Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1295
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США-КНР / ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ США И КНР / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КНР / ТАЙВАНЬ / ГОНКОНГ (СЯНГАН) / "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЯЗКА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Владимирович, Ермаков Дмитрий Николаевич, Казенков Олег Юрьевич

Девяностые годы ХХ столетия привели к изменениям в мировой геополитической стратегии: место Советского Союза, выступающего второй мировой сверхдержавой, постепенно прочно занимается Китайской народной республикой, которая еще тридцать лет назад могла рассчитывать на исключительно роль регионального лидера. Развитие международных торгово-экономических взаимоотношений между США и КНР наглядно демонстрирует в действии гегелевский «закон единства и борьбы противоположностей» - обе страны, имея различные политические системы и общественное устройство, вынуждены выступать основными партнерами как в мировой экономике, так и в торговле. Инициатива в развитии торгово-экономических отношениях с КНР пока находится в руках США, которые, несмотря на наличие новейших технологий и выдающихся экономических достижений, все-таки, вынуждены считаться с требованиями своего китайского партнера по налаживанию равноправных партнерских взаимоотношений, неся как материальные так и репутационные издержки. США, на протяжении всей истории американо-китайских отношений, часто используют провокации и недружественные акции. Непоследовательная позиция США, в первую очередь, по поддержке Тайваня, затрудняет взаимопонимание и установление доверия между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SINO-AMERICAN INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The nineties of the twentieth century led to changes in the global geopolitical strategy: the place of the Soviet Union, acting as the second world superpower, is gradually firmly occupied by the People’s Republic of China, which thirty years ago could count solely on the role of a regional leader. The development of international trade and economic relations between the United States and China clearly demonstrates in action the Hegelian “law of unity and struggle of opposites” - both countries, having different political systems and social structure, are forced to act as the main partners both in the world economy and in trade. The initiative in developing trade and economic relations with China is still in the hands of the United States, which, despite the availability of the latest technologies and outstanding economic achievements, still have to reckon with the requirements of its Chinese partner to establish equal partnership relations, bearing both material and reputational costs. The United States, throughout the history of US-Chinese relations, often uses provocations and unfriendly actions. The inconsistent position of the United States, primarily in support of Taiwan, makes it difficult to understand and establish trust between the countries.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-28-38

УДК 327.8

Современные китайско-американские международные отношения в условиях глобализации

А.В. Смирнов1, a ©, Д.Н. Ермаков1,2, b ©, О.Ю. Казенков1, 3 c ©

1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»,

г. Москва, Российская Федерация,

2 Институт Дальнего Востока Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

3 Научно-исследовательский институт «Полюс» имени М.Ф. Стельмаха, г. Москва, Российская Федерация

а E-mail: a.smirnov.duma@gmail.com ь E- mail: ermakov@ifes-ras.ru c E-mail: o.kazenkov@gmail.com

Аннотация. Девяностые годы ХХ столетия привели к изменениям в мировой геополитической стратегии: место Советского Союза, выступающего второй мировой сверхдержавой, постепенно прочно занимается Китайской народной республикой, которая еще тридцать лет назад могла рассчитывать на исключительно роль регионального лидера. Развитие международных торгово-экономических взаимоотношений между США и КНР наглядно демонстрирует в действии гегелевский «закон единства и борьбы противоположностей» - обе страны, имея различные политические системы и общественное устройство, вынуждены выступать основными партнерами как в мировой экономике, так и в торговле. Инициатива в развитии торгово-экономических отношениях с КНР пока находится в руках США, которые, несмотря на наличие новейших технологий и выдающихся экономических достижений, все-таки, вынуждены считаться с требованиями своего китайского партнера по налаживанию равноправных партнерских взаимоотношений, неся как материальные так и репутационные издержки. США, на протяжении всей истории американо-китайских отношений, часто используют провокации и недружественные акции. Непоследовательная позиция США, в первую очередь, по поддержке Тайваня, затрудняет взаимопонимание и установление доверия между странами.

Ключевые слова: торгово-экономические отношения США-КНР, торговые войны США и КНР, права человека в КНР, Тайвань, Гонконг (Сянган), «технологическая развязка»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. Современные китайско-американские международные отношения в условиях глобализации // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 3. С. 28-38. 001: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-28-38 V_/

Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. -

РО!: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-28-38

Modern Sino-American International Relations in the Context of Globalization

A.V. Smirnov1, a ©, D.N. Ermakov1,2, b ©, O.Yu. Kazenkov1, 3 c ©

1 K.G. Razumovsky Moscow State University of Tehnologies and Management (the First Cossack University), Moscow, Russian Federation

2 Institute of Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

3 "Polyus" Research Institute of M.F. Stelmakh, Moscow, Russian Federation

a E-mail: a.smirnov.duma@gmail.com b E- mail: ermakov@ifes-ras.ru c E-mail: o.kazenkov@gmail.com

Abstract. The nineties of the twentieth century led to changes in the global geopolitical strategy: the place of the Soviet Union, acting as the second world superpower, is gradually firmly occupied by the People's Republic of China, which thirty years ago could count solely on the role of a regional leader. The development of international trade and economic relations between the United States and China clearly demonstrates in action the Hegelian "law of unity and struggle of opposites" - both countries, having different political systems and social structure, are forced to act as the main partners both in the world economy and in trade. The initiative in developing trade and economic relations with China is still in the hands of the United States, which, despite the availability of the latest technologies and outstanding economic achievements, still have to reckon with the requirements of its Chinese partner to establish equal partnership relations, bearing both material and reputational costs. The United States, throughout the history of US-Chinese relations, often uses provocations and unfriendly actions. The inconsistent position of the United States, primarily in support of Taiwan, makes it difficult to understand and establish trust between the countries.

Key words: US-China trade and economic relations, US-China trade wars, human rights in China, Taiwan, Hong Kong, "technological denouement"

ВВЕДЕНИЕ

Джо Байден 20 января 2021 г. приведен к присяге в качестве сорок шестого президента США. Американский лидер так называемого «свободного мира» выступил с инаугурационной речью и подписал ряд указов в свой первый день пребывания в должности. Джо Байден уделил приоритетное внимание таким вопросам, как вирус COVID-19, изменение климата, неравенство и расизм.

Говоря о взаимоотношениях с Китаем, Джо Байден дал понять, что не спешит отступать от политики администрации Дональда Трампа. В тот же день помощники Байдена, в том числе кандидат на пост госсекретаря Энтони Блинкен и кандидат на пост министра финансов Джанет Йеллен, указали, что президент планирует использовать многосторонний подход, заручившись поддержкой западных союзников, чтобы максимизировать рычаги влияния Вашингтона на Пекин.

Высокопоставленные дипломаты США и Китая 5 февраля 2021 г., впервые после вступления Байдена в должность, разговаривают по телефону. Госсекретарь США Энтони Блинкен поговорил с высшим долж-

ностным лицом внешней политики Китая Ян Цзечи в их первом разговоре на высоком уровне с тех пор, как президент Джо Байден вступил в должность. За четыре года пребывания у власти администрации президента США Дональда Трампа продолжалась эскалация торговой напряженности, кульминацией которой явилась торговая война и санкции в отношении китайских высокотехнологических компаний.

