эритрея даже выступила «против». Итого - 26 из 54 стран Африки, почти половина, резолюцию не поддержали.

В Совете Безопасности 25 февраля за проект, на который Россия наложила вето, проголосовали все три африканских государства-члена СБ (Кения, Гана, Габон). При голосовании нашей резолюции о гуманитарной ситуации на Украине 23 марта все они воздержались.

«Африка хочет, чтобы нынешний конфликт на Украине был решен через диалог и путем дипломатических усилий». Африка заинтересована в скорейшем разрешении конфликта и готова «сыграть роль в его разрешении», - заявил 24 мая президент ЮАР С. Рамафоса [15, 30.05.2022].

Центральным событием стала беседа М. Салла с президентом В. Путиным в Сочи 3 июня. Встреча продолжалась около 4 часов. Согласно опубликованной пресс-службой Кремля стенограмме части беседы, М. Салл заявил, что «приехал поговорить о кризисе и его последствиях». В чем состоит существо этого «кризиса», который он назвал также «конфликтом», председатель АС не сказал, а Россию и Украину как его участников даже не упомянул. «Есть две основные проблемы - кризис и санкции», - продолжал он. «Санкции против России еще более углубили ситуацию». У нас сейчас нет доступа к зерновым и удобрениям из России и «это влечет за собой последствия для продовольственной безопасности в Африке». Необходимо «вместе работать над разрешением именно этих проблем, чтобы продовольственные товары, в частности зерно, и удобрения были выведены из-под санкций»

Позицию Африканского континента М. Салл охарактеризовал, как «очень разнородную», отметив, что при голосовании в ООН, несмотря на большое давление, многие африканские страны не осудили Россию. Аналогична ситуация в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. «Африканский континент никогда не сможет забыть огромную роль, которую Россия сыграла в достижении его независимости. (...) Мы возлагаем большие надежды на наше сотрудничество, в том числе на двустороннее сотрудничество России и Африканского континента», - сказал Салл [49].

Нельзя не отметить, что даже намека на ответственность Москвы за конфликт на Украине председатель АС себе не позволил. А вот за вывод из-под санкций российского экспорта высказался однозначно.

Президент РФ отметил растущую роль Африки на международной арене. Африка в целом и отдельные ее государства, с которыми у нас очень добрые, без всякого преувеличения дружественные отношения, имеют огромные перспективы. «Намерены и дальше развивать наши отношения с Африкой и отдельными ее государствами», - заявил В. Путин [49].

Беседа показала, что Африканский союз настроен на продолжение тесного сотрудничества с Россией и ссориться с ней не намерен.

10 июня в выступлении по французскому телеканалу ВГМ председатель Афросоюза прокомментировал ход беседы и сообщил некоторые подробности. «Президент Путин смог мне объяснить все, что хотел объяснить, и ответил на все наши вопросы... в том числе по поводу выраженных нами надежд на мир и восстановление экспорта украинской пшеницы, а также по поводу возобновления торговли между Россией и Африкой, особенно пшеницей и удобрениями», - сказал М. Салл. «Все его объяснения по поводу причины конфликта, в том числе с исторической точки зрения, определенно имеют свои основания. Я не могу их защищать, но думаю, что, каковы бы они ни были, сейчас

долг любого руководителя работать над тем, чтобы этот конфликт прекратился», - продолжал М. Салл. Отвечая на вопросы журналистов о целях операции, председатель Аф-росоюза выразил мнение, что они в первую очередь касаются русскоязычного населения Донбасса и восточной Украины, напомнил, что Крым был присоединен к Украине в 1954 г. по единоличному решению Н. Хрущева. М. Салл заявил, что итогами беседы он удовлетворен [15, 10.06.2022].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планы на будущее

Планы на ближайшее будущее были изложены в опубликованном в марте 2022 г. обращении иосударственного департамента к Конгрессу с запросом о финансировании внешней политики США в 2023 финансовом году (1 октября 2022 г. - 30 сентября 2023 г.)

«В запросе отражено то приоритетное значение, которое Администрация Байдена-Харрис придает глобальному лидерству США», - говорилось в сопроводительном справочном материале Госдепа [50]. «Мы сможем продолжать руководить миром, решая глобальные вызовы и защищая международную систему, для создания которой Соединенные Штаты так много сделали». «Мы сможем эффективно конкурировать с Китаем и Россией». Инициатива президента «Восстановим лучший мир» является «неодолимой альтернативой» китайской инициативе «Один пояс - один путь», - писал Э. Блинкен [51].

Общие запрошенные расходы по статье «Международные дела» - $67,8 млрд, в т.ч. для госдепа и ЮСАИД - $60,4 млрд (в 2022 г. - соответственно $63,8 млрд и $58,5 млрд) [62, с. 1 ]. Предусматривалось создание «Фонда противодействия пагубному влиянию КНР» (СПМИФ) в сумме $400 млн [50].

Госсекретарь признавал, что «США не могут противостоять противникам и разрешать глобальные вызовы в одиночку». Одна из задач - «расширение наших инициатив в области дипломатии и развития в Африке и Азии» [51, с. ¡]. В общей сложности на африканском направлении предлагалось потратить $7,8 млрд, в т.ч. $250 млн на организацию второго саммита США-Африка [50]. На работу по реализации зарубежных программ Бюро госдепа по делам Африки предлагалось выделить $229,1 млн - на $23,3 млн больше, чем в 2022 финансовом году [51, с. 16, 22].

