Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НКО / неправительственные организации / Киргизская Республика / доноры / аналитические центры / финансирование / программы / NPO / non-governmental organizations / Kyrgyz Republic / donors / think tanks / financing / programs

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаяров Каныбек Акматбекович

Статья посвящена краткому обзору НКО Киргизской Республики. Дано определение термину «некоммерческая организация», указаны формы НКО, описывается история развития данного вида организаций в Киргизии и эволюция их правового статуса. Основываясь на информации, официально представленной на сайтах НКО, предпринята попытка рассмотреть наиболее крупные некоммерческие организации страны с точки зрения сфер их деятельности, а также воздействия на развитие общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Non-Profit Organizations in The Kyrgyz Republic

The article is devoted to a brief overview of NPOs in the Kyrgyz Republic. The term “non-profit organization” is defined, the forms of NPOs are indicated, the history of the development of this type of organization in Kyrgyzstan and the evolution of their legal status are described. Based on information officially presented on NPO websites, an attempt has been made to consider the largest non-profit organizations in the country in terms of their areas of activity, as well as their impact on the development of society and the state.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Abstract. The system of modern Islamic education in Russia includes primary religious education, secondary religious education and higher education, where three areas are concentrated: Koranic sciences, Sharia sciences, Islamic theology. Moslem education in the Russian Federation is integrated into the state coordinate system. Graduates receive state diplomas, and religious education acts as a legitimate alternative to secular education. The article provides a brief analysis of Islamic universities and secondary educational institutions in Moscow and St. Petersburg; Republic of Tatarstan; Republic of Bashkortostan; Chechen Republic, Republic of Dagestan; Crimea (Bakhchisaray, Dzhankoy).

Keywords: Moslem educational centers in the Russian Federation; Islamic education system in Moscow, St. Petersburg; Kazan; Ufa; Makhachkala; Nalchik; Grozny; Dzhankoy; higher education; secondary vocational education; elementary education; maktab; madrasah; imam; imam-khatib; imam-mukhtasib; mugallim; religious and secular education; theologian; religious scholar; teacher; translator; Arabic language; Turkish language; English language; Koran; Sunnah; Fiqh; Hanafi Mashab; Shakird; training courses; Moslem universities; master's and bachelor's programs; Spiritual Board of Moslems of the Russian Federation; Council of Muftis of the Russian Federation; muftiate; Organization of Islamic Cooperation (OIC); Federation of Universities of the Moslem World (FUIM); Islamic Center in Geneva; Islamic funds; Malaysia; Morocco; UAE; Saudi Arabia; Indonesia; Turkey; Egypt.

Кудаяров К. А.*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

DOI:10.31249/rimm/2024.0L03

Для цитирования: Кудаяров К. А. Деятельность некоммерческих организаций в Киргизской Республике // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). DOI:10.31249/rimm/2024.01.03

Аннотация. Статья посвящена краткому обзору НКО Киргизской Республики. Дано определение термину «некоммерческая организация», указаны формы НКО, описывается история развития данного вида

* Кудаяров Каныбек Акматбекович, канд. истор. наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru

организаций в Киргизии и эволюция их правового статуса. Основываясь на информации, официально представленной на сайтах НКО, предпринята попытка рассмотреть наиболее крупные некоммерческие организации страны с точки зрения сфер их деятельности, а также воздействия на развитие общества и государства.

Ключевые слова: НКО; неправительственные организации; Киргизская Республика; доноры; аналитические центры; финансирование; программы.

Согласно Закону Киргизской Республики, некоммерческая организация - добровольная самоуправляемая организация, созданная физическими и / или юридическими лицами на основе общности их интересов для реализации духовных или иных нематериальных потребностей в интересах своих членов и / или всего общества, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между членами, учредителями и должностными лицами1. При этом законодательство Киргизии не дает определения «неправительственной организации», что делает данный термин неправовым. Однако, как полагают некоторые эксперты2, НПО являются составной частью НКО.

Из существующих 15 организационно-правовых форм НКО, предусматриваемых киргизским законодательством (общественное объединение, фонд, учреждение (частное, государственное или муниципальное), объединение (ассоциация) юридических лиц, жамаат (общинная организация), кооператив, товарищество собственников жилья (кондоминиум), органы ТОС, ассоциация водопользователей, саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, объединение работодателей, профсоюз, политическая партия, религиозная организация) [1], первые пять - относятся к НПО, в то время как все 15, - к НКО.

1 Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» от 15 октября 1999 года № 111 (В редакции Законов Кыргызской Республики от 30 мая 2014 года № 82, 23 апреля 2016 года № 51, 26 июня 2021 года № 78, 28 февраля 2023 года № 44) : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/274 (дата обращения: 18.10.2023).

2 Под экспертами понимаются авторы учебного пособия «Правовое регулирование некоммерческих организаций и институтов гражданского участия» / Под общей редакцией Н.А. Идрисова - Бишкек: Т. Kirland, 2020. - 422 с.

Общее количество НКО в Киргизии составляет 29 1301. При этом большая их часть приходится на столицу республики, город Бишкек, где располагаются 18 500 некоммерческих организаций2. Действительно работающих НКО насчитывается порядка 4003.

В Киргизской Республике деятельность НКО зависит от наличия постоянного внешнего финансирования, поскольку донорами выступают в основном иностранные (преимущественно западные организации). Среди них можно выделить наиболее крупных спонсоров, к числу которых относятся: Фонд Сороса в Киргизии (ФСК) , Фонд им. Ф. Эберта5, Фонд им. К. Аденауэра6, Национальный демократический институт7, ЕС1, структуры ООН и др.

1 Кудрявцева Т. Цифра дня. 29 тысяч 130 некоммерческих организаций работают в Кыргызстане // 24.kg : [сайт]. URL: https://24.kg/obschestvo/270279_ tsifra_dnya29tyisyach_130_nekommercheskih_organizatsiy_rabotayut_vkyirgyizstane/ (дата обращения: 11.10.2023).