Американский политический истеблишмент, после позорного бегства США из Афганистана, осознает все опасности потери страной статуса «мирового полицейского» в глазах не столько противников, но среди союзников по блоку НАТО. Администрации Джо Байдена, вероятно впервые в американской истории, предстоит решить сложную задачу «войны на два фронта»: не допустить аннексии со стороны Китая острова Тайвань и проводить политику сдерживания России в украинском кризисе.

С момента избрания Джо Байдена политические и деловые круги США и КНР уделяют пристальное внимание направлению политики новой администрации Белого дома в отношении Китайской народной республики. Будет ли администрация Джо Байдена

учитывать интересы и влияние Китая или воспользуется новым статус-кво, установленным при Д. Трампе?

Сложные и драматические взаимоотношения Соединенных Штатов Америки и Китайской народной республики берут начало с первого октября 1949 г. Националистическое правительство Чан Кайши - лидера Гоминьдана, под напором войск Коммунистической партии Китая, бежало на Тайвань.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В июле 1971 г. госсекретарь Генри Киссинджер совершает тайную поездку в Китай. Вскоре после этого Организация Объединенных Наций признает Китайскую Народную Республику, предоставив ей постоянное место в Совете Безопасности, которое ранее начиная с 1945 г. занимала Китайская Республика Чан Кайши на Тайване.

Значительный «прорыв» в американо-китайских отношениях во многом произошел благодаря нарастающим противоречиям между СССР и КНР, которыми умело воспользовалась Америка. Так, поддержав Китай, США тем самым нанесли ощутимый удар по позициям Советского Союза. Воспринимая СССР как своего основного конкурента, США старались достигать соглашения со странами, способными создать внешнеполитические проблемы для советского государства: в феврале 1972 г. президент Ричард Никсон встречается с председателем КНР Мао Цзэдуном и подписывает Шанхайское коммюнике [1].

Президент США Джимми Картер, противодействуя советской политике на Дальнем Востоке и в странах Азии, предоставляет Китаю полное дипломатическое признание, одновременно подчеркивая принцип «одного Китая» - материкового Китая и разрывая нормальные связи с Тайванем. Вскоре после этого Соединенные Штаты посещает вице-премьер Китая Дэн Сяопин, который в дальнейшем проведет в Китае крупные экономические реформы. Однако, американские аналитики не решились отдать Тайвань в зону китайского влияния и в апреле 1979 г. Конгресс одобрил Закон «Об отношениях с Тайванем», позволяющий продолжать коммерческие и культурные отношения между Соединенными Штатами и Тайванем [2].

Президент США Рональд Рейган, называя Советский Союз «империей зла», в августе 1982 г. подписывает третье совместное коммюнике с Китайской народной республикой о нормализации отношений. Последнее подтверждает приверженность США политике «одного Китая». Одновременно США оставляют за собой небольшую «лазейку» и предоставляют Тайваню «Шесть заверений», включая обещания соблюдать Закон о тайваньских отношениях, не выступать посредником между Тайванем и Китаем [3]. Американская дипломатия выигрывала тактически, но долгосрочная стратегическая партия оказалась для США проиграна. Недальновидность американской стратегии поддержки Китая как оппонента СССР и очевидная слабость американских аналитических научных центров институтов, разрабатывавших внешнеполитическую доктрину США в 1970-1980-х гг., в XXI в. создала серьезную

внешнеполитическую проблему уже и для самой Америки. В отличие от Советского Союза, Китай выступает крупнейшим держателем американских ценных бумаг, экономики обеих стран взамозависимы в условиях глобального мира и международного разделения труда.

В октябре 2000 г. президент США Билл Клинтон подписывает Закон об американо-китайских отношениях 2000 г. [4], предоставляющий Пекину постоянные нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами и открывающий путь для вступления Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию. Соединенные Штаты надеялись использовать механизмы ВТО для регулирования китайского импорта. Американские политики наконец- то начинают осознавать способность Китая к 2027 г. обогнать Соединенные Штаты как экономику номер один в мире [5].

В марте 2011 г. Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и Япония подали "запрос на консультации" с Китаем по вопросу ограничений на экспорт редкоземельных металлов во Всемирной торговой организации. В своем интервью журналу «Экономика» Директор CFR по азиатским исследованиям С. Элизабет утверждал, что Китай ограничивает экспорт редкоземельных элементов из-за «опасений по поводу долгосрочных поставок и экологических последствий» [6].

Серьезную озабоченность у США вызывают действия Китая в области промышленного и технологического шпионажа: 19 мая 2014 г. Судом США обвинения пяти китайским хакерам, по обвинению в краже торговых технологий у американских компаний. Хакеры предположительно связанным с Народно-освободительной армией Китая [7]. В ответ Пекин приостанавливает сотрудничество в рабочей группе по кибербезо-пасности между США и Китаем [8].

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Единственной сферой, где наблюдается прогресс американо-китайское сотрудничества - область экологии. Как известно, китайский экономический рост во многом объясняется не только низкой стоимостью рабочей силой и вынужденным игнорированием Китаем вопросов охраны окружающей среды. В кулуарах саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2014 г. президент США Б. Обама и президент КНР Си Цзиньпин выпустили совместное заявление об изменении климата, пообещав сократить выбросы углекислого газа. Президент США Б. Обама сформулировал более амбициозную цель сокращения выбросов в США [9], а президент КНР Си Цзиньпин принял на себя обязательства к 2030 г. ограничить рост выбросов Китаем углерода в атмосферу. Следующий важный шаг в области изменения климатом будет сделан уже в период правления администрации президента США Джо Байдена - 10 ноября 2021 г. США и Китай подписали совместное заявление во время саммита ООН по климату в Глазго [10].

Избранный президент США Дональд Трамп 9 февраля 2017 г. заявил, что Соединенные Штаты не обязательно должны придерживаться своей давней позиции о том, что Тайвань является частью «одного Китая».

Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. -

Однако, американский истеблишмент оказался не готов идти на серьезную конфронтацию с КНР. Американское «глубинное государство» поправило вновь избранного президента. Важное значение для развития американо- китайских отношений стала встреча 6-7 апреля 2017 г. Президента США Д. Трампа и Президента КНР Си Цзиньпиня в Мар-а-Ларго во Флориде [11].

Внешне демонстрируя дружелюбие, стороны, тем не менее, не смогли достигнуть реального прогресса.

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДОНАЛЬДА ТРАМПА

Администрация Президента США Д. Трампа 22 марта 2018 г. объявляет о введении тарифов на китайский импорт на сумму не менее 60 миллиардов долларов. В качестве причины столь радикальных шагов Белый дом обосновывает воровством Китаем технологий и интеллектуальной собственности у США [12].

Меры нацелены на товары, включая одежду, обувь и электронику, и ограничивают некоторые китайские инвестиции в Соединенные Штаты.

Китай вводит ответные меры в начале апреля 2018 г. на ряд американских товаров, вызывая серьезные опасения торговой войны между крупнейшими экономиками мира. Этот шаг знаменует собой ужесточение подхода президента США Д. Трампа к Китаю после громких саммитов с президентом КНР Си Цзиньпином в апреле и ноябре 2017 г.