Экономика. На помощь развитию 33 странам АЮС и 6 субрегиональным программам предлагалось ассигновать $1,6 млрд (в 2022 г. - $1,4 млрд). Наиболее крупные получатели - Кения ($104 млн), ДРК ($95 млн), Мозамбик ($73,5 млн), Либерия и Малави по $65 млн, Нигерия ($60,2 млн). Проблемные страны - Южный Судан ($56 млн), Мали ($53 млн), Сомали ($49 млн), Зимбабве ($22,5 млн). По программе «ЮСАИД Африка Риджинал» выделялось $279,8 млн. В нижней части списка - Бенин ($1 млн), Сьерра-Леоне ($2 млн), Чад ($3 млн), ЦАР ($6 млн). Марокко и Тунису в 2022 и 2023 финансовых годах средства по статье «помощь развитию» не выделялись [51, с. 157, 158].

Помощь развитию была многоплановой - содействие «процветанию», здравоохранению и образованию, инвестиции в гражданское общество, укрепление политических, экономических и культурных связей. В работе были задействованы ЮСАИД, программы «Процветай, Африка», «Африка - энергетика», «Инициатива молодые африканские лидеры» (ЯАЛИ) [51, с. 88-89].

В списке реципиентов помощи из Фонда экономической поддержки в 2021 финансовом году фигурировали более 50 стран и 2 субрегиональные программы. Было израсходовано $367,1 млн. Четыре страны Северной Африки (Египет, Ливия, Марокко, Тунис) получили $195 млн. В 2022 и 2023 финансовых годах оказание помощи по линии

Фонда странам АЮС не предусматривалось. Исключение - Судан, который в 2022 г. должен был получить $56 млн. В 2023 г. помощь из Фонда предлагалось оказать лишь по программе «Стейт Африка Риджинал» - $31 млн. С Северной Африкой дела обстояли лучше. В 2023 г. пяти странам Северной Африки (Алжиру, Египту, Марокко, Ливии и Тунису) предлагалось предоставить $232 млн (2022 г. $272 млн). Помощь Египту -$125 млн, Тунису - $45 млн (в 2022 г. было $85 млн), Ливии - $40 млн, Марокко -$2 млн, Алжиру - $2 млн [51, с. 160, 161].

Ежегодные вложения в Африканский банк развития были сохранены на уровне $54,6 млн, в Фонд развития США-Африка (ЮСАДФ) - на уровне $33 млн [51, с. 130]. В портфеле ЮСАДФ имелось более 600 грантов, предоставленных предприятиям, обслуживающим маргинализированные сообщества. Ежегодно в сфере действия Фонда находилось около 1 млн человек. Размер гранта - не более $250 тыс. [51, с. 113].

Вложения в Африканский фонд развития в 2023 г. предлагалось сократить с $211,3 млн до $171,3 млн [51, с. 134].

Международной финансовой корпорации развития США (МФС) в 2023 г. предлагалось выделить $1 млрд, в том числе на реализацию программ - $780 млн. Соответствующие цифры в 2022 г. - $600,8 млн и $450 млн. Основные сферы вложения - климат, здравоохранение, информационные и коммуникационные технологии, инклюзивный рост, половое равенство. «В фокусе - регион Африки». Корпорация является «ключевым компонентом» «представления развивающимся странам позитивной демократической альтернативы государственным инвестициям авторитарных правительств», - говорилось в обращении [51, с. 142,143-144].

МФС являлась и «ключевой частью» инициативы Дж. Байдена «Вернем лучший мир». Запрошенные расходы - $250 млн. Реализация инициативы была призвана создать «неодолимый аргумент в пользу нашей модели развития» [51, с. 142, 98].

Вопросы миротворчества и борьбы с терроризмом. На финансирование 6 миротворческих миссий ООН в Африке Госдепартамент запросил $1,068 млрд (в 2022 г. -$1,463 мдрд). Наиболее крупные расходы в Мали ($354,4 млн), Южном Судане ($334,7 млн), ДРК ($312,9 млн), ЦАР ($311 млн) [51, с. 55].

Миротворческие операции вне рамок ООН осуществлялись в отдельных странах и по субрегиональным программам. Соединенные Штаты оказывали финансовую поддержку операциям в Южном Судане и Сомали, и по таким субрегиональным программам, как «Транссахарское контртеррористическое партнерство» (ТКТП), «Африка. Стабилизация конфликтов и пограничная безопасность», «Африка. Региональный контртерроризм», «Контртеррористическое партнерство в регионе Восточная Африка», «Африка. Инициатива морская безопасность», «Африка. Военное образование». Общий запрос - $337,1 млн, т.ч. для ТСКТП - $33,4 млн. Запрос в 2022 г. - $281,3 млн. Из террористических группировок в обращении упомянуты ИГИЛ-Западная Африка, аль-Каида в Магрибе, Боко-Харам [51, с. 126,127].

В Африке, как и прежде, планировалось осуществлять глобальные военные программы США.

Программа «Нераспространение, антитерроризм, разминирование и другие операции». На расходы в Африке было запрошено $74 млн (в 2022 г. - $70,5 млн). В списке участников 16 государств. В 2023 г. из него выпали Марокко и Мали, были включены Мозамбик и Судан. Наибольшие расходы в Сомали ($8 млн), Кении и Анголе (по $5,5 млн), Ливии ($3,5 млн) [51, с. 169,170,171].