2 Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики)».

3 Вклад НКО в экономику Кыргызстана в цифрах // KAKTUSMEDIA : [сайт]. URL: https://kaktus.media/doc/489012_vklad_nko_v_ekonomiky_kyrgyzstana_ v_cifrah._infografika.html (дата обращения: 10.10.2023).

4 С 2015 г. входит в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации. Ранее была представлена в России двумя организациями - Фондом Открытое общество (Open Society Foundation), а также Институтом Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation), входящих в структуру Фонда Сороса - сети международных благотворительных организаций, созданных известным американским финансистом Джорджем Соросом [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/ (дата обращения: 18.03.2023).

5 Структурные подразделения Фонда Ф. Эберта в России исключены из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г. [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48807/ (дата обращения: 18.03.2023).

6 Структурные подразделения Фонда К. Аденауэра в России исключены из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г. [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48807/ (дата обращения: 18.03.2023).

7 Полное название - Национальный демократический институт международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs). С 2016 г. входит в перечень иностранных и международных неправительствен-

Чаще всего они являются спонсорами проектов части киргизских НКО, при этом также нередко выступая и в качестве заказчика.

Неопределенность в получении финансирования (зависящая от того, выиграет ли некоммерческая организация тендер / конкурс / грант для осуществления какого-либо проекта) определяет функционирование НКО, динамика деятельности которых может значительно меняться от года к году [2].

Большая часть международных организаций и доноров, работающих в Киргизской Республике, судя по направлениям финансирования, указанным Азиатским банком развития, выделяет около 40% денежных средств организациям, занимающимся правозащитной тематикой; 25% расходуется на охрану здоровья, 20% -на сферу образования. Лишь незначительная часть выделяемых средств направлена на продвижение гендерной тематики, вопросы экологии и социологические исследования (5%) [3, с. 2].

Не представляется возможным определить весь объем финансирования НКО, выделяемый донорами, однако известно, что, по крайней мере, две организации - Фонд Сороса2 в Киргизии и и8АГО3 направили в общей сложности более 515 млн долл. США на реализацию различных проектов в республике.

К примеру, Фонд Сороса потратил более 115,05 млн долл. США на поддержку гражданских инициатив в самых различных направлениях, таких как: правовые, образовательные и экономические реформы, поддержка СМИ, НПО и академических кругов; инициативы в области публичной политики, здравоохранения и

ных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/ (дата обращения: 18.03.2023).

1 Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.02.2023 № 111 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», часть указов, касающихся сближения РФ с ЕС были отменены.

2 О Фонде // Фонд «Сорос-Кыргызстан» : [сайт]. URL: https://soros.kg/ home_ru/who-we-are/about-us/ (дата обращения: 18.03.2023).

3 Агентство США по международному развитию (англ. United States Agency for International Development, USAID) - прекратило свою деятельность на территории Российской Федерации в 2012 г. по решению российской стороны, поскольку было выявлено, что USAID занималось воздействием на политические процессы в России через распределение грантов, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества.

В период 1992-2020 гг. USAID предоставил более 400 млн долл. США на программы в Кыргызстане.

культуры. Расходы Фонда за 2022 г. составили 3 млн 613 тыс. 598 долл. США1. Из них на общественное здравоохранение было затрачено 848 тыс. 915 долл. США, на правовую программу -421 тыс. 956 долл. США, на образовательную программу - 379 тыс. 690 долл., развитие СМИ - 338 тыс. 976 долл., демократическое управление - 266 тыс. 160 долл., на информационную программу - 216 тыс. 614 долл. США. Административные расходы составили 1 млн 141 тыс. 287 долл. США.

В свою очередь Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (если верить официальной информации, представленной на сайте организации) поддерживает программы, направленные на демократические институты, здравоохранение, образование и экономический рост [1, с. 3].

Другой, не менее известный - Фонд Ф. Эберта, - позиционирует себя как фонд, поддерживающий программы, направленные на достижение социальной справедливости и инклюзивного экономического развития, социально-экологическую трансформацию, развитие гражданской активности и поддержку политики, основанной на дипломатии.

Следует отметить, что практически все НКО, существующие в республике, в той или иной степени задействованы в программе достижения Целей устойчивого развития ООН2. Киргизская Республика весьма преуспела в реализации данной политики, заняв 45-е место в мире по данному показателю в 2023 г.3

1 Годовой отчет 2022 // Фонд Сорос Кыргызстан : [сайт]. URL: https://soros.kg/wp-content/uploads/2023/05/FSK_AR2022_RU.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

2 Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран - бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды // ООН. Цели в области устойчивого развития : [сайт]. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 18.10.2023).

3 Кыргызская Республика заняла 45-е место по показателям Целей Устойчивого Развития за 2023 г. и лидирует среди стран Центральной Азии // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики : [сайт]. URL: https://stat.kg/ru/news/kyrgyzskaya-respublika-zanyala-45-e-mesto-po-pokazatelyam-celej-ustojchivogo-razvitiya-za-2023-god-i-lidiruet-sredi-stran-centralnoj-azii/ (дата обращения: 12.10.2023).

По некоторым данным, приводимым политологом Д. Берда-ковым, в Киргизии в 2016 г. в секторе НКО трудилось 250 тыс. человек, т.е. 12% от общего числа трудоспособного населения1.

