Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА СИСТЕМНОГО СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ И РОЛЬ АВТОРИТЕТНОГО ГОСУДАРСТВА'

ПОЛИТИКА СИСТЕМНОГО СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ И РОЛЬ АВТОРИТЕТНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторитет власти / доверие / ожидание / население / бедность / социальная помощь / социальный контракт / индекс доверия / национальная программа / положение / authority of the authorities / trust / expectation / population / poverty / social assistance / social contract / trust index / national program / position

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А И. Абдиева, Ж А. Полотова

В рамках данной статьи исследована современная государственная политика по преодолению бедности в Кыргызской Республике, в частности, дан анализ текущей ситуации по состоянию уровня бедности в стране, исследованы нормативно-правовые стороны в области преодоления бедности, подробно изучены программные документы государства, которые нацелены на сокращение бедности в стране. А также в статье сделана попытка связать удовлетворение ожиданий населения с повышением авторитета власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC POVERTY REDUCTION POLICY AND THE ROLE OF AN AUTHORITIES STATE

This article examines the current state policy on poverty reduction in the Kyrgyz Republic, in particular, it analyzes the current situation regarding the poverty level in the country, examines the legal aspects in the field of poverty reduction, and studies in detail the state program documents aimed at reducing poverty in the country. The article also attempts to link the satisfaction of the population's expectations with an increase in the authority of the authorities.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА СИСТЕМНОГО СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ И РОЛЬ АВТОРИТЕТНОГО ГОСУДАРСТВА»

ПОЛИТИКА СИСТЕМНОГО СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ И РОЛЬ АВТОРИТЕТНОГО ГОСУДАРСТВА

А.И. Абдиева, д-р экон. наук, профессор Ж.А. Полотова, аспирант

Академия государственного управления при Президенте КР (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-6-14

Аннотация. В рамках данной статьи исследована современная государственная политика по преодолению бедности в Кыргызской Республике, в частности, дан анализ текущей ситуации по состоянию уровня бедности в стране, исследованы нормативно-правовые стороны в области преодоления бедности, подробно изучены программные документы государства, которые нацелены на сокращение бедности в стране. А также в статье сделана попытка связать удовлетворение ожиданий населения с повышением авторитета власти.

Ключевые слова: авторитет власти, доверие, ожидание, население, бедность, социальная помощь, социальный контракт, индекс доверия, национальная программа, положение.

Признак лояльности граждан к работе органов власти, признание полномочий власти в переводе от латинского «autoritas» трактуется как влияние, власть. Сила авторитета в том, что он основан на доверии и уважении. Доверие побуждает и мотивирует граждан к действиям, оказывает влияние на поведение людей. Чем выше уровень доверия, тем больше авторитет и тем большее уважение со стороны общественности вызывают инициативы власти, тем авторитетной становится само государство. В целом, затрагивая тему авторитетного государства, в частности, саму дефиницию «авторитетное государство», то этот термин, скорее всего должен ассоциироваться с доверием или ожиданиями партнеров, это прежде всего, другие государства, это инвесторы, доноры и бизнес-сообщество. Внутри государства, на наш взгляд, необходимо говорить об авторитете власти, который тесно связан с ожиданиями населения относительно тех или иных действий или политических решений, поэтому управление ожиданиями

Неизменность - истинная основа доверия. Либо сдержите обещания, либо не делайте их.

Рой Т. Беннет

посредством формирования имиджа оказывает влияние на авторитет.

Одним из основных ожиданий населения являются, прежде всего, экономические ожидания, в числе которых борьба с бедностью и повышение уровня благосостояния населения.

Исследуем текущую ситуацию по уровню бедности в Кыргызской Республике. Результаты оценок измерения благосостояния населения Кыргызской Республики произведены Национальным статистическим комитетом на основе данных выборочного интегрированного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы с ежеквартальным охватом 5016 домашних хозяйств.

Результаты опроса показывают, что уровень бедности в 2023 году, рассчитанный по потребительским расходам, в целом по стране составил 29,8% и по отношению к предыдущему году снизился на 3,4 процентных пункта. Для оценки уровня бедности в качестве порогового значения была применена черта бедности, пересчитанная по данным интегрированного вы-

борочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы за 2023 год. Пересчет черты бедности произведен в соответствии с «Методикой определения черты бедности», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2011 года №115 и обусловлен уровнем инфляции, превысившим десятипроцентный порог. В 2023 году Индекс потребительских цен (ИПЦ) в

процентах к предыдущему году составил 110,8%, при этом ИПЦ на продовольственные товары и безалкогольные напитки сложился на уровне 108,4%, на непродовольственные товары и услуги - 112,0%. Стоимостная величина общей черты бедности в 2023 году составила 62 999 сомов в год на душу населения, крайней - 40 654 сома.

