УДК 008.001 В. К. Биче-оол
Политика сохранения культурного наследия в Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе
Уральский государственный университет физической культуры; Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1; [email protected]
Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Политика духовного возрождения, проводимая правительством Российской Федерации, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия. В связи с активизацией государственной политики по дальнейшему развитию Арктического региона особое значение имеет культурное взаимодействие между странами Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона. В статье актуализируется проблема сохранения культурного наследия в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, входящем в Арктическую зону РФ, и определены основные направления культурной политики. Автор анализирует различные трактовки понятия «культурное наследие», закрепленные в нормативно-правовых документах, и определяет особенности и специфику формирования политики, направленной на сохранение культурного наследия малых народов России. Для этого проводится исследование особенностей культуры изучаемого района и предлагаются основные направления сохранения культурного наследия, определяются комплекс задач и формы мониторинга. Приведена целевая долгосрочная программа «Сохранение и развитие культуры на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» с предусмотренными мероприятиями. Результатом политики сохранения культурного наследия является возрождение национального достоинства, уважения к собственным традициям.
Ключевые слова: культура, политика, культурное наследие, Арктика, Таймыр, стратегия, программа.
«Культурное наследие» как термин используется в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. В последние годы материально-духовное производство достигло значительного развития, что предопределило расширение понятия «культурное наследие». Появились новые науки, технологии. Во второй половине ХХ века вошли в привычное употребление такие понятия, как кибернетика, космонавтика, молекулярная генетика, биотехнология и т. п. Даже технологии современного производства и методики обучения конкретным предметам превратились в науку. В международных документах отмечается, что «культурное наследие народа включает произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных мастеров народного творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства, архивы и библиотеки» [1, с. 77].
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре, культурное наследие народов РФ - материальные и духовные ценности, созданные в
прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию [2]. 25 июня 2002 года вышел Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия [3]. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности. В культурном наследии могут быть не актуализированные, законсервированные историей, неизвестные народу, не отраженные в современном сознании, но имеющие высокий потенциал ценности. Как отмечает Ш.Д. Арсланов, «традиционное - это не «устаревшее» и «отсталое», а врожденная часть нас, которая способна сосуществовать со всем новым, которая позволит нам не только сохранить, но и опереться в своем развитии на нашу историческую многонациональную культуру» [4, с. 131]. Это скрытые от народа по тем или иным социально-политическим или идеологическим соображениям произведения, научные открытия или идеи. Некоторые из них безвозвратно утеряны (рукописи, произведения искусства и т. д.). Однако немало и тех, что уже найдены, или имеется надежда на их обнаружение. Их следует отнести к неосвоенной нами части культурного наследия.
Наследие как культурная селекция и каталогизация человеческого опыта выражает деятельный и динамичный процесс. Наследие - это завершенная часть незавершенного культурного процесса. При этом наследие всегда граничит с известной недостаточностью, условностью, угрозой разрушения, утраты, исчезновения [5, с. 10]. Понятие культурного наследия вбирает в себя, во-первых, дошедшие до нас с древнейших времен и усвоенные нами памятники, во-вторых, скрытые от широкого ознакомления по разным причинам или нераспространенные памятники, в-третьих, безвозвратную утрату, уход из жизни носителей (информантов) культуры. В культурном наследии, наряду с настоящими шедеврами и подлинными ценностями, существует немало и таких, которые исторически изжили себя и могут интересовать лишь с точки зрения истории культуры. Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугубили и без того бедственное положение науки и культуры, что сказалось на состоянии историко-культурного наследия. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что региональные и местные структуры власти постоянно обращаются к проблеме сохранения культурного наследия. Политика духовного возрождения, проводимая правительством Российской Федерации, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия. Дабаева А.А. утверждает, что характерное свойство традиции - ее неоднозначность; она очень пластична, имеет подвижные рамки и способна в одной и той же культуре существовать в разных формах: 1) как культурная основа циклического повторения элементов жизнедеятельности человеческих сообществ; 2) как строительный материал, на основании которого создается новый пласт культуры; 3) как критерий, относительно которого оценивается современная культура [6].
В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе политика в сфере культуры направлена на сохранение культурного наследия народов Таймыра, этнической, языковой самобытности коренных малочисленных народов и постепенное развитие культурного потенциала региона.