По информации Министерства юстиции Киргизской Республики, в 2013 г. 28% НКО, действующих на территории страны, использовали иностранное финансирование, и их суммарный вклад в ВВП республики эксперты оценили в 2,2%2. При этом около 62% НКО так или иначе привлекали на временную работу волонтеров. На сегодняшний день в 400 активно работающих киргизских НКО занято 17 тыс. человек3, в то время как государственных служащих страны больше лишь на одну тысячу - 18 тыс. человек4. В 2022 г. активно работающие НКО заплатили в бюджет республики более 363 млн сом (равняется 363 млн российских рублей по обменному курсу сома к рублю на 15.11.2023). Ежегодный вклад в ВВП Киргизии оценивается в 0,3%. В 2021 г. 397 активно работающих НКО произвели валовую добавленную стоимость в сумме более 2 млрд сом. Деятельность некоммерческого сектора поддерживает местный бизнес за счет ежегодной закупки товаров на 600 млн сом. По другим показателям также известно, что НКО оплачивают государственные и муниципальные услуги на сумму 125 млн сом в год. В 2021 г. валовая добавленная стоимость услуг НКО в здравоохранении составила 90 млн сом; в образовании - 17 млн сом; в улучшении экологии - 8,5 млн сом; в секторе соцзащиты - 334 млн сом. НКО израсходовали 436 млн сом на мероприятия по обучению предпринимательству, развитию женского предпринимательства, обучению и трудоустройству молодежи с инвалидностью5.

По информации, предоставленной рядом киргизских экспертов, в 2013 г. 41% всех средств поступило в некоммерческие орга-

1 Бердаков Д. Кыргызстан и «мягкая сила» // Наследие : [сайт]. URL: http://nasledie.ru/?q=node/4324 (дата обращения: 12.10.2023).

2 Лукаш И. Вклад НПО в ВВП Кыргызстана составил 2,2% // Вечерний Бишкек : [сайт]. URL: https://www.vb.kg/doc/251350_vklad_npo_v_vvp_kyrgyzstana_ sostavil_22.html (дата обращения: 12.10.2023).

3 Вклад НКО в экономику Кыргызстана в цифрах // KAKTUSMEDIA : [сайт]. URL: https://kaktus.media/doc/489012_vklad_nko_v_ekonomiky_kyrgyzstana_ v_cifrah._infografika.html (дата обращения: 18.10.2023).

4 Численность госслужащих в КР составила более 18 тыс. человек // КирТАГ : [сайт]. URL: https://goo.su/m1aSSk (дата обращения: 11.10.2023).

5 Вклад НКО в экономику Кыргызстана в цифрах // KAKTUSMEDIA : [сайт]. URL: https://kaktus.media/doc/489012_vklad_nko_v_ekonomiky_kyrgyzstana_ v_cifrah._infografika.html (дата обращения: 18.10.2023).

низации через членские взносы и экономическую деятельность; 6% от общей суммы составили помощь и гранты государства; 47% -это иностранные гранты; 6% - пожертвования, собранные в благотворительных целях [1, с. 70]. Таким образом, почти половина всех средств, выделенных на работу НКО, приходится на зарубежную помощь.

История развития НКО в Киргизской Республике начинается с установления контактов страны с внешним миром, приходом в республику в 1993 г. Фонда Сороса (раньше, чем в другие государства региона), объем финансирования которого в Киргизии оказался выше, чем в других республиках региона. Финансирование в Казахстане составляет 100 млн долл. (в апреле 2023 г. Фонд был преобразован в экспертно-аналитический хаб «Central Asian Policy Studies», CAPS Unlock); в Таджикистане - более 70 млн (закрыт в 2022 г.); в Узбекистане - 20 млн (закрыт в 2004 г.).

В целом, 90-е годы XX в. являются временем зарождения неправительственных некоммерческих организаций как в Киргизии, так и в других странах постсоветского пространства. Наиболее активный их рост приходится на вторую половину 90-х годов, когда численность организаций некоммерческого сектора достигла 2201 (1997). Политика киргизского руководства, осуществлявшего либерализацию экономики и продвижение демократических ценностей, в результате привела к закреплению за государством репутации «островка демократии» в Центральной Азии. В последующие годы рост числа НКО продолжается, что связано с геополитическими событиями в мире и регионе Центральной Азии (военная кампания НАТО в Афганистане 2001-2021 гг. и усиливающееся присутствие США и других западных стран в регионе).

Со временем НКО стали все чаще заявлять о себе в политической жизни страны, инициировать дискуссии на значимые вопросы социально-экономического и политического характера. Результатом активности гражданского сектора стало принятие в 2004 г. Концепции сотрудничества между общественными объединениями, общественными фондами (неправительственными организациями) и органами государственной власти1. Усиление позиций

1 Концепция сотрудничества между общественными объединениями, общественными фондами (неправительственными организациями) и органами государственной власти (Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 марта 2004 №200) // Министерство юстиции Кыргызской Рес-

НКО вызвало ответную реакцию со стороны государства, выразившуюся в осуществлении политики ограничения влияния гражданского сектора посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов (НПА) (с 2006 по 2023 г.).

Среди принятых и обсуждаемых в последние годы НПА стоит отметить законодательные акты Киргизской Республики1, предусматривающие ответственность государственных уполномоченных органов и некоммерческих организаций за допущение создания условий, повлекших ограничение деятельности НКО, устанавливающие порядок представления сводной информации некоммерческой организации об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе2 и др.

Большой резонанс в обществе вызвало принятие Закона «О некоммерческих организациях»3, согласно которому предусматривается введение понятия «иностранный представитель». В справке-обосновании данной парламентариями по данному закону, говорится, что данная мера необходима, поскольку значительная часть НКО, невзирая на официальные учредительные документы, вмешивается в политическую жизнь Киргизской Республики, участвуя в финансировании / организации / проведении политических акций с

публики : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/55210 (дата обращения: 11.10.2023).

1 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)») // Министерство юстиции Кыргызской Республики : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112273 (дата обращения: 13.10.2023).

2 Порядок представления сводной информации некоммерческой организации об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе (Приложение 2 (к постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 марта 2022 г. № 147)) // Министерство юстиции Кыргызской Республики : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/159058?cl=ru-ru (дата обращения: 15.10.2023).

3 О проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» филиалов (представительств) и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)». Принят в первом чтении 15 октября 2023 // Жогорку кенеш Кыргызской Республики : [сайт]. URL: http://kenesh.kg/ru/draftlaw/634426/show? fbclid=PAAaZK8dz79rpfaCbjQbw1YcS-6y-fh2WD54wN2M_m1tLx7Rt63abALAWC5KM (дата обращения: 16.10.2023).

