Научная статья на тему 'Политика советского государства в области семейно-брачных отношений в 1917–1925 гг'

Политика советского государства в области семейно-брачных отношений в 1917–1925 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1210
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / HISTORY OF SOVIET RUSSIA / FAMILY POLICY / FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Дарья Николаевна

В статье рассмотрена политика в области семьи и брака, проводимая большевиками в первые годы нахождения их у власти. Эта политика была направлена на решение нескольких проблем: привлечение женщин в сферу экономики и политики; борьбу с церковью и религией; укрепления свою власть по средствам ломки традиционного уклада жизни и провозглашения «новой морали».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET FAMILY POLICY IN THE YEARS 1917-19251

The article describes family policy which was carried out by the Bolsheviks in the early years of finding them in power This policy was aimed to solve a few problems: the involvement of women in the economy and politics, the struggle with the church and religion, strengthen their power by means of breaking the traditional way of life and the proclamation of the «new morality».

Текст научной работы на тему «Политика советского государства в области семейно-брачных отношений в 1917–1925 гг»

УДК 94(57)

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1917-1925 ГГ.

Дарья Николаевна Куликова

Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и регионоведения, тел. (913)450-18-18, e-mail: dahik_k@mail. ru

В статье рассмотрена политика в области семьи и брака, проводимая большевиками в первые годы нахождения их у власти. Эта политика была направлена на решение нескольких проблем: привлечение женщин в сферу экономики и политики; борьбу с церковью и религией; укрепления свою власть по средствам ломки традиционного уклада жизни и провозглашения «новой морали».

Ключевые слова: история Советской России, семейная политика, семейно-брачные отношения.

SOVIET FAMILY POLICY IN THE YEARS 1917-1925

Daria N. Kulikova

Novosibirsk State Technical University, 630073, Russia, Novosibirsk, avenue Marx, 20, Ph.D., assistant professor of international relations and regional studies, tel. (913)450-18-18, e-mail: dahik_k@mail .ru

The article describes family policy which was carried out by the Bolsheviks in the early years of finding them in power This policy was aimed to solve a few problems: the involvement of women in the economy and politics, the struggle with the church and religion, strengthen their power by means of breaking the traditional way of life and the proclamation of the «new morality».

Key word: History of Soviet Russia, family policy, family and marriage relations.

Современная Россия переживает демографический и семейный кризис, который стал настолько очевиден, что даже на правительственном уровне заговорили о необходимости предпринимать решительные меры. Так, 2008 г. был официально объявлен «Годом семьи в России», для того чтобы «объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей» [1]. Крушение семейных ценностей привело к катастрофическим последствиям: отрицательный естественный прирост населения; беспрецедентный рост социального сиротства, следствием чего являются детская и подростковая беспризорность и преступность, алкоголизм и наркомания, а также разрыв нормативно-ценностного единства между поколениями.

В основе современных негативных явлений в сфере семьи и брака лежит целый комплекс причин и факторов, среди которых особо следует отметить историческое наследие. Социальные изменения института семьи связаны, с социальной политикой властных структур в области семьи и брака, а также с самим обществом.

Кардинальные изменения в области семьи и брака начали происходить в России с приходом к власти большевиков. Все изменения в российском обществе после 1917 г., в том числе и в брачно-семейных отношениях и отношениях между полами, происходили в рамках марксистско-ленинской идеологии, ставшей государственной доктриной. Так, рассматривая брак как одну из причин неравенства женщин, приверженцы марксизма-ленинизма первоначально ориентировались на уничтожения института брака. Так, М.А. Коллонтай, советский политический деятель, коммунистка и борец за права женщин в рамках коммунистической идеологии, писала: «коммунистическое общество предполагает такую крепость коллектива, которая исключает всякую возможность существования изолированной, замкнутой в себе семейной ячейки» [2]. Ей почти вторил Н.И. Бухарин, коммунист, революционен, советский политический деятель, утверждая, что «в коммунистическом обществе, вместе с окончательным исчезновением частной собственности и угнетения женщины, исчезнут и проституция, и семья» [3].

До Октябрьской социалистической революции 1917 г. законными признавались только те браки, которые были освящены церковью. Женщине не выдавался паспорт, она вписывалась в паспорт мужа. Для занятия должности или осуществления какой-либо предпринимательской деятельности она должна была иметь разрешение мужа.

Развод мог быть осуществлен только при разрешении церкви. Православная церковь разрешала развод в тех случаях, если было доказано прелюбодеяние одного из супругов, если один из них неспособен к брачному сожитию, или приговорен к уголовному наказанию с лишением всех прав, или если отсутствовал не менее 5 лет.

