Научная статья на тему 'Таймырский окружной центр народного творчества'

Таймырский окружной центр народного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В. Ю. Паниот

Предложен анализ мероприятий, проводимых Таймырским окружным центром народного творчества (ТОЦНТ), по поддержке традиционной культуры и искусства коренных жителей Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО. Сибирь и Дальний Восток многонациональный регион. На этой территории располагается Таймырский автономный округ. Культура народов, живущих на территории округа, богата и разнообразна. Округ населяют в основном долгане, ненцы, энцы, нганасане, эвенки. Поддержкой, сохранением и развитием традиционной культуры и искусства народов Севера занимается Таймырский окружной центр народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the work of Taimir’s Center of Native Culture, it’s activity in the sphere of supporting of traditional arts and culture of native Taimirians. Siberia and Far East are multinational regions. Taimirs Autonomous District is located at this territory. The culture of native Taimirian nationalities is rich, distinctive and original. The Autonomous District is populated basically by dolgans, nencys, ensys, nganasans and evenks. The task of Taimirian District Nativecultural Center is to support, develop and protect traditional arts and culture of that peoples of North.

Текст научной работы на тему «Таймырский окружной центр народного творчества»

УДК 373

В.Ю.ПАНИОТ

Экономический факультет, группа ЭГ-02

ТАЙМЫРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Предложен анализ мероприятий, проводимых Таймырским окружным центром народного творчества (ТОЦНТ), по поддержке традиционной культуры и искусства коренных жителей Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО.

Сибирь и Дальний Восток - многонациональный регион. На этой территории располагается Таймырский автономный округ. Культура народов, живущих на территории округа, богата и разнообразна. Округ населяют в основном долгане, ненцы, энцы, нганасане, эвенки. Поддержкой, сохранением и развитием традиционной культуры и искусства народов Севера занимается Таймырский окружной центр народного творчества.

The article describes the work of Taimir's Center of Native Culture, it's activity in the sphere of supporting of traditional arts and culture of native Taimirians.

Siberia and Far East are multinational regions. Taimirs Autonomous District is located at this territory. The culture of native Taimirian nationalities is rich, distinctive and original. The Autonomous District is populated basically by dolgans, nencys, ensys, nganasans and evenks. The task of Taimirian District Nativecultural Center is to support, develop and protect traditional arts and culture of that peoples of North.

На территории Сибири и Дальнего Востока расположены 18 административно-территориальных единиц, в том числе пять республик. В регионе проживает около 50 народностей и народов.

Для оказания помощи в развитии народов Севера в 1920-х гг. они были выделены в особую группу по следующим признакам:

• малая численность;

• ведение традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);

• кочевой, полукочевой, полуоседлый образ жизни;

• низкий уровень социально-экономического развития.

У каждой народности своя история, культура, быт. Оленеводство, рыбный, зверобойный и пушной промыслы - традиционные отрасли хозяйства, которые предопределяют кочевые формы его ведения и соответствующий уклад жизни, очаговый характер расселения. Культура малочисленных народов Севера оказалась на грани исчезновения из-за утраты родного языка,

276 -

профессиональных национальных навыков, бытовых традиций, художественных промыслов, фольклора. Свою роль в этом сыграло уменьшение материальных и финансовых вложений в культуру. Проблемы, связанные с судьбой малочисленных народностей Севера, которые оказались не просто в бедственном положении, а на грани вымирания, стоят в Сибири и на Дальнем Востоке особенно остро.

Земля Таймырская всегда была богата и сегодня остается такой же неисчерпаемой на народные таланты, на художников и поэтов, на самородных мастеров, чьи творения рук переживут века. Таймыр - край суровый и удивительный. Разнообразна, причудлива и величава его природа, но еще более разнообразна и богата культура народов, ее населяющих: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков. Огромный вклад в сбор информации, поддержку и развитие народного творчества на Таймыре вносит Таймырский окружной центр народного творчества. Это государственное учреждение, которое находится в ведении Министерства культуры РФ

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.155. Часть 1

и направляет свою основную деятельность на возрождение традиционного искусства коренных народов Таймыра, осуществляет организационно-методическое руководство клубными учреждениями округа, ведет информационно-издательскую и научно-исследовательскую работу (сбор и обработка фольклора народов Таймыра).

На Таймыре получили распространение в основном нганасанский, эвенкийский и ненецкий языки. У людей тундры не было книг и письма. Они не умели записывать свои знания, чтобы увековечить их и передать потомкам. Но у них было слово. Оно обозначало суть вещей и смысл явлений.