Администрация Президента США Дональда Трампа 6 июля 2018 года вводит новые тарифы на китайские товары на общую сумму 34 миллиарда долларов [13]. В «черном списке» оказывается более восьмисот китайских товаров промышленного и транспортного секторов, а также такие товары, как телевизоры и медицинские приборы, которые начали облагаться 25%-м налогом на импорт. Китай в ответ ввел собственные тарифы на более чем пятьсот американских товаров [14]. Китайские санкции оценивались примерно в 34 миллиарда долларов, вводили ограничения на такие товары, как говядина, молочные продукты, морепродукты и соевые бобы. Администрация президента Д. Трампа считала, что Китай «обворовывает» [15] Соединенные Штаты Америки и использует в своих интересах правила свободной торговли в ущерб американским фирмам, работающим в Китае. Пекин критикует действия администрации Трампа как «торговое запугивание» и предупреждает, что тарифы могут спровоцировать волнения на мировом рынке [16].

Вице-президент США Майк Пенс 4 октября 2018 г. в своем выступлении указывает на изменения в позиции администрации Дональда Трампа: Соединенные Штаты будут уделять приоритетное внимание конкуренции, а не сотрудничеству, используя тарифы для борьбы с «экономической агрессией» КНР [17]. Вице-президент США осуждает то, что он называет растущей китайской военной агрессией, особенно в Южно-Китайском море, критикует усиление цензуры и религиозных преследований со стороны китайского правительства и обвиняет Китай в краже американской интеллектуальной собственности и вмешательстве

в выборы в США. Министерство иностранных дел Китая осуждает речь Пенса как «необоснованные обвинения» и предупреждает, что такие действия могут нанести ущерб американо-китайским отношениям [18].

Серьезным ударом по американо-китайским отношениям явилось дело Huawei - 1 декабря 2018 г. американцы арестовали руководителя компании Мэна [19].

Вскоре после того, как США приказали Канаде задержать Мэна, Китай арестовал Спавора и Коврига по обвинению в шпионаже. Проходящий по делу Huawei финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу вернулся в Китай 24 сентября 2021 г., а Спавору и Ковригу разрешено вернуться в Канаду.

Президент США Д. Трамп 27 ноября 2019 г. подписывает Закон о правах человека и демократии в Гонконге, что явилось фактом грубого вмешательства во внутренние дела КНР [20]. Как известно, законодательство разрешает Соединенным Штатам применять санкции к лицам, ответственным за нарушения прав человека в Гонконге. Президент США Дональд Трамп требует, чтобы официальные лица США каждый год оценивали, пользуется ли Гонконг «высокой степенью автономии» от Пекина. Госсекретарь США Майк Помпео 23 июля 2020 г. произносит речь под названием «Коммунистический Китай и будущее свободного мира», сигнализируя о глубоком антикитайском сдвиге в политике США [21].

По мере приближения окончания срока пребывания во власти Дональд Трамп ужесточает риторику в отношении Китайской народной республики. В ноябре-декабре 2020 г. Директор национальной разведки Джон Рэтклифф называет Китай «самой большой угрозой для Америки сегодня» [10], в то время как Министерство торговли добавляет десятки китайских компаний, включая крупнейшего в стране производителя чипов Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC), в свой торговый «черный список».

Кроме того, Белый дом запрещает инвестиции США в китайские компании, которые, по его словам, связаны с Народно-освободительной армией. Заметим, что Президент США Джо Байден 3 июня 2021 г. издаст новый исполнительный указ, запрещающий американские инвестиции в китайские фирмы с предполагаемыми связями с оборонными или технологическими секторами ОПК. Новый приказ расширит более ранний «черный список» эпохи Трампа и распространится на 59 китайских фирм, включая коммуникационного гиганта Huawei. Американским инвесторам запрещено покупать или продавать публично торгуемые ценные бумаги в целевых компаниях [22].

Российский исследователь А.Н. Панов справедливо отмечает: «Новая китайская стратегия» в представлении администрации Д. Трампа, как выпукло продемонстрировали действия Белого дома в отношении Пекина в 2020 г., предусматривает полный отказ от попыток «вовлечения» Китая в сферу американского влияния и акцент не столько на сдерживании, сколько на дозированной конфронтации, без скатывания к открытой силовой стадии. В целом же развернутая при Д. Трампе стратегия «декитаизации» привела к серьезнейшему за многие десятилетия ухудшению отношений США с Китаем» [23]. Только на следующий день, после

официальной инагурации сорок шестого президента США Джо Байдена, 21 января 2021 г., Китай вводит санкции против Помпео и других чиновников администрации Трампа.

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ ДЖО БАЙДЕНА

Накануне Лунного Нового года, 10 февраля 2021 г., президент США Джо Байден и президент КНР Си Цзиньпин провели первый телефонный разговор с тех пор, как Джо Байден вступил в должность. В то время как оба лидера передали друг другу праздничные приветствия, американская сторона подчеркнула озабоченность по поводу экономической практики, прав человека и Тайваня, в то время как Китай сосредоточился на взаимном уважении, сотрудничестве и диалоге.

Администрация Президента США Джо Байдена 10 марта 2021 г. продлевает тарифные исключения примерно на 99 категорий медицинских изделий из Китая до 30 сентября 2021 г. В уведомлении, опубликованном Управлением торгового представителя США (USTER), подчеркивалось, что данная мера применяется в целях помощи в борьбе с COVID-19 [24]. Исключение охватывало широкий спектр предметов - от медицинских масок и перчаток до манжеток для измерения артериального давления и рентгеновских столов.

Пять китайских компаний 12 марта 2021 г. - Huawei Technologies Co., ZTE Corp., Hytera Communications Corp., Hikvision Digital Technology Co. и Dahua Technology Co. -были включены в новый черный список, опубликованный Федеральной комиссией связи США (FCC) по соображениям национальной безопасности в соответствии с законом 2019 г. Соединенные Штаты Америки 17 марта 2021 г. ввели санкции против еще 24 китайских и гонконгских чиновников за политику Пекина в Гонконге. Иностранные финансовые учреждения, которые сознательно проводят значительные операции с перечисленными лицами, будут подвергнуты санкциям США [25].

Соединенные Штаты предприняли усилия по устранению китайских компаний на телекоммуникационном рынке: регулятор телекоммуникаций США Федеральная комиссия по связи (FCC) 17 марта 2021 г. объявила о начале разбирательства, чтобы определить, следует ли лишать лицензии на местный бизнес China Unicom Americas, а также Pacific Networks и ее дочернюю компанию ComNet, ссылаясь на проблемы национальной безопасности. В декабре 2020 г. FCC открыла аналогичную процедуру, чтобы начать отзыв разрешения «China Telecom», крупнейшей государственной китайской телекоммуникационной компании, которая имела разрешение США в течение почти 20 лет.

США и Китай 18-20 марта 2021 г. проводят первую встречу на высоком уровне на Аляске. После одной сессии жарких споров перед журналистами и двух сессий дискуссий за закрытыми дверями секретарь США Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан и их китайские коллеги высокопоставленный чиновник иностранных дел Китая Ян Цзечи и министр иностранных дел Ван И завершили свою двухдневную встречу, так и не выпустив совместное заявление. Во время открытой сессии первого дня обе стороны в течение часа резко критиковали полити-

ку друг друга. Блинкен, в своем вступительном слове, отметил, что США обсудят свои «глубокие озабоченности действиями Китая, в том числе в Синьцзяне, Гонконге, Тайване, кибератаках на США, экономическом принуждении к нашим союзникам».

Ян Цзечи обвинил США злоупотреблении своей военной и финансовой мощью и используют понятие «национальная безопасность», воспрепятствования торговым потокам и разжиганию антикитайских настроений.