целью воздействия на общественное мнение1. Авторы законопроекта полагают, что необходимо доработать закон об НКО и раскрыть понятие «иностранная некоммерческая организация», определить, через какие органы может осуществляться деятельность данных организаций. Вводится определение «иностранная некоммерческая организация»2, предлагается введение правового определения «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя»3. Конечной целью данного закона является пресечение иностранного влияния на киргизские НКО в политической жизни государства.

Реакцией представителей некоммерческого сектора на политику властей стало изменение дискурса НКО и некоторое переформатирование их деятельности, выразившееся в значительном сокращении критики в адрес государства по поводу принимаемых им решений в различных сферах жизнедеятельности республики.

Перечислим некоторые из наиболее крупных НКО согласно их виду деятельности. Традиционно первые позиции имеют правозащитные организации и структуры, занимающиеся развитием гражданского общества.

1. Ассоциация центров поддержки гражданского общества (АЦПГО)4, представляющая собой независимую сеть из девяти центров поддержки гражданского общества, занимается предоставлением информации, консультаций и тренингов в области ор-

1 Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»).

2 Там же.

3 Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя - некоммерческая организация, созданная в Кыргызской Республике, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики.

4 Активно сотрудничает с западными организациями, в том числе с ИБАГО, прекратившей свою деятельность на территории Российской Федерации в 2012 г. по решению российской стороны в связи с ведением деструктивной деятельности на территории РФ.

ганизационного развития; финансовой устойчивости; развития предпринимательской деятельности; построения социального партнерства, а также организации и проведения эдвокаси компа-ний1. Подход АЦПГО к проведению обучения включает такие составляющие, как изучение потребностей клиентов; проведение до-тренинговой диагностики организаций; разработку специфичных обучающих программ в соответствии с потребностями клиентов; пост-тренинговое консультирование. Ассоциация ЦПГО также в обязательном порядке проводит пост-тренинговый мониторинг и анализ, для выявления воздействия консультаций и других мероприятий по наращиванию потенциала, а также поддерживает тесную связь с лидерами организаций, прошедших обучение в рамках институциональной поддержки и корпоративных тренингов.

2. Ассоциация неправительственных правозащитных организаций «Эдвокаси центр по правам человека» (ЭЦПЧ)2 - независимая правозащитная организация, работающая на юге Киргизии, занимающаяся предоставлением юридических услуг и защитой прав малоимущих граждан, ставших жертвами нарушений конституционных прав и свобод.

Ежемесячно в «Эдвокаси центре по правам человека» получают консультативную помощь 25-30 человек, включая женщин, детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья и представителей национальных меньшинств. Проведено около 50 обучающих тренингов и семинаров; обучено 1200 представителей госструктур, НПО, правозащитников и адвокатов, лидеров и членов инициативных групп ГО, и студентов юридических вузов, 60 судей и секретарей судебных заседаний, 30 журналистов. Подготовлено и опубликовано свыше 10 000 публикаций по правовым вопросам и многое другое3.

1 Кампания, направленная на представительство и защиту прав и интересов определенной социальной группы или темы, продвижение общественных интересов в органах власти.

2 Поддерживается рядом западных организаций, в том числе и Фондом Сороса, включенного с 2015 г. в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

3 О нас // Ассоциация неправительственных правозащитных организаций «Эдвокаси центр по правам человека» : [сайт]. URL: https://goo.su/gsww (дата обращения: 12.10.2023).

3. Ассоциация по защите прав человека в уголовном процессе «АЯТ1СЬБ9»1 - платформа для правозащитных организаций, а также частных и юридических лиц, вовлеченных в данную сферу2. Основное внимание Ассоциации привлекают стадии уголовного процесса и судопроизводства, в ходе которых, как полагают сотрудники этой структуры, происходит нарушение прав человека. Эксперты занимаются выявлением фактов нарушений закона при задержании, медицинском освидетельствовании, отказе в правовой помощи в отношении задержанных лиц (подозреваемых), правомерности выносимых судебных решений и других этапах ведения уголовных дел и судебных тяжб, сопровождая каждое дело от начала и до конца. Многочисленные публикации Ассоциации отражены в разделе «публикации» на сайте организации.

4. Коалиция против пыток в Киргизии3 (состоящая из 16 НКО) представляет собой сеть правозащитных организаций, которые себя позиционируют в качестве занимающихся вопросами продвижения свободы от пыток в республике. Коалиция была основана в 2011 г. с целью консолидации усилий НКО для искоренения практики применения пыток и жестокого обращения с задержанными / заключенными, освещения судебных процессов, начатых по делам потерпевших в результате пыток со стороны представителей правоохранительных органов, оспаривания судебных решений путем подачи кассационных жалоб и т.д.4;

5. Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество»5 является независимой организацией, созданной для проведения гражданского воспитания, повышения правовой культуры избирателей и независимого наблюдения всех этапов избирательного процесса, избирательной деятельности, включая соблюдение избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса, а также анализ текущей ситуации, как в

1 Сотрудничает с рядом западных НПО.

2 О нас // Ассоциация по защите прав человека в уголовном процессе «ARTICLE9» : [сайт]. URL: https://goo.su/1XfLG (дата обращения: 12.10.2023).

3 Поддерживается Фондом Сороса, включенного с 2015 г. в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

4 Коалиция против пыток в Кыргызстане // Facebook : [соцсеть]. URL: https://www.facebook.com/notorturekg/?locale=ru_RU (дата обращения: 16.10.2023).