Сегодня на Таймыре сложилась «пограничная ситуация»: фольклор во всем богатстве его жанров и форм еще существует, но уже стал достоянием только отдельных людей старшего поколения. Быстрое наступление технической цивилизации, советизация и присущие ей варварские методы установления нового порядка подорвали естественные процессы традиционной жизни народов Севера. Вековой уклад кочевой жизни нарушился, привыкшие к тундровым просторам вчерашние охотники и оленеводы оказались запертыми в тесных квартирах неблагоустроенных поселков. Система детских интернатов закончила разрушительное дело, воспитав целые поколения в отрыве от традиционных ценностей. Не только фольклор, но и язык многих народов оказался на грани забвения.

Однако, несмотря на это, народы Таймыра сохраняют устное народное творчество. Фольклор помогает им осознавать свою этническую принадлежность, чувствовать себя частью культурного сообщества людей - народа.

Особую роль здесь играют сотрудники центра, которые в большинстве своем занимаются сбором и обработкой фольклора коренных жителей. В последние десятилетия происходит только обработка накопленного материала, так как материальных средств для экспедиций нет. Книги, созданные на основе этих исследований, играют огромную роль в этнопедагогике. Эти книги являются уникальными, на Таймыре нет других ана-

логичных центров, которые бы вели столь сложную работу по изучению языков коренных народностей. Многие издания выпущены благодаря обществу «М.А.Кастерна» (Финляндия). Данное общество является спонсором многих проектов центра. На территории центра находится также своеобразный выставочный центр «Норд», где проводятся выставки художников, демонстрируются лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства, экспонируется «Золотой фонд» окружного центра.

Проблема с финансированием учреждений культуры в последние десятилетия существенно осложнилась в связи с неразрешенным вопросом о положении города Норильска, который находясь на территории округа, платит налоги не только в местный бюджет (основная часть), но и в краевой.

Среди коренного населения очень много талантливых людей. Одним из талантливейших долганских художников является Борис Николаевич Молчанов, член союза художников СССР с 1992 г., участник краевых и республиканских региональных выставок. Он работает в жанре графики и акварели (см. рисунок), декоративно-прикладного искусства (резьба по кости, изделия из кожи и замши). Репродукции его картин стали публиковаться в каталогах престижных выставок, организованных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске. Самобытное творчество таймырского художника получило широкое признание. Б.Н.Молчанов внес большой вклад в развитие культуры долган и других малочисленных народов Таймыра.

При центре работают учебно-произ-водственные мастерские «Резьба по кости»,

К солнцу

_ 277

Санкт-Петербург. 2003

«Вышивка бисером и изготовление национальной одежды». Детская студия резьбы по кости специально создана для молодежи коренной национальности, для того чтобы молодое поколение могло сохранить то немногое, что осталось.

Культурные ценности молодежи, доминирующие в молодежной среде стили интеллектуального, эмоционального, духовного восприятия и отражения действительности, играют важнейшую роль в выборе ею того или иного будущего. Именно духовная культура, основные формы ее воспроизводства - наука, искусство, нравственность - образуют ядро культуры в целом, определяют характер активности поколения. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. Чтобы сохранить и возродить искусство таймырской резьбы по кости открыт ряд мастерских в самых отдаленных поселках округа (Сындасско, Хета, Хатанга). Создание таких студий целесообразно, так как большая часть пошивочных и сувенирных цехов, ранее существовавших при совхозах, закрыта. Процесс обучения в студиях осно-

ван на принципе последовательного изучения орнаментов, предметов быта; работа с ценнейшим поделочным материалом -бивнем мамонта - настраивает студийцев на расширение знаний, на поиски и организацию научных экспедиций по сбору бивней. Лучшим учащимся выплачивается стипендия из средств, заработанных центром. Через детскую художественную школу-студию Центр надеется изменить существующую практику отношения к уникальному материалу - бивню мамонта и оленьему рогу, основные залежи которых находятся на территории Таймырского АО.

Государственной национальной политикой Российской Федерации предусмотрено сохранение и развитие, а в ряде случаев -и возрождение самобытности народов Севера, их национальной культуры и языков, что возможно лишь при условии сохранения и развития их традиционного хозяйства и приближенного к нему образа жизни (сохранение кочевания оленеводов при наличии стационарных баз, полуоседлый образ жизни охотников и рыболовов при наличии небольших таежных поселков, рыболовецких станов и охотничьих избушек с разъездным обслуживанием или собственной социальной инфраструктурой).

Научный руководитель д.и.н. проф. В.Г.Афанасьев

278 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.155. Часть 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.