После встречи обе стороны отдельно опубликовали заявления, в которых они определили ограниченные области сотрудничества и координации в отношении изменения климата и геополитических вопросов, связанных с Ираном, Северной Кореей, Мьянмой и Афганистаном, признав при этом «фундаментальные» разногласия по вопросам Гонконга, Синьцзяна, Тибета и Тайваня [26].

Европейский Союз, США, Великобритания и Канада 22 марта 2021 г. ввели санкции против Китая в связи с предполагаемой проблемой прав человека в Синьцзяне. Европейский Союз ввел санкции против четырех китайских граждан, в том числе главного директора службы безопасности, за предполагаемые нарушения прав человека в Синьцзяне. Аналогичные шаги последовали со стороны США, Великобритании и Канады. США в тот же день ввели санкции против двух китайских правительственных чиновников в связи с тем, что они назвали "серьезными" нарушениями прав человека в отношении этнических меньшинств в Синьцзяне [27].

В ответ Китай ввел санкции против 10 граждан ЕС и четырех юридических лиц [28]. Санкции «око за око» поставили под сомнение Всеобъемлющее соглашение ЕС-Китай об инвестициях (CAI).

Бизнес обеих стран попал под геополитический перекрестный огонь. Некоторые ведущие западные бренды одежды, такие как H&M, Nike, Adidas и Burberry, столкнулись с негативной реакцией и бойкотом в Китае из-за их заявленных опасений по поводу предполагаемого использования принудительного труда в Синьцзяне [29].

Министерство торговли США 8 апреля 2021 г. добавило в свой список семь китайских суперкомпьютерных компаний, сославшись на деятельность, противоречащую интересам национальной безопасности или внешней политики США. Семь организаций: «Тяньцзиньские фитиевые информационные технологии», «Шанхайский центр проектирования высокопроизводительных интегральных схем», Sunway Microelectronics, «Национальный суперкомпьютерный центр Цзинань», «Национальный суперкомпьютерный центр Шэньчжэнь», «Национальный суперкомпьютерный центр Уси» и «Национальный суперкомпьютерный центр Чжэнчжоу». Американским компаниям запрещено вести бизнес с компаниями из списка юридических лиц без предварительного получения лицензии правительства США.

Председатель Комитета Сената США по международным отношениям демократ сенатор Роберт Ме-нендес (штат Нью-Джерси) и сенатор-республиканец от штата Айдахо Джим Риш 8 апреля 2021 г. представили двухпартийное соглашение под названием «Закон о стратегической конкуренции 2021 года».

Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. -

Закон предусматривал инвестиции более 250 миллиардов долларов США в американское производство полупроводников, стимулируя Национальный научный фонд, создавая региональные технологические центры 5G.

Приоритетной задачей США в противостоянии с Китаем - укрепление коалиции демократических стран азиатско-тихоокеанского региона: президент США Джо Байден и премьер-министр Японии Есихидэ Суга 16 апреля 2021 г. договорились о необходимости укрепления сотрудничества в целях противостоять вызовам со стороны Китая. Опасаясь усиления глобального влияния Китая, лидеры США и Японии обсудили ряд геополитических вопросов в совместном заявлении, включая «важность мира и стабильности Тайваньского пролива». В совместном заявлении по Китаю США и Япония объявили о инвестициях в такие области, как 5G, искусственный интеллект, квантовые вычисления, геномика и цепочки поставок полупроводников [30]. Данное событие не осталось вне внимания китайской стороны. Посольство Китая в Вашингтоне выразило «сильную озабоченность» и «твердую оппозицию» совместному заявлению, заявив, что Китай будет твердо защищать свой национальный суверенитет, безопасность и интересы развития.

Комитет по международным отношениям Сената США 21 апреля 2021 г. одобрил Закон о стратегической конкуренции 2021 г., сигнализируя о двухпартийном консенсусе в отношении ориентации политики США на более агрессивную внешнеполитическую линию в отношении Китая. Вице-премьер Китая Лю Хэ 26 мая 2021 г. поговорил по телефону с торговым представителем США Кэтрин Тай. Разговор стал первым серьезным официальным контактом о торговле между двумя сторонами с тех пор, как президент Джо Байден вступил в должность.

Вице-премьер Китая Лю Хэ и министр финансов США Джанет Йеллен 01 июня 2021 г. провели видео-встречу по экономическим связям, вторую по счету, после избрания Джо Байдена, между высокопоставленными торговыми чиновниками с обеих сторон. Государственное информационное агентство Китая «Синьхуа» сообщило, что стороны обменялись мнениями о макроэкономической ситуации и сотрудничестве между США и Китаем. По словам «Синьхуа», «обе стороны считали, что экономические отношения между Китаем и США очень важны» [31]. Вместе с тем, Джо Байден постарался смягчить торговые противоречия с «поднебесной»: 09 июня 2021 г. Президент США Джо Байден отменил ряд указов Трампа, которые запрещали использование на территории США принадлежащих Китаю приложений WeChat и Т!кТок [32].

Китайская народная республика, в свою очередь, старается противодействовать американскому экономическому давлению: Национальный законодательный орган Китая - Всекитайский народный конгресс (ВСНП), 10 июня 2021 г. одобрил Закон о санкциях против иностранных государств. Согласно закону, физические или юридические лица, участвующие в принятии или осуществлении дискриминационных мер в отношении китайских граждан или юридических лиц, могут быть включены в список антисанкций. Тем, кто находится в списке, может быть отказано во въезде в Китай

или выслано из страны. Их активы в Китае могут быть арестованы, задержаны или заморожены [33].

Во время телефонного разговора, состоявшегося между Госсекретарем США Блинкеным и главным дипломатом КНР Яном 11 июня 2021 г., американский министр иностранных дел подчеркнул озабоченность США по поводу проблем в Гонконге, Синьцзяне и Тайване, необходимость второго этапа расследования происхождения COVID-19. Блинкен обратил внимание своего китайского коллеги на несколько случаев задержания и запрета на выезд граждан США и Канады в Китае, говорится в заявлении офиса пресс-секретаря Белого дома [34]. В свою очередь, Министр иностранных дел КНР Ян призвал США соблюдать принцип одного Китая, говорится в заявлении Министерства иностранных дел Китая. Он раскритиковал Вашингтон за вмешательство во внутренние дела Китая, клевету на Китай из-за COVID-19 и продвижение «псевдомногосгоронносги» путем формирования антикитайских клик.

Во время трехдневного саммита «Большой семерки» (G7) 13 июня 2021 г. лидеры экономически развитых стран мира раскритиковали Пекин за права человека в регионе Синьцзян, призвали сохранить высокую степень автономии Гонконга и потребовали полного расследования происхождения коронавируса в Китае [35].

В ответ посольство Китая в Великобритании обвинило G7 в «необоснованных обвинениях»: «Прекратите клеветать на Китай, прекратите вмешиваться во внутренние дела Китая и прекратите вредить интересам Китая».

Министерство торговли США 13 июня 2021 г. приказало запретить импорт в США ключевого материала солнечной панели от китайской компании Hoshine Silicon Industry Co., Ltd. по обвинениям в принудительном труде. Запрет также сократил отношения поставщиков США с пятью китайскими компаниями -Hoshine Silicon Industry Co., Ltd, Синьцзян Daqo New Enevery, подразделение Daqo New Energy Corporation, Синьцзян East Hope цветные металлы, дочерняя компания шанхайского производственного гиганта East Hope Group, Синьцзян GCL New Energy Material, часть GCL New Energy Holdings и военизированный «Синь-цзянский производственный и строительный корпус» (XPCC) [36].