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район образован в установленных границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 1
января 2006 года. Территория Таймырского муниципального района относится к абсолютно дискомфортной зоне. Климат близок к арктическому, с продолжительной зимой, полярными ночами, сильными морозами и ветрами, коротким холодным летом. Именно сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера ведут к формированию особой культурной политики по сохранению самобытности этносов и традиционного образа жизни. Территория муниципального района находится в границах административно-территориальной единицы с особым статусом и является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения на 2010 г., на Таймыре насчитывается: долган - 5517 чел., нганасан - 766 чел., ненцев - 3054 чел., эвенков - 305 чел., энцев - 197 чел. [7]. Численность постоянного населения Таймыра на начало 2014 года составляла 33 861 человек, из которых более десяти тысяч - коренные малочисленные народы Севера. Устойчивое существование и развитие малочисленных этнических групп в значительной степени зависят от деятельности органов управления муниципального района, обязанность которых - помочь населению, проживающему в экстремальных природных условиях, не разрушая при этом самобытную этнокультурную среду. Судьба этих малых общностей, их идентичность, даже демографические параметры зависят от федеральной и региональной политики. Стратегия развития культуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2009-2020 годы разработана в соответствии с «Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы» и является определяющим документом для формирования муниципальных целевых программ в сфере культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.
На состояние сферы культуры в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе оказывают влияние общие глобализационные процессы, тенденции развития российской культуры, которые составляют макросреду для социально-культурной ситуации в муниципальном районе. Как подчеркивает З.Э. Абдулаева, обращение к проблеме сохранения традиционной культуры через призму этнического сознания основано на необходмости использования гуманистического содержания региональной этнокультуры, определяющего саму возможность диалогичности культур [8, с. 217].
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу в области культуры определены культурным взаимодействием со странами Арктического Совета17 и Совета Баренцева/Евроарк-
17 Арктический Совет - межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 года. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона. Совет образован странами арктической восьмерки (А8): Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. Страны-члены Совета, имеющие выход к Северному Ледовитому океану (за исключением Финляндии, Швеции, Исландии), называют арктической пятеркой. Статус постоянного участника Арктического Совета имеют шесть организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании политики Арктического Совета:
- Алеутская международная ассоциация; алеуты - коренное население Алеутских островов, проживающее на обоих берегах Берингова моря - на Аляске в США и на Камчатке в России;
тического региона, 18 сохранением культурного наследия и языков, народно-художественных промыслов.
Социально-культурные тенденции обусловлены неоднородностью пространства муниципального района. Входящие в состав района муниципальные образования различаются по условиям для духовного и культурного развития групп населения, плотности населения, транспортной доступности.
Таблица 1. Различия условий для развития групп населения муниципального
района
Город Дудинка Муниципальные образования (поселки Диксон, Хатанга, Караул)
Социальное расслоение населения Недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры
Отток молодежи в крупные города Удаленность и оторванность от центров культурного развития
Формирование благоприятной для Рост социально-демографических проблем,
- Арктический Совет атабасков - представляет интересы 35 тыс. атабасков, которые проживают в основном в субарктических хвойных лесах в глубинных районах Аляски и Северо-Запада Канады;
- Международный совет гвичинов; гвичины - народ, проживающий в районах, сопредельных с госграницей между Канадой и Аляской США;
- Инуитская циркумполярная конференция - международная организация, представляющая интересы 150 тыс. инуитов, проживающих в арктических районах Канады, США, Гренландии, а также на Чукотке в России;
- Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - организация 40 коренных народов Севера России численностью более 200 тыс. человек;
- Союз саамов - представительный орган сотрудничества саамского населения Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации общей численностью 68 тыс. чел.
18 Баренцев/Евро-Арктический регион (Баренцев регион, БЕАР) основан 11 января 1993 г., что закреплено в «Киркенесской декларации», подписанной министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, а также представителем ЕС. Преимуществом Баренцева региона является географическое положение, способствующее естественным связям между северными территориями Европы и России. Регион включает в себя области Норрботтен и Вестерботтен в Швеции, Лапландию, Кайнуу, Северную Похъянмаа в Финляндии, Нурланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, Архангельскую и Мурманскую области, Республику Карелия и Ненецкий Автономный округ в России. Территория Баренцева региона составляет примерно 1,4 млн кв. км и отличается от других областей Европы богатыми ресурсами, такими, как лес, рыба, руда, минералы, нефть и газ. В регионе проживает около пяти миллионов человек, в том числе коренные народы. Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем. Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.