«Контроль за международным наркотрафиком и принуждение к соблюдению правопорядка». Запрос на 2023 г. - $72,35 млн (в 2022 г. - $92,5 млн). Число стран-получателей уменьшилось с 12 до 11 (в 2023 г. выпал Судан). Наибольшие расходы планировались в Тунисе ($12 млн), Либерии ($4,3 млн), ЮАР и Нигерии (по $3,2 млн), ДРК и

Кении (no $3 млн). По программе «Стейт Африка риджинал» - $25 млн против $34,7 млн в 2022 г. Налицо снижение, хотя и не радикальное [51, с. 166, 167].

Наибольшее число участников - в программе «Международное военное образование и подготовка». В 2022 г. она охватывала 49 государств АЮС и Северной Африки, в 2023 г. - 45. Выпали Бурунди, Гвинея, Мали, Судан. Запланированные расходы соответственно $25,7 млн и $24,6 млн. Приоритетные получатели - Тунис ($2 млн), Египет ($1,8 млн), Марокко ($1,5 млн), Кения, Нигерия (по $1 млн), Чад, Джибути, Нигер, Сенегал - от $800 тыс. до $850 тыс. [51, с. 174,175,176].

Бенефициарами программы «Зарубежное военное финансирование» являлись 4 африканские страны. Египет ежегодно получал $1,3 млрд. В 2022, 2023 годах дотации Марокко планировалось сохранить на уровне $10 млн, дотации Тунису - сократить с $85 млн до $45 млн. Джибути выделялось в год по $6 млн [51, с. 178].

Здравоохранение. Расходы по глобальным программам здравоохранения, осуществляемые в Африке по линии Госдепа и ЮСАИД, предлагалось довести до $6,777 мдрд (в 2022 г. $5,459 млрд). В списке получателей 4 субрегиональные программы. В 2023 г. к 30 странам АЮС был добавлен Египет. Наиболее крупные расходы - в Нигерии ($546 млн), Танзании ($533,5 млн), Уганде ($488,7 млн), Кении ($411,8 млн), Мозамбике ($390 млн), Замбии ($376,6 млн). Минимальное финансирование - ЦАР ($2 млн), Сомали ($1,5 млн) [51, с. 152,153,155].

На помощь мигрантам и беженцам в Африке предлагалось выделить $948,3 млн (в 2022 г. - $797.6 млн) [51, с. 165].

* * *

Проведенные материалы позволяют сделать вывод, что в конце 2021 г. - первой половине 2022 г. политика администрации Дж. Байдена на африканском направлении была достаточно интенсивной и многоплановой. Вашингтон признает растущую роль Африки в мировых делах и используют все имеющиеся в его распоряжении средства для сохранения и укрепления своих позиций на континенте.

«Право» США на мировое лидерство под сомнение не ставится. Главные враги, как и прежде, Китай и Россия. Предпринимались целенаправленные попытки использовать события на Украине для дискредитации России на континенте и подрыва российско-африканских отношений.

С учетом давления и угроз, глобального доминирования англо-саксонских СМИ, извращающих картину посредством фейков и замалчивания злодеяний украинских националистов, наконец, принимая во внимание психологический момент - крайнюю чувствительность слабых и малых стран по отношении к ситуациям, когда мощное государство ведет военные действия против государства, которое они считают себе подобным, общая реакция Африки на происходящие события представляется нам предсказуемой, терпимой и даже неплохой.

Что касается затрат и основных направлений работы, то, как свидетельствует обращение госдепартамента к Конгрессу о внешнеполитических расходах на 2023 финансовый год, принципиальных изменений здесь не планируется.

Источники

1. The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership. Speech. Antony J. Blinken, Secretary of State. Economic Community of West African States. Abuja Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-africa-building-a-21st-century-partnership/ (дата обращения 29.11.2021)

2. Secretary Antony J. Blinken with AU Commission Chairperson Moussa Faki Mahamat at the Signing of a Memorandum of Cooperation Between the United States and the African Union. Remarks

Antony J. Blinken, Secretary of State. Moussa Faki Mahamat, AU Commission Chairperson Beniamin Franklin Room. Washington, D.C. March 11, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-with-au-commission-chairperson-moussa-faki-mahamat-at-the-signing-of-a-memorandum-of-cooperation-between-the-united-states-and-the-african-union/ (дата обращения 20.03.2022)

3. Secretary Blinken's Call with African Union Commission Chairperson Faki. Readout. Office of the Spokesperson.February 8, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-african-union-commission-chairperson-faki-2/ (дата обращения 15.02.2022)

4. Secretary Blinkin's Call with Senegalese President and African Union Assembly Chairperson Sail. Readout. Office of the Spokesperson. March 3, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-senegalese-president-and-african-union-assembly-chairperson-sall/ (дата обращения 10.03.2022)

5. Ukraine looms over US-African Union summit. Africa Report. By Julian Pecquet Posted on Saturday, 12 March, 2022. https://www.theafricareport.com/183223/ukraine-looms-over-us-african-union-summit/ (дата обращения 20.03.2022)

6. Declaration of a Humanitarian Truce by the Government of Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. March 24, 2022. https://www.state.gov/declaration-of-a-humanitarian-truce-by-the-government-of-ethiopia/ (дата обращения 28.03.2022)