Палата представителей США 8 декабря 2021 г. приняла Закон «О предотвращении принудительного труда уйгуров», запрещающий весь импорт из китайского региона Синьцзян из-за опасений по поводу предполагаемого принудительного труда [37].

Закон запретил импорт китайской продукции из китайского Синьцзяна.

Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли (BIS) США 9 июля 2021 г. добавило в список 34 организации, в том числе 23 китайские компании и организации за их роль в предполагаемых нарушениях прав человека в Синьцзяне, пять за их связи с военными Китая и еще четыре за ведение бизнеса с другими странами, с компаниями, на которые Правительство США наложило санкции. Фирмы, подозреваемые в «причастности к нарушениям прав человека и злоупотреблениям» в Синьцзяне, включают Синьцзян Beidou Tongchuang Information Technology Co,

«Китайскую академию электроники и информационных технологий», Suzhou Keda Technology Co, Синьцзян Lianhai Chuangzhi Information Technology Co, Шэнь-чжэнь Cobber Information Technology Co, Синьцзян Sailing Information Technology, Пекин Geling Shentong Information Technology, Shenzhen Hua'antai Intelligent Technology Co и Chengdu Xiwu Security System Alliance Co [38]. Перечисленные компании выступают крупными производителями монокристаллического кремния и поликремния, которые используются в производстве солнечных панелей.

НАТО, руководимое США, 14 июня 2021 г. выпускает коммюнике, расширяющее фокус альянса, чтобы включить угрозы со стороны Китая, такие как разработка ядерного оружия и военная модернизация. «Заявленные амбиции и напористое поведение Китая представляют собой системные вызовы основанному на правилах международному порядку и областям, имеющим отношение к безопасности альянса» [39].

Китайская народная республика 23 июля 2021 г. объявил о своем решении ввести санкции в отношении семи американских граждан и организаций, включая бывшего министра торговли Уилбура Росса, реализуя тем самым свое право на «зеркальный ответ» за более ранние санкции США в отношении семи китайских чиновников в Гонконге. Подобная мера стала первым случаем применения КНР контрсанкционных мер, используя новый закон о санкциях против иностранных государств.

Незначительное потепление американо-китайских отношений произошло во второй половине 2021 г. Министерство финансов Китая 16 сентября 2021 г. объявило о продлении освобождения от тарифов на 81 продукцию, импортируемую из США. КНР отказался от установления тарифов на продукты, включая золотую руду и руду редкоземельных металлов [40]. Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, 25 августа 2021 г. предоставили лицензии, разрешающие поставщикам продавать чипы китайской телекоммуникационной компании Huawei, внесенной в черный список, для ее растущего бизнеса автокомпонентов [41].

Соединенные Штаты продолжили торгово-ин-формационную войну с КНР. Федеральная комиссия по связи США (FCC) 26 октября 2021 г. аннулировала лицензию China Telecom America по предоставлению телекоммуникационных услуг в Америке. Как известно, China Telecom America является дочерней компанией China Telecom - крупнейшей китайской государственной телекоммуникационной компании. Приказ предоставлял China Telecom America 60 дней, чтобы остановить свои внутренние и международные услуги в США.

Первая официальная встреча лидеров Соединенных Штатов Америки и Китайской народной республики, с момента вступления Президента США Джо Байдена в должность, проводится виртуально 15 ноября 2021 г. и длится более трех часов. Подобно встрече на Аляске, лидеры озвучивают вопросы давних разногласий, при этом Байден выражает озабоченность по поводу нарушений прав человека в Пекине, а Президент КНР Си Цзиньпин заметил, что поддержка США Тайваню похожа на «игру с огнем» [42]. Нет ни крупных прорывов, ни заключительного совместного заявления, хотя Байден говорит, что они устанавливают «ограждения»,

чтобы избежать конфликта, и эксперты говорят, что это позитивный шаг, что встреча даже состоится.

Соединенные Штаты Америки 24 ноября 2021 г. «поместили» еще двенадцать китайских компаний в «черный список» Министерства торговли, известный как Список организаций, ссылаясь на проблемы национальной безопасности и внешней политики. Восемь китайских технологических организаций были добавлены в список предполагаемых «усилий по квантовым вычислениям, которые поддерживают военные приложения». Некоторые другие китайские фирмы были добавлены за их вклад в «неохраняемую ядерную деятельность Пакистана или программу баллистических ракет». В общей сложности двадцать семь юридических и физических лиц, расположенных в Китае, Пакистане, России, Японии и Сингапуре, 24 ноября 2021 г. были добавлены в список юридических лиц. Американским предприятиям запрещено продавать материалы и оборудование перечисленным иностранным организациям.

Соединенные Штаты, ссылаясь на нарушения прав человека со стороны Правительства КНР, 4 февраля 2022 г., вводят дипломатический бойкот зимних Олимпийских игр в Пекине [43].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Палата представителей США 5 февраля 2022 г. принимает Закон «О конкуренции в Америке», обширный законодательный акт, направленный на укрепление конкурентного преимущества США перед Китаем. Среди других вопросов в законопроекте излагаются положения о том, чтобы США укрепляли связи с Тайванем, продолжали применять санкции в отношении должностных лиц, обвиняемых в совершении зверств в провинции Синьцзян, а также усиливали контроль и проверку китайских компаний, которые «способствовали репрессиям религиозных и этнических меньшинств в КНР» [44].

Торговый представитель Соединенных Штатов (USTR) 1 марта 2022 г. заявил, что он скорректирует свою торговую политику в отношении Китая в своей повестке дня торговой политики на 2022 г. и годовом отчете за 2021 г. Среди множества других целей торговой политики в докладе говорилось, что «мы должны признать, что Китай, как крупная нерыночная экономика, однозначно исказил мировую торговлю своей экономической политикой и практикой, нанеся ущерб производству, инвестициям и даже потреблению в США» и существует «срочная необходимость в реформах» [45].

В докладе не содержалось конкретных подробностей о мерах политики в области торговли с Китаем, но говорилось, что США возобновят взаимодействие с партнерами и союзниками «для решения общих проблем» в отношении Китая. В докладе настоятельно предлагается, чтобы США продолжали проводить политику повышения своей конкурентоспособности с Китаем и использовали свое влияние на международной арене, чтобы призвать другие страны сделать то же самое.

Через несколько дней после того, как официальные лица США заявили, что Россия попросила Китай о военной помощи, Джо Байден и Си Цзиньпин 18 марта 2022 г. и проводят первую телефонную конференцию с момента начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной проводит видеозвонок с Президентом

Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. -

КНР Си Цзиньпином и угрожает «последствиями», если Китай окажет материальную поддержку Российской Федерации [46]. Звонок поступил через несколько недель после того, как Россия начала проведение специальной военной операции в Украине. Во время разговора Джо Байден излагает санкции и другие усилия, которые координируются с союзниками, чтобы наказать Россию. Президент КНР Си Цзиньпин критикует санкции, говоря, что последние «только заставят людей страдать». Оба лидера выражают поддержку мирным переговорам [47].