жизни и творчества городской среды, активизация культурной жизни населения, в том числе создание благоприятных условий для духовного и культурного развития различных социальных групп населения отток молодежи в город
Формирование культурных брендов города посредством сохранения и использования уникального культурно-исторического наследия и реализации крупных арт-событий Снижение занятости коренных малочисленных жителей Таймыра, низкий уровень и качество их жизни
Формирование самобытной культурной среды города посредством внедрения инновационных социально-культурных технологий и нетрадиционных форм досуга Сокращение численности коренных малочисленных народов, являющихся носителями национальной культуры, традиций, обычаев, языка и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов, и, как следствие, угроза потери культурной самобытности территории
Анализ сферы культуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района позволяет выделить ряд ее сильных и слабых сторон.
Таблица 2. Слабые и сильные стороны сферы культуры региона
Сильные стороны Слабые стороны
Уникальное материальное и духовное культурно-историческое наследие Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения
Самобытность малых народов Севера, населяющих территорию района Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов, костюмов, реализацию культурных проектов и др.
Межкультурное взаимодействие, установленные межкультурные контакты с регионами России и зарубежными странами Слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения
Наличие сети культурной инфраструктуры на территории муниципального района Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере
Богатство муниципального района творческими талантами. Наличие выдающихся деятелей в области культуры и искусства, прославивших Таймыр за его пределами В культуре и художественном образовании слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование актуального искусства, на развитие креативности, производство новых культурных смыслов, знаков, симво-
лов и ценностей
Наличие механизмов развития культуры - профессиональные конкурсы, долгосрочная целевая программа в отрасли «Культура», в рамках которых осуществляется финансовая поддержка лучших творческих работников и значимых для жителей муниципального района проектов Неравномерность развития культурной инфраструктуры и разноудаленность поселков муниципального района от активно развивающихся культурных центров России и зарубежных стран
Устойчивый интерес институтов культуры, креативных центров и площадок к развитию и модернизации, внедрению новых технологий Недостаточная представленность традиционной и креативной культуры в сети Интернет. Неразвитость коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог и доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве
Высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия Недостаточное развитие инфраструктуры культурного туризма и традиций гостеприимства
Исходя из сложившихся тенденций и выявленных проблем, стратегической целью культурной политики муниципального района на 2012-2020 гг. является формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив как основы устойчивого и динамичного развития муниципального образования [9]. Достижение цели культурной политики осуществляется по основным направлениям, в рамках которых формулируется комплекс задач.
Рис. 1. Комплекс задач
Реализация стратегии обеспечивается следующими механизмами. 1. Правовые:
- разработка и реализация нормативных правовых актов, учитывающих специфику регулирования традиционных и инновационных культурных процессов территории;
- проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения и творческих работников в области культурной деятельности;
- разработка стандартов и нормативов предоставления культурных услуг населению.*
2. Организационные:
- устройство креативных платформ, творческих (проектных) лабораторий в сети культурных учреждений и культурных институтов;
- расширение взаимодействия со структурами, ведущими культурную и творческую деятельность, с использованием механизмов государственного социально-творческого заказа, грантовой поддержки;
- использование общественно-государственных форм управления, направленных на развитие актуальных культурных практик, сохранение традиций и социально-культурную регуляцию активности молодежных субкультур;
- поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию культурной политики;
- совершенствование механизмов взаимодействия с общественными движениями и объединениями культурной направленности;
- создание оптимальных условий для ведомственной и межведомственной координации социально-культурных процессов.
3. Материально-технические и финансовые:
- укрепление, модернизация материально-технической базы и обеспечение инновационного развития сети учреждений культуры;
- оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях;
- привлечение внебюджетных финансовых средств: развитие платных услуг, участие в грантовых и ведомственных целевых программах, благотворительных фондах.
4. Информационные:
- формирование единого информационного пространства культуры края посредством создания медиаинформационных продуктов и внедрение информационных технологий в сферу культуры;
- развитие системы обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей;
- организация интерактивного участия населения в виртуальном культурном пространстве муниципального образования;
- формирование культурного образа территории, обладающего притягательностью и узнаваемостью, новыми культурными ценностями и смыслами.
