Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ'

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЯ / ИНСТРУКЦИИ / INSTRUCTIONS / НОРМАТИВНО АКТ / ДИПЛОМ / DIPLOMA / КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ / THE COMMITTEE ON AFFAIRS OF INVENTIONS / ПАТЕНТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА / PATENT AND TECHNICAL LIBRARY / ВОИР / VOIR / СЛУЖЕБНЫЕ И СЕКРЕТНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / OFFICIAL AND SECRET INVENTIONS / МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ / INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF INVENTIONS / DECREES / NORMATIVE ACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Валентина Ивановна

В истории развития советского изобретательства период с 1955 по 1991 г. являлся не только самым продолжительным из всех предыдущих периодов, но и самым благоприятным для развития патентной системы[1]. После окончания Великой Отечественной войны встал вопрос о восстановлении послевоенного мира и народного хозяйства. Часть предприятий военного назначения переключается на выпуск гражданской продукции. Для этого была проведена модернизация промышленного производства. Предприятия начали оснащаться новыми технологиями, новым оборудованием. Развивались новые промышленные отрасли - атомная энергетика, радиоэлектроника, ракетостроение и др. Наблюдалось возрастание творческой активности людей, что привело к необходимости пересмотра действующего законодательства в области изобретательства и рационализации, поскольку основным источником правового регулирования изобретательских отношений в СССР, по прежнему, являлись подзаконные акты утверждаемые Правительством и Патентным ведомством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Policy States in the field of inventive right in the second half of the 20th century. Part two

In the history of Soviet invention between 1955 and 1991 was not only the longest of all previous periods, but also the most favorable for the development of the patent system. After the great Patriotic war the question arose about restoring peace and post-war national economy. Part of the military enterprises switched to the production of civilian goods. For this was the modernization of industrial production. The enterprise began to be equipped with new technologies, new equipment. Developed by new industries -nuclear energy, radio electronics, rocket science, etc. there was an increase of creative activity of people, which led to a revision of the current legislation in the field of invention and rationalization as the main source of legal regulation of inventor relations in the USSR, still, were the regulations approved by the Government and Patent office.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ»

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

АФАНАСЬЕВА Валентина Ивановна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства РААН. E-mail: 763.10.64.@rambler.ru

Краткая аннотация: В истории развития советского изобретательства период с 1955 по 1991 г. являлся не только самым продолжительным из всех предыдущих периодов, но и самым благоприятным для развития патентной системы[1]. После окончания Великой Отечественной войны встал вопрос о восстановлении послевоенного мира и народного хозяйства. Часть предприятий военного назначения переключается на выпуск гражданской продукции. Для этого была проведена модернизация промышленного производства. Предприятия начали оснащаться новыми технологиями, новым оборудованием. Развивались новые промышленные отрасли - атомная энергетика, радиоэлектроника, ракетостроение и др. Наблюдалось возрастание творческой активности людей, что привело к необходимости пересмотра действующего законодательства в области изобретательства и рационализации, поскольку основным источником правового регулирования изобретательских отношений в СССР, по прежнему, являлись подзаконные акты утверждаемые Правительством и Патентным ведомством.

Abstract: In the history of Soviet invention between 1955 and 1991 was not only the longest of all previous periods, but also the most favorable for the development of the patent system. After the great Patriotic war the question arose about restoring peace and post-war national economy. Part of the military enterprises switched to the production of civilian goods. For this was the modernization of industrial production. The enterprise began to be equipped with new technologies, new equipment. Developed by new industries -nuclear energy, radio electronics, rocket science, etc. there was an increase of creative activity of people, which led to a revision of the current legislation in the field of invention and rationalization as the main source of legal regulation of inventor relations in the USSR, still, were the regulations approved by the Government and Patent office.

Ключевые слова: Постановления, инструкции, нормативно акт, диплом, Комитет по делам изобретений, патентно-техническая библиотека, ВОИР, служебные и секретные изобретения, международная классификация изобретений.

Keywords: Decrees, instructions, normative act, the diploma, the Committee on Affairs of inventions, patent and technical library, VOIR, official and secret inventions, international classification of inventions.

В связи с большим количеством материала, скопившегося как в библиотеках СССР, так и в различных странах мира по описанию изобретений, и его каждодневное пополнение в 1954 г. в целях упорядочения и учета была принята Международная классификация изобретений (МКИ) [2]. В СССР МКИ в полном объеме в качестве государственной системы классификации была введена с 1 января 1970 г.