Придя к власти, большевики рьяно принялись за борьбу с церковью, религией, за равноправие мужчин и женщин. Такая борьба не могла не затронуть семью, семейный уклад и семейные ценности. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 г. «Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», а также «Декрет о расторжении брака». По новым декретам женщины и мужчины были уравнены в правах в семье, в отношении детей, в правах на имущество при разводе, при выборе местожительства. Следующим законодательным актом был «Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве», изданный в сентябре 1918 г.

По Кодексу, как и по декретам, признавались только браки, зарегистрированные в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), церковные и фактические браки не признавались.

Кодексом и декретами провозглашалась полная свобода брака (отменялись все сословные, религиозные, имущественные ограничения), провозглашалась свобода расторжения брака (были устранены все ограничения, связанные с разводом). Церковь полностью отстранялась от регламентации брачно-семейных отношений. Этими законодательными актами устанавливалась моногамия, добровольное вступление в брак и равенство супругов, а также уравнивались в правах брачные и небрачные дети. Кроме того, вводилось обязательное со-

держание нуждающегося супруга (независимо от пола) после развода, а также обязанность по содержанию детей.

Было очевидным, что «церковь, являвшаяся самой массовой организацией в огромной крестьянской стране, мыслилась главной угрозой новому строю» [4]. Большевики взяли ориентир на борьбу с церковными браками, стремились ослабить влияние церкви, но тем самым начали разрушать и семейный ценности. Все важные события в жизни человека - рождение, вступление в брак, смерть - теперь выпадали из ведения церкви, и передавались государственным структурам ЗАГСам.

Однако процесс организации ЗАГСов затянулся, особенно в сельской местности. В Ново-Николаевской губернии в середине 1923 г. было в городах 7 ЗАГСов, в уездах - 84 [5], при населении 1 129 300 человек [6]. Кроме того, в организованных ЗАГСах были трудности с постановкой работы. В Мариин-ском уезде к началу 1923 г. большинство волостных столов ЗАГСов не знали порядка регистрации разводов [7].

Изменяя законы о браке и семье, вводя регистрацию актов гражданского состояния, большевики заявляли, что тем самым они раскрепощают женщину, освобождают ее от оков неравного брака, делают ее свободой и равной мужчине. В.И. Ленин, оценивая изданные законы, говорил: «мы не оставили в подлинном смысле слова камня на камне от тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснения развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей, о розыске их отцов и т.п.» [8]. Однако установленный законами принцип раздельности имущества супругов ущемлял права женщины. Личным признавалось имущество супруга, которое тот приобретал на собственные деньги, таким образом, женщина-домохозяйка при разводе не могла рассчитывать даже на часть того, что было куплено за время совместной жизни с мужем. Становиться очевидным, что подобное положение дел вынуждало женщин искать себе работу, а значит, повышало экономическую активность, что в условиях восстановления народного хозяйства после гражданской войны, было просто необходимо. Следовательно, одной из целей проводимой большевиками политик в области семьи и брака было вовлечение женщины в несемейное производство.

Провозглашение свободы разводов существенно повлияло на семейные устои. Говоря о свободе разводов, большевики ссылались на то, что огромное число женщин остаются жить с мужчиной в браке без любви, не имеют возможности уйти от него, потому что никогда не получат на то разрешение у церкви. Однако, как показал опыт, распадались, прежде всего, молодые браки, а люди, прожившие вместе более 10 лет, редко решались на развод. Так, например, согласно сведениям о разводах за 1923 г. по Томской губернии количество разводов среди людей, возраст которых более 30 лет в пять раз меньше, чем среди людей в возрастной группе от 16 до 29 лет. Примерно половина всех браков, заключенных людьми в возрасте от 16 до 29 лет, заканчивалось разво-дом[9]. Эти цифры говорят о том, что у молодых людей изменилось отношение к институту семьи. Если раньше люди создавали семью раз и навсегда, то теперь молодые люди могли беспрепятственно заключать брак и расторгать его

через некоторое время. Старые же семьи распадались редко. Но, к сожалению, необратимые процессы в отношении семьи уже начались.

Молодые люди постепенно перестают рассматривать семью как ценность, появляется легкомысленное отношение к браку, молодые люди легко и беспрепятственно вступают в брак и так же легко разводятся.

Не последнюю роль в изменении отношения к институту семьи сыграли изменения в отношениях между полами. «Как справедливо заметил еще Фридрих Энгельс «...в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на первый план. Для одних это - революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми, для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной». Так было и в послереволюционной России»[10]. То, что происходило после 1917 г. в России в отношениях между полами можно рассматривать как настающую сексуальную революцию.