7. Delivery of Humanitarian Assistance to Tigray and Afar Regions. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. April 1, 2022. https://www.state.gov/delivery-of-humanitarian-assistance-to-tigray-and-afar-regions/ (дата обращения 4.04.2022)

8. Reports of Mass Atrocities in Western Tigray. Press Statement. Ned Price. Department Spokesperson. April 8, 2022. https://www.state.gov/reports-of-mass-atrocities-in-western-tigray/ (дата обращения 12.04.2022)

9. Special Envoy the Horn of Africa Satterfield's travel to Ethiopia. Media Note. Office of the Spokesperson. April 12, 2022. https://www.state.gov/special-envoy-for-the-horn-of-africa-satterfields-travel-to-ethiopia/ (дата обращения 15.04.2022)

10. Delivery of Humanitarian Assistance in Tigray. Antony J. Blinken. Secretary of State. Department of State. April 15, 2022 https://www.state.gov/delivery-of-humanitarian-assistance-in-tigray/ дата обращения 20.04.2022)

11. Building on Steps to End the Conflict in Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. April 29, 2022. https://www.state.gov/building-on-steps-to-end-the-conflict-in-ethiopia/ (дата обращения 4.05.2022)

12. Special Envoy for the Horn of Africa. Press Statement, Antony J. Blinken, Secretary of State, June 1, 2022 https://www.state.gov/special-envoy-for-the-horn-of-africa-2/ (дата обращения 3.06.2022)

13. Humanitarian Assistance to Communities in Northern Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken, Secretary of State, June 7, 2022 https://www.state.gov/humanitarian-assistance-to-communities-in-northern-ethiopia/ дата обращения 10.06.2022)

14. Reported Massacre in Mali. Press Statement. Ned Price. Department Spokesperson. April 3, 2022 https://www.state.gov/reported-massacre-in-mali/ (дата обращения 8.04.2022); ТАСС. Безопасность: Мали-Армия-Операция 2.04.2022.

15. ТАСС. 2022.

16. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Мали А.Диопом по итогам переговоров, Москва, 20 мая 2022 года, https://vk.com/wall714998171_94 (дата обращения 24.05.2022)

17. On the Transition Timeline in Mali Press Statement Ned Price, Department Spokesperson. June 9, 2022 https://www.state.gov/on-the-transition-timeline-in-mali/ (дата обращения 12.06.2022)

18. Visa Restrictions on Individuals Responsible for Undermining Democratic Process in Somalia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. February 25, 2022. https://state.gov/ visa-restrictions-on-individuals-responsible-for-undermining-the-democratic-process-in-somalia/ (дата обращения 28.02.2022)

19. Somalia Elects Hassan Sheikh Mohamud as New President. Aljazeera, May 15, 2022. https://www.aljazeera.eom/news/2022/5/15/somalia-elects-hassan-sheikh-mohamud-as-president (дата обращения 18.05.2022)

20. Somalia's Presidential Election. Press Statement Antony J. Blinken. Secretary of State. May 16, 2022. https://www.globalsecurity.org/military/library/news/2022/05/mil-220516-state02.htm (дата обращения 19.05.2022)

21. Secretary Blinken's Call with Somali President Hassan Sheikh Readout Office of the Spokesperson. May 25, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-somali-president-hassan-sheikh/ (дата обращения 28.05.2022)

22. Biden to Return US troops to Somalia E. Watson. May 16, 2022 CBS News. https://www.cbsnews.com/news/somalia-american-troops-biden/ (дата обращения 22.05.2022)

23. US Support for Somalia. Media Note. Office of the Spokesperson. June 13, 2022 https://www.state.gov/u-s-support-for-somalia/ (дата обращения 15.06.2022)

24. Now the East African Community tackles the eastern DRC's rebels. Institute for Security Studies. June 6, 2022. https://issafrica.org/iss-today/now-the-east-african-community-tackles-the-eastern-drcs-rebels (дата обращения 10.06.2022)

25. Secretary Blinken's Meeting with DRC Vice Prime Minister and Foreign Minister Lutundula. Readout. Office of the Spokesperson. June 2, 2022 https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-drc-vice-prime-minister-and-foreign-minister-lutundula/ (дата обращения 5.06.2022)

26. Zimbabwe: Extends Sanctions on Zimbabwe by Another Year. allAfrica. March 4, 2022 https://allafrica.com/stories/202203040211 .html (дата обращения 9.04.2022)

27. U.S. Concern About the Deteriorating Situation in South Sudan. Press Statement. Ned Price, Department Spokesperson. March 29, 2022. https://www.state.gov/u-s-concern-about-the-deteriorating-situation-in-south-sudan/ (дата обращения 5.04.2022)

28. Deputy Secretary Sherman's Meeting with South African Minister Pandor and Deputy Minister Botes. Readout. Office of the Spokesperson. May 4, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meetings-with-south-african-minister-pandor-and-deputy-minister-botes/ (дата обращения 7.05.2022)

29. Deputy Secretary Sherman's Meeting with Angolan President Lourenco. Readout. Office of the Spokesperson. May 5, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-angolan-president-lourenco/ (дата обращения 7.05.2022)