5 Поддерживается Фондом Сороса, включенного с 2015 г. в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

отдельных регионах, так и в стране в целом1. Поддержка обеспечения прозрачной избирательной системы посредством гражданского образования и независимого наблюдения, повышения доверия людей к избирательной системе, является одной из главных задач «Коалиции за демократию и гражданское общество». Коалицией на регулярной основе публикуются отчеты об обеспечении прав защиты социальных и трудовых прав работников бюджетных организаций (в частности медперсонала); защиты права на труд женщин и детей; отчеты, освещающие проблемы внутренней миграции; отчеты о качестве школьного образования в республике и т.д.2 Помимо отчетов распространена практика публикации аналитической информации (например, анализа НПА в сфере регулирования правового статуса медработников)3. Значительная часть публикаций была издана при финансовой поддержке ФСК и и8АГО.

К числу правозащитных организаций можно также причислить и многие другие НКО, в том числе и женские организации, которые также имеют довольно широкий спектр услуг, оказываемых своим целевым группам. В целом, 95% кризисных центров в республике для пострадавших от семейного насилия организованы со стороны НКО4. Государство признает эффективность работы центров, организованных и управляемых НКО, поэтому предоставляет им финансирование из республиканского бюджета через механизм государственного социального заказа.

К организациям, занимающимся охраной здоровья, относятся: 1) общественное объединение «Ассоциация руководителей организаций здравоохранения Киргизской Республики» (АРОЗ КР)5, созданное в декабре 2020 года по инициативе самих руко-

1 О нас // Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество» : [сайт]. URL: http://coalition.kg/about-us/ (дата обращения: 16.10.2023).

2 Отчеты // Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество» : [сайт]. URL: http://coalition.kg/category/report/ (дата обращения: 18,10.2023).

3 Аналитика // Общественное объединение «Коалиция за демократию и гражданское общество» : [сайт]. URL: http://coalition.kg/category/analytics/ (дата обращения: 18.10.2023).

4 Вклад НКО в экономику Кыргызстана в цифрах // KAKTUSMEDIA : [сайт]. URL: https://kaktus.media/doc/489012_vklad_nko_v_ekonomiky_kyrgyzstana_ v_cifrah._infografika.html (дата обращения: 18.10.2023).

5 Организация являлась грантополучателем Фонда Сороса, включенного с 2015 г. в перечень иностранных и международных неправительственных органи-

водителей организаций здравоохранения1. Миссией АРОЗ является содействие развитию устойчивой и эффективной системы управления организациями здравоохранения посредством укрепления взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая руководителей организаций здравоохранения для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению республики. В трудах АРОЗ освещаются мониторинг и профилактика различных заболеваний, в том числе врожденных, вопросы вакцинации и многое другое2. Периодически проводятся семинары по финансовому менеджменту организации (документообороту, бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля); 2) ОО «Инициативы в медицинском образовании» («ИМО») было основано в 2012 г. А уже в следующем году ИМО вступило в консорциум с университетскими клиниками Женевы (HUG) для запуска реализации проекта «Реформы медицинского образования в Киргизской Республике». Знания ИМО о киргизской системе здравоохранения и системе медицинского образования укрепили процесс реформ и позволили проекту продвинуться на всех уровнях и превратить стратегические шаги в конкретные действия на местах. Этот подход включает целенаправленные действия на системном и управленческом уровнях параллельно с разработкой конкретных пилотных мероприятий. Одной из основных целей деятельности данной организации является консолидация усилий и взаимодействие медицинских образовательных организаций страны по вопросам развития системы преддипломного, последипломного, непрерывного, а также среднего медицинского и фармацевтического образования в республике. Основным донором НКО выступает Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству.

К организациям, занимающимся образовательным сектором, относятся: Фонд поддержки образовательных инициатив3

заций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

1 О нас // «Ассоциация руководителей организаций здравоохранения Кыргызской Республики» : [сайт]. URL: https://ahm.org.kg/?page_id=532 (дата обращения: 18.10.2023).

2 Публикации // «Ассоциация руководителей организаций здравоохранения Кыргызской Республики» : [сайт]. URL: https://ahm.org.kg/?page_id=567 (дата обращения 20.10.2023).

3 Неоднократный грантополучатель со стороны Фонда Сороса, включенного с 2015 г. в перечень иностранных и международных неправительственных

(ФПОИ), Ассоциация развития образования в Киргизии (АРОК)1, Объединение юридических лиц «Киргизская ассоциация образования взрослых», Общественное объединение родителей детей с инвалидностью «АРДИ», Общественное объединение «Высшая школа менеджмента» и многие другие НКО.

Наиболее интересной среди представленных организаций является ФПОИ, которая имеет более чем 25-летний опыт в реализации проектов улучшения качества образования2 (в том числе обучая учителей и директоров школ; создавая учебные программы; проводя тренинги для работников системы образования; издавая учебно-методическую и аналитическую литературу). Среди множества публикаций Фонда стоит выделить такие, как «Пути развития и перспективы школьного парламента в Киргизской Республике», реализованного при поддержке ЕС и Фонда Ага Хана3 (2014); «Учимся мыслить критически», «Школьный парламент» (реализованный в рамках проекта «Первые шаги гражданина: участие школьников в принятии решений» (2016) и др.

В роли заказчика услуг Фонда в основном выступает Министерство образования и науки Ки4ргизии, а в качестве донора -Фонд Сороса Киргизии, ЮНИСЕФ и другие организации.

Экологические организации и активисты5 республики являются не менее важной частью некоммерческого неправительственного сектора республики. По данным, приводимым экологом Э. Шукуровым (в 2016 г.), в Киргизии существовало около 150 общественных организаций, имеющих в своем уставе или сре-

организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В качестве партнеров выступает ряд западных организаций: Oxfam IBIS, Education Out Loud advocacy and social accountability, GPE Transforming Education и др.

2 Фонд поддержки образовательных инициатив // ФПОИ : [сайт]. URL: https://feis.asia (дата обращения: 18.10.2023).

3 Структурные подразделения Фонда Ага Хана в России исключены из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г.

4 Представительства Детского фонда (ЮНИСЕФ) в 2012 г. были закрыты на территории РФ. Однако сотрудничество России с данной организацией продолжилось за пределами Российской Федерации.