5. Образовательные:
- развитие и совершенствование системы многоуровневого художественного образования (детская школа искусств - средне-специальное учебное заведение);
- развитие (поддержка) внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере культуры и искусства на территории;
*Автор согласен с мнением В.Т. Азизовой, что в современных условиях остро необходимы «универсальные» конструкции в правовой культуре общества, которые позволяют выработать грамотную культурную политику [10].
- выявление и поддержка одаренных детей, талантливых студентов и молодых преподавателей творческих профессий;
- поддержка и трансляция инновационного педагогического опыта в системе художественного образования края.
6. Кадровые:
- ежегодное проведение мониторинга кадровой ситуации в сфере культуры и формирование кадрового резерва культуры муниципального образования;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов;
- реализация образовательных проектов, направленных на формирование управленческих кадров отрасли;
- повышение мотивации работы творческих кадров культуры;
- привлечение экспертов для организации мониторинга культурных процессов, создания информационно-аналитической базы по вопросам культурной политики на территории [9].
В течение ряда лет в муниципальном районе реализуются целевые программы в области культуры «Сохранение и развитие культуры на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», «Профилактика распространения наркомании и алкоголизма на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района». Район также участвует в краевых целевых программах «Культура Красноярья» и «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры сельских поселений Красноярского края». Долгосрочная целевая программа «Сохранение и развитие культуры на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» до 2016 года предусматривает следующие мероприятия:
- организация и проведение районных обучающих семинаров для специалистов учреждений культуры поселений муниципального района;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры; информатизация библиотек поселений муниципального района, софинансирование расходов, осуществляемых в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» по приобретению компьютерной техники; оснащение свето-, звукотехническим оборудованием сельских домов культуры; обеспечение национальных коллективов Севера и сельских домов культуры поселений муниципального района сценическими костюмами;
- приобщение широких слоев населения к творческой деятельности и участию в самодеятельном искусстве всех видов и жанров народного творчества: проведение Арктического фестиваля «Притяжение Таймыра»; проведение III районного фестиваля «С верой в Россию. С любовью к Таймыру» в рамках фестивального движения «Минута славы по-таймырски»; проведение открытых районных конкурсов «Юные дарования Таймыра»; проведение районных фестивалей «Моя Россия - Салют Побед» «Мы сможем сердцем Арктику согреть»;
- сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов Севера и развитие традиционной национальной культуры: участие в Международной выставке-ярмарке «Северная цивилизация. Сокровища Севера»; участие в Международном фестивале этнической музыки и ремесел «Мир Сибири»; участие в Международном фестивале художественного творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Северное сияние»; участие во Всероссийском фестивале «Манящие миры. Этническая Россия».
Реализация основных направлений стратегии культурной политики муниципального района на 2012-2020 годы предполагает следующие результаты:
- обеспечение равного и свободного доступа ко всему спектру культурных благ и высококачественным культурным услугам;
- повышение для жителей территории доступности профессионального искусства, художественного образования, культурных ценностей и информации;
- сохранение и эффективное использование культурного наследия;
- формирование системы взаимодействия субъектов культурной политики посредством информатизации, развития проектной деятельности;
- развитие единого информационного и культурного пространства территории и
края.
Реализация приоритетных задач государственной политики края в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать деятельность учреждений культуры муниципального района, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры, совершенствовать творческий потенциал жителей территории, добиться позитивных изменений в экономическом положении отрасли культуры, дальнейшей интеграции муниципального образования в краевое и российское культурное пространство.
Таким образом, в настоящее время особое значение приобретает разумная и реалистическая культурная политика, продуманная стратегия развития культуры. Цель культурной политики - сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности. В центре политики - человек. В рекомендациях об участии и роли народных масс в культурной жизни, принятых ЮНЕСКО, сказано, что основная задача современной культурной политики состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение максимально большего количества лиц комплекс средств, способствующих духовному и культурному развитию. Перед культурной политикой стоит задача - обеспечить интеллектуальный прогресс, с тем чтобы его результаты стали достоянием каждого человека и гармонизировали культурные отношения людей. Как предпосылку для реализации осмысленной государственной культурной политики можно рассматривать Указ Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в соответствии с которым создан Государственный экспертный совет при Президенте России [11].
Нельзя не признать необходимость возрождения национального достоинства, уважения к собственным традициям важнейшей задачи государственной культурной политики. Необходимо, чтобы подлинная культура стала доступной для всех слоев населения. Пока же движение идет в обратном направлении - уменьшается сектор бесплатного образования, население не приобщается к культурным ценностям, происходит широкомасштабная вестернизация духовной жизни России (через телевидение, радио, киноэкран, образование, язык, одежду и т. д.).