30. Remarks at the Global Vax Initiative Launch. Remarks Wendy R. Sherman. Deputy Secretary of State. Mutu Ya Kevela School. Luanda, Angola. May 5, 2022. https://www.state.gov/remarks-at-the-global-vax-initiative-launch/ (дата обращения 7.05.2022)

31. Deputy Secretary Sherman's Meeting with Gabonese President Ali Bongo Ondimba. Readout. Office of the Spokesperson. May 6, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-gabonese-president-ali-bongo-ondimba/ (дата обращения 8.05.2022)

32. Deputy Secretary Sherman's Meeting with Gabonese Defense Minister Ngoubili. Readout. Office of the Spokesperson. May 6, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-gabonese-defense-minister-ngoubili/ (дата обращения 8.05.2022)

33. Under Secretary Fernandez's Travel to South Africa and Zambia. Media Note. Office of the Spokesperson. May 9, 2022. https://www.state.gov/under-secretary-fernandezs-travel-to-south-africa-and-zambia/ (дата обращения 11.05.2022)

34. Under Secretary Jose W. Fernandez's Keynote Address at the 2022 Investing in Africa Mining Indaba Conference. Remarks. Jose W. Fernandez Under Secretary for Economic Growth Energy and Environment. Cape Town, South Africa. May 10, 2022. https://www.state.gov/under-secretaryjose-w-fernandezs-keynote-address-at-the-2022-investing-in-africa-mining-indaba-conference/ (дата обращения 15.05.2022)

35. Assistant Secretary Witkowsky's Travel to Ghana Media Note. Office of the Spokesperson. May 25, 2022. https://www.state.gov/assistant-secretary-witkowskys-to-travel-to-ghana/ (дата обращения 28.05.2022)

36. Secretary Blinken's Meeting with Angolan Foreign Minister Antonio. Readout. Office of the Spokesperson. May 26, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-angolan-foreign-minister-antonio/ (дата обращения 30.05.2022)

37. Secretary Antony J. Blinken and Angolan Foreign Minister Tete Antonio Before Their Meeting Remarks Antony J. Blinken, Secretary of State. Thomas Jefferson Room. Washington DC. May 26, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-and-angolan-foreign-minister-tete-antonio-before-their-meeting/; In Angola Sun Africa Constructs Seven Solar Projects Totaling 370

MW. https://africaoilgasreport.com/2021/03/energy-transition/in-angola-sun-africa-constructs-seven-solar-projects-totaling-370mw (дата обращения 1.06.2022)

38. Under Secretary of State for Political Affairs Nuland's Travel to Djibouti, Mozambique, and Nigeria. Media Note. Office of the Spokesperson. June 10, 2022. https://www.state.gov/under-secretary-of-state-for-political-affairs-nulands-travel-to-djibouti-mozambique-and-nigeria/ (дата обращения 12.06.2022)

39. U.S.-Sub-Saharan Africa Trade Data. Special Monthly Summary of U.S. Trade. https://data-web.usitc.gov/trade-data-reports/sub-saharan-africa/trade-data (дата обращения 20.03.2022)

40. Strengthening the US-Africa trade and Investment Relationship Nov 17, 2021 | Microsoft Corporate Blogs. https://blogs.microsoft.eom/on-the-issues/2021/11/17/strengthening-us-africa-trade-investment-relationship-hearing (дата обращения 20.03.2022)

41. Statista. Direct investment position of the United States in Africa from 2000 to 2020. Published by Statista Research Department, Aug 4, 2021. https://www.statista.com/statistics/188594/ united-states-direct-investments-in-africa-since-2000/ (дата обращения 21.03.2022)

42. Africa's Strategy to Draw Investment Needs Work. 24 January 2022 - Bob Wekesa. https://www.wits.ac.za/news/latest-news/opinion/2022/2022-01/africas-strategy-to-draw-investment-needs-work.html (дата обращения 21.03.2022)

43. Digital Press Briefing on U.S. Commitment to Economic Trade in Africa. Special Briefing VIA Telephone. February 22, 2022. https://www.state.gov/digital-press-briefing-on-u-s-commitment-to-economic-trade-in-africa/ (дата обращения 28.02.2022)

44. United States Announces Additional Humanitarian Assistance for the Horn of Africa. 27 April, 2022. https://www.state.gov/united-states-announces-additional-humanitarian-assistance-for-the-horn-of-africa/ (дата обращения 2.05.2022)

45. Commander Details How US Africa Command Furthers Defense Goals. March 27, 2022 by Jim Garamone, DOD News. https://www.defense.gOv/News/News-Stories/Article/Article/2966710/c ommander-details-how-us-africa-command-furthers-defense-goals/ (дата обращения 10.04.2022)

46. Secretary Antony J. Blinken and Foreign Ministers from Democratic Republic of the Congo, Egypt, Gabon, Ghana, Kenya, Mauritania, Nigeria, South Africa, Zambia, and Senegal Before Their Meeting Antony J. Blinken, Secretary of State United Nations Headquarters New York. May 18, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-and-foreign-ministers-from-democratic-republic-of-the-congo-egypt-gabon-ghana-kenya-mauritania-nigeria-south-africa-zambia-and-senegal-before-their-meeting/ (дата обращения 23.05.2022)

47. Chair's Statement: Roadmap for Global Food Security-Call to Action Media Note Office of the Spokesperson. May 19, 2022. https://www.state.gov/chairs-statement-roadmap-for-global-food-security-call-to-action/ (дата обращения 24.05.2022)