В среду, 20 апреля 2022 г., министр обороны США Ллойд Дж. Остин впервые, при администрации Джо Байдена, поговорил с министром национальной обороны Китая генералом Вэй Фэнхэ. Информация исходящая от Министерства обороны США (DoD) и Государственного совета Китая о содержании разговора крайне лаконична. По данным Министерства обороны США, звонок был «продолжением недавнего звонка между президентом Байденом и Си Цзиньпином» и просто заявил, что они «обсудили оборонные отношения США и КНР, вопросы региональной безопасности и неспровоцированное вторжение России в Украину». Между тем, в заявлении Государственного совета КНР говорится, что «Китай надеется установить прочные и стабильные отношения с Соединенными Штатами», но что «Соединенные Штаты не должны недооценивать решимость и возможности Китая». Что касается Тайваня, он заявил, что «китайские военные будут решительно защищать национальный суверенитет, безопасность и территориальную целостность». США также подтвердили свою приверженность политике «одного Китая». По Украине стороны лишь обменялись мнениями по данному вопросу.

В опубликованном 05 мая 2022 г. заявлении Госдепартамента по Тайваню, содержалась официальная позиция США: «признают китайскую позицию о том, что существует только один Китай, а Тайвань является частью Китая» и США «не поддерживает независимость Тайваня». На регулярном брифинге для прессы 10 мая 2022 г. официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Чжао Лицзянь справедливо назвал измененный документ «уловкой», чтобы скрыть принцип «одного Китая», «попытка изменить статус-кво через Тайваньский пролив повредит самим США» [48]. Тем не менее, на брифинге для прессы 11 мая 2022 г. представитель Госдепартамента США заявил, что «наша политика в отношении Тайваня не изменилась» и «мы не поддерживаем независимость Тайваня» [49].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки, несмотря на гневную риторику по отношению к КНР, вынуждены маневрировать, осознавая невозможность решения «китайского вопроса» без накопления военных сил и формирования «пула» союзников в азиатско-тихоокеанском регионе.

По мнению проамериканских политологов, «тоталитарные страны» не способны конкурировать со «свободным странам» (к которым себя и причисляют США) в битве за мировое лидерство. События последних десятилетий наглядно показывают, что КНР является

единственной мировой державой, способной выиграть битву за глобальное лидерство с США. Напомним, что до 1991 г. такой единственной державой выступал Советский Союз. Выступая 25 октября 2020 г. в интервью телеканалу CBS Джо Байден заявил: «Думаю, самая большая угроза для Америки прямо сейчас, с точки зрения подрыва нашей безопасности и союзов, - это Россия. Во-вторых, я думаю, что крупнейшим конкурентом является Китай» [50].

Несмотря на глобальный технологический прорыв, КНР испытывает острую зависимость от импорта американских технологий, участия в мировой финансовой системе. Именно этими факторами объясняется стремление Китая не раздражать США оказанием активной технологической и военной помощи России, опасаясь жестких санкций со стороны США и их союзников, направленных на финансовый и промышленный сектор КНР. Мы солидарны с мнением С.М. Труша, оценивающего американо-китайские отношения во время президентства Д. Трампа: «Обострение конфликта с США, хотя и было для китайских стратегов тактически неожиданным, в стратегическом плане не застало их врасплох. Выступать в качестве альтернативного США глобализационного ядра Китай еще не готов. Научно-технологический инновационный потенциал, уровень фундаментальной и прикладной науки в прорывных направлениях, способность к коммуникационной адаптации к свободному движению капиталов, технологий и рабочей силы у Китая пока ниже американского» [51].

Одновременно, солидарная позиция США, ЕС, Канады, Австралии и Японии по поддержке Украины и последовавший за ней санкционный режим в отношении Российской Федерации, проводящей специальную операцию в Украине, останавливает руководство КНР от применения активных военных мер на Тайване. Китайское руководство осознает все риски своего военного вторжения на Тайвань.

В последние несколько лет правительство США стало рассматривать технологическую взаимозависимость с Китаем как главную угрозу американской безопасности, процветанию и ценностям демократического устройства. Вашингтон опасается, что Пекин может использовать технологические связи для кражи секретов, распространения дезинформации, наблюдения за диссидентами, захвата инфраструктуры США и обеспечения экономического и военного скачка Китая вперед. В результате американские официальные лица стараются сократить поток технологических продуктов, услуг и ресурсов из США в Китай и обратно.

В настоящее время американские эксперты исходят из существования двух сценариев развития американо-китайских отношений. В экстремальном сценарии развязка расширяется и ускоряется до тех пор, пока не появятся отдельные геотехнологические сферы -одна с центром в Соединенных Штатах, другая с центром в Китае. Поскольку технология настолько переплетена со всей коммерческой деятельностью, такой технологический раскол резко сократит все виды экономического взаимодействия между Китаем и миром, ориентированным на США. В другом сценарии технологические связи США и Китая постепенно начинают стабилизироваться, находя новое равновесие, которое

сохраняет подавляющую часть глобальной цепочки поставок технологий.

Технология сама по себе не всегда является единственной проблемой, определяющих внешнюю политику США. В отношениях с Китаем лидеры США использовали технологические отношения в качестве механизма для достижения прогресса в двусторонних переговорах. Например, администрация Дональда Трампа использовала свои претензии к ZTE и Huawei, для усиления позиций США на торговых переговорах с Китаем. Американские политики вынудили КНР торговаться за финансовое благополучие своих технологических компаний и идти на уступки США. Вашингтон, стараясь оказать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Китая, не располагает военными инструментами влияния, поэтому использует технологический контроль в качестве разменной монеты в нетехнологических переговорах.

Маневры Дональда Трампа на торговых переговорах с Китаем наглядно продемонстрировали опасность использования технологического контроля в качестве общего двустороннего рычага воздействия. Компания ZTE была первоначально включена в 2016 г. в «черный список» организаций за нарушение санкций, введенных США против Ирана и Северной Кореи. Д. Трамп ZTE в целях продвижения своих торговых переговоров с Китаем. Это позволило противникам Д. Трампа обвинить президента в создании угрозы национальной безопасности. Первый этап торговых переговоров предоставил редкую возможность решить структурные проблемы в экономических отношениях между США и Китаем. Непреклонное применение санкций в отношении Ирана и Северной Кореи превратилось во второстепенный вопрос американо-китайской повестки дня. Однако, на втором этапе торговых сделок с КНР, Дональд Трамп постепенно утрачивал все рычаги воздействия на Китай. Президент Дональд Трамп решил сосредоточился на второстепенных вопросах торгового дефицита, пренебрегая при этом более судьбоносными вопросами, как китайские субсидии и принудительная передача КНР американских технологий. Несомненно, что использование инструментов «технологической развязки» вынудило КНР взять на себя обязательства по ограничению выброса в атмосферу парниковых газов. В отношении российско-китайского сотрудничества американская администрация выступает «ревностным» хранителем территориальной целостности России и действует в соответствии с принципом: «ни пяди российской территории Китаю».

Администрация президента Джо Байдена создает коалиции союзников и партнеров по таким вопросам, как права человека в Китае, его кибероперации и многое другое. Конечно, создание и поддержание этих международных коалиций является сложной задачей. Но в отличие от США большинство других стран - даже таких близких к Америке, как «Пять глаз», Европейский союз, Япония и Южная Корея, как правило, не желают вступать в прямую конфронтацию с КНР. Джо Байден старается направить глобальную дипломатию Америки, связанную с Китаем, на правильный курс, но эти дипломатические проблемы, вероятно, переживут как самого Джо Байдена, так и его администрацию.