5 Экологическое движение «БИОМ», экологическое движение «Алейне плюс», гражданская инициатива «Зеленый Альянс.KG», альянс экологических организаций «Юнисон Групп», экологическая общественная организация «Мув-Грин», гражданская инициатива «Peshcom» и др.

ди видов своей деятельности экологическую активность [4, с. 2]. Наиболее крупные из них представлены на сайте Климатической платформы Киргизии1: организация юридических лиц «Зеленый Альянс.KG»2, Орхусский центр в Бишкеке, Экологическое движение «БИОМ»3, молодежное экологическое движение «Мувгрин»4, общественный фонд «Экоис»5, общественный фонд «Rural Development Fund» (Фонд развития села)6, Юниссон Групп7, Озоновый центр, Центрально-азиатский институт прикладных исследований Земли, Региональный общественный фонд «Camp Ala-Too», Региональный горный центр Центральной Азии, Региональный экологический центр Центральной Азии (РЕЦЦА). Точная численность экологических организаций республики не установлена.

Наиболее интересной с точки зрения реализации своего экспертного потенциала является ЭД «БИОМ», появившееся в рамках молодежного крыла движения «Алейне» и впоследствии ставшее самостоятельной организацией. БИОМ можно назвать наиболее крупным аналитическим центром республики, занимающимся экологической повесткой в Киргизстане и Центрально-Азиатском регионе. Сотрудники «БИОМ» полагают, что улучшение качества окружающей среды и жизни людей возможно только благодаря

1 НПО // ClimateHUB : [сайт]. URL: https://www.climatehub.kg/%D0%BE-%-D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B 5/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B/%D 0%BD%D0%BF%D0%BE/ (дата обращения: 20.10.2023). (Среди многочисленных партнеров организации находится также Фонд Сороса).

2 Среди многочисленных партнеров организации находится также Фонд Сороса и другие западные организации, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

3 Многие проекты «БИОМ» финансово поддерживаются со стороны Фонда К. Аденауэра, чьи структурные подразделения в России исключены из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии с распоряжениями Минюста России от 8 апреля 2022 г.

4 Реализует проекты при поддержке ряда западных организаций, к числу которых относится Фонд Сороса, деятельность которого признана нежелательной на территории Российской Федерации.

5 Реализует проекты в том числе и при поддержке Фонда Сороса, деятельность которого признана нежелательной на территории Российской Федерации.

6 Проекты организации финансируются со стороны ЕС.

7 Одним из международных партнеров организации выступает USAID, деятельность которого признана нежелательной на территории Российской Федерации.

интеграции самого населения в реализацию идей Устойчивого Развития и сохранения естественных экосистем. Экологическое движение взаимодействует с государственными органами и широким кругом заинтересованных в их деятельности местных, региональных и глобальных организаций [5, с. 41]. БИОМ отличается высокой публикационной активностью1, выпустив к сегодняшнему дню более 100 единиц литературы по экологической проблематике, в том числе учебно-методические комплексы, учебные пособия, различные руководства. С 1997 г. сотрудники БИОМ в партнерстве с коллегами из других организаций реализовали около 90 проектов в рамках программ, посвященных образованию; изменению климата; экологической безопасности и экологическому управлению; сохранению биоразнообразия.

Женские организации республики2. Точную численность женских организаций в республике также сложно определить. Лишь известно, что по имеющимся на 2004 г. данным число НКО, относящих себя к категории женских, доходило до 1503. С тех пор их количество существенно возросло, однако точная цифра неизвестна. Группа женских некоммерческих неправительственных организаций представлена сообществами деловых, социально и политически активных женщин, ведущих свою деятельность в рамках определенных организационных структур. Крупнейшими платформами для взаимодействия между женскими организациями Киргизской Республики являются: Альянс женских законодательных инициатив (объединяющий более 150 физических и юридических лиц); «Форум женских НПО Киргизии» (54 организации); Агентство социальных технологий; «Женский форум «Курак», объединяющий женщин-предпринимательниц; Коалиция по развитию женского предпринимательства и снижению гендерного насилия в Киргизии (19 организаций) и др. организации [6, с. 49].

1 Портфолио // ЭД БИОМ : [сайт]. URL: http://www.biom.kg/informatory/ publications (Дата обращения: 20.10.2023).

2 Основными донорами женских НПО, как и в целом некоммерческого сектора Киргизской Республики, выступают западные НПО, в том числе и те, деятельность которых запрещена на территории РФ.

3 Второй периодический доклад Кыргызской Республики о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 2004 г. // Центр Помощи Женщинам : [сайт]. URL: http://wsc.kg/sovetnpo/ periodicheskie-doklady-kr-o-vypolneni/vtoroj-periodicheskij-doklad-kyrgyzs/ (дата обращения: 18 мая 2023).

Важную нишу в некоммерческом секторе занимают аналитические центры Киргизской Республики. Из 24 имеющихся в республике «фабрик мысли», 22 относятся к НКО [7], а оставшиеся две - SIAR research&consulting1 и М-Vector - являются консалтинговыми организациями, занимающимися среди прочего и исследовательской деятельностью. Это обстоятельство дает нам основание предположить, что они могут не относиться к категории НКО. В любом случае, эта информация требует уточнения.

Сфера деятельности киргизских АЦ крайне разнообразна и отражена в публикациях российских и зарубежных авторов2. К примеру, различными сферами законотворчества, реформами государственного и муниципального управления, развития местного самоуправления занимаются два «think tanks» - Институт политики развития, Институт государственной политики и администрации. Развитием и поддержкой инициатив в области образования, культуры и науки занимается Фонд поддержки образовательных инициатив (ФПОИ). Вопросами здравоохранения ведает Центр анализа политики здравоохранения (ЦАПЗ)3. Политическими, социальными и культурно-гуманитарными аспектами взаимодействия тюр-коязычных государств - ОРАСАМ (ORASAM)4; инновационным развитием социально значимых проектов - Лаборатория социаль-

1 SIAR research and consulting // Facebook : [соцсеть]. URL: https://www.facebook.eom/p/SIAR-research-and-consulting-100070215155417/ (дата обращения: 20.10.2023).