48. Secretary Blinken's Call with African Union Commission Chairperson Faki. Readout Office of the Spokesperson. June 7, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-african-union-commission-chairperson-faki-З/ (дата обращения 10.06.2022)

49. Президент России. События. Стенограммы. Встреча с Председателем Афросоюза, Президентом Сенегала Макки Саллом. 3 июня 2022. www.Kremlin.ru (дата обращения 10.06.2022)

50. US Department of State and US Agency for International Development. FY 2023. Budget Request. Fact Sheet. Office of the Spokesperson. March 28, 2022. https://www.state.gov/u-s-department-of-state-and-u-s-agency-for-international-development-fy-2023-budget-request (дата обращения 15.04.2022)

51. Congressional Budget Justification, Department of State. Foreign Operations, and Related Programs. FY 2023. P. i. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/03/FY-2023-Congressional-Budget-Justification_Final_03282022.pdf (дата обращения 16.04.2022)

USA POLICY IN SUB-SAHARAN AFRICA © 2022 Andrey Urnov

URNOV Andrey Yu., Dr.Sc. (History), Principal Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str. 30/1, e-mail: aurnov@yandex.ru

Abstract The article is devoted to Biden Administration Policy in Sub-Saharan Africa during the first half of 2022. This policy is carried out in accordance with a keynote speech "The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership" made by Secretary of State Antony Blinken on November 17, 2021 in Abuja, Nigeria. The Secretary identified five spheres of common interest and cooperation - global health, the climate crisis, more stable and inclusive economy, defense of democracy, peace and security. The United States acknowledge a growing role of Africa in the world affairs and use all means at their disposal to preserve and strengthen their positions on the continent. The US "right" to be a global leader remains indisputable. The main enemies, as everywhere, are "authoritarian " China and Russia. The author reviews the US positions and activities in regard to conflict situations in Ethiopia, Mali, Somalia, Democratic Republic of Congo and South Sudan. The meetings and contacts are traced between A. Blinken, his deputies and assistants and African leaders - Chairpersons of African Union and A U Commission, presidents of Angola, Chad, Equatorial Guinea, The Gambia, Malawi, Somalia, Zambia, prime minister of Cote d'¡voire, foreign ministers of South Africa, Kenia, Nigeria and other countries. The trips of two American delegations are described. One, led by Deputy Secretary of State W. Sherman to South Africa, Angola and Togo (May). The other - "the Department of State economic diplomacy delegation " to Nigeria, Kenia, South Africa and Namibia (February). Some statistics on US - Sub-Saharan Africa trade and investments are provided. The official position concerning the tasks facing Africom is cited.

In connection with the events in Ukraine, the United States launched in Africa a frenzied slanderous campaign against Russia. Despite brutal American pressure, about half of the African states refused to vote for the anti-Russian resolution in the United Nations General Assembly (26 out of 54). The African Union Chairperson M. Sail characterized the position of Africa as "very heterogeneous" and insisted on the cancellation of sanctions. His meeting with V. Putin in Sochi on June 3 showed that the African Union is interested in cooperation with Russia and has no intention to quarrel with it. The author analyses in detail "the Congressional Budget Justification " letter which presents the State Department requests of funds for the US policy in Africa in 2023 Financial Year (1 October 2022 - 30 September 2023). Now principle changes in regard to the size of expenditures or vectors of activities are planned.

Keywords: USA, Sub-Saharan Africa, State Department, African Union, partnership, conflicts, settlement, events, Ukraine, sanctions

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-60-3-6-25

References

Africa's Strategy to Draw Investment Needs Work. 24 January 2022. Bob Wekesa https://www.wits.ac.za/news/latest-news/opinion/2022/2022-01/africas-strategy-to-draw-investment-needs-work.html (accessed 21.03.2022)

Assistant Secretary Witkowsky's Travel to Ghana Media Note. Office of the Spokesperson. May 25, 2022. https://www.state.gov/assistant-secretary-witkowskys-to-travel-to-ghana/ (accessed 28.05. 2022)

Biden to Return US troops to Somalia. E. Watson. May 16, 2022 CBS News. https://cbsnews. com/news/somalia-american-troops-biden/ (accessed 22.05.2022)

Building on Steps to End the Conflict in Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. April 29, 2022. https://www.state.gov/building-on-steps-to-end-the-conflict-in-ethiopia/ (accessed 4.05.2022)

Chair's Statement: Roadmap for Global Food Security - Call to Action Media Note. Office of the Spokesperson. May 19, 2022. https://www.state.gov/chairs-statement-roadmap-for-global-food-security-call-to-action/ (accessed 24.05.2022)

Commander Details How US Africa Command Furthers Defense Goals. March 27, 2022. Jim Garamone. DOD News. https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2966710/com-mander-details-how-us-africa-command-furthers-defense-goals/ (accessed 10.04.2022)

Congressional Budget Justification, Department of State. Foreign Operations, and Related Programs. FY 2023. P. i. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/03/FY-2023-Congressional-Budget-Justification_Final_03282022.pdf (accessed 16.04.2022)

Declaration of a Humanitarian Truce by the Government of Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. March 24, 2022. https://www.state.gov/declaration-of-a-humanitarian-truce-by-the-government-of-ethiopia/ (accessed 28.03.2022)