МКИ состоит из 8 разделов, обозначаемых заглавными буквами латинского алфавита: А - предмет потребления; В - производственные процессы; С - химия и металлургия; D - текстиль и бумага; G - физика; Н - электричество. Каждый раздел в свою очередь делится на подразделы и может содержать до 99 классов, обозначаемых двузначными цифрами от 01 до 99, а классы в свою очередь делятся на подклассы. Таким образом, с ростом числа изобретений данная схема МКИ, позволяет увеличивать количество классов, подклассов, групп и подгрупп.

В начале 1971 г. Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР было утверждено Положение «Об отраслевом отделе», который должен был осуществлять контроль за изобретательской и патентно-лицензионной работой во вверенных им отраслях народного хозяйства, оказывать помощь изобретательским и патентным подразделениям министерств и ведомств. В

этом же году в действие был введен новый Государственный стандарт ГОСТ 2.110-68 «Единая система конструкторской документации. Патентный формуляр» ГОСТ регламентировал правила составления патентных формуляров, устанавливал объекты, на которые такой формуляр должен быть составлен. Назначение патентного формуляра состояло в том, чтобы на основании содержащихся в нем сведений можно было оценить патентоспособность, патентную чистоту и технический уровень объекта.

В 1973 г. в области изобретательства были утверждены новые основополагающие акты: «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях». Согласно п. 63 данного Положения рационализаторскими предложениями признаются технические решения, являющиеся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материалов. Указания по составлению заявки на изобретения; Инструкция по государственной научно-технической экспертизе изобретений; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1973 г. «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ус-

корении научно-технического прогресса» [3]. До акта 1973 г. порядок расчета и выплаты вознаграждения регулировались специальными инструкциями, выходившими вслед за каждым новым положением об изобретениях. Акт 1973 г. полностью урегулировал эти вопросы без отсылки к инструкциям. Положением 1973 г. впервые вводилась и особая премия, для изобретателей, изобретения которых по какой-то причине не были использованы государством, но при этом не переставали быть перспективными. Различие между вознаграждением и премией заключалось в том, что вознаграждение автору должны были выплачивать конкретные органы, указанные в Законе, а премию выплачивали, если сочтут нужным.

Следует отметить, что в советском изобретательском законодательстве уделялось больше внимания вопросам правового регулирования соавторства, в частности, творческому участию соавторов в совместном труде, в том числе и в НИИ. Некоторые документы, посвященные указанным вопросам, сохраняют методологическое значение в настоящее время (см., например, указания по составлению заявки на изобретение - ЭЗ-1-74; Положение о порядке премирования за содействие изобретательству и рационализации и использования, выделенных для этих целей средств от 15 апреля 1974 г.; указания о порядке оформления заявок на изобретения, созданные в соавторстве от 28 июля 1983 г.; разъяснение Госкомизобретений СССР от 28 мая 1971 г. N 1). Так, в пункте 132 указаний ЭЗ-1-74 изложены требования к справке о творческом участии каждого из соавторов в создании изобретения: указывается конкретно, какое творческое участие принимал данный соавтор в создании изобретения, его конкретного признака, а если невозможно указать, какой из признаков, перечисленных в формуле изобретения, разработан конкретным соавтором, указывается та часть творческой работы, которая выполнена соавтором (например, "разработал теоретическое обоснование параметра", "обосновал опытами", "дал форму рабочего органа" и т.п.). Кроме того, в стандартных бланках заявлений на выдачу авторского свидетельства помимо справки о творческом участии каждого из соавторов в создании изобретения включалась декларация об авторстве, в которой утверждалось, что в заявлении указаны все действительные авторы данного изобретения, и что в связи с этим после принятия заявки к рассмотрению никакие другие лица не будут включаться в состав авторов.

По общему правилу соавторство - это добровольное волеизъявление нескольких граждан (физических лиц) по созданию какого-либо технического или художественно-конструкторского решения. Вместе с тем, в настоящее время, когда подавляющее большинство таких решений созда-

ются в рамках так называемого служебного изобретательства, отношения соавторства проявляются в рамках трудовых правоотношений, в частности, в связи с выполнением соавторами трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Поэтому нельзя полностью исключать определенного влияния, которое может оказывать администрация работодателя на формирование состава соавторов.