Рис. 1. Уровень бедности по месту проживания (в процентах к общей численности населения)

Уровень бедности в сельской местности снизился на 3,0 процентных пункта, а в городских поселениях - на 3,8 процентных пункта. За чертой бедности в 2023 году проживали 2 млн. 135 тыс. человек, из которых 62,8% являлись жителями сельских населенных пунктов. При этом, в условиях бедности проживали 36,7% детей в возрасте 0-17 лет или 1 млн. 43 тыс. человек.

Постоянное повышение уровня жизни и преодоление бедности в

Кыргызстане выдвигается в качестве главного приоритета всей экономической, финансовой и социальной политики государства, конечной цели проводимых в стране реформ.

Исследование нормативно-правовых сторон в области преодоления бедности показали следующие результаты:

1. Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей установлены Трудовым кодексом КР.

2. Законом Кыргызской Республики «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» установлены государственные минимальные социальные стандарты для обеспечения важнейших жизненных потребностей населения в сферах здравоохранения, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального обслуживания, оплаты труда, трудовых отношений и охраны труда, пенсионного обеспечения, содействия занятости населения, обеспечения экологической безопасности и др. Закон определяет направления социальной политики, служит основой минимальных государственных трудовых гарантий и мер по социальной поддержке населения.

3. Гарантируемый размер месячной заработной платы регулируется Законом КР «О минимальной заработной плате в Кыргызской Республике» и устанавливается законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год, исходя из принципа поэтапного

повышения его до величины прожиточного минимума.

4. Законом КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» предоставляются следующие виды государственных пособий: единовременная выплата при рождении каждого ребенка -"балага суйунчу"; ежемесячное пособие нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - "уй-булого комок"; ежемесячное пособие лицам, не имеющим права на пенсионное обеспечение, - "социальное пособие".

5. Социальная защита пожилых граждан (пенсии, социальные пособия (при отсутствии права на пенсионное обеспечение), обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, все виды реабилитации) гарантируется Законом КР «О пожилых гражданах в Кыргызской Республике». Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» определяет государственную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья по обеспечению им равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранению ограничений в их жизнедеятельности, созданию благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями здоровья вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни общества.

6. Кодексом КР о детях установлено обеспечение права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

7. Государственные гарантии по предоставлению равных прав и возможностей лицам разного пола в политической, социальной, экономической, культурной и иных областях жизнедеятельности человека, недискриминационная политика по признаку пола установлены Законом КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».

8. Правительством Кыргызстана ратифицированы все 8 фундаментальных конвенций Международной организации тру-

да (МОТ), в том числе: о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (№ 100), о дискриминации в области труда и занятий (№ 111), о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (№ 182). Также ратифицированы директивные (приоритетные) конвенции (3 из 4) МОТ, в том числе о политике в области занятости (№ 122).

Ратифицированы 42 технические конвенции МОТ (42 из 177), в том числе: о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве (№ 17), об охране заработной платы (№ 95), об охране материнства (пересмотренная) (№ 103), об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (№ 157), о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159), о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (№ 184) и др.

1. Кыргызстан взял обязательства: обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми лицами с инвалидностью без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов.

2. Также, Кыргызстан принимает меры (законодательные, административные и другие) для осуществления прав детей без какой-либо дискриминации, отраженных в Конвенции ООН о правах ребенка

3. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы направлена на существенное снижение риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, и неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий и общин.

Относительно программных документов государства, которые нацелены на сокращение бедности в стране, можно отметить следующие основные направления деятельности:

До 2022 года Правительство Кыргызской Республики неоднократно разрабаты-

вали и реализовывали различные программы национального характера в целях преодоления и сокращения бедности, среди них наиболее важные: Национальная программа "Аялзат" на 1996-2000 годы, Национальная программа преодоления бедности "Аракет", (1998-2005 годы), Среднесрочная программа развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы, Национальная стратегия устойчивого развития 2013-2017гг и другие. Но фактор бедности значительной части населения страны, обусловленный низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы, экономическим неравенством различных групп населения за 30 лет независимости страны все еще является основным препятствием для экономического развития нашей страны. Высокого доверия населения к власти не получилось, власть не стала авторитетной, более того, бедность негативно отразилась на общественно-политической стабильности, возник серьезный уровень конфликтного потенциала в стране, наша республика за относительно короткий период времени пережила ряд общественно-политических потрясений со сменой высшей политической власти.