REFERENCES

1. Joint Communique of the United States of America and the People's Republic of China. Shanghai Communique. 1972, February 28. URL: http://www.china.org.cn/english/china-us/26012.htm (data of accesses: 14.04.2022).

2. Conference report filed in house. 24.03.1979. URL: https:// www.congress.gov/bill/96th-congress/house-bill/2479 (data of accesses: 14.04.2022).

3. The "Six Assurances" to Taiwan. 1982, July. URL: http://www. taiwandocuments.org/ (data of accesses: 14.04.2022).

4. H.R. 4444 (106th): China Trade bill. URL: https://www. govtrack.us/congress/bills/106/hr4444/text (data of accesses: 14.04.2022).

5. China GDP surpasses Japan, capping three-decade rise. Blomberg News. 2010, August 16.

6. Interview by Elizabeth C. Economy. Interviewee of Christopher Alessi. 14.03.2012. URL: https://www.cfr. org/interview/challenging-chinas-trade-practices (data of accesses: 14.04.2022).

7. U.S. charges five Chinese military hackers for cyber espionage against U.S. corporations and a labor organization for commercial advantage first time criminal charges are filed against known state actors for hacking. URL: https://www. justice.gov/usao-wdpa/pr/us-charges-five-chinese-military-hackers-cyber-espionage-against-us-corporations-and (data of accesses: 14.04.2022).

8. China halts cybersecurity cooperation after U.S. spying charges. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2014-05-20/ china-suspends-cybersecurity-cooperation-with-u-s-after-charges (data of accesses: 14.04.2022).

9. U.S. and China reach climate accord after months of talks. URL: https://www.nytimes.com/2014/11/12/world/asia/china-us-xi-obama-apec.html (data of accesses: 14.04.2022).

10. U.S.-China joint glasgow declaration on enhancing climate action in the 2020s. Media Note Office of the Spokesperson. 2021, November 10. URL: https://www.state.gov/u-s-china-joint-glasgow-declaration-on-enhancing- climate-action-in-the-2020s/ (data of accesses: 14.04.2022).

11. This is historical material "frozen in time". The website is no longer updated and links to external websites and some internal pages may not work. URL: https://trumpwhitehouse. archives.gov/ (data of accesses: 14.04.2022).

12. Trump orders huge tariffs on China, raises trade war worries. By Ken Thomas and Paul Wiseman. GMT. 2018, March 23. URL: https://apnews.com/73e5e5aa7be2408892e9904d642d2137 (data of accesses: 14.04.2022).

13. USTR releases product exclusion process for Chinese products subject to section 301 tariffs. URL: https://ustr.gov/about-us/ policy-offices/press-office/press-releases/2018/july/ustr-releases-product-exclusion (data of accesses: 14.04.2022).

14. China strikes back at Trump's tariffs, but Its consumers worry. URL: https://www.nytimes.com/2018/07/06/business/china-trump-trade-war-tariffs.html (data of accesses: 14.04.2022).

15. Trump: China, other nations have become "spoiled" on trade. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-china-trump/trump-china-other-nations-have-become-spoiled-on-trade-idUSKCN1II2MD (data of accesses: 14.04.2022).

16. China reacts to US tariffs on Chinese products. URL: https:// learningenglish.voanews.com/a/china-react-to-us-tariffs-on-Chinese-products/4470901.html (data of accesses: 14.04.2022).

17. Remarks by Vice President Pence on the administration's policy toward China. Foreign Policy Issued. 2018, October 4. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-administrations-policy-toward-china/ (data of accesses: 14.04.2022).

18. Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying making clear China's position inresponsetoUSleader's groundless accusations against China. 2019, January 28. URL: https://www.fmprc.gov. cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2535_665405/201810/ t20181005_696937.html (data of accesses: 14.04.2022).

Смирнов А.В., Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. -

19. Chinese telecommunications conglomerate Huawei and Huawei CFO wanzhou meng charged with financial fraud Huawei Device USA Inc. and Huawei's Iranian Subsidiary Skycom also named defendants other charges include money laundering, conspiracy to defraud the united states, obstruction of justice and sanctions violations. URL: https://www.justice. gov/opa/pr/chinese-telecommunications-conglomerate-huawei-and-huawei-cfo-wanzhou-meng-charged-financial (data of accesses: 14.04.2022).

20. S.1838. Hong Kong human rights and democracy Act of 2019. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1838/text (data of accesses: 14.04.2022).

21. Communist China and the free world's future Michael R. Pompeo, secretary of State Yorba Linda, California Richard Nixon presidential library. URL: https://2017-2021.state.gov/ communist-china-and-the-free-worlds-future-2/index.html (data of accesses: 14.04.2022).

22. Fact sheet: Executive order addressing the threat from securities investments that finance certain companies of the People's Republic of China. Statements and Releases. 2021, June 03. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/03/fact-sheet-executive-order-addressing-the-threat-from-securities-investments-that-finance-certain-companies-of-the-peoples-republic-of-china/ (data of accesses: 14.04.2022).

23. Panov A.I. Results of the Asia-Pacific policy of President D. Trump. 2017-2020. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2020. No. 50 (11). Pp. 22-45. (In Rus.)

24. Notice of product exclusion extensions: China's acts, policies, and practices related to technology transfer, intellectual property, and innovation. A notice by the trade representative, office of United States on 03.10.2021. URL: https://www. federalregister.gov/documents/2021/03/10/2021-04946/ notice-of-product-exclusion-extensions-chinas-acts-policies-and-practices-related-to-technology (data of accesses: 14.04.2022).

25. Hong Kong autonomy act update. Press statement Antony J. Blinken, Secretary of State March 17, 2021. URL: https://www. state.gov/hong-kong-autonomy-act-update/ (data of accesses: 14.04.2022).

26. Secretary Antony J. Blinken and national security advisor Jake Sullivan statements to the press. Remarks to the press Antony J. Blinken, Secretary of State National Security Advisor Sullivan Hotel Captain Cook Anchorage, Alaska, March 19, 2021. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-national-security-advisor-jake-sullivan-statements-to-the-press/ (data of accesses: 14.04.2022).

27. Xi Jinping's reply to Ms. Sarah Landy, a friend from Iowa, USA. URL: https://www.mfa.gov.cn/ (data of accesses: 14.04.2022).

28. Xi Jinping meets with UN High commissioner for human rights Michelle Bachelet. https://www.mfa.gov.cn/ (data of accesses: 14.04.2022).

29. EU-China investment deal in doubt, businesses caught in geopolitical crossfire. March 26, 2021. URL: https://www. china-briefing.com/news/eu-china-investment-deal-in-doubt-businesses-caught-in-geopolitical-crossfire/? (data of accesses: 14.04.2022).

30. Remarks by President Biden and Prime Minister Suga of Japan at press conference. April 16, 2021. URL: https://www. whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/04/16/ remarks-by-president-biden-and-prime-minister-suga-of-japan-at-press-conference/ (data of accesses: 14.04.2022).

31. Chinese, U.S. senior officials hold video talks over economic ties Source. Xinhua. 02.06.2021. URL: http://www. xinhuanet.com/english/2021-06/02/c_139984135.htm?mc_ cid=9a689500f7&mc_eid=bfbb6731f5 (data of accesses: 14.04.2022).