В 1974 г. было установлено единообразие при приеме или отказе в приеме заявок на выдачу авторских свидетельств и патентов на изобретения, относящиеся к получению и использованию химических соединений в соответствии с приказом «О правовой охране изобретений, относящихся к использованию и получению химических соединений».

С 1 января 1974 г. новое Положение «Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» от 21 августа 1973г. № 584 вступило в силу [4]. Этим нормативно правовым актом предусматривался ряд значительных нововведений. Было внесено уточнение в определении научного открытия, как «вносящего коренные изменения в уровень познаний». Были введены новые институты: появилось определение служебного открытия, был разработан порядок опротестования регистрации открытий и выданного диплома независимо от срока, прошедшего с момента его официального признания. В развитие Положения была разработана Инструкция о порядке проведения научной экспертизы заявок на открытия, Инструкция о порядке приема и рассмотрения заявок на открытия, Указания по составлению заявки на открытие и другие нормативные документы. Приоритет открытия определялся по дате, когда оно впервые было сформулировано либо по дате опубликования в печати, либо по дате поступления заявки в патентное ведомство. Таким образом, юридическая категория «научное открытие» и связанные с ним права появились только в силу его государственной регистрации, т.е. признания его компетентным государственным органом. Впоследствии в Положение Советом Министров СССР будут внесены изменения и дополнения от 14 июля 1976 г. № 562 [5] и от 28 декабря 1978 г. № 1078 [6].

Анализ системы государственной регистрации научных открытий в СССР показывает, что она представляла собой завершенный правовой комплекс, поскольку на уровне правительства были разработаны соответствующие законодательные акты - Положение 1956; 1959; 1973 гг. В «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были включены необходимые статьи, касающиеся права гражданина СССР на открытие. Были разработаны достаточно подробные процессуальные подзаконные акты. У данной системы, как и положено, оказа-

лись как сторонники (доводы которых состояли в том, что выдача диплома подтверждает авторство на открытие, тем самым предоставляет автору различные права, в том числе и на вознаграждение), так и противники (их доводы состоял в субъективности и неоднозначности самого понятия «научного открытия», длительности рассмотрения заявок и незначительного размера вознаграждения). Итогом данной весьма затянувшейся дискуссии явилось постановление Президиума АН СССР от 14 мая, 1991 г., в котором признавалась нецелесообразность государственной регистрации научных открытий и принятие соответствующего закона об их охране. В Постановлении указывалось: «...в отличие от понятия «изобретения» понятие «открытие» не поддается определению по четким формализованным признакам, а значимость открытия часто устанавливается по прошествии многих десятилетий и может в значительной степени переоцениваться дальнейшим развитием научных знаний. Поэтому формальная регистрация открытий бессмысленна, соответственно огромный объем работы по процедуре регистрации ведет лишь к бесполезным затратам». В результате, возобладала позиция противников государственной регистрации, и уникальный правовой институт был ликвидирован.

Конституцией СССР 1977 г. в ст. 47 были закреплены гарантии свободы «научного, технического и художественного творчества», которые «обеспечивались широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства». Подчеркивается, что «государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное и другие сферы жизни» и охраняет «права авторов, изобретателей и рационализаторов» [7].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1979 г. был установлен ежегодный праздник «Всесоюзный день изобретателя и рационализатора» в последнюю субботу июня. А 12 декабря того же года Госкомитетом СССР по делам изобретений и открытий были утверждены: «Положение о Контрольном совете научно-технической экспертизы Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий»; и «Инструкция о порядке рассмотрения жалоб и протестов Контрольным советом научно-технической экспертизы Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий». Затем Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «О развитии изобретательского дела в стране» [8] правительство уделяло особое внимание тому, чтобы мак-

симальное число разработок завершалось на высоком техническом уровне. Положение от 21 августа 1979 г. полностью сохранило круг объектов правовой охраны - открытие, изобретение и рационализаторское предложение.

8 июля 1981 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о промышленных образцах [9], которое содержало более совершенные правила, приближенные к международным стандартам. От промышленного образца требовалась мировая новизна, внешний вид изделий легкой промышленности, а не как ранее по Положению 1965 г. (достаточно, его местной новизны, т.е. новизны в масштабах СССР). Срок действия патента на промышленный образец был увеличен до 10 лет [10].