Современный этап реализации действенной политики сокращения бедности начинается от Постановления Правительства КР «О реализации Закона Кыргызской Республики "О государственных пособиях в Кыргызской Республике" от 29 июня 2018 года за номером 307, которое главным образом утвердило Положение «О порядке определения нуждаемости граждан (семей) в ежемесячном пособии нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - «уй-булого комок». Данное Положение регулирует порядок определения нуждаемости граждан (семей) в ежемесячном пособии нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - «уй-булого комок». На начало 2023 года всего пособий «уй-булого комок» было выдано 102934 семьям или 339133 человекам при этом средний размер пособия "уй-булого комок" составляет 1 392 сома. Здесь очевидно, что данное пособие никак не может повлиять на общее бедствующие положение семьи

или отдельно взятого человека, данное пособие в основном тратится на покрытие ежедневных нужд: питание, лекарства, оплата коммунальных услуг.

Начиная с 2021 года политика государства в преодолении бедности меняется. С принятием Конституции КР на референдуме 11 апреля 2021 года и изменением социально-экономической ситуации в стране, Указом Президента КР от 12 октября 2021 года УП № 435 утверждается Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года. Программа разработана в рамках Национальной стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года с сохранением принципа преемственности на основе долгосрочных стратегических целей развития страны с ориентацией на человека и акцентом на основополагающее обязательство "не оставить никого позади". Целями Программы являются улучшение благосостояния граждан посредством создания среды для социально-экономического развития страны, реализация антикризисных мер и формирование основ для успешного достижения долгосрочных целей развития.

Здесь необходимо отметить, что ключевой задачей Кабинета Министров Кыргызской Республики в реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года является обеспечение динамичного развития экономики и стабильного роста доходов населения и как следствие, сокращение уровня бедности. Ожидаемым показателем должно стать снижение уровня бедности с 25,3% до 20% к 2026 году.

Во исполнение вышеуказанной Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года № 435, направленной на создание благоприятных условий поддержки малоимущих и малообеспеченных семей, и стимулирование их к активным действиям по преодолению ими трудной жизненной ситуации, оказание содействия в реализации их трудового потенциала, а также вовлечение предпринимателей в процесс создания дополнительных рабочих мест или условий для са-

мозанятости малоимущих и малообеспеченных семей, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» Кабинет Министров Кыргызской Республики утвердил Положение о предоставлении социальной помощи на основе социального контракта (далее - Положение) и внес в постановление Правительства Кыргызской Республики «О реализации Закона Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 29 июня 2018 года № 307 некоторые изменения.

Положение о предоставлении социальной помощи на основе социального контракта определяет условия и механизм предоставления социальной помощи малоимущим и малообеспеченным семьям (далее - семьи), изъявившим желание получить данную помощь на основе социального контракта. Программа «Социальный контракт» - это новый инструмент государственной политики для преодоления бедности в Кыргызстане. Его целями являются стимулирование нуждающихся семей к активным действиям для преодоления трудной жизненной ситуации, изживание их иждивенческого настроя, развитие микропредпринимательства, а также создание новых рабочих мест в регионах.

Заключая социальный контракт с малоимущей семьей, государство безвозмездно предоставляет 100 тысяч сомов на открытие малого бизнеса. Социальный контракт - это соглашение между малоимущей или малообеспеченной семьей и территориальным подразделением Министерства труда, социального обеспечения и миграции. Семья получает 100 тысяч сомов на открытие и развитие малого бизнеса, но при этом ограничивается в правах на по-

лучение пособия «уй-булого комок» на три года. Основным источником финансирования являются финансовые средства государственного бюджета различных уровней.

По социальному котракту в 2022 году было выделено 292,0 млн. сом для 2800 семей, а в 2023 году выделено 1036,0 млн. сом. для 10000 семей.

За 2023-2024 годы для участия в Программе было подано 14 985 заявлений, из которых отобраны 12 800 малоимущих и малообеспеченных семей возможность для развития своей деятельности через социальные контракты:

- общее количество женщин, участвующих в программе - 12 272 человека;

- общее количество членов семей составляет - 70 880 человека;

- общее количество лиц с инвалидностью - 1 436 человека;

- количество детей - 41 587 человек.