Возникающие сегодня культурные связи и создаваемые культурные ценности, вырастая на почве определенного культурного наследия, завтра сами превратятся в составную часть культурного наследия, которое будет передаваться новым поколениям.
Литература
1. Декларация Мехико по политике в области культуры // Культура: диалог народов мира. ЮНЕСКО. - 1984. - № 3.
2. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 г.: Основы законодательства РФ о культуре. Разд. I. Ст. 3.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
4. Арсланов Ш.Д. Возрождение и популяризация культурного наследия народов Дагестана как фактор улучшения его инвестиционной привлекательности // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 130-133.
5. Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 25 (354). - С. 7-11.
6. Дабаева Г.А. Философский аспект традиции в культуре // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 5. - С. 233-238.
7. Дюкарев Г.И. Некоторые тенденции этнического развития коренных малочисленных народов Таймыра по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов // Социально-экономические и этнокультурные проблемы Севера и Сибири как объект изучения современной науки: сб. докладов Международной научно-практической конференции (Будапешт, 2-7 апреля 2012 г.) / под общ. ред. О.Э. Добжанской. - Норильск: НИИ, 2012. - С. 35-39.
8. Абдуллаева З.Э. Основные направления исследования региональной этнокуль-туры и идентичности в духовно-антропологическом пространстве России // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 213-217.
9. www.taimyr24.ru/.../STRATEGIa raz...2009-2020.
10. Азизова В.Т. Социокультурный подход в исследовании правовых явлений в поликультурном регионе // Вестник Дагестанского государственного университета. -2015. Вып. 2. - С. 13-17.
11. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
12. Апухтина Н.Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления: монография; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 195 с.
13. Биче-оол В. К. Материальная культура кочевников Таймыра (на примере самодийских народов) // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - № 1 (33). - С. 170-175.
14. Биче-оол В. К., Апухтина Н. Г. Народная колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 3. - С. 108-113.
15. Биче-оол В. К. Культура нганасан: от истоков до современности: монография / научн. ред. д. филос. н., проф. Н.Г. Апухтина. - Челябинск, 2010. - 180 с.
16. Волегов Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации // Ориентиры культурной политики. -М.: ГИВЦ МК РФ, 1993. - № 1. - С. 7-24.
17. Культурная политика России: история и современность. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996. - 217 с.
18. Новая российская энциклопедия: в 12 т. Т 9 (1) / редкол.: А.Д. Некипелев, В.И. Данилов-Данильян и др. - М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2011. - 480 с.
19. Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом / Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. - М.: Национальный институт исследований глобальной безопасности, 2012. - 85 с.
Поступила в редакцию 9 июня 2015 г.
UDC 008.001
The policy of preservation of cultural heritage in the Taimyr Dolgan-Nenets municipal
district
V.K. Biche-ool
Ural State University of Physical Education; Russia, 454091, Chelyabinsk, str. Ordzhonikidze, 1; [email protected]
The problem of preservation of historical and cultural heritage in modern conditions is of particular relevance.The policy of spiritual renewal proclaimed by the government of the Russian Federation, in case of loss of continuity of the best cultural traditions cannot be fully implemented without the preservation and revival of historical and cultural heritage. In connection with the activation of the state policy of further development of the Arctic region, inauthor's opinion, the cultural interaction between the countries of the Arctic Council and the Barents Euro-Arctic region is of a particular importance. The article actualizes the problem of cultural heritage conservation in the Taimyr Dolgan-Nenets municipal district, part of the Arctic zone of the Russian Federation and the identification of key policy directions. The author analyzes the main approaches to understanding the notion of "cultural heritage" enshrined in the legal documents and defines the specifics of the policy, aimed at preserving the cultural heritage of the small peoples of Russia. This involves the study of the strengths and weaknesses of the culture of the studied area and proposes the main directions of policy formation, preservation of cultural heritage, a set of tasks is determined, monitoring forms are scheduled. Long-term target program "Preservation and development of culture on the territory of Taimyr Dolgan-Nenets municipal district" with the envisaged activities is given. The policy of preservation of cultural heritage results in the revival of national dignity and respect for their own traditions.
Keywords: culture, politics, cultural heritage, Arctic, Taimyr, strategy, program.
Received 9 June, 2015