2 «Мозговые центры» Киргизии представлены в обзорах ряда российских экспертов (Гузенковой Т.С., Петровской О.В., Александрова Д.А., Попова Д.С., Неманского О.Б., Кузнецова А.В., Вилисова В.М., Шамахова В.А., Вовенды А.В., Корягина П.А. и др.): Атлас аналитических центров ЕАЭС : справочник / под ред. А.В. Кузнецова ; ИНИОН, РАН, Центр междисциплинарных исследований. -Москва : ИНИОН, РАН, 2021. - 206 с.; Атлас аналитических центров Большой Евразии : справочник / под ред. А.В. Кузнецова ; ИНИОН РАН, Центр междисциплинарных исследований. - Москва, 2023. - Т. 1. - 264 с.; Гузенкова Т.С., Петровская О.В., Александров Д.А. «Мозговые центры» в странах СНГ и Грузии : структура, задачи, основные тенденции развития // Доклады РИСИ. Проблемы национальной стратегии. - 2016. - № 1 (34). - С. 11-67.; Кудаяров К.А. Аналитические центры Кыргызстана // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. -С. 62-77.; Кудаяров К.А. «Фабрики мысли» в современной Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. № 2 (328). - С. 44-55 и др.

3 Финансируется рядом организаций, среди которых значится и USAID, деятельность которой запрещена на территории РФ.

4 Является структурой Кыргызско-Турецкого Университета «Манас».

ных инноваций Киргизии (SILK) и Исследовательский центр Шёлкового пути1; исследованиями демократических ценностей и правами человека - исследовательский центр Шёлкового пути и Центр политико-правовых исследований. Реализацией молодежной политики в области здравоохранения, образования и экономики ведает Институт развития молодежи; экологической повесткой в рамках ЦУР - «Институт оценки развития», ЭД «БИОМ», Центр политико-правовых исследований. Международными отношениями, стратегическими исследованиями, вопросами безопасности, социально-экономическими и политическими процессами в Киргизии, Центральной Азии и мире, исследованиями различных интеграционных проектов занимаются - Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Киргизской Республики им. Казы Дикам-баева, Институт стратегического анализа и прогноза Киргизско-Российского славянского университета (КРСУ), Центр евразийских исследований КРСУ, Национальный институт стратегических исследований (НИСИ), Центр политико-правовых исследований, «Полис Азия», «Разумные решения». Прикладными исследованиями политической и социально-экономической жизни республики и региона - Центральноазиатский барометр2 и Центр политико-правовых исследований.

Столь значительное число НКО в такой, относительно небольшой по численности населения республике, как Киргизия, если верить информации, представленной на официальных сайтах этих организаций, способно оказывать влияние на развитие различных сторон социально-экономической и политической жизни общества и государства. Однако не всё так однозначно, и проводимые в республике изменения в Закон «О некоммерческих организациях» имеют под собой весьма серьезные основания полагать, что через НКО на общество может быть оказано влияние (политическое, идеологическое, культурное и т. д.), что способно привести к различного рода политическим потрясениям и даже расколу в обществе. Примеры подобных случаев знакомы населению республики не понаслышке. Многие представители экспертного сообщества убеждены, что все три политических кризиса, произошедших в

1 Обе организации являются частью Американского университета в Центральной Азии.

2 Партнерами Центрально-азиатского барометра являются такие организации, как Фонд Ф. Эберта (деятельность которого запрещена на территории РФ), Школа международных отношений им. Эллиотта и другие западные структуры.

Киргизской Республике (2005, 2010 и 2020 гг.), - не являются случайностью. Отчасти данные события могли быть спровоцированы активностью представителей НКО с иностранным участием .

Как считает эксперт В. Комлева, «цели создания иностранных НКО - помогать странам бороться с бедностью, развивать демократию, защищать права женщин и мигрантов. Казалось бы, цели благие, но именно этим инструментом пользуются зарубежные организации для продвижения своих интересов»2.

Еще в 2015 г. некоторые киргизские парламентарии инициировали рассмотрение закона об НКО и предложили ряд изменений, предусматривающих усиление контроля над их деятельностью через получение полного доступа к документам организаций и информации, касающейся их финансирования. Однако тогда мнения по этому поводу в парламенте разделились, и только в последние годы данный вопрос был вновь поднят. Помимо части депутатов, против установления контроля за некоммерческим сектором выступили, как и предполагалось, сами представители НКО.

Мнения местных экспертов на этот счет разные, но в целом они поддерживают данную инициативу, подчеркивая, что НКО не желают открывать свою документацию перед госорганами и демонстрировать все источники финансирования. Это дает основания полагать, что им есть что скрывать от контролирующих орга-нов3. Гражданские НКО должны быть подотчетны государству в той же степени, что и религиозные организации .

Так или иначе, данный вопрос сохраняет свою актуальность и остается предметом исследования автора в ближайшей перспективе.

1 Реализация «мягкой силы» в Центральной Азии: деятельность НПО и Фондов // Лебедева М.М., Боришполец К.П., Иванова Н.А., Чепурина М.А. Центральная Азия: Социально-гуманитарное измерение. - М.: Аспект Пресс, 2016. -224 с. С. 125-152; Князев А.А. Государственный переворот 25 марта 2005 г. в Киргизии. Изд. 3-е, испр. и доп. - Бишкек, 2007. - 272 с.;

2 Как женщины и мигранты становятся инструментами западного влияния в странах СНГ // SPUTNIK Кыргызстан [сайт]. URL: https://ru.sputnik.kg/ 20230216/npo-zapad-instrumenty-sng-1072931572.html (дата обращения: 20.10.2023).