32. Biden drops Trump's ban on TikTok and WeChat - but will continue the scrutiny. June 9, 2021. URL: https://www.npr. org/2021/06/09/1004750274/biden-replaces-trump-bans-on-tiktok-wechat-with-order-to-scrutinize-apps (data of accesses: 14.04.2022).

33. Anti-foreign sanctions law of the People's Republic of China (adopted by the 29th Meeting of the Standing Committee of the 13th National People's Congress on June 10, 2021). Browsing Font Size: Large, Medium and Small. 2021, June 10. URL: http://Www.npc.gov.cn/npc/c30834/202106/d4a714d581 3c4ad2ac54a5f0f78a5270.shtml (data of accesses: 14.04.2022).

34. Secretary Blinken's Call with Politburo Member Yang. Readout Office of the Spokesperson. 2022, June 11. URL: https://www. state.gov/secretary-blinkens-call-with-politburo-member-yang/?mc_cid=405e08fb6d&mc_eid=bfbb6731f5 (data of accesses: 14.04.2022).

35. Carbis bay G7 Summit communiqué. Our shared agenda for global action to build back better. URL: https://www.consilium. europa.eu/media/50361/carbis-bay-g7-summit-communique. pdf (data of accesses: 14.04.2022).

36. U.S. bans imports of solar panel material from Chinese company. By Michael Martina, Karen Freifeld and David Shepardson. June 24, 2021. URL: https://www.reuters.com/ business/us-restricts-exports-5-chinese-firms-over-rights-violations-2021-06-23/ (data of accesses: 14.04.2022).

37. H.R. 1155 - Uyghur Forced Labor Prevention Act 117th Congress (2021-2022). URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/1155/text?__cf_chljschl_tk__=ik7j4zvvq mwofDb0JgI08GW0SrySFSRlkbXxY60HUF0-1639547319-0-gaNycGzNCb0 (data of accesses: 14.04.2022).

38. Commerce Department Adds 34 entities to the entity list to target enablers of China's human rights abuses and military modernization, and unauthorized Iranian and Russian procurement. July 9, 2021. URL: https://www.commerce.gov/ news/press-releases/2021/07/commerce-department-adds-34-entities-entity-list-target-enablers-chinas (data of ac-cesses:14.04.2022).

39. Brussels Summit Communiqué Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Brussels. June 14, 2021. URL: https://www. nato.int/cps/en/natohq/news_185000.htm (data of accesses: 14.04.2022).

40. The Tariff Rules Committee of the State Council announced the fifth exclusion and extension list of goods subject to tariffs on the United States. Office of the Tariff Rules Committee of the State Council. September 16, 2021. (In China) URL: http://gss.mof.gov.cn/gzdt/zhengcejiedu/202109/t20210916_ 3753343.htm?mc_cid=b694e108d7&mc_eid=9cddbf941a (data of accesses: 14.04.2022).

41. Exclusive Huawei gets U.S. approvals to buy auto chips, sparking blow back. August 25, 2021. URL: https://www.reuters. com/business/autos-transportation/exclusive-us-approves-licenses-huawei-buy-auto-chips-sources-2021-08-25/ (data of accesses: 14.04.2022).

42. President Xi Jinping had a virtual meeting with US President Joe Biden. 11.16.2021. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_ eng/zxxx_662805/202111/t20211116_10448843.html (data of accesses: 14.04.2022).

43. The debate over boycotting the 2022 Beijing Olympics by Lindsay Maizland Last updated. EST. December 6, 2021. URL: https://www.cfr.org/in-brief/debate-over-boycotting-2022-beijing-olympics (data of accesses: 14.04.2022).

44. Rules committee print 117-31. Text of H.R. 4521. The America Competes Act of 2022. January 25, 2022. URL: https://docs. house.gov/billsthisweek/20220131/BILLS-117HR4521RH-RCP117-31.pdf (data of accesses: 14.04.2022).

45. https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2022/march/ustr-releases-2022-presidents-trade-policy-agenda-and-2021-annual-report (data of accesses: 14.04.2022).

46. Russia asked China for military and economic aid for Ukraine war, U.S. officials say March 13, 2022. Et E. Wong and Ju.E. Barnes. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/13/ us/politics/russia-china-ukraine.html (data of accesses: 14.04.2022).

47. President Xi Jinping has a video call with US President Joe Biden. 19.03.2022. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/

zxxx_662805/202203/t20220319_10653207.html (data of accesses: 14.04.2022).

48. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Regular Press Conference on May 11, 2022. URL: https://www.fmprc. gov.cn/eng/xwfw_665399/s2510_665401/202205/t20220511_ 10684604.html (data of accesses: 14.04.2022).

49. Department Press Briefing. Ned Price, Department Spokesperson. Washington, D.C. May 11, 2022. URL: https://

www.state.gov/briefings/department-press-briefing-may-11-2022/ (data of accesses: 14.04.2022).

50. Joe Biden quotes about Russia. URL: https://ria.ru/20201031/ bayden-1582421970.html (data of accesses: 14.04.2022).

51. Trush S.M. China - USA: Some features and aspects of the growing conflict. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2020. No. 12. Pp. 45-61. URL: https://usacanada.jes.su/ s268667300012647-1-1/ DOI: 10.31857/S268667300012647-1

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 76,05%

Статья поступила в редакцию 04.05.2022, принята к публикации 07.06.2022 The article was received on 04.05.2022, accepted for publication 07.06.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Смирнов Александр Владимирович, проректор по административной деятельности, ассистент кафедры истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)». E-mail: a.smirnov.duma@gmail.com

Ермаков Дмитрий Николаевич, доктор политических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор; главный научный сотрудник Управления по научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»; главный научный сотрудник центра мировой политики и стратегического анализа Института Дальнего Востока Российской академии наук. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 6835-3155; Author ID: 56610014800; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-0811-0058; РИНЦ 319114; E-mail: ermakov@ifes-ras.ru

Казенков Олег Юрьевич, Почетный работник сферы образования РФ; научный сотрудник Управления по научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»; заместитель руководителя технопарка «Полюс» Научно-исследовательского института «Полюс» имени М.Ф. Стельмаха. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8893-4443; E-mail: o.kazenkov@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Alexander V. Smirnov, Vice-Rector for Administrative Activities, assistant at the Department of History, Philosophy, Literature and Continuing Cossack Education of the Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University). Moscow, Russian Federation. E-mail: a.smirnov.duma@ gmail.com

Dmitriy N. Ermakov, Dr. Sci. (Polit.), Dr. Sci. (Econ.), Cand. Sci. (Hist.), Professor; chief researcher at the Department for Research Activities of the K.G. Razumovsky Moscow State University of Tehnologies and Management (the First Cossack University); chief researcher at the Center for World Politics and Strategic Analysis of the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. SPIN: 6835-3155; Author ID: 319114; Author ID: 56610014800; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0811-0058; РHНЦ 319114; E-mail: ermakov @ifes-ras.ru

Oleg Yu. Kazlenkov, Honorary Worker of Education of the Russian Federation; research fellow at the Department for Research Activities of the K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University); Deputy Head of the Polyus Technopark of M.F. Stelmakh Research Institute Polyus JSC. Moscow, Russian Federation. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-8893-4443 ; E-mail: o.kazenkov@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.