23 сентября 1981 г. утверждено Положение о Совете Государственной системы патентной информации (далее - ГСПИ), функции которой были возложены на НПО «Поиск». Особое внимание уделялось комплектованию патентных фондов республиканских и межотраслевых территориальных органов НТИ, которые являлись основной базой для обеспечения патентной информацией предприятий и организаций соответствующих регионов.

28 декабря 1981 г. принят Указ «О присвоении почетного звания «Заслуженный изобретатель СССР». В начале 80-х годов ЦНИИПИ начал издавать реферативный сборник «Изобретательство. Патентное дело. Патентная информация». 25 июня 1984 г. Госстандарт СССР утвердил разработанный Госкомизобретений СССР и Госстандартом СССР ГОСТ 15.012 - 84 «Патентный формуляр» и ввел его в действие с 01.01. 1985 г.

С началом перестройки началась разработка нового патентного законодательства. В обществе и в юридической литературе стали активно обсуждать проблемы реформирования советского изобретательского права и в частности вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений. Перестройка в стране внесла свои коррективы. После почти двух летнего обсуждения Верховный Совет СССР 31 мая 1991 г принял Закон СССР № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» [11], который вступил в действие с 1 июля 1991 г. В стране вводилась единая патентная форма охраны изобретений. Патентная охрана, предоставляла авторам существенные имущественные права, налагала на них обязанности по уплате пошлин. Закон предусматривал расширение объектов защиты патентами, вводил правовую охрану химических и лечебных веществ. Постановлением Госпатента СССР от 27.06.1991 г. были утверждены и введены в действие с 01.07.1991 г.: примерный договор между советскими гражданами и (или) юридическими лицами о продаже (покупке) исключительной лицензии на использование изобретений на территории

СССР. Примерный договор между советскими гражданами и (или) юридическими лицами о продаже (покупки) неисключительной лицензии на использование изобретений на территории СССР. Заявление о предоставлении любому лицу права на использование изобретения (открытая лицензия); Методические рекомендации по патентованию изобретений в зарубежных странах.

законы СССР «О промышленных образцах» и «О товарных знаках». Госпатентом СССР 25.07.1991 г. утверждены и введены в действие «Порядок обмена авторского свидетельства на патент и выдача патента по заявке на выдачу авторского свидетельства» и «Положение о Государственном реестре патентных поверенных СССР». Верховным Советом СССР утверждены Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, включающие два специальных раздела «Право на открытие» и «Изобретательское право». С июля 1991 г. научно-практический журнал «Вопросы изобретательства» стал выходить под названием «Интеллектуальная собственность». В стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР» и Положение о патентных поверенных.

Тем же летом утверждены Госпатентом СССР и

введены в действие «Порядок введения Государственного реестра изобретений СССР, выдачи патентов патентообладателям, удостоверений авторам изобретений и дубликатов этих документов» и «Порядок регистрации договоров в соответствии с Законом СССР «Об изобретениях в СССР». Немного позднее 10 июля 1991 г. были приняты

Библиография:

1. Патентоведение / Ред. В.А. Рясенцева. М., 1984. С. 1 - 22.

2. Международная классификация изобретений (МКИ). В 9-ти т. М., 1976.

3. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1964. № 19. Ст. 108.

4. СП СССР, 1973. № 19, ст. 109; Сборник законодательств СССР по изобретательству. В 2-х т. Изд. 2-е. М., ВНИИПИ, 1981. Т. 1. С. 24 -57; Мамиофа И.Э. Открытие и его объект // Вопросы изобретательства. 1976. № 7; Постановление Государственного Комитета СССР по делам изобретений и открытий от 3 декабря 1981. № 5 (27) // Вопросы изобретательства. 1982. № 4. С. 35 - 62.

5. СП СССР. 1976. № 14. Ст. 70.

6. СП СССР. 1979. № 4. Ст. 17.

7. Конституция СССР 1977 г. Ст. 47; Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617; Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525.

8. Сборник постановлений и распоряжений правительства СССР. 1964. № 18. Ст. 118.

9. СП СССР. 1981. № 19. Ст. 114.

10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2000. С. 46.

11. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 25. Ст. 703.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.