3 Гребенщикова Н. Для кого НКО пишут отчеты о Кыргызстане? // Вести^ [сайт]. URL: https://vesti.kg/politika/item/34219-dlya-kogo-npo-pishut-otchetyi-o-kyirgyizstane?.html (дата обращения: 22.10.2023).

4 Алымбеков Т. Надоедливые неправительственные организации // Gezitter.org. URL: https://www.gezitter.org/society/40552_nadoedlivyie_nepravitelstvennyie_organizatsii/ (дата обращения: 22.10.2023).

Заключение

Некоммерческий сектор в Киргизской Республике имеет богатый опыт взаимодействия с населением и государством. Вклад НКО в экономику республики является довольно существенным (около 17 тыс. рабочих мест и 0,3% ВВП страны), оказывается помощь социально уязвимым слоям населения, что является хорошим подспорьем для государства в реализации социально ориентированной политики.

Из почти трех десятков тысяч некоммерческих организаций чуть меньше одной трети получают ту или иную поддержку из-за рубежа, составляя порядка 10 000 организаций. Однако лишь 400 из общего количества НКО занимаются активной деятельностью, 47% средств на функционирование которых выделяется со стороны иностранных доноров. Таким образом, если предположить, что все организации получают примерно равное финансирование, то получится, что около половины всех активных некоммерческих организаций Киргизии зависят от иностранной помощи.

Вопросы финансирования, а также влияния НКО с иностранным финансированием на государство и общество, еще предстоит выяснить, но уже сейчас становится понятным, что в правовом плане статус НКО в Киргизской Республике будет пересматриваться и дополняться.

Список литературы

1. Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» от 15 октября 1999 года № 111 (В редакции Законов Кыргызской Республики от 30 мая 2014 года № 82, 23 апреля 2016 года № 51, 26 июня 2021 года № 78, 28 февраля 2023 года № 44) : [сайт]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/274 (дата обращения: 18.10.2023).

2. Под экспертами понимаются авторы учебного пособия «Правовое регулирование некоммерческих организаций и институтов гражданского участия» / Под общей редакцией Н.А. Идрисова - Бишкек: Т. Kirland, 2020. - 422 с.

3. Кудрявцева Т. Цифра дня. 29 тысяч 130 некоммерческих организаций работают в Кыргызстане // 24.kg : [сайт]. URL: https://24.kg/obschestvo/270279_tsifra_dnya29 tyisyach_130_nekommercheskih_organizatsiy_rabotayut_vkyirgyizstane/ (дата обращения: 11.10.2023).

4. Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики)».

5. Вклад НКО в экономику Кыргызстана в цифрах // KAKTUSMEDIA : [сайт]. URL: https://kaktus.media/doc/489012_vklad_nko_v_ekonomiky_kyrgyzstana_v_cifrah._ infografika.html (дата обращения: 10.10.2023).

6. Правовое регулирование некоммерческих организаций и институтов гражданского участия; (Учебное пособие) / Под общей редакцией Н.А. Идрисова -Бишкек: Т. Kirland, 2020. - 422 с.

7. Кудаяров К.А. «Фабрики мысли» в современной Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. № 2 (328). DOI: 10.31249/rimm/2023.02.04.

8. Краткий обзор гражданского общества в Кыргызской Республике / Постоянное представительство АБР в Кыргызской Республике, Бишкек, ноябрь 2011. - 12 с.

9. Шукуров Э.Дж. Экологическое движение Кыргызстана / Бишкек, 2016, ЭД «БИОМ». 5 с.

10. Кудаяров К.А. Экологическая политика в Киргизстане (на примере движения «БИОМ») // Россия и мусульманский мир, М.: ИНИОН РАН, 2022. № 4. С. 40-53.

11. Кудаяров К.А. Деятельность женских НПО Киргизии // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 3 (329). DOI: 10.31249/rimm/2023.03.04.

12. Кудаяров К.А. Аналитические центры Кыргызстана // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. - С. 62-77.

Статья поступила в редакцию 06.12.2023.

Принята к публикации 20.12.2023

Kudayarov K.A.

Activities of Non-Profit Organizations

in The Kyrgyz Republic

Kudayarov Kanybek,

PhD(History), Research Associate,

Center for Interdisciplinary Research,

INION RAN,

e-mail: kana8306@mail.ru

Abstract. The article is devoted to a brief overview of NPOs in the Kyrgyz Republic. The term "non-profit organization" is defined, the forms of NPOs are indicated, the history of the development of this type of organization in Kyrgyzstan and the evolution of their legal status are described. Based on information officially presented on NPO websites, an attempt has been made to consider the

largest non-profit organizations in the country in terms of their areas of activity, as well as their impact on the development of society and the state.

Keywords: NPO; non-governmental organizations; Kyrgyz Republic; donors; think tanks; financing; programs.

■k

Сченснович В.Н.

РОССИЯ И КАЗАХСТАН:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ

D0I:10.31249/rimm/2024.01.04

Для цитирования: Сченснович В.Н. Россия и Казахстан: актуальные проблемы и перспективы в двусторонних отношениях // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). D0I:10.31249/rimm/2024.01.04

Аннотация. В статье анализируются российско-казахстанские взаимодействия в постсоветский период. Определены ключевые конфликтные моменты в отношениях между странами. Выявлены процессы, повлиявшие на динамику двусторонних контактов. Дан прогноз дальнейшего развития межгосударственных связей России и Казахстана, с учетом усиления роли Китая и Турции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии.

Ключевые слова: Россия; Казахстан; Китай; Турция; украинский кризис; постсоветское пространство; интеграционные процессы; торгово-экономическое сотрудничество; ЕАЭС; суверенитет; миграционные процессы.

Введение

Сотрудничество Казахстана и России динамично развивается уже 30 лет, и к началу 2022 г. характер взаимоотношений характеризуется как взаимовыгодное партнерство во всех сферах деятельности. Россия и Казахстан состоят в ряде международных организаций, в число которых входят СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

* Сченснович В.Н., ведущий редактор, Редакция журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз. ИНИОН РАН, e-mail: lyuba9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.