Главными условиями для участия в

проекте должны быть наличие подтверждающего документа, что семья малоимущая или малообеспеченная; согласие семьи на получение помощи на основе социального контракта; наличие у семьи бизнес-плана; наличие трудового и имущественного потенциала. Органы местного самоуправления, в городах областного и республиканского значения - территориальное подразделение совместно с заявителем разрабатывают программу социальной адаптации и помогают составить бизнес-план (по утвержденным уполномоченным государственным органом формам).

Социальный контракт участников, начиная с 2022 года, был реализован в следующих направлениях (из 100 социальных контрактов):

Рис. 2. Направления реализации социальных контрактов

По данным Министерства социального обеспечения, труда и миграции Кыргызской Республики в рамках социальных контрактов порядка 64% семей получили устойчивый положительный эффект, из 12 800 семей, заключивших социальный контракт с государством, только 23 семьи не смогли завершить свои бизнес-проекты по независящим от них обстоятельствам. Остальными участниками было создано порядка 18 тыс. рабочих мест, улучшена жизнь 70 тыс. человек, что можно оценивать как хороший результат.

В Кыргызской Республике существует количественная оценка доверия населения к органам исполнительной власти. Постановлением Правительства Кыргысзкой Республики от 17 июня 2016 года № 329 было утверждено Положение об "Индексе доверия населения" к деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и глав местных государственных администраций - акимов районов. "Индекс доверия населения" -обобщенный показатель динамики изменения массовых настроений общества, отражающий отношение населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Цель измерения "Индекса доверия населения" - актуальная оценка степени доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти и ор-

ганов местного самоуправления Кыргызской Республики.

Измерение "Индекса доверия населения" позволяет оценить личную удовлетворенность гражданина деятельностью государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики (Индекс "Личного доверия гражданина к государству") и удовлетворенность населения услугами, получаемыми от государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики (Индекс "Оценка качества государственных и муниципальных услуг").

"Индекс доверия населения" строится на основе регулярных опросов жителей в возрасте от 18 до 75 лет, являющихся гражданами Кыргызской Республики, по стандартной репрезентативной выборке, с допущением ошибки выборки в пределах 5-7% (или с доверительным интервалом в пределах 0,05-0,07).

Опрос населения, а также обработка данных для получения результатов измерения "Индекса доверия населения" проводятся Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики. Регулярность опроса составляет 4 раза в год, в конце каждого квартала. Для проведения измерения "Индекса доверия населения" в национальном масштабе проводится выборочный опрос населения всех 7 областей и городов Бишкек и Ош. Выборка составляет 3600 человек, с учетом допустимой ошибки выборки +\-5% (400 человек в каждой административно-территориаль-

ной единице). Выборка должна формироваться методом стратифицированного отбора респондентов, когда опрос в региональном масштабе проводится в конкретных административно-территориальных единицах и охватывает по 400 человек, с учетом ошибки выборки, допустимой в доверительных интервалах от 0,05 до 0,07 единицы.

Измерение "Индекса доверия населения" может также проводиться независимыми организациями за счет собственных средств или за счет средств республиканского бюджета в установленном законодательством порядке.

Все используемые вопросы для построения "Индекса доверия населения" должны быть нацелены на выявление отношения населения к государственным органам

исполнительной власти и органам местного самоуправления Кыргызской Республики. "Индекс доверия населения" является интегральным индексом, складывающимся из двух компонентов - частных индексов:

- личная удовлетворенность населения деятельностью государственных и муниципальных органов ("Индекс личного доверия населения к государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Кыргызской Республики");

- личная удовлетворенность населения услугами, получаемыми от государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики ("Индекс оценки качества государственных и муниципальных услуг").

Рис. 3. Индекс личного доверия гражданина к государству

Из вышеприведенного рисунка видно, что пик роста доверия пришелся на 2022 год, составил 44,0%, то есть 44% из всех опрошенных людей доверяют органам исполнительной власти. По данному показателю лидирует Иссык-Кульская область 62,7 и Джалал-Абадская область 54,7%. Самый низкий уровень личного доверия в 2023 году пришелся на Чуйскую область 28,8%.

В целом, судя по показателям индекса доверия, современная власть при всех ее недостатках справляется с задачами развития страны и запрос общества на перемены пусть частично, но удовлетворяется. Однако кредит доверия разный у жителей регионов к деятельности государственных

органов исполнительной власти, мэрий городов Бишкека и Оша, полномочных представителей президента в областях и глав местных государственных администраций - акимов районов.