Delivery of Humanitarian Assistance to Tigray and Afar Regions. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. April 1, 2022. https://www.state.gov/delivery-of-humanitarian-assistance-to-tigray-and-afar-regions/ (accessed 4.04.2022)

Delivery of Humanitarian Assistance in Tigray. Antony J. Blinken. Secretary of State. Department of State. April 15, 2022. https://www.state.gov/delivery-of-humanitarian-assistance-in-tigray/ accessed 20.04.2022)

Deputy Secretary Sherman's Meeting with South African Minister Pandor and Deputy Minister Botes. Readout. Office of the Spokesperson. May 4, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meetings-with-south-african-minister-pandor-and-deputy-minister-botes/ (accessed

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.05.2022)

Deputy Secretary Sherman's Meeting with Angolan President Lourenco. Readout. Office of the Spokesperson. May 5, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-angolan-president-lourenco/ (accessed 7.05.2022)

Deputy Secretary Sherman's Meeting with Gabonese President Ali Bongo Ondimba. Readout. Office of the Spokesperson. May 6, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-gabonese-president-ali-bongo-ondimba/ (accessed 8.05.2022)

Deputy Secretary Sherman's Meeting with Gabonese Defense Minister Ngoubili. Readout. Office of the Spokesperson. May 6, 2022. https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-meeting-with-gabonese-defense-minister-ngoubili/ (accessed 8.05.2022)

Digital Press Briefing on U.S. Commitment to Economic Trade in Africa. Special Briefing VIA Telephone. February 22, 2022. https://www.state.gov/digital-press-briefing-on-u-s-commitment-to-economic-trade-in-africa/ (accessed 28.02.2022)

Humanitarian Assistance to Communities in Northern Ethiopia. Press Statement. Antony J. Blinken, Secretary of State, June 7, 2022 https://www.state.gov/humanitarian-assistance-to-communities-in-northern-ethiopia/ (accessed 10.06.2022)

Now the East African Community tackles the eastern DRC's rebels. Institute for Security Studies. June 6, 2022. https://issafrica.org/iss-today/now-the-east-african-community-tackles-the-eastern-drcs-rebels (accessed 10.06.2022)

On the Transition Timeline in Mali. Press Statement Ned Price, Department Spokesperson. June 9, 2022 https://www.state.gov/on-the-transition-timeline-in-mali/ (accessed 12.06.2022)

Remarks at the Global Vax Initiative Launch. Remarks Wendy R. Sherman. Deputy Secretary of State. Mutu Ya Kevela School. Luanda, Angola. May 5, 2022 https://www.state.gov/remarks-at-the-global-vax-initiative-launch/ (accessed 7.05.2022)

Reported Massacre in Mali. Press Statement. Ned Price. Department Spokesperson. April 3, 2022 https://www.state.gov/reported-massacre-in-mali/ (accessed 8.04.2022);

Reports of Mass Atrocities in Western Tigray. Press Statement. Ned Price. Department Spokesperson. April 8, 2022. https://www.state.gov/reports-of-mass-atrocities-in-western-tigray/ (accessed 12.04.2022)

Secretary Antony J. Blinken with AU Commission Chairperson Moussa Faki Mahamat at the Signing of a Memorandum of Cooperation Between the United States and the African Union. Remarks

Antony J. Blinken, Secretary of State. Moussa Faki Mahamat, AU Commission Chairperson Beniamin Franklin Room. Washington, D.C. March 11, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-with-au-commission-chairperson-moussa-faki-mahamat-at-the-signing-of-a-memorandum-of-cooperation-between-the-united-states-and-the-african-union/ (accessed 20.03.2022)

Secretary Blinken's Call with African Union Commission Chairperson Faki. Readout. Office of the Spokesperson.February 8, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-african-union-commission-chairperson-faki-2/ (accessed 15.02.2022)

Secretary Blinken's Call with African Union Commission Chairperson Faki. Readout Office of the Spokesperson. June 7, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-african-union-commission-chairperson-faki-3/ (accessed 10.06.2022)

Secretary Blinkin's Call with Senegalese President and African Union Assembly Chairperson Sail. Readout. Office of the Spokesperson. March 3, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-senegalese-president-and-african-union-assembly-chairperson-sall/ (accessed 10.03.2022)

Secretary Blinken's Call with Somali President Hassan Sheikh Readout Office of the Spokesperson. May 25, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-somali-president-hassan-sheikh/ (accessed 28.05.2022)

Secretary Blinken's Meeting with DRC Vice Prime Minister and Foreign Minister Lutundula. Readout. Office of the Spokesperson. June 2, 2022 https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-drc-vice-prime-minister-and-foreign-minister-lutundula/ (accessed 5.06.2022)

Secretary Blinken's Meeting with Angolan Foreign Minister Antonio. Readout. Office of the Spokesperson. May 26, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-angolan-foreign-minister-antonio/ (accessed 30.05.2022)

Secretary Antony J. Blinken and Angolan Foreign Minister Tete Antonio Before Their Meeting Remarks Antony J. Blinken, Secretary of State. Thomas Jefferson Room. Washington DC. May 26, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-and-angolan-foreign-minister-tete-antonio-before-their-meeting/; In Angola Sun Africa Constructs Seven Solar Projects Totaling 370 MW https://africaoilgasreport.com/2021/03/energy-transition/in-angola-sun-africa-constructs-seven-solar-projects-totaling-370mw (accessed 1.06.2022)