Хотя фактические, незарегистрированные браки и не признавались законными, тем не менее, они больше не рассматривались как негативные. Более того, согласно «новой морали» «свободная любовь», внебрачная связь лучше, чем семейные отношения, построенные на материальной основе. «Может ли краткосрочность, неоформленность, свобода общения между полами рассматриваться с точки зрения трудового человека как преступление, как явление, которое подлежит наказуемости? Разумеется, нет. Свобода общения между полами не противоречит идеологии коммунизма. Интересы коллектива трудового не затрагиваются тем, что брак носит краткосрочный или длительный характер, что в основе его положены любовь, страсть или даже преходящее физическое влечение. Неприемлемой, вредной для коллектива является лишь материальная сделка между полами, в форме ли проституции, в образе ли законного брака, подмены свободного общения полов на почве взаимного влечения грубо-материальным учетом выгоды от этого общения» [11]. Таким образом, законный брак, построенный на взаимной поддержки, на взаимопомощи приравнивался А.М. Коллонтай к проституции. И такое отношение к законному браку проповедовалось большевиками повсеместно. Более того, принимались беспрецедентные законы: в г. Владимире в 1918 г. был издан местными органами советской власти декрет: «Каждая незамужняя женщина, начиная с 18-летнего возраста, объявляется достоянием государства и обязана зарегистрироваться в Бюро Свободной Любви, где мужчины в возрасте от 19 до 50 лет могут выбрать себе женщину независимо от ее желания». В Саратове и Вятке был принят «Декрет об отмене частного владения женщинами» иными словами брачных отношений, последний пункт декрета гласил: «Все уклонившиеся от признания и проведения настоящего декрета в жизнь объявляются саботажниками, врагами народа и контрреволюционерами» [12].

В периодической печати постоянно появлялись статьи, осуждающие так называемую «буржуазную мораль», делались нападки на институт семьи, и пропагандировалась «новая мораль». В одной из таких статей, напечатанной в Известиях Омского губернского РКП(б) № 6 1923 г., говорилось: «Несомнен-

но, что семья как институт разлагается. Единобрачие, индивидуальная половая любовь, которая в буржуазном обществе искажается, проституируется, есть основная форма полового сожительства в обществе будущего»[13]. Если раньше интимная связь вне брака считалась позором, аморальным поступком, рассматривалась как преступление простив священных уз брака, то теперь, все чаще, такая близость считается нормой.

Таким образом, политика в области семьи и брака, провидимая большевиками в первые годы их правления, была направлена на решение сразу нескольких задач: во-первых, борьба с религией и церковью; во-вторых, пропаганда раскрепощения и уравнивания в правах женщин с мужчинами; в-третьих, привлечение женщин в несемейное производство; в-четвертых, привлечение молодежи по средствам «новой морали». В результате в 1920-х гг. происходила дезорганизация традиционного брачно-семейного уклада, ослабление института брака и основанной на нем сексуальной морали. Лишь к середине 1920-х гг. большевики начинают понимать, что проводимая ими политика в области семьи и брака грозит катастрофическими последствиями. Приходит осознание того, что семья выполняет важную социокультурную функцию - воспроизводства общества. Разрушение традиционной семьи в купе с «новой моралью» ведет к деградации российского общества, и построить «новое общество», с коммунистическими идеалами просто не возможно. К середине 1920-х гг. начинает формироваться новая политика властных структур, направленная уже на крепкую семью как «ячейку общества».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. 2008 - Год семьи в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rost.ru/main/family.shtml

2. Коллонтай А.М. Проституция и меры борьбы с ней. - М.: Госиздат, 1921. - С.22.

3. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. - М-Пг.: 1923. - С.174.

4. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн.1 Полит бюро и церковь. 1922-1925 гг. - М.Новосибирск: РОССПЭН, «Сибирский хронограф», 1997. - С.29.

5. ГАНО. Ф.1133. Оп.1. Д.475. Л.244.

6. РГАСПИ. Ф.17. 0п.10. Д.134. Л.28.

7. ГАКО. Ф.603. Оп.3. Д.13. Оборот Л.7.

8. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.39. - С.23.

9. ГАНО. Ф. Р-1328. Оп.1. Д.616. Л.3.

10. Цит. по Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. [Электронный ресурс - Персональный сайт И.С. Кона «Сексология»]. Режим доступа: http://www.neuro.net.ru/sexology/chapt604.html

11. Коллонтай А.М. Проституция и меры борьбы с ней. - М.: Госиздат, 1921. - С.18

12. Декрет об отмене частного владения женщинами. [Электронный ресурс - Интернет портал «Международные отношения для студента и исследователя»]. Режим доступа: http://www.ipolitics.ru

13. ЦДНИОО. Ф.19. Оп.3. Д.31. Л.15.

© Д.Н. Куликова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.