Среди государственных органов население на конец 2022 года больше всего выразило доверие органам местного самоуправления городов областного, районного значения и айыльных аймаков (51,7 балла), аппаратам полномочных представителей президента (49,9), Министерству чрезвычайных ситуаций (44,8), местным госадминистрациям (48,3). А также Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики (43,6), мэриям Бишкека и Оша (39,6), Министерству обо-

роны (38,6), Министерству цифрового раз- Министерству финансов (29,9), Министер-

вития (44,7), Социальному фонду (39,2), ству юстиции (28,4), Министерству сель-

Министерству труда, социального обеспе- ского хозяйства (32,6).

чения и миграции (39,1), Государственно- Судя по ответам граждан, одни мини-

му агентству интеллектуальной собствен- стерства по сравнению с прошлым годом

ности и инноваций (37,9), Государствен- повысили свой авторитет в их глазах, дру-

ному агентству по делам государственной гие, наоборот, снизили его.

службы и местного самоуправления (38,2), В заключительной части отметим, что у

Министерству иностранных дел (37). нынешней власти авторитет растет, боль-

Самое низкое доверие население выра- шинство граждан на сегодня одобряют жает Министерству здравоохранения действия властей, признают власть и ее (22,3), Государственному агентству архи- право использовать силу - армию и иные тектуры, строительства и жилищно- силовые структуры для защиты интересов коммунального хозяйства (23,6), Мини- общества. В случае, если авторитет сни-стерству природных ресурсов, экологии и зится, то скорей всего будет наблюдаться технического надзора (24,6), Министер- рост сопротивления решениям и действи-ству внутренних дел (29,5), Министерству ям, появятся неформальные лидеры, стре-экономики и коммерции (30,7), Министер- мящиеся перехватить власть. ству транспорта и коммуникаций (29,1),

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

2. Авторитет власти. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.politsecrets.ru/articles/slovar-politika/avtoritet-vlasti/.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kg/media/publicationarchive/67990232-45fd-4d4b-8e2d-604c01c34ea6.pdf.

4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2011 года №115. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/92513/edition/385791/ru.

5. Трудовой кодекс КР от 4 августа 2004 года № 106.

6. Закон Кыргызской Республики «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» от 26 мая 2009 года № 170.

7. Закон КР «О минимальной заработной плате в Кыргызской Республике» от 13 октября 2008 года № 210.

8. Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года № 163.

9. Закон КР «О пожилых гражданах в Кыргызской Республике» от 26 июля 2011 года № 133.

10. Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 3 апреля 2008 года № 38.

11. Кодекс КР о детях от 10 июля 2012 года № 100.

12. Закон КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 13 марта 2019 года № 34.

13. Национальная программа "Аялзат" на 1996-2000 годы от 6 марта 1996 года N УП-94. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/46430/edition/315259/ru.

14. Национальная программа преодоления бедности "Аракет", (1998-2005 годы) от 11 февраля 1998 года УП N 34. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/2580/edition/285947/ru.

15. Среднесрочная программа развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mineconom.gov.kg/files/.

16. Национальная стратегия устойчивого развития 2013-2017 гг. // от 21 января 2013 года № 11. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/61542/edition/473771/ru.

17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.gov.kg/dataset/ttoco6ne-yn-6yjioro-komok.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Положение о предоставлении социальной помощи на основе социального контракта от 13 июня 2023 года № 296. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/159294/edition/1260679/ru.

19. Положение об "Индексе доверия населения" к деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и глав местных государственных администраций - акимов районов // от 17 июня 2016 года № 329.

20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kg/ru/opendata/category/61/.

SYSTEMIC POVERTY REDUCTION POLICY AND THE ROLE OF AN AUTHORITIES STATE

A.I. Abdieva, Doctor of Economic Sciences, Professor Z.A. Polotova, Postgraduate Student

Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article examines the current state policy on poverty reduction in the Kyrgyz Republic, in particular, it analyzes the current situation regarding the poverty level in the country, examines the legal aspects in the field of poverty reduction, and studies in detail the state program documents aimed at reducing poverty in the country. The article also attempts to link the satisfaction of the population's expectations with an increase in the authority of the authorities.

Keywords: authority of the authorities, trust, expectation, population, poverty, social assistance, social contract, trust index, national program, position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.