Secretary Antony J. Blinken and Foreign Ministers from Democratic Republic of the Congo, Egypt, Gabon, Ghana, Kenya, Mauritania, Nigeria, South Africa, Zambia, and Senegal Before Their Meeting Antony J. Blinken, Secretary of State United Nations Headquarters New York. May 18, 2022. https://www.state.gov/secretary-antonyj-blinken-and-foreign-ministers-from-democratic-republic-of-the-congo-egypt-gabon-ghana-kenya-mauritania-nigeria-south-africa-zambia-and-senegal-before-their-meeting/ (accessed 23.05.2022)

Somalia Elects Hassan Sheikh Mohamud as New President. Aljazeera, May 15, 2022. https://www.aljazeera.eom/news/2022/5/15/somalia-elects-hassan-sheikh-mohamud-as-president (accessed 18.05.2022)

Somalia's Presidential Election. Press Statement Antony J. Blinken. Secretary of State. May 16, 2022. https://www.globalsecurity.org/military/library/news/2022/05/mil-220516-state02.htm (accessed 19.05.2022)

Special Envoy for the Horn of Africa Satterfield's travel to Ethiopia. Media Note. Office of the Spokesperson. April 12, 2022. https://www.state.gov/special-envoy-for-the-horn-of-africa-satterfields-travel-to-ethiopia/ (accessed 15.04.2022)

Special Envoy for the Horn of Africa. Press Statement, Antony J. Blinken, Secretary of State, June 1, 2022. https://www.state.gov/special-envoy-for-the-horn-of-africa-2/ (accessed 3.06.2022)

Statista. Direct investment position of the United States in Africa from 2000 to 2020. Published by Statista Research Department, Aug 4, 2021. https://www.statista.com/statistics/188594/united-states-direct-investments-in-africa-since-2000/ (accessed 21.03.2022)

Strengthening the US-Africa trade and Investment Relationship Nov 17, 2021 | Microsoft Corporate Blogs. https://blogs.microsoft.eom/on-the-issues/2021/11/17/strengthening-us-africa-trade-investment-relationship-hearing (accessed 20.03.2022)

TASS. 2022. Ukraine looms over US-African Union summit. Africa Report. By Julian Pecquet Posted on Saturday, 12 March, 2022. https://www.theafricareport.com/183223/ukraine-loorris-over-us-african-union-summit/ (accessed 20.03.2022)

Under Secretary Fernandez's Travel to South Africa and Zambia. Media Note. Office of the Spokesperson. May 9, 2022. https://www.state.gov/under-secretary-fernandezs-travel-to-south-africa-and-zambia/ (accessed 11.05.2022)

Under Secretary Jose W. Fernandez's Keynote Address at the 2022 Investing in Africa Mining Indaba Conference. Remarks. Jose W. Fernandez Under Secretary for Economic Growth Energy and Environment. Cape Town , South Africa. May 10, 2022. https://www.state.gov/under-secretaryjose-w-fernandezs-keynote-address-at-the-2022-investing-in-africa-mining-indaba-conference/ (accessed 15.05.2022)

Under Secretary of State for Political Affairs Nuland's Travel to Djibouti, Mozambique, and Nigeria. Media Note. Office of the Spokesperson. June 10, 2022. https://www.state.gov/under-secretary-of-state-for-political-affairs-nulands-travel-to-djibouti-mozambique-and-nigeria/ (accessed 12.06.2022)

The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership. Speech. Antony J. Blinken, Secretary of State. Economic Community of West African States. Abuja N igeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-africa-building-a-21st-century-partnership/ (accessed 29.11.2021)

United States Announces Additional Humanitarian Assistance for the Horn of Africa. 27 April, 2022. https://www.state.gov/united-states-announces-additional-humanitarian-assistance-for-the-horn-of-africa/ (accessed 2.05.2022)

U.S. Concern About the Deteriorating Situation in South Sudan. Press Statement. Ned Price, Department Spokesperson. March 29, 2022. https://www.state.gov/u-s-concern-about-the-deteriorating-situation-in-south-sudan/ (accessed 5.04.2022)

US Department of State and US Agency for International Development. FY 2023. Budget Request. Fact Sheet. Office of the Spokesperson. March 28, 2022. https://www.state.gov/u-s-department-of-state-and-u-s-agency-for-international-development-fy-2023-budget-request (ac-

cessed 15.04.2022)

US Support for Somalia. Media Note. Office of the Spokesperson. June 13, 2022. https://www.state.gov/u-s-support-for-somalia/ (accessed 15.06.2022)

U.S.-Sub-Saharan Africa Trade Data. Special Monthly Summary of U.S. Trade. https://dataweb.usitc.gov/trade-data-reports/sub-saharan-africa/trade-data (accessed 20.03.2022)

Visa Restrictions on Individuals Responsible for Undermining Democratic Process in Somalia. Press Statement. Antony J. Blinken. Secretary of State. February 25, 2022. https://www.state.gov/ visa-restrictions-on-individuals-responsible-for-undermining-the-democratic-process-in-somalia/ (accessed 28.02.2022)

Zimbabwe: Extends Sanctions on Zimbabwe by Another Year. allAfrica. March 4, 2022. https://allafrica.com/stories/202203040211 .html (accessed 9.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.